4. О возведении игум. Меркурия (Иванова), клирика Смоленской епархии, в сан епископа с титулом “Зарайский, викарий Московской епархии”. 5. О II (VII) Всецерковном съезде епархиальных миссионеров РПЦ. –2000, 2, 13–14. 1331. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. О визите в РПЦ Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. 2. О результатах Богословской конференции РПЦ “Православное богословие на пороге 3-го тысячелетия”. 3. О результатах работы Комиссии по канонизации святых. 4. О введении государственными властями системы электронного сбора информации о гражданах и присвоении им ИНН. 5. О деятельности ОВЦС в 1999 году. 6. О деятельности ОЦБСС в 1999 году и о планах этого отдела на 2000 год. 7. О работе Учебного комитета, проделанной за 1999 год, и о планах на 2000 год. –2000, 4, 13–21. 1332. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: 1. Об убиении иером Григория (Яковлева), настоятеля Свято – Троицкого храма в пос. Тура Красноярской епархии. 2. О результатах рассмотрения президиумом Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. 3. О результатах работы Комиссии по канонизации святых. 4. О переговорах с делегацией Константинопольской Патриархии. –2000, 6, 4–7. 1333. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 20 апреля 2000 года: 1. О деятельности Всецерковного православного молодежного движения за 1999 год. 2. О деятельности Миссионерского отдела за 1999 год. 3. О работе Издательства Московской Патриархии за 1999 год. 4. О деятельности Богослужебной комиссии в период с января 1999 года по апрель 2000 года. 5. О деятельности Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за 1999 год. 6. О деятельности Отдела по религиозному образованию и катехизации за 1999 год. 7. Об утверждении Устава православной религиозной организации – подворья мужского или женского монастыря, имеющего епархиальное подчинение. –2000, 6, 9–11. 1334. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 2000 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5279. КИРЬЯНОВА О. Прославление архиепископа Илариона (Троицкого) . – 1999, 6, 20. 5280. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Алексия о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (1881–1952). – 1999, 6, 25. 5281. КИРЬЯНОВА О. Прославление блаженной старицы Матроны Московской. – 1999, 6, 26. 5282. ФЕДОТОВ Г.П. Канонизация святого Владимира. – 1999, 7, 66. 5283. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1999 года: Рекомендовать службы святителю Иову, первому Патриарху Российскому, и святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, к богослужебному употреблению в РПЦ. – 1999, 11, 12. 5284. РОМАНЕНКО Е. История канонизации преподобного Нила Сорского . – 1999, 11, 65. 5285. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: О заседаниях Синода Белорусской Православной Церкви с информацией о состоявшейся канонизации 23 священномучеников как местночтимых святых Земли Белорусской. –2000, 2, 4. 5286. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 20 апреля 2000 года: Утвердить и рекомендовать акафист местночтимой в пределах г. Москвы и Московской епархии святой праведной Матроне, а также тропарь и кондак святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику, к богослужебному употреблению. –2000, 6, 10. 5287. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 20 апреля 2000 года: О создании епархиальных Богослужебных комиссий. –2000, 6, 11. 5288. СВИДЕТЕЛЬСТВО духовного единства. Беседа с митрополитом Солнечногорским Сергием о празднествах, посвященных прославлению святителя Рафаила Бруклинского. –2000.7, 75. 5289. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 2000 года: Утвердить чин великого освящения кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. –2000, 8, 12. 5290. УКАЗ Патриарха Московского и всея Руси Алексия о внесении в Месяцеслов РПЦ преподобного Антипы Валаамского (Афонского). –2000, 8, 15. 5291. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. –2000, 9, 55. 5292. ДЕЯНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. –2000, 9, 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22/02/2000 Виктор Фомин " Независимая газета " - одно из немногих светских изданий, которые предоставляют свои страницы иерархам или священникам Русской Церкви, воплощая на практике требование объективности и беспристрастности. Однако публикация столь обширной статьи (каждая ее часть занимает целую газетную полосу) - случай, наверно, беспрецедентный. Разумеется, это говорит не об особом пристрастии " НГ " к митрополиту Кириллу, но об активности председателя ОВЦС и о глубине поставленных им вопросов.    далее> > 12/02/2000 Священник Владимир Вигилянский 3 февраля 2000 года в " Известиях " вышла целая газетная полоса, посвященная читательским откликам на статью кинокритика Валерия Кичина " Приказано верить " , опубликованную в газете от 15 января.    далее> > 10/02/2000 Мы просим всех наших читателей, друзей и сочувствующих по возможности оказать нам финансовую помощь в любых - пусть даже самых минимальных - размерах. Это для нас сейчас чрезвычайно важно.    далее> > 10/02/2000 В одной из статей " Православия 2000 " уже говорилось, что западная пресса начала новый этап бурной критики Закона о свободе совести, принятого 26 августа 1997 года в России. Тему подхватили и российские СМИ, в том числе электронные.    далее> > 07/02/2000 С наступлением 2000-го года интерес к Православию, христианству и вообще религиозным проблемам ощутимо увеличился. Это обусловило появление новых печатных средств массовой информации.    далее> > 05/02/2000 Священник Владимир Вигилянский 21 января 2000 года в газете " Известия " вышел первый выпуск приложения " Религия " . Подготовил ее литературный критик и публицист Александр Архангельский. Это уже не первая московская газета, которая решила посвятить свои специальные страницы религиозной проблематике.    далее> > 03/02/2000 В связи с окончанием 31 декабря 1999 года срока регистрации религиозных объединений, западная пресса вновь начала бурную полемику вокруг российского " Закона о свободе совести " , принятого в 1997 году.    далее> > 02/02/2000

http://pravoslavie.ru/4829.html

Вопрос о составителе К. до настоящего времени остается нерешенным. П. Й. Шафарик в работе «О происхождении и родине глаголитизма» (1857, изд. в России в 1860) высказал мысль о создании К. учеником Мефодия еп. св. Климентом Охридским , к-рая впосл. была поддержана мн. славистами. Это мнение основывается на данных Краткого Жития Климента Охридского, написание к-рого связано с деятельностью Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана и может быть датировано годами его пребывания на кафедре (1216-1234). В гл. 14 Жития говорится о том, что еп. Климент придал др. формы буквам для большей ясности: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл. Посредством [этих букв] он записал и все боговдохновенное Писание, и похвальные слова, и жития мучеников и преподобных святых, и священные песнопения» (цит. по: Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 273). Основные возражения против этой т. зр. сводятся к тому, что данный фрагмент Краткого Жития Климента Охридского является поздней интерполяцией (см.: Бернштейн. 1984. С. 134). Кроме того, деятельность св. Климента Охридского и как епископа, и как учителя, и как основателя охридской книжной школы проходила в Юго-Зап. Болгарии, в Македонии, где глаголица оказалась наиболее устойчивой и была окончательно вытеснена К. лишь во 2-й пол. XII в.; глаголицей написаны все дошедшие до нас старослав. памятники кон. X-XI в. македон. происхождения. Г. А. Ильинский приписывает авторство К. свт. Константину, еп. Преславскому . По предположению исследователя, «глаголица была заменена так называемой кириллицей на Преславском Соборе 893 г. пресвитером Константином по предложению кн. Симеона, стремившегося посредством новой, гораздо более простой и более легко усваиваемой азбуки облегчить и ускорить процесс славянизации болгарской церкви и государства» ( Ильинский. 1931. S. 87). Ильинский допускает, что первоначально поручение составить новую азбуку могло быть возложено кн. Симеоном на Климента Охридского и св.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

канф. Biцeбck, 1997. Ч. 2. С. 228-230; он же. Озареният Григорий Цамблак: По материала от вилнюските рукописни и старопечатни сбирки. Пловдив; Вел. Търново, 2000; Каткуте А. Григорий Цамблак в историографията на XVII в.//Българистични проучивания: Актуални проблеми на българистиката и славистиката. Вел. Търново, 1998. Т. 5. С. 61-72; Спасова M. Към въпроса за годината, през която е роден Григорий Цамблак//Славистични проучвания: Сб. в чест на XII междунар. славист. конгрес. Вел. Търново, 1998. С. 69-86; она же. Сложните думи в съчиненията на Григорий Цамблак. Вел. Търново, 1999; Thomson Fr. J. Gregory Tsamblak: The Man and the Myths. Gent, 1998. (Slavica Candensia; 25, 2); Томсън Ф. Погрешно ли е приписвано на Григорий Цамблак мъчение на св. Йоан Нови//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 63-74; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 202, 204-208, 210-211, 213, 215-216; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865-1459). Münch., 2000 (по указ.); Ангушева-Тиханова А. Григорий Цамблак чете визант. лит-ра//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 75-82; Петканова Д. Григорий Цамблак и Козма Индикоплевст//Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на проф. Р. Павлова. София, 2003. С. 306-309; она же. Григорий Цамблак и антична духовна култура//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2: In honorem prof. A. Minceva. С. 8-12; она же. Григорий Цамблак и визант. хроники//«...Нсть оученикъ надъ оучителемъ своимъ»: Сб. в чест на проф. И. Добрев. София, 2005. С. 55-66; Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII вв. Вел. Търново, 2004 [Библиогр.: С. 13-16, 103-124, 343-381]; Флоря Б. Н. Исслед. по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье (в печати). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/text/166685.html

Праотцев писали московские кормовые иконописцы большей статьи – Аника Аникеев, средней: Иван Васильев, Никита Антипьев, Семен Михайлов и Иван Марков, меньшей: Максим Иванов, Никита Афанасьев, Григорий Никитин, Иван Петров, Потап Палчевский и при них тёрщик Леонтий Иванов. Образ же «Бога Саваофа в праотцы» писали два дня кормовые иконописцы средней статьи: Аника Аникеев (по другим росписям – 1ой статьи), Матфей Кондратьев, Иван Марков и при них тёрщик – Фёдор Иванов 21 . Живописец «Анбургской земли» Иван Андреев Валтырь написал «по полотну Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа живописным письмом в новопостроенную каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Измайлово» 22 . Ствольного дела кузнецы – Пронька Камаев, Андрюшка Трофимов, Ганька Семёнов и другие делали железные крюки к иконостасу 23 . Крюки и петли к северным и южным дверям делал загоромистр Софонка Яковлев 24 . Токарного дела мастер Алешка Васильев и резного и деревянного дела мастер Андрюшка Хилков делали к местными иконами деревянные подсвечники, первый – точёные, второй – резные 25 . Подсвечники эти золотили, серебрили и писали красками сусальщик Васька Васильев, живописец Лазарь Иванов, кормовой живописец ученик Пётр Трепарев и живописного же письма кормовые ученики Ивана Салтанова – первой статьи – Лазарка Иванов, второй Матюшка Рытков, Афонька Филиппов, третьей – Алешка Иванов 26 . На эти деревянные золоченые и расписанные подсвечники паяльщик Дмитрий Иванов делал жестяные лощатые подсвечники 27 . В 1679 году в Измайловском Покровском соборе были расписаны стены, но эта стенопись до настоящего времени не сохранилась. Жалованные иконописцы Оружейной Палаты Сергей Рожков и его товарищи, читаем мы в архивном документе, писали над сторонними дверьми стенное письмо на стенах 28 . В сентябре 1679 г. спешат в Измайлово с окончанием работ в соборе к его освящению. Столяры Стенька Максимов и Лукашка Афанасьевич делают деревянные наличники к окнам и патриаршее место 29 . Амвон и окна обиваются красным рижским сукном, а патриаршее место – зелёным, в алтаре обиты сукном все стены, покупаются войлоки под ноги; в церкви ставятся три липовых аналоя 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Наконец, глаголические рукописи более архаичны. Хотя действительно в литературе много гипотез, как и во всем, связанном с Кириллом и Мефодием, надо отдавать себе отчет, что это — гипотезы, гипотезы подчас достаточно убедительные, но все-таки сказать, что мы знаем истину в последней инстанции, мы не можем. Дополнительная литература С.Б.Бернштейн. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984 Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия/Б.Н.Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. Изд. 1, Спб., 2000; Изд. 2. СПб., 2004 Е.В.Уханова. У истоков славянской письменности. М., 1998 Б.Н. Флоря. Сказания о начале славянской письменности. Изд. 1, М., 1981; Изд. 2., СПб., 2000; Изд. 3. СПб 2004 Ю.М.Эдельштейн. Проблемы языка в памятниках патристики//История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 157-207 Кравецкий Александр Геннадьевич, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН. Специалист по истории церковнославянского языка Нового времени и церковной истории. Автор книг: Церковнославянский язык. М., 1996; Изд. 5. М., 2012 (Соавт. А.А. Плетнева). История церковнославянского языка в России (XIX–XX вв.). М., 2001. (Соавт. А.А. Плетнева). Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). М., 2012 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Том 1-3. М., 2001–2003 (Соавт. А.А. Плетнева, Гезела-Афанасия Шредер и Гюнтер Шульц) Святитель Афанасий Ковровский. Биографический очерк. Владимир, 2007; Изд 2. Владимир, 2012 Участвуйте в Лектории  « Правмира »  и следите за событиями в нем  на нашем сайте , а также на страничках в  Фейсбуке  и  Вконтакте . Фото: Иван Джабир Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/aleksandr-kravetskiy-u...

В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 28 – 29. С. 156; В России//Русский Пастырь. —San Francisco, 1996. — 24. С. 65 – 66; В России//Русский Пастырь. —San Francisco, 2000. — 36. С. 35 – 36. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 33 – 34. С. 98 – 100. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 35. С. 63. Там же. С. 64 – 65. Евтихий [(Курочкин)], епископ . Письмо русского Епископа из России//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2000. — 5 (1650) от 1/14 марта 2000. С. 5. Маковецкий Аркадий, прот . Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. — СПб., 2009. С. 214. Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ [от 4/17 октября 2000]//Православное обозрение. — Санкт-Петербург, 2000. — 12 (37). С. 1. Послание Архиерейского Собора РПЦЗ святейшему патриарху Павлу, Архиепископу Сербскому и Митрополиту Белградо-Карловацкому//Православное обозрение. — Санкт-Петербург, 2000. — 12 (37). С. 1. Например, см.: Дионисий [(Алферов)], иеромонах, Алферов Тимофей, иерей. Великий соблазн и потрясение. По поводу Послания Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года//Успенский листок. — Любытино, 2000. — 36 ноябрь 2000. С. 1 – 4. Указ Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Преосвященному Евтихию Епископу Ишимскому и Сибирскому 11/35 – 9/28-82. На официальном бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подписи Председателя Архиерейского Собора митрополита Виталия (Устинова) и Заместителя Секретаря Архиерейского Собора епископа Гавриила (Чемодакова). Автографы. Оттиск печати Архиерейского Синода РПЦЗ. На 1 л. Черно-белая копия.//Архив автора. Евтихий [(Курочкин)], епископ . Письмо русского Епископа из России//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2000. — 5 (1650) от 1/14 марта 2000. С. 4 – 5. Евтих i й (Курочкин), епископ . Обращение Епископа Евтихия Ишимского и Сибирского. По поводу послания Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2001. — 4 (1673) от 14/28 февраля 2001. С. 3.

http://bogoslov.ru/article/6193184

I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Осуждение монахов-странников было далеко не повсеместным: эта форма аскезы имела и своих последователей (с. 299). Но лингвистические аргументы Иванова слишком слабы, чтобы счесть именно их «первыми пропагандистами христианства среди славян» (с. 301).   Методологические просчеты Рассматривая мнение ранней Церкви относительно миссии, Иванов сопоставляет без всяких оговорок тексты Отцов Церкви и апокрифические акты — памятники совершенно различного происхождения и назначения (с. 28-30). При рассказе о миссии во II в. цитируется житие свт. Аверкия Иерапольского, произведение намного более поздней эпохи (с. 32). Методологически неоправданно Иванов считает нехристианскими все погребения без христианской символики в Скалистом, между которым и Херсонесом пролегала огромная культурная пропасть (с. 129-130). Утверждая, что тюркские имена в греческих надписях Крыма принадлежат «христианизированным татарам», Иванов полностью игнорирует научную дискуссию о происхождении этой этнической группы, которая с не меньшим основанием может считаться «татаризированными греками» (с. 282-283).   Концепционные искажения Признавая миссионерские настроения Златоуста, Иванов все равно критикует его за то, что тот окормляет уже христианизированных варваров, а не обращает язычников (с. 67), хотя очевидно, что христианизация и персов, и готов была далеко не завершена. Иванов критикует Церковь за ревностную борьбу с «еретической» миссией Церкви, не осознавая, что для нее сознательно отклонившийся от истины ближе к погибели, чем истину не познавший, а «еретическое» крещение вообще не действительно (с. 97–106). Иванов упоминает о том, что через 20 лет после крещения Болгарии там оставалось много язычников, но делает об этом не положительный вывод о ненасильственной миссии, а отрицательный — о слабой христианизации (с. 168). На каком основании автор решает, что 30 церковных слов, заимствованных из Византии в хорватский язык, – это «совсем немного» (с. 172, прим. 124)? Непонятно, почему мотивированный политическими причинами отказ Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия отвоевывать Иерусалим означал для ромеев, что «идеи расширения христианства без одновременного расширения Империи оставались им чужды» (с. 196).

http://patriarchia.ru/db/text/73309.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010