СРЯ 1– – Словарь русского языка XI–XVII вв. Т. 1 –. М., 1975 – (издание продолжается). Терновский 1876 – Терновский Ф. Херсонский святитель//ЗООИД. 1876. Т. 10. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Российской академии наук (до 1991 г. Академии наук СССР) (Пушкинского дома) Турилов 1986 – Турилов А. А. Древнейшие отрывки пространного жития Константина – Кирилла Философа//Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры. М., 1986. Турилов 2004 – Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание»//Славянский мир между Римом и Константинополем. М., 2004 (Славяне и их соседи. Вып. 11). Турилов, Галко 2003 – Т[урилов] А. А., Г[алко] В. И. Сказание о принесении перста Иоанна Крестителя//Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннотированный каталог – справочник/Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. Ужанков 1994 – Ужанков А. Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о законе и благодати»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7, ч. 1. М., 1994. Ужанков 1999 – Ужанков А. Н. Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII вв.: «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского . М., 1999. Успенский 1998 – Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. Успенский 2002 – Успенский Ф. Б. Скандинавы, варяги, Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002. Уханова 1998 – Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX 1-й половины XI в.//Annali dell " Istituto Oientale di Napoli. Slavistica. [Т.] 5 (1997–1998). Napoli, 1998. Уханова 2000a – Уханова E. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник. Т. 59. М., 2000. Уханова 2000б – Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого исследования). Автореф. к. и. н. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Художественное оформление рукописи выполнено чернилами, без раскраски и включает 13 заставок (на л. 57, 69 об., 79, 83, 89, 95 об., 101 об., 104 об., 106 об., 107, 109, 110 и 112 об.) с плетеным орнаментом южнослав. типа и элементами «народной» тератологии и 140 плетеных инициалов и 5 (Л. 4, 7, 11, 15 об., 56) с зоо- и антропоморфными элементами. Поля листов 23, 24, 27, 28, 29, 33 об., 56 и 60 украшены орнаментальными плетенками, иногда с тератологическими элементами. Деревянные доски переплета кон. XIV - нач. XV в., отделившегося от блока, оклеены потертым и выцветшим сафьяном с тиснением и соединены холстом. Текст начинается с фрагмента, завершающего чтение на четверг 3-й недели по Пасхе (Деян 8.37-39; со слов: «                »); затем следуют чтения на каждый день из Деяний апостолов в обычном порядке; на л. 16 об. чтение на воскресенье 7-й недели (Деян 2016-18, 28-36) прерывается началом 29-го стиха (       ) ; текст на л. 17 начинается последним словом Деян 2.1 ((  )  ), т. е. чтением в воскресенье Пятидесятницы; т. о. чтения с понедельника по субботу 7-й недели отсутствуют. На л. 17 помещено чтение в понедельник 8-й недели. С л. 18 идут субботние и воскресные чтения из посланий апостолов, которые заканчиваются на л. 69 чтением в Великую субботу (Рим 6.3-11). Далее идет Месяцеслов с чтениями и указаниями чтений, на л. 112 об. обрывающийся на Аллилуарии на Преображение (6 авг.). Иногда перед апостольскими чтениями и в Месяцеслове помещены «пения» (тропари), прокимны и аллиллуарии или (особенно перед чтениями на великие праздники) антифоны, причастны и проч. Месяцеслов О. А. привлекал особое внимание исследователей. Архиеп. Сергий (Спасский) выделил его отличия от др. слав. и греч. месяцесловов, отметил следы лат. влияния и наличие редких памятей, напр. свт. Модеста (2 янв.), еп. Вигилия (7 февр.), мч. Василия (12 февр.) и др. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127). Искаженное (ошибочная передача зап. имен характерна для Месяцеслова О. А., см.: Кульбакин. 1907. С. 127; Лосева. 2001. С. 71, 75) имя   в памяти под 20 марта «   C        » (Л. 105 об.) архиеп. Сергий отождествил с почитаемым в католич. Церкви еп. Кутбертом , еп. Линдисфарна († 687; см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 126; Т. 2. С. 80; Vysko il. 1980; Miklas. 1988). Механизм превращения имени Кутберт в «Годъпещи» реконструировал Турилов, доказавший, что это было вызвано ошибочным прочтением сочетания глаголической буквы (Р) и расположенной прямо над ней выносной (Т) как Щ ( Турилов. 2008). По-разному интерпретируется наличие в Месяцеслове О. А. памяти вмч. Георгия на 26 нояб. О. В. Лосева усматривает в ней отражение рус. влияния ( Лосева. 2001. С. 97), а по мнению М. Йовчевой ( Йовчева. 2005), к-рое поддерживает и Турилов ( Турилов. 2008), память вмч. Георгия в южнослав. традиции восходит к визант. источникам, т. о., этот Месяцеслов не является «памятником русско-южнославянских связей» ( Турилов. 2016. С. 27).

http://pravenc.ru/text/2581779.html

Корпус южнослав. рукописей, в той или иной степени отражающих различные аспекты 1-го восточнослав. влияния (репертуар, памяти святых, лексика, орфография, графические особенности, орнаментика и др.), состоит не менее чем из 140 кодексов и их отрывков XIII-XVI вв. (преимущественно XIV в.), притом что наиболее полная опубликованная сводка ( Miklas. 1988. S. 456-461) учитывает 55 рукописных книг до кон. XIV в., не все из к-рых имеют отношение к проблеме. Источниковая база для изучения Д. в. существенно увеличилась за последние 3 десятилетия, с одной стороны, вслед. активной каталогизации слав. рукописей в СССР (позднее - на постсоветском пространстве) и за рубежом, с другой - в результате выработки критериев, позволяющих разграничить обстоятельства формирования лит. корпуса обоих Д. в., что дало возможность с уверенностью отнести к 1-му периоду практически все древнерус. тексты, известные в южнослав. списках XV в. ( Турилов. 2005; ср.: он же. 1993. С. 28-29). Среди списков преобладают сербские, что объясняется, с одной стороны, тесными русско-серб. контактами на Афоне во времена св. Саввы, с другой - значительно лучшей сохранностью памятников серб. письменности XIV-XV вв. по сравнению с болгарской. В книжно-лит. корпус 1-го восточнослав. влияния, известный в наст. время, входят следующие группы памятников. 1. Сочинения древнерус. авторов (и авторов, работавших на Руси) XI-XII вв. Авторские сочинения: служба св. князьям Борису и Глебу Киевского митр. Иоанна ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 15-16; 1992; СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 2. С. 632), «Слово о законе и благодати» и «Послание к брату столпнику» митр. Илариона ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 16-19; Турилов. 1993. С. 32-33), ответы Киевского митр. Георгия на канонические и обрядовые вопросы прп. Феодосия Печерского и спасо-берестовского игум. Германа ( Турилов. 2004. С. 225, 233-254), канонические ответы митр. Иоанна II ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 21-22), «Притча о белоризце», «Притча о слепце и хромце» (проложная редакция) и молитва свт. Кирилла, еп. Туровского (Там же. С. 25-28; Турилов. 1993. С. 33). Открытым остается вопрос о времени перехода на слав. юг (XII-XIII вв. или 2-я четв. XV в. в связи с заключением унии на Ферраро-Флорентийском Соборе ) «Слова о вере варяжской» прп. Феодосия Печерского, сохранившегося в 2 славяно-молдав. списках XV и XVI вв. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 19-20; ср.: Турилов. 1991. С. 94-95).

http://pravenc.ru/text/180423.html

и Мефодия в дни их смерти - 14 февр. и 6 апр. ( Ангелов Б. 1955. С. 59), но впосл. были установлены 11 мая и (реже) 25 авг. как общие дни их памяти. Гипотезы о выборе этих дней основаны на 2 предположениях: о перенесении дней памяти с предпасхального на др. период года и о выборе дня памяти Мефодия общим (11 мая считается реальной датой из его жизни - днем освобождения из баварского плена, см.: Турилов. 2000. С. 23-25; Чешмеджиев. 2001. С. 79). Но, возможно, последняя дата возникла в силу контаминации К. и Мефодия со святителями Кириллом и Афанасием, патриархами Александрийскими ( Чешмеджиев. 2001. С. 58-60, 182-186), которые имели утраченный впосл. общий день памяти 3 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Le ménologe impérial de Baltimore/Publ. F. Halkin. Brux., 1985. (SH; 69); Менолог. С. 194-195, 279, 235). Под влиянием этой контаминации для памяти слав. первоучителей подбирался подходящий день в 1-й пол. мая, что отразилось, напр., в месяцеслове Успенского сборника, где Похвальное слово стоит под 10 мая, но дата подправлена теми же чернилами, и первоначально там значилось, вероятно, 6 мая (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 188; ср.: Турилов. 2000. С. 21; Лосева. 2001. С. 79). 25 авг. как общая дата памяти К. и Мефодия (без упоминания майской) встречается исключительно в южнослав. (западноболг. и серб.) рукописях. Вероятно, она связана с жизнью равноап. Мефодия и возникла в Охриде в период Второго Болгарского царства или в Охридской архиепископии ( Турилов. 2000. С. 21-23). В большинстве слав. месяцесловов раннего периода (напр., святцы Остромирова Евангелия 1056/57 г.) дни памяти К. и Мефодия часто объединены в один праздничный цикл с памятью обретения мощей сщмч. Климента Римского (30 янв.). Общая дата памяти слав. первоучителей 11 мая отмечена только в восточнослав. рукописях - на рус. почве ( Турилов. 2000. С. 21). Лишь В. Киселков связывал ее с установлением празднования К. и Мефодию болг. царем Калояном после заключения им унии с Римской Церковью ( Киселков.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

С. 90-91. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Из Венеции русская делегация направилась домой через север Хорватии (города Пореч и Пула), Венгрию и Польшу. В то время - столица Польского королевства. Великий князь Литовский с 1440 г. по 1492 г., с 1447 г. также король Польши. Окончательно утративший к этому времени великое княжение Литовское Свидригайло в 1442-1452 гг. княжил в Луцке на Волыни, который с 1443 г. стал центром удельного княжества в составе Литовского государства. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Митрополит в то время находился в венгерской столице Буде. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 258; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. [Приложения]. С. 453-454. В храме г. Сонча и кафедральном соборе в Краковском Вавельском замке ( Dlugosz J . Opera omnia. Cracoviae, 1877. Т. 13. P. 624). НПЛ. М.; Л., 1950. С. 421. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 389. Галицкая кафедра в это время оставалась вакантной, так как считалась объединенной с Киевской митрополичьей. Акишин С.Ю., Флоря Б.Н., Э.П.И. Исидор//ПЭ. Т. 27. М., 2011. С. 177-182. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 391. Для православных москвичей данное обстоятельство, вероятно, представлялось особенно возмутительным, так как митрополит-кардинал прибыл в столицу Руси «в неделю 3 поста», т.е. Крестопоклонное воскресенье. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 258, 260-261. Там же. С. 258-259. Там же. С. 259. РФА. М., 2008. 24. С. 137-140. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 259. Там же. С. 261. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 150. РИБ. Т. 6. ПДРКП. Ч. 1. СПб., 1908. 62. Стб. 525-536. Там же. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 150. ПСРЛ. Т. 12. М., 2000. С. 41. Позднее происхождение этой версии московских событий 1441 г. отмечал А.А. Зимин ( А.А. Зимин. Витязь на распутье.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

18. Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе. – 1997, 6, 28. Архиерейский Собор 2000 года] 1. Определения Священного Синода от 18 июля 1999 года: О проведении юбилейного Архиерейского Собора во второй половине 2000 года в Москве. – 1999, 8, 4. 2. Определения Священного Синода от 7 марта 2000 года: О сроках и программе проведения юбилейного Архиерейского Собора. –2000, 4, 19. 3. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 13–16 августа 2000 года. – 2000, 9, 10. 4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора. – 2000, 9, 12. 5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. –2000, 9, 16. 6. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. –2000, 9, 55. 7. Послание Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. –2000, 10, 4. 8. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ. –2000, 10, 13. 9. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об Украинской Православной Церкви. – 2000, 10, 19. 10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о положении Православной Церкви в Эстонии. –2000, 10, 20. 11. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ по Уставу РПЦ. –2000, 10, 21. 12. Определение Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ “Об основных принципах отношения РПЦ к инославию”. –2000, 10, 21. 13. Основные принципы отношения РПЦ к инославию. –2000, 10, 22. 14. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 15. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС, об “Основах социальной концепции РПЦ”. –2000, 10, 36. 16. М.Ж. Юбилейные торжества в Москве. –2000, 10, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Булычев А.А. Из истории русско-греческих церковных и культурных взаимоотношений 2-й половины XIV столетия//Вестник церковной истории. - – 2006. – с. 94 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 321 Рансимен С. Падение Константинополя в 1453г. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – с. 38 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 394 ПСРЛ. Том 43. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. – М.: Языки славянской культуры, 2004. - с. 179 ПСРЛ. Том 23. Ермолинская летопись. – С.-Петербург: Типография М.А. Александрова, 1910. – с.150 Петрушко В.И. История русской церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – с. 162 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 398-401 Голубинский Е.Е. История русской церкви. – Том II. Первая половина тома. – М.: Университетская типография, 1900. – с. 458; Gill J. Personalities of the Council of Florence and other Essays. – Oxford, 1964. – p. 73 Копылов А.Н. Католическая церковь в России (конец IX – начало XXI вв.) – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – с. 81 Макарий, архиепископ Харьковский. История русской церкви. - том 5. – Спб.: Типография Юлия Анд. Бокрама по Большой Московской, - с. 326-27 Цит. по: Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. – М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. – с. 396 ПСРЛ. Том 18. Симеоновская летопись. – М.: Знак, 2007. - с. 188; ПСРЛ. Том 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. – СпБ.: Типография Эдуарда Праца, 1859. – с. 109 Комментарии ( 4): Василий, Ярославль 04 августа 2014г. 20:37 Необходимость установления патриаршества обусловлена в первую очередь не иерархической структурой, так как сперва не было патриархатов, а были архиепископии, но тем, чтобы в лице патриарха Поместная Церковь видела духовно-нравственный пример, на которого могла бы ориентироваться и в своей церковной жизни. На жизнь и речи патриарха смотрит и слушает Поместная Церковь, поэтому особо важно для патриарха воплощать в себе в доступной мере евангельские добродетели.

http://bogoslov.ru/article/4086414

Анонимные сочинения: Жития (проложные) равноап. кнг. Ольги (2 редакции), варягов-мучеников Феодора и Иоанна, равноап. кн. Владимира, святых Бориса и Глеба и отдельно Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Феодора (Мстислава) Владимировича ( Павлова. 2001; она же. 2004), Повесть о перенесении мощей свт. Николая в Бари (в составе сб. ГИМ. Хлуд. 241, ок. 1451 г.), кондаки и икосы святым Борису и Глебу, прп. Феодосию Печерскому и на перенесение мощей свт. Николая (в Кондакаре при серб. сб. ГИМ. Хлуд. 189, нач. XIV в.), «Предисловие покаянию» («Наставление иерею с упоминанием изгойства»), новгородское «Слово от Апостола» ( Турилов. 1993. С. 33-34; он же. 1996), «Слово о небесных силах», приписываемое в заглавии Кириллу Философу. 2. Переводы, выполненные рус. книжниками (самостоятельно или в сотрудничестве с юж. славянами): Пролог редакции Константина, митр. Мокисийского ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 36-42; Mo š in. 1959), Пандекты Никона Черногорца ( Турилов. 1993. С. 35-37; Максимович. 1998), Синодик в Неделю православия ( Мошин. 1959-1961), чин исповеди в составе Зайковского болг. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 51-52) и Дечанского серб. (Сербия, мон-рь Дечаны, 67) Требников 1-й пол. XIV в., Житие св. Андрея Юродивого ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49), Толкования Никиты, еп. Ираклийского, на 16 слов свт. Григория Богослова ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 59-60; Турилов. 1993. С. 28), «Повесть об Акире премудром», «Пчела», моностихи Менандра ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 42-47; Турилов. 1993. С. 34-35), чудеса свт. Николая об Агриковом сыне Василии, о Димитрии и «о ковре» ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 47-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101), «Слово о злоноривых женах» ( Miklas. 1988. S. 446), апокрифические Вопросы ап. Варфоломея к Христу (старший список в составе сб. 2-й пол. XIV в.- Дечаны. 103; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 90-93), возможно, «Повесть о царе-казарине» в составе того же сборника и др. Нерешенным остается вопрос о происхождении восточнослав. лексики в серб. переводах, выполненных в окружении свт. Саввы Сербского и при его вероятном непосредственном участии, в первую очередь в Номоканоне с толкованиями (Кормчая серб. редакции). Присутствие здесь восточнослав. лексики может объясняться как участием рус. переводчиков, так и престижем восточнослав. книжной лексики на слав. Афоне на рубеже XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/180423.html

596 Петров Н. И. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897. С. 5–13; Сагайдак М. А. 1991. С. 26. 597 Петров Н. Н. Указ. соч. С. 21; Берлинський М. Ф. История (1800). 1991. С. 130, 176, 193, 208, 277. 599 Текст по списку XVI в. см.: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 303–308, под строкой. 603 Каргер М. К. Древний Киев. М., Л., 1958. Т. 1. С. 98–105, 138–212; М., Л., 1961. Т. 2. С. 36–59. 609 Жизнь, деяния и подвиги святого отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима//Византийские легенды. М., 1972. 2-е изд.: М., 1994. 3-е изд.: М., 2005. С. 114–139. 610 Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). М., 1996. 611 Обзор точек зрения по этому поводу см.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 33–34. 612 Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. Написание о правой в р //СОРЯС. 1907. Т. 82. С. 21–22. 613 Щапов Я. Н. «Написание о правой вере» Михаила Синкелла в Изборнике 1073 г. и в Древнеславянской кормчей Ефремовской редакции//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 332–341. Выдвинуто предположение о переводе Ефремовской кормчей на Руси: Милов Л. В. О древнейшей истории кормчих книг на Руси//История СССР. 1980. 5. С. 105–124; Турилов А. А., Флоря Б. Н. Указ. соч. С. 436–438. 616 Павлов А. С. Указ. соч. С. 21–26; Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 25. 618 iurov I. Ein antilatinischer Tractat des Kiever Metropoliten Ephraim//Fontes minores. Vol. 10. Frankfurt a. Main, 1998. S. 319–356; Турилов А.А., Флоря Б. H. Указ соч. С. 439. 619 Греческий текст: Павлов А. С. Указ. соч. С. 176–177; древнерусский: Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. СПб., 1992. С. 30–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симонов Р. А. Хронолого-арифметические материалы Новгородского кодекса первой четверти XI в./Р. А. Симонов//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения: XVII Пашутинские и IV Зиминские чтения. М.: ИВИ РАН, 2005. Ч. 1. С. 143–147. Симонов Р. А. «Цифровые алфавиты» Древней Руси/Р. А. Симонов//Русская речь. 1973. 1. С. 134–140. Смирнов С. И. Нравственное миросозерцание духовника по Вопрошанию Кирика: Гл. IV.// Смирнов С. [И]. Древнерусский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины/проф. С. [И]. Смирнов. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. С. 104–132. Смирнов Ф. Описание рукописных сборников XVI века Новгородской Софийской библиотеки/Ф. Смирнов. СПб., 1865. С. 31. Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги/ И. И. Срезневский //Сборник Отделения русского языка и словесности АН. СПб., 1897. Т. 15, 2. С. 17, 34–38. Степанов Н. Заметка о хронологической статье Кирика век)/Н. Степанов//Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. 1910. Т. XV, кн. 3. С. 129–150. Суворов Н. С. Следы Западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права/ Н. С. Суворов . Ярославль: Типо-литография Г. Фальк, 1888. С. 161–163. Турилов А. А. О датировке и месте создания календарноматематических текстов «семитысячников»/А. А. Турилов//Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 31. Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа –древнейшее русское «Вопрошание»/А. Турилов//Славянский мир между Римом и Константинополем. М., 2004. С. 221–225, 228–229. Ундольский В. М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии/М. Ундольский//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1849. Кн. 4. С. 45. Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950–1300 гг.)/ С. Франкли н; отв. ред. и пер. с англ. Д. М. Буланин. СПб., 2010. С. 264.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010