Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) Защита слабых и борьба с ересью. 21 декабря, 2012 Защита слабых и борьба с ересью. Житие Преподобного Иосифа Волоцкого (Волоколамского). Содержание статьи Память 9/22 сентября Детство и отрочество Преподобного Иосифа Волцкого (Волоколамского) Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский) — святой Русской Православной Церкви, церковный деятель. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился 31 октября 1439 года в дворянской семье. Его отец владел селом Язвище, недалеко от Волока Ламского (ныне — город Волоколамск) и состоял на службе у удельного князя Бориса Волоцкого. О детстве и отрочестве Преподобного Иосифа известно не много. В семилетнем возрасте он поступил в учение к старцу Волоколамской обители Арсению Леженке. Способный отрок всего за один год изучил Псалтирь. Еще за год — Священное Писание. Впоследствии Псалтирь, Евангелие, Апостол он читал наизусть. В двадцатилетнем возрасте юноша принял монашеский постриг с именем Иосиф в честь подвижника Иосифа Прекрасного. Восемнадцать лет Иосиф Волоцкий прожил в Боровском монастыре под руководством старца Пафнутия. Пятнадцать лет вместе с Иосифом в келье жил его тяжелобольной отец, постриженный в иночество по благословению Пафнутия Боровского. Иосиф ухаживал за родителем вплоть до его кончины. Мать, братья и племянники Иосифа Волоцкого также приняли постриг. В монастыре Иосиф стал не только чтецом и певцом во время богослужения, но экклесиархом (уставщиком). После смерти Пафнутия Боровского в 1477 году настоятелем обители стал Иосиф Волоцкий. Но уже в 1479 году он покинул монастырь из-за разногласий с великим князем Иоанном III, а также из-за недовольства братии его усилиями по внедрению в обители строгого общежительного устава, такого как в Киево-Печерском или Троице-Сергиевом монастырях. Два года Иосиф Волоцкий вместе со старцем Герасимом Черным странствовал, посещая различные монастыри. Считается, что в Кирилло-Белозерской обители он познакомился с Нилом Сорским, с которым впоследствии дискутировал. Спустя два года после оставления Боровской обители, Иосиф вновь вернулся туда, но ненадолго. В мае 1479 года он вновь покинул монастырь. Монастырь Успения Богородицы

http://pravmir.ru/iosif-volockij/

Иовилла, муч. 2 в., с Спевсиппом и др. 16 янв. Иов праведный, многострадальный. 6 мая. Иоиль пророк. 19 окт. Иона пророк. 22 сент. Иона, Варахисий и др., мучч. Персидские при Сапоре II в 327 году. 28 марта. Иона пресв., Савваит 9 в., отец препп. Феодора и Феофана. 22 сент. Иона, митрополит Киевский, ум. 1461. 31 марта, 15 июня, 5 окт. и 27 мая. Иона, архиеписк. Новгородский, ум. 1471. 5 ноября. Иосиф прекрасный, из 12 патриархов. В понедельник страстной седмицы. Иосиф праведный, обрученник Пресвятой Девы Богородицы, Давид царь и Иаков, брат Божий. 26 дек. (В неделю по Р. Хр.) Иосиф Аримафейский. В нед. Мироносиц. Иосиф, иначе Иосий и Иуст, из 70 апп. 30 окт. Иосиф, ученик Нирсы, муч. Персидский в 343 г., с Нирсой и др. 20 ноября. Иосиф пресв., муч. Персидский в 380 г., с Акепсимом еписк. 3 ноября. Иосиф преп., ученик Антония Великого . В субб. с. Иосиф Аналитин, черноризец Раифский 4 века. 14 янв. Иосиф, еписк. Солунский, брат Феодора Студита , ум. ок. 825. 26 янв. Иосиф песнописец, преп. Цареградский, ум. 883. 4 апр. Иосиф преп., игумен Полоцкий, ум. 1515. 9 сент. Иосий, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Иосия, царь Иудейский. В нед. праотец. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, ум. 458. 2 июля. Иувентин, или Еввентий, и Максим, воины, мучч. Антиохийские при Иулиане. 5 сент. и 9 окт. Иуда, из 12 патриархов. В нед праот. Иуда (он же Леввей и Фаддей), ап. из 12, брат Господень. 19 июня. Иудифь праведная. В нед. праотец. Иулитта, мученица Тарсская при Диоклетиане ок. 305 г., с Кириком, своим сыном. 15 июля. Иулитта, мученица Каппадокийская. 31 июля. Иулитта преподобная. В субб. с. Иулиания, мученица Птолемаидская в 273 г., с Павлом братом. 4 марта. Иулиания девица, мученица Никомидийская, ок. 290. 21 дек. Иулиания, мученица Илиопольская, в Финикии, при Максимиане, с Варварой великомученицей. 4 дек. Иулиания, мученица Киликийская при Максимиане, ок. 306 г., с Кириеной. 1 ноября. Иулиания, мученица Амисская при Максимиане, е Александрой и др. 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Когда Иосиф писал иконы на заказ, то сам не назначал цену. Заказчики же иногда платили меньше, чем стоили доски, золото и краски. Но Иосиф смирялся, благодаря Бога и за это. Особенно Иосиф любил писать иконы Нерукотворного Спаса, а также иконы Ангелов. Им написаны иконы многих святых. К писанию икон Пресвятой Богородицы Иосиф относился с особым благоговением и страхом. По глубочайшему смирению он не дерзал писать копии со своей Чудотворной иконы. И не написал бы ни одной, если бы не последовало указания от Самой Пречистой Девы. Известно, что копию Иверской Мироточивой иконы, предназначенную для России и русского народа, брат Иосиф написал по прямому указанию Пресвятой Богородицы. Впоследствии Иосифу явился архиепископ Леонтий и сказал, кому передать сию икону в России, что и было исполнено. Иконы Иосифа дышат теплом и светом Православия. На них лежит отблеск нетварного сияния, которое брат Иосиф в буквальном смысле слова (он сам об этом рассказывал) видел исходящим от Чудотворной Монреальской иконы. Видел и запечатлел в своем иконописном творчестве. К концу своей краткой жизни брат Иосиф являлся носителем значительного иконописного мастерства и горячо желал передать свой опыт другим. Он видел большую нужду в иконах повсюду и особенно в России. Иосиф говорил, что в современном мире все притягивает людей к земле, в то время как иконописные образы наоборот возводят дух к Небу – к нашей подлинной родине. Своей иконописью Иосиф звал нас к Небу. IV. Икона Избранничество Безусловно, главный смысл жизни Иосифа состоял в служении Иверской Мироточивой иконе Пресвятой Богородицы. Перст Божий изначально указал на это служение: Иосифу было дано имя праведного Иосифа Обручника, хранителя Девы Марии. Архиепископ Леонтий Чилийский, принимая Иосифа в Православие, предсказал, что, по имени своему, Иосиф сделается хранителем Матери Божией и Богомладенца Христа. В тот момент юноша не понял смысла этих слов, но когда он стал хранителем Иверского Монреальского образа Пресвятой Богородицы, смысл сего пророчества открылся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович) Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии. Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь . С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь. Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников. В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей. 6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России. По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Согласно Священному Писанию, Иосиф происходил из рода царя Давида. Не случайно Евангелие от Матфея начинается с описания родословной Христа. Матфей проводит связь Иисуса с Давидом через Иосифа. «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1: 16–17). Обручился Иосиф с Марией (Мф. 1:18), которая также происходила из колена Иудина и являлась потомком царя Давида. Ведь согласно иудейскому закону, описанному в Ветхом Завете, дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис. 36: 6–9). После обручения Иосиф узнал, что Мария беременна (Мф. 1:18) и решил «тайно отпустить ее» (Мф. 1:19). В Евангелии говорится, что он, «будучи праведен», не желал огласить ее (Мф. 1:19). «Праведный» – это единственное определение, которым Евангелие характеризует Иосифа. Под словом «праведный», видимо, следует подразумевать то, что он был добр и милосерден. По закону Моисея, Мария, не знавшая мужа, но понесшая во чреве, должна была быть забита насмерть камнями (Втор. 22: 23–24). Иосиф же хотел сохранить ей жизнь. Далее в Евангелии говорится о том, что, едва только Иосиф помыслил о том, чтобы отпустить Марию, явился ему во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 20–21). Иосиф, согласно Евангелию, – это человек, который видит вещие сны. Он провидец, который в снах улавливает Божественные знаки и яснее слышит голос Бога. Сон Иосифа – наиважнейший элемент мистики этого образа. Потому что именно после сна Иосиф начинает действовать. «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень» (Мф. 1: 24). То есть он, как человек верный и преданный Богу, проявил высшую степень смирения, кротости и послушания. Он полностью жертвует собой, отказывается от своих планов, не ищет объяснений непостижимой тайны, с которой ему довелось столкнуться. С верой принимает Божью волю, делает то, что должно. Так начинается его служение. И что важно: ему возвещаются великие тайны, о которых он никому не может рассказать. Иосиф оказывается в такой ситуации, что он, будучи участником таинственных событий, вынужден до конца своих дней молчать – служить и молчать. Ибо никто не поверил бы в непостижимое: невозможно было Деве Марии жить вместе с Сыном без мужа, никто не поверил бы в то, что она Богородица. Путь Иосифа – это особый путь молчаливого праведника, который обо всем знает, но обо всем молчит. Евангелия не приводят ни одного слова, сказанного Иосифом. Но молчание его достаточно красноречиво. Иосиф приставлен Богом к Деве Марии и Младенцу, чтобы им служить: кормить, оберегать и сохранять для стороннего мира картину обычной семейной жизни.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Приведем один красноречивый пример, свидетельствующий о пламенной внутренней настроенности Иосифа как проповедника и защитника Истины. Среди его близких знакомых было немало католиков, которых он иногда навещал. Во время одной из встреч, Иосиф ревностно стал доказывать, что римский догмат о непорочном зачатии есть самое большое кощунство против Матери Божией. Иосиф считал, что несмотря на некоторую близость христианских исповеданий, чистота догматического учения присуща исключительно Православной Церкви. Мысль сия была особенно важна для него в связи с его иконописным деланием. Иосиф говорил, что так как иконы выражают тот или иной догмат, то писать их могут только православные христиане. Когда он рассматривал написанные католиками иконы, то сильно скорбел об их духовной мелкоте и бедности. Иосиф рассказывал, что пытался учить католиков иконописанию, но они никогда не могли перенять на должном уровне это священное церковное искусство. Служа Чудотворной иконе Матери Божией, Иосиф отстаивал перед лицом современного мира важнейшие христианские догматы : догмат православного почитания Богородицы, догмат святости и догмат иконопочитания. Последний догмат, как в жизни Православной Церкви, так и в жизни Иосифа имел особенное значение. Ведь не случайно Церковью установлено празднование дня Торжества Православия в связи с окончательной победой иконопочитания. Не является случайностью и то обстоятельство, что афонский духовник Иосифа, схимонах Климент, скончался в 1997 году в самый день Торжества Православия! Иконопочитание – это флаг Православия, за судьбу которого Иосиф всегда очень переживал. С большим вниманием следил Иосиф за ходом борьбы внутри Православной Церкви между сторонниками обмирщенного и реформированного экуменического христианства и защитниками освященной святоотеческой традиции. При этом Иосиф очень надеялся и много молился о том, чтобы все разногласия внутри Православия были изжиты и истина восторжествовала. Он верил, что это еще возможно! В большей части своих церковных воззрений Иосиф следовал за духовными вождями русского зарубежья, высоко ценя их соборность, умеренность, трезвенность и бескомпромиссную верность Православию. Свою уверенность в такой церковной позиции Иосиф черпал не из рационально-аналитических построений, а из личного опыта общения с горним миром. Не нужно было убеждать Иосифа в том, что мы живем в предапокалипсические времена. Он сам, исходя из своего личного опыта, однажды предупредил одного близкого человека: «Знаете, я должен вам обязательно сказать, что скоро конец мира». Вероятно, у него были очень веские причины для такого предупреждения. Догматика и аскетика

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

1332.07.18 Бблиз крепости  Росокастро  произошло сражение между войсками византийского императора Андроника III и болгарского царя Ивана Александра. Сербия и Византия заключили мир. Византия признала захват Сербией территорий в войне 1331–1334 годов. Война Андроника III с болгарами. Поражение Андроника, болгарский царь прявил мягкость и не взял Андроника в плен. Андроник III захватил Эпир. 1341.06.15 Смерть Андроника III Палеолога. Правителем империи стал восьмилетний сын Андроника III – Иоанн V. Фактически империей руководила его мать Анна Савойская и регент Иоанн Кантакузин. Заговор против Иоанна VI , но он убежал в свой родной город Дидимотику. Осенью восстание в Адрианополе против Иоанна Кантакузина. Подавлено правительственными войсками. 1341.10.26 Стороники провозгласили Иоанна VI Кантакузина императором. Иоанн VI проявил лояльность к Иоанну V и Анне Савойской. 1341–1343 Попытка Иоанна VI захватить Константинополь. Продолжилась эпоха Гражданских войн. При этом в борьбу включились другие страны, что в итоге кончилось захватом Византии турками. После очередного поражения Иоанн VI скрывается в Сербии.  1342–1343 Пользуясь гражданской войной в Византии, сербский король Стефан Душан приобрел часть территории Византии, но Солунь и Серры взять не смог. Весной Иоанн VI штурмует Солунь, терпит поражение и скрывается в Сербии. Власть в Фессалониках перешла к зилотам, которые были приверженцы центральной власти. Дидимотику в это время пытаются взять болгары. Турецкий эмир Умур пришел на помощь Иоанну VI . Было отбито наступление болгар и Иоанн VI захватил большую часть Фракии. Сербы захватили Серры. В руках Анны Савойской остался только Константинополь, Солунь и п. Галлиополь. 1346.04 Стефан, король Сербии, завоевав Албанию, провозгласил себя “господином всей империи ромеев” и “царем и самодержцем Сербии и Романии”. Иоанн VI выдал дочь замуж за турецкого эмира Орхана и совместо с турками начал новую войну за Константинополь. 1347.01 Иоанн VI начал осаду Константинополя 1347.02.03

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Напротив Сретенского монастыря. Доступно 24 часа в сутки. vk fb tw ok @ g+ lj Сестры милосердия Императрица Александра, Великие княжны Ольга и Татьяна и фрейлина Анна Вырубова. 1914 г. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Царские дети собирают пожертвования для больных туберкулезом на дне благотворительности «Белый цветок». Ливадия. 3 мая 1912 г. vk fb tw ok @ g+ lj Государыня императрица Александра Федоровна и Великие княжны Ольга и Татьяна с ранеными и врачами в лазарете. Царское село. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Император Николай II вместе с Великими княжнами посещает раненых в госпитале. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Великая княжна Татьяна с ранеными в лазарете. Царское село. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Великая княжна Ольга Николаевна делает перевязку раненому в присутствии В.И. Гедройц и Государыни императрицы Александры Федоровны. Царскосельский лазарет. vk fb tw ok @ g+ lj Великие княжны Ольга и Татьяна с ранеными в лазарете. Царское село. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Государь император Николай II и сестра милосердия Великая княгиня Ольга Александровна обходят раненых. Ровно, 1915 г. vk fb tw ok @ g+ lj Государыня императрица Александра Федоровна и великие княжны ассистируют при обработке раны. Царскосельский лазарет. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj Императрица Александра Федоровна и Великие княжны Ольга и Татьяна с ранеными в лазарете. Первая мировая война. Стоят: корнет Д.Я. Малама, врач Н.П. Гедройц, императрица Александра Федоровна, великая княжна Ольга Николаевна; сидят: великая княжна Татьяна Николаевна, корнет Эллис, подпоручик Попов, корнет Карангозов. 1914 г. vk fb tw ok @ g+ lj Государыня императрица Александра Федоровна с ранеными в одной из палат Царскосельского Дворцового госпиталя. Царское село. 1916 год. vk fb tw ok @ g+ lj Государыня императрица Александра Федоровна и Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны в палате с ранеными. Царскосельский лазарет. Первая мировая война. vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/157073.html

К. Имп. Александр I, его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3; Отечественная война и рус. об-во: Юбил. изд. М., 1911-1912. 7 т.; Военский К. А. Русское духовенство и Отеч. война 1812 г. М., 1912; Краткие ист. сведения о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отеч. войне 1812 г. СПб., 1912; Никольский А. В., прот. Лица «духовного чина» Моск. епархии в их служении Церкви и Отечеству в 1812 г. М., 1912; Розанов Н. Петр. Московские святыни в 1812 г. М., 1912; Смоленская старина. Смоленск, 1912. Вып. 2: 1812-1912: Юбил. изд./Ред.: П. В. Михайлов, Н. Н. Редков; Студитский И. М. Русское духовенство в Отеч. войну 1812 г. Кострома, 1912; Шавельский Г. И., протопр. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912; Тарле Е. В. 1812 г. М., 1959; Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 г. М., 1968; Пуцко В. Г. Калужское духовенство в Отеч. войне 1812 г.//Калужская губ. на II этапе Отеч. войны 1812 г.: Проблемы изучения. Персоналии. Памятники. Малоярославец, 1998. С. 108-114; Ивченко Л. Л. Бородино: Легенда и действительность. М., 2002; Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//ОИ. 2002. 6. С. 27-38; она же. РПЦ в Отеч. войне 1812 г. М., 2002; она же. Армия и Правосл. Церковь Рос. империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007; она же. Ангел и демон: Александр и Наполеон в восприятии современников//Родина. 2012. 6. С. 74-76; она же. Московская епархия в Отеч. войне 1812 г.//ЖМП. 2012. 10. С. 84-89; она же. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 138-147; она же. Правосл. Россия против «безбожной» Франции: Свящ. война имп. Александра I//Рос. история. 2012. 6. С. 103-116; она же. Церковь в войне 1812 г.//Рус. история. 2012. 1(20). С. 32-37; она же. Александр Благословенный: Свящ. война рос. императора//Эпоха 1812 г. в судьбах России и Европы: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2013. С. 390-400; она же. Антинаполеоновская пропаганда в России 1806-1814 гг.: Формирование образа внешнего врага//Французский ежег., 2013: «Русская кампания» Наполеона: События, образы, память.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Никогда никакая война не возбудила такого всеобщего на Руси сочувствия и одушевления, не вызвала столько жертвоприношений любви, не заслужила в такой полной мере названия «народной», как именно эта война, благодаря именно этой священной задаче» 356 . «Эта война, – говорил тот же оратор, – за веру Христову, эта война за освобождение порабощенных и угнетенных славянских братий; эта война праведная, эта война подвиг, святой, великий, которого сподобляет Господь Святую Русь. И вот она выходит, ликуя, на кровавый пир, громко и смело исповедуя имя Божие, к удивлению мудрецов века... Никогда дух народный не являл такой высоты подъема, свободной в то же время от надменности и от восторженного самохвальства. В том-то и сила, что настоящая война дело не только чести, но, что всего важнее, и совести народной» 357 . «Народ, наш простой, смиренномудрый народ, не одержимый ни властолюбием, ни жаждой боевой славы, принял войну как нравственный долг, естественный и непроизвольный, как непреложный, священный подвиг, сужденный ему Провидением» 358 . «Никогда еще не выступало мужество наших воинов в таком озарении святости. Это поистине христианское войско» 359 . Приведенные слова председателя Московского славянского благотворительного комитета И. С. Аксакова раскрывают весь характер Освободительной войны – поистине священной. Великий подвижник Русской Православной Церкви и глубокий богослов святитель Феофан (Говоров, 1815–1894), размышляя по Восточному вопросу, считал, что лучше было бы все уладить без войны. «Войны для войны нечего желать, – писал он в январе 1877 г., – но если без нее нельзя поставить на ноги наших, а только кое-что им доставить, то лучше уж война» 360 . Так относилась к Восточному вопросу и русская дипломатия. Вначале она пыталась было путем мирных переговоров склонить Порту к преобразованиям, направленным к улучшению в ее пределах положения славян-христиан. Когда же Порта не вняла мирным призывам, 12 апреля 1877 г. император Александр II подписал манифест, объявлявший войну Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010