Посему как человек приемлет и нетление и бессмертие» (Феодорит, там же). 29. Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Приведя вполне текст псаломного пророчества, ап. Петр указывает, что это место псалма пророчески предвозвещает о воскресении Христовом. К воскресению Христову он относит только главные, основные черты приведенного псаломного изречения, но, конечно, и все другие черты относит ко Христу. – Да будет позволено: о величайшем, одном из самых уважаемых праотцев народа, апостол выражается с особенной осторожностью и почтением, намереваясь говорить о нем, как о низшем Иисуса распятого. – С дерзновением: открыто, прямо, хотя бы истина, которая имеет быть изречена вслед за сим показалось кому-либо несоответственной с представлением об отношении Давида к Иисусу из Назарета. – О праотце: или патриархе – высокопочтительное название, употребленное здесь может быть нарочито по вышеприведенной причине. – Умер и погребен: как обыкновенный человек, с которым по его смерти и погребении не случилось ничего особенного, необыкновенного, т.е. собственно подразумевается, что он не воскрес из мертвых (ср. Злат. и Феофил.), и, следовательно, не на нем исполнилось то, что он говорил в своем лице о праведнике, который не останется во гробе. – Гроб его у нас до сего дня: т.е. с останками его тела, подвергшегося тлению подобно телам всех других людей. Давид был погребен в Иерусалиме ( Неем.3:16 . Флав. – о войне иуд. 1, 2. 5; Древн. 7, 15. 3. 13, 8. 4). «Теперь он (Петр) доказал то, что ему было нужно; и после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде… чтобы они по крайней мере хотя из уважения к Давиду и к его роду приняли слово о воскресении (Иисуса Христа), так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь» (Злат., ср. Феофил). 30. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его, Будучи же пророком: понятие пророка берется здесь в частном и тесном смысле слова, как провидца и предсказателя будущего, по откровению Божию (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

[О каких апостолах здесь говорит Петр, трудно сказать. Большая часть рукописи называет их вашими ( υμν), разумея, может быть, под ними апостола Павла и его учеников; в других рукописях читают наших ( η μν) в смысле: нас – апостолов]. Стих 3. В последние дни, в смысле в последующее время, в будущем. Неизменяемость Законов природы и однообразие течения жизни человеческой всегда были для свободомыслителей основанием не верить Провидению Божию и возможности для всемогущей воли Творца по Своему свободному усмотрению изменить лице земли. Стих 5. Земля от воды и водою составлена. Под водой здесь должно разуметь первоначальный хаос ( Быт.1:2 ); выражение водою относится к положению земли на воде. Древние верили, что как земля, так и небо произошли из воды, и в современной науке есть мнение о таком же происхождении земли (Нептунизм). Стих 7. Как несомненно происхождение земли из воды и гибель первого мира в воде, так же несомненна и гибель нынешнего мира в огне. Предание (Флав., Древн. иуд., 1:3) приписывает ещё Адаму предсказание о двукратной гибели мира – раз от воды, другой раз от огня. Пророки и апостолы положительно учили этому, а наука, доказывая вулканическое образование земли и небесных светил, склоняется к тому заключению, что и конец мира может быть скорее всего огнём. Впрочем, огненный конец земли не уничтожит её, а только истребит нечестивых людей на ней. Сожжённые огнём земля и небо явятся и будут существовать в обновлённом виде. Стих 9. Долготерпит на нас, да вси в покаяние приидут. Утешительное объяснение мнимой медленности Господа в исполнении обетования о скором Своём Пришествии. Собственное желание избежать гибели и братское участие в спасении ближних должны, таким образом, умерять желание нетерпеливых, ждущих скорого Пришествия Христова. Впрочем, и обетование не нарушается: у Господа 1000 лет – как один день, и один день, как 1000 лет. В малых размерах человек и сам испытывает это, и для него часто несколько лет проходит как день вчерашний, и минуты ожиданий считаются годами. Чтобы придать более силы и убедительности своим словам, апостол и себя включает в число требующих долготерпения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

5) Фарисеи употребляли продолжительные молитвы в собраниях и на углах улиц ( Мф.6:5 ); причем, подражая примеру Анны, матери Самуила, произносили молитвы шёпотом, – и стояли иногда часов по девяти на молитве; давали десятины от всего, даже малейшего, что не требовалось Законом ( Лк.18:12 ; Мф.23:23 ). Такое направление возвышало фарисеев в глазах народа и дало повод Флавию сравнивать их со стоиками Греции; но в то же время увлекало многих, не искренно расположенных к религии, на опасный путь внешнего благочестия и лицемерия, так что со времени Иисуса Христа, разоблачившего их тайные слабости, имя фарисея сделалось синонимом лицемера. Как противоположное фарисейству направление является саддукейство. По свидетельству Талмуда, саддукеи ведут своё начало от Цадока, или Садока, ученика Антигона Сохо, жившего во времена Птоломея Филадельфа, за 2,5 столетия до Рождества Христова, и отвергавшего необходимость награды за добродетели. Ученики его, развивая эту мысль, стали отвергать будущую жизнь, бессмертие души, воскресение тела, а в настоящей жизни признавали за Человеческими действиями совершенную свободу, следовательно, отвергали судьбу и поставляли счастье в наслаждении земными благами. При этом они строго вменяли человеку всякое нравственное действие и были неумолимы в судах. Стараясь укрепить своё учение на положительном откровении, они не допускали никакого таинственного, или аллегорического толкования Закона Моисеева и отвергали всё, о чём прямо не говорится в нём. Поэтому отвергали устное предание, столь уважаемое фарисеями, и насмехались над сими последними; а также не допускали никаких посредствующих духов между Богом и человеком; отвергали Ангелов ( Деян.23:8 ; Мф.22:23 ; Мк.12:18 ; Лк.20:27 ). Кажется, не веровали они и в пришествие Мессии. – На стороне саддукеев, как естественно было ожидать, были вельможи и богачи; по свидетельству Флавия, во время Иисуса Христа даже первосвященник был из секты саддукеев. На стороне фарисеев – народ бедный и простой. Саддукеи были рационалисты и составляли интеллигенцию народа. Флавий сравнивал их с эпикурейцами; фарисеи составляли силу народа и держали в своих руках его судьбу (Флав. Древн., 13:5;9;10,6; 18:1,4. Об Иуд. войне. 2:8,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Сын и преемник Иоакима, Иехония, евр. Иегойяхин, за свое трехмесячное царствование проявил то же не теократическое настроение, как и отец его Иоаким. Но традиция иудейская, имея ввиду милость Божию к Иехонии – в сохранении в плену в течение 37 лет и освобождение его из темницы при преемнике Навуходоносора Евильмеродахе ( 4Цар.25:27 ; ср. Иер.52:31 и далее), сохранила воспоминание и о добрых делах Иехонии (И. Флав. X:7, 1, замечание в Талмуде; ср. ( Вар.1:2 ) и далее ). 4Цар.24:10 .  В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. 4Цар.24:11 .  И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. 4Цар.24:12 .  И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, – и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. В 8-й год своего царствования (ст. 12) или, по ( Иер.52:28 ), в 7-й год царствования своего, следовательно в 598 или 597 гг., Навуходоносор, без всякого, по-видимому, повода со стороны Иехонии (по И. Флавию, Иуд.Древн. 10:7, 1: «Навуходоносор боялся, как бы Иехония (у И. Флавия – Иоахим) в отместку за погибель отца своего не отложился от него») осадил Иерусалим, вероятно, довершая начатый ранее поход халдеев в союзе с другими народами (ст. 2). «Царь (Иехония), будучи человеком порядочным и справедливым, не хотел допустить, чтобы ради него город подвергался опасности, но взял свою мать и родственников и отдал их в виде заложников» (И. Флавий). Такая покорность Иехонии (с матерью и первыми министрами) и добровольная сдача им Иерусалима Навуходоносору побудила последнего даровать жизнь Иехонии, но не спасла города от разграбления, а царство Иудейское от фактического начала пленения. 4Цар.24:13 .  И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем; 4Цар.24:14 .  и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, – десять тысяч было переселенных, – и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После смерти царя египетского Птоломея Филопатора, Антиох Великий, царь Сирии, овладел Самарией и вступил в Иудею. Иудеи, недовольные жестокостью умершего царя египетского, сдались добровольно Антиоху и помогли овладеть Иерусалимскою крепостью, в которой находилось египетское войско. Антиох, в благодарность за это, дал им право жить по своим законам и повелел отпускать из своей казны необходимое для жертвоприношений в храме (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 12, гл. 3). Селевк IV Филопатор. Покушение Илиодора ограбить храм Иерусалимский Селевк IV (Филопатор), преемник Антиоха Великого, нуждаясь в деньгах, послал своего главного министра, Илиодора, взять сокровища из храма Иерусалимского и принести к нему. Когда Илиодор с вооруженными людьми вошел в сокровищницу храма, здесь явился им страшный всадник на коне, весь в золотом вооружении; конь всадника поразил Илиодора передними копытами. В то же время явились двое светлых юношей и стали бичевать Илиодора. Он вынесен был из сокровищницы едва живым. Первосвященник Ония, боясь, чтобы не обвинили иудеев в убийстве его, принес жертву Богу о спасении его. Выздоровев, Илиодор принес благодарственную жертву Богу, и пред всеми свидетельствовал о делах Божиих, которые он видел своими глазами ( 2Мак. 3 ). Антиох Епифан, гонитель иудеев. Превращение храма Иерусалимского в идольское капище (5341 год от сотворения мира, 168 год до Рождества Христова) 526 Великое бедствие постигло иудеев, когда стал царем Сирийским Антиох Епифан 527 . Желая уничтожить в Сирийском царстве раздоры между своими разноплеменными и разноверными подданными, он написал повеление, чтобы все, живущие в царстве его, были одним народом. Как грек, он повелел им говорить и одеваться по-гречески и поклоняться идолам греческим. Поэтому и иудеям, под смертною казнью, запретил Богослужение по закону Моисееву и повелел поклоняться греческим идолам. В храме Иерусалимском, по его повелению, поставили идола Юпитера Олимпийского и стали приносить идольские жертвы. Всех, исполнявших обряды закона Моисеева, предавали смерти. Само имя Иудея было запрещено. Раз донеслось, что несколько иудеев ушли в пещеры праздновать субботу; их там сожгли ( 2Мак. 4:7–50; 5, 6:1–11 ; 1Мак. 1 ). Мученичество Елеазара, одной матери и семи сыновей ее 528

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После войны так наз. кумранские рукописи были по случайности найдены. Они имеют крайне важное значение для ветхозаветной текстологии для изучения периода относящегося к земной истории Господа нашего Иисуса Христа. В знаменитой книге Иосифа Флавия под названием «Иудейская война», во 2-ой книге, гл. 8 описывается жизнь этой секты. Иосиф Флавий родился вскоре после Вознесения Господня, в 37 г. по Р. Х., т. е. писал все по свежим следам, писал на греческом (у нас есть недавно вышедший новый перевод с древнегреческого этой замечательной классической книги). Восьмая глава 2-ой книги открывается таким сообщением: «Область Архелая перешла под прямое правление Рима (Архелай — сын Ирода Великого, который стал править в Иудеи, из-за него Святое семейство не вернулось в Вифлеем, а пошло в Назарет, на север — авт.), и Копоний, римлянин из сословия всадников, был направлен туда прокуратором с полномочиями от Цезаря выносить смертный приговор» [Флав. 1, с. 122]. Вот такая замечательная фраза. Она замечательна потому, что речь идет о первом прокураторе, и сразу говорится о его прерогативе выносить смертный приговор. Как это существенно для новозаветной истории, вспоминая Понтия Пилата и суд Пилата, который требовался иудеям, чтобы привести желаемый иудеям смертный приговор над Иисусом Христом в действие. Суть здесь вот в чем. Предстает удивительная организация, которая пронизала всю страну, в каждом городе, есть представитель этой организации, который встречает пришельцев. Члены этой общины не имеют возможности общаться с не членами этой общины, тем самым возникает государство в государстве, это удивительная образование. Имея нужду путешествовать из города в город, они могут остановиться и принять пищу и все необходимое только от представителя этой секты в этом городе. Стать отвергнутым общиной страшно, человек погибает от голода, об этом пишет Иосиф Флавий. Почему? А вот почему. «Тот, кто стремится войти в общину, не может быть принят сразу. Оставаясь вне общины, такой человек должен в течение года вести жизнь, соответствующую ее правилам, получая в свое пользование топорик, вышеупомянутый покров для опоясывания чресел и одежду белого цвета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Митрополит Иосиф (Чернов)      Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893–1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий. Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве. С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена. Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году. В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна. В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР. Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

http://pravoslavie.ru/94941.html

Иосиф шел к этим людям, как апостол Любви, шел по стопам Христа, разделявшего трапезу с грешниками и блудницами. За такое христоподражательное житие многие осуждали Иосифа, говоря, что хранителю Чудотворной иконы не подобает водить дружбу с сомнительными личностями. Но Иосиф самоотверженно, и невзирая на лица, продолжал свое служение. Разумеется, Иосиф постоянно общался и со множеством церковных людей: архиереев, священнослужителей, монашествующих. На многих из них он оказал сильное духовное влияние. Двух архиереев Иосиф подготовил к переходу в иной мир. При этом он по-детски удивлялся: «Не понимаю, как архиерей может бояться смерти?». Сам Иосиф не боялся смерти, потому что всецело уповал на милость и человеколюбие Божие. После его бесед и молитв перед Мироточивой иконой упомянутые архиереи обрели сердечный покой и отошли ко Господу в мире. Иосиф был одарен от Господа рассуждением. Как известно, святые отцы поставляют этот дар выше прочих. Иосиф мог удивительно просто объяснять сложные вопросы богословия и духовной жизни, умел развязывать клубки запутавшейся в противоречиях человеческой души и ясно указывать простой выход из труднейших жизненных ситуаций. Иосиф обладал неким духовным чутьем и тонким духовным слухом. Проявлялось это в том, что он различал знамения и малые откровения Божии, на которые большинство людей попросту не обращает внимания. Иосиф же следил за знамениями, узнавая из них волю Божию. И другим советовал: «Следите за знамениями». А иногда прямо указывал на явное знамение в жизни того или иного человека, самим человеком не замеченное. Иосиф был чрезвычайно духовно-чувствителен. Он чувствовал святость или греховность людей. Например, он рассказывал, что когда подошел под благословение к приснопамятному митрополиту Филарету (Вознесенскому) , то буквально физически ощутил силу его благословения, даже мурашки пошли по коже. Для служения ближним, Иосифу был дан от Господа дар прозорливости. Он признавался, что ему многое открыто, но он не желает показывать сего, дабы не отвлекать внимание людей от Мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, смиренным служителем Коей он желал всегда оставаться.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Послание к Симону митрополиту 211 После обычного «челом бью» Иосиф напоминает митрополиту об обидах, нанесенных князем Феодором монастырю Пречистой за то, что они не отдали ему того, что христолюбцы жертвовали на помин души. «И он государь, того ради на нас брань великую воздвиг; меня, государь, захотел из монастыря изгнати, а братию, государь, старцев добрых хотел кнутем бити, а Возмитцкому архимандриту велел у нас чернецов из монастыря подговаривати и оводити и архимандрит Алексей подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увел, а те чернецы взяли с собою четверынадтцатеры книги да ину рухлядь монастырскую». Далее Иосиф рассказывает, как они били челом князю и как, сознав конечное не жалованье своего государя, Иосиф хотел уйти из монастыря, но братия уговорила его не делать этого. «И я, государь, – продолжаете Иосиф, – посылал братию бити челом тебе, государю, чтобы ты жаловал      и твоим, государь, благословением и печалованием государь великий князь смиловался, пожаловал, Бога ради взял в свою державу монастырь Пречистыя и мы, государь, от тех мест в тишине и покое молили Бога за государя благовернаго великого князя… И ныне, государь, ведомо тебе: в великое говение прислал на меня архиепископ Новогородцкий Серапион грамоту неблагословеную, а написал, государь, вину мою слышание мое таково: что еси отказался от своего государя в великое государство и како еси таково великое безчиние сдеял? И ты чюжд священства и нашего благословления». Иосиф говорит далее, что ни в Божественном Писании, ни в летописцах, ни в обычаях земских того не бывало, чтобы подобный поступок считался за бесчиние, и просит митрополита жаловать его как прежде и за него заступиться. Иосиф переслал в Москву и неблагословенную грамоту. Дело приняло политическиий оборот. Грамоту Серапиона перетолковали по-своему: мол, он в ней небесным назвал князя Феодора, а земным великого Самодержца. В этом увидали новгородский дух, крамолу. Вместе с грамотами Иосиф написал на Возьмицкого архимандрита: «он де лукавством посылал чернецов к Серапиону будто рыбы и соли купить»; незадолго до получения Иосифом отлученной грамоты, приезжал к нему в монастырь и объявил, что его самого Серапион отлучил за то, что он без благословения построил церковь и при этом с хитростью выспрашивал у Иосифа – как поступить, если архиепископ не благословит игумена? Иосиф научил его повиноваться архиерею и не дерзать священнодействовать. Он же вслед за тем поехал в город и там совершил литургию. Когда же Иосиф послал спросить его, зачем будучи отлучен он служить? Отвечал, что сверх отлученной грамоты имеет и другую – разрешительную, и вслед за тем послал к Иосифу Серапионову грамоту, которой Иосиф отлучался и не благословлялся от своего владыки. Обвиняя и Пилиемова, Иосиф видел во всем этом нерасположение к себе Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010