Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Апокрифы Апокрифы (апокриф ­­ сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления). I. Апокрифы Ветхого Завета А. Возникновение А. – это сочинения позднего иудаизма дохрист. периода, возникшие в промежутке между ВЗ и НЗ, существовавшие только на греч. языке (были обнаружены части Книги Иисуса, сына Сирахова, также и на евр. языке, см. I,B,3). Они включены в Септуагинту, греч. пер. ВЗ. Когда Септуагинта стала Библией христиан, она вызвала недоверие у иуд. раввинов (после 70 г.). Около 400 г. по Р.Х. 12 или 14 сочинений, содержавшихся в греч. и лат. ВЗ, но не входивших в евр. канон, стали называться А. В христ. общинах отношение к А. было неоднозначным вплоть до эпохи Реформации, когда М. Лютер в своем переводе поместил А. между ВЗ и НЗ и исключил их из канона. В ответ на это Рим. католич. церковь на Тридентском соборе объявила их неотъемлемой частью Писания. Апокрифы широко распространены и высоко ценятся у католиков и православных. Б. Употребление термина Обозначение «А.» для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные – неканоническими писаниями; в изданиях, которые возникают в результате межконфессионального сотрудничества, решено обозначать их как «поздние сочинения ВЗ». Термин А. католики применяют к прочим сочинениям, которые у евангелистов называются псевдоэпиграфами (т.е. сочинениями, опубликованными под чужими именами). Они публиковались под псевдонимами, причем авторство всегда приписывалось к.-л. из великих мужей ВЗ. А. являются более поздними произведениями, чем «поздние сочинения ВЗ», и всегда носят характер легенд с преимущественно апокалипсич. содержанием (напр., Успение Моисея; Мученичество Исаии; Книга Еноха, определенно цитируемая в Иуд. 1:14 ; Псалмы Соломона, Апокалипсис Варуха; Завет двенадцати патриархов и пр.). В. Апокрифы в современных изданиях Библии Отдельные издания Библии предлагают некоторый набор А., заимствованных из Септуагинты. Лютер писал: «Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию , но все же полезны и хороши для чтения». Некоторые из этих книг и по сей день используются при богослужении. Это относится даже к псевдоэпиграфам (напр., Иуд. 1:4 , ср. Енох 10 и след.; Иуд. 1:9 , ср. Усп. Моисея). Читателю Библии многое в А. покажется странным; с другой стороны, его поразит сходство многих изречений с ветхозаветными. Историки могут почерпнуть из некоторых апокрифических книг ценные сведения о жизни иудеев, их образе мышления, о формах их религиозности в период между ВЗ и НЗ. Некоторые из этих книг не могут представлять ист. интерес, поскольку события, излагаемые в них, взяты вне исторического контекста, но они могут многое сказать о религиозно-философ. мысли истор. периода, предшеств. НЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Пока еще был жив, он молился о тех, кто его убивал и просил Господа Иисуса, чтобы спаслись и они. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИУДЫ Подвизайтесь за веру Евангельскую ( Иуд. 1:3 ). Святого Апостола больше всего волновала жажда дать людям истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Он переживает, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего [в повод] к распутству» ( Иуд. 1:4 ). Святой апостол Иуда сразу переходит к справедливой угрозе. Он говорит, что Господь ангелов падших не пощадил, Содом и Гоморру превратил в пепел, и все это поставлено нам в пример. …А сии злословят то, чего не знают… Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Это люди душевные, не имеющие духа… ( Иуд. 1:10–11, 19 ) Святой Иуда призывает помнить предсказанное апостолами. Они говорили, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям… А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере… Сохраняйте себя в любви Божией… К одним будьте милостивы с рассмотрением, а других спасайте страхом… гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью ( Иуд. 1:18, 20–23 ). Так отец Лаврентий шаг за шагом шел по пути апостольского учения. Он все больше и больше поражался жизненностью содержания этого учения и необычайной глубиной и неоспоримой правдой его сути. ОСЕННИЙ БУКЕТ Но вот однажды, придя в келью одного брата, отец Лаврентий увидел журнал, на обложке которого было изображено огромное дерево. В этом дереве ютились птицы разных видов, редкие животные, красивые виды растений росли на нем. Под деревом – два человека: мужчина и женщина. Они водоносами поливали корень. Под картиной надпись: «Храните богатство природы!» «Эх, – думает отец Лаврентий, – последний букет, что дает нам природа: леса, цветы, сады, реки, озера, редкие птицы, животные, чистый воздух и проч. Разве это надо поливать?.. Мы «поливаем» природу грехами своими, мы живем безбожной жизнью, мы каждую минуту оскорбляем Бога и не собираемся как следует каяться в своих мерзостях и хотим, чтобы леса наши зеленели как и раньше, хотим, чтобы в реках и озерах вода была чистая как и прежде, мы страстно желаем, чтобы воздух, без которого мы жить не можем, был чистый и здоровый как и при отцах наших, словом – мы стремимся сохранить тот остаток богатства природы, который перешел к нам по наследству от наших отцов… Мы поняли, что без здоровой окружающей нас природы нам долго не прожить, задохнемся, как мухи, закупоренные в бутылку».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Произвольность объяснения очевидна сама собой. Повод к предостережению, равно и к наименованию предметов роскоши, от которых должно остерегаться, подали апостолу, без сомнения, недостатки современного общества, а не поведение Иудифи, оправдываемой и спасаемой Господом, в пользу чего говорит, между прочим, молчание апостола о некоторых других предметах украшения Иудифи ( 1Пет.3:3 ср. Иуд.10:3–4 ). Апостол мог говорить здесь вполне самостоятельно, не имея в виду изречений пр. Исаии ( Ис.18:3 и особенно Ис.61:10 ), как думает Кэрль 17 , которые даже и не могут быть параллельными. Далее, по мнению Штира, речь архангела Гавриила к Пресвятой Деве не только по мысли, но даже и по букве (?!.) представляет комбинацию разных мест из Ветхого Завета ( Лк.1:28 «Господь с Тобою», – ср. Суд.6:12 ; Суд.13:3 ; Лк.1:30 , – «не бойся», – ср. Быт.18:14 ); причём ангел воспользовался будто бы этим случаем исправить преувеличенную похвалу Иудифи в словах: «благословенна Ты между женами» ( Иудифь.13:18 ; Иудифь.15:10 ; Иудифь.14:7 ), усвоив её Пресвятой Деве, которая одна воистину более всех жён благословенна 18 . Против такого сближения справедливо возражает Кэрль вслед за Фричем: «если слова архангела не оригинальны, то они скорее, может быть, заимствованы из книги Судей Суд.5:24 » 19 . Да и странно допустить, чтобы ангел, приводя изречение ελογημνη συ, имел в виду лишь исправить неправильное место в неканонический книге. Изречение Господа о наказании всех нечестивых в Евангелии Мф.13:42–50 ; Мк.9:44 , Штир считает параллельным с угрозами язычникам в кн. иуд. Иуд.16:17 , причём слова «огонь и червя» признаёт заимствованными в Евангелие и книги Иудифь из пр. Исаии Ис.66:24 , а слово «вопль» в Евангелии Мф.13:42–50 , – из книги Иуд.16:17 20 . Но «вопль и скрежет зубов» суть естественные обнаружения страдания и как слово «скрежет зубов» употреблено самостоятельно, так и слово «вопль» не есть ссылка на Ветхий Завет . А где же контраст, требуемый Штиром от всех мест первой группы? Или Господь имел в виду исправить изречение в книге Иудифь о наказании одних язычников, противопоставляя ему изречение о наказании всех нечестивых, следовательно, не только язычников, но и иудеев? Но такая поправка была бы неуместной, потому что иудеи в то время хорошо вели себя и потому не заслуживали наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

19 . Е. Св. апостола брата Господня. Сын св. Иосифа Обручника (см. 26 дек.) и брат ап. Иакова, первого Иерусалимского епископа (см. Мф.13:55 ; Мк.6:3 и сн. 23 окт.), он сначала не чужд был земных воззрений на Мессию ( Ин.14:22 ), но впоследствии, постигнув духовность царства Мессии, сделался самоотверженным благовестником Христовым. По Х.М., он проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, и скончался мученически в Месопотамии около 80 г. по Рождестве Христове. Он написал «Соборное послание», где предостерегает христиан от лжеучителей, которые, злоупотребляя христианской свободой, сами предавались нечестно и всяким мерзостям и другим внушали их. Св. Церковь , свидетельствуя об апостольских трудах ап. Иуды, восхваляет его, как «истиннаго благочестия проповедника, и державного истины поборника». Тропарь, гл. 1. Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующее грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Кондак, гл. 2. Твердым умом избран учепик ты явился ecu, и столп необорим Церкве Христовы, языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино Божество: от Негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающим к тебе, апостоле Иудо всехвальне. Парем. (1. Иуд.1:1–10; 2 . Иуд.1:11–16; 3 . Иуд.1:17–25 ; Утр. Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; Ап. Иуд.1:1–10; 77 зач.; Ев. Ин.14:21–24; 48 зач.). См. Аще случится святого апостола Иуды во отдание праздника Пятидесятницы, поем службу его якоже указася на Обретение главы Предтечевы, 25 мая. Муч. воина. Он пострадал за Христа при имп. Траяне в Писидии в Созопольской стране (в Малой Азии). Во время гонения на христиан, оставив военную службу и приняв крещение, он, по доносу, правителем города был подвергнут истязаниям: его жестоко били, повесивши на столбе, полагали обнаженного на раскаленную решетку, строгали тело его острым железом, заставляли ходить в железных сандалиях с острыми гвоздями внутри, свечами палили чрево его и проч.; после сих тяжких мучений св. страдальца усекли мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иуды: привнидоша бо нецыи человецы, древне предуставленнии на сие осуждение, нечестивии, Бога нашего благодать прелагающий в скверну и единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающийся... ( Иуд.1:4 ). Но здесь же об этих древле предуставленных к осуждению беззаконниках говорится, что они злоупотребляют благодатью Христовой, что они отметаются Бога и Господа Иисуса Христа и упорствуют в своем нечестии ( Иуд.1:11 ), почему на всеобщем Суде и будут судимы наравне с ангелами, не соблюдшими своего начальства и оставившими свое жилище ( Иуд.1:6 ), и обличены во всех преступлениях своих ( Иуд.1:14–15 ), а все это ясно показывает, что они были предуставлены на осуждение отнюдь не в силу одной безусловной воли Божией, предложившей им все нужные ко спасению средства, а вследствие упорства их же собственной воли, ожесточенно отвергшей как эти средства, так и Самого всеблагого их Подателя, что, конечно, наперед ведомо было Богу 886 . Но более всего благоприятствующими учению о безусловном предопределении представляются для его сторонников следующие места в 9-й главе послания к Римлянам: еще бо не рождшимся, ни сотворившим (Исаву и Иакову) что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет, не от дел, но от призывающого речеся ей (Ревекке), яко болий поработает меншему, якоже есть писано: Иакова возлюбил, Исава же возненавидел... Темже убо ни летящого, ни текущого, но милующого Бога... егоже хощет, ожесточает... Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь ( Рим.9:11–13, 18, 21 )? А между тем, как сейчас увидим, и в них не оказывается ничего тождественного с означенным учением, если только понять их не отрывочно, а в связи с контекстом речи и главной целью Апостола, заключающеюся в том, чтобы уяснить иудеям, почему они, несмотря на свои преимущества пред язычниками, явились отвергнутыми Богом, тогда как язычники были Им призваны и вступили в Его Церковь . Главные и существенные мысли, содержащиеся в 9-й главе послания к Римлянам, могут быть представлены вкоротке в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Подобная участь может постигнуть и русскую церковь, если оскудеет в ней святое семя, число истинно-верующих. На месте святе водворится тогда мерзость запустения, светильник истины и православия сдвинут будет с прежнего места и переставится в другое, к народу свежему и более достойному благодати Божией. О, да не будет сего с нами! Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое. Не отними твоего покрова от Церкви, в которой от лет древних славословится имя твое. Не дай погибнуть ни одной душе христианской, искупленной твоею честною кровью, и путем покаяния приведи каждого из нас на путь спасения. Хулители – Поучение в день архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных «Михаил архангел егда со диаволом рассуждая глаголаше о Моисееве телеси, не смеяше суда навести хулна, но рече: да запретит тебе Господь. Сии же елика убо не ведять, хулят» ( Иуд.1:9–10 ). Сии слова содержатся в соборном послании апостола Иуды. Писатель этого коротенького послания предостерегает верующих от появившихся в то время развратных лжеучителей. Эти лжеучители (Николаиты и Симониане) вышли из среды христианского общества. Они отделились от единства веры ( Иуд.1:19 ), но продолжали участвовать в христианских собраниях, на вечерях любви ( Иуд.1:12 ). До отделения от Церкви они были причастниками благодати Божией, принимали ее в христианских таинствах, начиная с крещения, но потом «обратили сию благодать в повод к распутству» ( Иуд.1:4 ). Как это могло случиться? – Само собою разумеется, что благодать и распутство ничего общего не имеют. Благодать есть сила Божия, дарующая нам прощение грехов и вместе освящающая и укрепляющая нас для подвигов борьбы с грехами. Не так посмотрели на благодать обличаемые апостолом лжеучители. Действие благодати они поставляли только в прощении грехов. Если грехи прощаются, не вменяются верующим во Христа, то, стало быть, рассуждали они, можно безнаказанно предаваться греховной беспечности, вести жизнь беззаконную и развратную. Учение о благодати, спасающей человека независимо от дел закона, от личных заслуг каждого, с особенною ясностью и полнотой раскрыто ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Обрушивая свою беспощадную критику на лжеучения, Иуд. использует материал ветхозаветного Предания — как канонический, так и апокрифический, включая и апокалиптический, — причем самого устрашающего характера. Здесь мы читаем о том, как Господь «неверовавших погубил» на пути из Египта (ст. 5), «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (6). О «мечтателях, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (8) говорится, что их постигнет участь Содома и Гоморры, погибших в огне (7), и т. п. Как видим, это даже не критика в аналитическом смысле слова (как, например, в посланиях ап. Павла), а безоговорочный осуждающий вердикт. Очевидно, опасность уже приобрела масштабный характер, растлевая нравы христиан, так что «единственная возможность ее преодолеть состояла в полном ее осуждении» . Нечто аналогичное мы встретим в Откр. 2–3, где даются нелицеприятные характеристики целым церквам Малой Азии, в которых под влиянием лжеучений (Валаама , Николаитов и т. п.) процветали разврат и другие пороки. На протяжении Послания встречается материал из иудейских апокрифических книг. Наиболее очевидные примеры — в стт. 9 и 14-15, где упоминаются или цитируются отрывки из иудейской апокрифической апокалиптики: соответственно «Вознесения Моисея» и книги Еноха (1 Енох. 1, 9) . Последняя возникла в иудейской среде на основе краткого загадочного упоминания в Быт. 5, 23-24. 14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники (Иуд. 14-15). Иуд. свидетельствует о достаточно свободном отношении к вопросу о каноничности или неканоничности того или иного писания. В связи с этим небезынтересно, что в Иуд. 17-18 излагаются слова апостолов, которые в других канонических новозаветных книгах нигде не встречаются:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Побуждением к написанию послания Иудина, по указанию самого писателя, послужило то обстоятельство, что в общество христиан вкрались нечестивые люди, которые благодать Божию обращали в случаи к распутству и, под видом христианской свободы, дозволяли себе всякие мерзости; через что соблазняли верующих и религию христианскую в глазах язычников делали предметом посмеяния ( Иуд. 3:4 ). Сходство обличений у Апостола Иуды с обличениями у Петра ( 2Петр. 3:1; 2:15; 3:9 ) и Иоанна ( Апок. 2:9,14,20 ) дает право с вероятностью заключать, что здесь разумеются одни и те же лжеучители, о коих предсказывал Петр и на появление коих указывают Иоанн, и Иуда. С вероятностью также можно полагать, что здесь по преимуществу разумеются евиониты, которые, по замечанию св. Епифания, 168 усвояли все худое из всех сект, или николаиты, в секте коих проповедовали разврат, как средство самоумерщвления. Против сих то и подобных еретиков Апостол Иуда почел за нужное написать верующим увещание с тою целью, дабы они подвизались за веру, однажды преподанную святым ( Иуд. 3 ). § 89. Время написания Поскольку Апостол Иуда в 17 и 18 стихах своего послания упоминает о предсказаниях св. апостолов касательно появления еретиков, показывая, что эти предсказания исполнились (т. е. во время написания послания), а поскольку под этими предсказаниями преимущественно разумеет предсказание Апостола Петра, находящееся во втором его послании ( Иуд.18 ; сн. 2Петр.3:3 ; сравни также 2Тим.3:1 ), то нет сомнения, что послание Иуды явилось после 67 года по Р. Х. около которого явилось второе Петрово послание. Сличая содержащиеся в этом послании Иуды облечения состояния Церкви в первом веке, обыкновенно приходят к заключению, что послание Иуды написано в последних годах века апостольского, по мнению Миллия, около 90 года по Р. X. (Proleg. S 147), когда Иерусалим был разрушен и народ иудейский рассеян по всему лицу земли; на что указывается в следующих словах этого послания: воспомянути же вам хощу, ведущим и вам единою сие, яко Господь люди от земли Египетския спасе, последи невтеровавшия погуби ( Иуд.5 ). § 90. Содержание и разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Bulg. Exp. ad Jud.//PG. 126. Col. 89). Желая восстановить исторический контекст И. п., блж. Феофилакт приводил из «Панария» свт. Епифания Кипрского описание кощунственных обрядов, в совершении которых обвиняются гностики-борбориты (секта, близкая к николаитству) ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 26. 4-5, в серии ТСОРП (М., 1863) эти места оставлены без перевода), пытаясь увидеть в И. п. намеки на эти обряды («дважды умершие» - люди, предающиеся разврату и при этом отказывающиеся иметь собственное потомство ( Theoph. Bulg. Exp. ad Jud.//PG. 126. Col. 93); слово «мечтатели», по мнению блж. Феофилакта, это только намек «на крайне постыдную сторону дела»). Совершая эти обряды, еретики восстают против природы и Самого Бога, что выражено в словах «отвергают начальства» (Ibidem). Под властями блж. Феофилакт предлагал понимать либо учение Церкви, либо ВЗ и НЗ, либо церковные власти (Ibid. Col. 93, 96). Многочисленные метафоры, создаваемые автором И. п. на основе аллюзий, давали основание для применения аллегорического метода в толковании текста. Так, Климент Александрийский видел в «одежде, оскверненной плотью» (Иуд 23) указание на дух, оскверненный плотскими вожделениями ( Clem. Alex. Hypotyposes in epistulam Iudae// Zahn Th. Forschungen. 1884. Bd. 3. S. 85). Похожую интерпретацию Иуд 23 дает прп. Максим Исповедник, усиливая аллегорию и делая ее более изящной за счет антропологических наблюдений. Центральным в толковании прп. Максима стало понятие следа. Никакой человеческий поступок не ограничивается самим собой, он оставляет след в нашей жизни. Каждый новый грех оказывает влияние на весь образ жизни. Даже если человек перестает совершать этот грех, остается память о поступке, к-рая продолжает действовать в душе. Человеческим поступкам уподобляется одежда человека, вернее, одежде подобен образ жизни, к-рый определяется поступками. Дурные поступки оставляют на одежде след. Содеянный поступок уходит, а след остается. Чтобы одежда стала чистой, недостаточно устранить источник грязи - нужно очистить след. В аскетической практике это означает преображение природы человека, преодоление греха на всех уровнях - не только в поступке, но и в привычках и в памяти (см.: Catena in Epistolas Catholicas. Oxf., 1840. P. 169). Беда Достопочтенный понимал Иуд 23 более буквально, объясняя это выражение как метанимию: одежда, оскверненная плотью,- это сама плоть. Этот образ, по мысли толкователя, не побуждает нас ненавидеть свою плоть: мы должны очищать ее, возводя плотское к духовному. Но своими силами человек не может совершить это; ему нужна помощь Того, Кто может «соблюсти... от падения» (Иуд 24) ( Beda. In epistolam Judae//PL. 93. Col. 130). Так осуществляется переход от обличительных метафор И. п. к заключительному славословию, к-рое, т. о., не просто является необходимым риторическим завершением послания, но непосредственно указывает путь к очищению, напоминает человеку его собственное духовное бессилие.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

Призванный возделывать виноградник Церкви Христовой, св. ап. Иуда по сошествии Св. Духа проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. Из Персии после 66 или 67 года по Р. Х. он написал свое краткое Соборное послание к верующим из иудеев, бывшим в рассеянии ( Иуд.1:17–18 ), против николаитов и других еретиков, уверявших, что добрые дела для спасения не нужны. В Армении в царствование Траяна он мученически скончался около 80 года по Р. Х., быв повешен на кресте и прострелен 984 . Армяне почитают Иуду особенно своим апостолом. В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день ап. Иуды, поемый ныне Прав. Церковью в день преставления сего апостола. Церковь Восточно-Кафолическая прославляет Иуду как «Христова сродника, тверда мученика, собеседника Павлова, проповедника Божественной благодати и тайноглагольника» 985 . В паримиях в день св. ап. Иуды Церковь произносит все Соборное послание Ап. Иуды: в первой – Иуд.1:1–10 , во второй – Иуд.1:11–16 , а в третьей – Иуд.1:17–25 , увещавая верующих чтением сих паримий подвизаться за веру среди нечестия и соблазнов. Евангелие на утрене в день ап. Иуды то же, что в день св. ап. Фомы, и чтение Апостола на литургии то же, что третья паримия в день ап. Фомы 986 ; а в литургийном Евангелии Церковь благовествует об ответе Господа на вопрос Иуды: Господи, что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? ( Ин.14:21–24 ). Итак, Господь хотел явиться ученикам Своим потому, что они соблюдают заповеди Его и любят Его. День святого апостола Матфия 9 (22) августа Св. ап. Матфий родом из Вифлеема, от племени Иудова. По вознесении Иисуса Христа, когда все апостолы пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия обетованного им Св. Духа, Матфий из числа 70 учеников Иисуса Христа, с Иосифом Варсавою, который прозван Иустом, т. е. правдивым, представлен был ап. Петром Церкви Христовой, в собрании коей было около 120 человек, для восполнения дванадесяточисленного лика апостолов, умаленного отпадением Иуды Искариотского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010