Временные планы замыкаются в эсхатологической перспективе, в переживании «последнего времени» (Иуд 18) и ожидании скорого пришествия Господа Иисуса Христа (переосмысленное пророчество из книги Еноха: «...се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми…» (Иуд 14-15)). События эсхатологического плана соответствуют изначальному замыслу Божию (о лжеучителях последнего времени говорится, что они «издревле предназначены к сему осуждению» - ст. 4). Возможно, именно желанием выразить мысль о божественном достоинстве Христа объясняется то обстоятельство, что автор не называет себя «братом Иисуса Христа», хотя это именование должно было иметь большое значение для членов палестинской раннехрист. общины. Второй основной богословской проблемой, поднимаемой в И. п., является учение о благодати. Противников автор И. п. упрекает в том, что они обращают «благодать Бога нашего в [повод к] распутству» (Иуд 4). Т. о., речь идет об антиномистах, полагавших, что благодать, явленная в новозаветную эпоху, отменяет любой закон - как ветхозаветные предписания, так и общечеловеческие нравственные ограничения. Против этой позиции направлены многочисленные обличительные метафоры в тексте И. п. В увещании к верным, представляющем собой основную часть И. п., выражается мысль о том, что христиане действительно обладают свободой, но это свобода от греха. Поэтому, говоря о благодати и милости, к-рых удостоены верные, автор И. п. обращается к «могущему… соблюсти… от падения и поставить пред славою Своею непорочными…» (Иуд 24). «Милость от Господа нашего Иисуса Христа» дается тем, кто сохраняют себя в любви Божией (Иуд 21), т. е. действие благодати предполагает целенаправленное волевое усилие человека. Согласно Фраю, почитание ангелов вообще является основной богословской проблемой И. п.: Иуд 6-10 рассматривается как пассаж, связанный единой мыслью - недопустимостью нарушения границ между человеческим и ангельским миром. Эту границу переступили «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд 6; Климент Александрийский усматривал в этих словах аллюзию на Быт 6.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

В глазах читателей Послания Иуды апостол Иаков и после своей смерти мог почитаться очень важным авторитетом, и его Послание, всегда читаемое в церковных или домашних собраниях, было постоянным напоминанием о нём. И потому апостол Иуда, зная такое уважение их к своему брату, упомянул в начале своего Послания его имя в доказательство своего единомыслия с ним. Так как апостол Пётр в своём втором Послании к тем же лицам, к которым писал и Иуда, почти буквально повторяет большую часть Послания Иуды, а 2-е Послание апостола Петра написано им незадолго до своей смерти, в 65-м или 66-м году, то можно полагать, что Послание Иуды появилось между 63-м годом – после смерти апостол Иакова – и 65-м годом, прежде написания 2-го Послания апостола Петра. Общий очерк содержания. Послание Иуды, как он сам объявляет, есть не что иное, как увещание подвизаться за веру. Приветствуя христиан, как раб Иисуса Христа и как брат Иакова, апостол говорит, что он, заботясь об общем спасении, почёл нужным написать это увещание, потому что вкрались лжеучители, обращающие благодать Божию в повод к распутству ( Иуд.1:1–4 ). Угрожая им судом Божиим, апостол указывает на евреев , избавленных из Египта, но за неверие истреблённых в пустыне; на ангелов , не сохранивших своего начальства и соблюдаемых в вечных узах; на Содом и Гоморру , за блуд подвергшихся вечному огню. С этими мечтателями будет то же за их плотскую нечистоту, за отвержение властей и злословие ( Иуд.1:5–8 ). Как они дерзки, можно видеть из сравнения с тем, что Архангел Михаил, споря о теле Моисеевом с диаволом, не укорял его, а только остановил его именем Господним; они же злословят всех и хуже животных растлевают себя. Их ждёт горе Каина, Валаама, Корея ( Иуд.1:9–11 ). Служа соблазном для других, они подобны безводным облакам, бесплодным деревьям, лишённым даже листьев, пенящимся волнам и блуждающим звездам. Енох предсказывал им суд, и Господь совершит оный над ними во всех делах и словах их ( Иуд.1:12–15 ). При виде этих людей, ничем не довольных и поступающих по своим похотям, верующие должны припомнить предсказанное апостолами о появлении их и, зная, что они удаляются единства веры, сами должны стоять в вере и сохранять себя в любви Божией ( Иуд.1:16–20 ); а тех, которые увлечены лжеучителями, возвращать к вере духом милости ( Иуд.1:21–23 ). В завершение апостол воссылает славу Богу, Который один может соблюсти их от падения и сохранить непорочными ( Иуд.1:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

к) В чем состоят наставления пастырям и пасомым ( 1Пет. 5:1–9 )? л) Как выражены заключительные благожелания Апостола и приветствия от посторонних лиц? Вопросы к объяснениям некоторых отдельных мест 1Пет. 1:1, 2 . С какой целью Св. Ап. Петр выставляет свое апостольское достоинство в надписании послания? 1Пет. 2:9 . Откуда заимствует Св. Ап. Петр высокие наименования последователей Христовых, дабы расположить их к святой жизни? В чем состоит неосновательность выводов, которые делают из слов Апостола отвергающие иерархию сектанты? 1Пет. 3:18, 19 . Что разуметь под темницей, в которую сходил Христос душою своей? Зачем Господь сходил во ад? Каким духам, сошедши во ад, Христос проповедовал? 1Пет. 5:2 . Какие три положительные и отрицательные черты доброго пастырства? Что значит выражение «вси друг другу повинующеся»? Послание Святого Апостола Иуды Во вступлении к своему посланию как называет себя Апостол Иуда, как приветствует читателей и как излагает повод к написанию послания ( Иуд. 1–4 )? Какие примеры приводит он для изображения гнева и правосудия Божия над нечестивыми ( Иуд. 5–7 )? С кем сближает Апостол по направлению и характеру жизни обличаемых еретиков ( Иуд. 8–11 )? Какими подобиями и сравнениями предостерегает от них своих учеников ( Иуд. 12, 13 )? Какое пророчество приводит Апостол о горькой участи лжеучителей, и какими чертами рисует их нравственное направление ( Иуд. 14–19 )? Какое благожелание своим ученикам выражает Апостол в заключении своего послания, и какое наставление делает насчет оберегания ближних от заразы лжеучителей ( Иуд. 20–23 )? Каким славословием заканчивает Апостол свое послание ( Иуд. 24, 25 )? Послания Святого Апостола Павла Вопросы для повторения содержания прочитанного и объяснения в послании к Римлянам На сколько частей разделяется послание к Римлянам? Вопросы к содержанию Предисловия а) С каким надписанием сходно надписание послания к Римлянам ( Рим. 1:1–4 )? б) В силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение ( Рим. 1:5–7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следовательно, выражение это тесно примыкало бы к предыдущему, а не стояло бы отдельно, особняком, как оно стоить по замечанию экзегетов 58 . Поэтому нужно думать, что оно говорить о предмете совершенно ином сравнительно с κυριτης, а не о подобозначащем. Нам кажется, что для правильного понимания слова δξαι нужно обратиться к параллельному месту – именно Иуд.1:8 и при свете его рассмотреть название δξαι. В Иуд.1:8 употреблено выражение подобное нами рассматриваемому: «славы же хуляще не трепещут». Не может быть никакого сомнения в том, что в приведенном выражении говорится о злых ангелах. Это с очевидностью следует из того, что указанное выражение находится в отношении противоположности (частица δε) к предыдущему: «господства отметаются», т е. Господа Иисуса Христа. Если бы речь шла о добрых ангелах или богоустановленных властях, то выражение никак не могло бы быть поставленным в отношение противоположности к предыдущему. Если же оно стоит именно в таком отношении, то ясно, что оно говорить о чем-то противоположном тому, что было сказано в предыдущем выражении. Так как там было сказано о Господе Иисусе Христе, то здесь может быть речь только о злых ангелах. К такому же заключению мы приходим в отношении слова δξαι в Иуд.1:8 и на основаны Иуд.1:9 . В 9 стихе говорится, что даже архангел Михаил не осмелился похулить диавола. Если здесь сказано об отношении архангела Михаила к диаволу, то ясно, что и раньше была речь о злых духах, т. е. об отношены лжеучителей к злым ангелам. Следовательно, под именем δξαι в Иуд.1:8 нужно несомненно разуметь злых ангелов. Если же так, то и в 2Пет. 2:10 , как месте параллельном Иуд.1:8 , под δξαι нужно разуметь злых ангелов. Нисколько не должно удивлять нас то обстоятельство, что злые ангелы у Апостолов Иуды и Петра называются δξαι – «славы», «величия». «Падшие ангелы называются δξαι, «славами» ради своей первоначальной славной, богоподобной природы; они суть по своей природе будто бы лучи бесконечной божественной славы, как одаренные вышечеловеческою силою и ведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Yarosh...

«Так точно будет и с сими мечтателями (измышляющими из своей фантазии разные безобразные лжеучения), которые оскверняют плоть (развратом подобно Содомлянам и Гоморрянам. Ср. 1Кор. 1:9, 18 ; Рим. 1:27 ), отвергают начальства и злословят высокие власти (в особенности же отвергают авторитет духовных властей и иерархии ( Иуд. 8 . Срав. 2Пет. 2:10 ). «Горе им, потому что идут путем Каиновым» (своим лжеучением и примером распутной жизни убивают духовно ближних своих. Феофилакт), «предаются обольщению мзды, как Валаам» (хотевший проклясть народ Божий ради обещанных подарков от царя Моавитского, но обличенный ослицею. 2Пет. 2:13, 16 ), «и в упорстве погибают, как Корей» (вместе с Дафаном и Авироном возмутившийся, в сообществе 250 мужей, против Моисея и Аарона. – Иуд. 11 . Срав. Чис. 16:1 и дал.). в) Потом Апостол разными сравнениями и подобиями старается внушить ужас и отвращение к обличаемым еретикам, которые, как оказывается, бывали соблазном даже на христианских вечерях любви, куда пробирались, чтобы там только пиршествовать без страха Божия и утучнять себя. «Это безводные облака, носимые ветром (характерные и надутые речи этих лжепророков без силы и без благодати), «осенние деревья» (т. е. зацветающие только к осени, а потому и бесплодные, дважды умершие (во-первых, потому что не дают плода, во-вторых, потому что мертвы сами по себе), исторгнутые (ибо оставили твердую почву – церковь . Иуд. 12 ). «Свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими» (т. е. ведущие путем погибельным всех, кто следует их указаниям), «которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд. 13 ). г) После сего Апостол приводит пророчество Еноха, а также и Апостолов Христовых, о горькой участи, предстоящей обличаемым еретикам, строй жизни которых очерчивает самыми мрачными красками ( Иуд. 14–19 ). III. В заключении ( Иуд. 20–23 ) Св. Ап. Иуда наставительно излагает главную цель своего послания, именно: чтобы читатели его «святою их верою назидающе себе, Духом Святым молящеся», сохраняли себя в любви Божией, а ближних своих всякими мерами предохраняли от еретических заблуждений. «И к одним будете милостивы» (это те, которые заразились еретическими обольщениями – по неразумию и увлечению, а не по злому направлению сердца – будьте милостивы к ним), но с «рассмотрением», т. е. узнавая причины их нравственного недуга и принимая соответственные меры к его уврачеванию. «А других» (более упорных и закоснелых) «страхом спасайте» (т. е. быстрыми и решительными мерами удаляя от соблазнов, как спасают вещь, которой угрожает сожжение), «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию». Так далеко должно было по внушению апостольскому простираться отвращение учеников его от мерзкого образа жизни обличаемых еретиков. «Даже к одежде, оскверненной плотию их, имейте омерзение и отвращение, потому что чрез прикосновение к плоти она (одежда) и сама становится скверною» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

в. Живо описывает их, то есть, жизнь их гнуснейшую верным пред глаза полагает. Иуд.8–13 . г. Наказание им будущее из пророчества Енохова доказывает. Иуд.13–16 . д. Предсказание, от апостолов бывшее, верным воспоминает. Иуд.17–19 . 3) Увещавает верующих во Христа пребывати непоколебимыми в вере, в любви и молитве, исправляти других и убегати нечистоты. Иуд.20,23 . 4) Присовокупляет заключение, содержащее славословие. Иуд.24,25 . VIII. Места особливого примечания достойные Иуд.4,6,15,19,20,21,24,25 . § 18. О Послании святого апостола Павла к римлянам I. Церковь , к которой писано сие послание Апостол Павел сие послание к Римской писал Церкви, или собранию в Риме истинною верою ко Христу прилепившихся. Рим.1:7 . Что касается до внешнего состояния сея Церкви, то она состояла из иудеев обрушившихся ( Рим.2 :17с; 4:1; 7:1), и из язычников ( Рим.11 :13с). Сих число превышало число оных, как явствует из каталога святых, читаемого в Рим.16 : ибо их имена почти все или греческие или латинские, и по большой части такие, из которых ни мало не видно, что они были иудеи, (смотри Рим.16:14,15 ). Что такие верующих число не мало было, но велико, то из того же самого каталога явствует: ибо вероятно, что многие из них множеством верных были окружены ( Рим.16:5,10,11,14,15 ). Внутреннее же состояние хотя процветало ( Рим.1:7,8; 15:14; 16:9 ); однако некоторыми заблуждениями не неизбыточествовало; ибо не только иные во зло употребляли свободу евангельскую ( Рим.3:8; 6:7,15; 8:12; 13:12; 14:1 ); но и несогласие происходило между иудеями и язычниками; ибо иудеи гордились преимуществом Завета ( Рим.3:27,29 ), побуждали к исполнению закона обрядного ( Рим.14:2,3,5 ) и язычников, не хотевших повиноваться закону обрядному, презирали ( Рим.14:2 ); а язычники иудеев, яко отриновенных от Бога, на место коих они приняты, гнушались ( Рим.11:17 ) и свободу христианскую употребляли во зло ( Рим.14; 15:1–3 ). II. Язык Послание сие апостол Павел писал на греческом языке, и то потому, что греческий язык все римляне, даже самые женщины и непросвещенной народ, разумели и имели во употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

VI век Евгиппий (511 г.). Житие Св. Северина (V в., римская европейская провинция Норик) Аноним (VI в.). Житие Макария Римского (V-VI вв.) Аноним (до 532 г.). Житие диакониссы Олимпии (Олимпиады) (367/368–408) Аноним (середина VI в.). Житие Маркелла (ум. 469) Аноним (VI в.). Житие Маркиана Эконома (ум. 473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Евфимия Великого (377–473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Иоанна Молчальника (V в.) Кирилл Скифопольский и Павелл Элладский (VI в.). Житие Феогния, епископа Виталийского (ум. 522) Кирилл Скифопольский и Феодор, епископ Петрейский (VI в.). Житие Феодосия Великого (Киновиарха) (423–529) Кирилл Скифопольский (вторая треть VI в.). Житие Саввы Великого (Освященного) (ок. 439–532) Кирилл Скифопольский (вторая треть VIb.). Житие Аврамия, епископа Кратей- ского (ум. ок. 543–553) Кирилл Скифопольский (560-е гг.). Житие Кириака Отшельника (ум. 556) Аноним (после 543 г.). Житие Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.). Сергий, епископ Ресафы (Сергиополя) (?) (VIb.). Martirium Арефы со товарищами (523 г.) Аноним (вторая пол. VI в.). Житие преп. Марфы (ум. 551) Аноним (вскоре после 564 г.). Житие Николая Сионита (первая пол. VI в., ум. 564) Палладий (?). (вторая пол. VI или VII в.). Житие Григентия, епископа Омиритского (ум. 552) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Андронина и Афанасия из Антиохии (вторая пол. IV в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач VII вв.). Повесть о Евлогии-каменотесе (VI в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Анастасии Патрикии (ум. 567) Евгиппий (VIb.?). Житие Северина (VI в.) Аноним (кон. VIb.). Житие Симеона Стилита Нового или Младшего (Дивногор- ца)(521–592) Аноним (VIb.). Житие Мар-Авгена (VI в.?) Аноним (VIb.?). Житие Ксенофонта и Марии (VI в.) Аноним (не позже VI в.). Житие Марии Антиохийской (IV в.) Аноним (конец VI в.). Чудеса Свв. Косьмы и Дамиана в монастыре Космидион (V-VI вв.) Иоанн Климак (ок. 525 – после 600). Лестница райская (с биографией святого, написанной его учеником монахом Даниилом Раифским)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас стала доступна книга еп. Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение». Я недавно прочел хулиганскую статью одного петербургского «ученого» (он считает себя православным), который обозвал еп. Кассиана отступником и диаконом сатаны, утверждая при этом, что еп. Кассиан сознательно коверкает текст Нового завета в своем переводе, о котором я вам говорил, и в своих работах по Евангелию он тоже является отступником. Это, по крайней мере, может быть названо хулиганством, а на самом деле это явление очень тяжелого порядка, когда в еретики записывают и о. Александра Шмемана, и о. Иоанна Мейендорфа и прочих русских зарубежных богословов. Это очень распространенное, очень пагубное явление, которое замыкает российское богословие на самом себе. Это совершенно недопустимый обскурантизм. Трезвость нужна в отношении ко всякому творению и учению — в том числе и в отношении книг еп. Кассиана. Но нельзя быть хулиганом и именовать епископа Кассиана отступником и диаконом сатаны. Достоинство книги еп. Кассиана состоит в том, что это пока единственный учебник по Новому Завету — не бесспорный, конечно, но единственный, удовлетворяющий современному менталитету учебник. В этом учебнике я вас всех прошу прочитать соответствующие статьи о Евангелиях: Мф. — с. 278, Мк. — с. 303, Лк. — с. 324, Ин. — с. 348. Попутно замечу, что еп. Кассиан является приверженцем той самой протестантской теории, что первым по написанию Евангелием было Марково. Это частное мнение не может испортить достоинств его учебника в части изложения прочего материала. И заметьте, что порядок изложения материала о Евангелиях у него именно канонический. Список сокращений: [Флав. I] — Иосиф Флавий, Иудейская война. М., 1996. [Флав. II] — Иосиф Флавий, Иудейские древности. Минск, 1994. [Ран.] — Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. [Пис.] — Писания мужей апостольских. Рига, 1992. [Плин.] — Плиний Младший, Письма. М, 1984. Литература 1. Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1988. 2. Библия. Брюссель, «Жизнь с Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

172 Тир, величайший и богатейший торговый город древнего мира, первоначально был построен на твердой земле, в весьма красивой и плодоносной приморской равнине. Каменная скала, на которой он стоял, составляла, при этом, для него естественную и, притом, неподдающуюся искусственному разрушению крепость (seh. Winer, Realwormerbuch, s. v. Tyrus). В священной истории он стал известен со времен Давида и, особенно, Соломона (см. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:15–32; 9:11, 14 ; 2Пар. 2 и др.; сравн. Иосиф Флав. Древн. ч. втор. кн. VIII, гл. 5, стр. 26–27), но начало его существования принадлежит еще более раннему времени (см. у Винер. в цитов. мест.). С усилением ассириян в Азии, тиране, из желания обезопасить себя со стороны их притязаний, местопребывание царей и важнейшую часть города переместили на, лежавший в 3 – 4 стадиях от берега и 30 от города, на север, остров (cf. Plin. hist. nat. V, 17; Arrian. expedit. Alexandr. II, 18). Этот островной Тир, по Плинию, имел только 22 стадии в окружности (cf. Curt. de rebus gestis Alexandr. Magn. IV, 2), но над морем возвышался на 150 Футов (cf. Arrian. II, 21) и представлял собою такую сильную крепость, что Салманассар осаждал его 5 лет, Небукаднецар – 13 и Александр Великий – 7 месяцев (сравн. Иосиф Флав. Древн. кн. IX, гл, 14, на русск. во втор. ч. стр. 122 – 123; кн. X, гл. 11, стр. 163; Diodor. Sicul. bibl. hist. ΧVΙΙ, 46; Curt. de rebus gest. Alexandr. Magn. IV, 4). Сидон, по книге Бытия (10:15, 19), оказывается основанным и получившим свое имя от Сидона, первенца Ханаанова, внука Хамова. Гомер представляет жителей его богатыми, ведущими торговлю произведениями искусств, и мореплавателями, сведущими в астрономии и искусными в строении кораблей (vid. Iliad. 6, 289; 23, 745; Odyss. 4, 84; Strab. 16, 2. § 22–24). В 350 г. он был завоеван персами, и после того, никогда уже не возвращал своей самостоятельности (cf. Arrian. in 1. II; Curt. IV). 173 Характеристично и знаменательно в этом случае сравнение у пророка серебра с песком, и золота с уличной грязью, – оно указывает на малоценность этих металлов у богатых финикиян, вообще, и, в частности, и особенности, у тиран (cf. Kohler, s. 22; Rosenmull. p. 242 – 243; Cornel. a Lapid. p. 712; толков. блаж. Феодорит. стр. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010