Константинопольская Православная Церковь Описание: Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них. Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407). Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь. Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула). Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й  Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис) , избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года. Односторонние действия Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии привели в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. В октябре 2018 г. в результате антиканонической деятельности Константинопольской Церкви на Украине Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом (подробнее о действиях Константинопольского Патриархата на Украине см. ниже).

http://patriarchia.ru/db/text/134487.htm...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИЦеркви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слесарев А. В. Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении 1.1. Календарь в современной жизни поместных православных церквей При характеристике литургической жизни современного Православия очевидным является факт отсутствия общецерковного единства в праздновании дней памяти святых и неподвижных праздников. В этом отношении православный мир разделён на несколько частей. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Церкви в своей богослужебной практике используют юлианский календарь (старый стиль). Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чехо-Словацкая и Американская Автокефальные Церкви, сохраняя Александрийскую Пасхалию, предполагающую исчисление подвижных праздников по старому стилю, для неподвижных праздников православного месяцеслова применяют новоюлианский календарь (новый стиль). Кроме того, Русская, Польская и Американская Православные Церкви имеют опыт перехода отдельных приходов на новоюлианский календарь не только в праздновании неподвижных праздников, но и в праздниках подвижного пасхального круга 14 . Финляндская Автономная Православная Церковь в составе Константинопольского Патриархата перешла на григорианский календарь в исчислении подвижных и неподвижных праздников, что привело её к единовременному с католическим и протестантским миром совершению празднования Пасхи. Введение в литургическое употребление Поместных Православных Церквей новоюлианского календаря, произошедшее в первой половине XX века, вызвало волну внутрицерковного протеста, выродившегося в так называемый старостильный раскол. Схизма последователей старого стиля, остающаяся неуврачёванной раной на церковном теле, к началу XXI столетия в той или иной степени затронула интересы двенадцати Поместных Православных Церквей, тем самым обострив актуальность вопроса церковного времяисчисления. 1.2. Календарь и принцип церковного единства Вышеозначенное многообразие подходов к календарному вопросу, присущее Поместным Православным Церквям, не может являться нормой церковной жизни и требует своего естественного разрешения в единстве календарных форм для всего православного мира. И это единство нельзя расценивать как обезличивание оригинальных черт национальных Поместных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В Ново-Валаамском монастыре совершена интронизация нового архиепископа Финляндской Православной Церкви 17.12.2001 16 декабря избранный в октябре церковным собором Финляндской Православной Церкви новым архиепископом Финляндии митрополит Хельсинский Лев был интронизован в монастыре Новый Ваалам в финской Карелии. На церемонии интронизации присутствовали представители Константинопольской и Русской Православных Церквей, а также других конфессий. Президент Финляндии Тарья Халонен также присутствовала на посвящении. Избрание на высшее в Финляндской Православной Церкви служение митрополита Льва состоялось в связи с уходом на покой архиепископа Иоанна. Митрополит Лев неоднократно заявлял, что хотел бы продолжить деятельность по сближению православных христиан Финляндии и России. Православная Церковь является второй государственной конфессией Финляндии. Ее паствой являются три процента всех верующих страны, что составляет около 58 тыс. граждан Финляндии. Православная Церковь в Финляндии действует в юрисдикции Константинопольской патриархии в качестве автономной. ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Традиционные Иннокентьевские чтения проходят в Иркутске 16.12.2001 Традиционные чтения, посвященные памяти жившего три столетия назад первого епископа Иркутского Иннокентия/Кульчицкого/проходят в Иркутске. В областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова 16 декабря собрались представители духовенства, деятели культуры, активисты общественных движений и организаций. Молебном первосвятителю чтения открыл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Выступавшие говорили о роли св. Иннокентия не только в духовных, но и государственных делах тогдашней России. По велению Петра Первого епископ был направлен с миссией в Пекин, но китайские власти не допустили в свои владения русского иерарха, и он остался правящим архиереем огромного края от берегов Енисея до Тихого океана. Епископ Иннокентий канонизирован Русской Православной Церквью, его святые мощи покоятся в Знаменском кафедральном соборе Иркутска.

http://zavet.ru/news/news011212.htm

В Финляндской Православной Церкви (Константинопольский Патриархат) не считают практику освящения однополых союзов препятствием для продолжения контактов с Церковью Швеции 31 июля 2006 г. 11:44 Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев заявил, что решение Лютеранской церкви Швеции о церковном освящении однополых браков «никоим образом не повлияло на экуменическое сотрудничество» между возглавляемой им Финляндской православной церковью со шведскими лютеранами. «Я встречался с архиепископом Швеции ранее и собираюсь делать это в будущем», — цитирует «Интерфакс» заявление архиепископа Льва, сделанное в газете Kyrkopressen, выходящей на шведском языке. Таким образом первоиерарх ФПЦ прокомментировал принятое в конце прошлого года решение Священного Синода Русской Православной Церкви о приостановлении отношений с Лютеранской Церковью Швеции . Архиепископ Лев заявил, что «в то время, как Русская Православная Церковь приняла решение о разрыве отношений с Церковью Швеции, ФПЦ находится в ожидании и желает участвовать в диалоге». «Решение Русской Православной Церкви не влияет на нас», — добавил он. Первоиерарх автономной Церкви, входящей в состав Константинопольского Патриархата, считает, что «Православной Церкви надо обсуждать принятое Церковью Швеции решение об однополых парах, но этот диалог не должен приводить ни к каким публичным заявлениям». Ранее в этом году Константинопольский Патриарх Варфоломей ответил на обращение Русской Православной Церкви, что «не одобряет, а наипаче осуждает» решение Шведской Церкви, которое идет «вразрез с волей Божией и догматическим учением нашей Православной Церкви и с христианской нравственностью». В то же время он сообщил, что, несмотря на это, Константинопольский Патриархат продолжит «на социальном и богословском уровне» диалог с Лютеранской церковью Швеции. В Финляндии некоторые клирики, подведомственные Константинопольскому Патриарху, объединились с лютеранскими пасторами в движение «Единство», которое открыто поддерживает идею освящения однополых союзов.

http://patriarchia.ru/db/text/129282.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ [от греч. κριος - господин, ρχ - начало, управление], церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами , одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный. Автокефальная Церковь (см. ст. Автокефалия ), в юрисдикции к-рой состоит автономная Церковь , по отношению к ней является К. Ц. Этот термин употребляется также, хотя и реже, для характеристики взаимоотношений автокефальной Церкви с зависящими от нее самоуправляемыми Церквами и экзархатами . Так, Русская Православная Церковь является кириархальной для Японской и Китайской автономных Церквей, для Украинской Православной Церкви , а также для Русской Православной Церкви за границей , Молдавской, Латвийской и Эстонской Православных Церквей, имеющих статус самоуправляемых, и для Белорусского экзархата . Константинопольская Православная Церковь в свою очередь является К. Ц. для Финляндской автономной Церкви, а также для Критской Церкви, имеющей полуавтономный статус, Иерусалимская Православная Церковь - для Синайской автономной Церкви (Синайская, Фаранская и Раифская архиепископии). Автономные Церкви в отличие от автокефальных Церквей не имеют полномочий самостоятельно поставлять первоиерарха: для этого необходимо обязательное участие высшей власти К. Ц. Это участие может осуществляться в форме благословения, утверждения или прямого избрания и назначения со стороны священноначалия К. Ц. В автономной Церкви за богослужением возносится имя предстоятеля К. Ц. Существуют и др. ограничения самостоятельности автономной Церкви по отношению к кириархальной. Ее автономный статус устанавливается и ее устав утверждается высшей властью К. Ц., что служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных Церквей подсудны высшей судебной власти К. Ц., кроме того, священноначалие К. Ц. принимает апелляции от епископов, клириков и мирян Церкви, находящейся в ее канонической зависимости, и дает им надлежащий ход. Свои отношения с др. Церквами автономная Церковь осуществляет через посредство К. Ц. При согласовании своей позиции с К. Ц. автономные Церкви могут самостоятельно участвовать в межцерковных контактах, в т. ч. на всеправосл. уровне. Самоуправляемые Церкви не являются самостоятельными участниками межправосл. совещаний и поэтому поддерживать каноническое общение с др. Церквами могут исключительно через К. Ц. Автономные и самоуправляемые Церкви обязаны также принимать участие в расходах на содержание высшей власти К. Ц., хотя на практике это не всегда имеет место. Символом канонической зависимости служит получение св. мира автономными и самоуправляемыми Церквами от К. Ц.

http://pravenc.ru/text/кириархальной ...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 31 1940 г. 10 ноября. – Письмо митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра (Паулуса) Патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому Сергию 44 Ваше Блаженство Блаженнейший митрополит Сергий, возлюбленный о Христе брат! В 1920 г. православная Церковь в Эстонии постановлением Священного Синода и Высшего церковного совета православной Российской Церкви была признана автономной, как это видно из письма Священного Синода от 15/28 июня 1920 г. за 1780 на имя представителя Эстонской Церкви П. И. Сеппа. В том же 1920 г. Высшим церковным управлением Российской Православной Церкви (письмо Святейшего Патриарха Тихона от 12/25 октября 1920 г. за 2719) постановлено утвердить избрание мое на кафедру правящего архиепископа Эстонии и поручено Высокопреосвященнейшему Евсевию, бывшему архиепископу Псковскому, и Преосвященнейшему Серафиму, епископу Финляндскому, совершить мою хиротонию, каковая и была совершена 5 декабря 1920 г. Положение Эстонской Православной Церкви с самого начала ее существования было вообще нелегким, но в особенности трудным оно стало в 1923 г. С одной стороны, вследствие затруднительности нормального общения с представителями Российской Церкви, а с другой стороны, вследствие возникновения некоторых внутренних разногласий. Ввиду таких неблагоприятных для церковной жизни обстоятельств, я в 1923 г., согласно постановлениям Соборов Эстонской Православной Церкви 45 , поехал в Константинополь с просьбой о принятии нашей Церкви в единение с Вселенской Константинопольской Церковью. Просьба эта тогдашним Константинопольским Патриархом Мелетием была уважена, и положение Эстонской Православной Церкви утверждено особой Патриаршею грамотою – Томосом. По возвращении моем из Константинополя мною и Синодом Эстонской Православной Церкви 12 декабря 1923 г. за 2900 Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, был отправлен доклад с объяснением всех обстоятельств и положения дела. Доклад этот Святейшим Патриархом Тихоном был получен 6 февраля 1924 г., о чем имеется его собственноручная расписка, хранящаяся в нашем архиве. Ответа на доклад не получено. Так как в означенном докладе указано, что Эстонская Православная Церковь и впредь будет поминать имя Святейшего Патриарха Тихона и что о вступлении в должность каждого нового митрополита Эстонии будет сообщаться Патриарху Российскому, как и Константинопольскому, то формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Торжественная автомобильная процессия доставила мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя. Теперь, подчеркнул Алексий Второй, мощи святителя Филарета будут главной святыней храма Христа Спасителя. Торжественная автомобильная процессия в сопровождении почетного эскорта доставила  мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя, сообщает ИТАР-ТАСС. Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в храме праздничное Всенощное Бдение. В богослужении участвовали Предстоятель Американской Афтокефальной Православной Церкви Митрополит всея Америки и Канады Герман, Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и другие члены Священного Синода Русской Православной Церкви, собор архиереев Московского Патриархата, представители Поместных Православных Церквей, сообщает Седмица.RU. Патриарх Алексий отметил, что митрополит Московский Филарет — выдающийся богослов и архипастырь, 46 лет возглавлял Русскую Православную  Церковь b IXX веке. «Мимо его внимания, — сказал Патриарх, — не проходили не только церковные, но и государственные дела — митрополит Филарет подготовил манифест об отмене крепостного права 1861 года». Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, 10 сентября 1839 года возглавил церемонию торжественной закладки Храма Христа Спасителя в Москве, который после своего воссоздания в 2000 г. стал Кафедральным Храмом Русской Православной Церкви. После своей кончины святитель Филарет был погребен в Троице-Сергиевой лавре в приделе Свято-Духовской церкви во имя святого Филарета Милостивого. В годы богоборчества Филаретовский придел Свято-Духовской церкви был разрушен, а могилы святителя и других подвижников благочестия осквернены. В 1994 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) был причислен к лику святых. С тех пор честные мощи святителя хранились в Троице-Сергиевой лавре: в летний период – в Успенском соборе, в зимний – в Трапезном храме.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatitelya-fil...

Память митрополита Елевферия почтили в Александро-Невской лавре октября 2017 Делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле 29-30 октября совершила паломническую поездку в Санкт-Петербург, чтобы молитвенно почтить память митрополита Елевферия (Воронцова) по случаю 125-летия со дня его рождения. Представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) и секретарь представительства иеромонах Александр (Галушка) 29 октября сослужили благочинному Александро-Невской лавры архимандриту Никите (Маркову) за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе. За богослужением молился иерарх Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсууский Арсений. По окончании богослужения архимандрит Серафим вместе с паломниками отслужили панихиду на гробнице митрополита Елевферия, находящейся в крипте Троицкого собора. Затем паломники приняли участие в братской трапезе, за которой их тепло приветствовал наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий . 30 октября, в день рождения митрополита Елевферия, на гробнице иерарха была отслужена заупокойная лития. Также паломники помолились о упокоении приснопоминаемой дочери владыки Елевферия Елизаветы Чевяги, покоящейся на лаврском кладбище вместе со своим сыном, протоиереем Сергием Чевягой. Делегация также посетила место упокоения Санкт-Петербургских (Ленинградских) митрополитов. Архимандрит Серафим отслужил панихиду по приснопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову). Участники делегации также молитвенно помянули всех почивших иерархов, священников, монашествующих и мирян, на месте сем погребенных. Паломничество продолжилось в Кронштадте, где делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии посетила Николаевский Морской собор , экскурсию по которому провел клирик храма иерей Адам Бокарев , и музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского, где был отслужен молебен. Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов; 1892-1959) был экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с 1946 по 1951 год, а с 1951 года стал первым Предстоятелем автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. С 1955 по 1959 годы был правящим архиереем Ленинградской епархии (до 1 января 1957 года носил титул " митрополит Ленинградский и Новгородский " , впоследствии - " митрополит Ленинградский и Ладожский " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 11 1920 г. 24 сентября. – Письмо Синода Апостольской Православной Церкви Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 17 Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии честь имеет при сем представить Вашему Святейшеству акты выборов на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса и викария для русских приходов иеромонаха Иоанна (Булина) по чину исповедания и обещания архиерейского со сделанными в нем изменениями, причем хиротония первого необходима без принятия монашества. Хиротония кандидатов предположена Синодом на последние числа октября месяца с. г. В связи с этим Синод почтительнейше просит Ваше Святейшество лично приехать для хиротонисания ставленников, если возможно вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и с двумя иподиаконами. Синод Эстонии от себя предпримет через Министерство иностранных дел все возможные меры, чтобы советские власти предоставили Вашему Святейшеству со свитою свободный проезд в Эстонию. Если Вашему Святейшеству не благоугодно приехать в Эстонию или к тому со стороны советских властей будут сделаны препятствия, тогда Синод просит распоряжений Вашего Святейшества проживающему в Эстонии архиепископу Псковскому Евсевию и епископу Финляндскому Серафиму о хиротонисании епископов Эстонии. Для скорейшего получения указа Вашего Святейшества удобнее всего послать сим двум иерархам указы через эстонскую миссию на имя Синода для дальнейшего их направления. Далее Синод имеет честь довести до сведения Вашего Святейшества, что на церковном съезде духовных и выборных мирян 1–4 сентября месяца с. г. совместно с представителями русских приходов единогласно постановлено учредить избираемый благочинническими съездами малый Собор как законодательный орган, решения которого должны согласоваться с догматами и канонами православной Церкви и гражданскими законами Эстонии. В случае, если русские приходы объединятся в автономную церковную единицу, то русские представители примут в работах малого Собора участие по вопросам общим у них с эстонцами. Согласно традициям православной Церкви, все решения малого Собора идут на благословение и утверждение правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010