Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю епархий, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия восхотела восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является православным. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх Мелетий назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита Фиатирского с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита Савватия в Архиепископа Пражского и всея Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается архиепископия, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся отторженными от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал автокефалию Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию.

http://pravoslavie.ru/115831.html

30 ноября 1939 г., когда началась советско-финская война, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы в глубь Финляндии. Лишь 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью, Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Автономной Церковью. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша), последовавшей 14 января 1919 г., в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 г. обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр отправился с этой целью в Стамбул и 7 июля 1923 г. получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Митрополит Александр настойчиво проводил эстонизацию церковной жизни, несмотря на то что большинство православных были русскими. Очагами монашеского подвижничества в Эстонии были Пюхтицкий женский и Псково-Печерский мужской монастыри; граница между Эстонией и Советской Россией по мирному договору 1920 г. прошла так, что ряд исконно русских городов и сел, включая и Печеры с древней обителью, отошли к Эстонии. Настоятелем Псково-Печерского монастыря был архимандрит Иоанн (Булин), сам по национальности сету. В 1929 г. отца Иоанна хиротонисали в викарного епископа Нарвского с сохранением за ним настоятельства в монастыре. Несмотря на свое происхождение, епископ Иоанн противился эстонизации церковной жизни, отстаивал неприкосновенность церковнославянского богослужебного языка. У эстонских властей это вызвало недовольство, и в 1933 г. Иоанн был устранен от управления Псково-Печерским монастырем и выехал за границу, в Белград. На родину он вернулся в 1941 г., после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, но в годы массовой депортации был сослан в Сибирь и там бесследно исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Все оказалось напрасно. 20 февраля 1996 г. Патриарх Варфоломей подписал «Патриарший и синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и синодального томоса от 1923 г. об Эстонской православной митрополии». В этом документе законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви названы «принимающие данный томос и сохранившие непрерывное каноническое преемство данной Церкви». Важной частью своей архипастырской деятельности в Эстонии Константинопольский Патриарх посчитал разделение православной паствы на основе дискриминационного по отношению к русским эстонского гражданского законодательства. Русской Церкви о своем деянии Константинопольский Патриархат не сообщил. 23 февраля 1996 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Ввиду того что неоднократные братские увещевания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его обращение от имени Священного Синода и епископата Русской Православной Церкви к Патриарху Константинопольскому Варфоломею были им проигнорированы, с глубокой скорбью и сожалением должны признать данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом и Финляндской автономной архиепископией, а также прекратить поминовение Константинопольского Патриарха по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей». Перед митрополитом Кириллом и ОВЦС встала задача незамедлительно разъяснить главам других Поместных Православных Церквей истинные причины межправославного кризиса. 8-9 марта 1996 г. митрополит Кирилл находился в Сирии для переговоров с Антиохийским Патриархом Игнатием IV. 9-10 марта — в Израиле, где он встретился с Иерусалимским Патриархом Диодором. Заместитель митрополита Кирилла архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин) 11-12 марта провел встречи в Болгарии, 12-13 марта — в Польше. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 8-10 марта посетил Сербскую Православную Церковь. Митрополит Кирилл продолжил консультации и с Константинопольской стороной: 10-13 марта в Швейцарии он провел переговоры с представителями Константинопольской Патриархии.

http://patriarch.patriarchia.ru/estoniya...

Единство исповедания, освящения и управления составляет устав этого общества, который всяким вступающим в него должен быть исполняем неотложно» 3 . 2. Вопрос об ИНН был решен соборно на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. То есть, мнение о том, что получение ИНН не является грехом, не есть частное мнение Патриарха или кого-то из иерархов. Это есть принятое соборно суждение о нем Русской Православной Церкви. Следовательно всякий, учащий иначе, выступает против соборного голоса Русской Православной Церкви, противопоставляет себя ей. 3. Данное соборное решение не вызвало осуждения со стороны других Православных Церквей, входящих во Св. Соборную и Апостольскую Церковь , что говорит о его общецерковном признании. В настоящее время кроме Русской в состав Православной Церкви входят следующие поместные Церкви: Константинопольская (с большим количеством приходов в Европе, Северной и Южной Америке и патриаршей кафедрой в Истанбуле (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (со столицей в Дамаске, Сирия), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автономными церквами являются Украинская, Синайская, Финляндская и Японская. После Первой и Второй мировых войн образовалось большое количество православных греческих и русских приходов (Русской Зарубежной Церкви) почти во всех частях света. Общее количество православных христиан во всем мире — около 130 миллионов. То, что решение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви не вызвало осуждения со стороны этих Церквей, является подтверждением тому, что это решение является правильным. Тот, кто мыслит иначе, осуждает уже не только Русскую Православную Церковь , но и всю Православную Церковь вообще. Ибо непременным атрибутом Церкви является свидетельствование истины и изобличение лжи и ересей. Причем ересь изобличается и осуждается соборно. Бывает так, что одно неправильное мнение порождает другое, диаметрально противоположное ему, но тоже ложное.

http://azbyka.ru/apokalipsis/stepanov-an...

Священный Синод в своем Заявлении " подтверждает автономный статус Эстонской Православной Церкви в лоне Матери Церкви - Московского Патриархата, предоставленный святым исповедником Всероссийским Святейшим Патриархом Тихоном и утвержденный Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II " . Более того, " выражая свою Первосвятительскую поддержку Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее предстоятелю " , Патриарх Московский и всея Руси Алексий своим Указом от 6 ноября 2000 года возвел Преосвященного архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия в сан митрополита. Как подчеркивается в Заявлении, Русская Православная Церковь " будет и впредь проявлять заботу о всех своих верных чадах, пребывающих за пределами Российского Государства " . Священный Синод также заявляет, что " до времени восстановления согласия в вопросах канонического бытия Православной Церкви в Эстонии и достижения мира и справедливости по отношению ко всем православным в этой стране, Московский Патриархат решительно отстраняется от любых собраний с участием Патриарха Константинопольского Варфоломея, Преосвященного Иоанна, главы Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата, и Преосвященного Стефаноса, главы юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии " . В частности, представители Русской Православной Церкви воздержатся от участия в устраиваемых Константинопольской Патриархией мероприятиях 30 ноября с.г. в Стамбуле, приуроченных к престольному празднику храма ап. Андрея Первозванного, в рождественских юбилейных празднованиях 25 декабря с.г. в Стамбуле, а также в экологическом симпозиуме во время круиза Патриарха Варфоломея по Балтийскому морю, намеченного на период с 25 мая по 5 июня 2001 года. Священный Синод заключает свое Заявление следующими словами: " Как бывает всегда, во времена тяжелых испытаний, мы повергаем всю нашу надежду в руки Божии, полагаясь на Его Всеблагой Промысл, Покров Его Пречистой Матери и Приснодевы Марии, заступничество всех святых и сугубые молитвы новопрославленных новомучеников российских, паки и паки возносим наши смиренные моления Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу да вразумит всех нас и соберет во едино (Ин. 17) " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

На приеме в трапезных палатах Храма Христа Спасителя присутствовали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, а также архиереи — члены Поместного Собора Русской Православной Церкви. «Я радуюсь возможности в этот важный для меня день иметь общение с вами. Сегодня в этом зале вся Россия и, позвольте мне сказать шире, — весь мир», — отметил Предстоятель Русской Церкви в начале торжественного приема. Патриарх Кирилл поблагодарил Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей за их поддержку и молитвы и выразил уверенность в том, что эта поддержка будет способствовать ему в несении креста Патриаршего служения. 3 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил Предстоятеля Александрийской Православной Церкви за участие в торжествах по случаю интронизации. В ответном слове Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор сказал: «Ваше Святейшество, через несколько часов я вновь возвращусь туда, где несу свое служение. Однако я вернусь с сердцем, наполненным любовью, потому что Господь сподобил меня присутствовать на Вашей интронизации — не только Патриарха, но и своего сердечного брата, которого я знаю не одно десятилетие». 3 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Архиепископа Карельского и Финляндского Льва. Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с избранием и интронизацией и преподнес в дар Евангелие на финском языке. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Финляндия занимает значимое место в его биографии — он был управляющим приходами Московского Патриархата, расположенными в этой стране, и доныне сохраняет добрые отношения, теплые связи с финским православным народом.

http://e-vestnik.ru/news/patriarha_kiril...

В древние времена существовала еще одна каноническая причина, по которой епископ мог изменить место своего служения. 37-е правило VI Вселенского Собора гласит: " Понеже в разныя времена были варварския нашествия, и от того множайшие грады соделались порабощенными беззаконным, и по сей причине предстоятелю таковаго града невозможно было, по совершении над ним рукоположения, прияти свой престол, утвердитися на нем в состоянии священноначальственном, и тако по преданному обычаю, рукоположения и все, что епископу свойственно, производити и совершати: того ради мы, соблюдая священству честь и уважение, и желая, чтобы порабощение от язычников отнюдь не действовало ко вреду церковных прав, постановили, да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие, не подлежат за сие предосуждению " . То есть епископ может не вступать в управление своей кафедрой в случае, если варварское нашествие перекрыло доступ к ней и сделало невозможным исполнение епископских обязанностей. Однако вряд ли массовую миграцию русскоязычных граждан в Британию можно расценивать как варварское нашествие. Даже если владыка Василий придерживается иного мнения. Последний аргумент, который может привести епископ Василий в пользу своего решения, это пример Финляндской Православной Церкви. В 1921 году святитель Тихон, Патриарх Московский, дал автономию Финляндской епархии Русской Православной Церкви. В 1922 году автономная Финляндская Церковь вошла в состав Константинопольского Патриархата, где пребывает и доныне. Однако это нельзя рассматривать как прецедент. Историки Православной Церкви утверждают, что переход Финляндской Церкви из Московского Патриархата во Вселенский был нарушением канонов (см. вышеупомянутое 15-е правило Двукратного Собора). Извинением такого нарушения могло служить только то обстоятельство, что в то время Московский Патриарх Тихон был лишен реальной возможности управлять Финляндской епархией. Впоследствии Русская Православная Церковь учла этот факт и по снисхождению восстановила молитвенно-канонические отношения со своей бывшей епархией, не требуя ее возвращения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кто были эти " самосвяты " ? Украинские националисты, провозгласившие автокефалию, но и так не нашедшие канонических епископов, которые бы согласились ее возглавить. И тогда они совершили акт " самопосвящения " , провозгласили своего руководителя Василия Липковского Киевским митрополитом. Для надежности возложив ему на голову мощи почившего много веков назад святого Киевского митрополита Макария. В народе их за это точно и мудро прозвали " мертворучники " . Наследники этих самосвятов-мертворучников в течение всего послевоенного периода действовали за океаном, а после 90-х как " готовые структуры " были использованы для насаждения раскола на Украине. Здесь явная тесная связь Константинопольской патриархии, принявшей под свое крыло последователей " самосвятов " , ее американских кураторов, украинских националистов и постсоветских правительств Украины, начиная с президента Кравчука. То, что мы видим сейчас, в принципе не ново. К этому все шло, но ныне достигло самой опасной стадии. Архиепископ с американского самолета Михаил Шкаровский , доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга: - В 20-е годы XX века Константинополь стал пытаться внести изменения в каноны и правила, чтобы утвердить первенство своей кафедры, которого раньше никогда не было. Эти годы стали в истории периодом наибольшего обострения отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом. После революции, прихода к власти большевиков, начала гонений на Русскую Православную Церковь и инспирирования большевиками обновленческого раскола, первое, что сделал Константинополь, попытался захватить значительную часть канонических территорий Русской Православной Церкви, распространив свою юрисдикцию на ее бывшие части. Прежде всего на Финляндскую Православную Церковь, которая сначала получила автономию Московского патриархата, а затем перешла в юрисдикцию Константинополя. Такая же автономная православная церковь под юрисдикцией Константинополя образовалась в Эстонии. Но все это без санкций Церкви-матери, без ее разрешения, что, естественно, является не каноническим действием по всем православным канонам. Позднее, в 30-е годы, такая же ситуация повторилась в Латвии, образовалась Латвийская Православная Церковь в юрисдикции Константинополя. Далее Константинопольский патриархат без согласия Церкви-матери предоставил автокефалию Польской Православной Церкви, естественно, тоже бывшей в российской империи частью РПЦ. Одним из вопиющих шагов было принятие в начале 30-х годов под юрисдикцию Константинополя Русского западноевропейского экзархата. Хотя при принятии специально оговаривалось, что это " временное решение " , а в дальнейшем экзархат вернется в Русскую Православную Церковь, он до сих пор там остается.

http://pravoslavie.ru/115726.html

Таким образом, юридический статус Финляндской Православной Церкви был приведен в соответствие с ее фактическим статусом автономной Церкви, были прерваны связи с Московским Патриархатом, которые раздражали правительство Финляндии и казались неуместными в той политической ситуации представителям национального направления в Церкви. Это означало, что национальное направление, взявшее курс на тесное сотрудничество с государством и избавление от русского “шови­нистического” наследия, одержало верх над прорусски настроенной группой духовенства. В начале 1924 г. решением правительства со своей должности был смещен архиепископ Серафим. Формальным основанием для этого было незнание архиепископом государственного языка. Новым архиепископом стал Г. Аав. Наиболее острым вопросом после вопроса о каноническом положении Церкви была календарная реформа. В Финляндии, даже когда она входила в состав Российской Империи, действовал григорианский календарь (так называемый новый стиль), а Церковь придерживалась юлианского календаря (старый стиль). Григорианский календарь рассматривался православными как западно-христианский. Вопрос о переходе на новый календарный стиль для православных Финляндии поднимался еще в 1905 г. на епархиальном собрании. Подобное предложение было выдвинуто представителями Северо-Карельских приходов. Было совершенно ясно, что православное меньшинство испытывает много трудностей в своей общественной жизни из-за того, что ему приходится отмечать праздники в разное время с окружающим большинством. В частности, это сказывалось в отношениях с работодателями; школьники тоже оказывались в трудном положении 14 . В 1917 г. епископ Серафим получил от Собора Русской Православной Церкви право давать разрешение на проведение праздников по новому стилю тем приходам, большинство прихожан которых этого бы захотели. После этого некоторые финские приходы епархии реализовали это право. На решение Собора повлияла позиция проходившего ранее в Выборге собрания духовенства Финляндской епархии, большинство участников которого высказалось за переход на григорианский календарь 15 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Патриарх Мелетий сумел достойно отблагодарить русских братьев. В марте 1922 г. он издал томос о праве Константинополя на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов Поместных Православных Церквей, в Европе, Америке и других местах» 5 . С этого времени начинается неприкрытая беззаконная экспансия стамбульского епископа на всю диаспору Православной Церкви. Будучи гонимой, Константинопольская Патриархия искала не мира и покоя, она мечтала сама стать гонительницей, и эта возможность ей вскоре была предоставлена. В России после революции Русская Церковь вступила в тяжелое время страшных гонений. В ходе гражданской войны и интервенции Российская империя была разрушена и для Церкви сохранять полноценную связь со своими частями на разделенных боевыми действиями территориях, оказалось сложно или порой невозможно. Воспользовавшись этими событиями Мелетий в 1923 г., решил сыграть на антирусских настроениях в отколовшихся территориях Российской империи. Он утвердил поставление первоиерархом Польской Церкви митрополита Дионисия (Валединского) и переманил в свою юрисдикцию Автономную Финляндскую Церковь 6 . Его преемник Григорий VII без согласований с Русской Православной Церковью подписал в 1924 г. томос о даровании автокефалии Польской Церкви, выторговав за это от польского правительства 12 тыс. фунтов стерлингов 7 . Самое интересное в этих уже пожелтевших страницах истории то, что они, спустя почти 100 лет, как обрывки старой пьесы почти буквально повторяются снова. Как и в случае с финнами и поляками, сегодня Константинополь разыгрывает политически безупречную, но морально грязную карту национализма. В современной Украине, поднявшей на флаги жестоких палачей и их оправдателей-идеологов: С. Бандеру, Р. Шухевича, убийц и карателей женщин и детей, сложилась «церковно-благоприятная» атмосфера для тех, кто готов строить на крови. Логика национализма, так и не оцененная Русской Церковью, оказалась близка и понятна константинопольским грекам, еще с начала XX века выстраивавших церковную политику на платформе национального самосознания. Политические просчеты Патриарха Мелетия сопровождались громкими публикациями на тему «Константинополь — центр Православия» 8 . Речь в таких опусах шла о создании нового центра православного мира, который возглавляться будет греками, а от «новообразованных национальных» Церквей (прежде всего, Русской) необходимым будет деятельное участие, проявляющееся в финансовой поддержке безумных греческих прожектов. Именно эта логика проводится Константинополем и сегодня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5325678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010