По примеру данного уже Православной Церкви Финляндии разрешения предоставить церковной власти Эстонии разрешать православным приходам, которые того пожелают, при праздновании церковных праздников пользоваться новым стилем» 980. Представитель Православной Церкви в Эстонии передал Святейшему Патриарху Тихону приглашение посетить Таллин (Ревель) и принять участие в организационном Соборе и рукоположении первого архипастыря новоучрежденной Ревельской и Эстонской епархии. Святейший Патриарх 15 июня 1920 г. обратился в ВЧК с просьбой разрешить ему поездку в Таллин. Отрицательный ответ Секретного отдела за подписью М. И. Лациса последовал 17 июня и хранится до сих пор в Епархиальном архиве Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллине хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган Синод, в который кроме архипастыря вошли и клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Через Синод осуществлялась связь между Автономной Православной Церковью в Эстонии, Святейшим Патриархом Тихоном и Автономной Финляндской Православной Церковью. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. Это позволило Православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери-Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Польши. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. даровали широкую автономию Финляндской Православной Церкви, 21 июня 1921 г.— Православной Церкви в Латвии и 27 сентября 1921 г.— Православной Церкви в Польше.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Автор отметил, что Московский Патриархат в апреле 1957 года предал забвению канонические споры и недоразумения и восстановил нарушенное в 1918 году молитвенно-каноническое общение с Финляндской Автономной Православной Церковью, признав ее status quo в составе Константинопольского Патриархата. Нормализация отношений двух Церквей позволила развивать контакты в области межправославного взаимодействия, поддержки христианского мирного движения, научно-богословского и академического сотрудничества. Особое место в двусторонних связях занимали визиты Священноначалия Русской и Финляндской Церквей, студенческих делегаций и паломнических групп, позволявшие знакомиться с церковной жизнью в СССР и Финляндии. Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, заведующий аспирантурой Московской духовной академии, профессор кафедры богословия кандидат богословия игумен Дионисий (Шленов) в своем сообщении рассмотрел толкования Феодора Вальсамона на 17-е и 19-е правила Трулльского Собора и на 10-е правило VII Вселенского Собора. Докладчик подверг критике мнимое обоснование этими правилами экстерриториальных действий Константинопольского Патриархата сегодня. Проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов в докладе «Юридическая герменевтика и канонический комментарий» пришел к выводу о том, что техника библейско-богословской экзегезы равно лежит в основании и юридической герменевтики, и канонического комментария (имеющих и самостоятельное происхождение). Общие корни должны помочь избежать «конфликта интерпретаций». Разработка и унификация самостоятельных принципов канонического комментария еще один путь к реальному статусу Церкви как института sui juris. На конференции была представлена группа канонистов из Казанской духовной семинарии. Доцент кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии кандидат исторических наук А.Ю. Михайлов в докладе «Концепт " автокефалии " в трудах Казанской научной школы церковного права» отметил, что казанская научная школа канонистов (И.С.

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-moskovsk...

Например, каждая епархия Украинской Православной Церкви является поместной Церковью определенной территории, то есть определенной области или части области Украины. Именно таким было традиционное мышление отцов Церкви. Вспомним, например, знаменитые послания святого Игнатия Богоносца. Уже в начале II в. он четко говорит, что Церковь там, где есть епископ. Для него каждая христианская община конкретного города, возглавляемой епископом, является полноценной Поместной Церковью. Однако сегодня обычно Поместными Церквами зовут объединение нескольких епархий в пределах определенного государства или даже континента. Например, современный Александрийский Патриархат — это Поместная Церковь Африканского континента. А, скажем, Румынская Православная Церковь — это Поместная Церковь Румынии. Конечно, на протяжении веков менялись государственные границы, вместе с ними постоянно корректировались и границы церковных административных единиц. Поэтому и сегодня границы Поместных Церквей далеко не всегда соответствуют границам конкретных государств. Поместная Церковь, как я сказал, это не обязательно Церковь полностью независима. Например, Финляндская Церковь является автономной в составе Константинопольского Патриархата, а Японская Церковьавтономной в составе Московского патриархата. Следовательно, они не являются автокефальными. При этом совершенно очевидно, что они являются Поместными Церквами. — Вы говорите о территориях и границах. Насколько эти сугубо земные понятия актуальны для Церкви? — Вселенская Церковь всегда строилась по территориальному принципу. Каноническое право Восточной Церкви предполагает именно территориальный принцип распределения церковной юрисдикции. Кстати, когда говорят, что Церковь — «это чисто духовное понятие», которое никак не связано с земными категориями, то это не соответствует христианскому учению. Апостол Павел четко говорит, что Церковь есть Тело Христово. Тело — это чисто земная категория. Тело ограничено в пространстве. Так и Церковь Христова имеет свои границы, хотя далеко не всегда мы их можем четко определить. При этом, как во Христе человеческая природа соединена с Божественной, так и Церковь Христова исполнена божественной благодати. Христиане одной страны, но разных национальностей должны быть в составе одной Церкви. Порой этот принцип нарушается

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

По-иному обстояло дело с Автономной Православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии Автономной Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной Автокефальной Православной Церковью части канонической территории другой братской Автокефальной Православной Церкви (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.), что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская Православная Митрополия». Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллинская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат в первую очередь напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в томосе утверждалось, что перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

В отпевании участвовали делегации поместных Православных Церквей. Шесть из них возглавляли Предстоятели Церквей. От Константинопольского Патриархата на отпевание почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви молилась делегация во главе со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем; от Александрийского Патриархата — делегация во главе с митрополитом Аксумским Петром. Делегацию Антиохийской Церкви возглавлял епископ Филиппопольский Нифон; Иерусалимской Церкви — митрополит Капитолиадский Исихий. Делегацию Грузинской Церкви возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Сербской Православной Церкви — председательствующий в Священном Синоде митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Делегацию Румынской Церкви возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан. От Кипрской Церкви на отпевание Московского Первосвятителя прибыла делегация во главе с митрополитом Пафосским Георгием. От Элладской Церкви в заупокойном богослужении участвовали Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, от Албанской Церкви — Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, от Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский. От Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Христофор. Делегацию Православной Церкви в Америке возглавил архиепископ Оттавский и Канадский Серафим. Участие в отпевании почившего Первосвятителя приняли представители Автономных Православных Церквей: Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев от Финляндской Церкви, епископ Сендайский Серафим от Японской Церкви. Делегацию Русской Зарубежной Церкви возглавил ее Первоиерарх Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион. Отдать долг уважения и памяти почившему Предстоятелю Русской Православной Церкви прибыли представители инославных Церквей. В частности, в храме молилась делегация Римско-Католической Церкви во главе с кардиналами Вальтером Каспером и Роже Эчегераем, делегации Армянской Апостольской Церкви во главе с Католикосом всех армян Гарегином II и Церкви Англии во главе с епископом Лондонским Ричардом Чартрзом.

http://e-vestnik.ru/reports/pohorony_svy...

Из Европы сообщают также о смятении, в котором теперь пребывает Автономная Финляндская Православная Церковь. По информации греческого агентства «Romfea» причиной скандала стало участие женщины-епископа Лютеранской Церкви Финляндии Ирья Каарина Аскола в православной Литургии, совершенной в воскресенье, 1 марта, в Успенском соборе в Хельсинки. Достопочтенная Ирья была официально приглашена принять участие в богослужении православным митрополитом Хельсинкским Амвросием. Глава Православной Церкви Финляндии Архиепископ Лев заявил свой решительный протест по поводу того, что митрополит Амвросий совместно с женщиной-епископом молился во время рукоположения, совершенного в кафедральном соборе столицы Финляндии. Глава Финляндской Православной Церкви напомнил, что Литургия должна совершаться в соответствии с учением Православной Церкви. Митрополит Амвросий с этим, в общем-то, и не спорил. Он лишь подчеркнул, что не сделал чего-либо, что бросает вызов Церкви. Митрополит Хельсинкский при этом сослался на тот факт, что во время недавнего визита папы Франциска на Фанар в кафедральном Георгиевском соборе Константинопольской Православной Церкви также совершалась диаконская хиротония в то время, как понтифик молился в православном храме. Митрополит Амвросий также сказал в свое оправдание, что он пригласил лютеранского епископа в видах сотрудничества, договор о котором заключен между православными и лютеранами Финляндии. «Мы хотим загнать Церковь гетто и сделать ее маргинальной, или мы хотим, чтобы Церковь была открыта для диалога и экуменического общения?», — риторически вопросил митрополит Амвросий. Конечно-конечно, это убойный аргумент. Нам его тычут каждый раз, когда та или иная поместная Церковь в очередной раз оказывается «в смятении». Потому что митрополит Амвросий ведь не случайно сослался на сослужение Константинопольского патриарха с папой. Оно же не первый раз случается – это давняя традиция. Исключительно ради того, чтоб не в гетто нам всем оказаться, не впасть в маргинальность и быть всегда открытыми для диалога. Поэтому православные и задают периодически вопросы по поводу приближающегося Всеправославного собора – а о чем, собственно говоря, слушания-то будут? Правда ли, что только об автокефалиях и с чем их едят, или еще о чем? Ведь вот одни убеждены, что без женского священства и епископства всем нам маргинализация немедленная и бесповоротная приключится, а другие уже какие-то невнятные намеки делают, что хорошо бы еще обсудить вклад христиан альтернативных сексуальных ориентаций в общее христианское дело. А не то гетто, гетто вам будет беспременно …

http://radonezh.ru/analytics/godovschina...

Но по преимуществу А. стали с тех пор именовать Предстоятелей автокефальных Церквей, к-рые не имели Патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Нов. Юстинианы, с к-рой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул А. Нов. Юстинианы носит Предстоятель Кипрской Церкви. В наст. время помимо Предстоятеля издревле автокефальной Кипрской Церкви сан А. имеют Первосвятители автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане А. стоят выше по диптиху Предстоятелей с саном митрополита. Но Предстоятели автокефальных Церквей Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке наряду с титулом митрополитов имеют также титул А.: первый - Пражского, второй - Вашингтонского. А. титулуются ныне и Предстоятели автономных Церквей: Синайской, Финляндской; глава Японской автономной Церкви наряду с саном митрополита имеет также титул А. Токийского. Между тем уже в ранневизант. эпоху на Востоке, первоначально в К-польском Патриархате, титул А. стал употребляться и в ином значении. А. начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию Патриарха. Такие А. (ρχιεπσκοποι ατοκφαλοι) занимали в диптихах места ниже митрополичьих. Еще позже сан А. становится уже только отличием кафедры или архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными для епископов. В Русской Церкви титул А. впервые употребляется в XII в. применительно к Новгородским владыкам, впосл. А. стали титуловаться и епископы др. кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В РПЦ титул А. никогда не был связан с особыми адм. полномочиями и является только почетным отличием, при этом А. занимают по старшинству положение после митрополитов. В разные времена титул А. усваивался в РПЦ архиереям на разных основаниях: в зависимости от ранга кафедры - так было по преимуществу в досинодальную эпоху, а также в отдельные периоды синодальной эпохи (в XVIII в., после 1764,- в зависимости от класса епархии), в др. периоды синодальной эпохи сан А. являлся личным отличием архиерея. Так обстоит дело в РПЦ и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/76484.html

Диптих, принятый в Русской Православной Церкви Диптих, принятый в Константинопольской Церкви Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Грузинская 7. Сербская 8. Румынская 9. Болгарская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Албанская 13. Польская 14. Чешских земель и Словакии 15.Американская и Канадская Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3. Японская 4.Китайская Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Сербская 7. Румынская 8. Болгарская 9. Грузинская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Польская 13. Албанская 14. Чешских земель и Словакии  Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3.Эстонская Константинопольский Патриархат не признает автокефальный статус Православной Церкви в Америке и поэтому не включает ее в свой диптих. Остальные отличия в приведенных списках, обусловлены различием мнений по поводу времени дарования автокефалии или автономии той или иной Церкви. Следует иметь в виду, что сегодня диптихами принято именовать не только списки Поместных Церквей, но и списки их епархий и епископов. Диптихом также именуется ежегодное издание Элладской Православной Церкви, включающее в себя месяцеслов, богослужебные указания, полные списки епископата всех Поместных Церквей и подробный справочник по каноническому устройству Элладской Церкви и Вселенского Патриархата. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/192554

После восстановления независимости Эстонии в 1991 году появилось и стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллиннской епархии в это время был Корнелий (Якобс). 11 августа 1993 г. Эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал " Синод Эстонской Православной церкви в изгнании " как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской Апостольской Православной Церкви, хотя " Синод " не имел в стране юридических представителей (регистрацией занималась инициативная группа эстонцев, которые первоначально не имели связи с Синодом). Как законный правопреемник довоенной церкви, ЭАПЦ получила права на все довоенное церковное имущество. Епархия РПЦ, отказавшаяся регистрироваться под новым названием, не имеющим отношения к исторической ЭАПЦ, была зарегистрирована только в 2002 году (что создавало много проблем в церковной жизни). В 1994 году представители 54 (из 83) приходов подписалии петицию с просьбой принять их под омофор Константинопольского патриархата . 22 февраля 1996 года Священный Синод Вселенского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил автономную Церковь под своей юрисдикцией, назначив архиепископа Иоанна Финляндского местоблюстителем предстоятеля этой Церкви. Московский патриархат отреагировал быстро и решительно: он порвал отношения со Вселенской Патриархией и 23 февраля 1996 перестал поминать имя Вселенского патриарха на литургии. Однако, после ряда переговоров было достигнуто соглашение, что на территории Эстонии может существовать две юрисдикции, и приходы могу самостоятельно выбрать к какой из них принадлежать. Присоединившиеся к восстановленной ЭАПЦ 54 прихода насчитывают около 7 тысяч верующих, большая их часть эстонцы. Около 30 приходов, оставшихся в юрисдикции РПЦ объединяют более 100 тысяч верующих и Пюхтинский монастырь. 13 марта 1999 епископом ЭАПЦ был избран родившийся в Заире грек, епископ Назианзинский Стефан. В 2009 году ЭАПЦ разделена на 3 епархии (во главе двух новосозданных встали эстонец и русский). 26 мая 2011 года было решено, что с января 2012 года церковь переходит на новоюлианский календарь. [  назад  ]

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-59...

Медицинские работники больниц и по возможности пациенты могут посмотреть на крестный ход и принять участие в молебне, выйдя на балконы или подходя к окнам. Для многих это трогательный момент и единственная возможность присоединиться к молитве, потому что визиты духовенства и родственников в больницы отложены ввиду противоэпидемиологических ограничительных мер и запрета на посещение больниц. Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии Лев по возрасту оказался на самоизоляции и не смог принять участие в крестном ходе лично. Участников крестного хода он поприветствовал словами: «Хотя мы в Православной Церкви продолжаем празднование пасхальных дней, эпидемия COVID-19 привносит в нашу жизнь также и страдания, печаль и страх как за себя, так и за наших ближних. Сейчас – так естественно помолиться о защите каждого из нас, и в первую очередь тех, кто борется с коронавирусом и тех, кто ухаживает, а также об исцелении болящих и утешении тех, кто потеряли близких». По данным worldometers.info , в Финляндии на сегодняшний день насчитывается 5803 заболевших коронавирусом, из них скончались 260 и  выздоровели 3 500 человек. Финляндская Православная Церковь - автономная Православная Церковь в составе Константинопольского патриархата. В 1923, после вступления в юрисдикцию КП, перешла на григорианское летоисчисление.  В ее составе три епархии: Хельсинки, Оулу и Куопио и Карелии. Православие в Финляндии исповедует около 1% населения страны. В 2015 году, в результате роста численности мусульманской общины, православие переместилось со второго на третье место по количеству последователей после Евангелическо-Лютеранской Церкви.  ВКонтакте Telegram Twitter LiveJournal Одноклассники Мой Мир Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010