— Кого же из духовных наставников Вы запомнили в первые годы церковной жизни? — Когда я еще ребенком ездил в Ново-Валаамский монастырь, то встречался с иеромонахом Симфорианом, впоследствии игуменом и архимандритом. Он и руководил мною в первые годы моей церковной жизни. Меня с детства влекло в храм Божий. Я постоянно посещал с родителями богослужения в Свято-Троицком или в Успенском кафедральных соборах. Эти храмы принадлежали Финляндской Автономной Православной Церкви. Когда мне исполнилось восемь лет, я стал постоянно прислуживать в Успенском кафедральном соборе. Настоятелем этого прихода был отец Михаил Казанский, отец и дед которого в свое время служили в православном храме в Штутгарте. Отец Михаил, как и его брат, родился в Германии. Уже с детских лет мне приходилось быть пономарем и посошником у многих гостей, которые приезжали из разных стран. После того как в 1956 г. возобновились молитвенное общение между Финляндской и Русской Православными Церквями, я часто прислуживал посошником у приснопамятного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и других иерархов, приезжавших в Финляндию. В 1957 году я впервые посетил Ново-Валаамский монастырь и познакомился со многими старцами, которые после финско-советской войны переехали со Старого Валаама на Ладожском озере в Финляндию, в Хейнявеси, где монастырь приобрел себе поместье Папиниеми (в переводе «священнический полуостров»). На протяжении некоторого времени я ездил туда каждое лето, таким образом, у меня сложились хорошие отношения с монахами Старого Валаама, а также Коневского монастыря, насельники которого также жили в Ново-Валаамском монастыре. В 1963 году Финляндию с официальным визитом посетил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), на богослужениях у которого я также стоял с посохом. Владыка Никодим предложил мне начать учиться в Ленинградских духовных школах. Но, поскольку сначала надо было отбыть воинскую повинность, мы отложили учебу на более позднее время. В 1964 году на конференцию в Финляндию прибыл с официальным визитом митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Его сопровождали епископ Дмитровский Филарет (Денисенко) и архимандрит Ювеналий (Поярков). С тех пор мои контакты с духовенством и иерархами Московского Патриархата стали более частыми.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-klinskij-l...

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной Церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Образование Подготовка кадров духовенства, регентов и катехизаторов осуществляется в университете Йоэнсуу. При богословском факультете университета действует отделение православного богословия, по окончании которого студенты могут занимать церковные должности. Университет предлагает и другие формы обучения по специальности «православное богословие». Расположенная в Йоэнсуу православная духовная семинария организует богослужебную практику для студентов отделения православного богословия и отвечает за их духовный рост. Преподавание и пастырская деятельность в духовной семинарии осуществляется под руководством Архиепископа. Семинария имеет свой храм и общежитие для встающих на стезю церковного служения. Единственным православным народным университетом Финляндии является Валаамский народный университет, двери которого открыты для всех желающих. Ежегодно Валаамский народный университет организует более ста тематических курсов, в числе которых многомесячные курсы иконописи. Просветительской деятельностью занимаются также православные приходы, организуя культурные программы и циклы лекций о православной вере для всех интересующихся и готовящихся принять Крещение. Поддержку просветительской деятельности Церкви оказывают и церковные организации. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся  в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ. Церковные организации Организации (зарегистрированные объединения), действующие под церковным окормлением: Страна: Финляндия Город: Хельсинки Адрес: Liisankatu 29A, 00170 Helsinki (канцелярия Архиепископии) Телефон: +358 206 100 240 Web-caйm: www.ort.fi E-mail: helsingin.hiippakunta@ort.fi Предстоятель: Лев, Архиепископ Хельсинки и всей Финляндии (Макконен) Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

Например, каждая епархия Украинской Православной Церкви является поместной Церковью определенной территории, то есть определенной области или части области Украины. Именно таким было традиционное мышление отцов Церкви. Вспомним, например, знаменитые послания святого Игнатия Богоносца. Уже в начале II в. он четко говорит, что Церковь там, где есть епископ. Для него каждая христианская община конкретного города, возглавляемой епископом, является полноценной Поместной Церковью. Однако сегодня обычно Поместными Церквами зовут объединение нескольких епархий в пределах определенного государства или даже континента. Например, современный Александрийский Патриархат — это Поместная Церковь Африканского континента. А, скажем, Румынская Православная Церковь — это Поместная Церковь Румынии. Конечно, на протяжении веков менялись государственные границы, вместе с ними постоянно корректировались и границы церковных административных единиц. Поэтому и сегодня границы Поместных Церквей далеко не всегда соответствуют границам конкретных государств. Поместная Церковь, как я сказал, это не обязательно Церковь полностью независима. Например, Финляндская Церковь является автономной в составе Константинопольского Патриархата, а Японская Церковьавтономной в составе Московского патриархата. Следовательно, они не являются автокефальными. При этом совершенно очевидно, что они являются Поместными Церквами. — Вы говорите о территориях и границах. Насколько эти сугубо земные понятия актуальны для Церкви? — Вселенская Церковь всегда строилась по территориальному принципу. Каноническое право Восточной Церкви предполагает именно территориальный принцип распределения церковной юрисдикции. Кстати, когда говорят, что Церковь — «это чисто духовное понятие», которое никак не связано с земными категориями, то это не соответствует христианскому учению. Апостол Павел четко говорит, что Церковь есть Тело Христово. Тело — это чисто земная категория. Тело ограничено в пространстве. Так и Церковь Христова имеет свои границы, хотя далеко не всегда мы их можем четко определить. При этом, как во Христе человеческая природа соединена с Божественной, так и Церковь Христова исполнена божественной благодати. Христиане одной страны, но разных национальностей должны быть в составе одной Церкви. Порой этот принцип нарушается

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

По-иному обстояло дело с Автономной Православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии Автономной Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной Автокефальной Православной Церковью части канонической территории другой братской Автокефальной Православной Церкви (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.), что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская Православная Митрополия». Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллинская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат в первую очередь напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в томосе утверждалось, что перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

В марте 1945 года по поручению Патриарха архиепископ Псковский и Порховский, управляющий Ленинградской епархией, совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где через покаяние воссоединил с Русской Православной Церковью клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации. В апреле 1945 года архиепископ Григорий возглавил первую заграничную делегацию Русской Православной Церкви – в Болгарию, на торжества примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом . 7 сентября 1945 года он был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода. В октябре 1945 года митрополит совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с Русской Православной Церковью братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужских монастырей, и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) двух русских общин Хельсинки. Братия монастырей, настоятели общин и прихожане принесли покаяние и были приняты владыкой в общение с Русской Православной Церковью . Во время подготовки «Положения об уравлении РПЦ», принятого на Соборе 1945 года, архиепископ Григорий внес в него несколько дополнений и предложений, в том числе учредить при Священном Синоде отделы: Учебный, ОВЦС, Миссионерский и Хозяйственный. 5 апреля 1946 года митрополит Григорий был утвержден председателем Учебного отдела, а председателем отдела Внешних церковных сношений тогда же был утвержден митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В мае 1946 года митрополит Григорий сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию. В августе 1946 года владыка готовил к открытию Ленинградскую Духовную Академии и как председатель учебного комитета – семинарии в епархиях. 8 августа 1946 года в Париже скончался митрополит Евлогий (Георгиевский). Митрополит Григорий писал в дневнике: «12 сентября. 1946 г. Не писал больше месяца, т.к. за это время успел неожиданно съездить в Париж, вернуться, поболев, и уже снова собираюсь в поездку. В ночь с 8 на 9 августа в 12 1/2 ночи по телефону из Москвы Л.Н.Парийский от имени Патриарха сообщил, что я должен выехать немедленно Москву и Париж во главе делегации на похороны только что скончавшегося Экзарха Митр[ополита] Евлогия. – А почему не М [итрополит] Николай? – «Он болен». Знаем мы эту болезнь: ведь он всех там знает, естественно ему и ехать. Значит, что-то не то... Так оно, конечно, и вышло...»

http://bogoslov.ru/article/2908919

Наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) от имени  митрополита Псковского и Порховского Евсевия поздравил митрополита Корнилия и всех членов Эстонской Православной Церкви с праздником. Поздравление митрополита Рижского и всея Латвии Александра огласил председатель Отдела по делам молодежи Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Артемий Кучинский. В ответном слове митрополит Корнилий рассказал об истории Эстонской Православной Церкви в ХХ веке и поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награду. Накануне, 5 декабря, в Центре русской культуры Таллина состоялось открытие фотовыставки «История Православия Эстонии в фотографиях», посвященной 100-летию основания Таллинской епархии. На мероприятии присутствовали: епископ Маардуский Сергий, духовенство Таллинской и Нарвской епархий, представители Латвийской Православной Церкви, гости из Финляндской Автономной Православной Церкви, а также посол Российской Федерации в Эстонской Республике А.М. Петров, директор Центра русской культуры в Таллине Эдуард Томан, руководитель Издательского отдела Эстонской Православной Церкви, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. С приветственным словом выступил директор Центра русской культуры Э. Томан. От лица митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия собравшихся приветствовал епископ Маардуский Сергий. С.Г. Мянник рассказал об истории создания фотовыставки, отметив, что большая часть представленного материала является частью архива Эстонской Православной Церкви и частной коллекции А.В. Дормидонтова. За труды по созданию фотовыставки епископ Сергий наградил А.В. Дормидонтова юбилейной медалью священномученика Платона Ревельского. Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству Священноначалия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083245...

В отпевании участвовали делегации поместных Православных Церквей. Шесть из них возглавляли Предстоятели Церквей. От Константинопольского Патриархата на отпевание почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви молилась делегация во главе со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем; от Александрийского Патриархата — делегация во главе с митрополитом Аксумским Петром. Делегацию Антиохийской Церкви возглавлял епископ Филиппопольский Нифон; Иерусалимской Церкви — митрополит Капитолиадский Исихий. Делегацию Грузинской Церкви возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Сербской Православной Церкви — председательствующий в Священном Синоде митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Делегацию Румынской Церкви возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан. От Кипрской Церкви на отпевание Московского Первосвятителя прибыла делегация во главе с митрополитом Пафосским Георгием. От Элладской Церкви в заупокойном богослужении участвовали Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, от Албанской Церкви — Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, от Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский. От Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Христофор. Делегацию Православной Церкви в Америке возглавил архиепископ Оттавский и Канадский Серафим. Участие в отпевании почившего Первосвятителя приняли представители Автономных Православных Церквей: Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев от Финляндской Церкви, епископ Сендайский Серафим от Японской Церкви. Делегацию Русской Зарубежной Церкви возглавил ее Первоиерарх Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион. Отдать долг уважения и памяти почившему Предстоятелю Русской Православной Церкви прибыли представители инославных Церквей. В частности, в храме молилась делегация Римско-Католической Церкви во главе с кардиналами Вальтером Каспером и Роже Эчегераем, делегации Армянской Апостольской Церкви во главе с Католикосом всех армян Гарегином II и Церкви Англии во главе с епископом Лондонским Ричардом Чартрзом.

http://e-vestnik.ru/reports/pohorony_svy...

Дальнейшие стремительно разворачивающиеся события в связи с нарастающими автокефалистскими настроениями правительств стран Балтии и экспансионистской политикой пришедшего к власти в 1922 году Вселенского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) показали истинные цели этих конференций и твердую позицию по данному вопросу главы Латвийской Православной Церкви. Не добившись от архиепископа Иоанна согласия на участие в создании балтийского блока, МИД Финляндии и Эстонии уже весной-летом 1922 года начали подготовку к взаимодействию с Константинопольской Патриархией. Так, весной 1922 года Патриарх Мелетий IV обратился к главе Финляндской Православной Церкви архиепископу Серафиму (Лукьянову) с предложением рукоположить вдового протоиерея модернистской направленности Германа Аава в викарные епископы и принять автокефалию от Константинопольского Патриархата, на что архиепископ Серафим ответил отказом. Тем не менее Герман Аав под давлением финских властей 8 июля без предварительного монашеского пострига был хиротонисан в Константинополе Патриархом Мелетием во епископа Сортавальского. 6 июня 1923 года Финляндская Православная Церковь в нарушение канонов была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, при этом ей предоставили не автокефалию, а автономию, хотя Церковь уже пользовалась ею с 11 февраля 1921 года согласно Томосу Святейшего Патриарха Тихона. Финляндскому представителю МИД Э.Сетяля, используя дипломатические связи в Швеции, удалось повлиять на турецкое правительство, чтобы отложить изгнание Патриарха Мелетия, назначенное на 3 июля, ради «решения вопроса» об устройстве Финляндской и Эстонской Церквей². 7 июля 1922 года патриарх Мелетий вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) Томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве отдельного автономного церковного округа. Московская Патриархия не признала каноническими эти переходы. Фактически произошло изъятие двух частей Российской Церкви, прикрытое следующей незаконной формулировкой: «…вследствие сложившихся здесь новых политических условий, а также в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений… постановили удовлетворить просьбу православной церкви Эстонии и утвердить испрошенный ею церковный статус, а также ввести в нее церковный порядок согласно установившейся канонической практике, учитывая при этом невозможность установления надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны Святой Церкви России» ³. В отношении Финляндской Церкви Томос включал такие же формулировки. В результате данных незаконных действий власти Финляндии сместили архиепископа Серафима (Лукьянова) и сослали его в Коневецкий монастырь.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Из Европы сообщают также о смятении, в котором теперь пребывает Автономная Финляндская Православная Церковь. По информации греческого агентства «Romfea» причиной скандала стало участие женщины-епископа Лютеранской Церкви Финляндии Ирья Каарина Аскола в православной Литургии, совершенной в воскресенье, 1 марта, в Успенском соборе в Хельсинки. Достопочтенная Ирья была официально приглашена принять участие в богослужении православным митрополитом Хельсинкским Амвросием. Глава Православной Церкви Финляндии Архиепископ Лев заявил свой решительный протест по поводу того, что митрополит Амвросий совместно с женщиной-епископом молился во время рукоположения, совершенного в кафедральном соборе столицы Финляндии. Глава Финляндской Православной Церкви напомнил, что Литургия должна совершаться в соответствии с учением Православной Церкви. Митрополит Амвросий с этим, в общем-то, и не спорил. Он лишь подчеркнул, что не сделал чего-либо, что бросает вызов Церкви. Митрополит Хельсинкский при этом сослался на тот факт, что во время недавнего визита папы Франциска на Фанар в кафедральном Георгиевском соборе Константинопольской Православной Церкви также совершалась диаконская хиротония в то время, как понтифик молился в православном храме. Митрополит Амвросий также сказал в свое оправдание, что он пригласил лютеранского епископа в видах сотрудничества, договор о котором заключен между православными и лютеранами Финляндии. «Мы хотим загнать Церковь гетто и сделать ее маргинальной, или мы хотим, чтобы Церковь была открыта для диалога и экуменического общения?», — риторически вопросил митрополит Амвросий. Конечно-конечно, это убойный аргумент. Нам его тычут каждый раз, когда та или иная поместная Церковь в очередной раз оказывается «в смятении». Потому что митрополит Амвросий ведь не случайно сослался на сослужение Константинопольского патриарха с папой. Оно же не первый раз случается – это давняя традиция. Исключительно ради того, чтоб не в гетто нам всем оказаться, не впасть в маргинальность и быть всегда открытыми для диалога. Поэтому православные и задают периодически вопросы по поводу приближающегося Всеправославного собора – а о чем, собственно говоря, слушания-то будут? Правда ли, что только об автокефалиях и с чем их едят, или еще о чем? Ведь вот одни убеждены, что без женского священства и епископства всем нам маргинализация немедленная и бесповоротная приключится, а другие уже какие-то невнятные намеки делают, что хорошо бы еще обсудить вклад христиан альтернативных сексуальных ориентаций в общее христианское дело. А не то гетто, гетто вам будет беспременно …

http://radonezh.ru/analytics/godovschina...

От преемника владыки Сергия архиепископа Серафима (Лукьянова) власти Финляндии потребовали в течение 3-х месяцев выучить финский язык. На экзамен владыка не явился и был сослан на о. Коневец. 11 февраля 1921 г. Патриарх Тихон даровал Финляндской архиепископии автономию, оставив за собой право влиять на выборы архиепископа. В 1922 г. Патриарх Тихон предоставил право автономии также Православной Церкви в Польше. 25 ноября 1921 г. на Константинопольскую кафедру был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис). Решение, принятое 1 марта 1922 г. Константинопольским Патриархатом под управлением Патриарха Мелетия IV, об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находившихся вне границ государств, в пределах которых пребывали Поместные Православные Церкви, нарушило традиционный братский характер межправославных связей. Вольно или невольно, наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV нанесла находившейся тогда в крайне тяжелом положении Русской Православной Церкви . В 1923 г., когда Патриарх Тихон находился в заключении, Государственный Совет Финляндии вновь озаботился вопросом о статусе Финляндской Церкви, и направил в Константинополь делегацию, чтобы испросить там автокефалию. Томосом от 6 июня 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и получила автономию, хотя от Церкви-Матери уже полтора года ею пользовалась. В том же году Константинопольский Патриархат издал Томос о подчинении себе русских епархий в Эстонии, также под видом автономной Церкви, а в ноябре 1924 г. -Томос о признании автокефалии Православной Церкви в Польше, в результате чего Московский Патриархат вынужден был разорвать с дочерней Церковью общение. Финляндские власти выписали из Эстонии, где русофобия так же, как и в Финляндии, была возведена в ранг государственной политики, священника Германа Аава. В ноябре 1923 г. Собор ФПЦ назначил его епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима, что одобрения самого владыки Серафима не получило.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010