— По недавно принятому уставу «единой украинской церкви», глава нового церковного образования будет носить титул митрополита, а не патриарха, что делает его по статусу ниже Предстоятеля Русской Православной Церкви… — Титул патриарха он не получит. Более того, Патриархом Варфоломеем и Порошенко принято решение, о том, что Филарет не будет ни возглавлять эту новую структуру, ни вообще как-либо в ней участвовать. И надо сказать, что его так называемый епископат, похоже, с этим согласился. Проще говоря, они «сдали» своего начальника, человека, которому обязаны всем. — Очевидно, что попытка отделения Украинского православия от нашей общей Православной Церкви — это большая политика, а не вопросы веры. А как вообще получилось, что Константинопольский Патриарх ввязался в политику и стал на сторону украинских раскольников? — Константинопольский Патриархат в течение всего XX века предпринимал разнообразные попытки ослабить Русскую Православную Церковь. Всякий раз, когда Русская Церковь оказывалась в сложной ситуации, Константинополь не приходил ей на помощь, а, наоборот, пытался отторгнуть у нее те или иные ее части. Так в 1924 году была создана Польская Православная Церковь, так была создана Финляндская автономная церковь. В 1996 году, воспользовавшись политической ситуацией, Константинополь вторгся в Эстонию и создал там свою юрисдикцию, что на четыре месяца привело к разрыву евхаристического общения между Константинополем и Москвой. То, что происходит сейчас, укладывается в ту же самую логику. Однако в данный момент речь идет уже не просто о большой группе верующих и приходов, как это было в Эстонии, а о миллионах верующих, о 13 тысячах приходов, и о более чем 200 монастырях, которые Константинополь своими разбойническими действиями пытается отторгнуть у Украинской Православной Церкви и тем самым ослабить единую Русскую Православную Церковь. — Происходит ли это оттого, что Варфоломей «кормится» с американских рук и все это просто еще одна попытка США разделить украинцев и русских, «насолить» России?

http://pravoslavie.ru/118226.html

Русская Зарубежная Церковь имеет свои епархии и приходы на разных континентах, но именно в диаспоре. Поэтому каноническая нормализация ее статуса неизбежным образом предполагает пребывание ее в качестве неотъемлемой части единой Русской Церкви. Разве могли бы другие Поместные Автокефальные Церкви признать канонической территорией Русской Зарубежной Церкви большую часть мира? Из такой совершенно гипотетической идеи, если бы ее попытались осуществить, возникли бы лишь новые проблемы и трудности в православном мире, в то время как наш диалог направлен не на умножение и углубление разделений, а на их преодоление. — О каком именно статусе Русской Зарубежной Церкви идет речь в ходе собеседований? Может быть, о статусе полной автономии, которым обладают Японская или Финляндская Православные Церкви? — Нет, подобный статус Зарубежной Церкви также невозможен по причинам канонического характера. Дело в том, что и Автономные Церкви должны обладать своей канонической территорией, каковыми для Финляндской Церкви является Финляндия, для Японской – Япония, а для Синайской, находящейся в юрисдикции Иерусалимского Патриархата, – Синайский полуостров. Русская Зарубежная Церковь не имеет своей территории в аналогичном смысле. Во всех странах, где у нее есть епархии и приходы, параллельно существуют епархии и приходы других Поместных Церквей.  На заседаниях рабочих комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви выработан согласованный проект «Акта о каноническом единстве», которым предусматривается усвоение Зарубежной Церкви статуса самоуправляемой части Русской Православной Церкви, каковым ныне обладают другие самоуправляемые Церкви в составе единой Русской Церкви. Общие положения, относящиеся к их статусу, отражены в соответствующей (VIII) главе «Устава Русской Православной Церкви», при этом каждая из таких самоуправляемых Церквей имеет и такие особенности своего статуса, которые отражены в ее собственном уставе или иных документах. Тем более очевидно, что и статус Русской Зарубежной Церкви с ее совершенно особой историей и особыми условиями осуществления ею своего служения в диаспоре, в окружении инославного мира, будет иметь свои особые черты, которые, очевидно, потребуют по достижении воссоединения внесения изменений не только в Положение о Русской Зарубежной Церкви, но и в Устав Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/100199.htm...

Важно и то, что при территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. Автокефалия. В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных (независимых друг от друга) поместных церквей. Значение термина «автокефалия» (гр. – самоглавие) в истории церкви неоднократно менялось. Сегодня автокефальной считают вполне самостоятельную поместную церковь , независимую, но всегда являющуюся частью Вселенской. Все автокефальные церкви равноправны, несмотря на то, что занимают разные места в диптихе 113 . Факторами, дающими основания для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть: полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь ; географическая отдаленность, этнические и языковые отличия региона от основной территории церкви кириархальной. Автономные церкви. Если автокефальные церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих церквей, то автономные церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной церкви. Из этого правила вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной церкви. Ее статус, устав утверждаются кириархальной церковью, что также служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных церквей подсудны высшей судебной власти кириархальной церкви. В автономной церкви обычно малое число епископов и один архиерей, как было до недавних пор в Православной Церкви Японии. Статус автономных церквей – промежуточный, переходный, и потому в истории наблюдаются две тенденции: одни церкви со временем дорастают до автокефалии и получают ее, другие же – утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии. В настоящее время известны четыре автономные церкви: Древняя Синайская (подчинена Патриарху Иерусалимскому); Финляндская (кириархальной для нее является Константинопольский Патриархат); Православная Церковь Японии в составе Русской Православной Церкви; Китайская автономная Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, которая была фактически уничтожена в 1960-е гг. в ходе культурной революции. Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу своему близка к автономии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Во Вселенском Православии отсутствует единая структурная организация с властными полномочиями. Исторически верующие объединены 15 поместными автокефальными (то есть самостоятельными) церквами, имеющими свои канонические территории. Причем более половины православных прихожан принадлежит к Русской православной церкви. В соответствии с установленным диптихом, порядком чести в православии, в традиционной последовательности следуют церкви: Константинопольская, именующая себя Вселенской, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская. Существуют также 4 автономные поместные церкви (Синайская, Финляндская, Критская и Японская). Необходимо упомянуть еще о древневосточных православных церквах, разошедшихся в V веке с Вселенским Православием и не поддерживающих с ним с тех пор литургического общения. Они не приняли, по различным обстоятельствам, постановления IV Халкидонского Вселенского собора 451 г., определившего единство двух естеств Иисуса Христа – Божественного и человеческого, и остались верны дохалкидонскому христианству. Это Армянская Апостольская церковь, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Индийская Малабарская церкви. Главными центрами Православия, несомненно, во всех странах являются монастыри и города с древней православной традицией, места нахождения честных мощей святых угодников и чудотворных икон, и в первую очередь святынь, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и святых апостолов. Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение среди обширного религиозного почитания? Давайте разберемся в этом. Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня – святость, это то, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо». То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою. А такие у каждого народа были определены веками поклонения и почитания, самой неподкупной историей. В раннем христианстве, во времена Византийской империи, которая осознавала себя мировым царством, не существовала и не могла родиться идея национального призвания народа. Такая традиция появляется значительно позже, когда единая Вселенская церковь дробится на автокефалии и начинается почитание национального служения, поднимая его порой до высот святости. Одним из таких ярких примеров в Русской православной церкви стало житие Александра Невского.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

С 60-х годов XIX века начинается перевод на финский язык и издание церковной и богослужебной литературы. Официально стали совершаться службы на финском языке. В 1882 г. вышел царский указ, по которому на должность приходских священников в Финляндии должны были назначаться лица, знавшие местный язык. Деятельность православных приходов в сфере образования также была поставлена на финскую основу, хотя и не полностью ей соответствовала. Таким образом, финский язык занял приоритетное положение в богослужебной практике и в области народного просвещения 5 . На протяжении XIX века Православная Церковь все больше входила в юрисдикцию финляндского государственного самоуправления, хотя права православных еще в значительной степени определялись указами российского императора. Процесс сближения православной конфессии с финляндским обществом и финляндским государством получил в литературе название “финнизация” 6 . С 90-х годов XIX века российское правительство взяло курс на инкорпорацию автономного княжества в состав империи и на унификацию его учреждений с общерусскими. Попытки действий такого рода были предприняты и в церковной сфере. В основном это выражалось в стремлении перевести приходское образование на русский язык. Однако русское духовенство в карельских приходах считало, что это будет чревато отходом от Церкви ряда ее членов, потерей влияния духовенства на прихожан. Поэтому оно следовало интересам своей паствы, говорящей на финском языке. Национальный язык продолжал занимать доминирующее положение в богослужении и просвещении. В то же время в российской прессе была развернута кампания по “защите” Православия от якобы посягавших на его святость и неприкосновенность финляндцев. Не оставались в долгу и финляндские газеты, которые называли Православие “религиоз­ным помрачением, дошедшим до последнего предела” 7 . Все это, естественно, не способствовало улучшению образа Православной Церкви в глазах финляндского общества. Она нередко воспринималась как орудие русификации, учреждение, противное духу финляндской государственности. В то же время среди православного духовенства Финляндии формировалось так называемое национальное направление, его приверженцы ратовали за всемерное сближение Православной Церкви с финляндским обществом. По мнению “национального” духовенства, большая часть православных прихожан была проникнута патриотическими чувствами по отношению к Финляндии, поэтому Церковь могла успешно выполнять свою миссию в их среде, только согласуя свою деятельность с духом финляндского патриотизма. Вообще, по мнению представителей национального направления, деятельность Церкви могла приносить плоды, только если она проходила в соответствии с духом традиций и законов той страны, где Церковь действовала.

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Рассмотрев жалобу, Святейший Синод оставил ее без последствий, вместе с тем поручил Епархиальному Начальству, озаботиться устройством, в молитвенную память о созидателях первого храма в Териоках, небольшой деревянной церкви на старом месте, где тридцать лет стоял прежний храм. Храм должен был быть посвящен в честь святых, имена которых носили первые храмоздатели Андрей Иванович и Мария Исидоровна Дурдины, но из-за лихолетья начала 20-го века, осуществиться этому не удалось. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Часть суммы на строительство выделила императорская казна, огромный денежный вклад внес Дормидонт Тимофеевич Игумнов. Многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом) в московско-ярославском стиле 16 века, с тем различием, что устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Церковь строилась по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. (Он так же является архитектором церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Иоанновского женского монастыря на Карповке, часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте). Иконостасы всех трёх алтарей устроены по проекту гражданского инженера В. Ф. Иванова, иконы в иконостасе были выполнены художником Павлом Розановым, братом известного философа, который тоже проживал здесь. В 1913 году был освящён южный придел в честь преподобного Сергия Радонежского. 5 (18) июля 1915 года освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери, совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии Финляндского генерал-губернатора. В период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии сначала в составе Российской православной церкви, а с 1923 года — Константинопольского Патриархата. В связи с переходом под юрисдикцию Константинополя Финская автономная церковь перешла на новый стиль. Одним из тех, кто не согласился с этим, был настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий Светловский.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В 1980 году Финляндская автономная Церковь обратились с просьбой к Константинопольскому Патриархату о предоставлении Церкви статуса автокефалии, но никакой реакции не последовало. Старостильное движение в Финляндии [ править править код ] Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви (с 1926 до 1945 года признавали юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и одновременно Синода РПЦЗ, в 1945 году эти приходы принял Московский Патриархат). Особенно сильным было движение старостильников в Валаамском и Линтульском монастырях. В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки. Покровский и Никольский приходы (часто именующиеся просто «старостильными») в настоящее время обнаруживают значительный рост за счет эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается в 3 тысячам (в Никольской — около 2 тыс.; в Покровской — ок. 700 человек), но общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность. Структура и современное состояние [ править править код ] Предстоятелем с титулом архиепископ Карельский и Финляндский является Лев (Макконен). На 2005 год общая численность зарегистрированных членов составляла 57756 человек (1,1 % населения), а архиепископия наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии имеет статус одного из двух государственных вероисповеданий. Разделена на три епархии:

http://azbyka.ru/palomnik/Финляндия

Кроме того, нам стало известно, что в январе 1996 г. без согласования с Московским Патриархатом Эстонию посетили клирики Финляндской Автономной Православной Церкви – епископ г. Иоенсу Амвросий и священник Хейкки Хуттунен, представляя сторону Константинопольского Патриархата. Наше искреннее огорчение и недоумение вызвали различного рода уклонения Константинопольской Патриархии от неоднократных наших приглашений прибыть делегации Константинопольской Церкви в Москву для продолжения переговоров, игнорируя наше личное и членов Священного Синода желание принять участие в этих переговорах. Считая скорейшее продолжение братского диалога по данной проблеме крайне необходимым для обеспечения мира и единства всего Православия, мы с болью воспринимаем уклонение константинопольской стороны от продолжения переговоров и считаем опасным их искусственное затягивание. Считаем своим долгом перед всеми Предстоятелями поместных православных Церквей выразить тревогу в связи с тем, что сложившаяся ситуация достигла критического предела и может спровоцировать необратимые разрушительные процессы. Односторонние шаги со стороны Константинопольского Патриархата по отношению к православной Церкви в Эстонии являются гибельными для единства Православия и в корне подрывают основные принципы братского межправославного единства, в связи с чем становится вполне реальной угроза срыва всеправославного участия в обсуждениях важнейших тем по подготовке святого и великого Собора. Ваше Блаженство! Мы просим оказать Ваше авторитетное влияние в поддержке нашему братскому призыву к Святейшему Патриарху Варфоломею продолжить начатый диалог и воздержаться от принятия скороспешных и не согласованных с нашей Церковью односторонних мер по эстонскому вопросу. Мы также просим присоединиться к нашей молитве о том, чтобы Константинопольский Патриарх осознал всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и своими действиями не усугубил страданий многих тысяч угнетенных православных людей. С неизменной о Господе любовью, Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Иаков (Халил), игумен Баламандского Патриаршего монастыря ( Антиохийская Православная Церковь ); архимандрит Сергий (Бауэр), игумен монастыря святителя Тихона Задонского ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Лука (Мурьянка), игумен Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле ( Русская Православная Церковь Заграницей ); архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Ново-Валаамского монастыря ( Финляндская Автономная Православная Церковь ); иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп  Пантелеимонова монастыря  в Священном Киноте Святой Горы Афон; иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Афонского подворья в Киеве; иеромонах Хрисанф (Баке), насельник монастыря Раду-Водэ ( Румынская Православная Церковь ); игумены монастырей Русской Православной Церкви и ряда монастырей Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в честь 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и для участия в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент  И.Б. Толкачев). Божественная литургия транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Петра Смирнова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

4 нояб. 1960 г. свящ. В. Якобс был назначен настоятелем ц. во имя св. Иоанна Предтечи в таллинском р-не Нымме. Прослужил на приходе ок. 30 лет. Прилагал большие усилия к обустройству храма, организовал его восстановление после 2 больших пожаров, возникших вслед. поджогов (всего храм поджигали 4 раза). 1 апр. 1966 г. возведен в сан протоиерея. Награжден митрой. В 1974 г. овдовел. Был делегатом Поместного юбилейного Собора РПЦ 1988 г. В мае 1990 г. по предложению управляющего Таллинской епархией Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера; с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II) стал председателем восстановленного Епархиального совета. После избрания предстоятелем Русской Православной Церкви патриарх Алексий II предложил кандидатуру прот. В. Якобса, хорошо знающего местные традиции, владеющего как рус., так и эст. языком, в качестве своего преемника на Таллинской кафедре. Было решено, что патриарх временно сохранит за собой управление епархией, а прот. В. Якобс по пострижении в монашество станет викарным архиереем. 20 июля 1990 г. он был назначен епископом Таллинским, викарием патриарха. 21 авг. того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре его наместником архим. Павлом (Пономарёвым ; ныне митр. Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского. Восприемником К. стал архим. Иоанн (Крестьянкин) . 6 сент. возведен в сан архимандрита. 15 сент. в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе состоялась архиерейская хиротония К., к-рую возглавил патриарх Алексий II. В хиротонии участвовал митр. Хельсинкский Тихон (Таякка; Финляндская Православная Церковь). С 11 авг. 1992 г. правящий епископ с титулом «Таллинский и Эстонский». С 26 апр. 1993 г. предстоятель автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) с титулом епископ «Таллинский и всея Эстонии». 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа, 6 нояб. 2000 г.- в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010