В 1917 году Финляндия была отделена от России. С этого времени до 1939 года Казанская церковь приписана Русской Автономной церкви в Финляндии. В 1924 году храм сильно пострадал от урагана и наводнения. В 1925 году в только что отремонтированной церкви случился пожар, сгорела половина алтаря. Осенью 1939 года, когда началась советско-финская война, жители унесли из церкви все самое ценное. А вскоре она была закрыта и разграблена. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от обстрелов и использовалось под продовольственный склад. В 1970-х годах в Смольном приняли решение снести церковь, этого чудом удалось избежать благодаря главному архитектору Ленинграда Г.Н. Булдакову. Было решено разместить в здании церкви Музей истории Карельского перешейка. С 1980-1990 годы проводится реставрация под руководством архитектора К.А. Кочергина. Побелены фасады, восстановлена колокольня и колокола. 5 июня 1989 года решением Исполкома здание церкви передано православной общине Зеленогорска. 21 октября 1989 года на ступенях храма состоялось первое богослужение. В августе 1990 года церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1991 году ночью неизвестные ограбили храм, похитив 10 ценных икон. В их числе была украдена храмовая Казанская икона Божией Матери. Взамен её в настоящее время в храме находится старинная Казанская икона Божией Матери, приобретённая приходским советом церкви в одном из антикварных магазинов Москвы и отреставрированная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По материалам: Териоки-Зеленогорск 1548-1998, Тюников К.В., СПб, 1998. www.terijoki.spb.ru Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает " Смоляная река " , относится к середине XVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин - директор-распорядитель " Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина " и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.

http://sobory.ru/article/?object=00116

Наибольшей свободой из перечисленных Церквей пользовалась лишь Грузинская, так как большая часть Грузии не входила в состав Османской империи, а была поделена на сферы влияния между ней и Персией. В XVIII веке Грузия переходит в сферу влияния России и освобождается от влияния КП. Впрочем, вскоре Грузинская Церковь на два столетия утратит свою автокефалию, войдя в состав Российской Церкви, но это уже другая история. XVIII–XIX века приносят прямой урон влиянию КП по мере обретения частью православных народов независимости от Османской империи. Болгария, Греция, Румыния и Сербия освобождаются от власти турок при поддержке той же России. А их Церкви восстанавливают или новопровозглашают свою автокефалию. К 1918 году под властью Константинополя не остается ни одной Поместной Церкви. О былом влиянии свидетельствуют лишь отдельные рудименты вроде признания некоторыми Церквями эксклюзивного права Константинополя варить миро. Геноцид турками греков лишает КП уже не территорий, а прихожан. А приход к власти вместо османов сначала младотурков, а потом Ататюрка лишает патриарха Константинополя уже и статуса этнарха. Никакого Рум-миллета больше не существует. Именно в этот период, когда фактическое влияние КП уже, казалось бы, осталось в истории, он начинает судорожный поиск новых зон влияния. Используя распад Российской империи и, что более важно, гонения большевиков на Русскую Церковь, КП вторгается в Финляндию и при помощи местных властей переподчиняет себе Финляндскую автономию (ныне автономная Финляндская Православная Церковь в составе КП). В 1918–1922 годах на территории Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ в США греки в обход канонического порядка создают Греческую Архиепископию. Сначала она относится к Элладской Церкви (а не сразу к ненавистному грекам Стамбулу), но потом передается под власть КП. Облегчает этот процесс то, что создатель Архиепископии Мелетий, бывший митрополитом Афинским, становится к этому моменту патриархом Константинополя. 1 марта 1922 года Священный Синод КП по инициативе того же Мелетия принимает решение об «обязательном и исключительном» подчинении КП всей православной диаспоры. С этого же момента начинается создание митрополий КП в Старом и Новом свете. На основании этого решения под угрозой раскола в подчинение КП переводятся диаспорные приходы Иерусалимской, Александрийской и Элладской Церквей, а также Церкви Кипра.

http://pravoslavie.ru/133788.html

В 1920-х — 1930-х гг. наряду с Олонецкой епархией существовала обновленческая Карельская епархия со своим епископом. Храмы Карелии часто переходили из под контроля сторонников патриаршей ориентации под контроль обновленцев, и обратно. В 1929 году границы епархии приведены в соответствие с границами Карельской АССР: в её состав из Архангельской епархии были переданы приходы Беломорский Карелии, а приходы, оказавшиеся вне пределов Карельской АССР, отошли к другим епархиям. После того, как сгорели Петропавловский и Воскресенский собор, были закрыты Александро-Невская церковь и Святодуховский собор, сторонники Московской патриархии в Петрозаводске потеряли все храмы. В 1929 году НКВД по прошению приходского совета Святодуховского собора передал Екатерининскую церковь от обновленцев патриаршей общине. В эту церковь была переведена кафедра епископа и находилась в ней до конца 1930-х годов. В ходе Большого террора 1937—1938 годов было репрессировано как обновленческое духовенство Крестовоздвиженского собора, так и сторонники патриаршества, служившие в Екатерининской церкви. Местные власти продолжали оформлять закрытие храмов «в связи с отсутствием служителей культа» ещё в июле 1941 г., в условиях Великой Отечественной войны. На оккупированной территории Карелии возрождение религиозной жизни в 1941—1944 гг. возглавили православные (военные) священники Финской Автономной Церкви Константинопольского Патриархата, которые в 1944 г. ушли вместе с армией вглубь Финляндии. Среди этих священников были молодые иеромонахи, русские по национальности — Павел Олмари (Гусев), впоследствии архиепископ Карельский и всей Финляндии, глава Финляндской православной церкви, и Марк Шавыкин, впоследствии перешедший в РПЦ и ставший епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии. В освобождённом Петрозаводске оказался единственный русский священник, который стал служить «с разрешения председателя горсовета». Номинально Олонецкая епархия 28 августа 1944 г. была передана во временное управление архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Затем Святейшего Патриарха и всех собравшихся приветствовал Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. По завершении богослужения на Соборной площади Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Солнечногорского Сергия и епископа Выборгского и Приозерского Игнатия посетил Выборгское епархиальное управление. Выборгская епархия одна из четырех епархий, входящих в состав Санкт-Петербургской митрополии. Располагается на территории, которая занимает около трети Ленинградской области. Сегодня в состав епархии входит 5 благочиний с 71 приходом и одна монашеская обитель Коневский монастырь. Епархия имеет 123 штатных и 2 заштатных клирика. Строится 34 храма. 24 октября 1892 года Александр III одобрил учреждение самостоятельной Выборгской и Финляндской епархии с центром в Выборге. Ее первым правящим архиереем был назначен епископ Антоний (Вадковский). На территории епархии действовало 24 прихода, прихожане составляли всего 1% населения Великого княжества Финляндского, на землях которого она располагалась, и жители которого по преимуществу исповедовали лютеранство. За 25 лет на Финляндской и Выборгской кафедре сменилось 3 архиепископа: Антоний (Вадковский), Николай (Налимов) и Сергий (Страгородский), ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. За эти годы положение Православной Церкви в княжестве сильно изменилось: число храмов увеличилось в два раза, были образованы новые приходы, выросло число учебных заведений для православных прихожан. Была развернута активная миссионерская деятельность: работали братства, издавались газеты и просветительская листки, богослужебные книги переводились на финский язык. В феврале 1913 года в помощь Выборгскому архиерею было учреждено Сердобольское викариатство (с центром в Сердоболе-Сортавале). В декабре 1917 года Финляндия обрела государственную независимость. 10 (23) января 1918 года в городе Выборге, на епархиальном съезде духовенства и мирян под председательством митрополита Петроградского Вениамина, на должность главы епархии был избран епископ Серафим (Лукьянов). После распада Российской Империи чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о преобразовании епархии в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата, что и произошло 22 февраля 1921 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

Приводимое в статье утверждение священника Виктора Максимовского (ФПАЦ), что «здешнее православное духовенство (Московского Патриархата — ред.) крайне консервативно и с чрезвычайной подозрительностью относится не только к общению с протестантами и католиками, но и даже со своими единоверцами из Финской Православной Церкви, подчиняющейся Константинопольскому Патриархату», выглядит весьма тенденциозным и не отражающим реального состояния межхристианского и межправославного диалога в Финляндии. Также и высказанная собравшимися на «экуменическую встречу» «озабоченность попытками подменить вселенское по своей сути Православие его «этнографическим суррогатом», когда настоящим русским может считается только православный, а на представителей иных конфессий смотрят как на «агентов Запада», а также уверенность в том, что «случаи погромов молельных домов, запреты на свободную проповедь для протестантов, случаи чиновничьего произвола, подчас при активном участии православных батюшек, стали, к сожалению, печальной российской действительностью» — не могут заставить отнестись со снисходительностью к авторам данных инсинуаций, тем более, что портал «Baznica.info» в своем комментарии под заголовком «Новая Родина: Христиане Финляндии измерили права человека в России» дополнил информацию, приведя прямые высказывания членов «экуменического диалога»: «Человек — образ и подобие Божие, поэтому мы, как христиане не можем быть равнодушными, когда на нашей родине (России — ред.) людей преследуют за политические и религиозные убеждения, убивают журналистов или нарушают избирательные права людей», — задал тон дискуссии редактор русскоязычного интернет-журнала Uusi kotimaa («Новая родина») Николай Рисак. ... Православный священник Виктор Максимовский (Финляндская Автономная Церковь — ред.) высказал мнение, что «нынешнее усиление в России авторитарных тенденции при полном благословении этого процесса РПЦ, во многом является результатом низкого уровня просвещенности и отсутствия у русских людей привычки жить в условиях свободы». Участники круглого стола решили сделать подобные встречи регулярными, для того чтобы обмениваться информацией о возможных притеснениях верующих разных христианских деноминаций в России и координировать свою миссионерскую деятельность в русскоязычной диаспоре».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206097...

Содержание книги значительно расширено по сравнению с другими изданиями. Вошедшее в первую часть биографическое повествование составлено на основе писем старца. В настоящий сборник включены практически все его письма, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. Над письмами помещены рисунки, сделанные рукой старца. Редакторская правка, пояснения составителей, а также сокращения заключены в квадратные скобки. Виталий Дегтерёв Из истории Валаама Валаамский архипелаг, расположенный в северо-западной части Ладожского озера, насчитывает около пятидесяти мелких островов общей площадью 36 квадратных километров. Площадь самого большого острова Валаам – 30 квадратных километров. Расстояние до материка – 22 километра, до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 километра, до Санкт-Петербурга – более 220 километров. С 1812 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 году автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Во время финской войны монастырь подвергся жесточайшим бомбардировкам с советской стороны. Казалось, обитель должна была быть стерта с лица земли. Но, милостью Божией, бомба, упавшая в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора, не взорвалась. Уцелела и редчайшая библиотека под тридцать тысяч томов. 5 февраля 1940 года по приказу финского командования насельники обители во главе с игуменом Харитоном были эвакуированы вглубь Финляндии. Это, как оказалось, была лишь репетиция исхода монахов, когда, с подписанием мирного договора, Карелия (вместе с Валаамом) отошла к СССР, и, опасаясь гонений, братия вынуждены были покинуть родную обитель. Двести пять человек: монахи, послушники, трудники монастыря – перешли с Валаама на территорию Финляндии. Подходящим местом для размещения общины посчитали расположенное в сельской местности Хейнявеси небольшое поместье Папинниеми (теперь оно называется Новым Валаамом – Uusi Valano по-фински). Первоначально монастырь состоял из выходцев с ладожского Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Но по преимуществу А. стали с тех пор именовать Предстоятелей автокефальных Церквей, к-рые не имели Патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Нов. Юстинианы, с к-рой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул А. Нов. Юстинианы носит Предстоятель Кипрской Церкви. В наст. время помимо Предстоятеля издревле автокефальной Кипрской Церкви сан А. имеют Первосвятители автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане А. стоят выше по диптиху Предстоятелей с саном митрополита. Но Предстоятели автокефальных Церквей Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке наряду с титулом митрополитов имеют также титул А.: первый - Пражского, второй - Вашингтонского. А. титулуются ныне и Предстоятели автономных Церквей: Синайской, Финляндской; глава Японской автономной Церкви наряду с саном митрополита имеет также титул А. Токийского. Между тем уже в ранневизант. эпоху на Востоке, первоначально в К-польском Патриархате, титул А. стал употребляться и в ином значении. А. начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию Патриарха. Такие А. (ρχιεπσκοποι ατοκφαλοι) занимали в диптихах места ниже митрополичьих. Еще позже сан А. становится уже только отличием кафедры или архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными для епископов. В Русской Церкви титул А. впервые употребляется в XII в. применительно к Новгородским владыкам, впосл. А. стали титуловаться и епископы др. кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В РПЦ титул А. никогда не был связан с особыми адм. полномочиями и является только почетным отличием, при этом А. занимают по старшинству положение после митрополитов. В разные времена титул А. усваивался в РПЦ архиереям на разных основаниях: в зависимости от ранга кафедры - так было по преимуществу в досинодальную эпоху, а также в отдельные периоды синодальной эпохи (в XVIII в., после 1764,- в зависимости от класса епархии), в др. периоды синодальной эпохи сан А. являлся личным отличием архиерея. Так обстоит дело в РПЦ и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/76484.html

Уврачеванием возникшего раскола может служить твердое намерение отпавших от канонического единства клириков принести покаяние перед епархиальным архиереем, после которого лишь возможно снятие наложенных им на этих клириков прещений в контексте общего урегулирования положения Православия в Эстонии. Со своей стороны хотим еще раз напомнить Вашему Святейшеству, что проведенная 3 января с. г. в Фанаре встреча делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов показала, что, несмотря на существующие расхождения во мнениях, стороны согласились в следующем: все православные приходы Эстонии должны быть зарегистрированы и получить равные права. Обе стороны обязались предпринять соответствующие действия в этом направлении. К нашему глубокому сожалению, Константинопольский Патриархат не информирует нас, как это было договорено, о своих действиях, касающихся церковных дел в Эстонии. Так, напр., в январе с. г. без предварительного согласования с нашей Церковью Эстонию посетили клирики Финляндской Автономной Православной Церкви епископ г. Иоенсу Амвросий и священник Хейкки Хуттунен, ведя переговоры в разных инстанциях по эстонскому церковному вопросу, однако никаких сведений о содержании и результатах этих переговоров мы не получили. Считаем также нужным сообщить Вашему Святейшеству, что встреча 26 января с. г. архиепископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия с премьер-министром Эстонии Тийтом Вяхи показала, что позиция правительства Эстонской Республики не претерпела изменений. Эстонское правительство еще раз ясно обозначило курс на разгром православных приходов, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата. Если в условиях, когда русские православные в Эстонии систематически притесняются и фактически лишаются элементарных прав на существование, Константинопольский Патриархат предпримет какие-либо односторонние действия, противоречащие достигнутой договоренности, это будет означать, что Константинополь поддерживает дискриминационную по отношению к русскоязычным гражданам политику эстонского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 дек. 1920 г. участвовал совместно с Финляндским и Выборгским архиеп. Серафимом (Лукьяновым) в хиротонии Александра (Паулуса) , избранного Собором автономной Эстонской Православной Церкви архиепископом Таллинским и всея Эстонии. После неканоничного перехода в 1923 г. автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата как митрополичьего округа представители от 30 рус. правосл. прихода Эстонии высказались за образование самостоятельной Нарвской епархии и 10 сент. 1924 г. единогласно избрали Е. на архиерейскую кафедру. 1 дек. 1925 г. Собор правосл. Церкви в Эстонии утвердил избрание Е. архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эст. гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую Православную Митрополию (с 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)). В состав возглавляемой Е. автономной Нарвской (русской) епархии вошли рус. приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего Эстонии бывш. Печерского у. Состоял членом Синода ЭАПЦ. Проявил себя мудрым и справедливым архипастырем, авторитет к-рого был признан как среди духовенства и прихожан, так и среди гос. деятелей Эстонии. Постоянно заботился о нуждах рус. жителей Эстонии, особое внимание уделял рус. школам, преподавал Закон Божий в эмигрантской гимназии в Нарве. Отпевание Е. возглавили глава ЭАПЦ митр. Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и Печерский еп. Иоанн (Булин) . Был похоронен в зимнем Никольском храме Преображенского собора Нарвы. После разрушения в 1944 г. нарвского Преображенского храма перезахоронен в Ивангороде на Знаменском кладбище, у ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. В 2006 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Е. был перенесен на кладбище Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 133-134; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия: Газ. Таллинн, 2006. 5(98); Калин А., диак. Возвращение архиеп. Евсевия//Там же; Синякова Г. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же.

http://pravenc.ru/text/187362.html

Понятие «кириарх» иногда употребляется для обозначения первого епископа Поместной Церкви по отношению ко всем находящимся в его юрисдикции епархиальным епископам. В этом смысле Патриарх Московский и всея Руси является кириархом по отношению ко всему епископату Русской Православной Церкви, а канонически зависимый от патриарха предстоятель Украинской Церкви митрополит Киевский является кириархом для всего епископата Украинской Церкви. Юрисдикционная зависимость от К. Ц. определяет взаимоотношения между предстоятелями автономной и кириархальной Церквей, а также между коллегиальными органами церковной власти, но не определяет статус епископов и клириков. Старшинство между епископами, пресвитерами и диаконами не зависит от того, принадлежат ли они к автономной (или самоуправляемой) Церкви или находятся в прямой юрисдикции высшей власти К. Ц. Юрисдикционная связь между автономными и кириархальными Церквами обусловлена историческими причинами. Во мн. случаях эта связь восходит к отношениям Церкви-Матери и основанных ею Церквей. Тем не менее понятия «кириархальная Церковь» и «Церковь-Мать» имеют разные значения. Это объясняется 2 причинами. Во-первых, во мн. случаях дочерние Церкви обрели автокефалию и тем самым перестали зависеть от Церкви-Матери как от К. Ц. Так, для Русской Церкви и балканских правосл. Церквей Церковью-Матерью является К-польская Церковь, но она не является для них К. Ц. ввиду их автокефального статуса. Во-вторых, в отдельных случаях автономная Церковь меняет свою юрисдикцию и переходит в юрисдикцию Церкви, не являющейся ее Церковью-Матерью. Так, Финляндская автономная Церковь, основанная Русской Церковью, самочинно перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, и с 1957 г. Церковь-Мать признала этот ее статус. Иерусалимская Церковь является Церковью-Матерью всех Церквей, но она не имеет по отношению к др. Церквам кириархального статуса, а во II-IV вв. сама зависела от Церкви Кесарии Палестинской, к-рая, т. о., являлась для нее К. Ц. Понятия «Церковь-Мать» и «дочерняя Церковь» относятся к истории возникновения Церквей, а понятие «кириархальная Церковь» - к статусу Церквей и их юрисдикционным каноническим взаимоотношениям.

http://pravenc.ru/text/кириархальной ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010