Финляндская православная Церковь и государство: формирование социальных практик в отношениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 25 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Православие в Финляндии имеет глубокие исторические корни. Оно стало проникать туда примерно с Х II века. В середние века юго-восточная Финляндия и Карелия были полем борьбы Швеции и Новгорода (затем — единого русского государства). Одним из аспектов этой борьбы было противостояние западной (католичество, с XVI века — лютеранство) и восточной ветвей христианства. В 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем было осуществлено принудительное крещение карелов в Православие 1 . По Ореховецкому договору 1323 г. сферы влияния были разделены и закреплены за противоборствующими сторонами. Православие стало важным фактором развития карельского народа. В XVII веке шведами были заняты Приладожская Карелия и Карельский перешеек. Насильственное насаждение там лютеранства вызвало переселение большого число карелов в Россию 2 . В XVIII веке Россия вернула себе северное Приладожье и перешеек. К тому времени они были освоены финскими переселенцами-лютеранами. Лишь в Выборгской губернии оставались районы с компактно проживавшим православным карельским населением. Лютеранские приходы, находившиеся на этой территории, сохранили свои организационно-канонические связи с заграничной финляндской епархией. Одновременно создавалась православная монастырско-приходская система, связанная с Санкт-Петербургом 3 . В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия была присоединена к Российской империи в качестве автономного княжества. Вскоре в его состав была введена Выборгская губерния, так называемая Старая Финляндия. Карельское население составило этноконфессиональное меньшинство населения княжества. Кроме карелов, некоторую часть православного населения составляли русские, селившиеся в Финляндии. К концу XIX века на территории княжества была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви. К 1918 г. она насчитывала более 58000 членов, из которых финнов 51000, русских — 7000. Позже к православным приходам было приписано несколько тысяч русских эмигрантов 4 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек. В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь. После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока. Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря. В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги. Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4984396...

Хельсинки. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1938. Ссылки:   Адрес: Tuonelankuja 3 (Hietakannaksentie 1) 00100 Helsinki Координаты: 60.173674, 24.912998 Проезд:Станция метро " Rautatientori " , трамвай 3Т до остановки " Apollonkatu " , далее пешком. К храму можно пройти пешком от памятника Маннергейму по Arkadiankatu до пересечения с улицей Hietakannaksentie, свернуть направо. Пройти около 150 м, на первом перекрестке повернуть налево к храму (время в пути около 15 минут). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Еще до революции, был отведен участок земли для захоронений русских солдат и матросов Свеаборгского гарнизона. После русской революции и провозглашения независимости Финляндии православные приходы на ее территории были организованы в Финляндскую Автономную Церковь. В 1930-е гг. старое " Свеаборгское кладбище " было испрошено не принадлежавшей к Финляндской Автономной Церкви Выборгской православной общиной, филиалом которой был в то время Никольский приход, для постройки храма и захоронения своих прихожан. Ходатайство было удовлетворено властями города Хельсинки и Никольское кладбище получило свой официальный статус приходского кладбища старостильных православных общин. В 1938 году была построена и освящена Никольская церковь. Первоначальных захоронений «Свеаборгского периода» сохранилось очень мало, и большая их часть находится за территорией нынешнего кладбища, на прилегающей к нему лужайке. Небольшой земельный участок, выделенный под церковь и кладбище, вскоре стал мал, Никольская община попросила расширить его за счет прилегающей территории бывшего «Свеаборгского кладбища», которая за прошедшие после революции годы гражданской войны и смуты была заброшена. Одним из поводов возникновения прихода послужил переход в 1923 году Финской Православной Церкови на новый календарный стиль. В 1926 году в среде православных христиан города Хельсинки образовалась группа верующих, пожелавших остаться верными каноническим традициям Российской Православной Церкви и строить свою церковную жизнь с сохранением традиционного Юлианского календаря.

http://sobory.ru/article/?object=18337

Константинопольская Православная Церковь Описание: Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них. Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407). Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь. Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула). Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й  Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис) , избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года. Односторонние действия Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии привели в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. В октябре 2018 г. в результате антиканонической деятельности Константинопольской Церкви на Украине Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом (подробнее о действиях Константинопольского Патриархата на Украине см. ниже).

http://patriarchia.ru/db/text/134487.htm...

Архиепископ Клинский Лонгин 7 ноября 2014 г. 14:20 Архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии (+ 25.08.2014) 25 августа 2014 года на 69 году жизни отошел ко Господу Преосвященный архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии. Почивший архипастырь (в миру Юрий Владимирович Талыпин) родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки в семье эмигрантов. Его отец Владимир Дмитриевич Талыпин до революции жил в Санкт-Петербурге. Он происходил из дворянского рода, был сыном полковника русской армии, воспитывался в Александровском кадетском корпусе, в годы Гражданской войны принимал участие в Белом движении. Мать — Татьяна Александровна Талыпина, урожденная Яковлева, дочь коммерческого советника, почетного гражданина города Выборга. Среди предков владыки были прибалтийские немцы. Благодаря своей бабушке Эльзе Карловне фон Розенталь будущий архипастырь с детства знал основы немецкого языка, которым впоследствии, во время служения в Германии, овладел в совершенстве. Как вспоминал архипастырь, с детства ему было совершенно ясно, что он хочет стать священником. В возрасте восьми лет Юрий начал прислуживать в Успенском кафедральном соборе Хельсинки (Финляндская Автономная Церковь). На духовное становление будущего архиерея большое влияние оказали монахи Нововалаамского монастыря, где Юрий часто бывал. Основу братии этой обители составляли насельники Старого Валаама и Коневского монастыря, перебравшиеся в Финляндию в 1939 году. Духовным наставником будущего святителя в эти годы был архимандрит Симфориан (Матвеев; †1981). В 1959 году епископ Хельсинский Александр (Карпин) благословил Юрию носить подрясник, что знаменовало вступление юноши на стезю служения Церкви. В течение двух лет он был чтецом кафедрального собора в Хельсинки, а также иподиаконствовал во время архиерейских богослужений. В это время он познакомился со многими иерархами Русской Православной Церкви, посещавшими Финляндию. Так, он неоднократно принимал участие в богослужениях, совершавшихся митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). В 1963 году состоялось его знакомство с митрополитом Никодимом (Ротовым), который вскоре пригласил молодого человека посетить Советский Союз. В январе 1966 года Юрий Талыпин впервые посетил Москву, Ленинград и Псков. Во время этой поездки он познакомился с иподиаконом мит-рополита Никодима Владимиром Гундяевым — ныне Святейшим Пат-риархом Кириллом. Это знакомство переросло в крепкую дружбу в годы совместной учебы в Ленинградской духовной семинарии, на заочное отделение которой Юрий поступил в 1967 году.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИЦеркви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слесарев А. В. Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении 1.1. Календарь в современной жизни поместных православных церквей При характеристике литургической жизни современного Православия очевидным является факт отсутствия общецерковного единства в праздновании дней памяти святых и неподвижных праздников. В этом отношении православный мир разделён на несколько частей. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Церкви в своей богослужебной практике используют юлианский календарь (старый стиль). Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чехо-Словацкая и Американская Автокефальные Церкви, сохраняя Александрийскую Пасхалию, предполагающую исчисление подвижных праздников по старому стилю, для неподвижных праздников православного месяцеслова применяют новоюлианский календарь (новый стиль). Кроме того, Русская, Польская и Американская Православные Церкви имеют опыт перехода отдельных приходов на новоюлианский календарь не только в праздновании неподвижных праздников, но и в праздниках подвижного пасхального круга 14 . Финляндская Автономная Православная Церковь в составе Константинопольского Патриархата перешла на григорианский календарь в исчислении подвижных и неподвижных праздников, что привело её к единовременному с католическим и протестантским миром совершению празднования Пасхи. Введение в литургическое употребление Поместных Православных Церквей новоюлианского календаря, произошедшее в первой половине XX века, вызвало волну внутрицерковного протеста, выродившегося в так называемый старостильный раскол. Схизма последователей старого стиля, остающаяся неуврачёванной раной на церковном теле, к началу XXI столетия в той или иной степени затронула интересы двенадцати Поместных Православных Церквей, тем самым обострив актуальность вопроса церковного времяисчисления. 1.2. Календарь и принцип церковного единства Вышеозначенное многообразие подходов к календарному вопросу, присущее Поместным Православным Церквям, не может являться нормой церковной жизни и требует своего естественного разрешения в единстве календарных форм для всего православного мира. И это единство нельзя расценивать как обезличивание оригинальных черт национальных Поместных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В Ново-Валаамском монастыре совершена интронизация нового архиепископа Финляндской Православной Церкви 17.12.2001 16 декабря избранный в октябре церковным собором Финляндской Православной Церкви новым архиепископом Финляндии митрополит Хельсинский Лев был интронизован в монастыре Новый Ваалам в финской Карелии. На церемонии интронизации присутствовали представители Константинопольской и Русской Православных Церквей, а также других конфессий. Президент Финляндии Тарья Халонен также присутствовала на посвящении. Избрание на высшее в Финляндской Православной Церкви служение митрополита Льва состоялось в связи с уходом на покой архиепископа Иоанна. Митрополит Лев неоднократно заявлял, что хотел бы продолжить деятельность по сближению православных христиан Финляндии и России. Православная Церковь является второй государственной конфессией Финляндии. Ее паствой являются три процента всех верующих страны, что составляет около 58 тыс. граждан Финляндии. Православная Церковь в Финляндии действует в юрисдикции Константинопольской патриархии в качестве автономной. ИТАР-ТАСС/РАДОНЕЖ Традиционные Иннокентьевские чтения проходят в Иркутске 16.12.2001 Традиционные чтения, посвященные памяти жившего три столетия назад первого епископа Иркутского Иннокентия/Кульчицкого/проходят в Иркутске. В областном театре юного зрителя имени Александра Вампилова 16 декабря собрались представители духовенства, деятели культуры, активисты общественных движений и организаций. Молебном первосвятителю чтения открыл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Выступавшие говорили о роли св. Иннокентия не только в духовных, но и государственных делах тогдашней России. По велению Петра Первого епископ был направлен с миссией в Пекин, но китайские власти не допустили в свои владения русского иерарха, и он остался правящим архиереем огромного края от берегов Енисея до Тихого океана. Епископ Иннокентий канонизирован Русской Православной Церквью, его святые мощи покоятся в Знаменском кафедральном соборе Иркутска.

http://zavet.ru/news/news011212.htm

В Финляндской Православной Церкви (Константинопольский Патриархат) не считают практику освящения однополых союзов препятствием для продолжения контактов с Церковью Швеции 31 июля 2006 г. 11:44 Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев заявил, что решение Лютеранской церкви Швеции о церковном освящении однополых браков «никоим образом не повлияло на экуменическое сотрудничество» между возглавляемой им Финляндской православной церковью со шведскими лютеранами. «Я встречался с архиепископом Швеции ранее и собираюсь делать это в будущем», — цитирует «Интерфакс» заявление архиепископа Льва, сделанное в газете Kyrkopressen, выходящей на шведском языке. Таким образом первоиерарх ФПЦ прокомментировал принятое в конце прошлого года решение Священного Синода Русской Православной Церкви о приостановлении отношений с Лютеранской Церковью Швеции . Архиепископ Лев заявил, что «в то время, как Русская Православная Церковь приняла решение о разрыве отношений с Церковью Швеции, ФПЦ находится в ожидании и желает участвовать в диалоге». «Решение Русской Православной Церкви не влияет на нас», — добавил он. Первоиерарх автономной Церкви, входящей в состав Константинопольского Патриархата, считает, что «Православной Церкви надо обсуждать принятое Церковью Швеции решение об однополых парах, но этот диалог не должен приводить ни к каким публичным заявлениям». Ранее в этом году Константинопольский Патриарх Варфоломей ответил на обращение Русской Православной Церкви, что «не одобряет, а наипаче осуждает» решение Шведской Церкви, которое идет «вразрез с волей Божией и догматическим учением нашей Православной Церкви и с христианской нравственностью». В то же время он сообщил, что, несмотря на это, Константинопольский Патриархат продолжит «на социальном и богословском уровне» диалог с Лютеранской церковью Швеции. В Финляндии некоторые клирики, подведомственные Константинопольскому Патриарху, объединились с лютеранскими пасторами в движение «Единство», которое открыто поддерживает идею освящения однополых союзов.

http://patriarchia.ru/db/text/129282.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ [от греч. κριος - господин, ρχ - начало, управление], церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами , одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный. Автокефальная Церковь (см. ст. Автокефалия ), в юрисдикции к-рой состоит автономная Церковь , по отношению к ней является К. Ц. Этот термин употребляется также, хотя и реже, для характеристики взаимоотношений автокефальной Церкви с зависящими от нее самоуправляемыми Церквами и экзархатами . Так, Русская Православная Церковь является кириархальной для Японской и Китайской автономных Церквей, для Украинской Православной Церкви , а также для Русской Православной Церкви за границей , Молдавской, Латвийской и Эстонской Православных Церквей, имеющих статус самоуправляемых, и для Белорусского экзархата . Константинопольская Православная Церковь в свою очередь является К. Ц. для Финляндской автономной Церкви, а также для Критской Церкви, имеющей полуавтономный статус, Иерусалимская Православная Церковь - для Синайской автономной Церкви (Синайская, Фаранская и Раифская архиепископии). Автономные Церкви в отличие от автокефальных Церквей не имеют полномочий самостоятельно поставлять первоиерарха: для этого необходимо обязательное участие высшей власти К. Ц. Это участие может осуществляться в форме благословения, утверждения или прямого избрания и назначения со стороны священноначалия К. Ц. В автономной Церкви за богослужением возносится имя предстоятеля К. Ц. Существуют и др. ограничения самостоятельности автономной Церкви по отношению к кириархальной. Ее автономный статус устанавливается и ее устав утверждается высшей властью К. Ц., что служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных Церквей подсудны высшей судебной власти К. Ц., кроме того, священноначалие К. Ц. принимает апелляции от епископов, клириков и мирян Церкви, находящейся в ее канонической зависимости, и дает им надлежащий ход. Свои отношения с др. Церквами автономная Церковь осуществляет через посредство К. Ц. При согласовании своей позиции с К. Ц. автономные Церкви могут самостоятельно участвовать в межцерковных контактах, в т. ч. на всеправосл. уровне. Самоуправляемые Церкви не являются самостоятельными участниками межправосл. совещаний и поэтому поддерживать каноническое общение с др. Церквами могут исключительно через К. Ц. Автономные и самоуправляемые Церкви обязаны также принимать участие в расходах на содержание высшей власти К. Ц., хотя на практике это не всегда имеет место. Символом канонической зависимости служит получение св. мира автономными и самоуправляемыми Церквами от К. Ц.

http://pravenc.ru/text/кириархальной ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010