Во Вселенском Православии отсутствует единая структурная организация с властными полномочиями. Исторически верующие объединены 15 поместными автокефальными (то есть самостоятельными) церквами, имеющими свои канонические территории. Причем более половины православных прихожан принадлежит к Русской православной церкви. В соответствии с установленным диптихом, порядком чести в православии, в традиционной последовательности следуют церкви: Константинопольская, именующая себя Вселенской, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская. Существуют также 4 автономные поместные церкви (Синайская, Финляндская, Критская и Японская). Необходимо упомянуть еще о древневосточных православных церквах, разошедшихся в V веке с Вселенским Православием и не поддерживающих с ним с тех пор литургического общения. Они не приняли, по различным обстоятельствам, постановления IV Халкидонского Вселенского собора 451 г., определившего единство двух естеств Иисуса Христа – Божественного и человеческого, и остались верны дохалкидонскому христианству. Это Армянская Апостольская церковь, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Индийская Малабарская церкви. Главными центрами Православия, несомненно, во всех странах являются монастыри и города с древней православной традицией, места нахождения честных мощей святых угодников и чудотворных икон, и в первую очередь святынь, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и святых апостолов. Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение среди обширного религиозного почитания? Давайте разберемся в этом. Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня – святость, это то, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо». То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою. А такие у каждого народа были определены веками поклонения и почитания, самой неподкупной историей. В раннем христианстве, во времена Византийской империи, которая осознавала себя мировым царством, не существовала и не могла родиться идея национального призвания народа. Такая традиция появляется значительно позже, когда единая Вселенская церковь дробится на автокефалии и начинается почитание национального служения, поднимая его порой до высот святости. Одним из таких ярких примеров в Русской православной церкви стало житие Александра Невского.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

По-иному обстояло дело с Автономной Православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии Автономной Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной Автокефальной Православной Церковью части канонической территории другой братской Автокефальной Православной Церкви (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.), что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская Православная Митрополия». Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллинская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат в первую очередь напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в томосе утверждалось, что перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

Русская Зарубежная Церковь имеет свои епархии и приходы на разных континентах, но именно в диаспоре. Поэтому каноническая нормализация ее статуса неизбежным образом предполагает пребывание ее в качестве неотъемлемой части единой Русской Церкви. Разве могли бы другие Поместные Автокефальные Церкви признать канонической территорией Русской Зарубежной Церкви большую часть мира? Из такой совершенно гипотетической идеи, если бы ее попытались осуществить, возникли бы лишь новые проблемы и трудности в православном мире, в то время как наш диалог направлен не на умножение и углубление разделений, а на их преодоление. — О каком именно статусе Русской Зарубежной Церкви идет речь в ходе собеседований? Может быть, о статусе полной автономии, которым обладают Японская или Финляндская Православные Церкви? — Нет, подобный статус Зарубежной Церкви также невозможен по причинам канонического характера. Дело в том, что и Автономные Церкви должны обладать своей канонической территорией, каковыми для Финляндской Церкви является Финляндия, для Японской – Япония, а для Синайской, находящейся в юрисдикции Иерусалимского Патриархата, – Синайский полуостров. Русская Зарубежная Церковь не имеет своей территории в аналогичном смысле. Во всех странах, где у нее есть епархии и приходы, параллельно существуют епархии и приходы других Поместных Церквей.  На заседаниях рабочих комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви выработан согласованный проект «Акта о каноническом единстве», которым предусматривается усвоение Зарубежной Церкви статуса самоуправляемой части Русской Православной Церкви, каковым ныне обладают другие самоуправляемые Церкви в составе единой Русской Церкви. Общие положения, относящиеся к их статусу, отражены в соответствующей (VIII) главе «Устава Русской Православной Церкви», при этом каждая из таких самоуправляемых Церквей имеет и такие особенности своего статуса, которые отражены в ее собственном уставе или иных документах. Тем более очевидно, что и статус Русской Зарубежной Церкви с ее совершенно особой историей и особыми условиями осуществления ею своего служения в диаспоре, в окружении инославного мира, будет иметь свои особые черты, которые, очевидно, потребуют по достижении воссоединения внесения изменений не только в Положение о Русской Зарубежной Церкви, но и в Устав Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/100199.htm...

Дальнейшие стремительно разворачивающиеся события в связи с нарастающими автокефалистскими настроениями правительств стран Балтии и экспансионистской политикой пришедшего к власти в 1922 году Вселенского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) показали истинные цели этих конференций и твердую позицию по данному вопросу главы Латвийской Православной Церкви. Не добившись от архиепископа Иоанна согласия на участие в создании балтийского блока, МИД Финляндии и Эстонии уже весной-летом 1922 года начали подготовку к взаимодействию с Константинопольской Патриархией. Так, весной 1922 года Патриарх Мелетий IV обратился к главе Финляндской Православной Церкви архиепископу Серафиму (Лукьянову) с предложением рукоположить вдового протоиерея модернистской направленности Германа Аава в викарные епископы и принять автокефалию от Константинопольского Патриархата, на что архиепископ Серафим ответил отказом. Тем не менее Герман Аав под давлением финских властей 8 июля без предварительного монашеского пострига был хиротонисан в Константинополе Патриархом Мелетием во епископа Сортавальского. 6 июня 1923 года Финляндская Православная Церковь в нарушение канонов была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, при этом ей предоставили не автокефалию, а автономию, хотя Церковь уже пользовалась ею с 11 февраля 1921 года согласно Томосу Святейшего Патриарха Тихона. Финляндскому представителю МИД Э.Сетяля, используя дипломатические связи в Швеции, удалось повлиять на турецкое правительство, чтобы отложить изгнание Патриарха Мелетия, назначенное на 3 июля, ради «решения вопроса» об устройстве Финляндской и Эстонской Церквей². 7 июля 1922 года патриарх Мелетий вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) Томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве отдельного автономного церковного округа. Московская Патриархия не признала каноническими эти переходы. Фактически произошло изъятие двух частей Российской Церкви, прикрытое следующей незаконной формулировкой: «…вследствие сложившихся здесь новых политических условий, а также в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений… постановили удовлетворить просьбу православной церкви Эстонии и утвердить испрошенный ею церковный статус, а также ввести в нее церковный порядок согласно установившейся канонической практике, учитывая при этом невозможность установления надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны Святой Церкви России» ³. В отношении Финляндской Церкви Томос включал такие же формулировки. В результате данных незаконных действий власти Финляндии сместили архиепископа Серафима (Лукьянова) и сослали его в Коневецкий монастырь.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

В 1980 году Финляндская автономная Церковь обратились с просьбой к Константинопольскому Патриархату о предоставлении Церкви статуса автокефалии, но никакой реакции не последовало. Старостильное движение в Финляндии [ править править код ] Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви (с 1926 до 1945 года признавали юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и одновременно Синода РПЦЗ, в 1945 году эти приходы принял Московский Патриархат). Особенно сильным было движение старостильников в Валаамском и Линтульском монастырях. В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки. Покровский и Никольский приходы (часто именующиеся просто «старостильными») в настоящее время обнаруживают значительный рост за счет эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается в 3 тысячам (в Никольской — около 2 тыс.; в Покровской — ок. 700 человек), но общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность. Структура и современное состояние [ править править код ] Предстоятелем с титулом архиепископ Карельский и Финляндский является Лев (Макконен). На 2005 год общая численность зарегистрированных членов составляла 57756 человек (1,1 % населения), а архиепископия наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии имеет статус одного из двух государственных вероисповеданий. Разделена на три епархии:

http://azbyka.ru/palomnik/Финляндия

4 нояб. 1960 г. свящ. В. Якобс был назначен настоятелем ц. во имя св. Иоанна Предтечи в таллинском р-не Нымме. Прослужил на приходе ок. 30 лет. Прилагал большие усилия к обустройству храма, организовал его восстановление после 2 больших пожаров, возникших вслед. поджогов (всего храм поджигали 4 раза). 1 апр. 1966 г. возведен в сан протоиерея. Награжден митрой. В 1974 г. овдовел. Был делегатом Поместного юбилейного Собора РПЦ 1988 г. В мае 1990 г. по предложению управляющего Таллинской епархией Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера; с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II) стал председателем восстановленного Епархиального совета. После избрания предстоятелем Русской Православной Церкви патриарх Алексий II предложил кандидатуру прот. В. Якобса, хорошо знающего местные традиции, владеющего как рус., так и эст. языком, в качестве своего преемника на Таллинской кафедре. Было решено, что патриарх временно сохранит за собой управление епархией, а прот. В. Якобс по пострижении в монашество станет викарным архиереем. 20 июля 1990 г. он был назначен епископом Таллинским, викарием патриарха. 21 авг. того же года в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре его наместником архим. Павлом (Пономарёвым ; ныне митр. Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского. Восприемником К. стал архим. Иоанн (Крестьянкин) . 6 сент. возведен в сан архимандрита. 15 сент. в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе состоялась архиерейская хиротония К., к-рую возглавил патриарх Алексий II. В хиротонии участвовал митр. Хельсинкский Тихон (Таякка; Финляндская Православная Церковь). С 11 авг. 1992 г. правящий епископ с титулом «Таллинский и Эстонский». С 26 апр. 1993 г. предстоятель автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) с титулом епископ «Таллинский и всея Эстонии». 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа, 6 нояб. 2000 г.- в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Затем Святейшего Патриарха и всех собравшихся приветствовал Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. По завершении богослужения на Соборной площади Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Солнечногорского Сергия и епископа Выборгского и Приозерского Игнатия посетил Выборгское епархиальное управление. Выборгская епархия одна из четырех епархий, входящих в состав Санкт-Петербургской митрополии. Располагается на территории, которая занимает около трети Ленинградской области. Сегодня в состав епархии входит 5 благочиний с 71 приходом и одна монашеская обитель Коневский монастырь. Епархия имеет 123 штатных и 2 заштатных клирика. Строится 34 храма. 24 октября 1892 года Александр III одобрил учреждение самостоятельной Выборгской и Финляндской епархии с центром в Выборге. Ее первым правящим архиереем был назначен епископ Антоний (Вадковский). На территории епархии действовало 24 прихода, прихожане составляли всего 1% населения Великого княжества Финляндского, на землях которого она располагалась, и жители которого по преимуществу исповедовали лютеранство. За 25 лет на Финляндской и Выборгской кафедре сменилось 3 архиепископа: Антоний (Вадковский), Николай (Налимов) и Сергий (Страгородский), ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. За эти годы положение Православной Церкви в княжестве сильно изменилось: число храмов увеличилось в два раза, были образованы новые приходы, выросло число учебных заведений для православных прихожан. Была развернута активная миссионерская деятельность: работали братства, издавались газеты и просветительская листки, богослужебные книги переводились на финский язык. В феврале 1913 года в помощь Выборгскому архиерею было учреждено Сердобольское викариатство (с центром в Сердоболе-Сортавале). В декабре 1917 года Финляндия обрела государственную независимость. 10 (23) января 1918 года в городе Выборге, на епархиальном съезде духовенства и мирян под председательством митрополита Петроградского Вениамина, на должность главы епархии был избран епископ Серафим (Лукьянов). После распада Российской Империи чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о преобразовании епархии в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата, что и произошло 22 февраля 1921 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

От преемника владыки Сергия архиепископа Серафима (Лукьянова) власти Финляндии потребовали в течение 3-х месяцев выучить финский язык. На экзамен владыка не явился и был сослан на о. Коневец. 11 февраля 1921 г. Патриарх Тихон даровал Финляндской архиепископии автономию, оставив за собой право влиять на выборы архиепископа. В 1922 г. Патриарх Тихон предоставил право автономии также Православной Церкви в Польше. 25 ноября 1921 г. на Константинопольскую кафедру был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис). Решение, принятое 1 марта 1922 г. Константинопольским Патриархатом под управлением Патриарха Мелетия IV, об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находившихся вне границ государств, в пределах которых пребывали Поместные Православные Церкви, нарушило традиционный братский характер межправославных связей. Вольно или невольно, наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV нанесла находившейся тогда в крайне тяжелом положении Русской Православной Церкви . В 1923 г., когда Патриарх Тихон находился в заключении, Государственный Совет Финляндии вновь озаботился вопросом о статусе Финляндской Церкви, и направил в Константинополь делегацию, чтобы испросить там автокефалию. Томосом от 6 июня 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и получила автономию, хотя от Церкви-Матери уже полтора года ею пользовалась. В том же году Константинопольский Патриархат издал Томос о подчинении себе русских епархий в Эстонии, также под видом автономной Церкви, а в ноябре 1924 г. -Томос о признании автокефалии Православной Церкви в Польше, в результате чего Московский Патриархат вынужден был разорвать с дочерней Церковью общение. Финляндские власти выписали из Эстонии, где русофобия так же, как и в Финляндии, была возведена в ранг государственной политики, священника Германа Аава. В ноябре 1923 г. Собор ФПЦ назначил его епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима, что одобрения самого владыки Серафима не получило.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Приводимое в статье утверждение священника Виктора Максимовского (ФПАЦ), что «здешнее православное духовенство (Московского Патриархата — ред.) крайне консервативно и с чрезвычайной подозрительностью относится не только к общению с протестантами и католиками, но и даже со своими единоверцами из Финской Православной Церкви, подчиняющейся Константинопольскому Патриархату», выглядит весьма тенденциозным и не отражающим реального состояния межхристианского и межправославного диалога в Финляндии. Также и высказанная собравшимися на «экуменическую встречу» «озабоченность попытками подменить вселенское по своей сути Православие его «этнографическим суррогатом», когда настоящим русским может считается только православный, а на представителей иных конфессий смотрят как на «агентов Запада», а также уверенность в том, что «случаи погромов молельных домов, запреты на свободную проповедь для протестантов, случаи чиновничьего произвола, подчас при активном участии православных батюшек, стали, к сожалению, печальной российской действительностью» — не могут заставить отнестись со снисходительностью к авторам данных инсинуаций, тем более, что портал «Baznica.info» в своем комментарии под заголовком «Новая Родина: Христиане Финляндии измерили права человека в России» дополнил информацию, приведя прямые высказывания членов «экуменического диалога»: «Человек — образ и подобие Божие, поэтому мы, как христиане не можем быть равнодушными, когда на нашей родине (России — ред.) людей преследуют за политические и религиозные убеждения, убивают журналистов или нарушают избирательные права людей», — задал тон дискуссии редактор русскоязычного интернет-журнала Uusi kotimaa («Новая родина») Николай Рисак. ... Православный священник Виктор Максимовский (Финляндская Автономная Церковь — ред.) высказал мнение, что «нынешнее усиление в России авторитарных тенденции при полном благословении этого процесса РПЦ, во многом является результатом низкого уровня просвещенности и отсутствия у русских людей привычки жить в условиях свободы». Участники круглого стола решили сделать подобные встречи регулярными, для того чтобы обмениваться информацией о возможных притеснениях верующих разных христианских деноминаций в России и координировать свою миссионерскую деятельность в русскоязычной диаспоре».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206097...

5 дек. 1920 г. участвовал совместно с Финляндским и Выборгским архиеп. Серафимом (Лукьяновым) в хиротонии Александра (Паулуса) , избранного Собором автономной Эстонской Православной Церкви архиепископом Таллинским и всея Эстонии. После неканоничного перехода в 1923 г. автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата как митрополичьего округа представители от 30 рус. правосл. прихода Эстонии высказались за образование самостоятельной Нарвской епархии и 10 сент. 1924 г. единогласно избрали Е. на архиерейскую кафедру. 1 дек. 1925 г. Собор правосл. Церкви в Эстонии утвердил избрание Е. архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эст. гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую Православную Митрополию (с 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)). В состав возглавляемой Е. автономной Нарвской (русской) епархии вошли рус. приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего Эстонии бывш. Печерского у. Состоял членом Синода ЭАПЦ. Проявил себя мудрым и справедливым архипастырем, авторитет к-рого был признан как среди духовенства и прихожан, так и среди гос. деятелей Эстонии. Постоянно заботился о нуждах рус. жителей Эстонии, особое внимание уделял рус. школам, преподавал Закон Божий в эмигрантской гимназии в Нарве. Отпевание Е. возглавили глава ЭАПЦ митр. Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и Печерский еп. Иоанн (Булин) . Был похоронен в зимнем Никольском храме Преображенского собора Нарвы. После разрушения в 1944 г. нарвского Преображенского храма перезахоронен в Ивангороде на Знаменском кладбище, у ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. В 2006 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Е. был перенесен на кладбище Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 133-134; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия: Газ. Таллинн, 2006. 5(98); Калин А., диак. Возвращение архиеп. Евсевия//Там же; Синякова Г. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же.

http://pravenc.ru/text/187362.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010