Финляндская Православная Церковь стремилась соответствовать статусу национальной, который “социализировал” ее, Церковь должна была стать частью финляндского общества и избавиться от негативного образа части российской государственной машины. Средствами для достижения этой цели были обретение автономного статуса и переход в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, а также некоторым образом и календарная реформа. В 1920 г. прошение об автономии было направлено в Москву через Эстонию. Уже в начале следующего года вопрос был улажен. Патриарх Тихон в отправленном архиепископу (тогда он уже получил этот сан) Серафиму письме сообщал, что Синод рассмотрел прошение об автономии и, приняв во внимание положение православных в независимой Финляндии, решил это прошение удовлетворить. Правительство Финляндии беспокоило то, что существовала оппозиционная Церковному Управлению группа “русофилов” во главе с архиепископом Серафимом. Кроме того, правительство раздражало то, что архиепископ постоянно апеллировал к мнению Московского Патриарха в вопросе о календарной реформе, который к этому времени сильно обострился. Поэтому правительство посоветовало руководству Финляндской Православной Церкви обратиться к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии 12 . Летом 1923 г. было решено отправить в Константинополь комиссию, в которую вошли: представитель государства проф. Се­тяля, представитель Церковного Управления Солнцев и эстонский протоиерей Герман Аав, кандидат на должность викарного епископа. Переговоры проходили 3–10.7.1923. Представители Вселенского Патриарха отказали в просьбе об автокефалии, но взамен предложили вариант, по которому Финляндская Православная Церковь приобрела бы статус, который был у Православной Церкви Чехословакии. Это означало полную независимость во внутренних делах и каноническую связь с Константинополем. Комиссию такой вариант удовлетворил, Вселенский Патриарх Мелетий утвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном, и таким образом Финляндская Православная Церковь стала автономным архиепископством в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Позже это решение было утверждено правительством Финляндии и внеочередным Собором Финляндской Православной Церкви. В Константинополе Г. Аав был посвящен в епископа Карельского, викария архиепископа Финляндского 13 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Согласно «Положению», управление делами Финляндской Церкви было отнесено к компетенции правительства страны и утверждаемого им Церковного управления, которое начало свою работу 1 декабря. Высшим церковным органом власти был провозглашен Собор, прерогативой которого было решение внутренних вероисповедных вопросов. В компетенцию правительства входили образование епархий и приходов, утверждение на кафедрах епископов, определение обязанностей духовенства, открытие и закрытие монастырей. Процесс установления контроля светских властей над жизнью православной Церкви, начавшийся еще до провозглашения независимости Финляндии, таким образом, продолжился: деятельность Церкви оказалась в полной политической, административной и финансовой зависимости от государства. В «Положении» отсутствовали указания на каноническую подчиненность Финляндской Православной Церкви (12). В финской прессе активно отстаивался тезис о том, что эта Церковь должна быть автокефальной и независимой от России (13). В июне 1919 г. собрался чрезвычайный церковный Собор, на котором было принято решение об автокефалии Финляндской Православной Церкви. По мнению участников Собора, условия для полной церковной самостоятельности пока не сложились, поэтому необходимо получить от Московского Патриарха автономию «в наиболее широкой форме». Было также принято решение об учреждении викариатства Финляндской архиепископии для управления карельскими приходами, викарным епископом был избран протоиерей М. Казанский. Его местом пребывания был определен город Сортавала, там же располагалось и Церковное управление. На этом же Соборе высказывалась идея объединения православных Церквей Финляндии, Эстонии и Карелии. Каждая часть этого церковного сообщества стала бы автономной, а общее руководство автокефальной Церковью должно было осуществлять «высшее церковное правительство», составленное из представителей всех ее автономных частей». Политическая разобщенность 3 частей предполагаемой единой Церкви стала, однако, главным препятствием на пути осуществления этого замысла (15).

http://sedmitza.ru/text/413627.html

Последний аргумент, который может привести епископ Василий в пользу своего решения, это пример Финляндской Православной Церкви. В 1921 году святитель Тихон, Патриарх Московский, дал автономию Финляндской епархии Русской Православной Церкви. В 1922 году автономная Финляндская Церковь вошла в состав Константинопольского Патриархата, где пребывает и доныне. Однако это нельзя рассматривать как прецедент. Историки Православной Церкви утверждают, что переход Финляндской Церкви из Московского Патриархата во Вселенский был нарушением канонов (см. вышеупомянутое 15-е правило Двукратного Собора). Извинением такого нарушения могло служить только то обстоятельство, что в то время Московский Патриарх Тихон был лишен реальной возможности управлять Финляндской епархией. Впоследствии Русская Православная Церковь учла этот факт и по снисхождению восстановила молитвенно-канонические отношения со своей бывшей епархией, не требуя ее возвращения. В своем служении владыка Василий должен был бы ориентироваться не на подобные инциденты, а на пример своего предшественника, митрополита Антония (Блума). В самые трудные для Русской Церкви времена митрополит Антоний сохранял каноническую верность Московскому Патриархату. В 20-30-е годы Русскую Церковь покинули Финляндская, Эстонская, Литовская, Латвийская епархии (последние три вернулись в юрисдикцию Московского Патриархата в 1941 году). За ними последовала часть западноевропейских русских приходов во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием. Будущий митрополит Антоний, в описываемые времена бывший еще мирянином, остался в том приходе, который хранил единство с Московским Патриархатом. Преданность Русской Церкви владыка Антоний сохранял до конца своей жизни. Священник Петр Исаков Май 2006 Источник: " Церковный вестник " Отзывы Р. - 23.09.2007 14:25 Ну, неправда. Каноны (т. е. правила) можно менять. То, что меняемо- значит меняемо. Вот догматы православного христианства не поменяешь, потому что они Истинны. Если, отвергая каноны от себя, человек не отвергает православные догматы о Боге и человеке, то на его вероисповедании это, естественно, никак не отражается.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Присутствовавший на Соборе Преосвященный митрополит Кирилл тепло поздравил Митрополита Германа и огласил поздравление Святейшего Патриарха Алексия новоизбранному Предстоятелю Православной Церкви в Америке. В работе Собора также принял участие Преосвященный епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США. 26 июля на торжественном приеме, посвященном избранию нового Первоиерарха Православной Церкви в Америке и 25-летию Предстоятельского служения ушедшего на покой его предшественника, митрополит Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом. Интронизация Блаженнейшего Митрополита Германа состоялась 8 сентября 2002 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе г. Вашингтона. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил Преосвященный митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В торжествах также приняли участие Преосвященные архиепископ Львовский и Галицкий Августин и епископ Зарайский Меркурий. Митрополит Филарет огласил приветственное послание Патриарха Алексия Блаженнейшему Митрополиту Герману. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить надежду, что избрание Блаженнейшего Германа Предстоятелем Православной Церкви в Америке послужит дальнейшему укреплению братских связей между Русской и Американской Православными Церквами и будет содействовать развитию отношений между народами наших стран.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об официальном визите в Русскую Православную Церковь Высокопреосвященного Льва, Архиепископа Карельского и всей Финляндии. Справка: 15-20 июля 2002 года Русскую Православную Церковь с официальным визитом посетил Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев. Его сопровождали протопресвитер Микко Кяркки, настоятель храма в Куопио, священник Тимо Тынккынен, клирик прихода в Лапеенранта и протодиакон Пааво Кокотти, эконом Церковного Управления Финляндской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4892958.ht...

28 ноября 1923 г. последовал Указ Священного Синода Русской Православной Церкви Финляндскому Церковному Правлению, в котором сообщалось, что “так как Святейший Патриарх Тихон вступил в правление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская Церковь должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского. Посему предложить Преосвященному Архиепископу Финляндскому, обсудив положение дела со своим Церковным Советом, выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение” 6 . Данное предложение Высшей Церковной власти Матери-Церкви было отклонено Церковным Управлением Финляндской Церкви. Безуспешным оказалось и обращение по этому вопросу 24 сентября 1927 г. к финляндским церковным деятелям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Стра­го­род­ского). Надеясь облегчить путь к возвращению, митрополит Сергий считал, что между Русской и Финляндской Церквами произошел только разрыв отношений, “что может быть упразднено простым примирением” 7 . После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав) 8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”. Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства. В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

http://pravmir.ru/istoriya-pravoslaviya-...

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю епархий, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия восхотела восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является православным. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх Мелетий назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита Фиатирского с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита Савватия в Архиепископа Пражского и всея Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается архиепископия, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся отторженными от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал автокефалию Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию.

http://pravoslavie.ru/115831.html

Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Епархии См. также Епископат Константинопольской Православной Церкви Список епархий " Новых земель " Греции см в ст. Элладская Православная Церковь Константинопольская Митрополии Турции Амасийская Деркийская Имврская Принкипоннисская Смирнская Халкидонская Митрополии Додеканеса Карпафская Косская Леросская Родосская Симийская Американская Греческая архиепископия (Нью-Йоркский) округ прямого подчинения Атлантская Бостонская Денверская Детройтская Нью-Джерсийская Питтсбургская Сан-Францисская Чикагская Епархии в рассеянии Австралийская Австрийская Бельгийская Буэнос-Айресская Германская Гонконгская Испанская Итальянская Канадская Корейская Мексиканская Новозеландская Сингапурская Фиатирская Французская Шведская Швейцарская Критская Православная Церковь Критская (Ираклионская) Аркалохорийская Гортинская Иерапитнийская Кидонийская Кисамская Ламбийская Петрская Рефимнская Украинская Православная Церковь Канады Виннипегская Торонтская Эдмонтонская Украинская Православная Церковь США и рассеяния Центральная Восточная Западная Западно-Европейская Южно-Американская Финляндская Православная Церковь Хельсинкская Куопиоская Оулуская Эстонская Православная Церковь Таллинская Пярнуская Тартуская Автономные епархии в рассеянии Американская Албанская Американская Карпаторосская Исторический очерк Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным , который около 60 года рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия . Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи - Константинополь (ныне Стамбул). История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с этим городом - просто " Городом " , как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи , местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора : " Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим " . Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то, что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе.

http://drevo-info.ru/articles/13.html

Но как определить границы Русского мира и можно ли определить их вообще? Для того чтобы попытаться это сделать, выдвинем в качестве рабочей гипотезы тезис о том, что территория Русского мира совпадает с канонической территорией Русской Православной Церкви. В этой связи следует сказать о том, что само понятие «каноническая территория» является относительно новым для церковного права, оно является своего рода развитием принципа «поместности», по которому исторически идентифицировали себя Православные Церкви. Здесь следует отметить, что под принципом поместности понималась совокупность факторов, определяющих национальную духовную традицию — таких, как язык народа, его культура и национальные особенности. В этом смысле для идентификации той или иной Церкви как поместной важна была не столько территория, на которую она распространяла свою юрисдикцию, сколько тот народ, который являлся носителем национальной духовной традиции. Территория в данном случае понималась как ареал проживания того или иного народа. Важно понять, что именно православный народ является субъектом церковно-исторического процесса, поэтому традиционно каждая из Поместных Церквей идентифицируется как Церковь того или иного народа, а не как Церковь, находящаяся на той или иной территории. Территория, как мы уже сказали, никогда не рассматривалась как самодовлеющая единица церковного права, она всегда понималась как место, где осуществляет свою жизнедеятельность тот или иной православный народ. Именно поэтому Поместный собор 1917 г. отверг предложение именовать Русскую Церковь «Православная Церковь в России». Впрочем, в ХХ веке появились и исключения из этого правила: их составляют, например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Финляндская (а не Финская — и. Е) Православная Церковь (Автономная Церковь в составе Константинопольского Патриархата), это связано с тем, что к этим Церквам принадлежит лишь незначительная часть соответствующих народов. Выдвигая тезис о совпадении границ Русского мира с границами Русской Церкви, мы не будем касаться сложного экклезиологического вопроса о границах Церкви. Скажем лишь, что можно сколько угодно рассуждать о духовной общности всех, кто считает себя причастным к Русскому миру, но без конкретных территорий, на которых проживает русский народ — носитель духовно-национальной традиции, Русский мир не может рассматриваться как полноценный субъект исторического процесса.

http://bogoslov.ru/article/501891

Именно православный народ является субъектом церковной истории, поэтому традиционно каждая из Поместных Церквей идентифицируется как Церковь того или иного народа, а не как Церковь, находящаяся на той или иной территории. Исключение составляют, пожалуй, лишь Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Финляндская (а не Финская - и. Е) Православная Церковь (Автономная Церковь в составе Константинопольского Патриархата), это связано с тем, что к этим Церквам принадлежит лишь небольшая часть соответствующих народов. Многоконфессиональность Русского мира, такой же миф, как и его полиэтничность. Русский мир моноконфессинален - это мир Православия, благодаря которому в границах этого мира могут себя свободно чувствовать представители и последователи иных конфессий . Христианство - а в Русском мире это понятие тождественно понятию Православие - это религия свободы, следовательно, там, где истинное христианство - не может быть места ни гонениям, ни преследованиям за веру. При этом очень важно сознавать, что Русский мир, его бытие и его границы напрямую зависят от того, как их понимают и определяют для себя сами носители идеи Русского мира. Иными словами, нужно сознавать, что Русский мир - существует не только как данность, но и как заданность - как тот мир, который хотят построить сами русские православные люди. КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - ТЕРРИТОРИЯ РУССКОГО МИРА Но как определить границы Русского мира и можно ли определить их вообще? Выдвигая тезис о совпадении границ Русского мира с границами Русской Церкви, мы не будем касаться сложного экклезиологического вопроса о границах Церкви. Скажем лишь, что можно сколько угодно рассуждать о духовной общности всех, кто считает себя причастным к русской цивилизации, но без конкретных территорий, на которых проживает русский народ - носитель духовно-национальной традиции, эта цивилизация не может рассматриваться как полноценный субъект современного исторического процесса. Поэтому еще в начале 1990-х гг. на фоне распада Советского Союза, который обернулся для исторической России колоссальными территориальными потерями и который чуть было не поставил под сомнение само будущее Российского государства, Русская Церковь со всей определенностью поставила вопрос о границах Русского мира. Для этого был введен в употребление термин «каноническая территория», которого до этого времени не знало Церковное право.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/16/...

Как бы то ни было, но с Божией и иной помощью патриархи все же смогли оказаться мудрее многих политиков. И, как подчеркнул в воскресенье вечером митрополит Кирилл, главный итог общения предстоятелей двух церквей - в том, что " обе стороны договорились решить конфликты в каноническом поле " . То есть следовать тем законам, которые давным-давно, задолго до появления у украинских властей желания быть чрезвычайно суверенными, установились в самом православии. Кто такой Патриарх Варфоломей? История Константинопольского патриархата начинается с 330 года - с основания города Константинополя, столицы Византии. Со временем Константинопольская церковь стала главной из православных церквей, хотя и не самой древней из них. Византийская империя пала, Константинополь был переименован в Стамбул, но Церковь по-прежнему сохраняла и свое имя, и свой статус. И на протяжении двадцатого столетия, и раньше неоднократно рассматривались варианты перенесения этой кафедры в другие страны, но эти проекты так и не были осуществлены. В начале XX века большая часть православного населения Турции была вынуждена бежать, рассеявшись по всему миру. Таким образом Константинопольская церковь растеряла почти всю свою паству. Сейчас паства насчитывает немногим более 2000 человек, в основном престарелых греков, число которых стремительно сокращается. Тем не менее за ее Предстоятелем по-прежнему сохраняется статус " Патриарха Нового Рима и Вселенского " - в знак уважения к общей истории. Юрисдикция Константинопольского патриархата распространяется на ряд епархий в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, а также на Финляндскую автономную православную церковь. Как киевлян сгоняли встречать Варфоломея Алексей Василивецкий Власти Украины встречали Константинопольского патриарха Варфоломея I в духе худших традиций советского времени. По случаю прибытия высокого гостя было организовано " всенародное ликование простых трудящихся " . Школьных учителей и воспитателей детских садов " в добровольно-принудительном порядке " обязали разместиться вдоль трассы, по которой будет двигаться кортеж патриарха, и размахивать заблаговременно выданными национальными флагами. Врачей и медсестер, работающих в больницах и поликлиниках Киева, тоже заставляли прийти на торжественные мероприятия с участием Варфоломея I - в том числе на возложение венков у памятника святой княгине Ольге. При этом с медиков предварительно брали расписку об их участии в мероприятии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010