Лютеранская церковь — Сейчас эта церковь лютеранская, — вносит ясность гид Лапеерантской крепости Кирсти. – Но строилась она действительно как православная. В 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых. В 1923 году, через 6 лет после обретения Финляндией независимости, церковь стала лютеранской. Но все элементы православной церкви решено было сохранить. Поменяли только купола. Лапееранта находится недалеко от российской границы, и из-за этого исторические связи с Россией здесь намного сильнее. И если в среднем по Финляндии не более 2% православных, то в небольшой Лапееранте этот процент, очевидно, выше в несколько раз. Покровский храм в Лапееранте — Храм Покрова был построен для российского гарнизона, который располагался здесь, — рассказывает Кирсти. – Генералиссимус Суворов выбрал это место на возвышенности в качестве идеальной точки для обороны гарнизона. В те времена эта местность находилось еще в лесу, вела сюда одна маленькая дорога, а крепость располагалась выше, и с трех сторон было только озеро, только вода, то есть защищать нужно было только одну сторону. К сожалению, стены храма все-таки пострадали. Не от рук шведов и не в XVIII веке… Храм был частично разрушен в 1917 году, русскими. История самого крупного православного храма Западной Европы После победы в Русско-шведской войне Финляндия перешла под контроль Российской Империи. К слову, финны эту войну называют не иначе, как «финская», а период, когда Финляндия входила в состав России, — именуется не «русским», не «имперским, а «автономным». И тем не менее, влияние России на жизнь автономии было очень широким. — Естественно, что после того, как Финляндия вошла в состав Российской Империи, в стране появилось много русских торговцев, кроме того, в Финляндии располагалась еще и Российская Армия, — объясняет Артур Вайнер, представитель Бюро по туризму Хельсинки. — Был, конечно, тогда и свой Финляндский полк, и свой Морской экипаж, но в основном, конечно, Российская Армия, в своей массе православная, и маленького православного ансамбля во главе с Троицкой церковью на Сенатской площади в Хельсинки, и остальных маленьких храмов, уже не хватало. Возникла необходимость строительства большого храма.

http://pravmir.ru/finlyandiya-pravoslavn...

В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг. 1975 год – Скончался митрополит Иоанн (Кухтин), б. Пражский и всей Чехословакии. 1988 год – В Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской Православной Церкви прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси (5–12 июня). Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов зарубежных религиозных делегаций и представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и др. Юбилейные торжества подробно освещали все центральные и местные средства массовой информации. В канун юбилея были переданы Церкви св. иконы и мощи, хранившиеся в музеях, в том числе мощи святителя Феодосия Черниговского, преп. Феодосия Тотемского, гробница  святителя Питирима Тамбовского. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 6 июня 1988 г. Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси началось 5 июня с Божественной литургии в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. За богослужением молились делегации братских Автокефальных Православных Церквей: Антиохийской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Игнатием IV, Иерусалимской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Диодором I, Грузинской – во главе со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II, Сербской – во главе с епископом Шумадийским Саввой, Румынской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Феоктистом, Болгарской – во главе со Святейшим Патриархом Максимом, Кипрской – во главе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом, Польской – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Василием, Чехословацкой – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем, Православной Церкви в Америке – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Феодосием; делегации Автономных Православных Церквей: Финляндской – во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном, Японской – во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Феодосием, – а также участники и гости Поместного Собора Русской Православной Церкви. В Богоявленском соборе присутствовал председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР К. М. Харчев; здесь же находились дипломаты, корреспонденты крупнейших  информационных агентств, газет и журналов. 

http://pravoslavie.ru/5473.html

Читайте также — Валаам: остров Преображения 3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития Преподобные Сергий и Герман Валаамские Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». 4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы Фото: patriarchia.ru В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября. 5. Календарный вопрос коснулся и Валаама После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

http://pravmir.ru/10-faktov-o-valaame-i-...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, об официальном визите в Русскую Православную Церковь Высокопреосвященного Льва, Архиепископа Карельского и всей Финляндии. СПРАВКА 15-20 июля 2002 года Русскую Православную Церковь с официальным визитом посетил Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев. Его сопровождали протопресвитер Микко Кяркки, настоятель храма в Куопио, священник Тимо Тынккынен, клирик прихода в Лапеенранта и протодиакон Пааво Кокотти, эконом Церковного Управления Финляндской Церкви. 16 июля, в день празднования памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Высокопреосвященный Архиепископ Лев совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В Патриарших покоях Московского Кремля состоялась беседа Предстоятелей Русской и Финляндской Православных Церквей. В тот же день в Отделе внешних церковных связей прошли переговоры Архиепископа Льва с Председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Был обсужден широкий круг вопросов, связанных с урегулированием отношений между Русской и Финляндской Православными Церквами, а также перспективы дальнейшего межправославного сотрудничества. 17 июля Архиепископ Лев возглавил в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры всенощное бдение накануне дня празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. В самый день праздника Святейший Патриарх Алексий и Архиепископ Лев совершили в Успенском соборе Божественную литургию и праздничный молебен на Лаврской площади. Во время пребывания в России члены делегации Финляндской Автономной Православной Церкви посетили Художественно-производственное объединение Русской Православной Церкви «Софрино», а также поклонились святыням православной Москвы в храме Христа Спасителя, Богоявленском Патриаршем соборе и храме Воскресения Христова в Сокольниках.

http://mospat.ru/archive/86344-zhurnaly-...

Финляндская Православная Церковь стремилась соответствовать статусу национальной, который “социализировал” ее, Церковь должна была стать частью финляндского общества и избавиться от негативного образа части российской государственной машины. Средствами для достижения этой цели были обретение автономного статуса и переход в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, а также некоторым образом и календарная реформа. В 1920 г. прошение об автономии было направлено в Москву через Эстонию. Уже в начале следующего года вопрос был улажен. Патриарх Тихон в отправленном архиепископу (тогда он уже получил этот сан) Серафиму письме сообщал, что Синод рассмотрел прошение об автономии и, приняв во внимание положение православных в независимой Финляндии, решил это прошение удовлетворить. Правительство Финляндии беспокоило то, что существовала оппозиционная Церковному Управлению группа “русофилов” во главе с архиепископом Серафимом. Кроме того, правительство раздражало то, что архиепископ постоянно апеллировал к мнению Московского Патриарха в вопросе о календарной реформе, который к этому времени сильно обострился. Поэтому правительство посоветовало руководству Финляндской Православной Церкви обратиться к Константинопольскому Патриарху с просьбой о даровании автокефалии 12 . Летом 1923 г. было решено отправить в Константинополь комиссию, в которую вошли: представитель государства проф. Се­тяля, представитель Церковного Управления Солнцев и эстонский протоиерей Герман Аав, кандидат на должность викарного епископа. Переговоры проходили 3–10.7.1923. Представители Вселенского Патриарха отказали в просьбе об автокефалии, но взамен предложили вариант, по которому Финляндская Православная Церковь приобрела бы статус, который был у Православной Церкви Чехословакии. Это означало полную независимость во внутренних делах и каноническую связь с Константинополем. Комиссию такой вариант удовлетворил, Вселенский Патриарх Мелетий утвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном, и таким образом Финляндская Православная Церковь стала автономным архиепископством в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Позже это решение было утверждено правительством Финляндии и внеочередным Собором Финляндской Православной Церкви. В Константинополе Г. Аав был посвящен в епископа Карельского, викария архиепископа Финляндского 13 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

22. 11–1 Межправославная комиссия по подготовке Великого и Святого Собора Православной Церкви 22. 12 Всеправославное юбилейное празднование 2000-летие Рождества Христова 22. 12–1 Межправославная комиссия по подготовке проведения в Святой Земле торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова 22. 12–2 2000-летие Рождества Христова 22. 13 Меконфессиональные диалоги 22. 13–1 Православие и католицизм 22. 13–2 Православие и Древние Восточные Церкви 22. 13–3 Православие англиканство 22. 13–4 Православие и старокатоличество 22. 13–5 Православие и Евангелическо-Лютеранские Церкви 22. 13–6 Православие и Реформатские Церкви 22. 2 СИНДЕСМОС и другие всеправославные молодежные организации 22. 3 Поместные Православные Церкви 1. Константинопольская Церковь а) Афон 2. Александрийская Церковь 3. Антиохийская Церковь 4. Иерусалимская Церковь 5. Русская Православная Церковь (см. отдел 23.) 6. Грузинская Церковь 7. Сербская Церковь (см. отдел 25. 1) 8. Румынская Церковь 9. Болгарская Церковь (см. отдел 25. 2) 10. Кипрская Церковь 11. Элладская Церковь 12. Албанская Церковь 13. Польская Церковь (см. отдел 25. 3) 14. Церковь Чешских земель и Словакии (см. отдел 25. 4). 16. Автокефальная Православная Церковь в Америке. 17. Синайская Архиепископия 18. Финляндская Автономная Православная Церковь . 19. Китайская Автономная Православная Церковь . 20. Критская Автономная Православная Церковь … 21. Японская Автономная Православная Церковь … 22. 4 Православная диаспора. Русская Православная Церковь ] 23. 1 Киевский период истории РПЦ (988–1240 гг.). 23. 2 Московский период РПЦ (1240–1721 гг.) 23. 3 Синодальный (Петербургский) период истории РПЦ (1721–1917 гг.) а) Царская Семья 23. 4 Новый период истории РПЦ (с 1917 г.) 23. 41 Организация и внутренняя жизнь РПЦ 23. 411 Поместные Соборы (1945, 1988, 1990 гг.)… 23. 412 Архиерейские Соборы (1989, 1990, 1992, 1994, 1997 и 2000 гг.)… 23. 412–1 Другие Церковные соборы (Львовский 1946г. и др. ). … 23. 413 Патриархи и Местоблюстители (Послания, приветствия, заявления, телеграммы, указы и награды, приемы, интервью, служения, поездки)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Финляндии первые семена Православия были посеяны еще во времена князя Владимира. Просвещение шло с Новгорода, особенно с XII века. Когда финны стали лютеранами, то они стали притеснять православных (в основном, это были карелы). И карелы были вынуждены переезжать в Россию, отсюда – Тверская Карелия. Несколько волн переселенцев, начиная еще с эпохи Иоанна Грозного. Проповедь Православия усиливается - в конце XIX века была учреждена Финляндская епархия. Митрополит Сергий, который впоследствии стал Патриархом, был митрополитом Финляндским. Вслед за отделением Финляндии от Российской Империи последовало отчуждение и в церковном плане. Патриарх Тихон предоставил широкую автономию, но несмотря на это в 1923 году Финляндская Православная Церковь самочинно перешла под омофор Константинопольского Патриархата и перешла на Пасхалию по новому стилю. В связи с этим Русская Православная Церковь разорвала с ней каноническое общение, которое было восстановлено только в 1957 году. В молодой Финской Республике Православие, хотя это было только 2% населения, стало второй государственной религией. Единственная Православная Церковь (она сейчас имеет автономный статус в составе Константинополя), которая празднует Пасху по новому календарю. Видимо это было обусловлено тем, что православные, их примерно 60 тысяч в Финляндии, оказались среди лютеранского большинства. Конечно, и власти оказали определенное давление. Кстати, недавно этот вопрос вновь рассматривался на Соборе Финской Церкви – из 35 епископов этой Церкви, 31 высказался за то, чтобы по-прежнему отмечать Пасху по новому календарю. После войны шли переговоры Патриарха Алексия I с руководителем Финской Церкви, архиепископом Германом, эстонцем по национальности. Была надежда, что финны вернутся под юрисдикцию Москвы. В процессе переписки архиепископ Герман задал ряд вопросов, типа того, что вы нас призываете войти в состав Московского Патриархата, а пользуется ли Московский Патриархат такими правами, как то – возможность преподавания Закона Божия в школах, владения земельными участками, иметь расчетный счёт и далее по списку. Когда Карпов – председатель Совета по делам Русской Православной Церкви прочитал, он воскликнул: «Какой нахал!»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/04/mo...

28 ноября 1923 г. последовал Указ Священного Синода Русской Православной Церкви Финляндскому Церковному Правлению, в котором сообщалось, что “так как Святейший Патриарх Тихон вступил в правление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская Церковь должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского. Посему предложить Преосвященному Архиепископу Финляндскому, обсудив положение дела со своим Церковным Советом, выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение” 6 . Данное предложение Высшей Церковной власти Матери-Церкви было отклонено Церковным Управлением Финляндской Церкви. Безуспешным оказалось и обращение по этому вопросу 24 сентября 1927 г. к финляндским церковным деятелям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Стра­го­род­ского). Надеясь облегчить путь к возвращению, митрополит Сергий считал, что между Русской и Финляндской Церквами произошел только разрыв отношений, “что может быть упразднено простым примирением” 7 . После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав) 8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”. Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства. В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

http://pravmir.ru/istoriya-pravoslaviya-...

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Такое внешнее унижение иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и Богослова. С высоты её – преемник св.св. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III. Однако к общему упадку Вселенской Патриархии присоединилось направление её деятельности после Великой войны. Потерю епархий, вышедших из её владения, а также потерю своего политического значения в пределах Турции Вселенская Патриархия восхотела восполнить подчинением себе областей, в которых до настоящего времени не было православной иерархии, а также Церквей тех государств, где правительство не является православным. Так, 5-го апреля 1922 года Патриарх Мелетий назначил Экзарха западной и центральной Европы с титулом Митрополита Фиатирского с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта 1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита Савватия в Архиепископа Пражского и всея Чехии; 15-го апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. В Америке устанавливается архиепископия, подчиненная Вселенскому престолу; затем в 1924-м году создается епархия в Австралии с кафедрой в Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому подчинена Индия. В то же время происходит подчинение отдельных частей Русской Православной Церкви, оказавшихся отторженными от России. Так, 9 июня 1923 года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь; 23 августа 1923 года на таких же правах подчинена Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий VII признал автокефалию Польской Церкви под надзором Вселенской Патриархии, т. е. скорее автономию. В марте 1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию Латвию.

http://pravoslavie.ru/115831.html

Именно православный народ является субъектом церковной истории, поэтому традиционно каждая из Поместных Церквей идентифицируется как Церковь того или иного народа, а не как Церковь, находящаяся на той или иной территории. Исключение составляют, пожалуй, лишь Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Финляндская (а не Финская - и. Е) Православная Церковь (Автономная Церковь в составе Константинопольского Патриархата), это связано с тем, что к этим Церквам принадлежит лишь небольшая часть соответствующих народов. Многоконфессиональность Русского мира, такой же миф, как и его полиэтничность. Русский мир моноконфессинален - это мир Православия, благодаря которому в границах этого мира могут себя свободно чувствовать представители и последователи иных конфессий . Христианство - а в Русском мире это понятие тождественно понятию Православие - это религия свободы, следовательно, там, где истинное христианство - не может быть места ни гонениям, ни преследованиям за веру. При этом очень важно сознавать, что Русский мир, его бытие и его границы напрямую зависят от того, как их понимают и определяют для себя сами носители идеи Русского мира. Иными словами, нужно сознавать, что Русский мир - существует не только как данность, но и как заданность - как тот мир, который хотят построить сами русские православные люди. КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - ТЕРРИТОРИЯ РУССКОГО МИРА Но как определить границы Русского мира и можно ли определить их вообще? Выдвигая тезис о совпадении границ Русского мира с границами Русской Церкви, мы не будем касаться сложного экклезиологического вопроса о границах Церкви. Скажем лишь, что можно сколько угодно рассуждать о духовной общности всех, кто считает себя причастным к русской цивилизации, но без конкретных территорий, на которых проживает русский народ - носитель духовно-национальной традиции, эта цивилизация не может рассматриваться как полноценный субъект современного исторического процесса. Поэтому еще в начале 1990-х гг. на фоне распада Советского Союза, который обернулся для исторической России колоссальными территориальными потерями и который чуть было не поставил под сомнение само будущее Российского государства, Русская Церковь со всей определенностью поставила вопрос о границах Русского мира. Для этого был введен в употребление термин «каноническая территория», которого до этого времени не знало Церковное право.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/16/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010