Важно и то, что при территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. Автокефалия. В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных (независимых друг от друга) поместных церквей. Значение термина «автокефалия» (гр. – самоглавие) в истории церкви неоднократно менялось. Сегодня автокефальной считают вполне самостоятельную поместную церковь , независимую, но всегда являющуюся частью Вселенской. Все автокефальные церкви равноправны, несмотря на то, что занимают разные места в диптихе 113 . Факторами, дающими основания для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть: полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь ; географическая отдаленность, этнические и языковые отличия региона от основной территории церкви кириархальной. Автономные церкви. Если автокефальные церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих церквей, то автономные церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной церкви. Из этого правила вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной церкви. Ее статус, устав утверждаются кириархальной церковью, что также служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных церквей подсудны высшей судебной власти кириархальной церкви. В автономной церкви обычно малое число епископов и один архиерей, как было до недавних пор в Православной Церкви Японии. Статус автономных церквей – промежуточный, переходный, и потому в истории наблюдаются две тенденции: одни церкви со временем дорастают до автокефалии и получают ее, другие же – утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии. В настоящее время известны четыре автономные церкви: Древняя Синайская (подчинена Патриарху Иерусалимскому); Финляндская (кириархальной для нее является Константинопольский Патриархат); Православная Церковь Японии в составе Русской Православной Церкви; Китайская автономная Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, которая была фактически уничтожена в 1960-е гг. в ходе культурной революции. Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу своему близка к автономии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1917 году Финляндия была отделена от России. С этого времени до 1939 года Казанская церковь приписана Русской Автономной церкви в Финляндии. В 1924 году храм сильно пострадал от урагана и наводнения. В 1925 году в только что отремонтированной церкви случился пожар, сгорела половина алтаря. Осенью 1939 года, когда началась советско-финская война, жители унесли из церкви все самое ценное. А вскоре она была закрыта и разграблена. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от обстрелов и использовалось под продовольственный склад. В 1970-х годах в Смольном приняли решение снести церковь, этого чудом удалось избежать благодаря главному архитектору Ленинграда Г.Н. Булдакову. Было решено разместить в здании церкви Музей истории Карельского перешейка. С 1980-1990 годы проводится реставрация под руководством архитектора К.А. Кочергина. Побелены фасады, восстановлена колокольня и колокола. 5 июня 1989 года решением Исполкома здание церкви передано православной общине Зеленогорска. 21 октября 1989 года на ступенях храма состоялось первое богослужение. В августе 1990 года церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1991 году ночью неизвестные ограбили храм, похитив 10 ценных икон. В их числе была украдена храмовая Казанская икона Божией Матери. Взамен её в настоящее время в храме находится старинная Казанская икона Божией Матери, приобретённая приходским советом церкви в одном из антикварных магазинов Москвы и отреставрированная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По материалам: Териоки-Зеленогорск 1548-1998, Тюников К.В., СПб, 1998. www.terijoki.spb.ru Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает " Смоляная река " , относится к середине XVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин - директор-распорядитель " Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина " и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.

http://sobory.ru/article/?object=00116

Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Иаков (Халил), игумен Баламандского Патриаршего монастыря ( Антиохийская Православная Церковь ); архимандрит Сергий (Бауэр), игумен монастыря святителя Тихона Задонского ( Православная Церковь в Америке ); архимандрит Лука (Мурьянка), игумен Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле ( Русская Православная Церковь Заграницей ); архимандрит Сергий (Райаполви), игумен Ново-Валаамского монастыря ( Финляндская Автономная Православная Церковь ); иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп  Пантелеимонова монастыря  в Священном Киноте Святой Горы Афон; иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Афонского подворья в Киеве; иеромонах Хрисанф (Баке), насельник монастыря Раду-Водэ ( Румынская Православная Церковь ); игумены монастырей Русской Православной Церкви и ряда монастырей Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в честь 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и для участия в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент  И.Б. Толкачев). Божественная литургия транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Петра Смирнова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Рассмотрев жалобу, Святейший Синод оставил ее без последствий, вместе с тем поручил Епархиальному Начальству, озаботиться устройством, в молитвенную память о созидателях первого храма в Териоках, небольшой деревянной церкви на старом месте, где тридцать лет стоял прежний храм. Храм должен был быть посвящен в честь святых, имена которых носили первые храмоздатели Андрей Иванович и Мария Исидоровна Дурдины, но из-за лихолетья начала 20-го века, осуществиться этому не удалось. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Часть суммы на строительство выделила императорская казна, огромный денежный вклад внес Дормидонт Тимофеевич Игумнов. Многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом) в московско-ярославском стиле 16 века, с тем различием, что устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Церковь строилась по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. (Он так же является архитектором церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Иоанновского женского монастыря на Карповке, часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте). Иконостасы всех трёх алтарей устроены по проекту гражданского инженера В. Ф. Иванова, иконы в иконостасе были выполнены художником Павлом Розановым, братом известного философа, который тоже проживал здесь. В 1913 году был освящён южный придел в честь преподобного Сергия Радонежского. 5 (18) июля 1915 года освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери, совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии Финляндского генерал-губернатора. В период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии сначала в составе Российской православной церкви, а с 1923 года — Константинопольского Патриархата. В связи с переходом под юрисдикцию Константинополя Финская автономная церковь перешла на новый стиль. Одним из тех, кто не согласился с этим, был настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий Светловский.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

— По недавно принятому уставу «единой украинской церкви», глава нового церковного образования будет носить титул митрополита, а не патриарха, что делает его по статусу ниже Предстоятеля Русской Православной Церкви… — Титул патриарха он не получит. Более того, Патриархом Варфоломеем и Порошенко принято решение, о том, что Филарет не будет ни возглавлять эту новую структуру, ни вообще как-либо в ней участвовать. И надо сказать, что его так называемый епископат, похоже, с этим согласился. Проще говоря, они «сдали» своего начальника, человека, которому обязаны всем. — Очевидно, что попытка отделения Украинского православия от нашей общей Православной Церкви — это большая политика, а не вопросы веры. А как вообще получилось, что Константинопольский Патриарх ввязался в политику и стал на сторону украинских раскольников? — Константинопольский Патриархат в течение всего XX века предпринимал разнообразные попытки ослабить Русскую Православную Церковь. Всякий раз, когда Русская Церковь оказывалась в сложной ситуации, Константинополь не приходил ей на помощь, а, наоборот, пытался отторгнуть у нее те или иные ее части. Так в 1924 году была создана Польская Православная Церковь, так была создана Финляндская автономная церковь. В 1996 году, воспользовавшись политической ситуацией, Константинополь вторгся в Эстонию и создал там свою юрисдикцию, что на четыре месяца привело к разрыву евхаристического общения между Константинополем и Москвой. То, что происходит сейчас, укладывается в ту же самую логику. Однако в данный момент речь идет уже не просто о большой группе верующих и приходов, как это было в Эстонии, а о миллионах верующих, о 13 тысячах приходов, и о более чем 200 монастырях, которые Константинополь своими разбойническими действиями пытается отторгнуть у Украинской Православной Церкви и тем самым ослабить единую Русскую Православную Церковь. — Происходит ли это оттого, что Варфоломей «кормится» с американских рук и все это просто еще одна попытка США разделить украинцев и русских, «насолить» России?

http://pravoslavie.ru/118226.html

Автономная Финляндская Православная Церковь .  Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский. 2. Александрийский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция — Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс. 3. Антиохийский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция — Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки. 4. Иерусалимский Патриархат.  Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция — Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви — греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных — арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский. 5. Русская Православная Церковь.  Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция — Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

http://pravmir.ru/sovremennye-pravoslavn...

С 60-х годов XIX века начинается перевод на финский язык и издание церковной и богослужебной литературы. Официально стали совершаться службы на финском языке. В 1882 г. вышел царский указ, по которому на должность приходских священников в Финляндии должны были назначаться лица, знавшие местный язык. Деятельность православных приходов в сфере образования также была поставлена на финскую основу, хотя и не полностью ей соответствовала. Таким образом, финский язык занял приоритетное положение в богослужебной практике и в области народного просвещения 5 . На протяжении XIX века Православная Церковь все больше входила в юрисдикцию финляндского государственного самоуправления, хотя права православных еще в значительной степени определялись указами российского императора. Процесс сближения православной конфессии с финляндским обществом и финляндским государством получил в литературе название “финнизация” 6 . С 90-х годов XIX века российское правительство взяло курс на инкорпорацию автономного княжества в состав империи и на унификацию его учреждений с общерусскими. Попытки действий такого рода были предприняты и в церковной сфере. В основном это выражалось в стремлении перевести приходское образование на русский язык. Однако русское духовенство в карельских приходах считало, что это будет чревато отходом от Церкви ряда ее членов, потерей влияния духовенства на прихожан. Поэтому оно следовало интересам своей паствы, говорящей на финском языке. Национальный язык продолжал занимать доминирующее положение в богослужении и просвещении. В то же время в российской прессе была развернута кампания по “защите” Православия от якобы посягавших на его святость и неприкосновенность финляндцев. Не оставались в долгу и финляндские газеты, которые называли Православие “религиоз­ным помрачением, дошедшим до последнего предела” 7 . Все это, естественно, не способствовало улучшению образа Православной Церкви в глазах финляндского общества. Она нередко воспринималась как орудие русификации, учреждение, противное духу финляндской государственности. В то же время среди православного духовенства Финляндии формировалось так называемое национальное направление, его приверженцы ратовали за всемерное сближение Православной Церкви с финляндским обществом. По мнению “национального” духовенства, большая часть православных прихожан была проникнута патриотическими чувствами по отношению к Финляндии, поэтому Церковь могла успешно выполнять свою миссию в их среде, только согласуя свою деятельность с духом финляндского патриотизма. Вообще, по мнению представителей национального направления, деятельность Церкви могла приносить плоды, только если она проходила в соответствии с духом традиций и законов той страны, где Церковь действовала.

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Из Европы сообщают также о смятении, в котором теперь пребывает Автономная Финляндская Православная Церковь. По информации греческого агентства «Romfea» причиной скандала стало участие женщины-епископа Лютеранской Церкви Финляндии Ирья Каарина Аскола в православной Литургии, совершенной в воскресенье, 1 марта, в Успенском соборе в Хельсинки. Достопочтенная Ирья была официально приглашена принять участие в богослужении православным митрополитом Хельсинкским Амвросием. Глава Православной Церкви Финляндии Архиепископ Лев заявил свой решительный протест по поводу того, что митрополит Амвросий совместно с женщиной-епископом молился во время рукоположения, совершенного в кафедральном соборе столицы Финляндии. Глава Финляндской Православной Церкви напомнил, что Литургия должна совершаться в соответствии с учением Православной Церкви. Митрополит Амвросий с этим, в общем-то, и не спорил. Он лишь подчеркнул, что не сделал чего-либо, что бросает вызов Церкви. Митрополит Хельсинкский при этом сослался на тот факт, что во время недавнего визита папы Франциска на Фанар в кафедральном Георгиевском соборе Константинопольской Православной Церкви также совершалась диаконская хиротония в то время, как понтифик молился в православном храме. Митрополит Амвросий также сказал в свое оправдание, что он пригласил лютеранского епископа в видах сотрудничества, договор о котором заключен между православными и лютеранами Финляндии. «Мы хотим загнать Церковь гетто и сделать ее маргинальной, или мы хотим, чтобы Церковь была открыта для диалога и экуменического общения?», — риторически вопросил митрополит Амвросий. Конечно-конечно, это убойный аргумент. Нам его тычут каждый раз, когда та или иная поместная Церковь в очередной раз оказывается «в смятении». Потому что митрополит Амвросий ведь не случайно сослался на сослужение Константинопольского патриарха с папой. Оно же не первый раз случается – это давняя традиция. Исключительно ради того, чтоб не в гетто нам всем оказаться, не впасть в маргинальность и быть всегда открытыми для диалога. Поэтому православные и задают периодически вопросы по поводу приближающегося Всеправославного собора – а о чем, собственно говоря, слушания-то будут? Правда ли, что только об автокефалиях и с чем их едят, или еще о чем? Ведь вот одни убеждены, что без женского священства и епископства всем нам маргинализация немедленная и бесповоротная приключится, а другие уже какие-то невнятные намеки делают, что хорошо бы еще обсудить вклад христиан альтернативных сексуальных ориентаций в общее христианское дело. А не то гетто, гетто вам будет беспременно …

http://radonezh.ru/analytics/godovschina...

В 1920-х — 1930-х гг. наряду с Олонецкой епархией существовала обновленческая Карельская епархия со своим епископом. Храмы Карелии часто переходили из под контроля сторонников патриаршей ориентации под контроль обновленцев, и обратно. В 1929 году границы епархии приведены в соответствие с границами Карельской АССР: в её состав из Архангельской епархии были переданы приходы Беломорский Карелии, а приходы, оказавшиеся вне пределов Карельской АССР, отошли к другим епархиям. После того, как сгорели Петропавловский и Воскресенский собор, были закрыты Александро-Невская церковь и Святодуховский собор, сторонники Московской патриархии в Петрозаводске потеряли все храмы. В 1929 году НКВД по прошению приходского совета Святодуховского собора передал Екатерининскую церковь от обновленцев патриаршей общине. В эту церковь была переведена кафедра епископа и находилась в ней до конца 1930-х годов. В ходе Большого террора 1937—1938 годов было репрессировано как обновленческое духовенство Крестовоздвиженского собора, так и сторонники патриаршества, служившие в Екатерининской церкви. Местные власти продолжали оформлять закрытие храмов «в связи с отсутствием служителей культа» ещё в июле 1941 г., в условиях Великой Отечественной войны. На оккупированной территории Карелии возрождение религиозной жизни в 1941—1944 гг. возглавили православные (военные) священники Финской Автономной Церкви Константинопольского Патриархата, которые в 1944 г. ушли вместе с армией вглубь Финляндии. Среди этих священников были молодые иеромонахи, русские по национальности — Павел Олмари (Гусев), впоследствии архиепископ Карельский и всей Финляндии, глава Финляндской православной церкви, и Марк Шавыкин, впоследствии перешедший в РПЦ и ставший епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии. В освобождённом Петрозаводске оказался единственный русский священник, который стал служить «с разрешения председателя горсовета». Номинально Олонецкая епархия 28 августа 1944 г. была передана во временное управление архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Наибольшей свободой из перечисленных Церквей пользовалась лишь Грузинская, так как большая часть Грузии не входила в состав Османской империи, а была поделена на сферы влияния между ней и Персией. В XVIII веке Грузия переходит в сферу влияния России и освобождается от влияния КП. Впрочем, вскоре Грузинская Церковь на два столетия утратит свою автокефалию, войдя в состав Российской Церкви, но это уже другая история. XVIII–XIX века приносят прямой урон влиянию КП по мере обретения частью православных народов независимости от Османской империи. Болгария, Греция, Румыния и Сербия освобождаются от власти турок при поддержке той же России. А их Церкви восстанавливают или новопровозглашают свою автокефалию. К 1918 году под властью Константинополя не остается ни одной Поместной Церкви. О былом влиянии свидетельствуют лишь отдельные рудименты вроде признания некоторыми Церквями эксклюзивного права Константинополя варить миро. Геноцид турками греков лишает КП уже не территорий, а прихожан. А приход к власти вместо османов сначала младотурков, а потом Ататюрка лишает патриарха Константинополя уже и статуса этнарха. Никакого Рум-миллета больше не существует. Именно в этот период, когда фактическое влияние КП уже, казалось бы, осталось в истории, он начинает судорожный поиск новых зон влияния. Используя распад Российской империи и, что более важно, гонения большевиков на Русскую Церковь, КП вторгается в Финляндию и при помощи местных властей переподчиняет себе Финляндскую автономию (ныне автономная Финляндская Православная Церковь в составе КП). В 1918–1922 годах на территории Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ в США греки в обход канонического порядка создают Греческую Архиепископию. Сначала она относится к Элладской Церкви (а не сразу к ненавистному грекам Стамбулу), но потом передается под власть КП. Облегчает этот процесс то, что создатель Архиепископии Мелетий, бывший митрополитом Афинским, становится к этому моменту патриархом Константинополя. 1 марта 1922 года Священный Синод КП по инициативе того же Мелетия принимает решение об «обязательном и исключительном» подчинении КП всей православной диаспоры. С этого же момента начинается создание митрополий КП в Старом и Новом свете. На основании этого решения под угрозой раскола в подчинение КП переводятся диаспорные приходы Иерусалимской, Александрийской и Элладской Церквей, а также Церкви Кипра.

http://pravoslavie.ru/133788.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010