72. Блаж. Иоанн свещеносец, 73. Блаж. Василии келейник, 74. Блаж. Онуфрий пустынник и 75. Блаж. Герасим отшельник, Ученики преп. Зосимы, упоминаемые в житии его. Все они пережили блаж. своего наставника и почили после подвигов в Соловецкой обители. Из числа их три первые погребены в часовне преп. Иринарха. 76. Св. Филипп, митрополит Всероссийский, священномученик. Сын. знатного боярина, Феодор Степанович Колычев, родился в 1507 году и был известен царю Иоанну во время его малолетства. В 1537 году он тайно оставил Двор и Москву и удалился в Соловецкую обитель. Там, через несколько времени, приняв пострижение с именем Филиппа, он в течение десяти лет проходил разные, иногда весьма тяжелые, послушания. Возведенный в сан игумена (1548 г.), Филипп в продолжении осмнадцатилетнего управлении Соловецкою обителию, совершенно обновил ее. В 1566 году, в самое страшное время мучительства Грозного царя, св. Филипп избран и рукоположен на митрополию. Он не убоялся тайно и явно обличать Иоанна, за что сведен с кафедры и заточен в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, который задушил святителя подушкою 23 декабря 1569 года. Мощи св. Филиппа были немедленно, в присутствии убийцы, преданы земле за алтарем монастырской церкви. В 1591 году они перенесены из Твери в Соловецкую обитель – на место иноческих подвигов священномученика, при чем найдены совершенно нетленными и положены в приготовленной им для себя могиле. В 1652 году св. мощи перенесены из Соловков в Москву и поставлены открыто в соборном храме Успения Богоматери, у южного угла иконостаса. 77. Правед. Иоанн и 78. Прав. Лонгин, Яренгские чудотворцы. Ученики святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю, и возвращаясь, застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда, блаж. Иоанн и Лонгин потонули. Тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. В 1625 году, инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведных. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Лонгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. Там, в церкви монастырской, а ныне приходской почивают под спудом мощи Яренгских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

777 ...и приснопамятный Дамиан многа озлобления от бесов претерпе... – Дамиан (в схиме – Диодор) Юрьегорский (f 27 ноября 1633 г.) – севернорусский подвижник, создатель пустыни на Юрьевой горе неподалеку от Водлозера в Заонежье. Повесть о Дамиане Юрьегорском входит в состав цикла Повестей о соловецких пустынножителях. О Житии подвижника см.: Панченко О. В. Житие Диодора Юрьегорского в рукописной традиции Русского Севера/ТОДРЛ. СПб., 2016. Т. 64. 778 Святое озеро – озеро в юго-западной части Большого Соловецкого острова, на берегу которого (между ним и Бухтой Благополучия) располагается Соловецкий монастырь. Святое озеро представляет собой искусственный водоем, созданный при игумене Филиппе (Колычеве) за счет расширения естественного озера. Оно входит в единую гидротехническую систему Большого Соловецкого острова, состоящую из 84 озер, снабжающих его питьевой водой. 779 ...иже живя в Анзерском острове. – Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага (площадь – 47 км 2 ). Расположен в пяти километрах к северо-востоку от Большого Соловецкого острова; от других островов архипелага отделен проливом Анзерская салма. Место основания первых скитов Соловецкого монастыря; излюбленное место соловецких пустынножителей, удалявшихся сюда для уединения и безмолвия. 782 ...избра себе место под горою близ Ягоднаго озера... – Большое Ягодное озеро – озеро в северо-восточной части Соловецкого острова, недалеко от Чудотворной губы. 783 ...овогда же в виде штатных служителей... – Штатные служители – входившие в штат монастыря служащие из мирян (часто – из бывших монастырских крестьян, проживавших в ближайших к обители вотчинах), состоявшие на содержании государства; выполняли в монастыре различные хозяйственные работы – от заготовки дров до поездок на материк по закупным делам. Институт штатных служителей появился в России в 1764 г., после издания Екатериной II манифеста о секуляризации церковных имуществ, лишившего Церковь вотчинных земель и крестьян; просуществовал чуть менее 100 лет (упразднен в 1861 г. вместе с отменой крепостного права).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Да дарует нам верховный Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос: и пастырям и пастве – благодатное побуждение исполнять свои обязанности! Аминь. (Составлено по проповедям Филарета, митрополита Московского, т. II, изд. 1874 г.). Поучение 3-е. Св. Филипп, митрополит Московский (Дорожите правдой) I. Cb. Филипп, митрополит Московский, память которого совершается ныне, происходит от знатного рода бояр Колычевых. Он родился в Москве в 1507 году и в мире носил имя Феодора. Родители его отличались благочестием и состраданием к несчастным; эти добрые качества они сумели внушить и сыну, который еще в молодости отличался религиозным расположением духа. Сначала Феодор жил при дворе великого князя Василия Иоанновича, но по смерти его он, на тридцатом году жизни, решился оставить мир и тайно, в простой крестьянской одежде, удалился из Москвы в Соловецкий монастырь. Полтора года проходил Феодор различные тяжелые послушания в монастыре: рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Постриженный с именем Филиппа, он через девять лет по вступлении в монастырь был избран всеми иноками единогласно в игумены. Много предстояло трудов и забот Филиппу в обители, но он был неутомим. При Филиппе возникло множество зданий, устроена мельница, улучшено земледелие, множество болотистых мест осушено. Все свое состояние, полученное от родных, употребил Филипп на улучшение монастыря. Заботясь о том, чтобы монашествующие вели истинно-христианский образ жизни, Филипп написал устав, в котором предписывал им постоянное трудолюбие; а в монастырь принимал только тех, которые искренно желали посвятить себя на служение Богу. Слух о достоинствах Филиппа дошел до царя Иоанна Васильевича Грозного, и в 1566 году он вызвал его в Москву, решившись сделать его митрополитом. Первое время служения святителя не осталось без добрых последствий: Иоанн казался мягче в обращении с подданными, и жалобы на опричников прекратились. Но мир и тишина продолжались недолго. Любимцы Иоанна, недовольные Филиппом, стали наговаривать на него царю. Подозрительный царь поверил наветам и возобновил казни и пытки. Филипп тщетно старался повлиять на него. «Государь, – говорил он, – тебя окружают люди, которые обманывают тебя. Отдали от себя клеветников и льстецов». Иоанн, недовольный вмешательством святителя, угрожал ему гневом и лишением сана; Филипп кротко ответил: «Я не молил тебя и не посылал ходатаев, чтобы принять эту власть; зачем же ты вызвал меня из пустыни? Я должен говорить тебе всегда правду, если бы даже пришлось за это положить жизнь». Между тем гонимые Иоанном искали утешения и защиты у Филиппа, и он принимал самое горячее участие в их судьбе. Это обстоятельство еще более раздражало Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

VI. Святители: Григорий Богослов , Дионисий Ареопагит , Николай Чудотворец и Григорий Арменский. С мозаических изображений Константинопольского собора, VI в. VII. Святитель Анфим. Мозаическое изображение VI века. VIII. Неизвестные сидящие святые с раскрытыми книгами. IX. Св. Климент папа Римский. Моз. Киево-Соф. соб., XI века. X. Св. Епифаний. Моз. Киево-Софийского собора, XI века. XI. Служба и житие Александра Ошевенекого. Рукописная книга из Соловецкой библиотеки, 1639-й. На листе 190 написано: «Списано-же бысть житие преп. Александра в лето 7075 повелением благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея руси. и его благоверных царевич Иоанна и Феодора. по благословению митрополита Антония. сыскано епископом Валаамом велико-пермским и вологодским. При митрополите всея руси Филиппе. при архиепископе Пимене великого Новограда и Пскова. во обители великого чудотворца Николы. в созданном от преподобного монастыре: иже именуется ошевнем. идеже святый света сего конец жития прият». XII. Из Синайского кодекса. III века. Кодекс этот издан в 1862 году на средства Русского Правительства учёным Тишендорфом, с буквальной точностью подлиннику. Печатное издание принадлежит Казанской Академии. XIII. Евангелие Остромирово пергаментное, писан. 1056 г. Подлинное хранится в Императорской публичной библиотеке. Издано иждивением С.-Петерб. купца Ильи Савинкова. С. ПБ. 1883 г. фото-литография А. Ф. Маркова. Книга принадлежит Казанской Духовной Академии. XIV. Псалтирь Св. Филиппа, митроп. Московского, рукописная. Соловецкого монастыря, 711-й, с надписью древним почерком: «Филиппова Его», а на обороте – полууставом – «Псалтирь Филиппа Колычева». XV. Псалтирь Ионы Шамина старца Филиппова, рукописная, с надписью: «Псалтирь Ионы Шамина казённая, старая». Соловецкого монастыря, 713-й. На 495 листе имеется летоисчисление с 7066 по 7137 г., от Рождества же Христова с 1558 по 1629 г. XVI. Кормчая 1519 г., рукописная. Соловецк. мон. 476-й. На листе 450 написано: «С попечением начато, и светлыми словесы написано, и благостно скончано. При благоверных великих князях, Василии Ивановичи. и Егории. и Димитрии. и Андреи. После Серапиона владыце архиепископа бывшего в преименитом и славном великом новграде. лета 7027. месяца Августа 11. на память св. мученика Евпла диакона. Изволением, и повелением и подружением, господина смиренного игумена Варлаама триесвятительского Василия великого . Иоанна Златоуста . Григория Богослова . Изотней пустыни, вписал сию книгу. климентовский дьяак сываровы улицы. аз многогрешный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Служба” Григория Суздальского вместе со “Словом” Семена Денисова неоднократно издавалась старообрядческими типографиями в конце XVIII в. — в Кракове (год издания неизвестен), в Гродно (1786 и 1789 гг.) и в Супрасле (1786 и 1787 гг.), см.: Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века. Каталог/Сост. А. В. Вознесенский. Л., 1991. 247, 333; приложение 23, 67. 27 См. Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. I. Восточная агиология. Владимир, 1901. С. 391, 609–610 (репринтное издание — М., 1997 г.); Архимандрит Макарий (Веретенников). Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков. М., 1998. С. 5–22. 28 Отметим, что в канонах обоих русских авторов — Григория Суздальского и инока Сергия (Шелонина) — отсутствует вторая песнь, что свидетельствует о том, что их произведения, в отличие от “Канона” преподобного Феодора Студита, не предназначались для чтения в великопостном цикле. 29 Епископ Афанасий (Сахаров). О празднике всех святых в земле Русской просиявших и о службе на сей праздник// Ученые записки Российского православного университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 92–101. 30 В музее редкой книги РГБ хранится экземпляр гродненского издания 1786 г. “Службы новым русским чудотворцам” Григория Суздальского с карандашной правкой, внесенной в нее в 1918 г. авторами “Службы всем святым, в земле Русской просиявшим”, см. Спасский И. Первая служба русским святым и ее автор. С. 52. 31 О митрополите Филиппе I (1464–1473 гг.) инок Сергий упоминает в “Записке о обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа II (Колы­чева)”. Он рассказывает о том, что в 1630-е гг. патриарх Иоасаф прислал на Соловки старцу Паисию Дворянинову икону митрополита Филиппа II (Колы­че­ва), образцом для которой послужила икона другого святителя — митрополита Филиппа I, находившаяся в Успенском соборе Московского Кремля, см. Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

А. А. Зимин установил, что это наиболее ранняя редакция ЛНЦ. Первоначально ЛНЦ описывал события до взятия Казани и возвращения царя в Москву в форме панегирика по случаю победы (С. О. Шмидт). Повествование начинается с вокняжения Иоанна IV Васильевича (1533). Особое внимание уделено внешнеполитическим контактам, дипломатическим отношениям, военным походам. Со временем текст был отредактирован, 2-я редакция положена в основу офиц. летописца эпохи Иоанна IV (А. Е. Жуков). Вопрос о круге создателей ЛНЦ спорный: составление памятника связывали с деятельностью свт. Макария (Лавров, Насонов) или же приписывали авторство А. Ф. Адашеву (Зимин). Светский характер ЛНЦ не следует преувеличивать: значительная часть известий в его составе посвящена вопросам истории Церкви. Возможно, в его создании участвовали как светские, так и духовные лица (А. С. Усачёв). Текст ЛНЦ вошел в состав ряда летописных сборников XVI-XVII вв. и послужил источником Летописного свода 1560 г. и Лицевого летописного свода. Летописный свод 1560 г. (Св.1560) - компиляция текстов на основе Воскр. и Ник. (Обол. и один из списков двухтомника Воскр.); другими его источниками были Св.1518 в списке, более исправном, чем тот, что использовали составители С2 и Львов., Новгородский свод 1539 г., Житие прп. Михаила Клопского и разрядные материалы семейства Колычевых (Жуков). Клосс и Жуков предположили, что Св.1560 появился при митр. сщмч. Филиппе II (Колычеве) , возможно в его окружении. А. Е. Пресняков обнаружил список РГАДА. МГАМИД 11, к-рый назвал Архивским летописцем, а Насонов - список РГБ. Рум. Ф. 256. 255 (Румянцевский летописец). Позже Клосс установил, что это один и тот же текст, совпадающий также с текстом Львов. после 1518 г. Крупнейший памятник официального русского Л. XVI в.- Лицевой летописный свод (ЛЛС), компиляция, состоящая из 10 томов, украшенных 16 тыс. миниатюр. Первые 3 тома посвящены всемирной истории, последующие - рус. истории. Последние 2 тома (т. н. Синодальный том и Царственная книга) охватывают правление Иоанна IV.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Выбор пал сперва на Архиепископа Казанского Германа, который долго уклонялся от сана опасного в таких обстоятельствах России и при таком Царе, но должен был, исполняя решительную волю его, согласиться. Уже все Епископы съехалися в Москву; уже написали грамоту избирательную, и Герман несколько дней жил в палатах Митрополитских, готовясь к посвящению. В сие время, беседуя с Иоанном наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иоанн задумался; вышел от него с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи Архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас и себя от такого Архипастыря!» Германа изгнали из палат, и Царь искал другого Первосвятителя. Среди хладных волн Белого моря, на острове Соловецком, в пустыне дикой, но знаменитой в России святостию своих первых тружеников Савватия и Зосимы сиял добродетелями Игумен Филипп, сын Боярина Колычева, возненавидев суету мира в самых цветущих летах юности, и служа примером строгой жизни для Иноков-отшельников. Государь слышал о Филиппе: дарил его монастырю сосуды драгоценные, жемчуг, богатые ткани, земли, деревни; помогал ему деньгами в строении каменных церквей, пристаней, гостиниц, плотин: ибо сей Игумен был не только мудрым наставником братии, но и деятельным хозяином острова, дотоле дикого, неприступного: очистил леса, продолжил дороги, осушил болота каналами; завел оленей, домашний скот, рыбные ловли, соляные варницы; украсил, сколько мог, пустыню; смягчил суровость климата: сделал воздух благораствореннее. Бессмертный Сильвестр кончил дни свои в монастыре Соловецком, любимый, уважаемый Филиппом. Вероятно, что они вместе сетовали о перемене Иоаннова нрава; вероятно, что первый открывал Игумену свою душу, некогда блаженную исправлением юного Царя, устройством и счастием Царства: сии беседы могли приготовить Филиппа к великому его подвигу, хотя он, ревностию труженика удаленный на край вселенныя, и не мог ожидать такой славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

еодор тайно, в одежде простолюдина, удалился из Москвы и близь озера Онеги в деревне Хижах пробыл несколько времени в занятиях селянина, чтоб остаться не- замеченным в случае поиска; потом явился в Соловецкую обитель, не знаемый никем, и принял на себя суровые работы: сын знаменитых и славных родителей рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Испытанный в течении полутора года, Феодор Колычев пострижен по желанию своему в монашество с именем Филиппа и отдан под надзор опытному старцу Ионе Шамину, собеседнику преп. Александра Свирского . Игумен Алексий послал нового инока в монастырскую кузницу, и Филипп колотил железо тяжелым молотом; потом заставили его работать в хлебне. Везде Филипп оказывался лучшим послушником; не смотря на тяжелую работу, он никогда не оставлял церковной молитвы – первым являлся в храме и последним выходил из него. После девятилетних подвигов, смиренный послушник, по единодушному желанию всей братии, посвящен в сан игумена (в 1548 году) и много потрудился для обители преп. Зосимы и Савватия. 71 Таков был новый избранник, вызванный в Москву на престол митрополии! Первый взгляд на царя должен был произвести тяжкое впечатление на благочестивого игумена: беспокойный, раздражительный вид, зловещий огонь некогда ясных очей, внезапная, ранняя потеря волос – должны были высказать опытному старцу всю несчастую повесть души царевой, пожираемой страстями. Царь надеялся, что найдет в Филиппе советника, который ничего не имеет общего с мятежным, по мнению Иоанна, боярством, как удаленный от него сначала образом мыслей и правилами воспитания, потом монашеством на острове Белого моря. Самая святость Филиппа должна была служить укором для бояр, в глазах царя, недостойных и нечестивых. Иоанну казалось, что если он вручит подобному человеку жезл первосвятительский, то угодит Богу ревностью к благу Церкви и себе доставит надежного молитвенника и духовного утешителя. Притом он мог надеяться, что смиренный отшельник не станет вмешиваться в дела правления, а сияя добродетелью, будет и царя освещать ею в глазах народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ко Христу привели слепого и попросили исцелить, Он возлагает на него руки. Слепой начинает видеть, но смутно, «людей как деревья». Во второй раз Господь возлагает руки и тогда слепой прозревает и начинает «видеть всё ясно» ( Мк.8:22-25 ). Слепой не прозрел сразу, в одночасье, возможно, для того, чтобы я помнил: различны пути исцеления. В АА я довольно быстро освободился от влечения к алкоголю, но еще много времени потребуется теперь, чтобы исцелить пораженные болезнью мышление, эмоции, характер, привычки, чтобы я перестал видеть все в тумане, а «стал видеть ясно». Сегодня празднуется в Православной Церкви замечательный русский святой — митрополит Филипп. Он родился в 1507 г. и происходил из знатного рода бояр Колычевых. Его ожидала блестящая государственная карьера, но юный подвижник тяготился столичной жизнью и ушел простым иноком в Соловецкую обитель. Впоследствии об иноке Филиппе вспомнил знавший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в нем верного сподвижника, духовника и советника, и возвел его на Московскую кафедру. Монах не смог долго мириться с беззакониями царя и начал открыто обличать его беззаконную и бесчеловечную политику. По приказу Грозного, митрополит Филипп был умерщвлен одним из опричников. Читая житие митрополита Филиппа, я вспомнил о 7й Традиции АА: «Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне». Не только о финансовой независимости и о принципиальной бедности АА идет здесь речь. Не стоит водить дружбы с властителем, потому что властитель не принадлежит себе. Об этом хорошо сказал поэт: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь!» Еще мне вспомнилось: «Не излечиваются те алкоголики, которые органически не могут быть честными с собой и другими людьми». Честность — наверное, это одно из первых благословений Программы. Оказывается, можно быть честным с собой и другими. Когда я уже признал, что я алкоголик, что я потерпел фиаско во всей своей жизни, обманывать по пустякам глупо и обидно. Говорить правду, не приукрашивая и не привирая, становится маленькой, вполне посильной духовной задачей. Иногда, если я по привычке немного соврал, чтобы оправдать, выгородить себя, я нахожу в себе силы тут же поправиться. Я говорю: ой, нет, извините, я обманул Вас, на самом деле я просто забыл о своем обещании. Происходит поразительная вещь! Тот, кому я сказал правду, чаще всего готов простить меня, и я чувствую удивительное облегчение. Ведь это раньше мне казалось, что «человек звучит гордо», сейчас я понимаю, что могу опоздать, забыть о чем-то или просто не захотеть что-то сделать. Мои недостатки не невыносимы, люди готовы прощать их, в особенности, если они видят, что я честен с ними и с собой. Господи, по молитвам святителя Филиппа, дай мне желание и силы быть сегодня честным. 23 января. Память святителя Феофана Затворника (1894) ( Мк.8:30-34 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Около столетия прошло после святителя Ионы, прежде чем в России на первосвятительской кафедре явился высокий поборник истины в лице святителя Филиппа, заключившего собою четверицу великих иерархов Русской Церкви. В этот промежуток времени совершилось радостное событие для России, о котором святитель Иона, отходя из сей жизни, обещался предстательствовать пред престолом Божиим: не более двадцати лет прошло после его кончины, как Россия, после долгого рабства под игом Татарским, совершенно вышла на свободу; Русские князья перестали ходить в Орду с данью к ханам. Татары более не показывались в пределах России огромными полчищами после того, как их хан Ахмет, ополчившись на нее, оставил ее пределы без всякой битвы. Но едва Россия вздохнула от татар, как вновь начались для нее темные времена, в которые Господь видимо ее назирал. При митрополите Зосиме появилась ересь жидовская. Сам митрополит ей сочувствовал. Когда она угрожала охватить собою Русскую Церковь , восстал твердым защитником православия преподобный Иосиф Волоколамский. Он своими писаниями остановил поток распространявшейся ереси. От недостатка живой проповеди всюду усиливалось невежество: суеверие в разных видах и богохульное святошество доходили в народе до крайности. Провидение посылает для такого времени просвещённого грека, преподобного Максима . Твердый в православии, при обширных познаниях, он, приблизившись к Великокняжескому Двору, начал отделять свет от тьмы, истину от лжи. При его живом слове, проникнутом духом чистого православия, невежество стало рассеиваться; но истина, за которую стоял преподобный Максим, не всем была приятна, он должен был запечатлеть ее многими страданиями. Настает царствование Иоанна Васильевича Грозного. Россия от его неистовств поражена была ужасом. Среди мрака, покрывавшего ее, просиял отрадный свет в святителе Филиппе, увенчавшемся за истину мученическим венцом. Св. Филипп родился в Москве, при Царе Василии Иоанновиче, 11-го февраля 1501 года. При св. крещении наречен был Феодором. Родители его, Стефан и Варвара Колычевы, были знатного рода. Оба они жили в заповедях Божиих. Потому Господь послал им такого сына, который впоследствии был украшением Русской Церкви. Когда Феодор стал подрастать, родители начали учить его грамоте. Прилежанием и трудом он препобедил все трудности, какие первоначально представляет школа. Всецело предавшись учению, он не вмешивался в пустые игры своих сверстников, и избегал общения с ними, дабы лучше сохранить чистоту сердечную, много теряющую от рассеяния; любил читать книги, в особенности жизнеописания святых мужей, примеры которых направляли к Богу юное сердце его. Его благонравие всех удивляло, а родителей утешало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010