Девятый день. Поучение 2-е. Св. Филипп, митрополит Московский. (Дорожите правдой). I. Св. Филипп, митроп. московский, память которого совершается ныне, происходил от знатного рода бояр Колычевых. Он родился в Москве в 1507 году и в мире носил имя Феодора. Родители его отличались благочестием и состраданием к несчастным; эти добрыя качества они сумели внушить и сыну, который еще в молодости отличался религиозным расположением духа. Сначала Феодор жил при дворе великого князя Василия Иоанновича, но по смерти его он, на тридцатом году жизни, решился оставить мир и тайно, в простой крестьянской одежде, удалился из Москвы в Соловецкий монастырь. Полтора года проходил Феодор различные тяжелыя послушания в монастыре: рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Постриженный с именем Филиппа, он через девять лет по вступлении в монастырь был избран всеми иноками единогласно в игумены. Много предстояло трудов и забот Филиппу в обители, но он был неутомим. При Филиппе возникло множество зданий, устроена мельница, улучшено земледелие, множество болотистых мест осушено. Все свое состояние, полученное от родных, употребил Филипп на улучшение монастыря. Заботясь о том, чтобы монашествующие вели истинно-христианский образ жизни, Филипп написал устав, в котором предписывал им постоянное трудолюбие; а в монастырь принимал только тех, которые искренно желали посвятить себя на служение Богу. Слух о достоинствах Филиппа дошел до царя Иоанна Васильевича Грозного и в 1566 году он вызвал его в Москву, решившись сделать его митрополитом. В это время с царем уже произошла большая перемена. Супруга его, Анастасия, имевшая на него хорошее влияние, скончалась; мудрые советники царские, боярин Адашев и священник Сильвестр, были удалены, а место их заняли придворные, старавшиеся исполнять всякие прихоти Иоанна, как бы дурны и безнравственны они ни были. Постоянно подозревая подданных своих в злых умыслах, Иоанн решился избрать себе особенных телохранителей, которых назвал опричниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > С " Царем " в голове Новый фильм Павла Лунгина вызывает жаркие споры не только о кино 16.11.2009 661 Время на чтение 9 минут В Медиа-центре " Известий " состоялся " круглый стол " , посвященный выходу на экраны фильма " Царь " . Премьера картины была приурочена ко Дню народного единства, однако трактует " Царь " о полной невозможности единства между властью земной и небесной. Напомним, в основе сюжета - трагическая история взаимоотношений Иоанна Грозного и митрополита Филиппа (Колычева). Режиссер Павел Лунгин пригласил к участию в " круглом столе " предпринимателя Альфреда Коха, телеведущую Ксению Собчак, журналиста Николая Сванидзе, протоиерея Димитрия Смирнова. К ним присоединились протоиерей Максим Козлов и режиссер-документалист Борис Лизнев - автор фильма про эпоху Иоанна IV " Царское дело " . От " Известий " дискуссию поддерживали заместитель главного редактора Елена Ямпольская и кинообозреватель Лариса Юсипова. Разговор конечно же не ограничился обсуждением достоинств и недостатков последней работы Лунгина. Павел Лунгин: Грозный в нашем фильме произносит фразу, которую я взял из его письма: " Как человек, я грешен, как царь - праведен " . Мне показалось, что именно этот подход вызвал неприятие митрополита Филиппа, который считал, что заповеди Божии - и над царями тоже. Принесением себя в жертву святитель Филипп пытался остановить бессмысленное кровопролитие. И этот поступок вызывает во мне глубочайшее восхищение. Россия управляется не историей и даже не политической мыслью, а мифами. Один из главных русских мифов заключается в том, что жестокие правители, тираны - это и есть лучший вариант для нас. И что прогресс в России может достигаться только большой кровью. Мне кажется, этот миф необходимо пересмотреть и по возможности развенчать. Цель фильма " Царь " - к мифу об Иване Грозном, о " твердой руке " добавить миф о митрополите Филиппе. Русская история всегда развивалась так, что на каждого Грозного находился свой Филипп. Именно это противостояние позволяло России поддерживать духовную жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Замечательная работа великого философа и историка Федотова о святителе Филиппе (Колычеве), отстаивавшего христианские идеалы в кровавую эпоху Ивана Грозного. Кроме жизнеописания святителя Филиппа, истории его конфликта с царем книга представляет собой картину эпохи, подробный анализ опричнины и ее последствий. Как раз в годы, когда Федотов писал свой труд (30-е), в СССР шла реабилитация опричнины и политики Ивана Грозного как таковой. Большевики угадали своего предшественника: только их внутренняя гражданская война, кровавая бойня и борьба с христианством были необозримо радикальней. Этот контекст надо учитывать: Федотов показал в своем исследовании, что кровью и смертью праведников ничего хорошего не построишь (страна после Грозного погружается в Смуту, после СССР — в новую смуту). Все это актуально и в наши дни, когда Грозного хотят канонизировать, а Сталина представить как «эффективного менеджера». Но Церковь помнит святых Божьих… Иными словами, книга Федотова «Святой Филипп, митрополит Московский» важна для нас и как «житие» (это не житие, конечно, в классическом виде) — пример святости, и как самопонимание нашей истории — церковной и гражданской (а это всегда помогает понять наше место в сегодняшней ситуации), и как некий пример «практического богословия» — о «Царстве не от мира сего», об отречении от мирского зла (государства в данном случае), о положении истинного христианина (это всегда Голгофа). Группа Вконтакте Facebook группа Святой Филипп, митрополит Московский В книге “Святой Филипп, митрополит Московский” образ св. Филиппа (Колычева) дан на фоне эпохи становления Московского царства и укрепления тирании, апогеем которой стала введенная Иваном IV опричнина. Протест против опричнины и стал в 1569 г. причиной насильственной смерти митрополита, ставшего мучеником не за веру, а “за Христову правду, оскорбляемую царем”. Книга была написана в годы жестоких гонений на Церковь в СССР и была опубликована на следующий год после появления в 1927 г. “Декларации”митр.

http://predanie.ru/book/72458-svyatoy-fi...

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Согласно Сказанию, у жителей дер. В. Прихон Исидора и Варвары было 2 сына: 5-летний Иоанн и 3-летний Иаков. Как-то осенью отец заколол на их глазах барана. Вскоре, после того как родители отправились в поле, Иоанн сказал младшему брату: «Сотворим такожде, якоже и отец наш сотвори»,- и так сильно ударил Иакова по голове, что тот умер. Иоанн, испугавшись, спрятался дома за дровами в печи. Пришедшие с поля родители увидели младшего сына мертвым и бросились искать старшего. Поиски были безрезультатны. Когда первый приступ горя прошел, Варвара разожгла уложенные в печи дрова, не зная, что за ними спрятался ее старший сын. После того как дрова сгорели, «узре мати сына своего, в пещи лежаща мертва, точию весьма цела и огнем не прикосновенна». В основной редакции Сказания действия Иоанна после гибели брата объясняются страхом перед наказанием: «Убояся зело и не зная, что сотворити, страха ради, младенец бо сущи, и влезе в пещь». В особой редакции Сказания (РНБ. НСРК. Q.153) поступок Иоанна после смерти Иакова описан как осознанное действие: «Вниде в пещь, в которой были уготованы дрова к запалению, и скрыся за ними, ожидая того, когда огнь возгорится и самого его смерти предаст». Именно так расценили поступок Иоанна сбежавшиеся на плач родителей соседи: «И терпению Иоаннову дивишася, яко, младенец сущи, лютое таковое мучение огненное претерпел самоизволно». Дата гибели детей, приведенная в Сказании, скорее всего, вычислена искусственно, возможно в подражание какому-то образцу. Так, указание на «лето от сотворения мира 7078, от Рождества же Христова 1570, при державе… Иоанна Васильевича, при святейшем митрополите Филиппе и при архиепископе Новгородском Пимине» содержит ошибки: осень 7078 г. (согласно Сказанию, печь в доме была полна дров, «занеже дождлива бе осень») приходится на 1569 г. от Р. Х., в этом году Московским митрополитом был Кирилл (свт. Филипп (Колычев) занимал кафедру до нояб. 1568). Вероятно, не связан со временем смерти И. и Иоанна и день их памяти, приуроченный к празднованию Рождества св. Иоанна Предтечи - 24 июня.

http://pravenc.ru/text/200323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Еп. Великопермский и Вологодский (не ранее 1.09.1567-1576/77). Сведений о раннем периоде жизни М. не имеется. Согласно Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., составленной священником Архангельской ц. Усть-Выми Мисаилом, М. занимал кафедру с 7073 (1564/65) по 7085 (1576/77) г. Однако этому противоречит ряд свидетельств о предшественнике М., еп. Иоасафе. Он находился на кафедре еще 19 июля 1567 г., когда по его благословению была составлена опись Николо-Коряжемского мон-ря (Архив П. М. Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 458. (РИБ. Т. 32)). Кроме того, согласно вкладной надписи на иконе мастера Д. Д. Гринкова «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым», этот образ написан в 7076 (1567/68) г. «при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком» ( Виноградова Е. А. Дионисий Дмитриев Гринков//ПЭ. Т. 15. С. 339). Т. о., свидетельство Вычегодско-Вымской летописи ошибочно, М. должен был занять кафедру не ранее 1 сент. 1567 г. Уход с Вологодской и Великопермской кафедры еп. Иоасафа можно связать с поездкой царя Иоанна IV Васильевича Грозного на богомолье в 1-й пол. 1567 г., к-рая сопровождалась посещением Вологды с целью «досмотрити градского основания на Вологде и всякого своего царского на Вологде строения» ( Колобков. 2004. С. 120). Не исключено, что М., сменивший Иоасафа, являлся насельником одного из мон-рей, к-рые посетил Иоанн IV. Согласно Житию свт. Филиппа II (Колычева) , митр. Московского, Иоанн Грозный вызвал в Москву на «совет» об учреждении опричнины епископа «Валогоцкаго Макария и прочия святители». На «совете» свт. Филипп (Колычев) выступил против опричнины, а М. согласно тексту Жития был в числе тех архиереев, которые «ни по Филиппе побарающе, ни по царе, но яко царь восхощет, тако и они» (Житие митр. Филиппа//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 722, 724). Но поскольку учреждение опричнины в 1565 г. произошло раньше и архиерейской хиротонии М., и поставления во митрополита свт. Филиппа, то речь в Житии идет, вероятно, о сопротивлении свт. Филиппа какому-то др. царскому начинанию, для чего был созван архиерейский Собор, на к-ром и присутствовал М. Данный Собор должен был заседать в кон. нояб.- нач. дек. 1567 г. ( Колобков. 2004. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2561370.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа 2 мин., 03.09.2021 В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. О святителе Филиппе (Колычеве) в видеоматериале журнала «Фома» рассказывает доктор исторических наук и постоянный автор журнала Дмитрий Володихин . В этом году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру большого русского святого митрополита Филиппа. В 1566 году он стал во главе Русской Православной Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против опричнины. Сначала увещевал государя тайно, затем публично отказал ему в благословении. Был подвергнут суду, низвергнут с митрополичьего сана, оказался простым монахом. Впоследствии был убит одним из видных опричников, Малютой Скуратовым в 1569 году. При этом, митрополит Филипп преследовал только одну цель. Он не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий. Главная фраза его жизни «Бога ради живите любовно», пишет он. И именно за эту любовь он, как великий пастырь, как один из главнейших светочей нашего иночества положил свою жизнь. Пастырь положил жизнь за словесных овец своих, как говорили в то время. Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. Он родился в 1507 году и до 1537 года, в течение тридцати первых лет своей биографии не был человеком Церкви. Он был отпрыском знатного боярского семейства. Перед ним открывались возможности блистательной карьеры при дворе русских государей. Тем не менее, он отринул все это, и по прошествии 3 десятилетий своей жизни отправился на Север пешком, сделался простым монахом в крайне тяжелых условиях Соловецкого монастыря. Через некоторое время он стал уже игуменом этого монастыря и игуменствовал в течение 20 лет.

http://foma.ru/za-chto-ivan-groznyiy-ubi...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Святитель Филипп митрополит Московский, всея России чудотворец 21.01.2021 22:02 Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.

http://radonezh.ru/radio/2021/01/21/22-0...

Храм Феодоровской иконы Божьей Матери в Ворсине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В 1835 - 1837 годах в селе Ворсино бывшего Подольского уезда была возведена каменная церковь, посвященная Феодровской иконе Божией Матери. В советское время храм был закрыт и частично разорен. Здание храма интересно не только как место богослужений и памятник архитектуры, но и как память о выдающемся церковном деятеле XVI века – митрополите Московском Филиппе (Колычеве), предки и родственники которого владели селом, неоднократно возобновляли предшествующие деревянные церкви, а некоторые представители рода Колычевых были при церкви захоронены. В «Исторических материалах о церквах и селах XVII-XVIII столетий» В. и Г. Холмогоровых указывается, что село Ворсино с XV века принадлежало боярам Колычевым и в нем находилась деревянная церковь в честь Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села – Андрея Федоровича Колычева – прадеда святителя Митрополита Филиппа. Взамен нее в 1748 году на том же месте была построена деревянная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая была приписана к Никольской церкви села Никольское в 1814 году. Вскоре, в 1824 году, имение вместе с селом Лукошкино приобрела новая владелица – коллежская советница Татьяна Сергеевна Карина, которая в мае 1833 года собственноручно направила прошение митрополиту Московскому Филарету с просьбой разрешить строительство каменной церкви на месте ветхой деревянной церкви «в то же наименование на собственное иждивение, на том самом месте» где похоронено тело дяди святителя Филиппа – боярина Григория Семеновича Колычева. Григорий Колычев пострадал во время опричных гонений царя Иоанна IV Грозного, с 1569 по 1584 год находился в заточении и остаток дней провел в посте и молитве в Ворсино, где скончался в 1592 году. Летом 1834 года было получено разрешение на строительство церкви, а в октябре того же года была выдана храмоздатная грамота. В 1837 году храм был полностью построен и освящен. По сохранившимся свидетельствам местные жители благоговели перед памятью Григория, часто приходили на его могилу и, когда в 1856 г. скончалась храмоздательица Татьяна Сергеевна Карина, по благословению митрополита Филарета она была погребена в 3-х аршинах от него.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Феодоровс...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Филипп: главные факты жизни 2 мин., 21.01.2020 Благодаря ему Соловецкий монастырь стал одной из самых известных обителей; он посмел возвысить голос против злодеяний Ивана Грозного и принял мученическую кончину за свою непримиримую позицию против опричнины. Ко дню памяти святителя Филиппа (Колычева) вспоминаем основные вехи и дела его жизни. Краткую историю жизни митрополита читайте здесь: Святитель Филипп: митрополит, не испугавшийся Ивана Грозного 1507 Герб родов Колычевых В старом боярском роду Лобановых-Колычевых родился сын-первенец, Федор Степанович. 1537 Федор Колычев у стен Соловецкого монастыря. Клеймо иконы Митрополита Филиппа Федор Колычев отправляется на Соловки. Добравшись до монастыря во второй половине 1538-го года, он как послушник живет в обители более полутора лет. Затем принимает постриг. 1544 Соловецкий монастырь Инок Филипп становится игуменом Соловецкого монастыря. С небольшим перерывом он будет занимать эту должность до 1566 года. Он добьется прославления основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия в лике святых. Начинается экономический расцвет Соловков. 25 июля 1566 Поставление Филиппа Московского в митрополиты. Клеймо иконы Митрополита Филиппа Игумен Филипп ставится в сан митрополита Московского и всея Руси. Буквально через год, в декабре 1567-го на церковном соборе он открыто выступит против опричнины. 1568 Митрополит Филипп обличает царя Иоанна Грозного. Художник: Яков Турлыгин Митрополит Филипп открыто выступает с обличениями против опричнины. Происходит несколько его прилюдных конфликтов с Иоанном Грозным. Филипп отказывает ему в благословении. Митрополита неудачно пытаются обвинить в содомии. Затем в ноябре под давлением царя его извергают из сана, после чего он попадает под арест. 1569 Последние минуты митрополита Филиппа. Художник: А. Новоскольцев В начале года Филиппа направляют в заключение в тверской Отроч монастырь, где он пробудет до декабря. В декабре он гибнет от рук опричника Малюты Скуратова. Соловецкии монастырь при Филиппе (Колычеве)

http://foma.ru/infografika-mitropolit-fi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010