Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: П. Смертин История для тех, кто считает, что «Церковь против прогресса»: как святитель Филипп провел на Соловках техническую революцию 3 мин., 16.07.2023 Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский (1507–1569), как мы помним, боролся против жестокостей опричнины, противостоял Ивану Грозному, защищал обиженных и невинно осужденных. А еще он целых 18 лет был игуменом на далеких и холодных Соловецких островах. И многочисленная братия при нем жила «как у Христа за пазухой»: хозяйство монастыря развивалось так активно, что даже в суровых полярных условиях монахи и сами были сыты, и полстраны кормили. Большую часть года Соловки отрезаны от материка льдами. Белое море — это настоящий север, и на большие урожаи здесь рассчитывать не приходится. А в годы, когда игуменом Соловецкого монастыря был святитель Филипп, монашеская братия к тому же сильно выросла, и всем нужно было что-то есть. Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский До игумена Филиппа, в середине 1540-х годов хозяйство Соловецкого монастыря едва могло прокормить братию, монахи жили практически впроголодь. А при Филиппе, как пишет местный летописец, «…прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» Как же игумену удалось в таких условиях обеспечить остров продовольствием? Благодаря многочисленным хитроумным хозяйственным преобразованиям. Под началом святителя монахи в полутора километрах от Соловецкого кремля устроили Филипповские садки: отгородили от моря искусственной дамбой из некрупных валунов небольшой залив и стали разводить там рыбу. Живую рыбу ловили в Белом море при нормальной погоде, затем помещали ее в огороженный залив. Во время приливов рыба получала достаточное питание, росла, а в открытое море не уплывала. Когда на море был шторм и лов рыбы становился опасным или невозможным, монахи брали рыбу из садков, обеспечивая себе стол в любую погоду.

http://foma.ru/istorija-dlja-teh-kto-sch...

Как русские монахи построили передовую экономику в суровом месте О святителе Филиппе, митрополите Московском (1507–1569) мы, как правило, вспоминаем в первую очередь в связи с опричниной, противостоянием Ивану Грозному, защитой обиженных и невинно осужденных. Но ведь еще целых восемнадцать лет митрополит Филипп был игуменом на далеких и холодных Соловках — и его деятельность определила судьбу монастыря на столетия. То, что удалось под его началом сделать монастырской братии, можно назвать настоящим экономическим чудом. Святитель Филипп Филипп доказал, что церковное хозяйство не косная, консервативная структура, чуждая научно-техническому прогрессу, а вполне эффективный полигон для технических экспериментов, а монастыри, как крупные землевладельцы, способны находить необычные и эффективные экономические решения. До Филиппа бедное Соловецкое монастырское хозяйство еле прокармливало братию. Никаких оборонительных сооружений обитель не имела, мало того — в 1538 году в монастыре случился страшный пожар: сгорели церкви, склады, одежда, продукты, хозяйственные припасы, и стало понятно, что пришла пора, во-первых, каменного строительства и, во-вторых, серьезных перемен в устройстве монастырского хозяйства. Федор Колычев (будущий игумен Филипп) тогда уже был на Соловках, но пока — послушником. Через много лет, уже став настоятелем, он вместе со своими соратниками титаническими усилиями сумел создать на месте скромной деревянной обители величественный оплот Православия. В течение восьми лет на Соловках возводились два огромных каменных строения — Успенский храм и Спасо-Преображенский собор. На Русском Севере церкви такого масштаба для XVI века были большой редкостью. Строительство требовало мощной экономической базы. Благодаря хлопотам игумена Филиппа, власть имущие и сам государь щедро жаловали обители и земли, и деньги. Удалось построить каменную гостиницу с поварней и укрепленную валунами глубокую гавань на большом Заяцком острове. Монастырские гавани на Большом Соловецком не позволяли крупным кораблям подходить к берегу и разгружать материалы для строительства — на Заяцком острове это сделать было удобнее. Привезенные товары, материалы, имущество хранилось на складах и оттуда постепенно перевозилось на Большой Соловецкий.

http://sever.foma.ru/kak-russkie-monahi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ († после 1607, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, Костромской. Важнейшим источником сведений о жизни и деятельности И. служит Соловецкий летописец кон. XVI в. По мнению исследователей ( Дмитриева Р. П. О раннем периоде истории Соловецкого мон-ря в Житиях Зосимы и Савватия и в списках Соловецкого летописца//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 92; Солодкин Я. Г. История позднего рус. летописания. М., 1997. С. 31), этот памятник, общерус. по своему содержанию и одновременно включающий ценные сведения о Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , был составлен в Соловецкой обители в период игуменства И. (текст пополнялся и перерабатывался до XVIII в.). Кроме того, важная информация о трудах И. на посту настоятеля Соловецкого мон-ря содержится в «Сказании о Филиппове строении, иже в Соловецком монастыре» (составлено не ранее нач. XVII в.), в «Сказании вкратце» об игуменах Соловецкого мон-ря (сер. XVII в.), в ряде документов, связанных с Соловецким мон-рем. Прп. Иаков Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) Прп. Иаков Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) И. был учеником свт. Филиппа (Колычева) , митр. Московского и всея Руси, в период настоятельства последнего в Соловецком мон-ре (1548-1566). Согласно Соловецкому летописцу, в 1563/64 (7072) г. «Ияков, приехав на Соловки при Филиппе игумене Колычеве, постригся» ( Корецкий. 1981. С. 236; Новикова. 2001. С. 247). В 1572/73 (7081) г. И. был назначен игуменом Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . В 1573/74 (7082) и 1576/77 (7085) гг. он сопровождал соловецкого игум. Паисия, затем соловецкого старца Геронтия в их поездках в Новгород, где был принят Новгородскими архиепископами Леонидом и Александром . В 1578/79 (7087) г. «игумен Ияков отказал игуменство в Пальеострове да приехал на Соловки» ( Корецкий. 1981. С. 239; Новикова. 2001. С. 251-252).

http://pravenc.ru/text/200179.html

В Архангельске обнаружено место затопления части соловецких колоколов 17 октября 2006 г. 17:07 Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в штабе экспедиции, «с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые «материальные объекты» из предметов монашеского быта, а также один из колоколов». «Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить», — сказали в штабе. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово «Архангельский». На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму . В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола — 50 штук — исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов. Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест». История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда. Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152410.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Святой Филипп, митрополит Московский» — замечательная работа великого философа и историка Федотова о святителе Филиппе (Колычеве), отстаивавшего христианские идеалы в кровавую эпоху Ивана Грозного.  Кроме жизнеописания святителя Филиппа, истории его конфликта с царём, книга представляет собой картину эпохи, подробный анализ опричнины и её последствий. Как раз в годы, когда Федотов писал свой труд (30-е), в СССР шла реабилитация опричнины и политики Ивана Грозного как таковой. Большевики угадали  своего предшественника: только их внутренняя гражданская война, кровавя бойня и  борьба с христианством были необозримо радикальней.  Этот контекст надо учитывать: Федотов показал в своём исследовании, что кровью и смертью праведников ничего хорошего не построишь (страна после Грозного погружается в Смуту, после СССР в новую смуту). Всё это актуально и в наши дни, когда Грозного хотят канонизировать, а Сталина представить как «эффективного менеджера». Но Церковь помнит святых Божьих… Иными словами книга Федотова «Святой Филипп, митрополит Московский» важна для нас и как «житие» (это не житие, конечно, в классическом виде) — пример святости, и как самопонимание нашей истории — церковной и гражданской (а это всегда помогает понять наше место в сегодняшней ситуации), и как некий пример «практического богословия» — о «Царстве не от мира сего», о отречении от мирского зла (государства в данном случае), об положении истинного христианина (это всегда Голгофа). Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/svyatoy-fi...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых свт Филипп митрополит Московский 21.01.2020 22:02 Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: " Никто не может работать двум господам " (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/01/21/22-0...

Что посмотреть паломнику на Соловках Более двухсот мест на Соловецких островах связано с историей Спасо-Преображенского монастыря и отдельных святых, которые не только возводили храмы, но и, например, прокладывали каналы. Отправляясь сюда в паломничество, нужно и помолиться, и посмотреть на то, что связано с историями людей, с жизнью и бытом соловецких монахов. Кроме того, это место мученической кончины множества людей, причисленных к лицу новомучеников и исповедников Российских. Соловецкий кремль — визитная карточка Соловков, с него начинается знакомство паломников и туристов с этим святым местом. Монастырь-крепость окружен толстой и высокой крепостной стеной из многотонных валунов, возведенной в конце XVI века. Стена — символ двоякого значения монастыря для России: много веков он был духовным центром всего Русского Севера и параллельно нес государственную «нагрузку», являясь фортификационным сооружением, защищающим северо-западные рубежи Российского государства. Фото Сергея Гусева Главное строение внутри Соловецкого кремля — Спасо Преображенский собор конца XVI — начала XVII века. Он был возведен при игумене Филиппе (Колычеве), будущем митрополите Московском. Второй собор в Кремле — Свято Троицкий Зосимо Савватиевский, третий — Успенский собор и трапезная, построенные в 1552–1557 годах. Есть два храма: Николая Чудотворца и митрополита Московского Филиппа. Заслуживают внимания каменные палаты XVII века. Среди архитектурно-художественных памятников Соловецкого монастыря: Фото Максима Массалитина Также стоит посмотреть соловецкие каналы. Этими каналами, связанными в многокилометровую систему, монахи соединили 52 соловецких озера (по каналам надо обязательно пройти на лодке). То же касается и каменной дамбы, соединяющей Большой Соловецкий остров и Большую Муксалму. Глядя на эти сооружения, нужно помнить, что сделали их более 400 лет назад, всей техники — тачка да лопата. А многие из монахов-строителей стяжали здесь святость. На Соловецких островах раскидано много скитов и пустыней. На Большом Соловецком острове: Крест преподобного Савватия На острове Большая Муксалма: Сергиевский скит. На острове Анзер: На Большом Заяцком острове: Фото Надежды Тереховой Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-palo...

Современники невысоко оценивали нравственные качества соловецкого писателя: его обвиняли в пьянстве, драках, кражах (в миру в Москве и позднее на Соловках), в коварстве и лживости. Большая часть обвинений исходила от противников соловецкого монаха, но даже соратники признавали «лукавство» Г., да и сам он этого не отрицал. В «Показании от Божественных писаний» Г. отмечает, что судить об истинности лит. произведений надо по их содержанию, а не по жизни автора, поскольку бытовые грехи не влияют на правдивость слов. Более того, Г. считал, что для спасения душ паствы пастырь имеет право лгать, потому что все средства хороши для достижения доброй цели. (В подтверждение своих слов Г. приводит притчу о докторе, исцеляющем больного с помощью обмана, лит. источник к-рой не установлен.) Тяжелый нрав и сомнительные моральные принципы Г. не повлияли на его авторитет в Соловецком мон-ре, а также среди старообрядцев, почитающих его как одного из первых апологетов. Арх.: РНБ. Солов. 901/1011. Л. 200-217 [Похвальное слово прп. Иоанну Лествичнику] и л. 169-199 [Трактат о двуперстии]; 973/1083. Л. 27-62 об. [цикл сочинений, посвященных митр. Филиппу]; 875/985. Л. 125-145 [«Показание от Божественных писаний»]; ЛОИИ. Колл. 148. Оп. 1. Д. 170 [о ссылке Г. в Николо-Корельский мон-рь]; ГИМ. Син. Стб. 1184, 1666 г. [Челобитная на архим. Варфоломея]. Изд.: Сборник. Супрасль, Л. 92 об.- 154 [Трактат о двуперстии]; МДИР. Т. 3. С. 47-66 [Челобитная против архим. Варфоломея]; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова. Пг., 1916. (ПДП; 188). Лит.: Знаменский П. В. Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности Филиппа митрополита//ПО. 1883. Т. 1. 4. С. 768-785; Строев. Словарь. С. 61-62; Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1888; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 263-264; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. Пермь, 1927; Бубнов Н. Ю. Писатели-старообрядцы Соловецкого мон-ря//Книга и книготорговля в России в XVI-XVII вв. Л., 1984. С. 39-41; он же. Герасим Фирсов//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 193-196; Чумичева О. В. Археогр. обзор соч. Герасима Фирсова и его автографов//Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1989. С. 59-67; она же. Инок Герасим Фирсов - соловецкий писатель XVII в.//ГДРЛ. 1992. Сб. 4: XVII - нач. XVIII в. С. 87-135; она же. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 13-17, 19-25, 29, 31-33, 100-101, 103-104, 107-109, 156; Лукин П. В. Представления о царе и царской власти в сочинениях соловецкого инока Герасима Фирсова о митр. Филиппе Колычеве и Иване Грозном//ВМУ: Ист. 1997. 4. С. 85-103.

http://pravenc.ru/text/164589.html

О, великий угодниче Христов святителю отче наш Филиппе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны многогрешныя, вемы бо, сердцем и усты и со благоразумным разбойником исповедуем, яко по делом нашим беды постигшия нас приемлем, сими бо временными скорбьми избежим по милосердию Господа вечныя муки, грешником уготованныя: сеяхом бо семена своевольнаго жития, пожинаем же терния скорбей. Обаче немощни есмы, и в покаяние теплое пришедше, молимся, да преложит Господь гнев Свой на милость и тебе, святителю Христов, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже присно предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и уповающих на твое предстательство. Умоли праведнаго Судию, да защитит святую обитель сию, место, в нейже ты духовно породился еси, и путевождь иноком святаго места сего был еси. Упаси якоже добрый пастырь жезлом благости твоея разсеянныя овцы стада Христова и во дворы Господни всели я. Огради нас от соблазна ересей и расколов в православной Церкви нашей. Научи нас, во странствии сущих, горняя мудрствовати, а не земная, просвети разсеянный ум наш и на путь истины направи, охладевшее сердце наше любовию ко Господу и к ближним нашим согрей. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих. Ослабленную грехами и нерадением волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго. Православие укрепи, нападения лукавнуюших и беззаконных человек на Церковь Божию далече отжени. Отпадшия ветви от лозы Христовы с тою паки соедини, испроси у Христа Бога душам и телесем нашим здравие и крепость, болящим исцеление даруй, страждущих утеши, скорбящим мир и отраду покажи, плачущия радоватися сотвори, печальныя ликовствовати соделай, враждующих умиротвори, завистливыя милостивны покажи, всякия в нас неправды исправи. Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. Архиереем и духовным пастырем, поставленным пасти стадо Христово Российския Православныя церкви, подаждь премудрость и праведное житие, якоже и сам сими добродетельми украшался еси, старыя поддержи, юныя научи и уцеломудри, и даруй им молитвами твоими трудолюбие, послушание и мирное жительство. Нам же всем радость присную о Господе подаждь, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа, Емуже буди слава, благодарение и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Прилежное чтение и изучение божественных писаний разливало пред ним тот истинный свет, в котором всякий предмет представляется в своем настоящем значении. Колычев, сановник, сильный милостью государя, действовал как верный слуга его, смело и решительно «стропотныя стези до конца стирая». Такой только человек и мог быть любезен сыну Иоанна 3 . Как частное лицо, он представляет собой образец лучшего старинного боярства. Праотеческие нравы и благочестие отпечатывались во всем образе его жизни. Супруга его, Варвара, как внешними, так и внутренними достоинствами «многоцветущая», воспитанная, как и вообще русские боярыни того времени, в скромных добродетелях своего пола, была женщина набожная и благотворительная. Супруги жили в законе Господнем. Ворота их дома всегда отворялись для менышей братии Христовой. Благородная чета находила лучшее для себя наслаждение в том, чтобы оказать заступление убогой вдовице, осушить слезу печального, дать кровь бесприютным сиротам, накормить нищего, приютить больного. Молитвы и милостыни этих истинно-христианских супругов были помянуты Богом, и в Феодоре, будущем св. Филиппе, Господь даровал им первенца. После него они еще имели троих сыновей: Прокопия, Якова и Бориса; но их стези остались безвестны 7 . Без сомнения, в уединенном тереме Варвары, где, по тогдашнему обыкновению протекали первые годы детей дворян, положены в душу Феодора те ранние семена добра, которых часто ни вложить, ни искоренить не могут ни позднее воспитание под чужим надзором, ни дружеские сообщества и примеры; чему имеем лучшее доказательство в Феодоре Колычеве и царе Иване Васильевиче 8 . В воспитании сына Степанова представляется нам образец тогдашнего воспитания лучших русских дворян. Приготовить в сыне усердного слугу Царю небесному и вместе верного слугу царю земному было главной задачей образования. Воспитание, по главному своему характеру, церковное, особенно было способно удовлетворить этому требованию. Первоначально Феодор обучался в училище. Тогда курс школьного учения был весьма скуден.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010