Своей праведной жизнью Соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного. Царь надеялся, что найдёт в игумене Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость Филиппа, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. После долгих отказов Филипп наконец согласился принять высокий святительский сан. 25 июля 1566 года он был хиротонисан в митрополита Московского и всея Руси вместо изнурённого болезнью, а может быть и «душевною горестию», митрополита Афанасия, оставившего митрополию. Принимая посвящение, Филипп ставил условие иметь за своею совестью право говорить открыто о правде евангельской и печаловаться за опальных, которых тогда во время свирепой и бессердечной опричнины, было очень много. Царь же требовал, чтобы он «в опришнину и в царский домовой обиход не вступался», но вместе с тем соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это было при прежних государях. Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Филиппом и семью епископами. Первый год святительства Филиппа прошёл спокойно. Митрополит занимался делами Церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия. Отношения его с царём наружно были благоприятными. Неистовства опричнины временно прекратились. Но вскоре вспыхнула новая смута, пошли доносы, клеветы и казни, а опричники опять принялись за грабежи и буйства. Святитель Филипп, видя беззакония и жестокости опричников, решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567–1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать Польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками. Неустрашимый митрополит стал открыто укорять царя в разорении своего царства и в напрасном пролитии крови народной, заступался за невинно гонимых. Царь в гневе на святителя дошёл до озлобления, которое особенно усилилось после открытых столкновений. Окончательный разрыв между царём и митрополитом произошёл весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришёл в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждова ти об опричнине». Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твёрдость твою! Я был слишком мягок с вами», – добавил царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первопрестольников преемниче,/столпе Православия, истины поборниче,/новый исповедниче, святителю Филиппе,/положивый душу за паству твою,/темже яко имея дерзновение ко Христу,/моли за град же и люди,//чтущия достойно святую память твою. Ин тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 5 Радостный возсия день светлаго торжества:/днесь церковная расширяются недра,/приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/струю благодатей неисчерпаемую,/источника чудесем обильна,/чудотворивыя и священныя мощи твоя,/святителю Филиппе./Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/о воспевающих тя//и кланяющихся священным мощем твоим. Ин тропарь святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8 Первопрестольников преемниче,/столпе Православия, истины поборниче,/новый исповедниче, святителю Филиппе,/положивый душу за паству твою,/темже яко имея дерзновение ко Христу,/моли за Отечество наше, град же и люди,//чтущия достойно святую память твою. Кондак святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 8 Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,//моли Христа Бога о всех нас. Ин кондак святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 3 Яко солнце, днесь от земных недр возсияша/честныя твоя мощи, святителю./Землю же и воздух шествием твоим осветил еси/и всех верных чудес богознаменьми облистал еси,/чудотворец предивен и молитвенник к Богу о мире изящен явися./Сего ради вопием ти:/спасай нас теплым своим предстательством,//яко ученик Божия благодати. Ин кондак святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому, глас 3 Православия наставника и истины провозвестника,/Златоустаго ревнителя,/Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/пищею словес своих разумно чада своя питающа,/той бо языком хваления пояше,/устнама же пение вещаше,//яко таинник Божия благодати. Молитва 2-я святителю Филиппу (Колычеву), митрополиту Московскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

«Дело касается не просто колоколов, это достояние государства, Русской Православной Церкви. Многим из этих колоколов по 500 лет», - подчеркивает Сергей Голубев. К путешествию в Белое море почти все готово, но есть одна проблема: не хватает горючего для кораблей. Участники проекта ведут переговоры с топливными компаниями. Если все сложится удачно, в середине июля экспедиция отправится к Соловецким островам . Справка По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов. Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест». История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда. Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно. 12 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53472.html

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь был основан в 1420-1430-х годах на Соловецких островах в Белом море монахами Зосимой, Савватием и Германом. Своего расцвета он достиг b XVI веке при игумене Филиппе (Колычеве), будущем митрополите Московском. В 20-30-е годы ХХ века здесь располагался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) для политических и уголовных заключенных. В 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс внесен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 марта, 2015 25 мая, 2015 1 июня, 2016 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 апреля, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 30 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/patriarh-obespokoen-ho...

2 1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья. Митрополит Филипп Колычев, вышивка В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии. Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате! Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь. Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

http://sever.foma.ru/soloveckij-monastyr...

4 Посмотрите на Большой Соловецкий с Секирной горы Это одна из самых высоких точек всего Соловецкого архипелага. Когда на Большой Соловецкий остров прибыли преподобные Савватий и Герман, основатели соловецкого монашества, первую свою келию отшельники сделали именно здесь, у подножия Секирки. С Секирной горой связано много событий из жизни острова, в том числе и трагических. Секирная гора. Фото: solovki-monastyr.ru В середине XIX века здесь возник Свято-Вознесенский скит. Доминанта Свято-Вознесенского скита — уникальное архитектурное сооружение — храм-маяк, находящийся в верхнем ярусе церкви Вознесения Господня. Свет этого уже 150 лет действующего маяка виден зимой на расстоянии нескольких десятков километров. Храм-маяк на Соловках А когда на Соловках размещался концлагерь, на Секирку отправляли как в последний путь — здесь был страшный мужской изолятор с нечеловеческими условиями содержания. На Секирке пытали и расстреливали. Из тех, кто сюда попадал, выживали единицы. Сейчас здесь стоит поклонный крест в память о погибших узниках. 5 Пройдите на лодке по системе каналов На Большом Соловецком острове великое множество озер. Часть из них монахи еще при игумене Филиппе (Колычеве) в XVI веке соединили системой каналов, чтобы питать примыкающее к монастырским стенам Святое озеро и обеспечивать обитель питьевой водой. По этим каналам можно пройти на лодке. На лодочной станции, что в трех километрах от монастырского кремля, на берегу озера Средний Перт, дают лодку напрокат — можете отправиться в путешествие самостоятельно. Или в составе одной из экскурсий, которых здесь предлагается немало. Выбирайте короткий или длинный маршрут. «По малому кругу» вы пройдете около пяти, «по большому кругу» — порядка девяти километров. Фото John Spooner Некоторые каналы очень узкие — для прохождения по ним выдают специальное короткое весло. Берега и озера потрясающе красивы! Фотографировать и фотографировать! 6 Подружитесь с белухами Мыс Белужий — единственное место в мире, где с середины июня по середину августа с берега можно наблюдать небольших белых китов — белух. Только нужно, чтобы совпало несколько условий: спокойное море, отлив и гостеприимное настроение у белух. На мысе Белужий с 1995 года стоит вышка биологов — они наблюдают за популяцией морских зверей. На мысу разбит сезонный лагерь. Летом сюда приезжают сотрудники московского Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова, наблюдатели из разных стран и студенты.

http://sever.foma.ru/10-interesnyh-mest-...

Развалины Иераполиса. Фото Владимира Ештокина В этом городе жил слепой человек, которого звали Стахий. Святой, помолившись, исцелил его, а затем обратил в христианство. О случившемся говорил весь город. Люди стали стекаться к апостолу, чтобы посмотреть на чудотворца и послушать его «странные» речи об умершем и воскресшем Боге. Через некоторое время в городе образовалась христианская община. Естественно, это не нравилось ни местной власти, ни местным жрецам. Когда же открылось, что и жена правителя приняла крещение, то апостола схватили и приговорили к смертной казни. Это произошло около 84 года после Р. Х. Позднее, уже при императоре Константине, в Иераполисе воздвигли храм в честь апостола Филиппа, принесшего в этот город христианство. Тропарь апостолу Филиппу глас 3 Апостоле святый Филиппе,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Филиппу глас 4 Языков ловец пречудный/и учеников Христовых собеседник,/апостолов предызбранный,/Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/покрывает от обстояний того хвалящия./Тем согласно зовем ему://спасай вся молитвами твоими, апостоле. Другие святые и известные люди с именем Филипп Святитель Филипп, митрополит Московский (1507–1569) Игумен и строитель Соловецкой обители, знаменитый обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Происходил из знатного боярского рода Колычевых. В 1566 году он стал во главе Русской Православной Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против зверств, чинимых опричниками — личной гвардией Ивана Грозного. Святой сначала увещевал государя тайно, а затем публично отказал ему в благословении. За это был подвергнут суду, извергнут из митрополичьего сана и отправлен простым монахом в ссылку. Святитель Филипп был убит Малютой Скуратовым. Дни памяти совершаются 22 января и 16 июля.   Филипп де Шампань (1602–1674) Известный фламандский художник эпохи барокко. Родился в Брюсселе в бедной семье. Обучившись художественному мастерству, переехал в Париж, где работал над украшением Люксембургского дворца. В 1648 году стал членом Королевской академии живописи. Известно, что его парализованная дочь чудесным образом исцелилась в знаменитом монастыре Пор-Рояль. Одними из самых знаменитых полотен Филиппа де Шампань считаются «Монахиня. Портрет Жанны Депото», «Ex-Voto de 1662», «Тройной портрет кардинала Ришелье».

http://foma.ru/imya-filipp-apostol-svyat...

Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна. Лист из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вхром. 71. Л. 48 об.) Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна. Лист из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вхром. 71. Л. 48 об.) Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличием монастырских нравов и пророчеством о пожаре. Лист из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 159 об.) Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличием монастырских нравов и пророчеством о пожаре. Лист из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 159 об.) И. назван в 2 рассказах о посмертных чудесах преподобных Зосимы и Савватия: «О Онисимовой жене» (из числа чудес, записанных соловецким игум. Вассианом (1522-1526) и относящихся ко времени игуменства Исаии) и «О явлении старцу Леониду» (первое из чудес, записанных при игум. св. Филиппе (Колычеве ; 1546-1566)). В повествовании «О Онисимовой жене» рассказывается о том, как преподобные Зосима, Савватий и И. изгнали кудесника из дома благочестивого человека Анисима и его жены. В повествовании содержится характеристика И.: «Той же Иоан всеми знаем бе: мнози свидетелствуют добродетелное его житие, яко велик подвижник бысть в манастыри том, пустынное бо и отходное жителство любя, всякым послушаниемь, и смирением, и кротостию украшен, много лет поработав в манастыри» (Там же. С. 268). В повести «О явлении старцу Леониду» рассказывается о том, как старцу Леониду, занимавшемуся рыбным промыслом в Герасимовой пуст., в 6-ю седмицу по Пятидесятнице во время ночной молитвы было видение. К нему в келью вошли «три старца, пресветлым светом светящася». Это были преподобные Зосима и Савватий, 3-го Леонид не знал; святой «средний возраст имея, сухоняв и скудобрад». Позднее Леониду в мон-ре объяснили, «яко третий - Иоанн светоносный по образу. Той же Иоанн всеми знаем бе, соловецкий постриженик и жилец, мнозии о нем свидетельствуют, яко великий бысть подвижник в монастыри том, пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием, и смирением, и кротостию украшен, много же и монастырю поработа в рыбной ловитве» ( Минеева. Рукописная традиция. С. 422). Преподобные сказали старцу Леониду, что Бог разгневался на Соловецкий мон-рь из-за отсутствия у иноков мира, взаимной любви и терпения. Святые повелели Леониду сообщить о видении братии. Однако посланный из Герасимовой пуст. в мон-рь слуга, не поверив Леониду, не рассказал о чуде, и в праздник Вознесения в 1538 г. Соловецкий мон-рь сгорел до основания.

http://pravenc.ru/text/471224.html

Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. Через некоторое время, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова же была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю... Прибывшие из Соловков клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя... когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе, царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал вслух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святой много зла претерпел от приставников... Не довольствуясь тем, что терпел святой Филипп, царь подверг пыткам и казням служивших ему детей боярских; из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Голову одного из них, Ивана Колычева, особенно любимого святителем, царь прислал последнему в темницу... Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему... Малюту Скуратова... Вошедши в келлию святого Филиппа, Малюта Скуратов... сказал: “Владыко святый, дай благословение царю идти на великий Новгород”. Но святой отвечал Малюте: “Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом”. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Через некоторое время, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова же была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю... Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя... когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе, царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал вслух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святой много зла претерпел от приставников... Не довольствуясь тем, что терпел святой Филипп, царь подверг пыткам и казням служивших ему детей боярских; из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Голову одного из них, Ивана Колычева, особенно любимого святителем, царь прислал последнему в темницу... Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему... Малюту Скуратова... Вошедши в келлию святого Филиппа, Малюта Скуратов... сказал: «Владыко святый, дай благословение царю идти на великий Новгород». Но святой отвечал Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом». Тогда бессердечный злодей задушил праведника Независимо от того, был или не был преподобный Корнилий Псково-Печерский казнен лично Иваном Грозным, его имя было записано в царском Синодике опальным, а это значит, что царь брал на себя вину и ответственность за смерть преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429736/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010