Исследователи обратили внимание на явные особенности именований островных монастырей. Если изучить перечень соборных храмоименований, то среди древнейших и крупнейших обителей лидирует освящение главного соборного престола в честь Преображения (Валаамский, Спасо-Каменный, Соловецкий). В литературе не раз высказывалось мнение, что образ Преображения вообще был центральным символом исторического движения русского народа, направленного на освоение просторов полуночных стран. В этом заключалось своего рода религиозное искание «нового неба и новой земли», изображенных в апокалиптических пророчествах Иоанна Богослова. Смысл освоения и заключался в Преображении.      Складывалась своя пространственная система и на уровне микротерриторий. На Соловках , ставших центром всероссийского паломничества и в массовом православном сознании отождествлявшихся с островом спасения, материнский монастырь был дополнен семью малыми монастырями. Каждый из них находил свое место в общей системе соловецкого монастырского сообщества. Все дочерние обители были непременными пунктами внутрисоловецкого паломничества. Приписные скиты Валаама также становились местом коллективных воспоминаний о событиях в истории монастыря, его святых и святынях.      Для уяснения особенностей функционирования островных монастырей обратимся к истории наиболее известных обителей. Соловецкий монастырь достиг своего расцвета через полтора столетия после основания – в середине XVI века, при игумене Филиппе (Колычеве; впоследствии митрополите Московском). Обитель имела богатейшее хозяйство по всему Беломорскому Поморью и разумно, экологически взвешенное хозяйство на самих Соловецких островах. Исключительно важное военно-стратегическое значение монастыря обеспечивало ему постоянное государственное внимание. Даже секуляризация не подорвала его уверенного материального положения. Валаам пережил несколько периодов бедствий. В конце XVI века и в 1611 году шведы до основания сжигали монастырь. В 1715 году Валаам был возрожден с помощью братии Кирилло-Белозерского монастыря. В XIX веке он переживал период яркого расцвета, славился неповторимой красотой своего вида, многоотраслевым хозяйством, строгим уставом и массовым паломничеством.

http://pravoslavie.ru/64292.html

20 По Солов. л. Пожар случился 1 мая 1538 г. По Лаврской рук. «в самый праздник Вознесения Христова, в вечер глубок, погоре от молнии весь монастырь до основания». 22 Там же стр. 74. 75. В Солов. л. Сказано, что при Филиппе прибыло промыслов: в Колежме 2 црена, за морем 2 промысла, да железный промысел 1 в Солокурбе, в Луде 2 црена, стр. 20, 21, 26. 29 Ркп. Сергиевой лавры 40. Пред 46 гл. подпись: «списашася сия в л. 7056 (1548) при игумене Филиппе честные обители Соловецкие». В 47 гл. видение старца Леонида о пожаре, случившемся спустя несколько дней после видения (мая 1 1538 г.) и проч. 31 Опис. Солов. мон. стр. 225, 234, 236, 292–296. Соловецкий летоп. «Филипп Степанович Колычев, игумен солов. мон., просил всего братства, чтобы написать в вечный поминок, в литию, отца его Стефана, да матерь его инокиню Варсонофию, да брата Бориса, а как он, игумен, преставится, написать и его в литию, a поминовение отправлять месс. ноября в 7 д.; а дача его, что он дал в монастырь, на 171 рублей, сверх того иные дачи»; следует перечисление пожертвований. 33 Собр. грам.: 1 139. Грамота подписана св. Филиппом 20 июля; а «июля в 25 день (1566 г.) поставлен бысть на митрополию игум. Филипп Колычев». Собр. лет. т. 4, 317. Курбский: «возведен бысть Филипп, соловецкого острова игумен, на архиепископский престол русской митрополии, муж славный и велика рода к от младости вольной монашеской пищей и священнолепным жительством украшен: в разуме же крепок мужествен». Об ошибках древнего биографа относительно времени учреждения опричнины. Карамзин ΙХ, стр. 174. 34 Летоп. у Карам. 9 пр. 177, 268. В Суздаль на место Афанасия посвящен Еленферий. Еще хиротонисан в 1567 г. ростовский архиепископ Афанасий; а в февр. 1568 г. Астраханский архиеп. Лаврентий. 35 О казни Федора Челядина, Чулкова, князей Куракина, Ряполовского, трех Ростовских, Щенятева, Турунтая-Пронского, казначея Тютина у Карам. 9 пр. 182–188. 36 По словам Таубе и Крузе первое увещание святителя царю происходило тайно – erstlich in geheim. (Карамз. 9 пр. 189). Это вполне сообразно с благоразумием святителя и с наставлением Господа, который повелел: «обличать согрешающего сперва наедине». В февр. 1567 г. шведские послы принимаемы были в александровской слободе. Карамзин IX, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

78 По Солов. л. пожар случился в 1538 г. По Лаврской рук. «в самый праздник Вознесения Христова, в вечер глубок, погоре от молнии весь монастырь до основания». 80 Там же, стр. 74, 75. В Солов. л. сказано, что при Филиппе прибыло промыслов: в Колежме 2 црена, за морем 2 промысла, да железный промысел 1 в Солокурбе, в Луде 2 црена, стр. 20, 21, 26. 87 Ркп. Сергиевой лавры 40. Пред 46 гл. надпись: «списашася сия в л. 7056 (1548) при игумене Филиппе честные обытели Соловецкия». В 47 гл. видение старца Леонида о пожаре, случившемся спустя несколько дней после видения (1 мая 1538 г.) и проч. 89 Опис. Солов. мон., стр. 225, 234, 236, 292–296. Соловецк. летоп. «Филипп Степанович Колычев, игумен Солов. мон., просил всего братства, чтобы написать в вечный поминок, в литию, отца его Стефана, да матерь его инокиню Варсонофию, да брата Бориса, а как он, игумен, преставится, написать и его в литию; а поминовение отправлять мес. ноября в 7 д.; а дача его, что он дал в монастырь, на 171 руб., сверх того иные дачи», следует перечисление пожертвований. 91 Собр. грам. 1 139. Грамота подписана св. Филиппом 20 июля; а «июля в 25 день (1566 г.) поставлен бысть на митрополию игум. Филипп Колычев». Собр. лет. 4, 317. Курбский: «возведён бысть Филипп, Соловецкого острова игумен, на архиепископский престол Русской митрополии, муж славный и велика рода и от младости вольною монашескою пищею и священнолепным жительством украшен: в разуме же крепок и мужествен». Об ошибках древнего биографа относительно времени учреждения опричнины Карамзина IX, стр. 174. 92 Летоп. у Карам. 9 пр. 177, 268. В Суздаль на место Афанасия посвящён Елевферий. Ещё хиротонисан в 1567 г. Ростовский архиепископ Афанасий; а в февр. 1568 г. Астраханский архиеп. Лаврентий. 93 О казни Фёдора Челядина, Чулкова, князей Куракина, Ряполовского, трёх Ростовских, Щенятева, Турунтая-Пронского, казначея Тютина у Карам. 9 пр. 182–188. 94 По словам Таубе и Крузе, первое увещание святителя царю происходило тайно – erstlich in gelieim (Карамз. 9 пр. 189). Это вполне сообразно с благоразумием святителя и с наставлением Господа, Который повелел «обличать согрешающего сперва наедине». В феврале 1567 г. шведские послы принимаемы были в Александровой слободе. Карамзина IX, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В академическом пособии для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым , З. предстает как «старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», С.- как «глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 252, 27). При игум. св. Филиппе (Колычеве) в Соловецком мон-ре сложились изводы с изображением Соловецких чудотворцев в молении Спасителю или Богоматери. Согласно описи нач. XX в., в ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии в Савватиевском скиту был чтимый Смоленский образ Богородицы в серебряном окладе «длиною 51/2, шириною 43/4 вершка, а с полями длиною 91/4, шириною 8 вершков; на полях написаны: вверху Святая Троица, по сторонам: апостол Филипп (небесный покровитель свт. Филиппа.- Авт.), святитель Николай и преподобные Зосима и Савватий, а внизу подпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом и привезен первый на остров Савватием Чудотворцем»». В часовне «Чудо о просфоре» на сев. стене стоял образ «Пресвятыя Богородицы, пред Нею преподобные Зосима и Савватий с ликом монахов в молении и вокруг с чудесами, длиною 48, шириною 31 вершок. Икона сия писана 7053 при игумене Филиппе» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 331, 362-363). При нем же в обитель поступил воздвизальный крест, вложенный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/61 г., на обороте к-рого вырезаны фигуры З. и С., припадающих к стопам Спасителя (Сохраненные святыни. 2001. С. 150-153. Кат. 40). «Древние» образы преподобных, без уточнения времени их создания, упомянуты в монастырских документах. Такие иконы, поясные и прямоличные, стояли на Соловецком подворье в Архангельске и около рак З. и С. в Троицком соборе мон-ря (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 216, 454). Ранними примерами единоличной иконографии святых являются парные ростовые иконы-пядницы в окладах из алтаря Преображенского собора обители, кон. XVI в. (ГММК) - святые представлены с разведенными руками, с развернутыми свитками в левой руке (текст у С.: «Владыко человеколюбче Господи Иисусе Христе, сподоби мя одесную Тебе стати…», у З.: «Не скорбите братие…»), различен рисунок благословляющей десницы, борода З. немного короче (Сохраненные святыни. 2001. С. 90-93. Кат. 21, 22).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Еще мера скорбей, определенная для испытания великой души Филиппа, далеко не наполнилась. Ему легче было самому страдать за паству свою, нежели знать и видеть, как его «присные» по духу, или присные по плоти страдают и умирают за него. В это время несколько сот митрополичьих клириков и митрополичьих детей боярских были подвергнуты пыткам и многие казнены. Из родственников его, Колычевых, погибли, один за другим, десять человек, кто за привязанность к своему знаменитому родичу, кто, может быть, за одно свое имя 92 . Один из них пользовался особенной любовью первосвятителя 93 . Это был сын его младшего брата, воеводы Бориса, того, которого кончину, восемь лет назад, оплакивал Филипп в своей пустыне. Любезный Филиппу, следственно неприятный царю, сын храброго Бориса погиб смертью мученика, воспевая псалмы. После жестоких истязаний ему отрубили голову саблей и поднесли Иоанну. Царь велел свезти ее заточенному митрополиту, наказав притом сказать: се сродника твоего глава; не помогли ему твои чары. Когда посланный вошел к заключенному, и вынув из кожаного мешка окровавленную голову юноши, передал слова Иоанна, Филипп не показал смущения, тихо встал с своего места, с благоговением принял голову, положил ее перед собой, сотворил перед ней земной поклон, со слезами умиления поцеловал ее, примолвив: «блажени, яже избра и прият и Господь; память их от рода в род,» и возвратил принесшему. Между тем Иоанн старался привести в забвение у народа память о Филиппе скорым назначением нового митрополита. В четверг, 11 ноября, Кирилл, Троицкий архимандрит, был возведен на митрополию. Кирилл, добрый старец, но слабый, безмолвный пастырь был слишком невиден; память о Филиппе была весьма свежа и любезна: народ не переставал толпиться от утра до вечера вокруг Николаевской обители, смотрел на Филиппа, рассказывал о чудесах его святости. И радовался тот, кто из толпы замечал хотя тень, мелькнувшую в окне келии злосчастного первосвятителя. Иоанну это было известно, и он дал повеление перевести его из Москвы в Тверской Отрочь-монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Иоанну был нужен послушный митрополит, который не перечил бы его воле и не вмешивался в государевы дела, не обличал опричных порядков. Но парадоксальным образом царь все же хотел при этом, чтобы Русскую Церковь возглавлял святой подвижник, молитвенник за него и его начинания. Иоанн еще не понимал, что в одном лице ему не найти сочетания этих двух противоположностей. Разочаровавшись в обличившем его Германе, царь вспомнил о том, кого он знал еще в детстве, кто некогда был близок ко двору, но выгодно отличался от большинства буйствовавших в годы его малолетства бояр, – о Филиппе (Колычеве), игумене Соловецкого монастыря. Именно он по воле царя стал следующим митрополитом Московским и всея Руси в 1566 году. Это был выдающийся подвижник. Св. Филипп (в миру Феодор Колычев) родился в 1507 г. в семье боярина Василия Ивановича Колычева. Феодор получил очень хорошее по тем временам образование. Знатное происхождение позволило будущему святителю получить доступ ко двору. Однако бесчинства и распри бояр в годы малолетства Иоанна IV вынудили 30-летнего Феодора в 1537 г. порвать с придворной карьерой и тайно бежать из Москвы на Север. Он приходит в Соловецкий монастырь, где, скрыв свое происхождение, принимает постриг. Через 10 лет Филипп, зарекомендовавший себя не только настоящим подвижником монашеской жизни, но и блестящим хозяйственником, был избран игуменом обители. Его 18-летнее управление монастырем привело монастырь в состояние расцвета. Он воздвиг на Соловках каменные храмы удивительной красоты и необычного инженерного решения – церковь Успения Божией Матери с трапезной палатой и собор Преображения Господня. Филипп завел колокольный звон, построил келии, больницу, мельницу и множество других нужных в монастырском хозяйстве построек. При Филиппе монахи осушили болота на Большом Соловецком острове, соединили каналами озера, проложили дороги. Игумен отличался большим человеколюбием: он завел на Соловках коров и кур, чтобы молоком и яйцами улучшить скудную северную трапезу своих монахов. Талантливый инженер, Филипп устроил в монастырском хозяйстве множество хитроумных технических приспособлений, которые поражали современников. При всем этом Филипп был строгим подвижником, периодически уединялся в пустыньку и предавался умной молитве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

мощи их почивают в серебряных раках, 2) южной, во имя собора Архистратига Михаила; II) дa под угольными главами на сводах; 3) на юго-восточной стороне во имя собора 12 Апостолов; 4) на северо-восточной, 70 Апостолов; 5) на юго-западной во имя св. великомученика Феодора Стратилата; 6) на северо-западной, во имя Пр. Иоанна Списателя Лествицы строением начата в 1553 году при Игумене Филиппе Колычеве; а окончена и освящена в 1566 году, Августа 6 дня. В 1745 году приделано крыльцо и ворота. В 1797 году сделан вновь пол из плит разноцветных шахматной фигурой, и устроены по сторонам церкви в стенах, две арки; в одной помещена рака св. Филиппа Митрополита, а в другой плащаница с пристойными украшениями. 2.  Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы соборная с общей трапезой и Келарской кельей; начата строением в 1552 году, при Игумене Филиппе в одной стопе единостолпная на погребах; над трапезой предположено быть колокольни с часами боевыми; а вверху церкви два придела: 1) во имя усекновения главы св. Иоанна Предтечи, 2) во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Всё сие совершено, и церкви, кроме сей последней, освящены в 1557 году, Августа 15, помянутым Игуменом Филиппом. Мерой трапеза 12 сажен в длину, и ширину столько же. Келарская 7,5 сажен; церковь в длину 6, а в ширину 3 сажени; алтарь внутри 2,5 сажени; около церкви, алтаря, трапезы и Келарской, кроме паперти, 82 сажени. В 1605 году освящён придел во имя св. великомученика Димитрия. В 1717 году, Февраля 21, сгорели главы на церкви сей и два придела: 1) в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2) св. великомученика Димитрия, которые, по возобновлению того же года, паки освящены. В 1753 году месяца Июля сделаны у трапезы своды каменные; под ними два чулана и мост из белого камня и проч. В 1800 году отделана по новому вкусу соборная сия церковь. В 1802 году сделана между трапезой и церковью решётка железная в створах, с сиянием посредине, и покрыта голубой краской с травами. В трапезе набираются столы братские и служительские отдельно; при первых, называемых братской трапезой, обедают монахи и все приезжающие богомольцы, кроме женского пола; при вторых соборные и Чудотворцевы церковнослужители.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Этому же учил и иеросхимонах Иероним (который, кстати, был переведен на Соловки из Петропавловской крепости, куда он попал за донос на распространение масонства (в первой трети XIX в.). В своих наставлениях этот инок ссылался уже не на устную традицию, а на авторитет опубликованного к тому времени сборника аскетических учений отцов Церкви – «Добротолюбие» 920 . Находившийся в 50 верстах от материка, путь к которому был открыт только в течение четырех месяцев в году, Соловецкий монастырь привлекал большое число паломников и богомольцев, для которых были выстроены специальные гостиницы, обслуживавшиеся монахами. Занимался монастырь и миссионерской деятельностью. Среди его постриженников немало представителей местных северных народов, привлеченных в обитель ее высоким духовным авторитетом. Особенно прославился своей миссионерской деятельностью блаженный Феодорит – «просветитель лопарей», который в XVI в. перевел для них несколько молитв 921 . Особую страницу в истории миссионерской деятельности монастыря составляют иконописные работы, известия о которых сохранились с начала XVI в., когда там работал «Сава иконник старец» 922 · Большое число икон требовалось самому монастырю во второй половине XVI в., когда при игумене Филиппе (Колычеве; 1548–1566 гг.), в нем велось каменное строительство и работали целые бригады мастеров, украшающие вновь построенные храмы иконами. Мастера эти, в основном новгородцы, насельниками монастыря не были. При игумене Филиппе крепнут связи с Москвой, и оттуда поступает большое число икон московской иконописной школы. Несколько реже иконы приобретались в Каргополе и Вологде. Таким образом, соловецкое собрание икон отразило прежде всего новгородское и московское влияние. Сава иконник, конечно же, не был единственным иконописцем-иноком на Соловках в XVI в., но специфика сохранившихся архивов (значительное число приходно-расходных книг и другие материалы подобного типа) не позволяет подробно говорить об этой стороне монастырской жизни в XVI в., хотя и дает интересные штрихи к картине быта монахов и пониманию общежи- тельности. Так, иконописец-монах Садоф в конце XVI – начале XVII в. покупает у монастыря листовое золото, потом делает крупный вклад в монастырь (17 руб. собственных денег), а в 1610 г. покупает у монастыря место в каменной «иконной келье» (т. е. помещение, где создавались иконы), за что платит 2 руб. 923 Впрочем, самостоятельное обеспечение себя кельями Соловкам знакомо со времен св. Зосимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июля Епископ Аркадий с партией заключённых был отправлен в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), который ГПУ устроило в некогда славном Спасо-Преображенском Соловецком монастыре 534 . ...На уединённых и удалённых в Белом море Соловецких островах в 1429 году поселились два великих духовных светильника – преподобные Савватий ( 1435, память 8/21 августа и 27 сентября/10 октября) и Герман (память 12/30 июля и 8/21 августа) Соловецкие. Преподобный Зосима ( 1478, память 17/30 апреля и 8/21 августа) стал основателем святой обители. В середине XVI века при игумене Филиппе (Колычеве, святителе, Митрополите Московском и всея Руси, 1569, память 9/22 января и 3/16 июля) монастырь достиг духовного и материального расцвета 535 . Трагическая история вторжения советской власти на Соловки началась в мае 1920 года, когда на островах было создано отделение Северных лагерей принудительных работ ОГПУ, а летом того же года совхоз «Соловки», в котором трудилось триста – пятьсот человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году на островах организовывается новое карательное учреждение значительно большего масштаба – Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) 536 . С братией монастыря новая власть жестоко расправилась. Но несколько человек из братии – вольных монахов – ГПУ оставила на Соловках. Почему? Ответ на этот вопрос даёт А. Клингер, заключённый, бывший на Соловках, которому чудом удалось совершить побег из лагеря и переправиться на Запад. Он в 1928 году писал: «Как только комиссия от ГПУ явилась в Соловецкий монастырь для организации в нём «дома заключения», она потребовала списки всех монахов: последние всеми правдами и неправдами до последнего дня из родного им монастыря не уходили, перенося все ужасы и издевательства беспрерывно сменяющихся «аграрных» властей. ГПУ сразу же уничтожило этот «рассадник опиума для народа», как называют коммунисты религию. Настоятель обители и наиболее видные лица из соловецкого духовенства были расстреляны в монастырском Кремле, остальных монахов чекисты послали на принудительные работы в тюрьмы центральной России, Донецкого бассейна и Сибири, и лишь небольшой процент братии (около 30 человек), с разрешения ГПУ, остались на Соловках. Разумеется, это нельзя рассматривать как акт гуманности ГПУ: последнее просто нуждалось в «спецах» (рыбаках, плотниках, сапожниках и пр.). Эти 30 монахов на жизнь свою в превращённом в тюрьму монастыре смотрели и смотрят, как на продолжение своего подвига служения Богу. Считаются они «вольнонаёмными», работают с утра до ночи, получая за свой каторжный труд жалованье в размере не выше 10 рублей (около 5 долларов) в месяц, то есть, медленно умирая с голоду» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

45. РИБ. Т. 39. Стлб. 58. 46. РГБ. ОР. Рогож. 667. Л. 199–199об. 47. Субботин И.И. Материалы. Т. I. С. 38. 48. Савва Романов. История о вере и челобитная о стрельцах//Летописи русской литературы и древности. М., 1863. Т. 5. Отд. 2. С. 137. 49. Становится очевидным, что староверие никак не могло увидеть и отличить суть двух процессов – церковного с церковно-обрядовой справой и государственно-политического с реорганизацией системы госуправления. 50. Субботин Н.И. Материалы. Т. 7. С. 114. 51. Там же. Т. 1. С. 81. 52. Протопоп Аввакум в «Книге толкований и нравоучений», например, сокрушается: «Как бы добрый Царь, повесил бы ево [Никона] на высокое древо…» – см.: РИБ. Т. 39. Стлб. 58. 53. ГИМ. ОР. Вахр. 401. Л. 4об.–5. См.: Бубнов И.Ю. Писатели-старообрядцы Соловецкого монастыря//Книга и книготорговля в России в XVI–XVII вв. Л., 1984. 54. Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. 1691 г./Сообщ. Х. Лопарева. СПб., 1895. С. 94. 55. РИБ. Т. 39.Стлб. 467. 56. Но если это есть, с точки зрения вождя-идеолога старообрядческого староверия, закономерное требование должное быть исполненным, то насколько правомерны современные требования покаяния за гонения к тем, кто именно этой же властью понимался как раскольники и еретики? 57. Субботин Н.И. Материалы. Т. 6. С. 240. 58. В русской средневековой письменности существовали своеобразные готовые модели «неправильного» поведения Царя и возможной реакции на него. И старообрядцы использовали одну из них, основные моменты которой отразились в еще «дореформенных» сочинениях Герасима Фирсова о конфликте Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Подходящие примеры можно было бы почерпнуть, например, в истории Византии, но в русской истории, к которой в силу представления об исключительном характере Русского государства, особенно любили обращаться старообрядцы, было нелегко найти соответствующие модели. – см.: Лукин П.В. Представления о Царе и царской власти в сочинениях соловецкого инока Герасима Фирсова о митрополите Филиппе Колычеве и Иване Грозном//Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1997. 4.

http://pravoslavie.ru/36982.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010