22 октября 1928 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, чин освящения храма совершали митрополит Антоний, архиепископ Серафим, возглавлявший западно-европейскую епархию, епископ Тихон и сонм духовенства. Присутствовал племянник Царя-Мученика, Его Высочество Князь Никита Александрович, и множество молящихся. В субботу 28 окт. ст. ст. незадолго перед всенощной, я посетил митрополита Антония, проживавшего в покоях владыки Тихона. Он доверительно сообщил мне, что недавно был у него кн. С. А. Долгорукий, состоявший в Копенгагене при императрице Марии Феодоровне, незадолго перед этим скончавшейся. Он, по поручению Великой Княгини Ксении Александровны, исполнявшей волю Матери, привез владыке величайшую Святыню: чудотворную икону Божией Матери Филермскую, по преданию написанную Св. ев. Лукой и освященную благословением Богоматери, нетленную руку Иоанна Крестителя и частицу древа Креста Господня. В 1204 г. святыни были захвачены в Царьграде латинянами крестоносцами, перенесены в Палестину, оттуда на остров Мальту. В 1799 г. святыни были принесены мальтийскими рыцарями в дар императору Nabлy I, великому магистру ордена. Находились оне в церкви Зимнего дворца; с 12 по 22 октября пребывали в гатчинском соборе св. ап. Павла. Там оне остались после октябрьского переворота большевиков в 1917 г. Одно время Гатчина занята была добровольческой армией ген. Н. Н. Юденича. Когда началось отступление армии, находившийся при ней бывший тобольский губернатор Н. А. Ордовский-Танаевский вывез святыни из Гатчины и позднее доставил Государыне императрице Марии Феодоровне. С величайшей радостью приложился я к Святыням и, с благословения владыки, участвовал вскоре при перенесении Святынь в храм. Приблизительно через пол года Святыни, с помощью сербской дипломатической миссии, были перевезены в Белград, где пребывали в королевской дворцовой церкви. Во время паники, охватившей сербский власти, после бомбардировки Белграда немцами в 1940 г., Святыни пропали. К сожалению, финансовые расчеты владыки Тихона не оправдались. Квартиры сдавались туго. Не хватало денег для расплаты с банком. Пришлось просить о пожертвованиях. Призывали к этому мы, монархисты, на страницах нашего парижского журнала «Двуглавый Орел». В итоге – дом с храмом перешел к кредиторам. Бедный владыка Тихон тяжело переживал этот удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников...» . Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни. В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели) . Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III.

http://bogoslov.ru/article/3741485

13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина. Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: «…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине» . Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи. В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить» . К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто. 6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

http://bogoslov.ru/article/3741485

Из Дании святыни переправили в Германию, а в 1932-м году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Антоний (Храповицкий) сказал Архиерейскому Синоду как его председатель, что, передавая святыни на хранение Его Величеству Королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, он неизменно считал их собственностью Российских Императоров. Поэтому, если Король передаст святыни преемникам владыки, они должны будут признать собственником святынь Главу Российского Царственного Дома. Только Глава Российской династии должен решать, что делать со святынями. Граф Павел Игнатьев В апреле 1941 года, когда вторгшиеся в Югославию германские войска бомбили Белград, футляры с иконой Богородицы и двумя ковчегами удалось спрятать в келлии игумена монастыря Острог. Найдя в августе 1952 года тайник, югославские спецслужбы не знали, что это за икона и мощи. И лишь в 1970-х годах спрятанные перед приходом немцев святыни были наконец найдены и переданы в духовный центр Черногорско-Приморской митрополии – в Цетиньский монастырь, где по сей день хранятся десница святого пророка и Часть Древа Креста Господня. В 1990-х годах представители Мальтийского ордена предлагали президенту Черногории Момиру Булатовичу за Десницу Крестителя 150 миллионов долларов – более годового бюджета Черногории. Поговорив с Митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием, раскрывшим перед ним величайшую духовную ценность святыни, президент от сделки отказался. – Слава Богу. А вот Филермскую икону, обнаруженную в 1978-м году, государство Черногории возвратить Церкви не согласилось. Наша делегация Фонда Андрея Первозванного видела икону за бронированным стеклом в Цетиньском художественном музее, где она находится и сейчас. Зато через два года переговоров о принесении десницы Иоанна Предтечи на территорию России согласие Сербской Православной Церкви было получено, что имело огромное значение для нашей страны. – Да, это стало огромным духовным подарком и несказанной радостью для всего нашего народа. Мы видели среди паломников не только православных христиан, но и греко-католиков, и мусульман, которые снимали обувь, подходя к святыне. Жаль, что начавшийся тогда процесс согласия, которого часто так не хватает в современном мире, не привел к всеобщему покаянию народа и к покаянию всех россиян.

http://pravoslavie.ru/156909.html

– Виктор Александрович, спасибо за интересную беседу. Расскажите немного об истории кафедрального собора Гатчины. – Известный архитектор Роман Иванович Кузьмин начал проектировать пятикупольный каменный Павловский собор по указу Императора Николая I в связи с 50-й годовщиной со дня смерти его отца, Императора-мученика Павла I. На колоннах церкви установлены памятные доски из бронзы с именами офицеров, ближайших сподвижников Павла Петровича. В 1845-м году Император Николай Павлович выделил деньги на возведение в Гатчине храма, место для которого он указал лично – на возвышенности в самом начале улицы Мало-Гатчинская. Он лично одобрил проект и принял участие в закладке первого камня в основание собора осенью 1846 года. Летом 1852 года митрополит Никанор освятил верхний храм в честь Святого апостола Павла, причем правый придел посвящен Святым равноапостольным Царям Константину и Елене, а левый – Святой равноапостольной Марии Магдалине. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Славинский. – Впервые попав в Павловский собор, я увидела, кроме копии Филермской иконы и двух других Гатчинских святынь, раку с мощами святой преподобномученицы Марии Гатчинской, о которой ничего не знала, пока не прочитала вашу книжку «Из жизни святой Марии Гатчинской. Наставления. Письма. Воспоминания». На основе каких документов вы писали ее житие? – Работая над ним, я изучал многие документы, архивно-следственное дело, по которому проходило более 70 монашествующих, включая монахиню Марию, материалы из открытых источников, воспоминания о жизни Марии Гатчинской, в том числе Ксении и Александры Белавских – дочерей протоиерея Петра Белавского, который был духовником Марии Гатчинской. Вообще, Александра Петровна является последним на земле человеком, бывавшим в келлии монахини Марии. Ныне она – почётная старшая сестра Сестричества милосердия в честь Святой Марии Гатчинской при Павловском соборе. – Расскажите подробнее о канонизации преподобномученицы Марии Гатчинской. – Мощи были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской и перенесены в наш собор в 2007-м году. А к лику святых Марию Гатчинскую причислили в 2006-м году, хотя трижды наше прошение об этом отклоняли, требуя предоставить дополнительные материалы. Когда отец Петр сидел в лагерях, его дочери навещали монахиню Марию. Они сохранили ее письмо на Соловки их отцу – «заключенному Белавскому», подаренный ею ему складень, уникальные фотографии из семейного архива, чудом уцелевшие. Дом, где жила Мария Гатчинская и куда приходили и обычные люди, и церковные иерархи, не сохранился. Он сгорел во время войны, но на его месте ничего не построили. Теперь здесь планируется установка памятника святой, которая была исповедницей веры и имела дар чудесного утешения унывающих людей, находящихся на грани отчаяния. Ее арестовали 19 февраля 1932 года.

http://pravoslavie.ru/156909.html

Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, до преданию, написана св. евангелистом Лукой в год Успения Богородицы. В 453 г. она была взята из Иерусалима в Царьград греческим императором Львом I. Здесь прославилась спасением греков от скифов и другими чудесами. В 988 г. при нападении русских на Корсунь, или Херсон, икона была принесена в этот город. Великий князь Владимир, крестившись в Корсуне, получил в дар икону и отправил ее в Новгород, когда новгородцы обращены были в христианскую веру. Царь Иоанн Грозный, в 1571 г. покорив Новгород, перенес Иерусалимскую икону в Москву, в Успенский собор. В 1812 г. во время нашествия французов, она была похищена. Ее заменили верным списком с нее, взятом из дворцовой церкви. На сторонах сей иконы изображены святые апостолы и мученики Прокопий, Георгий и Меркурий. Смоленская икона Божией Матери, что под Ярославлем, ознаменовала себя чудом в 1642 г. в Троице-Сергиевой лавре, в келье архимандрита Адриана. 12-го окт., во время молитвы, Адриан услышал от иконы голос: «Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во имя Мое». Адриан препроводил икону в указанный монастырь. Этот монастырь находится в 5-ти верстах от Ярославля, в Бору. От иконы произошло много чудес. Руденская икона Богородицы явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии. С 1712 г. находится она в Флоровском монастыре, в Киеве на Подоле. На сей иконе Пресвятая Богородица изображена держащей в левой руке Младенца Иисуса с благословляющей правой рукой. Спаситель и Богородица – в коронах. О Калужской иконе Богородицы читать под 2 сент. 12-го окт. установлен праздник сей иконе в память спасения г. Калуги от нашествия французов в 1812 г. Многие, и русские и французы, не раз видели образ Калужской иконы стоящим в воздухе, и в это время русские побеждали французов. Каждогодно, 12-го окт., совершается крестный ход с иконой вокруг города. О Филермской иконе Богородицы читать выше, поде 12-м же окт. 12-го окт. празднуется Ерманской иконе Богородицы. 13-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного образа Спасителя. Праздник событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым Евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей. Преподобный Дионисий Глушицкий Преподобный Дионисий Глушицкий , в миру Димитрий, родился в 1362 году близ Вологды. Пострижение в монашество принял в Каменском Преображенском монастыре на Кубенском озере от игумена Дионисия, впоследствии архиепископа Ростовского. После девятилетних иноческих подвигов в этой обители преподобный Дионисий удалился вместе с иноком Пахомием на устье реки Кубены, где на месте прежнего монастыря основал храм во имя святителя Николая. Там преподобный Дионисий усилил подвиги поста и молитвы. Вскоре подвижник уединился в пустынное место на восточном берегу Кубенского озера, у реки Глушицы, и поставил келлию. В 1410 году он основал монастырь, в котором под его руководством процветало подвижничество. Сам преподобный был искусным иконописцем. (Некоторые иконы, написанные им, сохранились до настоящего времени). В то время к нему пришел преподобный Амфилохий, ставший впоследствии его духовным преемником. Еще за семь лет до своей блаженной кончины преподобный Дионисий выкопал для себя могилу в Сосновецкой пустыни, куда удалялся для строго молитвенного уединения и подвига. Блаженный старец преставился в воскресенье, 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет. На Московском Соборе 1547 года преподобный Дионисий прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Преподобный Амфилохий Глушицкий Преподобный Амфилохий Глушицкий долгое время подвизался в одном из Устюжских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта Иерусалимская икона – очень большого размера, в 3 аршина вышины и 2 – ширины. Молитва пред иконой, именуемой «Иерусалимская» Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли. Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь. Икона Смоленская, что под Ярославлем Эта икона находится в монастыре, в пяти вёрстах от Ярославля. Прославилась она в 1642 году, 12 октября. Икона стояла в келье архимандрита Сергиевой лавры Адриана, и однажды ночью, во время лёгкого сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля, в новосозданный монастырь во имя Моё». Архимандрит в великом ужасе проснулся и вскоре торжественно проводил икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братией вышел в сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских врат, на правой стороне. От этой иконы было много чудотворений. Икона Руденская Сия св. икона явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилёвской епархии, а в октябре 1689 года тамошний священник Василий принёс её в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря. По соединению же сего монастыря с Флоровским в 1712 году икона перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле. Калужская икона Явление сей иконы празднуется 2 сентября. См. о ней там. 12 же октября празднуется Калужской иконе в память избавления Калуги от французов. В этот день с иконой совершается крестный ход вокруг города. Икона Ерманская Икона Пресвятой Богородицы, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назореям, т. е. к лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда со временем она была перенесена в Иерусалим; а в V веке Греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она торжественно была поставлена во Влахернской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Весть о прибытии драгоценной святыни с быстротой молнии распространилась по городу; достигла она и Константинополя. Император отправил в Халкидон собственный корабль. На нем находились Святейший Патриарх, архиереи и царские сановники. Приняв святыню на борт, корабль отправился обратно. Весь Константинополь — от мала до велика — высыпал на берег. Император, его приближенные и весь верующий народ встречали как бы самого Иоанна Крестителя, невидимо сшедшего с Неба. С фимиамом, возжженными свечами, с пением псалмов десную руку перенесли в дворцовую церковь. Это случилось в навечерие Богоявления Господня, перед самым освящением воды, необыкновенно усилив радость христиан. Канули в Лету еще пять веков, и Константинополь пал под натиском турок. Султан Магомет II npukaзaл положить руку Иоанна Крестителя (вместе с другими христианскими святынями) в свою сокровищницу и неусыпно охранять. И вот тут-то на сцену появляется орден иоаннитов, о котором мы должны сказать несколько слов. Орден рыцарей-монахов возник в 1047 году. Его основал богатый купец Мавр из Амальфи. Какие цели ставил перед собой орден? Во-первых, давать приют паломникам, которые прибывали в Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню и другим святыням, а во-вторых, врачевать раны воинам, которые защищали как сами святыни, так и паломников. Поэтому Мавр добился разрешения у египетского халифа построить в Иерусалиме гостиницу и госпиталь. Ядром комплекса была, конечно, церковь, и носила она имя Предтечи и Крестителя Господня. В 1118 году магистром (главой ордена) стал энергичный француз Раймунд Дю Пюи, который расширил рамки деятельности иоаннитов: теперь они, кроме исполнения своих прежних обязанностей, должны были с оружием в руках защищать паломников во время их длительного пути в Иерусалим. Этот шаг нашел живой отклик во всей Европе: рыцари разных государств спешили вступить в популярный орден. В награду за свои воинские подвиги иоанниты (они, кроме всего прочего, принимали участие в битвах с войсками египетских и багдадских халифов) получили две величайшие святыни: частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Филермской Божией Матери, написанную святым апостолом и евангелистом Лукой.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Премудрости Соломоновы чтение (глава 4): Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет./Осудит же праведник умираяй живущия нечестивыя;/узрят бо кончину праведнаго и не уразумеют, что усоветова о нем, и во что утверди его Господь:/приидут бо в помышление согрешений своих ужасни, и обличит их противу беззакония их./Тогда станет в дерзновении мнозе праведник, пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его./Видевше же его смятутся страхом многим, и ужаснутся о преславном спасении его./И рекут в себе, кающеся:/сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения./Безумнии, житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну./Како вменися в Сынех Божиих, и во святых жребий его есть;/убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам./Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом стези непроходны,/пути же Господня не разумехом. На литии стихиры, глас 1: Глас сый вопиющаго в пустыни,/Пророк и учитель обличил еси велехвальныя фарисеи, глаголя к ним:/порождения ехиднина, сотворите плоды достойны покаяния,/ныне Божественною десницею твоею, православными Россианами любезне почитаемою,/показуеши ясно перст Божий,/наказующий нечестие презрителей веры, отвергших тя,/отягощающи над ними руку благочестиваго воинства,/и расточающи их яко овцы, неимущия пастыря,/покайтеся, вопия,/ да не когда во веки прогневается Господь,/и погибнете от пути праведнаго. Богоотступный Иулиан, лютейший злобою Ирода,/тщашися истребити в правоверных всю святыню,/искаше сожещи руку твою, Предтече;/но вотще шатаяся, вскоре погибе с шумом нечестивый./Поборник же благочестия российский народ, благоговейно сию почитая,/яко светильник на свещнице, во святем храме поставляет ю, и хранит святолепно;/тем же утвердити страну нашу в мире, и сохранити вся люди молися, Предтече,/теплый предстатель наш ко Господу. Любовию уготовавших тебе златокованный ковчег благолепнейший,/в нем же святая десница твоя честне положися,/воздая богатно приношения,/храм Духа Божественнаго сотвори ходатайствы твоими, Крестителю,/зарею Божия премудрости освещая во вся дни,/во еже стояти им в Православии непоползновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010