Первым полноценным государственным мероприятием по упорядочению системы личной геральдики и формированию единой статусно-знаковой геральдической системы Российской Империи стало создание такого труда, как «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи», учрежден указом императора Павла I Петровича 20 января 1797 года. Статус свода гербов российских дворянских родов «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» позволял пользоваться данным документом для доказательства своего дворянского достоинства, а внесенные в «Общий гербовник...» геральдические объекты приобретали неизменность содержания и юридический статус. Автор рассматривает в статье содержание частей «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи», утвержденных инициатором создания данного документа Павлом I Петровичем. Павел I утвердил пять частей «Общего гербовника…»: первая – 1 января 1798 года, вторая – 30 июня 1798 года, третья – 19 января 1799 года, четвертая – 7 декабря 1799 года, пятая – 22 октября 1800 года. В данной статье рассматривается содержание первых четырех частей «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». По мнению автора, пятую часть «Общего гербовника…», утвержденную 22 октября 1800 года, целесообразнее рассматривать отдельно. Причина в том, что, будучи еще 16 декабря 1798 года избран великим магистром Мальтийского ордена, Павел I начинает привносить символику ордена в знаковую систему Российской Империи. Так, в 1799 году был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом. А 12 октября 1799 года в Гатчине посольство ордена преподнесло Павлу I три древние реликвии госпитальеров: частицу древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу святого Иоанна Крестителя. Святыни перевезли из Приоратского дворца в Петербург, где их поместили в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В память об этом событии в 1800 году Правительствующий Синод установил на 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Не исключено, что события конца 1799 года могли послужить причиной внесения изменений в христианскую символику отечественной геральдики.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В главном алтаре в два яруса располагались иконы святых, соименных лицам царского дома. Все иконы были живописные на золоте. Иконы иконостаса были написаны художниками Ф.А. Бруни, М.И. Скотти, Ф.С. Завьяловым, В.А. Серебряковым, А.Ф. Перницем. Замечательна также стенная живопись, выполненная художником Ф.С. Завьяловым (1810-1856) – это Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и Апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов - Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе двенадцать пророков и четыре евангелиста работы академика П.И. Шамшина (1811-1895). После того как собор был построен, жители Гатчины обратились с просьбой к императору Николаю Павловичу, чтобы три великих святыни христианского мира – Десница Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и Часть Древа Креста Господня, принесенные в Гатчину в 1799 году, были бы помещены в соборе для поклонения. Но Император согласился лишь на ежегодное пренесение святынь из церкви Зимнего дворца в Гатчину на две недели. У Царских врат среднего иконостаса по воле Николая I была помещена копия с Филермской иконы Божьей Матери. Копия была выполнена художником Бовиным. Первым настоятелем храма стал протоиерей Владимир Славинский. При соборе находилось много предметов церковного обихода, представлявших собой художественную ценность. Большая часть этих предметов была пожертвована в разное время жителями Гатчины и ее окрестностей. Среди них выделялись замечательной работой серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела, подаренные И.А. Ганнибалом. При соборе существовало попечительство, проводившее благотворительные акции. Для окормления православных эстонцев в соборе был создан причт, состоявший из священника и псаломщика для проведения служб на эстонском языке. Позже в Гатчине близ Балтийского вокзала была построено здание эстонской православной церкви (сгорело во время войны). В 1918 г. в крипте собора священномученик митрополит Вениамин Петроградский освятил для служения зимой единственный в мире храм в честь праздника пренесения в Гатчину Десной руки Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=00533

– уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках. – запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году. – ввел отпуска нижним чинам по 28 дней в году. – ввел для зимнего времени для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки. – приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии. – под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти невыдачу солдатского жалования. – учредил лазареты при каждом полку. – ввёл для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах. – приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам. Но самым главным – мистическим его деянием было: Перенесение мальтийских святынь – части древа Животворящего Креста Господня, Филермской Иконы Божией Матери и десной руки Святого Иоанна Крестителя – в Гатчину. Прибытие Десницы Иоанна Предтечи в Гатчину. Художник Филипп Москви тин. И через это мистическое деяние – собирание всех живых сил Старой Истинной Европы для борьбы с идеалами люциферианского разрушения, которое сегодня актуально, так же как и во времена Императора Павла. Ведь силы Смерти и разрушения не спали уже тогда: Французская революция, давшая свободу безбожию и всевозможной безнравственности, заразила умы многих лиц высшего общества России. Государь Павел Петрович глубоко осознал опасность революционных идей для чад Православной Церкви и безпощадно истреблял ростки вольнодумства. С местных масонов была взята подписка не открывать лож, что очень повредило успеху масонства в России. Император Павел любил свой народ и желал, чтобы Россия шла своим путем. Он начал производить реформы для устранения привилегий, полученных дворянством в предыдущее царствование, он больше заботился о благе крестьянства и простого народа. Высшие круги в правлении государя увидели опасность для своих привилегий и стали готовить заговор для его устранения. Эти изменники имели большие финансовые связи с Англией, чьи интересы им были важнее интересов России.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/25/k_kano...

12-го октября совершается празднование Св. Иоанну Крестителю. Оно учреждено в память перенесения из Мальты в Гатчину креста из части древа животворящего креста Господня, образа Божией Матери Одигитрии, писанного евангелистом Лукой (называемого Филермским), и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя. Вся эта святыня прислана императору Павлу I, в 1799 г. мальтийскими рыцарями, когда император, по их просьбе, согласился быть их магистром и защитником во время французской революции. – История сей святыни следующая: в V веке икона была перенесена в Константинополь из Иерусалима Евдокией, супругой Феодосия Младшего. В XIII веке крестоносцы увезли ее отсюда, и она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского. Десная рука Крестителя первоначально была принесена евангелистом Лукой из Севасты, где было погребено тело его учениками, в Авнтиохию, а в X веке – в Константинополь. По взятии Константинополя Магометом II, сын его султан Баязет подарил всю сию святыню бывшему с ним в дружбе магистру мальтийских рыцарей Обюсону. В настоящее время святыня находится в С.-Петербурге, в церкви Зимнего дворца, откуда ежегодно 12-го окт. переносится в Гатчину и там пребывает до 18-го. Св. Мартин жил в конце 1V века и был епископом в г. Туре, в Галлии (Франции), Он отличался большой благотворительностию к бедным, почему получил название милостивого. Сначала служил военачальником в Риме при императоре Юлиане Отступнике и был известен храбростью. Однажды, когда варвары напали на Рим, Мартин, по назначению царя, вышел против них. Встретив нищего на дороге, он снял с себя одежду и отдал ему. В следующую же ночь явился святому Сам Христос и обещал победу. И действительно, победа была одержана, и сам император с большой торжественностью встретил победителя. Император приказал Мартину принести жертву идолам, но он сказал, что хочет принести жертву Христу, Который помог ему победить врагов, затем оставить мир и сделаться иноком. Император согласился на это. Через семь лет иноческой жизни, св. Мартин был поставлен в епископа. Он имел дар прозорливости и чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

— Зачем ты стоишь здесь, ужасный зверь? — произнес святой. — Ты не имеешь части во мне: лоно Авраамово примет меня. Это были его последние слова, и окружавшие его братия были поражены блеском и красотою лица его, когда он лежал уже мертвым [ 36 ]. Две тысячи иноков и хор девственниц сопровождали тело его в Тур, где он, при великом стечении народа, и был предан торжественному погребению. По блаженной кончине Своего великого угодника и чудотворца, Бог сподобил его нетления тела, и при гробе его совершались великие и многочисленные чудеса [ 37 ], во славу Бога, дивного во святых Своих во веки. Аминь. Память святой мученицы Домники Святая Домника подвизалась при императоре Диоклитиане. Приведенная за исповедание Христа на суд к Лизию, игемону Аназарва Киликийского, она сначала была бита воловьими жилами, ноги же ее были обожжены раскаленным железом; затем ее столь жестоко били палками, что сокрушили ей суставы. Брошенная, наконец, в темницу, она там, вознося благодарение за мученические раны, предала дух свой Господу (286 г.). Празднование в память перенесения Мальтийских святынь В Русской церкви 12-го октября совершается празднование перенесения с острова Мальты в Гатчину трех великих святынь: части древа Животворящего Креста Господня, чудотворного образа Филермской Божией Матери, написанного святым Евангелистом Лукою, и десной руки святого Иоанна Крестителя. Передадим вкратце историю происхождения каждой в отдельности из этих святынь и установления в честь их праздника.   I. В 326-м году произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Хранит эту святыню сей храм и до настоящего времени. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении ее святою царицею Еленою. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира для освящения его [ 1 ]. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из Константинополя святыня попала на остров Родос. Желая склонить рыцарей острова на свою сторону, турецкий султан Баязид II послал магистру Ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго – в 1522 г . турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, забрав с собой, помимо десницы Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери. Эти три святыни хранились в усыпальнице кафедрального собора на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. В 1799 году великие святыни прибыли в Российскую империю, где ее сохраняли в течение столетия с великим благоговением. Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К.Теремену, который выполнил золотую ризу для иконы Филермо, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега – для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня. После насильственной смерти Павла I Мученика, наступившей 1 (14) марта 1801 года от рук заговорщиков, праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (торжественно отмеченный лишь в 1800 г .), только значился в месяцеслове и не приобрел подобающего ему Всероссийского и общецерковного значения. Но ежегодно вплоть до 1919 года 12 (25) октября в придворном соборе Зимнего Дворца во имя Спаса Нерукотворного Образа совершалась торжественная служба. До революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

http://pravoslavie.ru/17615.html

В 1484 году по смерти Мехмеда II появилась надежда возвратить святыни христианскому миру. Сын Мехмеда султан Баязид II искал мира с рыцарями. Руководствуясь политическими целями, Баязед II был вынужден передать в дар Мальтийскому Ордену величайшую святыню христианства — правую руку святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В начале XIX века святыни попадают во владение великого магистра Мальтийского ордена Гомпеша. Находившийся в то время в упадке рыцарский орден обратился к императору Павлу I с просьбой принять святыни (кроме десницы Иоанна предтечи и частицы Креста Господня, среди них была Филермская икона Божией Матери) под свое покровительство. 12 (25) октября 1799 года святыни были торжественно привезены в Россию. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября особое празднование — перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. 13 октября 1919 года граф Павел Иванович Игнатьев (Министр народного просвещения в 1915-1916 гг.) увез их в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. После кончины вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) (1863-1936 гг.). Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия от немцев, епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу (1875-1934 гг.), который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.

http://patriarchia.ru/db/text/111071.htm...

Мальтийские святыни были перенесены в придворный собор Спаса Нерукотворного в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга , где каждый год 12 октября, в праздник переноса Мальтийских святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного императора Павла I. Однако, этот собор служил лишь внутреннему кругу императорской семьи и её приближенных. На торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. С 1852 по 1919 год святыни перевозились накануне 12 октября из Зимнего Дворца в дворцовую церковь Гатчины. Оттуда 12 октября совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись на поклонение. К ним съезжались те только со всей России, но и со всего мира. 22 октября святыни вновь возвращались в Зимний Дворец. Использованные материалы   В современном церковном календаре праздник называется более лаконично - " Перенесение с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя " - http://calendar.rop.ru/mes1/oct12.html В " зеленой " Минее (октябрь, стр. 307) - " Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермскаго чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя " - http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct307.html Редакция текста от: 27.01.2015 13:09:04 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16665.html

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./Свыше премудростию словес обогатився,/источил еси Богомудрия Божественныя струи,/от нихже пиюще, вопием:/радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне. Ин кондак, глас 2 Яко Богослов Божий Божественнейший/и молитвенник наш велий ко Господу,/присно, Симеоне, моли даровати нам грехов прощение/и живота исправление, преподобне. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Симеоне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Косме, епископу Маиумскому, творцу канонов, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Космо премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Украшен добродетельми, Космо Богодухновенне,/Церкве Христовы украшение был еси:/песньми бо украсил еси сию, блаженне,/но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней зовущим:/радуйся, отче пребогате. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Космо,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким, чудотворцам, глас 8 Светильницы светлии, явльшеся/доброту земную мудренно оставльше/и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие,/смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие,/постом и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу,/и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя,/молитеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие,/умирити мир и спастися душам поющих вас,/согрешением оставление даровати,/чтущим всечестную память вашу. Кондак, глас тойже Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/верным души и телеса лучами чудес ваших подаваете от недуг исцеление,/темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/и непрестанно вопием:/радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филермская икона Божией Матери в Орденской ризе (реконструкция) За то, что Мальта капитулировала перед французами, почти не сопротивляясь, рыцари низложили Великого магистра фон Гомпеша и передали его полномочия защитнику Ордена – Императору Павлу I, попросив его возглавить Мальтийский орден. В ответ на его согласие они подарили ему десницу святого пророка и еще две мальтийские святыни. Он приказал сделать из чистого золота богатые ризы и для иконы, и для ковчегов с Частью Древа Креста Господня и десной рукой Иоанна Крестителя. Ризы были щедро украшены бриллиантами, рубинами, сапфирами, красными и синими яхонтами. Но с драгоценной ризы, устроенной Императором Павлом для иконы, во время пребывания в хранилищах югославских спецслужб исчезли рубин с нимба и самый крупный из семи сапфиров. Российский Император хотел сделать Мальту русской губернией. Некоторые ошибочно считают Павла Петровича масоном. Это не так. Он был не просто православным христианином, но и человеком, удостоившимся мученического венца. Сейчас вновь собирают материалы для его канонизации, пропавшие в годы большевистского лихолетья. – Историю святынь часто называют почти детективной. Почему? Филермский образ Божией Матери без ризы – Наталья Михайловна Карачарова перевела с английского неизданные воспоминания Павла Александровича Граббе. Его отец, генерал Александр Николаевич Граббе, возглавлял личный Конвой Императора Николая II. Павел рассказал, как его, когда он находился в командировке от датской фирмы в Ревеле (Таллине), один русский офицер в штатском, назвавшийся «графом Ищеевым», попросил выполнить одно важное для России поручение. С завязанными шарфом глазами Павла привезли в православный женский монастырь, где он увидел большую икону Богоматери в золотой ризе, украшенной жемчугом, изумрудами, рубинами и ожерельем из цейлонских сапфиров. Но даже эти сверкающие при свечах драгоценные камни, обрамлявшие таинственный лик Богородицы, померкли, когда молодой человек увидел в ящичке из золота со стеклянной крышкой иссохшую руку без нескольких пальцев. Узнав, что это правая рука Иоанна Крестителя, возливавшая воду из Иордана на главу Спасителя, Павел Граббе перекрестился, видимо, потеряв дар речи. По его словам, золотой ободок реликвария был инкрустирован ярко-синими крупными сапфирами в обрамлении бриллиантов. Надежно упакованный драгоценный сверток он должен был доставить вдовствующей Императрице Марии Федоровне, жившей, как и Павел, в эмиграции в Дании. Датчане очень почитали свою бывшую принцессу, ставшую русской Императрицей, и при помощи датского консула Павел Граббе отправил величайшие христианские святыни дипломатической почтой. Возможно, именно граф Павел Алексеевич Игнатьев, который пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор, и попросил юношу спасти святыни Императорского Дома, перевезя их из Эстонии в Данию.

http://pravoslavie.ru/156909.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010