Состоялось заседание Архиерейского совета Санкт-Петербургской митрополии 27 июля 2018 г. 14:46 27 июля 2018 года под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в епархиальном управлении состоялось заседание Архиерейского совета Санкт-Петербургской митрополии . Глава митрополии представил членам совета нового викария Санкт-Петербургской епархии , епископа Петергофского Серафима , назначенного Священным Синодом 14 июля с.г. ректором СПбДА . Правящий архиерей сообщил об отмечаемом в этом году 40-летии со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) и предполагаемой в связи с этим поездке в Санкт-Петербург 5 сентября Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также члены совета были проинформированы о ходе подготовке к празднику перенесения в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя Александра Невского, который состоится 12 сентября. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сообщил о реализации в Выборгской епархии решений Священного Синода и Высшего Церковного Совета о повышении квалификации духовенства. Владыка Игнатий рассказал также об открытии детского хосписа при Михайловском соборе поселка Токсово и проведении молодежных фотоконкурсов «Вера. Надежда. Любовь» и «Святыня, которая рядом», посвященных 625-летию Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Совет отметил важность организации епархиями творческих конкурсов с использованием современных информационных технологий, которые служат объединению людей, не равнодушных к возрождения духовной жизни в Отечестве. Заслушав сообщение епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава о праздновании дня памяти Тихвинской иконы Божией Матери и пятилетии со дня образования Тихвинской епархии , Архиерейский совет выразил владыке Мстиславу благодарность за организацию праздника, радушный прием гостей и паломников. Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан рассказал о памятных мероприятиях, приуроченных к 100-летию начала гонений на Русскую Церковь, прошедших в Гатчинской епархии , а также о молодежном крестном ходе, посвященном 100-летию подвига святой Царской семьи. 24-25 октября планируется отметить очередную годовщину перенесения из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя и 18-ю годовщину возобновления крестного хода в Гатчине. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Начало года мы отсчитывали от его прихода к нам Близится Рождество, как нам радоваться без Деда, без его кулечков и благословений?.. В кладовой еще стоит компот из айвы, который он принёс на прошлую Славу, на стене календарь, а на полке икона Филермской иконы Матери Божией. Все эти вещицы остались от него как реликвии, а день его прихода был особенным – к нему мы готовились целый год. По традиции 8 января, на второй день Рождества, он служил литургию в лавре Неманичей в Подгорице, затем панихиду по своим Радовичам, раздавал подарки морачской детворе, собирал многочисленную семью, чтобы поговорить с ними в своем родном доме в Баре Радовича. После этого приезжал к нам – освятить Колач во славу Архидиакона Стефана. Этим благословением мы жили до следующего его прихода, от того дня мы отсчитывали начало года Однажды мы ждали его допоздна. В то утро он служил в монастыре Морача. Затем отправился в монастырь Дулево, чтобы отслужить бдение в канун монастырской Славы, и только тогда приехал к нам. Было примерно половина одиннадцатого, когда владыка вошел, младший, Михаил (ему тогда было около 5 лет), в знак приветствия бросил в него горсть пшеницы, по древнему морачскому и черногорскому обычаю, владыка поцеловал его и спросил: «Что же ты не спишь?» Мальчик обиделся: «А я тебя ждал, чтобы поцеловать руку!» Спонтанно, с детской непосредственностью, со всей свободой мира, которую дал ему владыка. Обратился так, как мы обращаемся к тем, кого любим, искренне и без стеснения. Как обращаемся к Богу, обращаемся и к нашему владыке: «Помоги, отче святый; благослови, отче; моли Бога, да помилует нас...». Этим благословением мы жили до следующего его прихода, от того дня мы отсчитывали начало года. А в прошлом году, пока мы спускались в лифте с четырнадцатого этажа, он сказал: «Я стар, мне исполнилось 82 года. На следующий год зови священника из прихода освящать Колач», а когда увидел в моих глазах вопрос и тревогу, чтобы смягчить сказанное, добавил шутя: «Рассердится приходской священник, что я вмешиваюсь в его дело». И в этом году, вероятно, вмешается, но уже с небесной нивы.

http://pravoslavie.ru/135919.html

После нападения 6 апр. 1941 г. Германии на Югославию и бомбардировки Белграда Г. переехал в мон-рь Раковица, затем вслед за эвакуирующимся правительством и 18-летним кор. Петром II Карагеоргиевичем направился в Ужице, далее к побережью - в мон-рь Острог, куда прибыл 10 апр. Г. вывез из Белграда святыни - десницу Иоанна Предтечи и Филермскую икону Божией Матери. Отказался покинуть страну вместе с королем, т. к. не считал себя вправе оставить паству. После капитуляции Югославии 16 апр. собирался вернуться в Белград, но оккупационное правительство из-за антигерм. деятельности заключило Г. под домашний арест в мон-ре Раковица, а спустя нек-рое время перевело в мон-рь Войловица , где уже находился под стражей еп. Жичский Николай (Велимирович) . Немцы пытались склонить Г. к сотрудничеству, но он отказался. 14 сент. 1944 г. вместе с еп. Николаем Г. был отправлен в концентрационный лагерь Дахау и стал единственным церковным первоиерархом, узником концлагеря. В сер. янв. 1945 г. из-за ухудшения здоровья Г. немцы переместили его в гостиницу в Вене. Здесь его посетили неск. серб. политиков, добивавшихся от него политического заявления, в первую очередь против СССР, на что он ответил отказом. В кон. марта 1945 г. ввиду приближения к Вене советских войск Г. был эвакуирован в Клагенфурт, 20 апр. 1945 г.- в Триест, затем - в Кицбюэль (совр. Австрия). 8 мая 1945 г. в город вошла 36-я амер. дивизия под командованием ген. Коллинза, к-рый предоставил Г. и еп. Николаю свободу. До 26 июля 1945 г. Г. находился в Зальцбурге, затем по настоянию врачей переехал в Италию. Во 2-й пол. окт. 1945 г. Г. по просьбе кор. Петра Карагеоргиевича посетил Лондон и 24 окт. торжественно совершил обряд Крещения престолонаследника Александра. 10 нояб. 1945 г. в Риме Г. встречался с бывш. председателем королевского правительства М. Креком, к-рый предложил ему нанести визит папе Римскому Пию XII , что, по его мнению, могло способствовать освобождению Югославии от коммунизма. Г. отказался от переговоров с Ватиканом, напомнив о событиях в годы второй мировой войны, когда католич. иерархи не оказали помощи серб. населению, подвергавшемуся тотальному уничтожению в Независимом гос-ве Хорватия.

http://pravenc.ru/text/Гавриилом V ...

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=24645

В обители действовала монашеская школа, где преподавали и народные ремесла. До открытия народных школ О. был одним из важнейших центров распространения грамотности на черногорских землях. Расцвет школы пришелся на 1805-1836 гг., игуменство Иосифа (Павичевича). Франц. полковник Луи Вьялла де Сомьер, губернатор обл. Котор в 1807-1813 гг., отмечал высокий уровень образования братии О., он писал, что неск. монахов имели европ. образование. Игумены О. занимали высокое положение в иерархии настоятелей черногорских мон-рей: именно острожский архим. Иосиф (Павичевич) на гравюре 1830 г. представлен принимающим присягу черногорских предводителей в Цетинском монастыре . Из братии О. вышли неск. епископов и митрополитов Черногорских, напр. Иларион (Роганович) и Митрофан (Бан) . Но во 2-й пол. XIX в. в О. наблюдался упадок монашества, обителью иногда управляли местные священники. Из игуменов ХХ в. наиболее известен архим. Леонтий (Митрович), который управлял обителью с 1921 по 1952 г. с перерывами. При нем в монастырском комплексе размещались почтовое отд-ние, начальная школа, квартиры для священников из близлежащих приходов и учителей. В 1940 г. игум. Леонтий построил здания для начальной школы в с. Црно-Врло. В кон. 40-х гг. ХХ в. игуменом О. был рус. монах из Киево-Печерской лавры Даниил (Маров). После нападения Германии на Югославию, в апр. 1941 г., в О. несколько дней провел перед эмиграцией кор. Петр II (см. в ст. Карагеоргиевичи ). Вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) он передал архим. Леонтию на хранение ценные предметы, в т. ч. святыни из часовни ап. Андрея, находившейся в королевском дворце в Белграде,- десницу Иоанна Крестителя, частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную Филермскую икону Божией Матери . Архим. Леонтий раздал местному населению автомобили, оружие и ценности, оставленные королевской свитой, а деньги и ювелирные драгоценности спрятал под кивотом с мощами свт. Василия Острожского. В том же году фашисты изъяли из мон-ря 10 сундуков с золотом, посуду из драгоценных металлов и неск.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

2 . Святаго священномученика Киприана. Святыя мученицы Иустины, Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго. 3 . Святаго священномученика Дионисия Ареопагита . 4 . Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго. Обретение честных мощей иже во святых отец наших Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго . 5 . Святыя мученицы Харитины. Иже во святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев . 6. Святаго и славнаго апостола Фомы. 7 . Святых мученик Сергия и Вакха. Преподобнаго Сергия, иже на Нурме реце, Вологодскаго чудотворца. 8 . Преподобныя Пелагии. 9 . Святаго апостола Иакова Алфеева . Преподобнаго Андроника и жены его Афанасии. 10 . Святых мученик Евлампия и Евлампии. 11 . Святаго апостола Филиппа, единаго от седми диаконов. Преподобнаго Феофана Начертаннаго, творца канонов, епископа Никийскаго. Память святых отец Седьмаго Вселенскаго Собора (празднование бывает в неделю). 12 . Святых мученик Прова, Тараха и Андроника. Преподобнаго Космы Святоградца, епископа Маиумскаго, творца канонов. Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Предтечи. 13 . Святых мученик Карпа и Папилы. Празднование Иверстей иконе Пресвятыя Богородицы . 14 . Святых мученик Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Преподобныя Параскевы. 15 . Преподобнаго Евфимия Новаго. Святаго преподобномученика Лукиана, пресвитера Великия Антиохии. 16 . Святаго мученика Лонгина сотника. 17 . Святаго пророка Осии. Святаго преподобномученика Андрея Критскаго . 18. Святаго апостола и евангелиста Луки . Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго (Волоколамскаго), чудотворца. 19 . Святаго пророка Иоиля. Святаго мученика Уара. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго . 20 . Святаго великомученика Артемия. 21 . Преподобнаго Илариона Великаго. Пренесение мощей преподобнаго Илариона, епископа Меглинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Создается полное впечатление того, что Сербия – это православная монашеская страна», — рассказывают сестры Ново-Тихвинского монастыря. Это отнюдь не случайно. Сербское государство с самого своего основания было православным и развивалось под сильным влиянием Византии. В наши дни сербы остаются одним из самых православных народов в мире, среди них – восемьдесят процентов православных верующих. Только за последние 15 лет заступивший на кафедру митрополит Амфилохий открыл в Черногории 50 новых монастырей. Правда, насельников в них немного, но это не главное. Главное – дух настоящей евангельской веры. Кстати, его можно почувствовать, и не заезжая в монастыри. В Сербии есть достопримечательности, сохранившиеся еще с евангельских времен. К примеру, храм Параскевы Пятницы в городе Будва располагается на месте древнего монастыря апостола Марка (а самому городу около двух с половиной тысяч лет). В Цетинском городском музее хранится Филермская икона Божьей Матери, написанная, по преданию, самим апостолом Лукой. «Мы не знаем, доживем ли до завтрашнего дня…» Одним из главных событий было посещение храмов и монастырей Косово. Паломницы из российского монастыря ехали туда для того, чтобы увидеть древние фрески, однако впечатления от автономного края Косово-Метохия, находящегося на военном положении, остались гораздо более насыщенными и сложными. Необходимым условием передвижения по Косово по-прежнему остается бронированная машина и охрана, состоящая из итальянских карабинеров, которые здесь представляют силы международной безопасности. Конечно, все происходящее не могло не коснуться и монастырей. Насельницы монастыря Печка Патриаршия признались русским гостьям, что они не всегда уверены, доживут ли до завтрашнего дня. Однако однозначно заявили, что монастырь не покинут ни в коем случае. Одно из самых сильных впечатлений на участниц поездки произвело Косово Поле. Это священное место, где 15 июня 1389 года произошла знаменитая битва сербов с турками, вошедшая во все школьные учебники истории.

http://pravmir.ru/serbiya-glazami-pravos...

Характерные рисунки-миниатюры скомпонованы из фантастических животных, человеческих фигур и флоральных элементов. В сокровищнице хранятся и коллекции русских обрядных предметов, среди которых выделяется коллекция икон и печатных книг. Присутствие русских даров говорит о тесных связях Цетинского монастыря, в частности представителей рода Петровичей с русским Синодом и царской семьёй. В сокровищнице Цетинского монастыря хранится Евангелие, крест и плащаница, которую лично вышивала российская императрица Екатерина II. Здесь же выставлены картины, личные вещи митрополитов. В музее обители можно увидеть мальтийский орден рыцарей, корону Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских архиреев и др. В Цетинском монастыре хорошо сохранилась келья Св. Петра Цетинского, в которой хранится частица мощей Св. Феодора Стратилата. Главная монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Здесь находятся главные святыни обители: мощи Св. Петра Цетинского, нетленная десница Св. Иоанна Крестителя, а также часть Животворящего Креста Господня, на котором был распят Спаситель. Футляры со святыми мощами и частицей честного креста выполнены из золота и украшены крупными голубыми сапфирами, бриллиантами и рубинами, выполненные руками русских мастеров. Так, две последние святыни хранились в разных странах, однако, в течении 120 лет реликвии находились в Российской Империи (с 1799 по 1919 г.). Достоверно известно, что святыни Мальтийского ордена - десницу Иоанна Крестителя, фрагмент голгофского креста и чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия Филермская " (по преданию, написанную евангелистом Лукой) - привезли в Россию, в Гатчину. 12 октября 1799 года глава мальтийских рыцарей вручил их императору Павлу I. До Октябрьской революции 1917 года они хранились в Зимнем дворце, а в 1919-м священник Богоявленский, отступая с войсками Юденича, вывез их в Ревель. Потом реликвии попали в Париж. Их передали русскому атташе, а тот - Марии Фёдоровне Фредерике Дагмар, матери Николая II, жившей тогда в королевском дорце Амалиенборг в Копенгагене.

http://sobory.ru/article/?object=07374

18 сентября 2019 Иконостас - неотъемлемая часть храмового убранства. Как сложился его современный вид? Автор статьи рассказывает о месте икноностаса в архитектурном устройстве византийского храма, об иконографии, а также о соотношении икон и иконостаса. Перевод статьи выполнили Александр и Ксения Шперл. Богословскому пониманию значения иконостаса, изложенному в знаменитом научном труде священника Павла Флоренского, посвящена статья доктора богословия Аркадия Матвеевича Шуфрина. В прошлом году в Третьяковской галерее одновременно проходили две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. “Реквием”. К истории “Руси уходящей”». Впечатлениями от увиденного, рожденными контрастом работ двух художников, делится с читателями портала профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. Тамара Дадианова, доктор философских наук, профессор, член Международной ассоциации эстетиков, член Союза журналистов РФ, в данной статье исследует вопрос о происхождении Толгской иконы Богоматери. Для этого автор обращается к истории Руси и близлежащего государства Алании в тяжелое время татаро-монгольского нашествия. О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен. Портал " Богослов.Ru " публикует отклик сотрудницы ПСТГУ, кандидата философских наук Натальи Анатольевны Вагановой на статью культуролога Романа Багдасарова «Мертвый хватает живого». В центре дискуссии – поставленная искусствоведом проблема обновляемости отечественной иконописи. Автор данного материала, в свою очередь, предлагает рассмотреть вопрос возрождения церковного искусства с иных позиций, нежели через усвоение художественного языка авангарда.

http://bogoslov.ru/tag/Иконопись

Великомудренным разумом раны претерпел еси,/по хребту и чреву, мучениче Прове, растязаемь и поджигаемь,/и рожны перси, и Богославная твоя уста биема. Яко агнец, вознесен быв,/терпел еси болезни лютейших ран, мучениче Андрониче,/огня попаления и искоренение зубов,/и Богословнаго твоего языка отъятие. Трисветлы, яко звезды, разумных сияний/всю, славнии, тварь просвещаете, тьму отгоняще многобожия лести,/страстотерпцы, мученицы световиднейшии. Богородичен: Яко добру, яко красну/и яко избранну, Чистая,/Слово, Иже вся осуществовавшее Тя избрав,/в Твою непорочную и Богоприятную утробу,/восхотев, вселися Пресущественный. Ин Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение. Песньми красными к песнословию/Христову возвеселил еси Невесту,/ясно изложив Христовы Божественныя тайны. Законы ты воспитався Христовыми, отче Космо,/питал еси стадо, вверенное тебе,/православными повеленьми. В себе огнем Божественнаго рвения/распаляему душу, преподобне отче Космо, стяжав,/вся ереси отгнал еси. Богородичен: Преидоша убо сени, Христос же Истина возсия,/плоть приим, Мати Божия, от боку Твоею, и спасе ны. Кондак преподобнаго, глас 8. Подобен: Взбранной: Украшен добродетельми, Космо Богодухновенне,/Церкве Христовы украшение был еси:/песньми бо украсил еси сию, блаженне./Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника,/тебе зовущим:/радуйся, отче требогате. Седален мучеником, глас 8. Подобен: Премудрости: Святыя Троицы крепкою вооружившеся верою юношески,/Андроник, Пров же и всемудрый Тарах/многобожия лести державу потребиша/и люди к Божественней любви привязаша./Тем победныя приимше почести,/ликом свеселятся сил Безплотных,/к нимже верою возопиим:/молите Христа Бога грехов оставление даровати/чтущим любовию святую память вашу. Слава, преподобнаго, глас тойже: Благочестием и верою воспитався,/и премудростию украсив ум и душу,/всех избегл еси земных попечений,/особь же пожив и ум в неизреченныя вложив,/великия сподобился еси благодати./Тем и Божественную Христову Церковь украсил еси/песньми медоточными и ученьми, святителю отче наш Космо:/моли Христа Бога грехов оставление даровати/чтущим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010