Возможно, именно отсюда святитель Савва отправился в свое паломничество на Святую Землю. Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. В 1953 году его здания были конфискованы государством и лишь сорок два года спустя возвращены Сербской Церкви. В Успенском церкви шла воскресная всенощная. Вопреки нашим предыдущим впечатлениям, полученным от пустующих храмов, здесь собралось довольно много богомольцев, в большинстве – молодых парней и девушек. Служба, как и везде, ведется на сербском, однако все можно понять без особого труда, особенно прошения на ектениях: «Господу се помолимо». В самом храме свечи ставить некуда, но на улице у входа стоит подсвечник, представляющий собой большой четырехугольный ящик, заполненный песком и покрытый навесом от дождя. Устроено очень разумно - желающему во время службы поставить свечу не надо протискиваться вперед, беспокоя остальных молящихся. В преддверии грядущей Страстной Седмицы в дар обители Фондом Апостола Андрея Первозванного была передана плащаница Спасителя, которую насельники приняли с огромной благодарностью. Цетиньский монастырь Котор Несомненно, главным событием этого паломничества стало посещение Цетинского монастыря - сердца православной Черногории. Здесь уже пять веков располагается резиденция митрополитов Черногорско-Приморских, и именно здесь ныне хранятся величайшие христианские святыни - кисть десницы Крестителя Господня Иоанна, частица Древа Животворящего Креста Господня и чудотворная Филермская икона Божией Матери. Два столетия эти святыни, подаренные российскому императору Павлу I рыцарями мальтийского ордена иоаннитов, находились в России. После революции они были вывезены из страны императрицей Марией Феодоровной, а в канун Второй мировой войны оказались на территории Сербского королевства. Сегодня бывшие реликвии русского императорского дома разделены: Филермская икона, как называют ее сами черногорцы - " Божия Матерь Филермоза " , находиться в музее Цетинья, куда доступ паломников ограничен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На Литургии: прокимен глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко Ефесеом, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся: Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, Филермскаго чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры на 4, глас 8: Днесь возсия память твоя, Предтече,/яко светило велие лучи обильныя чудес изливающи,/благочестивых сердца озаряющи,/и утешение подающи всем с верою приходящим и покланяющимся тебе,/заступнику и поборнику земли Российския,/и теплому молитвеннику о душах наших. Светлое торжество духовное устрояет нам рука твоя, Предтече,/соводворитися бо с нами, почитающими тя усердно, пришел еси видимым образом,/приносящи дары Божественныя благодати,/сего ради к тебе взываем:/буди нам помощник, и ходатай, и руководитель,/на спасения стези наставляющий. Днесь палата присносветла является/пришествием тебе, светильника невечерняго Света./Торжествует град, его же благословляет десница твоя, Крестителю./Светло празднуют благовернии людие, вхождением ея осеняемии,/и покланяяся тебе, глаголют:/избави молитвами твоими от всякаго зла,/находящаго за множество прегрешений на рабы твоя. Божественное сокровище и богатство неистощимое/даровася державному граду десница твоя, Предтече Господень,/и положися честне в Божественнем храме,/и бысть духовнаго веселия вина тепле любящим тя, пророков верховнейший,/идеже священно собравшеся,/воспеваем тя благодарным сердцем, яко новаго Авраама,/пресельника к нам преславна и молитвенника о душах наших. Слава, глас 6: Крест Твой, Господи,/оружие на враги видимыя и невидимыя нам даровася,/да будет убо невидимая сила его/огнь, попаляяй лица сопротивных,/хотящих брани неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую . В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) .

http://bogoslov.ru/article/3741485

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

2001. 1(14). С. 7-27; Социальная концепция Русской Православной Церкви - основополагающий документ в отношении Церкви, общества и государства//Православие и общественная жизнь: воссоздание традиций социального служения Церкви: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 24-25 июля 2001 г. К., 2001. С. 23-34; Филермская икона Божией Матери и современные вызовы христианству: Выступление на Междунар. симпозиуме «Чтимая Филермская икона Божией Матери в контексте искусства, истории и религии»//ИБ ОВЦС МП. 2001. 11. С. 60-65; Христианская миссия как движение навстречу: Доклад на II (VII) Всецерковном съезде епархиальных миссионеров РПЦ 17 нояб. 1999 г.//ЦиВр. 2001. 1(14). С. 95-101; Церковь и мир: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: Доклад на IX Рождественских общеобразовательных чтениях//ИБ ОВЦС МП. 2001. 1. С. 14-30; Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: Выступление в Государственной Думе на парламентских слушаниях по «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви»//ИБ ОВЦС МП. 2001. 12. С. 59-80; То же//ЦиВр. 2002. 2(19). С. 5-30; Церковь, общество, мир Христов: [Русская Православная Церковь, ее служение примирению и перспективы межконфессионального миротворческого сотрудничества в странах СНГ и Балтии:] Доклад на межконфессиональной конф. «Христианская вера и человеческая вражда», 21-23.06.94//ЦиВр. 2001. 1(14). С. 73-80; The Orthodox Church in the Face of World Integration: The Relation between Traditional and Liberal Values//The Ecumenical Review. 2001. Vol. 53. N 4. P. 479-484; Вызовы современной цивилизации: Как на них отвечает Православная Церковь?: [Ответы на вопросы читателей]. М., 2002; Здесь зародилась Святая Русь: Выступление на заседании Верховной Рады Автономной Республики Крым//ИБ ОВЦС МП. 2002. 2. С. 28-38; Мировая интеграция и цивилизационное многообразие человечества: Выступление на первом заседании Европейского совета религиозных лидеров (Осло, 11-12 нояб. 2002 г.)//ЦиВр. 2002. 4(21).

http://pravenc.ru/text/1840307.html

Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. А св. Владимиром дарована святыня Корсунская новгородцам по обращении их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе она пребывала до покорения Новгорода царем Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году оттуда перенес ее в московский Успенский собор 524 . Во время нашествия Наполеона этот образ похищен, и на место его поставлен верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях 525 . День Филермской иконы Богоматери 12 (25) октября Эта икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, написана св. ев. Лукою и впоследствии перенесена в Иерусалим, а из Иерусалима – в Константинополь, где она с честью поставлена была во Влахернской церкви. Отсюда св. икона Одигитрии взята была западными христианами в XIII веке, когда они овладели Константинополем; после досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собою на остров Родос. Когда этот остров в начале XVII века завоеван был турками, рыцари переселились на остров Мальту и сюда перенесли Филермскую икону. В конце XVIII века, когда оружие Французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке – рыцарей Мальтийских, и французы обманом овладели Мальтой, рыцари прибегли под покровительство российского императора Павла І и избрали его своим Великим магистром и защитником ордена 526 , и в 1799 г. октября 12 прислали в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Богоматери вместе с частью Древа Господня и десною рукою Иоанна Крестителя. Сии священные предметы внесены были в гатчинский придворный храм, а отсюда перенесены в Санкт.-Петербург, в церковь Зимнего дворца 527 . Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября на память перенесения из Мальты в Гатчину Креста, чудотворного образа Богоматери и десницы Крестителя установлено в 1800 году. Дни Седмиезерной иконы Богородицы 13 (26) октября Седмиезерная икона Богоматери пребывает в Седмиезерной Богородицкой пустыни, основанной в 17 верстах от Казани в XVII веке на семи озерах, которые ныне составляют одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Еще один иконописец. Его мало у нас знают, он вообще сейчас живет в Германии, потому, что он этнический немец. Это Дмитрий Хартунг. Но он жил в Сибири и до сих пор работает для сибирских храмов. Довольно интересный мастер. Он тоже понимает икону не как раскрашенную прорись, а как свободную живопись, но в иконном пространстве. Часто иконы он украшает басмой. Может быть, до больших мастеров он некоторыми вещами не дотягивает. Если у Анатолия Этерейера даже в его разных стилях есть какая-то внутренняя последовательность, то здесь бывают вещи непоследовательные, хотя по-своему он очень интересен. Видите, он вводит пространственные архитектурные пейзажи. Иногда он применяет в иконе цитатность — если приблизить лик Спасителя, вы это увидите — появляется эффект некоего постмодернистского дежавю. Это явно цитата с Синайского Спаса. Так всё-таки может быть не стоит так лобово вставлять отдельные цитаты? Вся икона не копийна, а лик — явно копиен с известного доиконоборческого образа. И два последних мастера, которых я вам хотела бы показать. Можно сказать, это совсем новое поколение людей, которые уже прочно стоят на базе. Уже нельзя сказать, что они начинали вне традиции. Это Филипп Давыдов, сын священника и иконописца Андрея Давыдова. У своего отца он проходил обучение, потом в светском художественном вузе учился. Человек, который уже сознательно пытается прорваться сквозь штампы и копирование традиции, существующие в иконописи. Это еще достаточно классическая, ранняя его вещь, византийская. Здесь уже он пытается создать свой образ Филермской Божьей Матери. Он петербуржец, а в Петербурге очень почитается образ Филермской. Здесь он уже идет на то, чтобы сделать совершенно непохожий ни на что вариант Божьей Матери. А это образ, который стал визитной карточкой для выставки «Дары», которая сейчас идет в музее архитектуры. Он специально написал его для этой выставки, потому что здесь ярко выражена идея принесения Даров — поклонение волхвов. Интересно, что мы замыслили эту выставку гораздо раньше, чем пришла весть о том, что нам привезут реальные Дары с Афона Вот такая икона трех волхвов. В каком это стиле написано? К какой исторической эпохе, кроме XXI века, это можно отнести? Ни к какой. Здесь точно язык XXI века. Принимает его кто-то или нет, но это язык, родившийся внутри Церкви, от человека глубоко верующего, размышляющего. Это не что-то снаружи, как какая-нибудь икона Новорусской Божьей Матери, где вроде бы внешняя форма каноническая соблюдена, но такое внутреннее наполнение, что диву даешься, как вообще люди так мыслят…

http://pravmir.ru/irina-yazykova-cerkovn...

В соседнем католическом храме мы приложились к мощам святого великомученика Трифона. Храм произвел мрачное впечатление, явно свидетельствуя об отсутствии Божьего благословения на тех, кто издавна пытался и ныне не оставляет попыток захватить местные земли и церкви. Эти «служители Христа» не стеснялись и коммунистов использовать в своих целях как в Сербии, так и в России. Далее наш путь лежал к сердцу Черногории – Цетинскому монастырю, кафедре митрополита Черногории. Цетинский монастырь Цетинье – древний политический и духовный центр Черногории. Первые упоминания об этом городе и о Цетинском монастыре относятся к XV веку. Сразу с момента создания монастырь стал кафедрой сначала митрополита Зетского, а затем и Черногорского. Издавна при обители существовала и школа, основанная в 1863 году, которая ныне носит название Цетинской семинарии. В приделе цетинского храма Рождества Матери Божией хранятся великие святыни, привезенные в Сербию русскими эмигрантами – десница Честного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и частица Честного Животворящего Креста. Ранее эти святыни вместе с древнейшей Филермской иконой Пресвятой Богородицы хранились в Гатчине. Приехав в Цетинье к вечеру, мы сразу пошли в храм, где прикладывались к честной деснице Предтечи, вспоминая, что она удостоилась коснуться «верха главы Господни» во время крещения Спасителя в Иордане. К Филермской чудотворной иконе, которую святой апостол Лука, по преданию, написал последней пред Успением Богоматери, приложиться нам, к сожалению, не удалось, так как она до сих пор находится в местном музее. Еще одна святыня монастыря – нетленные мощи святителя Петра Цетинского (1749–1830), от которых совершалось множество чудес. Жизнь святого пришлась на годы, когда, по его собственным словам, «вся Европа была в дурмане и крови», а в сербском народе начались распри, вызванные нападениями Оттоманской империи и наполеоновских войск. Будучи одновременно митрополитом и этнархом (гражданским правителем) Черногории, святитель нес на своих плечах ответственность как за духовную, так и за гражданскую судьбу своей Родины. В своем лице этот святой объединил, по слову митрополита Амфилохия, «подвижника и воеводу, постника и мудреца, певца и писателя самых замечательных посланий сербской литературы. Короче говоря, он был личностью, совершенной во всех отношениях». В Цетинский монастырь святой пришел, будучи двенадцати лет от роду, сразу был пострижен в монашество и посвящен во диакона. До этого он три года жил при митрополите Черногорском, получая уроки книжного знания от ученых монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Среди прочих реликвий в соборе Ла-Валетты хранилась Филермская икона Божией Матери, десница святого Иоанна Предтечи, а также “Крест, в котором есть часть древа Христова Креста” 74 . Упоминая о Кресте, П. А. Толстой приводит такие сведения: “В нем же две малые части некото­рой древней материи, а сказывают мальтийцы, что то есть часть от риз Спасителевых, видом лазоревы и стканы подобием крашенины толстой, реткой и нелощеной” 75 . В конце XVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. по­сол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петер­бург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 году мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука святого Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона и часть древа Животворящего Креста Господня были доставлены в Петербург в 1799 году. Движимые чувством благодарности за оказанные ордену благодеяния и в знак подчинения своему новому магистру, 3 августа 1799 г. маль­тийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар Павлу I. Император принял депутацию; при этом он изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России. 12 октября 1799 г. со­стоялось торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь в Гатчину, где они были помещены в дворцовой церкви. Осенью того же 1799 г., с отъездом императорского двора из Гатчины, мальтийские святыни были перевезены в С.-Петербург. Вплоть до 1917 г. они нахо­дились в соборе Зимнего дворца. Можно предположить, что передавая Павлу I часть Древа Животворящего Креста, мальтийские рыцари вру­чили ее императору вместе с частицей ризы, находившейся в одном и том же кресте. А поскольку ранее большая часть ризы Спасителя была перевезена Павлом I из Москвы в собор Зимнего дворца, то как знать? — не тогда ли император передал “мальтийскую” часть ризы в Петропавловский собор?

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 16 апреля 2024 25 марта 2024 В работе Владимира Коларича исследуются возможности онтологического, гносеологического и этического оправдания искусства с точки зрения христианского понимания и восприятия человека и мира. Особое внимание уделяется коммуникативному свойству искусства и произведений искусства, с помощью которого искусство и художественное творчество вовлекаются в сложную динамику отношений между Богом, человеком и миром, имеющим эсхатологическое измерение. Христианскую культуру отличает следование канонам, которые начали формироваться еще в первые века христианства. Как менялась культура христианская, православная в особенности, на протяжении своего развития? Вспоминаем статью Алексея Владимировича Гоманькова. Какое место культура занимает в христианском мировоззрении? Как отличить языческий подход к культурной деятельности человека от подхода библейского? Вспоминаем статью члена Редакционного совета портала «Богослов.Ru» Аркадия Марковича Малера. 5 января 2024 22 декабря 2023 13 ноября 2023 4 ноября 2023 Вспоминаем интервью порталу «Богослов.Ru» доцента Института иностранных языков города Кобе (Япония) Тосиюки (в крещении Игоря) Симидзу. Настоящая статья посвящена исследованию социокультурной значимости переводов Священного Писания на небогослужебные языки в Российской империи. Особое значение здесь имеет система просвещения неславянских народов, составленная Н.И. Ильминским, который является одним из идеологов перевода Библии на местные языки в качестве надежнейшего инструмента миссии. Введение письменности, перевод библейских текстов и вероучительных книг, создание грамматик на родных языках способствовало ослаблению негативных тенденций внутреннего разделения, поскольку позволило реализовать духовный и культурный потенциал малочисленного народа. Вспоминаем публикацию доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского, которая повествует о судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому.

http://bogoslov.ru/topic/25340

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010