Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Марк Эфесский, святитель (1392 – 1444 гг.) – Марк (или Мануил) Евгеник, митрополит Эфесский, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. Марк Евгеник получил домашнее образование, изучал риторику и математику. Продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона (того самого, который затем возродит язычество). В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов». Покинув пост советника императора Мануила II постригается в монахи. Марк становиться митрополитом Эфесским и в этом качестве едет на Ферраро-Флорентийского собор, созванный для воссоединения православных и католиков. В результате все православные представители, кроме Марка Эфесского, приняли Унию, пойда на вероучительные уступки. Марк Эфесский писал о Ферраро-Флорентийском соборе: «одни слова сменялись другими, и речь рождала речь, как это в их обыкновении; и ничем сколь-нибудь большим их истина не доказала свою силу, хотя они много излили чернил ради себя и многословиями прикрывали её […] я же, с тех пор отмежевавшись от них, ушёл в самого себя, для того, чтобы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учителями, всем сделать известным мое воззрение чрез это мое писание, дабы (всякому) желающему было бы возможно взвесить: […] я не принял заключенную Унию.» Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!». Марк Эфесский пишет множество полемических трудов против Унии, становиться лидером антиуниатской оппозиции. За своию непримиримость Марк Эфесский был заключен на два года в тюрбму. Перед смертью завещал патриарху Георгию Схоларию продолжать борьбу. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/mar...

Исполняется 415 лет со дня введения Патриаршества на Руси Москва, 26 января 2004 г. Сегодня исполняется 415 лет с тех пор, как на Руси было введено Патриаршество, сообщает агентство Интерфакс. Это стало логическим результатом ферраро-флорентийской унии, которую Византийская церковь заключила в XV веке с Ватиканом, в результате чего русская митрополия начала сама избирать своего первоиерарха. Патриаршество было введено в 1589 году. Кроме того, после падения Византии в 1453 году Константинопольский Патриарший престол оказался в полной зависимости от турецких султанов, а Россия осталась единственным в мире независимым православным государством и превратилась в центр Православия. Патриаршество в России просуществовало относительно недолго: в 1721 году Петр I упразднил Патриаршество, что нанесло огромной удар по Церкви и внесло раскол в русскую духовную и культурную жизнь. Восстановление этого института произошло лишь в 1917 году после Февральской революции. На Поместном соборе предстоятелем Русской Церкви был избран святитель Тихон. Долгое время после смерти святителя Тихона большевики не давали Церкви возможность созвать очередной Собор, на котором был бы избран новый предстоятель. В связи с этим церковный первоиерарх в тот период носил не патриарший сан, а сан митрополита и назывался Патриаршим местоблюстителем. Лишь в 1943 году, в трудный период войны, предстоятель Русской Церкви митрополит Сергий (Страгородский) стал Патриархом Московским и всея Руси. Несмотря на трудную историю, Патриаршество сыграло важную роль не только в духовной жизни России, но и в укреплении ее государственности. В XVII веке Патриарх Гермоген возглавлял борьбу за независимость России от поляков, Патриарх Филарет (отец Михаила Романова - родоначальника царской династии) оказал огромное стабилизирующее влияние на жизнь в стране после периода смуты, Патриарх Никон активно помогал воссоединению Украины с Россией. Патриарх Алексий II - 15-й предстоятель Русской Церкви. 26 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ († июль 1444), митр. Митилинский (1422 - июль 1444). В 1422-1437 гг. жил в К-поле. В составе греч. делегации принимал участие в Ферраро-Флорентийском Соборе . 9 апр. 1438 г. огласил акт об открытии Собора на греч. языке, в ходе Собора стал активным сторонником примирения К-польского Патриархата с Римско-католической Церковью. Д. приписывается составление Acta graeca, греч. варианта сборника документов Ферраро-Флорентийского Собора, в т. ч. «Истории Флорентийского Собора», написанной с симпатией к католичеству. Сохранилось слово-поучение (διδασκαλα) Д. о нападении турок на К-поль в 1422 г., стилистически повторяющее 2 беседы патриарха Фотия по поводу нашествия русских на К-поль в 860 г. ( Лопарев. С. 167). Ист.: Mansi. T. 31. 463-1036; Лопарев Х. Церковное слово Дорофея, митр. Митилинского//ВВ. 1906. Т. 12. С. 166-171; Quae supersunt Actorum Graecorum Concilii Florentini, necnon descriptiones cujusdam ejusdem/Ed. S. J. Gill. R., 1953. P. LXIII-LXIX. Лит.: Berthram J. C. Über Dorotheos von Mytilene: Einen ungenannten Geschichtsschreiber. Halle, 1759; Frommann T. Kritische Beiträge zur Geschichte der Florentiner Kircheneinigung. Halle, 1872. S. 63-79; Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. Paderborn, 1923. Bd. 1. S. 59-69; Hofmann G. Die Konzilarbeit in Ferrara//OCP. 1937. Vol. 3. P. 110; Gill J. Sources of the «Acta» of the Council of Florence//Ibid. 1948. Vol. 14. P. 43 ff.; Laurent V. À propos de Dorothée métropolite de Mytiléne//REB. 1951. T. 9. P. 163-169; idem. Dorothée métropolite de Mytiléne//DHGE. Vol. 14. P. 689-690; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 764; Janin R. Dorotheos von Mytilene//LTK. Bd. 5. S. 525; Podskalsky G. Dorotheos von Mytilene//LexMA. Bd. 3. S. 1320; PLP, N 5929. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/180275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРКОВ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник

http://pravenc.ru/rubrics/121236_167.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ [греч. Ανδρας Χρυσοβργης] (кон. XIV в., Родос - 1451, Фамагуста, Кипр), архиеп. Никосии (с 1447), апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., активный сторонник церковной унии . Детство и юность провел в К-поле, где вместе с братьями Феодором и Максимом Хрисовергом вступил в орден доминиканцев . Обучался и преподавал в Падуанском ун-те в Италии. В 1418 г. получил степень магистра теологии. Участвовал в различных дипломатических миссиях: 1418-1425 гг.- посланец в К-поле, 1426-1427 гг.- папский нунций при имп. Иоанне VIII и Патриархе Иосифе II , в 1428-1429 гг. находился с миссией в Польше и Литве. В 1429 г. А. Х. была предложена епископская кафедра в Сутри, но он отказался; 2 мая 1432 г. папа Евгений IV назначил его архиепископом Родоса; в 1447 г. переведен на кафедру Крита. Принимал участие во многих церковных Соборах. На Констанцском Соборе (1414-1418) А. Х. переводил речь Киевского митр. Григория Цамблака о соединении Церквей. Участвовал в Базельском Соборе , 11 окт. 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе произнес вступительную речь. На заседаниях Собора вел полемику с визант. богословом митр. Эфесским Марком Евгеником по вопросу о Filioque . А. Х. был среди подписавших с лат. стороны решение Собора 6 июля 1439 г. Соч.: Testimonium ineditum Andreae archiepiscopi Rhodi de Marco Eugenico//Acta Academiae Velehradensis. 1937. Vol. 13. P. 13-20; Απολογα... πρς τν μητροπολτην Νικαας Βησσαρωνα περ θεας οσας κα νεργεας//OCP. 1938. T. 4. P. 329-371 [Защита богословских положений Фомы Аквинского, написанная по просьбе кард. Виссариона]; Mansi. T. 29. Col. 468-486; T. 31. Col. 508-510. Лит.: Laurent M. L " activité d " André Chrysobergès//EO. 1935. T. 34. Р. 418-438; Loenertz R. Les dominicains byzantins Théodore et André Chrysobergès et les négotiations pour l " union des Églises grecque et latine de 1415-1430//AFP. 1939. T. 9. P. 5-61; Darrouz è s J. La date de la mort d " André Chrysobergès//Ibid. 1951. T. 21. P. 301-305; Walz A. Andreas Chrysoberges//LTK. Bd. 1. Sp. 514; Πατρινλης Χ. Ανδρας Χρυσοβργης//ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 698; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 742-743. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/text/115332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (сент. 1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23). На происхождение Д. ясно указывает его прозвище. Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и диак. Павел Алеппский сообщают об избрании Д. в сент. 1497 г. и 26 годах его правления. Этому противоречит утверждение еп. Порфирия (Успенского) со ссылкой на неизданное сочинение Паисия Лигарида, митр. Газского, об участии Д. в К-польском Соборе 1484 г., окончательно отвергнувшем Флорентийскую унию (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор ). Иерусалимский патриарх Нектарий (1661-1669) также указывал в одном из трактатов на осуждение Д. унии. Акты собора 1484 г. и сочинение патриарха Нектария были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II в Яссах в кон. XVII в. К. Каралевский был склонен принять эти сведения и датировал правление Д. до 1484 - после 1500 г. Напротив, Ж. Насралла, придерживаясь датировок Павла Алеппского, категорически отрицал участие Д. в Соборе 1484 г., в деяниях к-рого действительно не упоминаются ни он, ни его представители. Др. хронологическая проблема связана с утверждением ряда авторов XIX - нач. XX в. о поставлении Александрийского патриарха Иоакима I , совершенном Д. в Дамаске в 1487 г. (в Египте на тот момент не было архиереев, к-рые могли бы провести интронизацию патриарха). Поскольку никаких прямых свидетельств этого поставления в источниках нет, Насралла счел возможным приписать хиротонию Иоакима предыдущему Антиохийскому патриарху Михаилу IV . Впосл. в научный оборот были введены данные о вступлении Иоакима на патриаршую кафедру в 1503 г., что снимает противоречие и позволяет допустить, что его рукоположил Д. Датировка окончания Патриаршества Д. также сопряжена с трудностями. Существует колофон арабо-христ. рукописи из сел. Кара, упоминающий Д. под 1500 г., а также его автографы от сент. 1522 и марта 1523 г. В то же время известен колофон от марта 1522 г., принадлежащий следующему Антиохийскому патриарху Михаилу V ибн аль-Маварди. Т. о. вопрос о точной дате смерти Д. остается открытым. В Патриаршество Д. Сирия была завоевана османами (1516), после чего в течение 4 веков земли Антиохийского Патриархата находились под властью Османской империи. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский: Сирия//ТКДА. 1875. 12. Паг. 1. С. 94. Лит.: Karalevskiy K. Antiohe//DHGE. Vol. 3. Col. 634-635; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 1, 34, 37; idem. Chronologie, 1500-1634. P. 1, 20-23; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 45 (not 37), 46; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 375 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (XV в.), патриарх Печский (1419 - после 1435, не позже 1445). О происхождении Н. и об обстоятельствах его восшествия на Печский Патриарший престол сведений не сохранилось. Впервые упоминается в «Похвальном слове святому князю Лазарю» Антония Рафаила (1420). Управлял Печской Патриархией в тяжелый период частых османских нашествий. После смерти серб. деспота Стефана Лазаревича (1427) на Соборе в Белграде совершил коронацию деспота Георгия Бранковича (см. в ст. Бранковичи ), но этот обряд не был полным, т. к. на коронацию не было получено согласия ни Османской империи, ни Венгерского королевства. В 1428 г. Н. был вынужден покинуть свою резиденцию в Печской Патриархии по причине случаев османского насилия. В последний раз Н. упоминается под 1435 г. в записи в Триоди, но это не связано с датой его смерти. Вероятно, он управлял Патриархией и далее, максимум до 1445 г., когда Печским патриархом был избран Никодим . Исходя из нек-рых данных, можно предположить, что между Н. и Никодимом мог находиться еще и патриарх Феодосий, но эту версию сложно подтвердить по причине недостаточной изученности источников. Наверное, Н. все же был патриархом и после 1435 г., и с согласия Георгия Бранковича он отказался принять участие в Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), на к-ром было принято решение об унии православных с римо-католиками. Н. покровительствовал книжному делу: известно, что по его желанию на серб. земли пришел монах с Афона для переписывания книг; по его благословению Константин Костенечский написал Житие св. деспота Стефана; на этот период приходится расцвет ресавской книжной школы, с деятельностью к-рой связано проведение своеобразной реформы серб. книжного языка. Лит.: Српски jepapcu. С. 378; Ucmopuja. 1. С. 181, 252-253; М. Деспот и доба. Београд, 1994. С. 91, 170, 174, 232, 310, 390; Сви српски архиепископи и nampujapcu. Београд, 2008. С. 90. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/2577537.html

Авраамий, епископ Суздальский На Суздальской кафедре находился с 1431 года. В 1437 году сопровождал на Ферраро-Флорентийский Собор (1438–1439) митрополита Московского Исидора. На Соборе в 1439 году поставил свою подпись под решением Собора, признавшего церковную унию под главенством Римского папы. Первоначально епископ Авраамий отказался подписывать этот документ, за что был посажен на неделю в темницу митрополитом Исидором. По возвращении в Москву в 1441 году отказался от своей подписи и содействовал низложению митрополита Исидора, обвинив его в измене Православию. В 1448 году участвовал в поставлении митрополита всея Руси святителя Ионы. Скончался 15 декабря 1448 года. Труды: Исхождение Авраамия Суждальскаго на осмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791, т. 17. – С. 178–185. Литература: Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6, 8. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 533–534. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 37. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 218. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т./Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 59. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1 доп. – С. 16. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 43. Журнал Московской Патриархии. – 1951, 10. – С. 39. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ I патриарх Антиохийский (1434/35 - 8.09.1451). Уроженец сел. Сайдная (под Дамаском), где в 1431-1434 гг. занимал епископскую кафедру. Известен как современник Флорентийской унии (1439). Вост. патриархи не принимали личного участия в подготовке и проведении Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. (возможно опасаясь преследований со стороны мамлюкских властей) и делегировали свои полномочия представителям визант. клира. Так, экзархами Д., по разным данным, были св. Марк Евгеник , митр. Эфесский, Григорий, духовник визант. имп. Иоанна VIII Палеолога, Исидор , митр. Киевский. Провозглашение унии 6 июля 1439 г. вызвало противоречивую реакцию на Ближ. Востоке. Получив экземпляр актов Собора через Нафанаила, митр. Родосского, Д. первоначально склонялся к их принятию. В арабо-христ. лит-ре 2-й пол. XV в. известны их переводы (в т. ч. выполненный современником Д., Михаилом, митр. Бейрутским) и ряд др. филокатолических текстов. Однако успехи унии оказались непрочными. После первой растерянности в Византии начался подъем оппозиционных настроений, к к-рому сразу присоединились ближневост. патриархи. В 1443 г. Арсений, митр. Кесарии Каппадокийской, посетил Палестину под предлогом паломничества. По его настоянию 3 патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- собравшись во Св. граде в апр. 1443 г., выступили с осуждением унии и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . Действительность Собора и аутентичность его актов ставились учеными под вопрос, однако не были опровергнуты. В то же время приписываемое Д. участие в аналогичном Соборе 1450 г. в К-поле, очевидно, не соответствует действительности, как и сам факт Собора. В Патриаршество Д. возобновились контакты Антиохийской и Грузинской Церквей: он поддерживал католикосов Зап. Грузии в их стремлении к автономии, увенчавшемся успехом при одном из преемников Д., Михаиле IV (см. в статьях Абхазский католикосат //ПЭ. Т. 1. С. 70 и Грузинская Православная Церковь //ПЭ. Т. 13. С. 213).tab Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679. Лит.: Karalevskiy K. Antioche//DHGE. Vol. 3. Col. 632; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 84-87; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 28-31, 47-52; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 72-75, 77-78; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 370 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180279.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010