Закрыть itemscope itemtype="" > Московский Собор 1441 г. и его значение для мирового Православия 21.06.2019 2113 Время на чтение 21 минут К началу июля 1439 г. византийская делегация, участвовавшая в Ферраро-Флорентийском соборе, полностью капитулировала и заявила о своем согласии признать учение Западной Церкви истинным и готовности воссоединиться с западными христианами в единую Церковь. После этого был составлен на двух языках, латинском и греческом текст утверждавшего унию ороса - главного документа Ферраро-Флорентийского собора. 5 июля орос был скреплен подписями участников собора, в том числе - 33 византийскими представителями. Среди них не было митрополита Марка Эфесского, который остался верен своей позиции полного отвержения католического учения об исхождении Святого Духа от Сына, а также еще несколько православных архиереев . Митрополит Киевский и всея Руси Исидор, проявивший себя как один из самых ревностных сторонников заключения унии, соответственно этому подписал ее: «Исидор, митрополит Киевский и всея Руси и представитель апостольской кафедры святейшего патриарха Антиохийского Дорофея, с любовью соглашаясь и соодобряя, подписую» . Подписал унию и Суздальский епископ Авраамий: «Смиренный епископ Авраамио (е) суждальский подписую» . Симеон Суздалец позднее уверял, что Авраамий не хотел подписывать унию, но «митрополит же Исидор я его и всади в темницу, и седе неделю полну, и тому подписавшуся не хотением, но нужею» . Вернувшись на Русь в 1441 г., Авраамий Суздальский отказался от своей подписи под актом Флорентийской унии . Собор в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода 6 июля 1439 г. уния была торжественно провозглашена в кафедральном соборе Флоренции - храме Санта-Мария-дель Фьоре . Мессу совершил папа Евгений IV, которому сослужили 12 кардиналов и 93 епископа . Вся русская делегация во главе с митрополитом Исидором также присутствовала на акте провозглашения унии, в ходе которого император, его придворные, иерархи и другие представители византийской делегации совершили, по западному обычаю, коленопреклонение перед папой и приняли от него благословение .

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

святитель Марк Евгеник, митрополит Эфесский (1392–1444) Труды на иностранных языках Догматико-полемические труды Литургика Нравственно-аскетические труды Автобиографические сочинения Послания святитель Марк Евгеник, митрополит Эфесский Участник Ферраро-Флорентийского Собора, византийский богослов, полемист и гимнограф. Главный противник Флорентийской церковной унии. Родился в Константинополе, в семье диакона Великой Церкви Георгия. Получил домашнее образование, в 13 лет продолжил обучение у Плифона – знаменитого преподавателя философии того времени. В 24 года стал диаконом и саккеларием Св. Софии. Император Мануил II сделал его своим советником, но скоро он покинул столицу и принял монашество. Спасаясь от наступающих турок, он возвращается в Константинополь, где становится своего рода богословско-философским консультантом императора Иоанна VIII. В 1437 году становится епископом Эфесским и в этом же году оправляется на собор, вошедший в историю как Ферраро-Флорентийский . Собор начался 9 апреля 1438 года, причем св. Марк был уполномочен представлять греческое богословие пред лицом католиков. По его мнению, настало время восстановления единства Церкви и детального рассмотрения вопросов вероучения. Однако свободного обсуждения на соборе не вышло – греки были поставлены перед необходимостью принятия господствовавшего на Западе учения. Поэтому он начинает защищать Православное богословие, что выразилось в написании ряда трактатов, критикующих католиков: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе» , «Главы против латинян» , «Исповедание веры» и «О времени пресуществления» . Под сильным давлением императора, греческая делегация, кроме Марка Эфесского подписывает унию «Laetentur coeli». Возвращение в Константинополь было безрадостным, фактически сразу после прибытия, подписавшие унию иерархи, кроме немногих сознательных ее сторонников, отказались от своих подписей. 15 мая 1440 года он уезжает в Эфес, где пытается наладить церковную жизнь под властью турок, оттуда же продолжает противодействовать унии, чем вызывает гнев Иоанна VIII. Как только святитель оказался на византийской территории, он был арестован. Однако, даже из-под стражи продолжал полемику с унией. В 1442 году он был освобожден и вернулся в Константинополь. Скончался он в 1444 году после тяжелой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх завел православно-католический диалог в тупик 13.07.2021 15:34:37 МОСКВА Состоявшаяся в конце июня встреча Папы Римского Франциска с делегацией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Халкидонским Эммануилом спровоцировала новую волну обсуждений относительно перспектив соглашения между Фанаром и Ватиканом об «объединении» католиков и православных. Комментируя данную тему по просьбе ведущей программы «Церковь и мир» Е. Грачевой, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион упомянул о том, что сама встреча носит ежегодный характер: на праздник святых апостолов Петра и Павла по западному календарю приезжает делегацию Константинопольского Патриархата в Рим и встречается с Папой Римским. Что же касается все более часто звучащих со стороны Фанара утверждений о близости некоего единства с католиками, владыка Иларион напомнил, что в истории уже был случай, когда Константинопольский Патриархат подписал унию с Римской Церковью. «Это было на Ферраро-Флорентийском Соборе в середине XV века, — отметил иерарх. — Потом уния была отвергнута Поместными Православными Церквами, а впоследствии и самим Константинополем. Поэтому исключить того, что Константинополь в одностороннем порядке заключит какие-то соглашения с Католической или с какой-то иной Церковью, мы не можем. Тем более, что Константинопольский Патриарх в последнее время высказывается в том духе, что он обладает некими особыми прерогативами, о которых мы раньше никогда не знали, что эти прерогативы он получил от апостолов и вступать в диалог по поводу них не намерен». Митрополит Иларион констатировал, что подобные воззрения уже привели к печальным событиям на Украине, когда в одностороннем порядке, вопреки воле Поместных Церквей, не посоветовавшись с ними, Патриарх Варфоломей совершил антиканоническое деяние, которое спровоцировало раскол в православном мире. «Можно предполагать, что раскол мирового Православия будет углубляться по мере того, как Константинопольский Патриарх будет ощущать себя все более и более изолированным, все более и более возносящимся на высоту тех особых прав и привилегий, которые он себе усвоил», — сказал председатель ОВЦС.

http://radonezh.ru/2021/07/13/mitropolit...

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх завел православно-католический диалог в тупик Москва, 12 июля 2021 г. Состоявшаяся в конце июня встреча Папы Римского Франциска с делегацией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Халкидонским Эммануилом спровоцировала новую волну обсуждений относительно перспектив соглашения между Фанаром и Ватиканом об «объединении» католиков и православных. Комментируя данную тему по просьбе ведущей программы «Церковь и мир» Е. Грачевой, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион упомянул о том, что сама встреча носит ежегодный характер: на праздник святых апостолов Петра и Павла по западному календарю приезжает делегацию Константинопольского Патриархата в Рим и встречается с Папой Римским, передает Патриархия.ru . Что же касается все более часто звучащих со стороны Фанара утверждений о близости некоего единства с католиками, владыка Иларион напомнил, что в истории уже был случай, когда Константинопольский Патриархат подписал унию с Римской Церковью. «Это было на Ферраро-Флорентийском Соборе в середине XV века, — отметил иерарх. — Потом уния была отвергнута Поместными Православными Церквами, а впоследствии и самим Константинополем. Поэтому исключить того, что Константинополь в одностороннем порядке заключит какие-то соглашения с Католической или с какой-то иной Церковью, мы не можем. Тем более, что Константинопольский Патриарх в последнее время высказывается в том духе, что он обладает некими особыми прерогативами, о которых мы раньше никогда не знали, что эти прерогативы он получил от апостолов и вступать в диалог по поводу них не намерен». Митрополит Иларион констатировал, что подобные воззрения уже привели к печальным событиям на Украине, когда в одностороннем порядке, вопреки воле Поместных Церквей, не посоветовавшись с ними, Патриарх Варфоломей совершил антиканоническое деяние, которое спровоцировало раскол в православном мире. «Можно предполагать, что раскол мирового Православия будет углубляться по мере того, как Константинопольский Патриарх будет ощущать себя все более и более изолированным, все более и более возносящимся на высоту тех особых прав и привилегий, которые он себе усвоил», — сказал председатель ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/140467.html

Новости Если на Украине прольется хоть одна капля крови, вина за это будет лежать на патриархе Варфоломее – священник Александр Волков В Москве прошла пресс-конференция, посвященная кризисной ситуации в православном мире 22.10.2018 23:04 Москва, 22 октября, Благовест-инфо. Мультимедийная пресс-конференция, посвященная сложившейся кризисной ситуации в православном мире, прошла 22 октября в пресс-центра МИА «Россия сегодня» в рамках проекта «Религия и мировоззрение». Оценку событиям, связанным с решением Патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию Украине, дали руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков и профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко. Церковный кризис, о котором сегодня приходится говорить, связан с решением Константинопольского патриархата принять «как бы обратно в церковное пространство раскольников, анафематствованных Архиерейским собором Русской Православной Церкви», а также в связи с «неканоническим вторжением на территорию Украинской православной церкви Московского патриархата», заявил о. Александр. Эти действия вынудили на очередном заседании Священного синода РПЦ 15 октября в Минске   принять «тяжелое и сложное» решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Константинополь, отметил священник, вступил на путь поддержки раскола, а значит, и сам вступил в состояние раскола по отношению ко всему православному миру. Владислав Петрушко обратился к «предыстории вопроса», отметив, что сложности во взаимоотношениях двух Церквей начались не сегодня. В XV  веке Константинопольский патриархат «подписал Ферраро-Флорентийскую унию, которую отвергла Русская Православная Церковь, бывшая тогда частью митрополии Константинопольского патриархата». На московском соборе 1441 года уния была отвергнута, осуждена, и Русская Церковь прервала свое общение с Константинопольским патриархатом, вышла из его юрисдикции, поскольку «догматы превалируют над канонами». Разрыв продолжался до конца XVI века, когда Русская Церковь уже получила автокефалию, произошло падение Константинополя и «вернувшийся в православие Константинопольский Патриарх уже был зависимым от османского султана», и когда было учреждено Московское патриаршество.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского 28 июня 2012 г. 17:14 28 июня 2012 года, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Всех вас, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки, уважаемые высокие представители Приморского края во главе с губернатором, дорогие отцы, братья и сестры, я хотел бы сердечно приветствовать и поздравить с большим праздником для всей Русской Церкви, для всей Руси — сегодня мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. В далеком XV веке жил святитель Иона, в трудное время. То был излет татаро-монгольского ига, когда Русь уже набрала такую силу, что никакая внешняя оккупация не могла продолжаться. Но, с другой стороны, и множество проблем было тогда в жизни нашего Отечества, в том числе в жизни Церкви, и, наверное, главная заключалась в том, что Церковь великого и ставшего уже независимым государства была еще частью Церкви Константинопольской. Так произошло исторически, ибо из Константинополя мы приняли православную веру и на протяжении почти 500 лет являлись частью Константинопольской Церкви, одной из ее митрополий. Но именно в то время сгустились тучи над самим Константинополем. Нависла грозная опасность захвата и порабощения столицы Византийской империи, и византийские императоры обратились с просьбой о помощи к Западу, а для того чтобы эта помощь пришла, приняли решение вступить в унию с Римом, подчиниться Римскому епископу. И митрополит Киевский Исидор, назначенный и рукоположенный на это служение Константинопольским Патриархом, был в составе той делегации, что отправилась в Италию на Ферраро-Флорентийский собор для подписания унии. Митрополит Исидор не был избран епископатом Русской Церкви, и мало что связывало его с Русью. Он оказался в числе тех, кто подписал унию, и это был сокрушительный удар по всему Православию. Предстоятель Русской Церкви, вступил в унию, отошел от православной веры, и когда Исидор возжелал вернуться из Италии в Москву, он был изгнан москвичами из города и великим князем — из пределов Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/2310894.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене (23.07. 1431 - 25.04.1449), католич. Церкви эпохи Соборного движения , проходил в г. Базель (совр. Швейцария) и состоял из 50 сессий. В работе Б. С., растянувшейся почти на 15 лет, выделяют 4 этапа: 1431-1433 гг.- открытие и 1-й конфликт с папой; 1433-1437 гг.- принятие основных постановлений по вопросам реформы Церкви и активное участие в международной политике; 1437-1447 гг.- 2-й конфликт с папой; папа переносит заседания в Феррару; низложение папы, выбор антипапы ; 1447-1449 гг.- перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католич. Церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431-1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437-1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448-1449 гг., католич. Церковью рассматриваются как схизматические. Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым 17-м «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором. Б. С. должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католич. Церкви (1378-1417), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Сторонники Соборного движения, среди к-рых были в основном богословы и юристы, представители ун-тов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и нек-рыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви «во главе и членах», главным элементом к-рой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католич. Церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Б. С. также должен был решить вопрос об учении Я. Гуса , осужденного на Констанцском Соборе , и о его последователях гуситах. Уже в ходе работы Собора был поднят вопрос об унии Зап. и Вост. Церквей. Т. о., главными вопросами Собора стали умиротворение христ. мира и всеобщая реформа Церкви.

http://pravenc.ru/text/Базельском ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. Портрет Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. Портрет [греч. Γεννδιος Σχολριος; в миру Георгий Куртесий - греч. Κουρτσης, Κουρτσιος] (1403/05, К-поль - 1472/73, мон-рь Продрома близ Серр), патриарх К-польский (6.01.1454 - май 1456; 1463; авг. 1464 - авг. 1465), первым занявший эту кафедру после падения Византийской империи. Выдающийся визант. богослов, писатель и общественный деятель. Родом из богатой семьи Куртесиев; прозвище Схоларий, возможно, говорит о его ученых занятиях, хотя не исключено, что это фамильное имя. Учителями Георгия были свт. Марк Евгеник (c 1437 митр. Эфесский), Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний и Макарий Макрис ; он изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией (отдавая предпочтение трудам Аристотеля), лат. языком. В нач. 30-х гг. XV в. Георгий Куртесий открыл в К-поле собственную школу, написав неск. учебников, в т. ч. «Грамматику» в 2 ч. (Œuvres. T. 8. P. 351-498). Среди его наиболее талантливых учеников были Феодор Софиан (его племянник) и Матфей Камариот . Георгий Куртесий вступил на поприще гос. деятеля, став членом синклита и одним из 4 «вселенских судей ромеев» (1437-1447). В 1443-1452 гг. он занимал пост «вселенского учителя», регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников (Ibid. T. 1. P. 1-240). В качестве секретаря имп. Иоанна VIII Палеолога принял участие в подготовке унии Церквей, предложив программу всестороннего обсуждения спорных богословских вопросов. В составе визант. делегации принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), где в отличие от Марка Евгеника поддержал унию, произнеся в ее защиту неск. речей (Ibid. P. 295-375); их подлинность ставилась под сомнение, однако веских аргументов против их принадлежности Г. С. нет ( Tinnefeld. P. 493). Как советник императора, он не скрывал политической подоплеки своей позиции на Соборе: объединение необходимо для того, чтобы спасти К-поль; богословским основанием для этого должна служить истина веры. Уния виделась ему как догматическое объединение, а не «икономическое» примирение (δογματικ νωσις ... οκ ερνη οκονομικ - Ibid. T. 1. P. 306-325). Впосл. Г. С. так объяснял логику, к-рой он руководствовался в этот период: «Я не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, к-рого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной» (Ibid. T. 3. P. 23).

http://pravenc.ru/text/162102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Архиеп-ства лат. обряда Римско-католической Церкви, главы которых наделены почетным титулом патриарха (в наст. время действующими являются Л. П. Венеции, Иерусалима, Лиссабона и Гоа), а также номинальные кафедры, предстоятели которых имели в католич. Церкви лат. обряда титулование патриарха (напр., вакантный с 1963 престол патриарха Зап. Индий). Ряд Л. П. был основан в результате крестовых походов , когда кафедры патриархов Вост. Церквей были заняты лат. епископами, однако после изгнания крестоносцев с Востока Л. П. К-поля, Александрии и Антиохии продолжали существовать в качестве титулярных кафедр (упразднены в 1964). По действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici ) титул патриарха в католич. Церкви является «почетной прерогативой» и «не предполагает никакой власти управления, если только в отношении некоторых лиц не явствует иного по апостольской привилегии или в силу одобренного обычая» (CIC. 438). Длительное время титул патриарха Запада (Patriarcha Occidentis) входил в титулатуру папы Римского, однако употреблялся крайне редко. Так, он не был упомянут на Латеранском IV Соборе (1215) и Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) в связи с признанием вост. патриархами главенства папы Римского. С 2006 г. титул патриарха Запада отсутствует в списке папских титулов в папском ежегоднике «Annuario Pontificio» , а его удаление было официально объяснено юридической неясностью данного титула и невозможностью его использования в совр. условиях. В средние века предпринимались попытки придать реальное значение титулу патриарха в Зап. Церкви. Так, в Лжеисидоровых декреталиях (IX в.) в разд. «De episcopis et primatibus et patriarchis eorumque minstris» описаны патриархи и примасы, полномочия к-рых должны были быть противопоставлены неограниченной власти архиепископов над простыми епископами (PL. 130. Col. 73-76). Кроме того, на статус патриархов оказало влияние представление о верховенстве папы Римского над главами Вост. Церквей: они рассматривались как иерархи, подчиненные папе Римскому, но превосходящие по статусу глав митрополий.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010