Дольше всех церковной реабилитации святого Иоанна про­тивилась, естественно, Александрия. Пока был жив Феофил, это­го произойти не могло. Враждебное к памяти Златоуста упор­ство Феофила вызывало несогласие со стороны многих христиан Египта, в том числе и пользовавшихся широкой известностью. Так, преподобный Исидор Пелусиот писал тогда: «Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против свя­того учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до дра­гоценных камней и золота. К нему примкнули... четыре отступ­ника, как и он, – Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили» 559 . Сторонники Феофила шельмовали его обличите­лей как оригенистов. В 412 г. Феофил умер. Несмотря на его невысокие мораль­ные качества, имя почившего архиепископа было, естественно, внесено в Александрийский диптих, а впоследствии в Алексан­дрийской церкви он даже некоторое время почитался как святой. В канонический корпус Вселенской Православной Церкви вош­ли его 14 правил. После смерти Феофила на Александрийскую кафедру был поставлен его племянник святой Кирилл, который унаследовал от дяди властный характер, но был человеком более гибким, более совестливым, а кроме того, обладал гораздо луч­шим богословским образованием. Но и он на первых порах про­тивился реабилитации Златоуста, вероятно, искренне убежден­ный в справедливости его осуждения. Когда из Константинополя правительством и архиепископом Аттиком ему было предложено внести в Александрийский диптих имя Златоуста, он отреагиро­вал на это с вызывающей резкостью: «Зачислить низложенного Иоанна в епископы – это все равно что Иуду поместить среди апостолов»... Он «говорил, что его дядя Феофил был судьей на соборе, и он – Кирилл – хорошо знает дело. Есть даже пред­положение, что и сам Кирилл в окружении дяди Феофила был на соборе “под Дубом” 560 . Но до конца отстаивать безнадежное и неправое дело Кирилл не стал и в 419 г. уступил, распорядив­шись внести в Александрийский диптих имя оболганного угод­ника Божия, к которому он, по крайней мере прежде, испыты­вал наследственную неприязнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После открытия Киево-Печерской лавры в 1988 году игумен Пафнутий вновь был переведен в Киевскую епархию, в апреле 1993 года был возведен в сан архимандрита, а в августе 1993 года назначен наместником киевской Китаевской Свято-Троицкой пустыни, возвращенной Русской Православной Церкви в 1992 году. В апреле 1994 года наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Павел (Лыбидь) совершил постриг архимандрита Пафнутия в схиму с наречением имени Феофил – в честь местночтимого святого Феофила. Благодаря стараниям схиархимандрита Феофила возродилась Киевско-Китаевская Свято-Троицкая пустынь. Проповеди схиархимандрита всегда были просты и искренни, люди любили великого пастыря, многие обращались к нему за советом, просили его молитв. Верующие со всей страны приезжали в монастырь к старцу. 22 марта 1996 года схиархимандрит Феофил скончался. В день погребения, 24 марта, отпевание возглавил блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. При погребении схиархимандрита Феофила присутствовало множество верующих. Схиархимандрита Феофила похоронили на территории Китаевского монастыря близ Свято-Троицкого храма. Из воспоминаний духовного сына старца Феофила Сергея Г. (Днепропетровск): «...Случилось нам ехать опять – проторенной дорожкой в Киев, а ездили почти каждый месяц, а то и чаще. Напросилась с нами одна женщина, у которой «увели» мужа, красивая такая. Не буду рассказывать подробности, но ехала она к старцу, тогда еще архимандриту Пафнутию. И так уж Бог устроил, что привела она нас к батюшке, сначала сама поговорила с ним в его келии, а потом и мы – уже вдвоем пошли к нему с вопросом – как жить... Батюшка встретил нас очень ласково, усадил на стульчики и наставил – как жить, что держаться нам следует Русской Православной Церкви, как поститься, что йогой заниматься не следует, что снам верить не надо и, тем более, рассказывать их другим, что не скромно (это в мой адрес). В общем – рассказал все и отпустил с Богом. С этого и началось – потом я услышал его проповедь, когда Церковь вспоминала о жизненном подвиге св. Марии Египетской, и понял окончательно, что Церковь – это мой дом. Кстати, та женщина, что привела нас к батюшке – сразу успокоилась и быстренько вышла замуж второй раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дольше всех церковной реабилитации святого Иоанна противилась, естественно, Александрия. Пока был жив Феофил, этого произойти никак не могло. Враждебное к памяти Златоуста упорство Феофила вызывало несогласие со стороны многих христиан Египта, в том числе и пользовавшихся широкой известностью. Так, преподобный Исидор Пелусиот писал тогда: «Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против святого учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до драгоценных камней и золота. К нему примкнули… четыре отступника, как и он: Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили» . Сторонники Феофила шельмовали его обличителей как оригенистов. В 412 году Феофил умер. Несмотря на его невысокие моральные качества, имя почившего архиепископа было, естественно, внесено в Александрийский диптих, а впоследствии в Александрийской Церкви он даже некоторое время почитался как святой. В канонический корпус Вселенской Православной Церкви вошли его 14 правил. После смерти Феофила на Александрийскую кафедру был поставлен его племянник святой Кирилл, который унаследовал от дяди властный характер, но был человеком более гибким, более совестливым, а кроме того, обладал гораздо лучшим богословским образованием. Но и он на первых порах противился реабилитации Златоуста, вероятно искренне убежденный в справедливости его осуждения. Когда из Константинополя правительством и архиепископом Аттиком ему было предложено внести в Александрийский диптих имя Златоуста, он отреагировал на это с вызывающей резкостью: «Зачислить низложенного Иоанна в епископы – это все равно что Иуду поместить среди апостолов». Он «говорил, что его дядя Феофил был судьей на соборе, и он, Кирилл, хорошо знает дело. Есть даже предположение, что и сам Кирилл в окружении дяди Феофила был на соборе “Под дубом”» . Но до конца отстаивать безнадежное и неправое дело Кирилл не стал и в 419 году уступил, распорядившись внести в Александрийский диптих имя оболганного угодника Божия, к которому он, по крайней мере прежде, испытывал наследственную неприязнь.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Их деятельности пытались воспрепятствовать приверженцы украинизации на канонических началах. С этой целью к епископу Полтавскому Григорию (Лисовскому), который в 1922 г. сменил скончавшегося архиепископа Парфения, обратилась группа священнослужителей с просьбой о поставлении викарного епископа для г. Лубны из числа клириков-украинофилов. В качестве кандидата на Лубенскую кафедру был предложен протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви г. Полтавы. Епископ Григорий обращался по этому поводу к Экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г. Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского - его хиротония была совершена с большой торжественностью в Полтаве (по сообщению В. Липкивского - в Мгарском Преображенском монастыре). В том же 1923 г. был рукоположен во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, другой приверженец украинофильства - вдовый протоиерей Сергий Лабунцев. Поставление украинофилов Феофила и Сергия на епископское служение действительно на какое-то время помогло нейтрализовать активность липкивцев на Полтавщине. Однако в дальнейшем деятельность епископа Феофила стала принимать опасный для канонического церковного порядка оборот, так как к нему стали обращаться священники-украинофилы из других епархий с просьбой о принятии их под свой омофор. Архиереи, права которых были нарушены вмешательством еп. Лубенского в их юрисдикцию, обратились с жалобой на Феофила в Москву, к Патриарху Тихону. Булдовского обвиняли в противоканонических действиях и разжигании сепаратистских настроений в церковной среде. Святитель Тихон вызвал еп. Феофила в Москву для объяснений. Одновременно с этими событиями Феофил вступает в контакт с прибывшим в Лубны Павлом Погорилко. Это был священник-украинофил, который уже в первые послереволюционные годы зарекомендовал себя как один из наиболее активных приверженцев автокефалистского курса.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Тогда же с бесчестием низводится с престола начальник и учитель ереси Иоанн и предается проклятию вместе с единомышленниками его, возводится же по благодати Божией и по общему избранию всех православных Мефодий, блаженный исповедник и борец православия, который, все ухищрения диавола на святые иконы и все суесловие ересиархов и учеников их ясно обличив и опровергнув, утвердил и укрепил православную нашу веру 40 , за что претерпел многие и другие преследования и опасности и тяжелые стеснения и наказания от иконоборцев и от коварного Феофила... По царскому повелению возвращены были все и освобождены от уз в изгнании бывшие и в жестоких оковах томившиеся отцы и монашествующие и не малое число благочестивых мирян, которых нечестивый Феофил присудил к изгнанию, отняв имущество их, а иных, подвергнув наказаниям, заключил в темницы. Боголюбивая же царица Феодора, видя православную веру христианскую цветущую и сияющую, радовалась и веселилась; сорадовался ей и Феоктист логофет и канцлер, жаркий ревнитель православной веры 41 . А к нему был враждебно расположен кесарь Варда, брат царицы, который и убил его безвинно. Хотя в жизнеописании царицы Феодоры нельзя указать новых данных в дополнение наших сведений о соборе 842 г., зато встречаем здесь новые черты, касающиеся обращения Феофила к православию. Как известно, предсмертное раскаяние Феофила и принятые Феодорой меры к очищению памяти своего мужа составляют весьма излюбленный мотив в сказаниях позднейшего времени об утверждении православия. Не может быть сомнения, что обработка этого мотива имеет свое начало в литературе житий. У Скилицы – Кедрина заметны только следы знакомства с мотивами, развиваемыми в житиях; у летописца Зонары говорится уже о просьбе царицы Феодоры, обращенной к отцам собора, чтобы они помолились о спасении души Феофила 42 . То обстоятельство, что в древнейшем жизнеописании, каково приведенное, говорится о предсмертном раскаянии Феофила, служит доказательством, что об этом предмете стали ходить сказания уже в IX b.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Феофил был шестым епископом антиохийской Церкви. В «Церковной истории» (IV, 24) Евсевия читаем следующее сообщение о нем: «От Феофила, который был епископом антиохийской Церкви, до нас дошли: три книги начального учения " К Автолику " , книга с надписью " Против ереси Гермогена " , в которой он приводит свидетельство из Откровения Иоанна, и несколько других огласительных сочинений. Так как и в то время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри Церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, как диких зверей, иногда наставлениями и увещаниями к самим братиям, иногда открытой борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то через сочинения, обличая мнения их точнейшими доводами. Восставал на них вместе с другими и Феофил; это видно из превосходной его книги, написанной против Маркиона, — она вместе с вышеупомянутыми сохранилась и доныне». Таким образом, во времена Евсевия существовали следующие сочинения Феофила Антиохийского: три книги «К Автолику», сочинение «Против ереси Гермогена», сочинение «Против Маркиона» и огласительные книги. Блж. Иероним не ограничивается повторением известия Евсевия, но дополняет его новыми данными, которые говорят о независимом знакомстве его с произведениями Феофила. В De vir. ill. 25 он пишет: «Феофил, шестой епископ антиохийской Церкви, при императоре Марке Антонине Вере написал книгу " Против Маркиона " , которая существует доныне. Ему же принадлежат три книги " К Автолику " , одна книга " Против [ереси] Гермогена " и другие краткие и прекрасные трактаты, относящиеся к созиданию Церкви. Я читал известные под его именем комментарии на Евангелие и на Притчи Соломоновы, которые, как мне кажется, не сходствуют с изяществом формы и с языком вышеупомянутых книг». На комментарий Феофила к Евангелию Иероним указывает еще два раза. В послании к Алгазии он пишет [(Epist. 121, ad Algasiam, cap. 6)]: «Феофил, после апостола Петра седьмой епископ антиохийской Церкви, который сведением в одно творение изречений всех четырех евангелистов оставил нам памятник своего таланта, в своих комментариях так говорит об этой притче (Лк. 16: 1—8)...», и далее следует объяснение притчи о неправедном управителе. О комментариях Феофила он говорит и в предисловии к комментарию на Евангелие Матфея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Во второй части труда последовательно рассматривается все послание с выделением тематических отрывков. Богдашевский видит в нем единый план и разделяет содержание на догматическую (1–3 гл.) и нравственную части (4–6 гл.). Предмет догматической части – раскрытие величия дела Христова, « тайны» (Еф.3:9) призвания язычников ко спасению и устроение Церкви Божией под Главою – Христом. ЦерковьестьТелоХристово(Еф.1:23), она – « полнота Наполняющего все во всем»(Еф.1:23). В Боге, Отце всех, сокрыто бесконечное богатство славы, богатство всяких совершенств. От любви Божией исходит благоволение « все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф.1:10). Спасение – дело исключительно милости Божией, а не заслугчеловека (Еф.2:8-9). По мнению Богдашевского, ап. Павел показывает суть спасения людей с помощью таких понятий, как облагодатствование, искупление, прощение, возглавление, сооживотворение, спасение и примирение. Важнейший термин этого ряда – усыновление (υοθεσα) Богу через Христа (Еф.1:5). Бог призывает всех ко спасению, но только откликнувшиеся на этот призыв суть избранные. Объективным условием спасения является благодать, субъективным – вера. Вера – дар Божий: « ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»(Еф. 2:8-10). Верующим подобает укрепиться силой Духа во « внутреннем человеке»(ες τν σω νθρωπον, Еф.3:16), чтобы приготовить в себе жилище Господу. «Внутренний человек – это высшая духовная, богоподобная природа человека, дух (πνεμα), в противоположность плоти (σρξ)» . Хотя каждый христианин есть новый человек, новая тварь, но не каждый – муж совершенный (τλειος νρ). Совершенство характеризуется зрелостью, глубиной христианского познания, предмет которого – Сын Божий. Задача Церкви – помочь достигнуть этого познания, прийти « в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Особенностью экзегезы Богдашевского и его огромной заслугой является строгий научный подход, базирующийся на тщательном филологическом анализе рукописей, древних толкований и греческой терминологии Нового Завета. К сожалению, из фундаментальных трудов по апостолу Павлу архиепископ Василий оставил после себя только толкование на послания к Ефесянам .

http://bogoslov.ru/article/2454099

38. О посте. 39. О сыне вдовы. Содержание XI тома Толкование на Послание к Ефесянам ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11–14 . Почему проповедь называется благовествованием спасения. – Грех не есть дело необходимости. – Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. – Клятвы не нужны. – Лихоимство бесполезно. БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15–20 . На какую высоту Господь возвел человека. – Лишение Царства Небесного хуже геенны. – Как и в какое время нужно приступать к причащению Тела Христовая. БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1 . Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. – Страдание за Христа выше всех благ. – О страже темницы, в которую заключен был Павел. – Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. – Оковы и страдания послужили к прославлению Павла. – Против одержимых жадностью и любостяжанием. – О трех отроках. БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1–4 . Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. – Что значит достойно ходить звания. – О любви. – Таинственность – следствие охлаждения любви. БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4–7 . Почему в церкви один получает больше, а другой меньше. – Смирение необходимо для единства тела Церкви. – Епископ поставлен для научения словом. – Производить разделения в церкви не меньшее зло, чем впадать в ереси. БЕСЕДА 12 на Еф. 4:17 . Деньги суетны, когда их расточают на удовольствия. – Против огнепоклонников. – Против веры в судьбу и в переселение душ. БЕСЕДА 13 на Ефес. 4:17–19 . Что следует разуметь под нечистотой. – Кто может считаться праведным. – О монахах и девственницах, посвящающих себя Христу. – Добродетели и пороки женщин. БЕСЕДА 14 на Еф. 4:25–27 . Дурные последствия вражды и способ ее обуздания. – Как нужно подыматься языком. – Вред от злоречия. БЕСЕДА 16 на Еф. 4:31–32 . Нужно насаждать добродетель и искоренять пороки. – Лучшая месть – воздаяние добром за зло. БЕСЕДА 19 на Еф. 5:15–17 . Что такое лукавство дня. – Нужно благодарить Бога и в несчастии. – Причины многих естественных вещей неизвестны. – Относительно предметов божественных пытливость неуместна. – В чем истинное побуждение к повиновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава III Великая тайна Христова (1–6). Ап. Павел как служитель этой тайны (7). В чем состоит служение Апостола и какова цель этого служения (8–12). Увещание к Ефесянам (13) и молитва Апостола о них (14–21) Еф.3:1–6 . Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова – тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований. Еф.3:1 .  Для сего-то я, Павел, сделал­ся узником Иисуса Христа за вас язычников. «Для сего-то» – т. е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в Еф.1 и в последних стихах ( Еф.2:19–22 ) второй главы. – «Сделался узником Иисуса Христа», т. е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в каком только мог очутиться раб). Еф.3:2 .  Как вы слы­шали о домостро­и­тель­стве бла­го­дати Божией, дан­ной мне для вас, Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедовать Евангелие Христово язычникам ( Деян.9:15, 16 ) 8 . Еф.3:3 .  потому что мне через открове­ние воз­вещена тайна (о чем я и выше писал кратко), Еф.3:4 .  то вы, читая, можете усмотреть мое ра­зу­ме­ние тайны Христовой, «Потому что» – согласнее с контекстом здесь греч. частицу τι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали». – «Тайна». Под «тайною» Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в Еф.3:6 , именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян.22:21, 26:18 ; Гал.1:15, 16 ). – «О чем» – правильнее: как – ( καθς). – «Кратко» – намек на Еф.2:11–22 , где идет речь преимущественно о призвании язычников. – «То вы читая..». т.е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еф.3:13 .  Посему про­шу вас не уны­вать при мо­их ради вас скорбях, которые суть ваша слава. «Посему», т. е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. – «Прошу не унывать..». Не скорбеть должны ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из-за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди , с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов. Еф.3:14 .  Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, Здесь содержится молитва Апостола о верующих ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится ( Еф.3:14–15 ), потом излагает самое прошение свое об ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском ( Еф.3:16–20 ) и, наконец, воссылает славословие Богу ( Еф.3:21 ). Еф.3:15 .  от Которого именует­ся всякое отече­с­т­во на небесах и на земле, «От Которого именуется всякое отечество.».. От Бога сотворены все отечества или иначе роды ( πατρια) существ как небесных, так и земных. – «Именовать» – в отношении к Богу иногда означает «творить» (ср. Пс.146:4 ; Ис.40:26 ). Еф.3:16 .  да даст вам, по богат­с­т­ву славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутрен­нем человеке, «Крепко» – лучше перевести: силою – конечно, Божией, ( δυνμει). – «Во внутреннем человеке» – см. Рим.7:22 . Это тоже что ум, но не только как теоретическая способность, но и как совесть, нравственное чувство человека. Еф.3:17 .  верою вселиться Христу в сердца ваши, «Верою вселиться», т. е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание ( κατοικσαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа. Еф.3:18 .  чтобы вы, укоренен­ные и утвержден­ные в любви, могли по­стигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010