Император весьма опечалился, преимущественно из-за Евдоксии, и обращает негодование Феофила на Иоанна; и приказывает Феофилу и иже с ним собрать против него собор, еще сильнее подталкиваемый императрицей. Сама же императрица выдала замуж Феодоту, давшую тысячу монет странноприимцу Исидору для передачи бедным, за Климентина, префекта города, и, собрав прибывших из Египта епископов и клириков, настроенных против Феофила, призывает отказаться от обвинений против него. Тех, кто послушался и уступил просьбе, она одарила богатыми дарами, а непокорных выслала в Фессалоники. Итак, таким образом она освободила Феофила от обвинений против него и без всяких помех вооружилась против блаженного Иоанна 1263 , Когда же Феофил, стремясь низложить с епископского престола Иоанна, сделался для многих известен, тогда и те, кто был враждебно настроен к Иоанну, не вызывая подозрения, вступили против него в заговор. И многие, с одной стороны из клира, а с другой – из числа находящихся у власти, обдумывали время, когда они выступят против него, и, будучи научены императрицей и все больше угождая ей, вместе устремились к этому и приготовили в Константинополе большой собор против него, одни обвинения разослав письменно, а другие передав устно. Тогда Феофил ищет диавольскую личину для исполнения этой драмы, которую он и нашел 1264 .  46. Собор «у Дуба» 1265 .  47. Письма Феофила к папе. Реакция Иннокентия 1266 .  48. Осуждение Ираклида Эфесского. Бегство Феофила. Смерть Диоскора 1267 .  49. Ссыльный возвращается в Константинополь. Император же Гонорий, узнав у папы Иннокентия о произошедшем с блаженным Иоанном и что сторонники Феофила, сделав угодное императрице Евдоксии, незаконно, без всякой причины, низложили его, был весьма опечален. Ибо он слышал о его доблестном житии и о его духовном учении и хотел видеть его. Итак, он тотчас пишет письма своему брату императору Аркадию, порицая его, что он позволил, чтобы этот святой муж, о котором было засвидетельствовано всеми, был низложен, а того, которого в недавнее время порицал сам Аркадий как не канонично совершающего беззакония в подвластной ему епархии, поставил судьей 1268 безупречному человеку и вселенскому учителю и, самое главное, сделал это без согласования с посланниками Апостольского Престола и римскими епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1. Предсмертное покаяние Феофила О покаянии и прощении императора Феофила существует немалая литература. Современные историки, как, например, Д. Е. Афиногенов, склонны расценивать прощение как расчетливый ход царицы 6 . Среди исторических источников той эпохи в одних из них это событие обходится молчанием (как, например, у Георгия монаха), в других же подтверждается его предсмертное покаяние и посмертное прощение (Продолжатель Феофана, Житие царицы Феодоры, «Повесть о прощении Феофила»). В то время как Продолжатель Феофана пишет о покаянии как о факте, следуя изложению Феодоры, «Житие» и «Повесть» описывают покаяние Феофила в агиографическом жанре, в котором не остается никаких сомнений относительно реальности чудес и чудесных явлений. Согласно продолжателю Феофана, в ответ на просьбу св. Феодоры о прощении умершего Феофила свт. Мефодий ответил: «Но не посягнем на то, что выше нас, не в силах мы, как Бог , простить ушедшего в иной мир. Нам доверены Богом ключи от неба, и мы в силах отворить его любому, однако тем только, кто живет этой жизнью, а не переселился в иную» 7 . «А госпожа, то ли по правде, то ли как иначе пылая любовью к мужу (в чем согласны и мы), клятвенно заверила сей святой хоровод, что в последний его час я плакала, рыдала, все ему выплакала и изобразила, что грозит нам, ненавистным, за эту ересь в сем городе: лишение молитв, проклятий град, восставший народ – и вселилось тогда в него раскаяние в этой ереси. Он попросил их, я протянула, он их с горячностью поцеловал и отдал душу ангелам. Они выслушали ее речь и, чтя нрав августы (как никакая другая была она христолюбива), а также жаждая ввести поклонение святым иконам, общим приговором и мнением объявили, что, если все так и есть, найдет он прощение у Бога, и дали в том письменное удостоверение госпоже» 8 . Более подробная картина представлена в «Повести о прощении Феофила» и «Житии Феодоры» со сходной канвой событий. В последнем говорится о страшной предсмертной болезни, распадении уст, которое претерпел Феофил. Обеспокоенная Феодора, немного вздремнув, видит пресвятую Богородицу с несущим крест Младенцем Христом в окружении ангелов. Последние бранили и бичевали находившегося на смертном одре императора, который говорил: «Увы мне жалкому, за иконы меня бьют, за иконы меня бичуют». После такого истязания, продолжавшегося всю ночь, царь приложился к иконе Христа на энколпионе, принесенным вельможей Феоктистом, и исцелился. Так на собственном примере он познал пользу и благо от иконопочитания 9 . Через несколько дней император умер 10 20 января 842 г. 2. Смещение патриарха Иоанна Грамматика и назначение свт. Мефодия

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но где ты скрываешься, вера истинная и святая?.. И начал я часто, со слезами умолять Бога, чтоб Он не предал меня в жертву заблуждению, чтоб указал мне правый путь, по которому я мог бы направить к Нему невидимое шествие умом и сердцем. Внезапно предстает мне мысль... сердце к ней, как в объятия друга. Эта мысль внушала изучить веру в источниках – в писаниях святых отцов. «Их святость, – говорила она мне, – ручается за их верность: их избери себе в руководители»… «Видел ли ты, – говорят они, – кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, – знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению отцов»… Мысль эта послана Богом, от Которого всякое даяние благо, от Которого и мысль благая – начало всякого блага… Взглянул на религиозный мир из этой мысли и увидел: причина всех заблуждений состоит в неведении, в забвении, в отсутствии этой мысли…» Святитель Игнатий (Брянчанинов). 72. Пошёл бы да спросил. 71. Церковное предание сообщает, что святой Константинопольский патриарх Мефодий, чтобы принять решение об отпущении грехов Византийского императора-иконоборца Феофила - IX век), написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил его на жертвенник в алтаре Святой Софии, а потом во сне увидел ангела, возвестившего, что Бог помиловал императора Феофила. Это было сделано по просьбе супруги Феофила святой императрицы Феодоры. Одной из просьб императрицы Феодоры (после смерти своего мужа Феофила восстановившей почитание икон) было не произносить анафемы на её покойного мужа и разрешить его от грехов. Утром в подтверждение сна патриарх увидел, что на пергаменте место с именем Феофила стало белым, что было расценено как знак прощения. После этого собор письменно подтвердил отпущение грехов императора. И другие архиереи на соборе подтвердили отпущение грехов Феофила. 70. Святые отцы (св. Киприан Карфагенский, прп. Симеон Новый Богослов, свт. Игнатий Брянчанинов) учат, что православным христианином является тот, кто твёрдо знает свою Православную веру, не имеет никаких еретических и иных заблуждений по главным вопросам, касающимся нашего спасения, не имеет нераскаянных смертных грехов, регулярно участвует в таинствах Церкви и честно старается жить по евангельским заповедям, а свои грехи омывает искренним покаянием.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/18/o_...

17 декабря 2019 года в Праге состоялось заседание Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на котором было поддержано предложение Иерусалимского Патриарха Феофила провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года. Профанарский блог «Свет Фанара» утверждает, что Патриарх Феофил направил письмо «по указанию Московского патриархата», и сообщает: «Согласно журналистским источникам, письмо Вселенскому патриарху и другим греко-говорящим предстоятелям написано на английском языке, что происходит впервые. Вселенский патриарх Варфоломей ответил на письмо Феофила Иерусалимского по-гречески и в строгом тоне, считая патриарха Иерусалимского абсолютно некомпетентным делать такого рода действия». По его данным, ответ будет опубликован. «Свет Фанара» заявляет, что инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила якобы не получает положительного отклика от большинства православных священников, даже тех, кто высказался против украинской автокефалии. Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом решил не отвечать на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей, передает ТАСС со ссылкой всё на тот же блог «Свет Фанара». О своём решении не отвечать на призыв Патриарха Феофила собраться в Аммане кипрский первоиерарх сообщил на первом в 2020 году богослужении. В видеозаписи, которую публикует фанарский блог, архиепископ указал, что «он не считает серьезным этот шаг своего друга патриарха Иерусалимского», поэтому и «посчитал разумным не отвечать». На вопросы о дате встречи и возможном участии в ней он ответил, что «не рассматривал эту тему». А на вопрос о том, кто имеет право «созывать соборы предстоятелей», заявил: «Только Вселенский патриарх, никто другой. Поэтому я не воспринял это серьезно и не ответил, несмотря на нашу дружбу [с патриархом Иерусалимским]». «Ранее с аналогичным заявлением выступил и глава Элладской церкви. Схожую позицию стоит ожидать и от Александрийского патриарха, - пишет блог «Церковь сегодня» . - Теперь главный вопрос: в условиях бойкота инициативы п. Феофила рядом греческих предстоятелей найдется ли воля к тому, чтобы провести это собрание с теми, кто всё равно будет готов на него приехать? Многое здесь, безусловно, будет зависеть и от самого инициатора встречи. Как бы там ни было, ждать до февраля осталось совсем недолго. И если Амманский Собор случится, то очевидно, что сам факт такой встречи - встречи без участия поддержавших раскол - уже будет свидетельствовать о многом».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/io...

III. Святость. Цель избрания христиан Богом состоит в том, чтобы они «были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1. 4), возрастали «в святой храм в Господе» (Еф 2. 21), облеклись «в нового человека… в праведности и святости истины» (Еф 4. 24). Цель жертвенной смерти Христа - освящение Его Невесты, Церкви, «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф 5. 26-27). Из контекста ясно, что увещевание «не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Еф 4. 30) относится прежде всего к словам и речам, к-рые могут вредить действию Св. Духа, освящающего всю Церковь. Поскольку верующие - члены Тела Христова, постольку из их поведения должны быть исключены ложь, гнев, непристойные и злые слова, разрушающие гармоничные отношения между людьми. Только правдивая, назидательная и доброжелательная речь способна укрепить взаимное доверие и чувство солидарности (Еф 4. 25-32). «Как прилично святым», из их бесед должны быть удалены всякие грубые шутки и разговоры о непристойных предметах, прежде всего касающихся «блуда и всякой нечистоты» (Еф 5. 3-4; ср.: 5. 12). Подобные разговоры могут вести к терпимости по отношению к развратному поведению. Поэтому следует предостережение: «...знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. …Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5. 5-6). «Сыны противления» - те, кто «предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф 4. 19). Ефесские христиане сами были прежде язычниками («вы были некогда тьма»). Но ныне они не должны быть сообщниками язычников в их «бесплодных делах тьмы», ибо они «теперь - свет в Господе» и поэтому должны поступать «как чада света» (Еф 5. 7-8, 11). Верующие - свет, своим источником имеющий Христа Воскресшего. Поэтому они, будучи светом, способны рассеять тьму и преобразить все вокруг себя. Некогда они сами, осиянные Христом, испытали это восстание от сна, воскресли из смерти греха (Еф 5. 11-14).

http://pravenc.ru/text/182055.html

Так что, повторим еще раз, сам по себе факт параллелизма Еф. и Кол. не добавляет никаких аргументов в дискуссии об аутентичности Еф. Все же примем во внимание, что гипотеза о написании Еф. верным последователем ап. Павла после его смерти в качестве богословского итога включает в себя необходимым пунктом, что за основу взято Кол. Здесь даже заключительные пожелания по поводу подателя письма, Тихика, почти буквально повторяют Кол.: Еф. 6, 21 «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши». Кол. 4, 7 «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши». Теперь, наконец, можно остановиться на некоторых важных идеях Еф., неизбежно отмечая при этом параллели с Кол. 3. Основные важные темы Еф. Христология Христология – этот центральный пункт, «фокус» всего богословия ап. Павла, определяющий и екклезиологию, и сотериологию, – в Еф. уточняется и углубляется еще дальше. Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф. 1:17 ). 14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф. 3:14–16 ). Впереди, еще в рамках апостольского века, будут «болезни и труды» св. Иоанна Богослова, в писаниях которого, тоже, кстати, связанных с Ефесом, христология получит еще большее развитие (см. § 45. 4). Так создается новозаветная база, на которой вырастут христологические вероопределения Вселенских соборов и святых отцов, учивших о предвечности и надмирности Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божия и о Его единстве с Отцом и Святым Духом. Во многом христологические идеи Еф. созвучны, развивают или повторяют христологию Кол. Среди первых по значимости текстов обратим внимание на Еф. 1, 19–23 , где много параллелей с христологическим гимном Кол. 1, 15–20 (см. § 38. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

О возлюбленнем) ( Мф.3:17 ). Не прилагается более ничего: один Возлюбленный, для Которого, и через Которого облагодати нас. И мы поэтому возлюблены, но по милосердию. По себе мы бедны, во Христе блаженны. Еф.1:7 . Избавление πολτωσιν) искупление, оставление. Цена внесена, и подается оставление долгов. Не туне для правосудия Божьего, но по богатству благодати, по отношению к нам ( Рим. 5:21 ). По богатству благодати) Мысль о избавлении Кровью Христовой вдруг открывает представление преизобильной благодати, высочайшей милости. Понятие о благодати господствует в этом послании. Еф.1:8 . Преумножил) богатство благодати преумноженное. Выражение обилием своим показывает неизреченное богатство. Во всяцей премудрости и разуме) σοφα и φóνησις (благоразумие), мудрость и предусмотрительность в познаниях и действиях. Таковые дары подает благодать, возводящая нас к высшему совершенству духовному. Можно также разуметь: с величайшею мудростью преумножил, по премудрому совету ( Рим.11:33 ). Златоуст находит здесь оба понятия. То и другое − величайшее обилие сил, во Христе нам дарованных. Б.) О соединении всех под главою Христом ( Еф.1:9–14 ). Обилие этой премудрой благодати, преимущественно видно в открытой нам тайне всеблагой воли Божьей ( Еф.1:9 ). Еф.1:9 . Сказав) Так обильна благодать, что стремлением своим как бы вынесла к нам тайну Божью. Тайну воли Своей) Она же тайна Христова ( Еф.3:4 ) благовествования ( Еф.6:19 ), неисследованное богатство Христово ( Еф.3:8 ), многоразличная премудрость Божья ( Еф.3:10 ). Тайна Бога и Отца и Христа ( Кол. 2:2 ), предвечное определение. В Нем) в Себе или в Нем − Христе. а) Соединение небесного и земного, под Главою − Христом ( Еф.1:10 ). Бог положил в Свое время соединить все под Главою Христом: небесное и земное, ангелов и людей. Еф.1:10 . В смотрение) οχονομα домостроительство, образ действования и учреждения чего-либо нового. «Дабы явить это новое устройство. Называет экономией, ибо в этом видны премудрые средства для спасения человека, который не мог спастись ни законом, ни пророками, ни ангелами» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Весьма важное связанное с будущим понятие – надежда. При этом в Послании к Ефесянам понятие надежды обладает некоторой особенностью. Надежда не ограничена будущим Церкви, но распространяется далее, в космос как целое. О надежде говорится и на литургическом языке богослужения в молитвенных отрывках ( Еф.1:12,18 ), и в анамнезисе ( Еф.2:12 ) и в начале увещательной части ( Еф.4:4 ). Некогда верующие христиане были язычниками. О них говорится как о тех, кто «были в то время без Христа,... не имели надежды» ( Еф.2:12 ). Напоминание о печальном прошлом призвано побудить читателей еще больше дорожить той надеждой, которая им теперь дана. Надежда определяет весь их путь в вере. В начальном благословении они описаны как те, кто «ранее возложили надежду на Христа» ( Еф.1:12 ; перевод еп. Кассиана). В ходатайственной молитве говорится о возрастании познания той надежды, которую Бог даровал им Своим призванием ( Еф.1:18 ). По смыслу акцент здесь делается не на чувстве, но на предмете надежды, то есть на спасении. Состояние спасения в ( Еф.1:10 ) описано как космическое объединение во Христе «всего небесного и земного». Принципиально эта цель уже достигнута, но еще должна быть полностью реализована. Такое понимание цели, к которой призваны верующие и вообще весь мир, помогает понять, что означает высказывание о призвании к «одной надежде» в ( Еф.4:4–6 ). «Одна надежда»надежда на единый и примиренный космос. Такое понимание надежды, как упования на конечное космическое единство во Христе должно отражаться в жизни, которая воплощает, являет и всячески поддерживает эсхатологическое, но предвосхищаемое единство всех в Церкви. IV. Этика В чем выражается единство? В начале увещательной части послания, где говорится об одном Теле, одном Духе, одной надежде, одном Господе, одной вере..., указывается и о пути, который наилучшим образом соответствует сохранению этого единства. Читатели должны жить так, чтобы выразить единство Церкви. «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,... стараясь сохранять единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:1,3 ). Конкретно это означает развивать в себе самые необходимые для верующего добродетели. Во-первых, это смиренномудрие, которое основано на сознании собственной зависимости от милости и благодати Божией, а также на сознании достоинства своих братьев по вере. Во-вторых, это кротость, которая подразумевает готовность поступиться собственными правами в признании прав и потребностей близких. В-третьих, это долготерпение, которое снисходительно смотрит на недостатки других людей. И все это означает не что иное как научиться любить – «снисходя друг ко другу любовью» ( Еф.4:2 ). Любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Это – параллель к тому, что перед этим сказано о Христе, Которого Бог воскресил из мертвых и посадил «одесную Себя на небесах» ( Еф.1:20 ). То есть христиане принимают участие в господстве Христа над всеми космическими властями и в Его восстановлении космической гармонии и единства. Иными словами, христиане не удалены от жизни на земле и от связанных с этой жизнью конфликтов. Более того, как подчеркнуто в увещательной части послания, они ведут постоянную брань «против духов злобы». В этой брани они должны устоять, ибо они борются с позиции победы Христовой ( Еф.6:10–17 ). Тело Христово В изображенном космосе ефесянам больше не надо пытаться задобрить сверхъестественные силы, они не должны мыслить о себе как об одинокой группе верующих, одной из многих в Малой Азии. Их существенное отношение к превознесенному и космическому Христу описано также некоторыми другими яркими образами, которые использует автор послания с целью утвердить христиан в их идентичности. Самый известный образ Церкви – Тело Христово. Этот образ встречается в послании десять раз ( Еф.1,23, 2:16, 3:6, 4:4,12,16 (дважды), Еф.5:23:29 ) и характерен для Апостола Павла. Он образно описывает тесное единение верующих с Христом и базируется на древней идее солидарности того или иного общества. Но единение с Христом в образе Его тела не означает, однако, идентичности Церкви и Христа. Во всем послании этот образ используется для того, чтобы помочь верующим осознать себя как некое целое в тесном единении с восшедшим на небеса Христом как их главой. В конце молитвы благодарения говорится, что Бог «как главу над всем (hyper panta) дал Его (Христа) Церкви, которая есть Тело Его» ( Еф.1:22–23 , перевод еп. Кассиана). Здесь обращает на себя внимание то, что главенство Христа – над космосом, не над Церковью , но при этом Тело Христа – не космос, а Церковь как особая сфера Его присутствия. Эта особенность объясняется намерением подчеркнуть особое значение Церкви. В данном случае забота автора послания – показать, что господство Христа над всем космосом служит благу Церкви. Далее в послании образы Христа как главы и Церкви как Его Тела объединяются. Церковь как Тело Христово и подчиняется Христу, и обретает в Нем свою жизнь. А Христос как глава понимается и в смысле господства и в смысле источника, из которого Церковь берет свое существование. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Церковь повинуется Христу» ( Еф.5:23–24 ). Глава – Христос, «из Которого все тело... получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:15–16 ). В прочих местах образ Тела используется для того, чтобы подчеркнуть единство и неделимость Церкви (например, в Еф.2:16, 3:6, 4:4 ). Впрочем, Тело Христово – такое единство, в которое индивидуальные члены вносят различные вклады: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7, 4:16 ). Особенно отмечаются при этом служители слова, которые исполняют функцию «скрепляющих связей» между различными частями Тела ( Еф.4:11,12,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Павел вновь воссылает молитву ( Еф.3:14–21 ), чтобы Бог дал ефесянам силу «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» ( Еф.3:16 ), т. е. утвердиться духом в вере и в любви к Богу, «вселиться Христу в сердца их», дабы они могли «постигнуть со всеми святыми... превосходящую разумение любовь Христову» ( Еф.3:19 ). Действительно, любовь Отца Небесного, не пожалевшая Единородного Своего Сына для искупления согрешившего человечества, превосходит всякое человеческое разумение. Но утвердившемуся внутренним человеком, т. е. духом, во Христе становится доступна «широта и долгота, и глубина и высота» ( Еф.3:18 ) этой жертвенной любви Божией (четыре «стороны измерения» любви прообразуют четыре стороны креста Христова. Крест поэтому – символ жертвенной любви Христовой, как бы графически выражающий стих Еф.3 ( Григорий Нисский ). По Экумению, долгота есть познание предопределения спасения; широта – что благодеяние простирается на всех; глубина – что неисследимая сила его снизошла даже до ад для освобождения пленников, высота – что сшедший – Он же есть и восшедший на небеса (см. еп. Феофан, Толк. посл. к Еф.2:43 ). II. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (Еф.4:1–6, 18) 1. Общий строй жизни христианина (Еф.4:1–32) а) Единство веры ( Еф.4:1–16 ) Нравоучительная часть Послания находится в соответствии с вероучительной. В вероучительной части Апостол изложил учение о единстве Церкви и возглавлении всего во Христе, а здесь в нравоучении он поучает верующих быть в единении духа и жизни, в соответствии с христианским званием. Христианское звание побуждает поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг Другу, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:2–3 ). Среди добродетелей Апостол поставил на первом месте смиренномудрие, потому что им искореняется гордость, эгоизм, разделяющие общество. Затем указана кротость как первый плод смирения. На третьем месте указано долготерпение как самый надежный якорь среди испытаний. Венчает все любовь. Где любовь, там и все остальные добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010