Во избавление снабдения) для этого запечатлены и получили залог. Пεριποησις переводится у нас иногда как остаток ( 2Пар.14:13 ), иногда − получение, приобретение ( 1Фес.5:9 ). Вообще то, что всегда остается цело и невредимо. Итак, ις πολτρωσιν της περιποισεως может значить: 1) для того, чтобы показать, ознаменовать искупление удела Божьего; 2) для того, чтобы этому наследию Божьему иметь право на получение совершенного избавления от зла. См. Еф.4:30 . Христиане запечатлены в знак того, что они − искупленный отдел, принадлежность Бога ( 1Пет.2:9 ), λαó, ις περιποησιν то же, что здесь περιποησις − и получили залог в уверение, что они некогда совершенно избавятся от зла. В похвалу славы Его) «Все сие для славы Своей, а не для нас. Сие тем более уверяет слушателей в непреложности обетований» (Златоуст). Нравоучение Изложив высокое учение о вере христианской и возвысив ум читателей к высокой любви Христовой, апостол сходит с высоты созерцания в круг дел человеческих и учит сообразовать жизнь и нравы с духом христианства. Перед этим говорил он о соединении всех в единую Церковь , потому сначала учит хранить единство веры и духа ( Еф.4:1–16 ). Прежде было сказано о благодати искупления и оправдания. Согласно с этим, апостол учит совершенству жизни и нравов христианских, и, во-первых, учит всех вообще ( Еф.4:17–5:21 ), потом супругов, детей, родителей, слуг и господ ( Еф.5:22–6:9 ). I. Увещание хранить единство веры и духа А.) Само правило ( Еф.4:1–3 ). Б.) Побуждения: а) единство веры, Бога и Христа ( Еф.4:4–6 ); б) различие дарований, имеющих одну цель ( Еф.4:7–16 ). А.) Свойства, приличные христианину. Жизнь и свойства истинного христианина: быть кротким и добрым ко всем, единодушие и мир ( Еф.4:1–3 ). Еф.4:1 . Аз ... юзник) Узы апостола, слава для язычников ( Еф.2:13 ), могущественно преклоняют их внимание и послушание. Не говорит: «Апостол». «Быть связанным для Христа славнее, нежели быть апостолом, учителем, евангелистом» (Златоуст). Как сладки и спасительны были узы Павла, Златоуст (в прекрасной 8-й беседе на послание к Ефесянам) показывает из следующих мест: Деян.16:23–25, 20:24, 26:23, 28:20 ; Флп.1:13, 24, 29 ; Гал.6:17 ; Кол.1:24 ; Флм.1:9–10 . Для этого узника наилучшее утешение − плоды веры в христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Говоря об окончательной обработке сейчас указанного мотива, мы имеем в виду распространенные сказания, развивавшиеся отдельно от летописи и от житий и посвященные исключительно обращению Феофила. На греческом лучшим представителем этих сказаний являются тексты, издаваемые В. Э. Регелем 54 . По этим сказаниям оказывается, что сама царица Феодора в последние часы жизни Феофила, открыв кивот, где у ней были крест и образ Богоматери, заставила Феофила, против воли его, приложиться к ним. Затем Мадридский список выставляет участие пустынников в деле восстановления православия. Иоанникий, Арсакий и Исайя, по внушению свыше, пошли в Константинополь и побудили Мефодия свергнуть еретиков и восстановить православие 55 . О восстановлении православия сообщается следующее. Смерть Феофила еще не лишала преобладания иконоборческую партию. Но Мефодий с благочестивыми епископами решается обратиться к Феодоре с просьбой о восстановлении честных икон, и Бог устроил так, что это было хорошо в двояком смысле: содействовало спасению Феофила и публичному выражению православных чувств царицы, которые она доселе скрывала. Ибо когда Мефодий униженно просил царицу возвратить церкви ее благолепие, Феодора ответила ему: «Православные твои мысли, святой отец, я хорошо знаю, да будет же тебе известно, что я сама от предков научена поклонению святых икон», – и сейчас же вынимает из-за пазухи крест и изображение Богоматери и пред всеми лобызает их. Отличие мадридского пересказа заключается только в том, что в нем обращение Мефодия к царице обусловлено предварительным воздействием на самого Мефодия со стороны означенных выше пустынников. Заявив публично свою преданность иконопочитанию, царица обращается со своей стороны с просьбою к патриарху: помолиться Господу, чтобы он простил Феофилу его прегрешения, в особенности его поругание св. икон. Мефодий обещается назначить пост и молитву и просит также саму царицу распорядиться о том же по всему дворцу. Затем в Великой Церкви собраны были епископы и монахи и пустынники, между последними Иоанникий из Олимпа 56 , Феодор Исповедник и игумен Студийский и Феофан Исповедник и игумен Великого Поля, Михаил Исповедник и синкелл агиополит, Феодор Грапт и Феофан митрополит Никейский, поэт и Грапт. Все они предались общей молитве и бдению с постом в первую седмицу св. Четыредесятницы, умоляя Бога простить царя Феофила 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Исидор исполнил просьбу вдовы: раздал платье бедным. Вскоре Феофил узнал об этом и сильно рассердился на Исидора за то, что он не отдал ему денег. Феофил выдумывал на Исидора клеветы, подкупил лжесвидетелей против него, и Исидор был осужден и отлучен от св. таин. Лжесвидетели скоро раскаялись и говорили, что они ложно показали на Исидора, по наущению Феофила. Исидор, боясь за свою жизнь, недолго оставался в городе; он ушел в Нитрийскую пустыню, где провел свою юность. Его приход привлек и на пустынников гнев Феофила. Он ложно обвинил пустынников, будто они неправильно мыслят о Боге, созвав из своих епископов собор и произнес на них отлучение от Церкви. Монахи хотели найти защиту против Феофила в Константинополе, куда и прибыли. Иоанн Златоуст принял их, как того требовала христианская любовь, позаботился об их содержании в Константинополе, но до церковного общения, т. е. до причащения, не допустил, в силу церковных правил, как осужденных александрийским епископом. Он писал Феофилу о том, что пришедшие в Константинополь монахи право мыслят о Боге. Монахи, между тем, представили множество обвинений против Феофила императору: они просили передать дело на суд константинопольского столичного епископа. Феофилу было послано приказание явиться в Константинополь. Но он счел за лучшее явиться не подсудимым, а судьею. Вступив в сношение с врагами Златоуста и созвав епископов разных городов, в числе которых были и низложенные Златоустом, он прибыл с ними в Константинополь для составления собора с целью суда над Златоустом. Отказавшись от гостеприимства Златоуста, он остановился в одном из царских домов. Он не хотел даже ни видеться с Златоустом, ни говорить с ним, ни участвовать с ним вместе в молитвах. Святой Иоанн неоднократно посылал просить к себе Феофила, чтобы объясниться с ним о причине неудовольствия, но у Феофила далеко не было такой кротости и миролюбия, как у св. Иоанна. Феофил всячески старался низвергнуть Златоуста с кафедры. Для этого он старался сначала сойтись с его врагами, чтобы иметь в них себе поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Предсмертное покаяние Феофила О  покаянии и прощении императора Феофила существует немалая литература. Современные историки, как, например, Д. Е. Афиногенов, склонны расценивать прощение как расчетливый ход царицы Среди исторических источников той эпохи в одних из  них это событие обходится молчанием (как, например, у Георгия монаха), в других же подтверждается его предсмертное покаяние и посмертное прощение (Продолжатель Феофана, Житие царицы Феодоры, «Повесть о прощении Феофила»). В то время как Продолжатель Феофана пишет о покаянии как о факте, следуя изложению Феодоры, «Житие» и «Повесть» описывают покаяние Феофила в агиографическом жанре, в котором не остается никаких сомнений относительно реальности чудес и чудесных явлений. Согласно продолжателю Феофана, в ответ на просьбу св. Феодоры о прощении умершего Феофила свт. Мефодий ответил: «Но не посягнем на то, что выше нас, не в силах мы, как Бог, простить ушедшего в иной мир. Нам доверены Богом ключи от неба, и мы в силах отворить его любому, однако тем только, кто живет этой жизнью, а не переселился в иную» «А госпожа, то ли по правде, то ли как иначе пылая любовью к мужу (в чем согласны и мы), клятвенно заверила сей святой хоровод, что в последпий его час я плакала, рыдала, все ему выплакала и изобразила, что грозит нам, ненавистным, за эту ересь в сем городе: лишение молитв, проклятий град, восставший народ - и вселилось тогда в него раскаяние в этой ереси. Он попросил их, я протянула, он их с горячностью поцеловал и отдал душу ангелам. Они выслушали ее речь и, чтя нрав августы (как никакая другая была она христолюбива), а также жаждая ввести поклонение святым иконам, общим приговором и мнением объявили, что, если все так и есть, найдет он прощение у Бога, и дали в том письменное удостоверение госпоже» Более подробная картина представлена в «Повести о прощении Феофила» и «Житии Феодоры» со сходной канвой событий. В последнем говорится о страшной предсмертной болезни, распадении уст, которое претерпел Феофил. Обеспокоенная Феодора, немного вздремнув, видит пресвятую Богородицу с несущим крест Младенцем Христом в окружении ангелов. Последние бранили и бичевали находившегося на смертном одре императора, который говорил: «Увы мне жалкому, за иконы меня бьют, за иконы меня бичуют». После такого истязания, продолжавшегося всю ночь, царь приложился к иконе Христа на энколпионе, принесенным вельможей Феоктистом, и исцелился. Так на собственном примере он познал пользу и благо от иконопочитания Через несколько дней император умер 20 января 842 г.

http://bogoslov.ru/article/290419

  Чудо, которое произошло в VI веке в малазийском городе Адане и дало название   иконе. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой и этим завоевал почет и уважение.   Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали.   Обида жгла Феофила, ему казалось, что все в городе насмехаются над ним, и он решил восторжествовать над обидчиками. Но как? Нашелся советчик, который подсказал: попроси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так велико, что Феофила не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал   с дьяволом договор – хартию. Подписал хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал   Феофила назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и   предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый поступок совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм, каяться. Но понимая, что сам,   добровольно отрекся   от Бога, он уже не смел   обращаться к Нему. И тогда он обратился к Богородице, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Вот эти слова кающегося Феофила   и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». Богородица спасла Феофила, более того Она вернула эконому подписанную им   хартию. Потому что, как сказано: «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».                    Дорогая Ольга, о чудесах, творимых по молитве этому образу можно рассказывать долго. Лермонтов посвятил ей стихотворение, в трудные моменты жизни у иконы молился Тютчев,   с   образом не расставалась Матушка Матрона… На одном из списков иконы «Взыскание погибших», выведены такие слова: «Дерзай, взыщу и услышу». Помощи вам Божьей, сил и веры            Молитва перед иконой Богородицы «Взыскание погибших» Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдаша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих.

http://pravmir.ru/brat/

Так как нет данных о таких событиях в Антиохийской Церкви, которые побуждали бы поставить нового епископа при жизни предшественника, то естественно предположить, что Максимин вступил на кафедру после смерти Феофила. Но в таком случае 177-й год, указанный в Хронике Евсевия как год вступления на кафедру Максимина, вносит затруднение в решение вопроса об авторе трех книг к Автолику, так как стоит в ясном противоречии с выводом из третьей книги, по которому Феофил жив был еще в 181–182-м годах и в это время продолжал свою литературную деятельность. Других известий о времени епископства Максимина нет; только признается твердо установленным, что Серапион, преемник Максимина, вступил на епископскую кафедру в 190–191-м году (Adolf Harnack. Gesch. der altchristl. Litterat. Theil II, Bd. I., S. 208–213). Так как несомненно, что третья книга к Автолику написана после смерти Марка Аврелия, то остается предположить, что Евсевий допустил ошибку или в определении года вступления на кафедру преемника Феофила – Максимина, следовательно, и в смерти Феофила, или же в усвоении Феофилу трех книг к Автолику. Были попытки доказать, что книги к Автолику написаны действительно Феофилом, но не епископом Антиохийским, которому они приписаны Евсевием, а младшим современником и земляком епископа Феофила (Dodwell, Dissertationes in Irenaeum. Oxoniae, 1689, p. 171, 182; C. Erbes, Die Lebenszeit des Hippolytus nebst der des Theophilus von Antiochien в: Jahrbücher für protest. Theol. Bd. 14, 1888, S. 617–632). Но так как гораздо легче допустить ошибку в хронологическом указании, чем в определении личности автора произведений, то свидетельство Евсевия о том, что автором трех книг к Автолику был Антиохийский епископ Феофил, считается непоколебленным: Евсевий не точно указал год вступления на кафедру преемника Феофила – Максимина, и Феофил умер не раньше 182-го года. Поэтому нет оснований для серьезных сомнений в достоверности предания Евсевия, что епископ Феофил был автором трех книг к Автолику. V. 3. Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Патриаршество Феофила было отмечено не только борьбой с язычеством, но и противостоянием оригенизму. В 394 г. Феофил вместе с Иоанном II Иерусалимским и Руфином еще защищал Оригена от обвинений блж. Иеронима Стридонского и св. Епифания . Вскоре, однако, Патриарх изменил свое мнение, созвав в Александрии Собор против приверженцев идей Оригена, к-рых было немало среди противостоявших Патриарху нитрийских монахов (399). Правление Феофила было омрачено его раздором со свт. Иоанном Златоустом , Патриархом К-польским (398-404). Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, к-рого он прочил в К-польские Патриархи по смерти Нектария (397). Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в К-поле. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в К-поль для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией . Результатом был печально знаменитый Собор «У дуба» (404). Но в целом деятельность Патриарха Феофила заслужила признание: отцы Эфесского Собора (431) называли его вместе с Афанасием Великим в ряду знаменитых учителей Церкви, а св. папа Лев I причислял вместе со святителями Афанасием и Кириллом I к наиболее выдающимся пастырям Александрии. VI. Патриаршество свт. Кирилла (412-444) По смерти Феофила в Александрии начались споры о преемнике: одни склонялись в пользу его племянника Кирилла , др. поддерживали архидиак. Тимофея. Избранный Кирилл, участвовавший в низложении свт. Иоанна Златоуста, долгое время отказывался вносить его имя в диптихи и решился на это лишь в 419 г. под влиянием прп. Исидора Пелусиота . Свое правление Патриарх Кирилл начал борьбой с расколом последователей Новациана : он закрыл их церкви в Александрии, конфисковал сокровищницы и лишил имущества их еп. Феопемпта. При свт. Кирилле в Менуф близ Канопа были перенесены мощи святых Кира и Иоанна из александрийского храма св. Марка. Однако в этой считавшейся священной местности, куда язычники, евреи, а иногда и сами христиане приходили за прорицаниями и исцелением, язычники продолжали собираться еще в кон. V в.

http://pravenc.ru/text/82070.html

За это Феофил был схвачен, послан в Москву под стражею, все имущество его, – множество золота, серебра и сосудов – взяты в княжескую казну. В Москве Феофил, без всякого суда, был заключен в Чудовом монастыре и оставался там до самой смерти. Может быть, в обвинении Феофила и была некоторая доля правды, потому что владыка имел основание быть недовольным исходом своих продолжительных переговоров с великим князем и, под влиянием чувства недовольства, мог даже как-нибудь неосторожно выразить сочувствие к литовской партии, и только 817 . Но сбыточное ли было дело – вновь желать подданства литве, когда она не могла оказать Новгороду никакой помощи в самое тяжкое для него время, да и в духе ли было Феофила, хлопотавшего о мире со всевозможными уступками и жертвами, накликать новую беду на разоренное отечество? Летописец, по-видимому, сторонник Москвы, не винит прямо архиепископа Феофила ни в измене, ни в заговоре, а напротив, говорит, что «Новгородский владыка Феофил оставил епископство нужею (по принуждению) великого князя» 818 . Скорее всего, лишение Феофила архиепископии было делом той же политики, и партии московской, которые навели великого князя на Новгород, придумав назвать его государем, и задумано это в видах политических, т. е. с той целью, чтобы и во главе Новгородского духовенства иметь человека, преданного Москве. Новгородцы, пользуясь древним правом, доселе избирали себе владык сами и непременно из природных Новгородцев, которые потому с детства были пропитаны духом своих соотечественников и, естественно, всегда держали их сторону. Иоанн Васильевич очень хорошо понимал невыгоду этого для своих целей, и потому, естественно, изыскивал случая, чтобы избрать для Новгорода нового владыку в Москве и непременно из иноков Московских. Мысль великого князя, видимо, поддерживал и митрополит Геронтий, ибо он не только не воспротивился удалению и заточению Феофила, без всякого суда со стороны духовной власти, но и согласился, истребовав от Феофила отреченную грамоту 819 , поставить на место его нового архиепископа, согласно с волею князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В противоположность Руфину, блаж. Иероним не мог публично хранить молчание и до конца жизни Руфина и даже после его смерти продолжал преследовать его презрительными насмешками и обидными выпадами против него в своих письмах и предисловиях к различным сочинениям 278 . Полемикой с Руфином участие блаж. Иеронима в оригенистских спорах не ограничилось: в 402 г. он перевел на латинский язык пасхальное послание еп. Феофила Александрийского, еще раз осуждавшее Оригена 279 , и отослал его на Запад вместе с переводом пасхального послания еп. Феофила предыдущего года 280 , а также других посланий еп. Феофила – к свт. Епифанию Кипрскому , епископам Палестины и Кипра 281 , равно как и ответом еп. Иоанна Иерусалимского и палестинских епископов 282 и посланием Епифания к блаж. Иерониму 283 . Тем самым блаж. Иероним представил Западу полное досье по делу Оригена 284 . Он продолжал поддерживать еп. Феофила Александрийского и в дальнейшем, особенно в его конфликте с Константинопольским патриархом свт. Иоанном Златоустом , приведшем к низложению и ссылке последнего в сентябре 403 г. В 404 г. Вифлеемский пресвитер перевел на латинский язык еще одно пасхальное послание Феофила, также осуждавшее оригенизм 285 , а в 406 г. перевел еще несколько сочинений Феофила против свт. Иоанна Златоуста 286 . 8. Последние годы в Вифлееме (403–419/420 гг.) Между тем в конце 402 г. тяжело заболела близкая подруга блаж. Иеронима и его покровительница – Павла. Ее немощное тело, ослабленное суровыми постами и многочасовыми бдениями, с трудом могло сопротивляться болезни, которая тянулась весь 403 г., и, несмотря на все старания блаж. Иеронима и ее дочери Евстохии, днем и ночью ухаживавших за ней, в конце концов оказалась неизлечимой 287 . 26 января 404 г. в возрасте 56 лет Павла скончалась; ее похоронили с подобающими почестями при большом стечении верующих мирян и клириков (в том числе при участии еп. Иоанна Иерусалимского и некоторых других епископов) в крипте церкви Рождества Христова в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества 288 . Вифлеемский пресвитер сочинил в ее память стихотворную эпитафию, состоявшую из 11 гекзаметров, в которой он не столько превозносил ее родословную, сколько восхвалял ее добродетели как первой римской аристократки, в добровольной бедности сочетавшейся со Христом и удостоившейся быть погребенной рядом с Его яслями 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Переходим к обозрению последнего иконоборческого царствования – Феофила, сына Михаила Косноязычного, вступившего на престол византийский в 830 году. От Феофила, как и от отца его, Церковь не ожидала иконоборства. Он одушевлен был самым горячим участием к делам церкви, к благосостоянию её, и отличался ревностным почитанием пресв. Богородицы и св. угодников. Он сам сочинял церковные песни, которые и употреблялись при богослужении. Иконопочитатели полагали, что он будет настолько рассудителен, что уступит требованию большинства лиц в церкви, восстановит иконы; в самом же деле случилось не то. Его ревность к церковным делам получила направление не в пользу православия: виною этого больше всего было воспитание Феофила. Его учителем был непримиримый враг икон Иоанн Грамматик, который вкоренил в сердце Феофила иконоборческие стремления и оказывал на него влияние самое невыгодное для иконопочитателей; и это тем более, что Иоанн Грамматик вскоре (в 833 г.) сделался патриархом Константинопольским. Феофил был не лучше самых жестоких иконоборческих императоров. Его ярость обратилась в особенности на монахов, между которыми было много иконописцев и в которых он встретил наибольшее сопротивление себе. Многие монастыри были опустошены, ни один монах не осмеливался показываться на улицах столицы. Художники между ними получили запрещение писать иконы, и если однако же вопреки запрещению, они продолжали заниматься этим делом, то подвергались телесному наказанию. Так например случилось с монахом Лазарем. Руки иконописцев были опаляемы при помощи раскаленных железных досок. Не меньшим бедам подвергали себя и ученые защитники иконопочитания. Император сам вступал с ними в диспуты и горе было тому, кто не убеждался доводами Феофила. Так двое братьев, Феофан и Феодор, родом из Иерусалима, за подобное преступление не только были наказаны двумястами ударами палок, но им начертан еще был на челе один греческий, содержащий насмешку, стих, почему они и получили название «начертанных» ( γραπτο). Также ученый монах Мефодий должен был в продолжение семи лет скрываться от ярости Феофила на одном острове, где он жил в пещере с двумя разбойниками. Но такие гонения нимало не останавливали иконопочитателей в них ревности; так, тот самый Лазарь, который наказан был палками, тотчас же с места казни спешит в храм Предтечи, который находился в Константинополе, и, исполненный религиозного воодушевления, начертывает здесь образ Иоанна Предтечи 218 . Такие факты должны были поднимать дух иконопочитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010