Стыдно переговаривать более нелепости сих разговоров. Советую вам сжечь сии грамотки, которые, есть-ли дойдут до правительства, не принесут ни чести, ни удовольствия ни сочинителям, ни распространителям“. Одновременно с этим в Св. Синоде рассматривалось дело, возбужденное неприличными поступками Феофила. По этому поводу м. Филарет опять писал к Гавриилу: „архимандрита Феофила конечно жаль. Но почему бы и ему не пожалеть самому себя, после неоднократных опытов одним и тем же путем входить в состояние, достойное сожаления“ (Там же, стр. 154 – 155). Феофила отрешили от настоятельской должности и с запрещением священнодействия поместили в заштатный преображенский монастырь воронежской епархии (18 янв. 1836 г.) (См. Русск. Арх. 1876 г. III, 170.). Через год послушания, его опять сделали настоятелем глуховского петропавловского монастыря черниговской епархии (10 июля 1837 г.). Но слабость опять увлекла Феофила к тем же проступкам, зазорным особенно в монашестве. Снова удалили его от настоятельства и 13 сент. 1839 г. послали в саранский петропавловский монастырь пензенской епархии, с запрещением священнослужения, под строгий надзор настоятеля. Надзор был слишком суров (Дело архива Св. Синода, 1845 г. 1776. При деле приложены два Слова, говоренные Феофилом, по разрешении священнослужения: в неделю расслабленного, 28 апр. 1846 г., и надгробное, пред отпеванием тела надв. сов. Дамиана Крейера, 8 февр. 1846 г.), так что Феофила пожалели – перевели в нижегородские архиерейский дом под личное наблюдение епархиального преосвященного (30 апр. 1846 г.). В следующем году преосв. Иаков (Вечерков) сделал его наместником печерского монастыря (Дела арх. Св. Синода 1847 г. 1930). Но в 1850 г. Феофил по преклонным летам просил себе увольнения от должности наместника и дозволения на увольнение его в общежительный русский скит св. пророка Илии на афонской горе. Св. Синод, уволив его от наместничества, не разрешил увольнения его за границу (Дела арх. Св. Синода 1850 г. 543 и 1852 г. 3579). Феофил имел с того времени пребывание в городецком федоровском монастыре, где и скончался в 1869 г., 82-х лет, приняв перед смертью схиму, с именем Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Еф.4:32 . Блази) не только без горечи, но друг другу приятны, благожелательны. Милосерди) не только без вспыльчивости, но и сострадательны, добросердечны. Прощающе друг другу) не только не гневливы, но побеждая зло других своей добротой. Якоже и Бог во Христе и пр.) Кол.3:13 . Новое побуждение, сильнейшее. Мы должны смотреть один на другого, как недавно освободившиеся от величайшего несчастья нам общего, как преступники помилованные. Вспомним притчу о двух должниках царю ( Мф.18:23 и д.). б) Увещание хранить в себе нового человека, и всевозможно убегать дел ветхого ( Еф.5:1–14 ). Здесь главные правила: подражать Богу и Христу, и во всем поступать как чадам света. Это по объяснению апостола, значит: ба) иметь любовь чистую, и удаляться всего ей противного ( Еф.5:1–7 ) бб) исполнять все роды добродетелей, а противное тому обличать ( Еф.5:8–14 ). ба) О любви чистой и тому, что ей противно ( Еф.5:1–7 ). Новый человек есть чадо Божье, и потому должен подражать в любви Богу и Христу, из любви к нам предавшему Себя в жертву за грехи наши ( Еф.5:1–2 ). Еф.5:1 . Подражатели Богу) в любви и милосердии ( Мф. 5:45–48 ), по которым даровал нам Сына Единородного ( Ин.3:16 ). Якоже чада) дети выражают нравы и свойства родителей. Возлюбленная) это более всего должно располагать нас к любви. Еф.5:2 . Ходите) Будьте постоянны. Вся деятельность должна происходить от любви. Противная этому деятельность происходит от злобы ( Еф.4:31 ). Якоже и Христос) Флп.2:5 . Возлюбил) грешников, врагов ( Рим.5:8 ). Предаде Себе за ны) Ин.15:13 . Приношение и жертву) Евр.10:5 и д. Приношение не только за грех , но и в знак благодарности и при прошении. Жертва Христова есть и жертва благодарения εχαριστα , и жертва умилостивления. В воню благоухания) древнейшее выражение. Во всех бывших жертвах, благоволительно принятых Богом, действовало это приятное благоухание Христово ( Евр.10:1 ). Это описание любви Христовой научает нас любви чистой, любви к самим врагам. «Видишь, что страдать за врагов есть воня благоухания, жертва благоприятная» (Златоуст). О любви в Церкви Ефесской говорится в Откр.2:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

V. 1. Древние известия о литературной деятельности Феофила Имя Феофила переносить нас в Антиохию, столицу Сирии – место столкновения и смешения Греческой и Восточной культуры. Известность Антиохийской Церкви восходить к первым дням Христианства. Основанная апостолом Павлом, управляемая Апостолом Петром как ее первым епископом, считающая среди достойных его преемников мученика Игнатия, она надолго сохранила высокие традиции о своем происхождении. Феофил был шестым епископом Антиохийской Церкви. В «Церковной истории» (4:24) Евсевия читаем следующее сообщение о нем: «От Феофила, который был епископом Антиохийской Церкви, до нас дошли: три книги начального учения к Автолику, книга с надписью: Против ереси Гермогена, в которой он приводит свидетельство из Откровения Иоанна и несколько других огласительных сочинений. Так как и в то время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри Церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, как диких зверей, иногда наставлениями и увещаниями к самим братиям, иногда открытою борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения, обличая мнение их точнейшими доводами. Восставал на них, вместе с другими, и Феофил; это видно из превосходной его книги, написанной против Маркиона – она вместе с вышеупомянутыми сохранилась и доныне». Таким образом, во времена Евсевия существовали следующие сочинения Феофила Антиохийского : три книги к Автолику ( τρα τà πρòς Ατλυκον στοιχειδη συγγρμματα), сочинение против ереси Гермогена, сочинение против Маркиона и огласительные сочинения ( κατηχητικà βιβλα). Блаженный Иероним не ограничивается повторением известия Евсевия, но дополняет его новыми данными, которые говорят о независимом знакомстве его с произведениями Феофила. В «О Знаменитых Мужах» (25) он пишет: «Феофил, шестой епископ Антиохийской Церкви, при Императоре Марке Антонине Вере, написал книгу против Маркиона, которая существует доныне. Ему же принадлежать три книги к Автолику, одна книга против Гермогена и другие краткие и прекрасные трактаты, относящиеся к созиданию Церкви (breves elegantesque tractatus ad aedificationem ecclesiae pertinentes). Я читал известные под его именем комментарии на Евангелие и на Притчи Соломоновы, которые, как мне кажется, не сходствуют с изяществом формы и с языком (phrasi) вышеупомянутых книг».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Образ храма показывает, что Церковь самим своим существованием и высоким положением обязана Христу. Но этот образ показывает также, что Церковь существенно обязана также апостолам и пророкам, так как «храм», состоящий из бывших язычников, утвержден «на основании Апостолов и пророков» ( Еф.2:20 ). Апостолы были живой связью с воскресшим Христом, они вместе с пророками дали принципиальное истолкование Евангелия. Святые апостолы и пророки упоминаются далее в экскурсе о служении самого апостола Павла ( Еф.3:1–13 ), в котором он изображается как благовестник и истолкователь того, что Бог совершил во Христе. Он принял и уразумел откровение тайны, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих» ( Еф.3:3–5 ). В своем служении он наделен Божественной благодатью ( Еф.3:2,7,8 ). Все это, конечно, распространяется не только на апостола Павла, но на авторитет апостольского Предания как такового. В увещательной части послания, в ( Еф.4:11–16 ), наряду апостолами и пророками упоминаются также евангелисты, пастыри и учителя. Они тоже носители и хранители Предания. Апостолы и пророки становятся как бы нормативными фигурами прошлого, «отцами-основателями» Предания. Что касается учителей, то они уже как бы перекидывают мост между апостольским и послеапостольским временем. Они благовествуют согласно с апостольской традицией, они хранят Предание, применяют его к меняющейся ситуации. Тем самым учителя, служители слова становятся необходимыми «элементами» здания Церкви. Их важность в нравственном наставлении христиан подчеркнута также в отрывке об «обучении Христу» ( Еф.4:20–21 ). Церковь , принимая и усваивая учение апостольского Предания, тем самым формируется Самим Христом, Который есть источник новой жизни и нового образа жизни. II. Сотериология (путь к спасению) Контраст между прошлой и настоящей жизнью ефесских христиан – одна из основных тем Послания к Ефесянам. Жизни в язычестве противопоставляется новая жизнь во Христе. Прошлое противопоставляется настоящему как в молитве благословения ( Еф.1:3–14 ), в которой Бог благословляется за все, что Он совершил для читателей послания, так и в благодарении ( Еф.1:15–23 ), где также упоминаются прошлые деяния Бога во Христе ради Церкви. Та же тема звучит в анамнезисе ( Еф.3:1–13 ), напоминающем о том, чем читатели обязаны апостолу Павлу. Во всех этих случаях цель напоминания – пробудить в читателях благодарность и хвалу Богу и Христу за все блага, которые даровано Церкви. Евангелие апостола Павла и сам апостол

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

и «ревнител быв великаго Божественному житию» (904 об.); святые Феофан и Феодор пишут и отправляют послание М. (Л. 906 об.), он им отвечает (л. 907) - М. представлен сидящим в пещере перед столиком, на котором развернут свиток, левой рукой святой придерживает свиток, правой пишет в нем; мучения М. (Л. 907 об.; «…сокрушеном челюстем и весь иный понес мучный образ») - к сидящему в пещере святому приближаются 2 мужа с дубинами; имп. Феофил через чтение книг прозревает свое неразумие (Л. 911 об.) - внизу образом обличения в нечестивых деяниях императора представлен заключенный в пещеру М.; освобождение М. (Л. 912 об.) - посланник императора, указывая перстом на фигуру имп. Феофила (в верхней части), выводит святого из пещеры; М. в К-поле сидит перед императором и беседует с ним (Л. 913). События, связанные с восстановлением иконопочитания, изложены в контексте обретения имп. Феофилом прощения от Господа, фигура М. представлена в следующих сценах: возведение на патриарший престол (Л. 919 об.) - М. стоит с кодексом в руке перед храмовым престолом; беседа преподобных Иоанникия Великого, Исаии Никомедийского и Арсакия с М. (Л. 920 об.); М. с сонмом архиепископов, священников и монахов уверяются в благочестии имп. Феодоры (Л. 920-921 об.); имп. Феодора просит патриарха молиться за имп. Феофила (Л. 922); М. собирает духовенство и монахов «по всей области греческой» в Великую церковь (Л. 922 об.); М. с собором духовных лиц в присутствии имп. Феодоры совершает моление о имп. Феофиле (Л. 923); в сновидении имп. Феодоры М. с собором изображены как просители за имп. Феофила, представшего перед Спасителем (Л. 924); имп. Феодора рассказывает сон патриарху, М. пишет имена еретиков и имп. Феофила в свиток и кладет его «под святою трапезою» (Л. 925); ангел возвещает в храме М., что его молитва услышана Господом и имп. Феофил помилован (Л. 925 об.); М. берет свиток с именами из-под престола (слева) и сообщает имп. Феодоре, что имя Феофила «заглажено от Бога» (справа) (Л. 926); второе удостоверение М.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

195 Здесь и далее свободное рассуждение Палладия на тему отрывка Деяний Апостолов, в котором рассказывается о Симоне-волхве. 199 Диакон имеет в виду массовый «исход» из Константинополя сторонников св. Иоанна Златоуста . Этот «исход» продолжался около года, начиная с момента отъезда Златоуста в ссылку. (См.: Pietri Ch. Roma christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade a Sixte III. Paris, 1976. Vol. 2. P. 1300–1306.) 200 Проведя в Риме достаточно долгое время, Палладий хорошо знал о происходящем. Он объясняет, что прежде всего было получено письмо Феофила Александрийского с сообщением о низложении св. Иоанна Златоуста . (См.: Pietri Ch. Op. cit. P. 1300.) Послание из Александрии было получено в конце мая 404 г. Можно предположить, что письмо Феофила было составлено в последних числах апреля. (См.: Pietri Ch. Op. cit. P. 1300, n. 3.) Авторы нового критического издания «Диалога» придерживаются другой хронологии. Согласно их утверждению, посланник Феофила прибыл в конце июня. (См.: Dialogue. T. Р. 37.) 202 Св. Иоанн Златоуст был обвинен и неправедно низложен в сентябре 403 г. на так называемом соборе «у Дуба». Он был отправлен в ссылку, но вскоре возвращен по желанию императрицы Евдоксии. Однако его враги вновь начали плести против него интриги, результатом которых было окончательное изгнание Златоуста из Константинополя в июне 404 г. 204 Феофил Александрийский часто пользовался в своей деятельности не вполне корректными методами и средствами. С помощью денег он завоевывал поддержку двора, прибегал к помощи гражданской власти, чтобы держать в повиновении подчиненных ему епископов: мог низложить и удалить их, не объясняя причины, мог подвергнуть их гражданским наказаниям. Благодаря этому всемогуществу он получил прозвище христианского фараона. (См.: Гидулянов П. В. Указ. соч. С. 562–563.) 205 Письмо Феофила не содержало никаких подробностей о низложении Златоуста. Кроме того, оно должно было быть подписано также и епископами – участниками собора. Поступок Феофила был неправомерен также и потому, что этот вопрос не подлежал суду одной лишь Александрийской Церкви, а касался всего Востока. (См.: Pietri Ch. Op. cim. P. 1300.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Торжество Православия - это великое торжество малого гонимого стада, торжество гонимых монахов, торжество Церкви, наполнившейся мучениками и исповедниками. Последние оказались гонимыми чуть ли не впервые, причем не от язычников, не от покровителей древних ересей, но от тех, кто сами мыслили себя покровителями христианской веры и борцами с идолослужением. Тем ощутимее и ярче была победа, чем сильнее и неожиданнее ранее нагрянуло разгоревшееся гонение. Хотя современные историки пытаются усмотреть и усматривают в повествованиях монаха Феофана, его продолжателя, Георгия монаха, а также в житиях иконопочитателей элемент небеспристрастного отношения к иконоборчеству и иконоборческим деятелям, самая суть их повествования едва ли может быть подвергнута сомнению. За неимением собственно иконоборческих источников, которые по неписанным обычаям того времени были по большей части уничтожены, нам остается воссоздать мозаику событий (без претензий на новые научные интерпретации) на основании некоторых имеющихся под рукой данных. Основные герои торжества Православия - св. царица Феодора и свт. Мефодий Константинопольский. Основные противники - свергнутый патриарх Иоанн Грамматик и его многочисленные сторонники. В разных повествованиях описывается, как св. Феодора приходит к мысли о восстановлении святых икон по совету одного из своих приближенных чиновников а также после беседы с монахами-иконопочитателями. Восстановление иконопочитания предваряется известной историей о прощении императора Феофила. Овдовевшая царица вступает в своеобразное препирательство со сторонниками иконопочитания, которые призываются ею к признанию посмертного прощения или предсмертного раскаяния ее умершего супруга Феофила, последнего императора-иконоборца. По словам Феодоры прощение Феофила - условие для восстановления иконопочитания, однако в случае невозможности посмертного прощения она свидетельствует о его предсмертном покаянии. Так или иначе торжество Православия совершается на следующий день после посмертного прощения Феофила, который умер в возрасте всего лишь 29 лет, согласно народным преданиям, от глубокой скорби о своем отечестве - Аморионе, взятом и жесточайшим образом опустошенном арабами в 838 г. После смерти Феофила, ознаменовавшей конец так называемого второго иконоборчества, иконопочитание восстановилось с гораздо меньшими усилиями нежели после первого иконоборчества - без большой подготовительной работы и без созыва Вселенского собора.

http://bogoslov.ru/article/290419

Епифаний письменно отвечал ему: — Страстотерпец Иоанн! мужайся в своих страданиях и знай, что ты не достигнешь того места, куда тебя изгонят. Пророчество обоих исполнилось. Епифаний, пробыв еще немного в Константинополе, увидел, что на святого Иоанна восстают несправедливо; не желая быть сообщником разбойнического суда над праведником, он тайно сел вместе с своею свитою на корабль и отправился домой. Дорогою Епифаний, по пророчеству Иоанна, преставился ко Господу, не достигнув до своего города. Точно также и Иоанн, во время своего вторичного изгнания, не дойдя до места, в которое он был сослан, согласно пророчеству Епифания, почил о Господе. Но об этом скажем впоследствии; теперь же мы возвратимся к прерванному изложению событий. Надеясь на помощь царицы и не боясь ничего, Александрийский патриарх Феофил немедленно прибыл в Константинополь, имея в своей свите многих епископов, которых он искусно склонил к единомыслию с собою. Царь не желал принимать Феофила до тех пор, пока от папы Иннокентия не прибудут римские епископы. Он не знал, что римляне ждали от него второго письма с приглашением приехать на собор. Между тем царица, призвав к себе тайно от царя Феофила и всех приехавших с ним епископов, сообщила им свое намерение относительно Иоанна и просила их, чтобы они постарались низложить святого с престола. Те обещали свое содействие, за что царица одарила их подарками. После сего она призвала к себе всех иноков, пресвитеров и епископов, пришедших из Египта, которые жаловались на Феофила. Их было шесть епископов и двадцать пресвитеров и диаконов, отступивших от Феофила и искавших суда на него. Собрав их всех, царица стала просить их не представлять на суд обвинений против Феофила и простить ему свою обиду. Одни послушали царицу и, возложивши на Господа печаль свою, умолкли, другие, среди которых были Исидор и Иеракс (Диоскор незадолго до сего преставился), удалились в свои пустыни, а некоторые совершенно отказались принять сделанное им царицею предложение. Согласившихся молчать царица обогатила подарками, а тех, которые сопротивлялись, отправила в Солунь в заточение. Таким образом Феофил, освободившись от всех своих противников, мог с успехом начать дело против Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Третья книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Каждая из книг св. Феофила является достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует. Сочинением " К Автолику " явно не ограничивалась литературная деятельность св. Феофила. Сам он (И, 30) ссылается еще на одно свое произведение, носящее название " Об исторических повествованиях " (ε ο); но о его содержании, к сожалению, ничего неизвестно. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. IV, 24) сообщает, кроме того, о трех сочинениях этого отца Церкви: " Против ереси Гермогена, " в котором св. Феофил, по свидетельству первого церковного историка, использовал Откровение св. Иоанна Богослова; второе произведение Евсевий называет " Некими катехитическими книгами " ( ), а третье - " Превосходной книгой против Маркиона. " Вероятно, второе произведение, упомянутое Евсевием, имеет в виду блаж. Иероним, когда говорит (О знам. мужах 25) о его " кратких и изящных (breves elegantesque) трактатах, относящихся к созиданию Церкви. " Кроме того, блаж. Иероним упоминает " Комментарии " на Евангелие и Притчи Соломона св. Феофила, " которые по изяществу формы и языка, как мне кажется, не сходствуют с вышеупомянутыми книгами. " Наконец, он говорит также и о своего рода " Гармонии " почившего епископа, замечая, что тот " свел в одно произведение (in unum opus) изречения всех четырех Евангелистов. " К сожалению, данные плоды богатой литературной деятельности св. Феофила утеряны и о богословских воззрениях его мы можем судить только по сочинению " К Автолику. " 2. Богословие св. Феофила. Учение о Боге и Боговедении. " Теология " святителя выдержана преимущественно в апофатических тонах. Одна из начальных глав его произведения весьма характерна в этом плане. Здесь апологет говорит следующее: " вид Бога (ο ε ε " ο ου εο) неизречен, невыразим и не может быть зрим плотскими очами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

То же самое исполнила во дворце Феодора. Наконец, в конце первой седмицы, когда пришло утро пятницы, царица в утомлении заснула. Ей привиделся сон, будто она стоит на форуме близ колонны Константина и видит большую толпу народа, спешно проходящую по площади; у многих в руках были различные орудия пытки, и среди толпы находится обнаженный со связанными назад руками и подгоняемый ударами бича Феофил. Признав его в этом ужасном положении, царица будто пошла за ним с плачем и, прошедши Медные ворота, увидала Мужа некоего, великого и страшного, сидяшего на троне перед страшным и святым образом Господа нашего Иисуса Христа. Приведши сюда Феофила, поставили его перед этим Мужем, а царица упала к ногам восседающего на троне и умоляла Его за своего мужа. После того как она много убивалась и плакала, страшный этот Муж сказал: «О жена! Велика вера твоя, за твои слезы и веру и за просьбы иереев Моих даю прощение Феофилу, мужу твоему». И тотчас же приказал предстоящим и держащим Феофила ангелам: «Развяжите его и отдайте жене его». Она же взяла и ушла в радости. Таков был сон. Между тем св. Мефодий в начале молитв со своей стороны сделал следующий опыт. Вписав в книгу имена всех еретических императоров и присоединив к ним имя Феофила, он положил эту книгу на святой престол под покров. Сделав это, во время молитвы раз видит во сне ангела, говорящего ему: «Услышана молитва твоя, и прощение получил Феофил, не утруждай более этим Бога». Патриарх, пробудившись и желая убедиться в видении, взял с престола книгу, открыл ее и нашел в ней имена всех еретиков, но там, где было написано имя Феофила, осталось пустое место. Это чудо скоро распространилось по всему городу, и все славили Бога. Феодора после того еще более уверилась в прощении Феофила. В конце заключается очень важное сообщение о праздновании восстановления икон. Царица повелела патриарху Мефодию дать всем знать о последовавших ему и ей откровениях Божиих и возвестить всем православным: митрополитам, архиепископам, игуменам, клирикам и светским людям, чтобы они собрались в великую Церковь с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010