Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим «ощущениям» и «мнениям». А чем еще является такая байка: «По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил» (Знамение времени//Благовест. Самара, 1999, Был ли там этот «старец»? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля? Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла//Творения. Ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с.141 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб..1911, с.568. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6» ( http://www. pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/tihon.htm). Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.7.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Во всяком случае никогда на исповеди не задавались людям вопросы: " Не лебезил ли перед начальством? Не льстил ли ему? Не становился ли на колени перед каким нибудь властным лицом? " . Это грехом не считалось и не считается. У нас совет на все времена: " Поцалуй у злодея ручку " [ 5 ]. В одной из украинских семинарий был составлен " Катехизис " , в котором меня поразило изъяснение слова " лицемерие " : " Лицемер наружные дела благочестия употребляет для приобретения уважения народа " . То, что гораздо чаще лицемерят " для приобретения уважения начальства " (буквальное значение греческого слова ipokrisis, переведенного как " лицемер " – под-судный), осталось за скобками.И еще, конечно, нельзя не заметить, что из строго симметричного текста апостола Павла (в нем запреты даются как женщинам, так и – в зеркально перевернутом виде – мужчинам) Православие давно уже сделало исключение для мужчин. Мужчинам разрешено уже носить женские длинные волосы и молиться с покрытой головой (монахи и священнослужители). Зная об этом и будучи сам обладателем довольно длинной косы, я как то не решаюсь строго требовать от женщин буквального исполнения того совета апостола Павла, который сам нарушаю… См.: 1 Кор. 11, 3-10.– Ред. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11, 13-16).– Ред. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 7. С. 371. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., б. г. С. 463. «Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. “Цалуй руку, цалуй руку!” – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. “Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня.– Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцалуй у злод...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1029...

Курьезный случай произошел около двух десятилетий назад в одной восточной бывшей союзной республике. Ночной сторож детского сада, малограмотная женщина коренной национальности, упрекнула главного бухгалтера, русскую, в том, что ей недоплатили. Та, в свою очередь, попыталась объяснить, что ей выплатили ровно столько, сколько она заработала. Требовать же больше — нечестно. Той перевели, как смогли, — и она устроила скандал. Много дней ходила кругами и, бия себя в грудь, убеждала окружающих в том, что она честная — потому как… восемнадцать лет живет без мужа. Вот и получается, что понятие чести, честности — многоступенчато, если так можно выразиться. И в русском языке запечатлено общенациональное, не подвергаемое сомнению понимание правильно прожитой жизни как снискания святости, то есть честности. Исконный смысл есть и в слове богатый. Воистину богатым народ может стать лишь тогда, когда происходит обожение человека путем стяжания Духа Свята. Потому и возникло в свое время известное выражение быть не в духе как обозначение ненормального, неправильного для православного человека состояния; ибо нормально — когда в Духе. Как же созвучно это словам Спасителя из Нагорной проповеди: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” ( Мф. 6:19-21 ). Такому человеку — и впрямь ничего не страшно, ведь он воистину — богатырь, то есть богатый, имеющий Бога. Как сказано об этом в известном изречении Апостола: “Если Бог за нас, кто против нас?” ( Рим. 8:31 ). Хлеб и жизнь — едины и святы Прочитывая как-то толкование на Евангелие своего любимого блаженного Феофилакта Болгарского , помню, был поражен тем, что Вифлеем в переводе с древнееврейского означает Дом Хлеба. Вспомним, ведь Спаситель называл Себя “хлебом, сшедшим с небес” ( Мф. 6:41 ). Оказывается, в тексте Священного Писания нет ни одной “не говорящей” детали: любая мелочь, любой штрих исполнены глубочайшего смысла, открывающегося “имеющим глаза видеть”. Каждый шаг Спасителя, каждый жест, время суток, название города или местности, число рыб и хлебов, которыми Он накормил алчущих — все-все раскрывает перед изумленным читателем совершенно иные, неведомые прежде глубины Божественного Откровения. Вот и я, прочитав это место у святого толкователя божественного текста, возрадовался еще и потому, что вспомнил, как Господь называл Себя не просто хлебом (который и должен был явиться, конечно же, из Дома Хлеба!), но и хлебом жизни ( Ин. 6:48 ).

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

читатель 1 июня 2013, 23:17 " Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. ... Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. " (Святитель Тихон Задонский. " Сокровище духовное, от мира собираемое. " Глава 32 " Сев и жатва " .) Николай для Читателя 1 июня 2013, 02:16 3) Если что - кроме Феофилакта Болгарского наверняка найдется еще много толкований этих строк. Кстати, скажите - а как бы Вы понимали слово " мир " в этих словах Спасителя к апостолам: " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, по­тому не­на­видит вас мир. " (Ин., 15:19) Что значит " не от мира сего " ? Ведь они же не инопланетяне, а простые рожденные в Иудее рыбаки... И не все ведь люди мира поголовно их ненавидели - были же у апостолов последователи... Ну а насчет какое там слово стоит - то тут уж, пожалуйста, Вы потрудитесь: http://azbyka.ru/biblia/?1Jn.2&r Здесь к синодальному переводу справа вверху можно подключить параллельные переводы на греческий, славянский и латинский языки - и там смотреть какое слово употреблено, и искать значения слова в словарях :) Желаю успешных поисков, ведущих к верному пониманию Писания! Бог в помощь! Николай для Читателя 1 июня 2013, 02:05 2) 16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Иоан. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения - диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Иоан. 17,15), то есть мира, о котором и в другом месте (1Иоан. 5,19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, - очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Иоан. 8,44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.

http://pravoslavie.ru/61767.html

Как и с ребенка, с таких людей нельзя много спрашивать, но исповедь все-таки нужна, надо с любовью объяснить, какие бывают грехи в этом возрасте; но не требовать много и не ждать полного понимания и подробного перечня всех грехов. 24. Здравствуйте! Каким образом можно себя настроить, чтобы не смущаться от общения с противоположным полом, видеть в каждом брата? И как можно разъяснить слова из Послания к Галатам апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:26-29). Мария, Орел Дорогая Мария, борьба с плотской нечистой страстью в наше время, когда страшные грехи стали нормой, очень трудна. Трудна, но, конечно, же возможна. Святые отцы говорят, что от этой страсти нужно бегать. То есть избегать всего, что ее порождает. Конечно, нужно стараться смотреть на молодых людей, как на братьев во Христе. Но если это не получается, лучше вообще на них не смотреть. Тема эта очень деликатная и хороша было бы ее обсудить наедине с духовником. Объяснение текстов: 1) Верующий во Христа может обращаться к Богу как к Отцу. Бог любит нас, по слову Библии, больше чем мать свое грудное дитя. 2) Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству». 3) Это означает, что все христиане вне зависимости от национальности, положения в обществе, пола едины во Христе. Национальные и другие различия несущественны для тех, кого соединяет православная вера. 4) Семя Авраама (потомок Авраама), в котором благословятся народы, есть Христос. А если Галаты имеют образ Христа в себе, то они тоже семя Авраама и наследники обещанного Богом благословения. Очень хорошо, дорогая Маша, что вы читаете апостольские послания. Можно порекомендовать вам найти в интернете толкования на эти послания святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Феофана Затворника. 25. Добрый день. Подскажите, как Церковь относится к тому, что православные практикуют занятия йогой и медитацией, можно ли читать мантры? Ведь Бог един... Имеет ли значение, каким способом мы находим душевное равновесие и успокоение?

http://sinfo-mp.ru/interview-panteleimon...

    … яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть.    …ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.   «Обычное толкование этого изречения такое: мирские люди лучше умеют устраивать свои дела, чем христиане, достигая высоких, ими поставленных целей. Но с таким толкованием трудно согласиться, во-первых, потому, что едва ли в то время термин «сыны света» обозначал христиан», - пишет А.П.Лопухин. Мы согласимся с Лопухиным в том, что не следует выражение «сыны света» относить к ученикам христовым. «Принимая прекрасное объяснение профессора Т. Буткевича, -  пишет Б.И.Гладков, - следует признать, что Господь под «сынами века сего» разумел грешников, заботившихся только о своем земном благополучии, а под «сынами света в своем роде» — фарисеев и книжников, которых не раз называл «вождями слепыми», между тем как они сами считали себя праведниками и кичились своею мнимою праведностью». Но относительно приведенного нами комментария притчи о Неправедном управителе, более приемлемо толкование блаженного Феофилакта Болгарского: « " Сынами века " сего называет тех, кои придумывают все, что на земле полезно для них, а " сынами света " тех, кои из любви к Богу, должны преподавать другим духовное богатство» Мирские люди лучше умели устраивать свои мирские дела чем духовные пастыри, то есть книжники и фарисеи, дела духовные. Исполнение установлений ветхозаветного закона также можно назвать долгами тех, кому он был вверен в исполнение (можно сказать: сдан в аренду). Об отношении Господа к этому «долгу» говорят следующие слова Писания: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6,6). На укор фарисеев, в том, что ученики христовы нарушают постановление закона о субботе, то есть нарушают закон, Спаситель отвечал: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф.12,7). Приставник мудро распорядился вверенным ему имуществом и властью и смог устроить будущее своей земной жизни. Пастыри же духовные, которые должны были бы поступить так же с вверенным им «имением», и по возможности облегчить лежащее на народе бремя Закона, такой мудростью не обладали, почему и удостоились упрека со стороны Спасителя: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лук.11:46)

http://bogoslov.ru/article/2783808

Г. Мацеевский, со слов Феслера, называет Феофилактом того Архиепископа, которого Патриарх Фотий отправил к Болгарскому Царю Борису, после Собора 870 года; следовательно, Архиепископ этот был отправлен в собственную (восточную) Болгарию, в Преславу; а все известные сочинения Болгарского Архиепископа Феофилакта носят надпись: « Феофилакта Архиепископа Первой Юстинианы,» кафедра которой, как известно, была в IX столетии, в Болгарской Моравии, а в X перенесена в Охриду. И так, одно из двух: или Болгарского Архиепископа этого имени в IX столетии вовсе не существовало, или, если он существовал, то не ему принадлежат сочинения, о которых идет речь. А между тем ученый и трудолюбивый изыскатель Славянских древностей, так рано угасший для науки, Филарет, Архиепископ Черниговский, в своем последнем труде: «Жития Св. Южных Славян» (Чернигов, 1865 г.), указывает, что Житие Тивериопольских мучеников было посвящено сочинителем его Болгарскому Царю Петру; упоминает также и о двух неизданных сочинениях того же писателя: «Житии Св. Петра, Царя Болгарского,» и «Разговор о природе,» посвященный ему же, и что, по изысканиям ученых, все эти труды принадлежат Болгарскому Архиепископу Феофилакту. 4 Стало быть, выходит, что сочинитель «Жития Тивериопольских мучеников, Жития Болгарского Царя Петра, Разговора о природе» и, как покажем ниже, и других сочинений, заключающихся в Венецианском издании, жил в царствование Болгарского Царя Петра, сына Симеонова ( который царствовал с 927 по 967 год), а, следовательно, жил не в IX и не XI, а в Х веке, и, как описавший жизнь Царя Петра, сам скончался ни как не ранее 967 года; последнее согласно и с тем, что он говорит о себе в Житии Св. Климента. При дальнейшем исследовании оказывается, что и главнейшее из его богословских сочинений: «Толкование на Четвероевангелие», тоже до этого приписываемое (без исследования) писателю XI века, принадлежит тому же самому Болгарскому Архиепископу, Феофилакту, который написал: «Житие Тивериопольских мучеников, Житие Св. Климента и прочих седмочисленников», и сам жил в Х веке. В первопечатном Московском издании Славянского перевода: «Толкование на Четвероевангелие Феофилакта, Архиепископа Болгарского, 1649 года,» замечено, что он предпринял этот труд, «будучи убежден к тому Мариею, Царицею Болгарской.» Известно же, что Болгарский Царь Петр был точно женат на Марии, внук Византийского Императора, Романа Лакопина. И так, оказывается, что главнейшие сочинения богословского содержания, приписываемые до этого Феофилакту, Архиепископу Болгарскому, жившему, по свидетельству (требующему поверки) Дюканжа и Ассемана, в конце XI века, принадлежат не ему (если только существование его будет доказано достоверными свидетельствами), а другому писателю того же самого имени, Архиепископу Первой Юстинианы, Феофилакту, современнику Царя Болгарского Петра, жившему в Х веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Выше упомянутый титул: «Майстора Константинопольских риторов» очевидно доставила Феофилакту слава его богословских познаний и сочинений, во главе которых стоит: «Толкование на Четвероевангелие;», а мы видели уже, что это сочинение, как написанное по внушению супруги Болгарского Царя Петра, принадлежит его современнику; следовательно, и Житие Св. Климента, из названия которого видно, что написано тем же «Майстором Константинопольских риторов,» бесспорно принадлежит тому же самому лицу. Сверх того, и в самом Житии встречаются некоторые внутренние черты, по которым можно приблизительно определить время его написания. Блаженнейший Феофилакт, как сочинитель Жития Болгарского Царя Петра, очевидно, пережил этого Государя, скончавшегося преждевременно от скорби, в 967 году, а следовательно, он был свидетелем падения Болгарского Царства, что и случилось при детях Петра. Феофилакт же, как видится, писал Житие Св. Климента Охридского уже после падения Болгарского Царства под ударами нашего воинственного Святослава (хотя плодами этой победы воспользовался не он, а хитрый Цимисхий: хороший урок для будущего!). В конце этого Жития он, между прочим, говорит, что Славянский жизнеописатель Св. Климента (на которого он не раз ссылается, называя его безыменно учеником Св. Климента), как бы предвидя будущее своих единоплеменников – Болгар (следовательно, очевидно, что речь идет о том горе, которое считалось уже совершившемся в то время, как Феофилакт писал Житие Св. Климента), в своей молитве к Св. Клименту, как покровителю Болгарского народа, восклицает так: «О пастырю добрый, соблюдай чада твоя от варварского нашествия и сохраняй нас во всякое время, и особенно ныне, когда приближается скорбь, когда нет у нас другого помощника, когда Скифский меч напоился Болгарской кровью, когда языческая рука разбросала трупы духовных чад твоих на съедение птицам небесным…» Из этого очевидно, что и Славянский жизнеописатель Св. Климента был свидетелем, не известных нам, Скифских нашествий 5 на его родину (предшествовавших погрому Святославом), бывших в столетний период от принятия Болгарами Христианской Веры до падения до падения первого Болгарского Царства (от 860 по 967).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Враги распускали о святителе в Константинополе молву, будто он незаконно обогащается за счет бедных болгар , доносили об этом и самому императору, уверяя его, что болгарский архиепископ слишком силен и пользуется властью, превышающей его сан. В самой Болгарии они вооружили против него церковного служителя по имени Лазарь. Этот Лазарь ходил по Болгарии и возбуждал против архиепископа всех отлученных от Церкви за ереси или за какие-либо преступления против правил Церкви. Несмотря на все скорби, какие встречал блаженный Феофилакт при защите прав и имущества Болгарской Церкви , он не уменьшал своей ревности о ее благе. Он хотел быть отцом для своей паствы и делал для нее не только то, что обязан был по своему званию, но и то, к чему побуждала его христианская любовь. Отеческая заботливость его о благе Болгарской Церкви особенно обнаруживалась в случаях вражеских нападений, которым подвергалась Болгария от соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество, что вынуждало духовенство скрываться в лесах и пустынях. Блаженный Феофилакт, по-отечески переживая за судьбу Болгарской Церкви, употреблял все средства к облегчению ее бедствий; когда не находил их, то просил о помощи других. При нападении на Болгарию апулийцев под предводительством Боэмунда в 1107 году блаженный Феофилакт должен был и сам спасаться бегством из Охриды в Солунь . Заботы о благе Болгарской Церкви часто побуждали блаженного Феофилакта ездить в Константинополь , чтобы лично ходатайствовать там по делам ее. Во многих письмах он говорит об этих путешествиях в столицу . Покровительство благочестивой императрицы Марии не прекратилось для него с удалением в Болгарию, равно и он не переставал питать уважение к своей покровительнице не только тогда, когда она сидела на императорском престоле, но и после, когда уединенно жила в обществе подвижниц. Много у него так же было и других друзей и покровителей. Поэтому для него всегда было утешительно бывать в Константинополе в их обществе. Некоторые из них весьма значительно помогали ему в заботах о благе Болгарской Церкви — то ходатайствовали по его делам перед императором, то имуществом помогали бедным болгарским церквам и монастырям.

http://drevo-info.ru/articles/16805.html

Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского Блаженный Феофилакт был родом из Еврипа или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем. Блаженный Феофилакт был родом из Еврипа или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем. Служение свое блж. Феофилакт начал в Константинополе в сане диакона Великой Церкви. Звание диаконов Великой Церкви в то время было очень почитаемо. Как ближайшие помощники патриарха, они разделяли с ним почти все труды его служения: одни помогали ему в управлении патриархатом, другие заменяли его в деле проповеди. Блж. Феофилакт принадлежал к числу последних и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блж. Феофилакт назван учителем риторов. Но это не означает того, что он был в прямом смысле этого слова учителем красноречия для готовящихся к риторской должности. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010