Тогда, может быть, старость солнечного цвета – это когда есть верные друзья, близкие и родные, которые могут принести своего расслабленного больного ко Господу и, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». И Господь, видя веру их, любовь и решимость, исцеляет расслабленного (Мк. 2, 3–12). Но бывает так, что человек болеет, долгие годы болеет, и нет у него ни друзей, ни родных, никого нет. Что же тут радостного, что же тут солнечного? …И был в Иерусалиме такой человек. 38 лет болел – и все 38 лет видел, что вокруг него каждый год исцеляются, радуются, утешаются. А когда его спросили: «Хочешь ли быть здоров?» – кротко отвечал: «хочу, но не имею человека, который опустил бы меня в воду». «Ибо когда Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию» (Ин. 5, 2–9). Когда же его спросили: «Хочешь ли быть здоров?» – отвечал: «так, Господи». Не стал проклинать судьбу, родных, близких, не стал ни роптать на Бога, ни рассказывать о скорбях за всю свою многострадальную жизнь, а кротко ответил: «так, Господи». Бывает так, что человек вроде жив и здоров, но всю свою жизнь до старости непонятно чем занимался И вот, когда человек терпеливо 38 лет ждет в Доме милосердия с верою, молитвою и смирением, надеясь на исцеление, само Солнце сходит с небес и такому человеку говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8). Бывает так, что человек вроде жив и здоров, но всю свою жизнь до старости непонятно чем занимался – «стоял праздно» (Мф. 20, 6). Но Господь и таких людей видит, и таких работников одиннадцатого часа находит и спрашивает: «Что вы здесь стоите целый день праздно? Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф. 20, 6–7). По толкованию Феофилакта Болгарского, под работниками, нанятыми в различное время, следует понимать: «одного утром, то есть в юном возрасте, других в третьем, шестом, девятом часу – в зрелом возрасте, в одиннадцатом часу – старцев, ибо многие, и в старости уверовавши, получили спасение».

http://pravoslavie.ru/121203.html

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой – то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе. Да, в этом богословском споре правы иудеи – но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3). И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28–29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30). Самарянка – бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее – и через нее многих других. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Оля 25 мая 2014, 22:39 «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18). Господь здесь вовсе не обличает - он просто констатирует факт. Виктор 25 мая 2014, 12:47 Уважаемый Сергей! Раньше я также примерно так же реагировал на данный эпизод из Евангелия, пока не прочитал толкование Блаженного Феофилакта Болгарского на встречу Господа Иисуса Христа с самарянкой, будущая святая Фотиния! Ирина 21 мая 2014, 17:00 Спасибо Вам, Сергей, большое за Ваши статьи. Читаю их и сердце радуется, укрепляется вера, приходит понимание того, что Любовь Господа к нам безгранична.

http://pravoslavie.ru/70792.html

Господь неоднократно бывал в доме Лазаря, Марфы и Марии, находившемся в Вифании, неподалеку от Иерусалима. Известен эпизод, описанный в Евангелии от Луки и повествующий о том, как Марфа и Мария, принимая у себя однажды Господа, проявили себя очень по-разному – в отношении заботы о Христе и в слушании Его наставлений: В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее ( Лк. 10: 38–42 ). Обычно истолкователи Евангелия, поясняя духовное значение этого эпизода, подчеркивают, что Марфа и Мария явили здесь два основных образа и пути христианской жизни. Так, по мысли блаженного Феофилакта Болгарского , Марфа здесь знаменует деятельную добродетель, активность христианского служения Богу и ближнему, а Мария – внутреннее созерцание, молитвенный подвиг, духовное предстояние Господу. Оба эти образа христианской жизни подлинно высоки, однако молитвенный подвиг все же выше. Блаженный Феофилакт в своем «Толковании на Евангелие от Луки» пишет об этом так: «Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет отвлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо имя Мария значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении Божественных изречений и судеб…. Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если же это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и через то принимай Христа… Приметь сии слова: которая не отнимется у нее ( Лк. 10: 42 ). Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и отвлечение… А подвизающийся в созерцании никогда не лишается этой благой части, то есть созерцания. Ибо в чем еще он будет преуспевать, когда уже достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Так как надо предельно ясно понимать, что евангельский и церковный идеал - однобрачие. Один мужчина и одна женщина в вечности. И ничего более, кроме любви. К нему призывает Христос и Его Церковь: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Матф.19:3–9 ).  Моисей, применяет икономию, чтобы, по словам блаженного Феофилакта Болгарского , по причине жестокосердия древних евреев и нравственной распущенности, они, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. А Христос Спаситель возвещает людям идеал, то что ждёт Бог от каждого человека, то каким должно быть устроение Божьего мира, то что принесёт людям радость и мир с Богом и друг другом. В заключение приведу цитату из  Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: " В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия " .

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-zhenitsj...

«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:25). Здесь, чтобы не увеличивать чрезмерно объём текста, я не буду приводить многие святоотеческие толкования слов Господа, поскольку каждый читатель может легко их найти, ограничусь лишь кратким словом из блаж. Феофилакта Болгарского: «Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению». Для меня очевидно, что это относится и к земному Отечеству, которое не может быть ближе человеку, чем его отец, мать и тем более жена, единая с ним по плоти. Не знаю, найдётся ли такой православный христианин, которые будет утверждать обратное… Впрочем, с удовольствием рассмотрю его аргументы, если такой обрящется, а пока продолжу рассуждение. Если нечто земное, несомненно включая и земное отечество , бывает помехой для жизни во Христе, это земное необходимо решительно отвергнуть ради Христа, ради Царства Небесного. Сейчас я не говорю, в каких случаях это может случиться. Речь идёт о принципе. Если вы не готовы отрешиться от привязанности и любви к чему-то земному ради небесного, если у вас ценностная иерархия предполагает, что выше небесного и вечного может оказаться что-то земное и временное, то вы по слову Христа, по слову Церкви – не христианин. Не ученик Христа, вы не можете им быть. «Жестоко есть слово сие! кто может его послушати?» (Ин. 6, 60), а что вы хотите? Это Новый Завет. Если вы ещё не поняли, насколько он нов, вам предлагается об этом особо подумать. Собственно, это и утверждал отец Даниил в приведённом Т. Давлетшиным определении: «Уранополитизм – это … учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его Небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека…» и далее по тексту. Осмелюсь повторить ещё раз эту мысль другими словами – если вы не уранополит, то вы и не христианин. И только в рамках уранополитизма вы можете быть одновременно христианином и патриотом земного отечества, повторяю, человеком, просто испытывающим некую естественную любовь к месту своего происхождения и то лишь тогда, когда это не вступает в противоречие с небесным призванием.

http://pravoslavie.ru/61669.html

10. «Духовное пробуждение» Паисия Святогорца : «”Я верю, что Бог поможет мне”, — говорят некоторые, но при этом стараются накопить денег для того, чтобы не испытывать никакого лишения. Такие люди насмехаются над Богом, потому что вверяют себя не Ему, а деньгам. Если они не перестанут любить деньги и полагать на них свою надежду, то они не смогут возложить свою надежду на Бога. Я не говорю, что людям не нужно иметь каких-то сбережений на случай нужды, нет. Но не следует полагать свою надежду на деньги, не нужно отдавать деньгам свое сердце, потому что, поступая так, люди забывают Бога». 9. «Благовестник, или Толкование на Евангелие» Феофилакта Болгарского : «Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно» . 8. «Добротолюбие. Избранное для мирян» святителя Феофана Затворника : «Сребролюбие есть поклонение идолам. Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение» . 7. «Душеполезные поучения» аввы Дорофея : «Святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святой Василий, мы сами, иное — наше, и иное — что у нас. Мы — это ум и душа; наше — это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак, святые приносили себя в жертву Богу всем сердцем, всею душею и всею крепостию, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими» . 6. «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца : «Почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби — радость; прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия; больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром» .

http://blog.predanie.ru/article/top-12-s...

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное ( Мф. 19, 22–23 ). Обратите внимание, только что Спаситель сказал юноше: «Если ты исполнишь все эти заповеди, то войдешь в жизнь вечную», но когда от юноши потребовалось отречься от всего своего имущества и он этого сделать не смог, то Спаситель произнес: Трудно богатому войти в Царство Небесное. Недавно Он говорил лишь об исполнении заповедей и ничего – о богатстве, а теперь вдруг: «Трудно войти в жизнь вечную». Из этих слов Господа мы начинаем понимать, что совершенство – это не что-то сверхдолжное, не какое-то особенное, необязательное для спасения состояние, приносящее человеку лишь то утешение, что он достиг чего-то особенного. Совершенство – это совершение тех добродетелей, которые необходимы для того, чтобы достигнуть спасения, избавления от грехов. Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ( Мф. 19, 23–24 ). Настолько трудно богатому человеку спастись, даже и тому, который уже все исполнил, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши. Можно по-разному понимать это образное выражение Спасителя. По толкованию Феофилакта Болгарского под верблюдом может подразумеваться толстый корабельный канат, который не пролезет сквозь игольное ухо. Другое толкование выражения Спасителя – буквальное: речь идет именно о верблюде, который не мог пройти сквозь низкие пешеходные ворота в городских стенах (такие ворота назывались «игольными ушами»). Так или иначе, но вывод такой: войти богатому человеку в Царство Небесное чрезвычайно трудно, почти невозможно. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? ( Мф. 19, 25 ). Смотрите, только что мы рассуждали о спасении и совершенстве и для нас как будто бы явным было разделение на то, что необходимо сделать минимально, и на то, что нужно сделать для совершенства. Однако ученики, услышав замечание Спасителя о том, как трудно богатому войти в Царство Небесное, изумились. «Получается, все эти заповеди недостаточны для спасения и необходимо сделать нечто чрезвычайное? – удивились они. – Если этот человек, сделавший все, что требовал Моисеев закон, оказывается, еще недостаточно сделал, не совершил всего, что необходимо, то кто же может спастись?» Иисус же ответил им: Человекам это невозможно, Богу же все возможно ( Мф. 19, 26 ). Итак, оказывается, что даже когда мы сделаем всё, то спасение для нас – для человека самого по себе – невозможно. Спаситель говорит это для того, чтобы никто из нас не подумал, что мы сможем спастись собственными трудами, даже исполнив, казалось бы, всё то, чего требует от нас Священное Писание, чего требует от нас Бог, – если Бог Сам нас не спасет, вернее, если Он не совершит нашего спасения вместе с нами. Без Бога, повторим, человеку спастись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

апостолы говорили на одном, родном своем языке, а собравшийся народ слышал их каждый на своем наречии? Таким вопросом задавался уже св. Григорий Богослов, но склонялся к первому толкованию. В одних ли формах проявлялась глоссолалия апостолов и коринфских христиан? Святоотеческая традиция склонна считать эти явления одной природы, хотя, если вчитаться в I Коринфянам можно увидеть некоторые новые черты. Апостол говорит, что одни одарены " даром языков " , другие - даром " истолкования языков " (I Кор. 12:10); " если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй " (14:27); " кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом " (14:2). Можно предположить, что дар говорения на незнакомом языке в общине одноязычной становится лишенным внутреннего смысла и требует помощи для восприятия. Возможно, возвращаясь к вопросу св. Григория Богослова о чуде говорения или слышания, чудо Пятидесятницы имело и ту и другую форму, а позднее у коринфян проявилась двояко - дар говорения и дар истолкования. Практика одновременного говорения нескольких человек сразу еще больше осложняло, ситуацию и вносила элемент беспорядочности в собрания первых христиан. Если к III в. глоссолалия исчезает в среде христиан, то происходило это, скорее всего не внезапно, не сразу, а постепенно затемнялся и тот и другой дар - истощался смысл речи, и обессмысленное языкоговорение осталось только в еретических движениях гностиков и монтанистов. Обратимся к толкованию блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. " Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поелику же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его сила; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были мятежи: получавшие больше превозносились, получавшие меньше - завидовали им " . " Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первым дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/glos...

Ищут люди  благополучия земного, часто в ущерб требованиям совести, любыми средствами. Каждый хочет построить собственный «раек» на земле, устраиваются в этой жизни всерьез и надолго.  Пожелания плоти для современного человека – это святое; научно-технический прогресс постоянно совершенствуется, чтобы доставить ей еще больший комфорт. Но «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8 ). Угождая плоти, становясь при этом все более бесчувственным, человек небрежет о душе своей, которая нуждается в пище  духовной: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Не получая этой пищи, которая бы позволила  душе со временем стать пламенеющим духом, душа хиреет и умирает. Отсюда и появляются люди с мертвой душой, не имеющие страха Божия и глумящиеся над Истиной Христовой.  Есть ли смысл пребывания на земле Божией таковым людям, если они не хотят исполнить свое предназначение, данное им от их Творца? Нам будет полезно вспомнить времена Ноя: «Воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле… И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 6, 3, 12;). Люди на Украине и в Новороссии одни из нас, ничем не хуже и не лучше нас.  Мы, в России, не должны превозноситься тем, что у нас мир, а у них война и хаос. Всех этих несчастий мы в полной мере также заслуживаем. Об этом же говорил однажды Господь Иисус Христос недоумевающим  об убитых Пилатом соплеменниках  иудеям: « Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех  Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все  так же погибнете» (Лк., 13, 1-3). По мысли блаж. Феофилакта Болгарского, примером погибающих  вразумляются остальные, что и они потерпят большое зло, если не устоят в благочестии; «мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если же мы не исправимся, то горе наше будет больше». По непостижимому для нас Промыслу Божию, таковым  примером для вразумления остального мира были избраны Новороссия и Украина. Может быть, в данном случае все произошло по поговорке: «Где тонко, там и рвется». Не беспокоя уже большую часть мира, не желающего знать Его,  Господь ревнует  о Православном Мире, еще содержащем Его Истину в чистоте. Посылая скорби людям Новороссии и Украины, этим Господь показывает, что Он не хочет, чтобы они переставали быть православными.

http://radonezh.ru/analytics/smert-i-pro...

С началом 50-дневного строгого Великого Поста, посвященного добровольным страданиям Христа за нас, добровольное же посещения сомнительного концерта коллектива с явно антихристианским контентом, не может быть объяснимо с точки зрения христианской этики и догматики, что доказали Фёдор Тирон, доблестные севастийские мученики и Кодрат из Никомидии. Но может быть оправдано милосердным Христом, к которому и стоит обратиться если не когда-то тогда – то уж точно теперь! Соработники 11-го часа. Теперь, что касается собственно Священного писания этих дней. В отрывке из Евангелия от Матфея (гл.20) нам возглашается о некоем прообразе Царствия Небесного, в которое призывает всех нас Господь: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф.: 20:1-7). В толковании этого отрывка известного знатока вопроса, святого Феофилакта Болгарского текст объясняется так: «Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого – около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа – старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами...».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/tr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010