проф. Л. Парийский (К столетию со дня смерти) Имя Феофана, как церковного композитора, известно каждому, кто имеет какое-либо отношение к русскому церковному пению. В каждом церковном хоре, даже небольшом, поют произведения Феофана: Великое славословие, «Милость мира...», «Величит душа Моя...», Часы Пасхи, канон Пасхи и др. Великое славословие и «Милость мира» иногда исполняются за богослужением всеми молящимися, что указывает на широкую популярность этих произведений Феофана. Но в нотных рукописях и в печатных изданиях его имя как автора защищено весьма плохо. Редко встречаются издания с полным обозначением автора – «Архимандрита Феофана». В большинстве случаев на его произведениях стоит только имя «Феофан», без обозначения сана. Иногда его авторство означается придуманным словом – «Феофановский» 1 . Многие произведения архимандрита Феофана напечатаны под фамилией Григорьева, чужой для архимандрита Феофана. Часто на его произведениях отсутствует и имя автора, а указан роспев: «Киевского роспева» или «Донское». Последнее указание означает не роспев Донской епархии, а роспев Донского монастыря, что вызывает новые вопросы. Все это показывает, что произведения архимандрита Феофана пережили своего автора. Уже многие молодые певцы и любители церковного пения не знают, кто такой был Феофан, и относят его к числу безвестных, скромных, талантливых композиторов. Между тем архимандрит Феофан был не только церковный композитор, но и видный церковный деятель первой половины XIX века. 23 октября 1952 г. – сто лет со дня смерти архимандрита Феофана. Эта дата является достаточным поводом для воспоминаний о его жизни и деятельности. Архимандрит Феофан, в мире Федор Александров, был сын дьячка, родился в селе Городище, б. Каширского уезда, Московской епархии, в 1785 или 1786 гг. Он учился вместе с В. Дроздовым, впоследствии знаменитым Митрополитом Московским Филаретам, в Троице-Сергиевой Семинарии, из которой вместе с Дроздовым был переведен в только что основанную Московским Митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

Д.А. Чудинов Аннотация .Святитель Феофан в период затвора приобрел значительную библиотеку рукописных книг. Автор данной статьи исследует судьбу келейной библиотеки Вышенского Затворника. На данный момент в отделе рукописей Российской государственной библиотеки найдены всего три книги, находившихся в келье архипастыря. Abstract. Saint Theophan acquired a significant library of handwritten books during the period of the closure. The author of this article explores the fate of the Recluse’s of Vysha cell library. At the moment, only three books have been found in the manuscripts department of the Russian State Library, which was in the cell of the archpastor. Недавние находки, сделанные в Отделе рукописей РГБ, дают повод еще раз обратиться к истории келейной библиотеки святителя Феофана Затворника (1815–1894). Преосвященный Феофан, затворившись от мира в келье уединенной Вышенской пустыни, затерявшейся в лесах Тамбовской губернии, до последних дней собирал издания и рукописи. Сведения об объеме и составе библиотеки известны нам из подробного описания, сделанного вскоре после кончины святителя библиотекарем Московской духовной семинарии Николаем Александровичем Колосовым, а также из хранящейся в Афонском Пантелеимоновом монастыре описи. Объем келейной библиотеки составлял примерно 3400 томов, не считая периодических изданий и брошюр. Колосов разделил книги библиотеки на 20 тематических разделов: патрология Миня; Священное Писание ; христианская апологетика и история религий; богословие нравственное, сравнительное и догматическое; библейская и евангельская история; патрология; общая церковная история; история западных христианских исповеданий; русская церковная история; проповеди; литургика; философия; всеобщая история; русская история; литература; медицина; естествознание; языкознание; картография и периодика. В 1895 году скончался любимый племянник святителя ФеофанаАлексей Гаврилович Говоров. Его несовершеннолетние дети остались круглыми сиротами, поэтому назначенные опекуны приняли решение продать библиотеку, чтобы обеспечить их существование. Покупателями стали московские купцы, потомственные почетные граждане, крупные промышленники и благотворители Александр (1850–1917), Михаил, Сергей и Константин Лосевы. После приобретения Лосевы пожертвовали собрание книг и рукописей святителя Феофана в открытую по указу императора в 1897 году приходскую библиотеку-читальню при московском храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Приходской библиотеке было присвоено имя Луки и Матвея Васильевичей Лосевых, и по решению совета храма ей мог бесплатно воспользоваться любой желающий. В 1903 году библиотека храма в Толмачах переехала в специально построенное для нее новое двухэтажное здание, где разместилась церковно-приходская школа. После революционных событий 1917 года Толмачевская библиотека прекратила свое существование, и ее судьба долгое время оставалась неизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Александро-Невский монастырь под управлением архимандритов (1725–1742 годы) Глава первая. Александро-Невские архимандриты. Александро-Невский Монастырь в непосредственном ведении Святейшего Синода. Назначение Александро-Невским архимандритом архиепископа Феофана (Прокоповича) и его отказ. Архимандрит Петр (Смелич), «первейший архимандрит в Российской Империи; следственные дела и утрата первенства; назначение на Белоградскую кафедру. Архимандрит Стефан (Калиновский). Правовое положение Монастыря. Учреждение С.-Петербургской епархии. Через день после отрешения архиепископа Феодосия, 14-го мая 1725-го года, Святейший Синод, имея суждение о дальнейшей судьбе Александро-Невского Монастыря, объявил его «без бытности настоятеля принадлежащими непосредственно до синодального ведомства» и предписал Тихвинскому архимандриту Павлу взять у наместника и судии в Святейший Синод «с приходных и расходных книг и с прежних ведомостей о всем того Монастыря состояли обстоятельные на письме известия: колико во оном Монастыре денежные казны и всякого хлеба и материалов и в церковных ризницах всяких одежд и вещей и прочего ныне налицо обретается, и то все описать именно и, те ведомости взяв, подтвердить, чтобы то все объявлено было самою истиною, а наличное велеть хранить и смотреть, чтоб никакого напрасного истощения и похищения нигде ни от кого отнюдь не было» 1884 . 4-го июня судья Александро-Невского Монастыря Головачев «словесно доносил» Святейшему Синоду, что архитектор Швердфегер требует положенной ему по контракту выдачи 300-и рублей содержания за полгода, что контракт, оканчивается в декабре 1725-го года, что «при бывшем настоятеле, архиерее Феодосии» деньги эти он обыкновенно получал вперед и что «в посылаемых того Монастыря в вотчины указах и прочих письмах имя было писано его, Феодосия»; и «притом просил», «дабы учинена была резолюция», выдавать ли ныне деньги архитектору и «в указах и прочих канцелярских письмах, вместо того Феодосиева имени, как писать». Святейший Синод, «рассуждая о том, согласно приговорили: с выше помянутым архитектором учинить контракт, чтоб ему до окончания в том Монастыре всякого строения быть никуда неотлучно; а ежели от того станет он отрицаться, то заключить тот контракт с ним на 5 лет, или на 3 года, и по заключении того выше объявленные ему деньги, 300 рублей, выдать без умедления; а в посылаемых из Александро-Невского Монастыря в вотчины указах и в прочих канцелярских письмах писать, с будущего в тот Монастырь настоятеля, титул Ее Величества Государыни Самодержицы Всероссийской» 1885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Святитель Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах, в Софии и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето восстанавливать свое здоровье солнцем. И тогда он жил за городом на очень скромной даче, занимая одну из двух комнат. Живя в Софии, он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот воздвигнут благодарным населением Болгарии в память освобождения страны от 500-летнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось служить Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм был рядом с синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу, как аргумент будущего снятия «схизмы» между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более, что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Архиепископ Феофан служил в Александро-Невском соборе, при этом присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения Архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и произнес благословение на понятном ей языке – латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней Владыка Архиепископ обычно проводил в своей синодальной келии, при этом читали и пели несколько студентов Духовной Академии. А в будние дни он совершал службы один. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Было несколько незабываемых служб Великим постом. Но особенно запечатлелось служение Пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и круговой, в здании Синода, крестный ход. Дети несли иконы. Владыка Архиепископ служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

М.А. Чесноков Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени Российскому обществу XIX в. Источник Аннотация. XIX век является непростым для русского народа; в силу отсутствия национальных идей происходит социально-религиозный упадок в сознании общества. В это столетие наблюдается расцвет сектантства, нигилизма и иных антицерковных мировоззрений. Но стоит отметить, что данный исторический период является и расцветом духовной жизни во многом благодаря святителю Феофану. Автор данной статьи анализирует учение свт. Феофана о спасении и доказывает его актуальность в наши дни. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ) Русская богословская мысль в 19 в. переживала эпоху своего наивысшего расцвета с. 227], особенно после долгих лет инославного влияния и синодального «гонения». Произошли значительные достижения в области догматического, литургического и нравственного богословия, а также канонического права, развивались церковно-историческая наука, иконопись и гимнография; в целом произошёл некий «богословский ренессанс» – возврат к святоотеческому наследию. Этими «возродителями» святоотеческого учения были такие духовные светила того столетия, как свт. Игнатий (Брянчанинов) , прав. Иоанн Кронштадтский и особенно митр. Филарет Московский . В одном ряду с ними стоит святитель Феофан Затворник (1815–1894). Будущий прославленный Вышенский богослов родился и жил в довольно непростую эпоху для Российской империи в целом и для Русской Церкви в частности: нашествие «Великой армии» Наполеона Бонапарта, участие в затяжной Кавказской кампании, поражение в Крымской войне, вооружённые конфликты с турками и персами, кровавые восстания поляков вкупе с тяготами промышленной революции, агонизирующими осложнениями крепостного права и отсутствием реформ во многих сферах жизни. Особо стоит сказать о социально-религиозном упадке и философском брожении среди населения, вызванными неимением национальной идеи, распространением нигилизма и проблемами эпохи «великих реформ» 1860-х гг., а вершиной айсберга явилось наличие во главе Святейшего Синода далёких от религии людей; хотя и талантливые деятели, безусловно, тоже были. Крестьянское сословие, занимавшее ок. 80 % населения в стране с. 39], подвергалось «к религиозной теплохладности, а в исключительных случаях и к утрате веры, в народе умножились случаи отпадения в сектантство» с. 275]. Среди общественного самосознания интеллигенции к Русской Православной Церкви прохладно или вовсе враждебно относились сначала «александровские» масоны, затем – «николаевские» западники, а позже – народовольцы и ранние революционеры. Ко всему прочему нельзя забывать о поликонфессиональном организме Российской империи: в государстве сосуществовали большие общины мусульман, иудеев и католиков, имели своё влияние различные протестантские деноминации – это всё в сумме также влияло на самосознание православных христиан в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Хронологически самым ранним является «Первое учение отроком. В немже буквы и слоги. Также: Краткое толкование законного десятословия, Молитвы Господни, Символа веры , и девяти блаженств», подготовленное по повелению царя Петра I. 1 Неизвестно, когда Феофан приступил к составлению учебника; его младший современник поэт Антиох Кантемир (1708–1744) датирует катехизис 1714 г. 2 , что представляется маловероятным. К печати учебника приступили 1 марта 1720 г. 3 Долгое время первое издание, датированное 23 июня 1720 г., было известно только по библиографическим описаниям XIX в. 4 ; благодаря изысканиям А. А. Гусевой удалось установить, что его уникат сохранился в Фонде Франке (Franckesche Stiftung, Галле, Германия). 5 Имя автора на титульном листе катехизиса отсутствует, но в письме к своему киевскому другу, генеральному подскарбию Якову Марковичу (1696–1770), от 10 мая 1720 г. из Петербурга Прокопович называет себя сочинителем: «Написал я также краткое изложение десяти заповедей, с толкованием Никейского символа и молитвы Господней, что скоро будет напечатано вместе с алфавитом для первого учения отрокам». 6 Из письма Феофана следует, что катехетическая часть учебника состояла первоначально из трех частей, а именно: толкования Декалога, символа веры и молитвы «Отче наш». Во втором самом раннем из доступных в России изданий «Первого учения» помимо этих частей присутствует еще раздел «Краткое толкование блаженств евангельских»; сложно сказать со всей определенностью, было ли это поучение уже в первом издании. Исследователи XIX в. высказывали предположение, что толкование евангельских блаженств в «Первом учении» представляет собой краткое извлечение из другого сочинения Феофана, а именно из трактата «Христовы о блаженствах проповеди толкование» (СПб.: тип. Александро-Невского монастыря, 16.III.1722). 7 Это сокращение, как считает А. Ежов, подготовил иеромонах Георгий. 8 Общее сопоставление двух текстов не позволяют усмотреть между ними буквального сходства; тем более удивительно, что краткая версия вышла из печати более чем на год раньше полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Охранительная деятельность православных братств в последние годы царствования короля Сигизмунда III (1620–1632) Источник В 1620 году, среди великого поста, в г. Киеве остановился в братской гостинице на Подоле достопамятный духовный странник Иерусалимский патриарх Феофан, бывший в Москве и посвятивший там в патриархи государева отца Филарета Никитича; при Феофане находился экзарх патриаршего престола Арсений. Множество казаков, во главе с гетманом Петром Сагайдачным, сопровождало патриарха Феофана при въезде его в Киев. Казаки учредили вокруг братского дома почетную стражу, и, по выражении Густынской летописи «аки пчелы матицу свою, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху». 1 Проживая в Киеве все время в братском странноприимном доме и посещая все Киевские святыни, монастыри и церкви, а также многих именитых граждан, патриарх Феофан воочию убедился, что в этом городе высшее и низшее сословие крепко держится православия, и что главной его опорой является новоучрежденное Богоявленское «братство милосердия» которое, по словам самого Феофана «есть союз совершенства, к созиданию тела Церкви Христовой, к рассуждению о принятии странных, о наставлении христианских детей в науках и честном житии, о порядке Церкви Божией и о приличном ея украшении». 26 мая 1620 года патриарх Феофан, имея полномочие и позволение от вселенского патриарха Тимофея, и с согласия экзарха Арсения, особой грамотой благословил Киевское братство, его новозаложенную церковь во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, братский странноприимный дом, школу наук эллино-славянских и латинского письма, 2 и водрузил на братском монастыре крест в ознаменование признания сего монастыря и братства патриаршей ставропигией. 3 Патриарх Феофан вполне убедился в том важном значении, которое получили в русской церковной жизни славные братства. И действительно из посланий и грамот, выданных в России Феофаном, мы видим, с какою готовностью он давал свое благословение, как существовавшим и действовавшим братствам, так и на учреждение новых; некоторые из братств он возвел на степень ставропигиальных, призывая их таким образом к самостоятельной и энергической деятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Скачать epub pdf Детство и юность Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в селе Подмошье, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии. Не все источники единогласны в указании даты его рождения, что чаще всего объясняется путаницей старого и нового стиля. При этом наибольшее огорчение вызывают искаженные данные, приводимые в современных энциклопедических изданиях 1 . Правильной датой рождения Василия Быстрова необходимо считать 31 декабря 1873 года, о чем свидетельствует вид на жительство в г. Лимерэ, составленный на основании паспорта архиепископа Феофана (ксерокопию этого документа см. на с. 53). Эти данные подтвердил и ныне здравствующий внучатый племянник владыки Феофана преподаватель С.-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Преображенский. Мы выражаем глубокую благодарность отцу Николаю за ценные указания и за предоставленные фотографии из личного архива – без всего этого наша работа была бы значительно беднее. Отец будущего архиепископа, Дмитрий Николаевич Быстров, был священником Знаменской церкви села Подмошье. Мать, Мария Ивановна Быстрова (урожденная Разумовская) 2 , взрастила, кроме Василия, еще четверых детей. Строгое церковно-традиционное воспитание, полученное всеми детьми, сказалось на их дальнейшей жизни. Если владыка Феофан стал твердым защитником Православного вероучения, то его брат протоиерей Михаил явился исповедником веры, приняв мученическую кончину от бо-гоборческой власти в 30-х годах. Довольно любопытным является факт, что Мария Ивановна Быстрова видела во сне еще малолетнего своего сына Василия, стоящего «в алтаре на архиерейском возвышении и благословляющего народ» 3 . Вряд ли обратили тогда внимание на этот сон простые родители будущего архиепископа. Бедность семьи побудила их довольно рано отдать сына в начальное училище при Александро-Невской Лавре г. С.-Петербурга, где за неординарные способности он был поставлен на казенный счет, Его успехи в учебе сочетались со скромностью и готовностью всегда помочь своим одноклассникам, что вызывало ответное уважение с их стороны, засвидетельствованное в дорогом подарке -они преподнесли Василию «золотой нагрудный крест большой величины, вершка в 1,5–2 длины. Я сам видел его, – вспоминает митрополит Вениамин (Федченков) , – Быстров, видимо, ценил этот дар» 4 . Такое подлинно человеческое отношение ко всем окружающим его людям он сохранит и в будущем, когда его характеристиками станут; «необыкновенная выдержка, воспитанность, деликатность в обращении, ласковая внимательность ко всем приходящим и сердечная отзывчивость на всякое горе и нужду» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Скачать epub pdf Содержание О благодати Божией вообще Об условиях спасительного действия благодати в верующем христианине О внимании души верующего христианина к благодатным посещениям Божиим О благодатных дарах Святого Духа Об исполнении Духом Святым О неодолимости Церкви О единстве и общении церковном     О благодати Божией – выписки из творений свт. Филарета (Дроздова) (1783–1867) сделанные архиеп. Феофаном Полтавским (Быстровым) (1873–1940), с его редакцией и возможными вставками Имя архиепископа Феофана Полтавского в России любимо и почитаемо, в то время как его богословские труды, написанные в основном в пору его жизни за границей, почти неизвестны. Впервые публикуемая работа святителя Феофана «О благодати Божией» – малая часть его обширного богословского наследия, но эта небольшая книжка свидетельствует о ее авторе как об истинном подвижнике благочестия последнего времени († 1940). По природе святости он является достоянием всей Русской Церкви как в России, так и за ее пределами. Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1873 году под Петербургом в семье сельского священника. Из-за бедности большой семьи он рано был отдан родителями в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. В 1895 году после блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Вскоре, по установленному чинопорядку, он впервые был принят Государем Императором Николаем II. Однако совсем не по чину после беседы с Государем отцу Феофану было предложено стать духовником Царской Семьи. Уже за границей владыка Феофан вспоминал с великим умилением, как он свершал по будним дням во дворцовом храме Литургию, а Государыня Императрица и четыре Великие Княжны сами пели на клиросе всю Литургию и исоведовались всегда со слезами. Свою горячую любовь к Царской Семье владыка Феофан пронес через всю жизнь и долго не мог поверить в страшную участь, постигшую дорогих ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010