(Этот неуклюжий и явно нерусский язык – свидетельство советской переделки показаний А. А. Вырубовой!) Председатель. Кому же принадлежала мысль о том, чтобы ввести его ко двору? Вырубова. Мне кажется, они знали его уже до меня. Председатель. Т.е. Александра Федоровна? Вырубова . Да, уже знала. Председатель. Через ту же Милицу Николаевну? Вырубова. Не могу сказать наверно. Вероятно, да. Я его первый раз увидала у них, на Английской набережной, за несколько дней до моей свадьбы. (Падение Царского Режима, том III, с. 236). Но какой же вывод можно сделать из этого показания Анны Вырубовой, даже если принять советскую версию? Можно ли на основании приписываемых ей показаний утверждать, что «Епископ Феофан ввел Распутина в Царский Дворец»? Конечно, нет! Если и можно сделать какой-то вывод (по существу ложный!), то только о том, что «Епископ Феофан привел ей интересного странника, который ясновидящий... » Из этого следует, что Епископ Феофан (кстати сказать, в 1907 году он не был еще «епископом», и Вырубова прекрасно это знала и не могла бы допустить такую ошибку, что лишний раз доказывает фальсификацию ее показаний), если и приводил Распутина, то не «ко двору», не к Государыне Александре Федоровне, а только к Милице Николаевне. Но ведь и этого не было. Стоит ли заниматься анализом этой феноменальной лжи и клеветы? Лучше мы приведем слова из предисловия издательства «Ориент» к «Дневнику А. Вырубовой»: «Находящаяся в эмиграции Анна Александровна Вырубова, узнав о появлении в печати как в советской, так и в зарубежной «Дневников» (под ее именем), в письме, помещенном в газете «Le Temps», категорически от авторства этого «Дневника» отказалась. Со своей стороны, помещая настоящий «Дневник» и «Воспоминания», обращаем внимание читателя на явное несоответствие грубого и наглого тона автора «Дневника» с представлением о воспитанной и светской женщине. Та же грубость и резкость выражений, допущенных на страницах «Дневника» и приписываемых многим лицам, в «Дневнике» упоминаемым, не согласуется совершенно ни с высоким положением, ни с их воспитанием и исторически не подтверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

31 Gallandus. Bibliotheca veterum patrum, Venetiis 1768, prol XXIV (перепечатка у Migu " я PSG. t.18. c.609); Филарет. op. cit, стр.23–4. 34 В русской литературе вскользь высказано мнение, будто Евстафий пострадал в бытность беррийским епископом (Филарет, op. cit, стр. 23–4 и особенно Барсов, op. cit., стр. 464), но на чем оно основывается, сказать затрудняемся. 35 Так именно, по известным обстоятельствам, думают все новейшие писатели, склоняющиеся на сторону 1-го понимания Евстафиева эпитета «исповедник». 38 Дело в том, что, по призванию одних историков, 319 г. был годом отлучения Ария еп. Александром (см. напр. Робертсона, История христ. церкви в пер. Лопухина т. 1, стр. 319 и 1051), по другим (проф. Спасский, История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1. Серг. пос. 1906 г., стр. 145) это имело место в 318 г). 39 Op. cit. ibid, гл. 7. Из новых на стороне Феодорита Du-pin. Bibliotheque des auteurs ecclesiastiques, Paris, 1693, t.II; Ceillier. op.cit; Loofs.ibid; проф. Гидулянов (Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. Ярославль, MCMVIII. стр. 176). 40 Op. cit. 1,2 (по рус. изд. стр. 22) Из писателей нового времени это мнение, повидимому, разделяется Фабрицием, Bibliotheca graeca, t 8. p.166. Hamburg 1717; Шрöкком, Christliche Kirchengeschichte, Leipzig, 1783, B 5, S.375; Гергентрётером, Die Antiochenische Schule, Würzburg 1866, S. 15; Тильмоном, Memoires, t. VII, p.22. 44 Из новых воззрение Феофана и Хониата разделяют Gallandus, l.c: Boschius. Tractatus de patriarchis antiochenis (Act Sanct., Jul. t. IV., pp.34–35); Филарет (op. cit, стр.24), Барсов (I c). 46 Противоречие оказалось бы по сравнению с 15-м правилом этого самого собора, где, между прочим, читаем: « δοξε παντπασι πειαιεϑναι τν συνϑειαν, τν πα τν ποοτολικν καννα εεϑεσαν ν τισι μεσιν, στε π πλεως ες πλιν μ μεταβανειν, μτε πσκοπον, μτε πεσβτεον, μτε δικονον » и т.д. Письма же Константина Великого к Антиохийской общине (Euseb. V.C. III, 60) и Евсевию Кесарийскому (ibid. 61), с одной стороны, и практика епископского избрания Евсевия, с другой, доказывают, что это правило имело на Востоке полную силу.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

– Был ли интерес у студентов к темам лекций? – Мне трудно ответить на этот вопрос. Люди молча слушали. Некоторые посылали записки с вопросами. Помню, очень много записок вызвала лекция против эволюционизма. Вопросы не были полемические. Просто людям что-то хотелось узнать подробней. – Как в дальнейшем проходило ваше преподавание? – Владыка Александр требовал, чтобы преподаватели, приглашенные из светских институтов, обязательно окончили экстерном семинарию, а затем академию. Мне пришлось сдавать экзамены и зачеты сначала за семинарию. Окончил я семинарский курс в мае 1990 года, а экзамены за академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. В конце первого года преподавания архимандрит Георгий (Тертышников), которого многие знают по его исследованию творений святителя Феофана Затворника, сказал мне: «Вам будут предлагать преподавание Ветхого Завета в академии. Не отказывайтесь». Он занимал должность помощника инспекторов академии и семинарии. Сначала я читал лекции по Ветхому Завету на 1-м курсе академии, а потом и на 2-м. – А в семинарии? – Также мне было поручено вести «Основное богословие» на 3-м курсе. На 4-м этот предмет вел Алексей Ильич Осипов. Отношения между нами всегда были ровные, но однажды возникло такое «недоразумение». Раньше (не знаю, как сейчас) он был строгим, почти беспощадным экзаменатором. Я же студентов всегда жалел. Знал, что это им очень неполезно, но ничего с собой поделать не мог. Приезжавшие сдавать экзамены заочники шли сдавать ко мне, когда Алексей Ильич был в отсутствии. Узнав об этом, он высказал недовольство. Я обещал ему не экзаменовать учащихся 4-го курса. – Вы уже давно не преподаете в академии. Кого вы наиболее часто вспоминаете из тех, с кем вас объединяли совместные труды? – Наиболее дорогими воспоминаниями для меня является все, что связано с владыкой Александром. Я чувствовал его постоянную любовь. Хотя он был старше меня всего на пять месяцев (родился в августе 1941 года), я относился к нему как к заботливому отцу. Помню такой эпизод. Лекции по «Основному богословию» читались в большом актовом зале, потому что на третьем курсе было четыре класса, что составляло около 120 человек. Однако в первую седмицу сентября эта аудитория предоставлялась для только что набранного первого курса. Им читались различные лекции общего характера. Об этом я забыл и пришел читать лекцию третьему курсу. Увлекшись, я не смотрел на сидящих и только в конце лекции понял, что в зале сидят неизвестные мне люди. Я дочитал лекцию. А потом узнал, что мои студенты все это время дожидались меня в малом актовом зале, который находился за центральным археологическим кабинетом. Произойти это могло потому, что преподаватель, чья лекция была назначена на первом курсе, приехать не смог. Об этом стало известно ректору. Он сказал проректору М.С.Иванову: «Спросите отца Афанасия, почему он не явился на лекцию. Только мягко, без выговора».

http://pravoslavie.ru/30616.html

Кроме пастырско-миссионерских бесед с хлыстами и скопцами, не малую пользу делу миссии могут оказать соответствующего содержания книги, брошюры и листки. В противовес хлыстовско-скопческому лжеучению необходимо распространять в народе такие книги и листки, которые имели бы своим содержанием не только обличение сектантских заблуждений, но и положительное раскрытие истин православного учения, искажаемых или отрицаемых сектантами. Имея в виду самообольщение хлыстов и скопцов, впадающих в «духовную прелесть» и доходящих до самообожения, необходимо распространять среди них в самом широком количестве брошюры в виде рассказов, в которых приводились бы примеры, как, напр., юноши, ища Бога, вследствие самонадеянности своей, впадали в «прелесть», считая себя уже достигшими полного совершенства. Необходимо в тех же целях распространять среди сектантов такие книги, где развивается та мысль, что общение со Христом дается подвижникам не сразу, а только после длинного ряда подвигов, только в конце их, как награда. Такими полезными книгами в приходах, зараженных мистическим сектантством, могут быть: сочинения Игнатия Брянчанинова , «Добротолюбие» еп. Феофана, сочинения Аввы Дорофея и им подобные. Но, к сожалению, литература, направленная против заблуждений мистического сектантства, у нас очень бедна, почти совсем отсутствует, хотя святоотеческие творения могли бы дать богатый для нея материал. Удовлетворительных по содержанию и доступных но изложению противохлыстовских и противоскопческих изданий очень и очень мало, а ведь если где, то в борьбе миссии с тайными сектами они очень необходимы: куда не может проникнуть к тайным сектантам пастырь и миссионер, туда проникнет хорошо составленная книжка и сделает свое дело. Мне кажется, последний вопрос имеет для миссии принципиальное значение, почему на него следовало бы обратить должное внимание не одним пастырям и миссионерам, но и миссионерским братствам и епархиальным властям и даже высшей церковной власти; если последняя отпускает немалый суммы на издания школьные, то ея долг обратить серьезное внимание и на издания, имеющие специальные миссионерские цели, так как охранение чад Церкви от совращений в сектантство и возвращение в ея лоно заблудших, особенно в наше время, должно быть не меньшим, а, без сомнения, большим предметом забот Церкви, чем дело школьное, которому в данное время не грозит такая опасность, как делу православной миссии, что очень хорошо сознается всеми, кому дороги интересы православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Очаг христианства на Северном Кавказе. Беседа с протоиереем Артемием Пономаренко 1 августа 2013 г. 12:19 Северная Осетия (Алания) более тысячи лет является оплотом Православия на Северном Кавказе. Скоро будет отмечаться 1100-летие Крещения Алании. Почти сто лет Осетия была лишена собственных духовных учебных учреждений. В 2014 году состоится первый выпуск возрожденного Владикавказского духовного училища. О задачах, стоящих перед училищем, о духовном образовании, об особенностях национальной духовной культуры, о потребности в духовенстве для служения в Осетии, о проповеди и богослужении на осетинском языке, а также о перспективах роста училища и планах преобразования в семинарию в интервью порталу Religare.ru рассказал проректор училища протоиерей Артемий Пономаренко. — Отец Артемий, расскажите об истории училища: как оно появилось в настоящее время, и были ли у него какие-то корни? — Владикавказское православное духовное училище существует третий год. 6 октября 2010 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было рассмотрено прошение архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (ныне митрополит Челябинский и Златоустовский) об открытии в Республике Северная Осетия — Алания духовного училища с целью ускоренной подготовки церковно- и священнослужителей для дальнейшего служения в осетиноязычных приходах. Несомненно, принятое Священным Синодом решение открыть во Владикавказе духовное училище имело историческое значение. Оно еще раз демонстрирует стремление Православной Церкви проповедовать Слово Божие всем народам на понятном, родном языке и вместе с тем подчеркивает особый статус Осетии как исторического очага христианства на Северном Кавказе. Но, несмотря на столь молодой возраст нашего учебного заведения, духовное образование во Владикавказе имеет глубокие корни. Известно, что Владикавказ конца XIX — начала XX века — это не только административный, но и культурный центр Терской области. В городе действовали театры, библиотеки и целый ряд образовательных учреждений разного уровня, в том числе классические гимназии и даже кадетский корпус. Но ведущую роль в системе народного образования в Терской области занимали духовные учебные заведения. Среди них — Ардонская Александровская духовная семинария и Владикавказское духовное училище.

http://patriarchia.ru/db/text/3138359.ht...

422 Gallandus. Bibliotheca veterum patrum, Venetiis 1768. prol. XXIV (перепечатка у Mign’я PSG. t. 18, c. 609); Филарет, op. cit., стр. 23–4. 425 В русской литературе вскользь высказано мнение, будто Евстафий пострадал в бытность беррийским епископом (Филарет, ор. cit., стр. 23–4 и особенно Барсов, op. cim., стр. 464), но, на чем оно основывается, сказать затрудняемся. 426 Так именно, по известным обстоятельствам, думают все новейшие писатели, склоняющиеся на сторону 1-го понимания Евстафиева эпитета «исповедник». 429 Дело в том, что, по призванию одних историков, 319 г был годом отлучения Ария еп. Александром (см. напр. Робертсона, История христ. церкви в пер. Лопухина, т. I, стр. 319 и 1051), по другим (проф. Спасский, История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. I, Серг. пос. 1906 г., стр. 145) это имело место в 318 г. 430 Op. cit., ibid, гл. 7. Из новых на стороне Феодорита Du-pin, Bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, Paris, 1693, t. II; Ceillier, op. cit.; Loofs, ibid.; проф. Гидулянов (Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. Ярославль, MCMVIII, стр. 176). 431 Op. cit. I, 2 (по рус. изд. стр. 22) Из писателей нового времени это мнение, по-видимому, разделяется Фабрицием, Bibliotheca graeca. t. 8, р. 166. Hamburg. 1717; Шрöкком. Christliche Kirchengeschichte, Leipzig. 1783. B. 5, S. 375; Гергенрётером, Die Antiochenische Schule, Würzburg. 1868, S. 15; Тильмоном, Memoires, t. VII, p. 22. 435 Из новых воззрение Феофана и Хониата разделяют Gallandus, l. c.; Boschius, Tractatus de patriarchis antiochenis (Act. Sanct., Jul. t. IV, pp. 34–35); Филарет (op. cit., стр. 24), Барсов (l. с.). 437 Противоречие оказалось бы по сравнению с 15-м правилом этого самого собора, где, между прочим, читаем: «δοξε παντπασι περιαιρεθναι τν συνθειαν, τν παρ τν ποοτολικν καννα ερεθεσαν ν τισι μρεσιν, στε π πλεως ες πλιν μ μεταβανειν, μτε πσκοπον, μτε πρεσβτερον, μτε δικονον» и т. д. Письма же Константина Великого к Антиохийской общине (Euseb. V. С. III, 60) и Евсевию Кесарийскому (ibid. 61), с одной стороны, и практика епископского избрания Евсевия, с другой, доказывают, что это правило имело на Востоке полную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разве вы вправе решать… – Послушайте, – перебил Тучков, – мы с вами много лет знакомы. Если я сказал: не надо, значит, разговор закончен. Лучше о себе подумайте. Сергий удивленно посмотрел на собеседника и, помолчав, проговорил: – Евгений Александрович, я по вашей милости был уже и контрреволюционером, и антисоветчиком, и агентом Англии, и японским шпионом… Что же вы еще про меня выдумаете? – Не горячитесь. – Тучков встал, прошелся по кабинету: видно было, что он пытается сдержать раздражение. Вернулся к столу и продолжил: – Мы ничего не придумываем, а лишь действуем по проверенным данным. Если хотите знать, на вас имеется достаточно данных, изобличающих в антисоветской деятельности. Уж не знаю, кто там, наверху, – он оттопыренным большим пальцем показал на потолок, – в вас заинтересован. Но, будьте уверены, долго на свободе вам не протянуть. – Не верю я вам, и бояться мне нечего. Я много прожил, много сделал для церкви и людей верующих. Церкви, как вам ни хотелось бы, не убить, она жива и будет жить, даже если имя мое ошельмуете. Надеюсь, придет время, и верные разберутся и позором не покроют мои седины. А вот за вами, Тучков, кровь, слезы, горе… Никто не вспомнит вас добрым словом. Прокляты вы будете в потомках. Да и свои со временем от вас отвернутся. Тучков побелел, стиснул зубы, глаза налились злостью, и уже не проговорил, а прохрипел сдавленно и жутко: – Не любил я вас всегда, и нутро мое меня не обмануло, контра вы… и кончать вас надо было еще тогда, в двадцать втором. А все наши партийные либералы… У-у-у, ненавижу их, и вас, и религию вашу с церковью вместе. К ногтю всех бы. Но теперь-то вы, патриарх несостоявшийся, от меня не уйдете! – При этих словах Тучков достал из стола несколько листков и бросил перед митрополитом. – Читайте, что о делах ваших братья ваши пишут! Сергий отодвинул листки и привстал, показывая желание уйти. – А, не хотите. Нет уж, присядьте да послушайте, я сам зачитаю кое-какие фрагментики из показаний дружка вашего Феофана Туликова. Тучков развернул бумаги и, водя пальцем по строчкам, искал нужное ему место.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Из пункта iii) следует отметить монографию Д. И. Макарова «Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII – XIV вв.» 2015 г. Благодаря авторскому переводу коротких отрывков из разных сочинений свт. Филофея (Коккина), в данной работе представлены богословские взгляды святителя. Причем упоминание его имени в этой связи настолько частотно, что на основе этой монографии можно было бы собрать некую картину богословия святителя. Это представляется вполне актуальным, т. к. многие сочинения свт. Филофея отсутствуют в русском переводе. Что касается остальных монографий, то они в основном представляют разрозненные факты о свт. Филофее и его эпохе. Многое из этой информации полезно для ознакомления, но не используется нами для целей нашей работы. Другого рода справочную информацию рассмотрим теперь при обзоре справочной литературы. 1.4. Обзор справочной литературы Основной объем справочной литературы, которая была использована в нашей работе, составляют статьи Православной энциклопедии, где в рамках основных тем статей были обнаружены те или иные упоминания личности и трудов свт. Филофея (Коккина). На текущий момент статья о самом свт. Филофее в Православной энциклопедии отсутствует. Открывает перечень использованных нами статей Православной энциклопедии работа С. Ю. Акишина «Диатаксис» , опубликованная в 2006 г. 192 Краткая характеристика. В рамках раскрытия термина рассматривается устав совершения Божественной Литургии, составленный свт. Филофеем (Коккином). Обзор работы. Здесь рассматривается история термина «диатаксис», разновидности диатаксисов. Относительно Диатаксиса свт. Филофея устанавливаются следующие факты: s Устав Божественной Литургии свт. Филофея является наиболее известным из византийских уставов; s сроки патриаршего служения свт. Филофея: 1353–1354 и 1364–1376; s Диатаксис был составлен святителем в 40-е гг. XIV в., когда он был игуменом Великой Лавры; s Богатая рукописная традиция Диатаксиса свидетельствует о его популярности в поздней Византии;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

– Это было тайной и неожиданностью для моих родных. Я ведь вырос не в религиозной семье, хотя и атеистической ее тоже было нельзя назвать. Просто тема веры в нашем доме не обсуждалась. Однако родители крестили меня, двухгодовалого ребенка, в городе на Неве, в Александро-Невской лавре. Со временем они смирились с моим выбором, а сейчас и сами пришли к православной вере и к Церкви. Что касается моих школьных сверстников и друзей, то в начале 1990-х годов меня окружали исключительно церковные и верующие люди. Все мои друзья прислуживали алтарниками в рижских Свято-Троицком храме в Задвинье и Христорождественском соборе. Все они приветствовали мой жизненный выбор. Реакция и моего ближайшего окружения была только положительной. – В 1995 году последовал ваш переезд из Риги, где вы четыре года жили монахом в миру, в Берлин. Имея за плечами некоторый опыт литературной работы, вы тогда же приступили к выполнению функций секретаря архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Галинского)? – Совсем нет. Сначала владыка Феофан благословил меня на различные послушания. Я трудился алтарником и ризничным в Воскресенском кафедральном соборе Берлина, а спустя примерно год стал помогать нашему архиерею по работе в епархиальной канцелярии. В настоящее время мое послушание больше состоит в установлении связей Берлинско-Германской епархии с органами государственной власти и общественностью. Замечу, что у нас в последние годы сформировался конструктивный диалог с немецкими властями как на общегерманском, так и на местных уровнях. – Прислушиваются ли власти Германии к мнению Русской Православной Церкви? – В последние годы стали прислушиваться. У нас часто проходят совместные встречи с депутатами германского парламента и региональными политиками. Совсем недавно мы представили свой проект по интеграции в Интеграционную комиссию при канцлере Германии, и некоторые положения нашего проекта были также внесены в Основной закон по интеграции. Основная задача нашей епархии при общении с политическими структурами Германии заключается в оказании всесторонней помощи нашим соотечественникам, проживающим на немецкой земле. Причем эту помощь мы стараемся оказывать в различных сферах. Здесь имеются в виду и поход с прихожанином в социальное ведомство, и помощь в духовно-нравственном воспитании детей, и, наконец, отстаивание прав наших соотечественников в государственных и городских органах власти.

http://pravoslavie.ru/34475.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010