На нем позолотили главы и декор куполов, был укреплен фундамент (при этом с юж. стороны алтаря обнаружено захоронение неизв. священника). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. велась реставрация Никольского казачьего собора, в 1983 г. в нем разместился зал органной и камерной музыки. В 1981 г. под видом ремонта было построено новое здание молитвенного дома в Исилькуле, освященное 9 сент. Также под видом ремонта деревянный молитвенный дом в Тюкалинске перестроен в каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен 9 мая 1984). Ежегодно епархия была вынуждена перечислять в Фонд мира до 100 тыс. р. Еп. Максим составил патерик Сибирских святых, по благословению патриарха установил празднование Собору Сибирских святых (10/23 июня), составил службы Московскому митр. свт. Иннокентию (Вениаминову) и Собору Сибирских святых. В иконописной мастерской «Софрино» написана икона Сибирских святых, перед которой 23 июня 1984 г. в Покровском соборе Тобольска совершено 1-е торжественное празднование Собору Сибирских святых. На праздник прибыли Новосибирский архиеп. Гедеон (Докукин), 53 священнослужителя со всей Сибири, а также паломники. Сотрудники художественной мастерской «Софрино», доставившие из Москвы написанную ими икону, присутствовали на торжестве в качестве почетных гостей. На иконе изображен 31 угодник Божий, родившийся, живший или умерший в Сибири. 7 сент. 1984 г. еп. Максим возведен в сан архиепископа. На 1 июня 1985 г. в Омской епархии действовали 13 храмов (из них 3 собора), были зарегистрированы 21 священник, 3 диакона, 5 псаломщиков, 2 регента. 2-я пол. 80-х гг. XX в.- 2018 г. 29 июля 1986 г. архиеп. Максим был переведен на Тульскую кафедру, на его место определен архиеп. Феодосий (Процюк). Время его служения на Омской кафедре (1986-2011) совпало со значительным улучшением государственно-церковных отношений. За указанный период количество приходов в епархии существенно увеличилось. В нач. 1987 г. в клире состояли 40 священнослужителей (23 - в Омской обл., 17 - в Тюменской).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Нецерковность и недуховность такой позиции - очевидна. Трудно объяснить,как люди,избравшие национализм руководством к... действию,всерьез считали себя православными. Такая позиция начисто отметает самое главное в Церкви - духовное родство и братство во Христе,по Плоти и Телу Христову,противополагая ему полуязыческое " братство " по земной плоти и крови,весьма далекое от христианства. Эта концепция не имеет ничего общего со Христом и Церковью. " Феодосий(Процюк),митр.Омский и Тарский. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине.-М.,2004.-С.508. Лейтенант Найденов 17 июня 2014, 18:02 Для отрезвления " просто патриотов " : " 8 июля 1943 года повреждённый «Тигр» унтершарфюрера СС Франца Штаудеггера, находившийся на хуторе Тетеревино, в одиночку отразил атаку примерно 50 танков Т-34 и Т-70 из 26-й танковой бригады, подбив при этом 22 танка " . Из википедии. К/ф " Белый тигр " ,Карена Шахназарова - очень правдив. Так что,ежели-бы не молитвы Богородицы и святых,среди которых и императорская семья - св.мч.Александра - чистая немка,дети более,чем наполовину,т.к.и в крови расстрелянного,подобно им,без суда и следствия,императора,много немецкой крови. Однако,они стеной встали вокруг престола Вседержителя за свое земное отечество,вверенное им от Него! И умолили. Вот подлинный патриотизм. Христианский. Ибо во Христе - нет ни русского,ни немца,но Бог все во всем. И кровь у них христианская и послушание подобное Владыке их. Хочется предостеречь от бездумного кичения победой над немцами,исходя из вышеизложенного - это позор. Торжествовать следует победу над фашизмом и милосердия над судом,пережитую тогда всем миром,включая Германию,которой Господь судил - то,что судил. Ирина 20 мая 2014, 09:27 А еще вот такой простой вопрос - правители же были во все времена - и Ветхий завет тому пример - вот им как, как управлять страной? Забыть про любовь к родине? Возьмем и власть рангом ниже - работа их нужна? Однозначно. Хорошие руководители - патриоты? Да. Думают ли о нашей временной " гостинице " ? Да и большую часть времени.

http://pravoslavie.ru/61669.html

Обозный К. П. Псковская Православная миссия в 1941-1944 гг. (миссионерский аспект деятельности)//Православная община. 2000. 1 (55). С. 69-87, 2 (56). С. 74-101; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София (Новгород). 1995. 2 (14). С. 4-5; Их же. Псковская Духовная миссия и монастыри на Северо-Западе России//Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Ежегодная Богословская конференция 1997 г. М., 1997. С. 107-112; Галкин А. К. Похвала и утверждение Старой Руссы//София. 1997. 3. С. 6-8. Обозный К. П. История Псковской Православной миссии 1941-1944 гг.. М., 2008.. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990; Раина П. К. Указ. соч.; Черепица В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000; Силова С. В. Крестный путь. Белорусская Православная Церковь в годы немецкой оккупации 1941-1944 гг. Минск, 2005; Горидовец Владимир, священник. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах//Вестник церковной истории. 2008. 2. 279-284. Украинская Автокефальная Православная Церковь. Мюнхен, 1951. Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытка Украинской церковной автокефалии в XX веке//Православная Церковь на Украине и Польше в XX столетии. 1917-1950 гг. Сборник. М., 1997. С. 7-86. Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. Heyer F.Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945; Heyer F, Weise Ch. Kirchengeschichte der Ukraine. Acht Jahrzehnte vom ersten Weltkrieg bis zu den Konflikten der Gegenwart. Göttingen, 1997. Handschrift. Stehle H.Der Lemberger Metropolit Sheptyckij und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine, in: Vierteiljahreshefte fur Zeitgeschichte, Mü chen, 34/1986, 3. Heft. S. 407-425; Boeckh К.Rum änisirung und Repression. Zur Kirchenpotitik im Raum Odessa/Transnistrien 1941-1944, in Jahrbü cher f ü r Geschichte Osteuropa, 1997, Heft 1. S. 64-84.

http://religare.ru/2_94013.html

Помимо моральной поддержки репрессированным священнослужителям П. стремился оказывать им и материальную помощь, что впосл. было вменено ему в вину. Не вмешиваясь без нужды в дела др. архиереев, в Московской епархии П. как мог старался поддерживать церковное благочиние. 14 сент. 1925 г. он обратился к благочинным и настоятелям храмов г. Москвы и Московской епархии с указанием о недопустимости «введения различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступления от церковного устава вообще». Речь шла в основном либо об излишней помпезности, допускаемой в богослужении отдельными священниками, либо, наоборот, о его непозволительных упрощениях. Недопустимым П. считал и введение в богослужебную практику рус. языка (Кифа. 2012. С. 784-785). Ближайшим помощником П. по управлению Московской епархией в сент. 1925 г. стал вернувшийся из ссылки Дмитровский еп. сщмч. Серафим (Звездинский) . П. не сочувствовал идеям обособления отдельных частей РПЦ. Так, по вопросу об автономии Белорусской Православной Церкви он написал: «В настоящее время при натиске католичества на православие и общих тяжелых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплоченность и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах Православной Церкви» (Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 61). В июне 1925 г. на Украине оформился новый, т. н. Лубенский, раскол, главными организаторами которого стали запрещенные в священнослужении патриархом Тихоном архиеп. Иоанникий (Соколовский) , бывш. управляющий Харьковской епархией, и еп. бывш. Лубенский Феофил (см. Булдовский Ф. И.). В ответ П. предал главарей раскола церковному суду (состоялся уже после ареста П.). На ходатайство Полтавского архиеп. Григория (Лисовского) о канонической автокефалии УПЦ П. ответил: «Тут не автокефалия нужна» ( Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943).

http://pravenc.ru/text/2580122.html

При Преосвященном Варлааме (Петрове) был произведен капитальный ремонт храма по причине осадки фундамента. Архиепископ призвал к пожертвованиям тобольских граждан и в то же время известил о нуждах церковных высшее начальство. «По именному повелению Екатерины II в 1783 и 1784 гг. ассигновано из казны 15521 р. 30 коп. Из них на сумму, собранную от доброхотных дателей с 1777 по 1788 гг. (включительно), маковица на большой главе покрыта железом и по железу вызолочена; на шее под ней написаны, в соответственном высоте размере, Иисус Христос с двенадцатью апостолами…». В советское время главный храм Сибири разделил судьбу большинства российских церквей. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности. Закрыта соборная церковь Успения Божией Матери была на основании протокола президиума Горсовета в ноябре 1930 года. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации «Союз-хлеб» и использовался как зерновой склад. Такое использование величайшего памятника архитектуры, первого каменного храма Сибири, жемчужины русского зодчества продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Затем собор долгое время пустовал и постепенно стал разрушаться. В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией. В процессе «реставрации» собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены. К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, но полная реставрация не была закончена. Такое недолжное отношение властей к величайшей сибирской святыне возмущало верующих тоболяков. 28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился Архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви. Основанием к своей просьбе Архиепископ указал устройство миротворческого центра. Это основание по тем временам было гораздо весомее, чем любое другое. Председатель Тобольского горисполкома А. Г. Елфимов на эту просьбу ответил отказом, впрочем, с предложением выделить епархии разрушенную подгорную Крестовоздвиженскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00976

Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, О-во любителей церковной истории, 2004. Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси: К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917–1997. М.: Изд-во Спасо- Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Цыпин В., прот. Русская Православная Церковь : 1925–1938. М.: Сретенский монастырь, 1999. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939): («Обновленческий» раскол в Белоруссии). М.: Крутицкое Патриаршее подворье; О-во любителей церковной истории, 2006. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ Мемориал, 1999. Основные даты жизни, деятельности и мученического подвига Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого 1570 20 июля 1862 г. 1571 – родился в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье приходского священника Феодора Евграфовича и Марии Александровны Полянских. 29 июля 1862 г. – крещен с наречением имени в честь св. апостола Петра. Восприемники: священник Василий Расторгуев и Анна Чиркина, жена купца г. Старый Оскол. Июнь 1879 г. – окончил Костромское духовное училище. Июнь 1885 г. – окончил полный курс Воронежской духовной семинарии по первому разряду, удостоен звания студента семинарии. 26 июня 1885 г. – определен на должность псаломщика при церкви села Девицы Коротоякского уезда Воронежской губернии. 11 января 1888 г. – утвержден в числе вольных слушателей лекций в Московской Духовной Академии. 24 марта 1888 г. – освобожден от должности псаломщика. 1 октября 1888 г. – зачислен в студенты Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Феодор Иоаннович (1557–1605), последний царь из династии Рюриковичей с 1584 г. Феодор Мопсуетский († 428), епископ Мопсуетии в Киликии. Пятым Вселенским Собором в Константинополе в 553 г. осужден как еретик-несторианин. Феодорит Кирский (386 (393?) – 457 (460?)), блаженный, епископ Кирский, представитель Антиохийской школы богословия. Феодосий (Алмазов Константин Захарьевич; 1870 – после 1933), архимандрит. До 1916 г. на учебно-духовной службе. В 1916–1917 гг. военный священник. После 1917 г. служил в церквях Петрограда. Неоднократно арестовывался. С 1927 г. в Соловецком лагере. После отбывания срока заключения на Соловках, выслан в Нарымский край, откуда совершил побег в 1930 г. в Румынию, затем пребывал в одном из монастырей Болгарии. Феодосий (Ващинский Дмитрий Васильевич; 1876–1937), епископ. До 1926 г. служил в Черниговской епархии. В 1926 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. Проживал в Харькове. В 1926 г. арестован, до 1928 г. в ссылке. С 1928 г. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. С 1929 г. епископ Могилевский. В 1933 г. арестован, до 1937 г. находился в Мариинских лагерях Новосибирской (Кемеровской) области. Расстрелян. Феодосий (Процюк), митрополит. Феодосий (Феодосиев Николай Иванович ; 1864–1942), архиепископ. В 1903 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 1907 г. епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии; с 1908 г. епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1918 г. архиепископ. С 1919 г. в эмиграции. С 1922 г. архиепископ Виленский и Лидский Польской Церкви. С 1939 г. на покое. Феофан (Березкин Федор Алексеевич; 1863–1936), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, по покаянии вернулся на Гжатскую кафедру. С 1927 г. в ссылке. После окончания ссылки вернулся в Гжатск. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич; 1872–1940), архиепископ. В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1913 г. епископ Полтавский и Переяславский. С 1918 г. архиепископ. В 1919 г. эмигрировал. Член Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Феодосий Процюк 24.09(07.10)1967 21.09(04.10)1979 21.09(04.10)1979 06(19)04.1985 06(19)04.1985 12(25)02.1992 20.03(02.04)1992 18.09(01.10)2001 18.09(01.10) 2001 17(30)12.2001 17(30)12.2001 Полтавская, обн. Основана в 1924 г. Упразднена в 1926 г. (?) Викарные кафедры: Кобелякская, Кременчугская. 27.01(09.02)1924 22.08(04.09)1924 30.11(13.12)1924 11(24)01.1925 11.1924 27.01(09.02)1925 21.05(03.06)1925 27.05(09.06)1926 Полторацкая, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Асхабад, до 1919 г. – Полторацк, с 1927 г. – Ашхабад). Ташкентское и Средне-Азиатское (?) викариатство. Упразднена в 1925 г. 03(16)01.1924 23.12.1924(05.01.1925) Поречская Основана ок. 1926 г. Именование – по г. Поречье (Смоленская область). Смоленское викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 1926 23.01(05.02)1927 Порожская (см. Юрьевская) Порховская Основана в 1947 г. 3662 Именование – по г. Порхов (Псковская область). Псковское викариатство. Упразднена в 1949 г. 27.06(10.07)1947 14(27)02.1948 23.02(07.03)1948 Почаевская Упоминается в XVI в. (?) Основана 14(27)11.1990. Именование – по г. Почаев (Тернопольская область, Украина). Тернопольское викариатство. Киевское викариатство с 2000 г. ( 18(28)08.1596 14(27)11.1990 30.11(13.12)1990 в/у Иаков Панчук 01(14)12.1990 29.05(11.06)1992 16(29)07.1992 22.07(04.08)1992 23.07(05.08)1992 02(15)04.1997 22.11(03.12).2000 Пражская Основана в 1922 г. как управление русскими приходами в Чехословакии. Викариатство Западно-Европейского Экзархата. С 1930 г. в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Воссоединилась с Московским Патриархатом 20.08(02.09)1945. В 1946 г. создан Чехословацкий Экзархат. 10(23)11.1951 Чехословацкому Экзархату дарована автокефалия, образована Чехословацкая Православная Церковь . Именовалась: Пражская и Чешская; в 1946–1951 гг. – Пражская и Чешская, Чехословацкий Экзархат. 1922 28.05(10.06)1930 25.08(07.09)1945 25.05(07.06)1946 23.03(05.04)1946 10(23)11.1951 Приазовская (см. Таганрогская) Приамурская, обн. (см. Хабаровская, обн.) Приамурская (см. Благовещенская)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото 9 Игумен Иоанн (Селецкий) (Продолжение следует) Примечания Гаврин Филарет, игумен Попытка объединения автокефальной и автономной церковных юрисдикций в оккупированной Украине//Интернет-сайт «Антираскол»/URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1513 Демидова Н.И. Кадровая политика Московской Патриархии и состав епископата Русской Православной Церкви в 1940-1952 гг. Диссертация Интернет-сайт Харьковской семинарии//URL: http://seminary.kharkov.ua/occupation.html Корнилов А.А. Преображение России. Н.Новгород, 2000.С.154. Кострюков А.А. Об отношении Русской Зарубежной Церкви ко Второй мировой войне//Интернет-сайт «Православие.ru»/ URL:http://www.pravoslavie.ru/108286.html Кочетов Д.Б. Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/1841682.html Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве/Интернет-сайт о празднике Воздвижение//URL: http://vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/ Липаков Е.В. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич)//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/150303.html Новицкий Вениамин, архиепископ Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца//Журнал Московской Патриархии 1975. 7. С. 12-13 Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998. Пидгайко В.Г. Кременецкая епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2458999.html Пидгайко В.Г. Кременчунская и Лубенская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2459007.html Пидгайко В.Г. Луганска я и Алчевская епархия//Православная энциклопедия/URL: http://www.pravenc.ru/text/2110759.html Процюк Феодосий, митрополит Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М.: 2004 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.) Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской Соболев Серафим, архиепископ Русская идеология//Соболев Серафим, архиепископ Самодержавие и спасение России. М: Сибирская благозвонница, 2008 – 543 с.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Э., Шавров В. М. Очерки по истории рус. церк. смуты. М., 1996; Бочкарёв В., прот. История обновленческого раскола в Западной Сибири//Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (сер. XIX-XX в.). Новосиб., 1997. С. 118-129; Политбюро и Церковь. Кн. 2; Васильева О. Ю. Роль советского государства и Вселенской Патриархии как участников обновленческого раскола 1922-1923 гг.//Живое предание: Мат-лы богосл. конф. 1997/Св.-Филаретовская шк. М., 1999. С. 117-134; Журавский А. В. Обновленческий приход в 20-е годы ХХ в.//ЕжБК, 1999. С. 370-373; Заиканова И. Епископ Антонин (Грановский) и «обновленчество»//Живое предание: Мат-лы богосл. конф., 1997. М., 1999. С. 158-167; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ в. СПб., 1999; он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; он же. Обновленческий «протопресвитер» Владимир Красницкий и его встреча с В. И. Лениным//ЦИВ. 2004. 11. С. 246-254; Кравецкий А. Г. К предыстории обновленческой смуты//УЗ РПУ. М., 2000. Вып. 6. С. 51-72; «Обновленческий» раскол; Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//Мат-лы конф. «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933)». М., 2002; Бердяев Н. А. «Живая Церковь» и религиозное возрождение в России//ЦИВ. 2003. 10. С. 61-70; Беглов А. Л. Последний бой обновленцев: Эпизоды воссоединения с Патриаршей церковью в 1944-1946 гг.//АиО. 2004. 2(40). С. 205-214; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (окт. 1917 - кон. 1930-х г.). СПб., 2005; Короткая Н. Г. Обновленческий раскол на Смоленщине в 20-е годы ХХ в.//ЦИВ. 2006. 12/13. С. 218-233; Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии, 1922-1939 («Обновленческий» раскол в Белоруссии).

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010