Север. 1930. 25 апр.). Н. проживал на покое в Тобольске. Похоронен на тобольском городском Завальном кладбище с юж. стороны ц. Семи отроков Эфесских. Соч.: Речь при наречении во еп. Черкасского//ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231. Арх.:РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 139, 218; Архив СБУ. Ф. 6. Д. 38183; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; ЦГИАК Украины. Ф. 128 (Киево-Печерская Лавра). Оп. 3 общ. Д. 1247; ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Д. 52; ГА Киевской обл. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 73; Архив Комитета ЗАГС Администрации г. Тобольска. Актовые книги Бюро ЗАГС г. Тобольска Уральской обл. за 1930 г. Лит.: ЦВед. 1910. 2. С. 3; ПрибЦВед. 1910. 6. С. 231, 261-263; Рус. Паломник. 1910. 9. С. 142; Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 10-11; Уральские церк. вед. 1928. 7/8. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 13-14; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1403; Акты свт. Тихона. С. 288, 292, 293, 736, 740, 741; Польский. Ч. 2. С. 90; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 1996. С. 546; Боже В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска 1917-1937 гг.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2. С. 185; Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всерос. съезд монашествующих 1909 г.: Восп. участника. М., 1999р. С. 22, 277; Казанское дворянство 1785-1917 г.: Генеалогич. слов./Сост.: Г. А. Двоеносова. Каз., 2001. С. 97; Мат-лы по истории рус. иерархии: Статьи и док-ты. М., 2002. С. 172, 182, 197; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 62, 96, 150-151, 165, 166, 169, 170, 172, 179, 185, 257, 527; Губонин. История иерархии, 2006. С. 215, 494-495, 539, 731-732, 865, 869, 875, 881-891; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 ст./Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 75-78; Малоизвестные страницы церк. служения Экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг.: (По мат-лам следственного дела)/Публ.: А.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

446 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 215–216. 452 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 210–211, 213–214. 460 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 523. 462 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 525. 467 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 216–218. 473 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 536–538. 483 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 232–233. 484 Николай Доненко, протоиерей. Священномученик Макарий, Епископ Днепропетровский//Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1, стр. 345. 488 Свидетельство Вадима Игоревича Шмидта по рассказам матери – Евгении Валерьевны Нориной ( 16 июля 1999 г.). 490 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-5919, оп. 1, д. 1, л. 135 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

493 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 2181, л. 190–197 об. Феодосий (Процюк), Митрополит Омский и Тарский. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. Стр. 386–387. 496 Черкасец Татьяна, подг., Григорий Лисовский, Митрополит Полтавский и 497 Личный архив протоиерея Иоанна Богдановича//Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 234. 498 Черкасец Татьяна, подг., Григорий Лисовский, Митрополит Полтавский и 499 Личный архив протоиерея Иоанна Богдановича//Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 234. 501 Полный текст работы для публикации предоставлен протоиереем Максимом Максимовым, секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых, и опубликован в настоящем томе на стр. 391–518. 502 Личный архив протоиерея Иоанна Богдановича//Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 235. 503 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1018, л. 2; д. 1023, л. 2; ГАПО. Ф. Р-2126, оп. 1, д. 764, л. 46. 507 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 235. 511 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58–64. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 278–285. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 70. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 3: 1925 г. М., 2002. Ч. 1. С. 245. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 333. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337–341. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 3. Ч. 1. С. 371. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 66 об. – 68 об. Текст документа предоставлен А. Н. Сухоруковым. Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 118–131. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368–369. Борис (Рукин), еп. О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви. М., 1927. С. 4. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369. Распоряжение Патриарха Московского и всея Руси об именующем себя «митрополитом» Феофиле Булдовском//Журнал Московской Патриархии. 1943. 4. С. 9. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 372–373. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 445. См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 65–66; Мазырин А., иер. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.)//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–39.

http://bogoslov.ru/article/1108065

869 Переворот в тихоновщине//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. 8–9 (3–4). С. 9. 873 Григорий (Яцковский), архиеп. Документы, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета в Москве. С. 11. 876 К положению Православной Церкви в советской России//Церковные ведомости. 1926. 11–12. С. 4–5. 877 Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 68. 878 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране. Т. 3. Ч. 1. С. 371, 419; Ч. 2. С. 589, 724. 880 См.: Обращения Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного Митрополита Антония//Церковные ведомости. 1926. 5–6. С. 1–2. 884 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране. Т. 4: 1926 г. М., 2001. Ч. 1. С. 189. 886 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368–369. 891 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369. 892 Распоряжение Патриарха Московского и всея Руси об именующем себя «митрополитом» Феофиле Булдовском//Журнал Московской Патриархии. 1943. 4. С. 9. 894 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 65–66; Мазырин А., свящ. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.)//Вестник ПСТГУ. II. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–39. 895 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 372–373. 898 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 96–97. 900 Православный церковный календарь на 1927 год/Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Изд. Е. Н. Львова. С. 24. 906 Васильева Н. Ю., Шкаровский М. В. Гавриил (Красновский)//Православная Энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 222. 911 См.: Мазырин А., свящ., Хелемендик М. «Борисовщина» – григорианский раскол в Москве//Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. М., 2008. С. 58–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

237 . «Тайной Церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы/Сост. Л.Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2008. – 336 с. (Серия «Новомученики и исповедники Российские перед лицом богоборческой власти»). 238 . Троицкий С.В. О неправде Карловацкого раскола. – Paris: Editions de L’Exarchat Patriarcal Russe en Europe Occidentale, 1960. – 148 c. 239 . Троицкий C.B. Размежевание или раскол. – Paris: YMKA-PRESS, 1932. – 152 с. 240 . Троицкий С.В. Что такое «Живая Церковь »?/«Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. ИВ. Соловьев. Материалы по истории Церкви. Кн. 27. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2002. – С. 65–127. 241 . Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. – 640 с. 242 . Феодосий (Процюк), архиепископ. Обособленчиские движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 гг. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий. С фотографиями): Дисс. ...магистр, церк. истории. В 6-ти частях. – Загорск: МДА, 1979: Ч. 1. – 189 с.; Ч. 2. – 190–392 с.; Ч. 3. – 393–592 с.; Ч. 4. – 596–771 с.; Ч. 5. – 285 с.; Ч. 6. – 123 с.; Именной указатель – 27 с. 243 . Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). Материалы по истории Церкви. Кн. 36. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2004. – 640 с. 244 . Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.). – СПб.: Алетейя, 2004. – 222 с. 245 . Фотиев К.В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в XX веке. – Мюнхен, 1955. – 80 с. 246 . Хомяков A.C. Церковь одна. – М., 2001. – 252 с. 247 . Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы»: Дисс. ...канд. богословия. – Загорск: МДА, 1957. – 145 с. 248 . Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 832 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

352 Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – ЦА ФСБ). Д. Н-44594, л. 7, 27–37 об. – Кирьянов Николай. Список канонических архиереев, проживающих в России. Список архиереев, впавших в обновленческий раскол. М., 1924. Рукопись. Опубликовано в сборнике: Материалы по истории Русской иерархии, М.: Издательство православного Свято-Тихоновского богословского института. Стр. 191. 363 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 231, л. 89; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 58 об., 65. 365 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 231, л. 90; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 66–66 об. 366 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39–39 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп.1, д. 396, л. 55–55 об. 367 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп.1, д.396, л. 55 об. 375 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39–40 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 55–56 об. 388 Сведения о пребывании священномученика Аркадия в Москве предоставлены праправнуком Пелагии Михайловны Назаровой Вадимом Игоревичем Шмидтом. Им же предоставлены фотографии священномученика с дарственными надписями членам семьи, а также машинописи его авторства, опубликованные в этой книге. 394 Семейный архив Вадима Игоревича Шмидта.// Аркадий (Остальский) , архимандрит. Чувство любви и стремление к идеалу, как доказательство бытия Божия. Машинопись. 1926. Стр. 17. Опубликовано в настоящем томе на стр. 361–368. 395 Николай Доненко, протоиерей. Священномученик Макарий, Епископ Днепропетровский//Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1, стр. 345. 396 Библиотека Московской духовной академии (далее – МДА). Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 234. 397 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831, оп. 1, д. 86, л. 36, 56. 399 Феодосий (Процюк), Митрополит Омский и Тарский. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. Стр. 24–27, 251.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

74 Скурат КЕ. Поместные Православные Церкви. Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке: Дисс. ...докт церк. истории. В 8-ми т. – Загорск: МДА, 1977: Т. 1. – 259 с.; Т. 2. – 271 с.; Т. 3. – 224 с.; Т. 4. – 268 с.; Т. 5. – 136 с.; Т. 6. – 166 с.; Т. 7. – 151 с.; Т. 8. – 155 с.; Его же. История Поместных Православных Церквей: В 2-х т. – М.: Русские огни, 1994; Т. 1. – 336 с.; Т. 2. – 320 с. 75 Феодосий (Процюк), архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 гг. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий. С фотографиями): Дисс. ...магистр, церк. истории. В 6-ти ч. – Загорск: МДА, 1979: Ч. 1. – 189 с.; Ч. 2. – 190–392 с.; Ч. 3. – 393–592 с.; Ч. 4. – 596–771 + 27 с.; Ч. 5. – 285 с.; Ч. 6. – 123 с.; Именной указатель – 27 с.; Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). Материалы по истории Церкви. Кн. 36. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2004. – 640 с. 78 Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы»: Дисс. ...канд. богословия. – Загорск: МДА, 1957. – 145 с. 79 Иоанн (Снычев), архимандрит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XIX столетия: “Григорианский”, “Ярославский”, “Иосифлянский”, “Викторианский” и др., их особенность и история: Курсовое сочинение. – JI.: ЛДА, 1966. – 327 с.; Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви. – Самара: Православная Самара, 1997. – 364 с. 80 Муллер H., протоиерей. Полемика между поповцами и беспоповцами во 2-ой половине XVIII века: Курсовое сочинение. – Л.: ЛДА, 1962. – 189 с. 81 Свешников Николай, протоиерей. История взаимоотношений Русской и Грузинской Церквей: Курсовое сочинение. – Л.: ЛДА, 1968. – 335 с. 82 Серафим (Бондарь), иеромонах. Австрийская иерархия перед судом истории и канонов: Курсовое сочинение. – Л.: ЛДА, 1951. – 182 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Городище (ныне Черкасская обл., часть к-рой была в составе Кременчугского округа в 1925-1930.- А. Т.). Липковское духовенство пользуется популярностью только в бывшем центре - г. Городище… в остальных районах нашей округи липковское духовенство не имеет никакого влияния на население» (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 32. Л. 123). В начальный период автокефалистских приходов на Полтавщине было не более 5: по одному в Кобеляках и Кременчуге, остальные - в селах. Не оживил автокефалистского движения приезд в окт. 1923 г. на Полтавщину «митрополита» Василия Липковского (Там же. Ф. П-9032. Оп. 1. Д. 81. Л. 124). Митр. Феодосий (Процюк) так объясняет неудачи автокефалистов: «Кобеляцкий уезд весь целиком перешел на украинский язык… и в силу этого «самосвятство» в этом уезде совершенно не привилось. «Самосвяты» делали упор на необходимость украинизации богослужения, это было их главным козырем, а поскольку это осуществлялось православными, то «самосвятам» не на чем было основывать свою агитацию за переход в УАПЦ» ( Феодосий (Процюк). 2004. С. 245). Осенью 1923 г. Кротевич был переведен на Житомирскую епархию. Полтавская и Кременчугская кафедра в 1924 г. была предложена Юрию Жевченко, к-рый возглавлял церковную округу до своего перевода в Одессу в кон. 1927 г. В его бытность автокефалистское движение оживилось, количество приходов увеличилось (половина из них использовали церкви понедельно с др. церковными течениями). Сильный центр автокефалии во главе со свящ. И. Л. Левандовским образовался в г. Градижске Кременчугского округа, где «самосвяты» заняли Троицкую и Покровскую церкви. При автокефалистских общинах Левандовский создал несколько нелегальных братств: «Сестринское братство», «Хоровое братство», «Молодое братство». В 1925 г. Градижск для популяризации идей УАПЦ посетил «митрополит» Липковский, в 1926 г.- идеолог УАПЦ В. М. Чеховский. В 1929 г., накануне дела «Союза освобождения Украины», все ведущие автокефалисты Градижска (священники И. М. Вакуленко и М. Е. Ханк, миряне Я.

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Там же. Беркгоф К. Чи було на час // журнал. 2005. 3. С. 20; Смирнов А. Розвиток автокефального руху на початку (Электронная версия: Нарис Церкви. В 4 т. Т. 4. 1995. С. 205; Стоколос Н. в 1941–1942 рр. // журнал. 2004. 3. С. 93. Т., прот. Указ. соч. Т. 1. С. 357. Волошин Ю. православна церква в роки (1941–1944 рр.). Полтава, 1997. С. 45–46. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 411–412. Государственный архив Ровенской области (далее – ГА РО ), ф. Р–281, оп. 1, д. 17, л. 49 (Письмо архиепископа Илариона (Огиенко) к митрополиту Дионисию (Валединскому) от 12 февраля 1942 г.). Смирнов А. Мстислав (Скрипник)… С. 126–127. РГАСПИ, ф. 82, оп. 2, д. 503, л. 62–65. Нарис Т. 4. С. 181; М Т., прот. Указ. соч. С. 201. В. В. в (вересень 1939 – вересень 1945 рр.). Дис. … канд. ист. наук. 1999. С. 62–63; Пащенко В.Православна церква в 1940 – початку 1990-х Полтава, 2003. С. 90. Волошин Ю. православна церква… С. 45; Пащенко В. Указ. соч. С. 34. ГА РО, ф. З–281, оп. 1, д. 17, л. 44. В 1922 г. Патриарх Тихон не издавал распоряжений о даровании автономии Православной Церкви на Украине. Возможно, западно-украинскими епископами в связи с плохой осведомленностью о церковной ситуации в советской Украине в то время неверно был расценен инцидент, когда 2-3 сентября 1922 г. в Киеве на «Совещании правящих епископов Украины», которое проходило по благословению Патриарха Тихона под председательством экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова), было принято решение предложить украинскому епископату объявить, что «Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии». Но уже 5 сентября «Священный Синод епископов всея Украины» отклонил это предложение, объяснив, что принятие такого решения находится в компетенции Всеукраинского Церковного Собора и Поместного Собора Русской Православной Церкви ( Киридон А. М. Час випробувань: Держава – церква – в 1917–1930 2005. С. 63; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 232–235, 239).

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010