Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни. В 9 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897–1911. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1–12). М., 1918. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. В 4-х вып. М., 1918. Сергий (Страгородский) , архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПб., 1905. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1994. Степанов (Русак) Владимир. Свидетельство обвинения. Т. 1–3. М,1993. Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931). Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в 20 столетии. М., 1995. Толстой М. В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. Париж, 1960. Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. Феодосий (Процюк), архиепископ. Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине 1917–1943 гг. Т. 1–4, машинопись. МДА. Смоленск, 1978–1979. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. В 5 т. М., 1896. Филарет (Дроздов) , митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4 и доп. т. М., 1885–1888. Филарет (Дроздов) . Мнения, отзывы и письма. М., 1905. Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. М., 1899. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. Кн. 9. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1925–1938). М., 1999. Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь , верующие (1941–1961). М., 1999. Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Владыка Феодосий (Процюк) Информацию об открытии училища до меня донес школьный преподаватель, он вел факультатив «мировая художественная культура», параллельно с этим был певчим в храме — подрабатывал просто как светский человек в верхнем хоре. Он вызвался меня познакомить с кем-то из священников, причастных к училищу, сказав: «Там все попы, и даже водитель у владыки — поп». Я подумал: «Ничего себе, у них такая мистическая погруженность, что даже водитель, ни больше ни меньше, должен быть попом». Немного детское восприятие, показывающее, насколько я, да и тот певчий, учитель МХК — ничего не понимали в вопросах веры. Когда пришел, меня сразу в алтаре подвели к владыке под благословение. Он сказал: «Будешь помогать у нас в храме? Смотри, видишь, у нас ребята ходят». «Да, владыка, с удовольствием», — ответил я. Отстоял первую всенощную, литургию на Рождество и остался у владыки на два года в качестве иподиакона. Из школы я ушел, забрал документы в середине учебного года, несмотря на протест и недоумение родителей, которые даже ходили в церковь, чтобы батюшки повлияли на мое решение оставить школу и внушили мне ту мысль, что надо все-таки окончить десять классов. Но тут я оказался непреклонен. С Рождества начались занятия в духовном училище. Было интересно погрузиться в новую жизнь, мы с утра до вечера находились при храме, с охотой выполняли любое послушание. Понятно, что по уровню образования — это были скорее курсы, все делалось по наитию, литературы было мало, программы учебные только составлялись. Де-факто это были какие-то богословские курсы, где и ребята-иподьяконы, и седые священники без образования, и бабушки с кошелками — все могли прийти и послушать, как кто-то более или менее системно, по конспектам, сохранившимся со времен обучения в Московской семинарии, читает лекции, а кто-то — бесконечно импровизирует на занятиях, как владыка Феодосий. В Лавру с чемоданчиком Через два года владыка написал рекомендацию, и мы с другом — Ваней Холкиным, который теперь протоиерей Иоанн Холкин, настоятель московского храма, с чемоданчиками из кожзаменителя поехали в Лавру, перед поступлением — утепляли переходный корпус, как раз его только-только отдали семинарии. Семинарский корпус тоже тогда только заработал.

http://pravmir.ru/igumen-zosima-balin-s-...

Во время нем. оккупации Донбасса в регионе возобновилась церковная жизнь. Есть свидетельства того, что принадлежавший к канонической Украинской автономной Церкви еп. Димитрий (Маган) в янв.- сент. 1943 г. занимал Донецкую кафедру, при приближении советских войск епископ уехал на Запад ( Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943). М., 2004. С. 473, 562). Жителям Мариуполя было разрешено использовать заброшенные помещения под церкви, т. к. все храмы еще до войны были разорены и частично разрушены (в 1936 взорвана Успенская ц., в следующем году уничтожен Рождество-Богородичный храм). В 5-этажном здании был освящен Преображенский собор, где поместили извлеченные из краеведческого музея мощи свт. Игнатия. При отступлении немцы подожгли здание. Часть мощей святителя была спасена и перенесена в новое здание собора на Митрополичьей ул. Оккупационные власти выделили также помещения для греч. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и для Свято-Николаевского храма. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) 21 мая 1944 г. Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) возглавил в Москве хиротонию Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. При владыке Никоне в Ворошиловграде (совр. Луганск) были устроены богословские пастырские курсы, на к-рых он читал лекции. В послевоенные годы удалось сохранить приходы, открывшиеся во время нем. оккупации, в Ворошиловграде был построен Никольский собор. Еп. Никон создал епархиальную комиссию по ремонту и росписи храмов. 3 авг. 1948 г. еп. Никон был назначен на Херсонско-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. С этого времени до 1990 г. Донецкая епархия находилась под упр. Одесских архиереев. В ходе нового наступления на Церковь в кон. 50-х - 60-х гг. (см. Хрущёв Н. С.) почти все храмы в области были закрыты, частично разрушены (в 1963 снесена Свято-Николаевская ц. в Мариуполе).

http://pravenc.ru/text/178935.html

Трагические события 1923 г., связанные с архипастырской деятельностью еп. Василия (Богдашевского), самым негативным образом сказались на деятельности возглавляемой им Киевской Академии. В частности, как полагает М. Л. Ткачук, «арест епископа Василия 4 апреля 1923 г., в ночь разгрома Киевского епархиального управления, не принявшего обновленчества, его последующее осуждение и ссылка в с. Ижму сыграли роковую роль в судьбе КПБА, прекратившей свое существование, по свидетельству историков, в 1924 г.» . О дальнейшей деятельности еп. Василия (Богдашевского), после возвращения из ссылки, известно очень мало. Согласно В. П. Рыбинскому, «последние годы жизни архиеп. Василия, конечно, были тяжелы. Невозможность заниматься научно-литературной работой, к которой он привык и которую любил, скудость средств, т. к. община Братского монастыря платила ему, кажется, только 100 рублей, бесправие, органическая неспособность приятия нового порядка — все это сильно его тяготило» . Наряду с этим, и В. П. Рыбинский, и осведомители ГПУ отмечали существенные проблемы со здоровьем у еп. Василия (Богдашевского). Следует отметить, что эти проблемы начались у него еще до революции. Об этом свидетельствует сохранившийся архивный документ, — счет санатория «Крюково», датированный 6 августа 1915г., в котором говорится, что «курс лечения в санатории составил 114 р. 50 коп.» . После возвращения в Киев в 1924г., здоровье владыки, очевидно, еще более ухудшилось, т. к. он «практически не выходил из дома» . Митр. Мануил (Лемешевский) приводит данные о том, что Василий (Богдашевский) «в 1925г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке» . Точную дату возведения владыки Василия в сан архиепископа нам пока выявить не удалось. Митр. Феодосий (Процюк) приводит данные о Соборном осуждении раскольничьей деятельности Феофила (Булдовского) и Сергия (Лабунцевского) 25 марта 1925 г., где в числе подписавших епископов указан и «Епископ Каневский Василий (Богдашевский)» . Декабрем 1925 г. датируется «Решение православных епископов автономной Украинской Православной Церкви об епитимии главарям «Лубенского раскола» в Полтавской епархии, распространяющегося и по другим епархиям», под которым стоит подпись: «Смиренный Василий, архиепископ Каневский, г. Киев» .

http://bogoslov.ru/article/3933556

19 окт. 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ прославлен к местному почитанию. Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 31. Оп. 141. Д. 408А. Л. 784 об.- 785; Ф. 40. Оп. 105. Д. 501 Л. 387 об.; Оп. 110. Д. 1160. Л. 150 об.- 154 об., 158; Д. 1751. Л. 88-88 об.; Д. 1841. Л. 80 об.- 82 об.; ЦДАВО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 176. Л. 41-42; Ф. 5. Оп. 3. Д. 1962. Л. 97А; Архив СБУ. Д. 71156-ФП. Ист.: Листок для Харьковской епархии. 1890. 3. С. 358; 1899. 10. С. 232; Изв. по Харьковской епархии. 1904. Т. 3. 12. С. 557; 17. С. 595-596; Акты свт. Тихона. С. 416, 446, 511, 978; ЖМП, 1931-1935. С. 14, 67, 94, 104, 121, 123, 164, 216. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 88; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 140-141; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. Х., 1996. С. 119, 172-173; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 610-611; Цыпин. История РЦ. С. 131, 158, 163, 196, 201, 205-206, 208, 249-250, 253, 255; Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. Кн. 2. С. 307-324; Едлинский М., свящ., Едлинский Г., свящ. Любящее Господа сердце: Труды, проповеди, воспоминания. К., 2004. С. 276; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 282, 330, 368-369, 371, 401, 429, 431-432, 539; Православная энциклопедия Харьковщины/Сост.: В. В. Петровский, А. Д. Каплин. Х., 2009. С. 253-255. Т. В. Кальченко Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых)

http://pravenc.ru/text/1841998.html

27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский. 9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский. А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня, приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». Уже в 1987 году в своем отчете в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал: «В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. Феодосий под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают, по оценке, больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме…» Прибыв в Сибирь, владыка сразу же включился в работу. Тюменская земля, сохранившая за годы советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре. Тобольск, форпост христианской цивилизации, духовный и миссионерский центр Сибири, место служения и упокоения святителя Иоанна Тобольского, вдохновлял архипастыря на активные труды по возрождению Православия на этой древней земле.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

26 апреля 1989 года Совет по делам религий при Совете министров СССР после неоднократных ходатайств верующих постановил передать здание Софийско-Успенского собора в городе Тобольске Церкви. Немалую роль при этом сыграла настойчивость архиепископа Омского и Тюменского Феодосия. В том же году владыка выступил организатором передачи Русской Православной Церкви не только Абалакского монастыря, но и инициировал открытие Тобольской духовной семинарии. 26 января 1990 года Священный Синод постановил возродить Тобольскую епархию, выделив в ее юрисдикцию Тюменскую область. Преосвященному Феодосию было постановлено впредь именоваться Омским и Тарским. Храмостроительство было его особой жизненной стезей. Он устанавливал закладные кресты, и на их месте вскоре начинались стройки. И в воздвигнутых храмах — а их можно насчитать десятки — владыка Феодосий совершал первые богослужения. Уже в первые годы его архиерейского служения омские власти передали Церкви все сохранившиеся, но использовавшиеся не по назначению храмы Омской земли, в том числе Свято-Никольский казачий, Николо-Игнатиевский, Параскевы Пятницы, Казанской иконы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы. Сегодня омичей и приезжих привлекает великолепие вновь восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей города надолго останется масштабная картина его стройки. Два года подряд, каждый день в жару, дождь и даже сорокаградусные сибирские морозы владыка Феодосий вместе с православными омичами служил молебен у поклонного креста, а потом все вместе обходили крестным ходом место строительства Успенского собора. Словно молитва поднимала каждый кирпич, каждый строительный блок. Этот удивительный духовный подвиг дал свои плоды — 15 июля 2007 года состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священомученника Сильвестра, обретенных в ходе его строительства. При владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женские и одна мужская обитель. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь, с его многочисленными великолепными храмами и святым источником, давно стал визитной карточкой всей православной Сибири. С благословления владыки в Омско-Тарской епархии осуществлялись многие начинания и проводились различные мероприятия. Так, в начале 1990-х годов им было благословлено в Омске возрождение сибирского казачества.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

викарные епископы. Вскоре митр. Михаил был арестован, а в ночь на 4 апр. Киевским губотделом ГПУ по обвинению в «антисоветской деятельности» в Николо-Пустынном мон-ре был арестован и Д. В ту же ночь были задержаны викарии Киевской епархии епископы Черкасский Назарий (Блинов) и Каневский Василий (Богдашевский), а также архим. Ермоген Голубев ; впосл. архиепископ) и другие священнослужители. Когда на допросе следователь, узнав, что Д. проводил службы на церковнослав. языке, спросил его, на каком языке следует совершать богослужение на Украине, тот ответил: «На каком желает народ». Содержался в тюрьме Киева, затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. Был обвинен в «распространении ложных слухов в контрреволюционных целях». Виновным себя не признал. 16 мая 1923 г. приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 2 годам ссылки. Срок отбывал в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По возвращении из ссылки Д. стал епископом Уманским (по др. данным, первоначально Белоцерковским), викарием Киевской епархии. В 1925 г. возведен в сан архиепископа. 12 марта 1926 г. подписал донесение укр. архиереев экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) с одобрением мер церковного прещения, принятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) против организаторов григорианского раскола . В марте 1929 г. участвовал в отпевании в Киеве в Малом Софийском соборе экзарха Украины Киевского и Галицкого митр. Михаила. В апр. 1930 г. назначен архиепископом Киевским, экзархом Украины стал Харьковский архиеп. Константин (Дьяков) . Свою кончину предсказал заранее, сам читал канон на исход души. Отпевание Д. в храме Николо-Пустынного монастыря возглавил Одесский архиеп. сщмч. Анатолий (Грисюк) . Похоронен рядом с мон-рем, на кладбище Аскольдова могила. Арх.: Отраслевой ГА СБУ. Ф. 6. Д. 38183 ФП. Лит.: Состав Свящ. Правительствующего Всерос. Синода и рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 12-13; ЖМП, 1931-1935. С. 89, 120. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 33-34; Акты свт. Тихона. С. 445, 971; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 374; Цыпин. История РЦ. С. 51, 52, 69, 196, 205; Бiлokihь С. Розгром Киïвського enapxiaльhoro ynpabлihhя 1923 р.//Киïв. старовина. 1999. 1. С. 89-106; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 60, 64, 89, 104, 143, 147, 192, 214, 238, 239, 257, 394, 527-529. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178147.html

Помимо главы ВПЦР прот. М. Мороза с 23 окт. 1921 г. орг-цией руководил на правах почетного главы «митрополит Киевский и всей Украины» В. Липкивский. 25-30 мая 1924 г. на Большом Николаевском собрании М. Мороза освободили от церковной деятельности. Избранный вместо него главой ВПЦР протодиак. Василий Потиенко смещен с должности вслед. т. н. кризиса 1926 г.: 31 июля весь состав ВПЦР был арестован, но вскоре освобожден, помещение на Владимирском подворье Софийского мон-ря в Киеве опечатано. Главой ВПЦР Большим собранием 25-30 окт. 1926 г. избран «епископ» Петр Ромоданов, «2-м Всеукраинским Православным Церковным Собором УАПЦ» 17-30 окт. 1927 г.- прот. Леонтий Юнаков, ставший последним руководителем Рады. 28 янв. 1930 г. на 1-м Чрезвычайном ликвидационном церковном Соборе УАПЦ «митрополит» Николай Борецкий и епископы подписали акт о самоликвидации этой Церкви. В дек. 1930 г. восстановлена деятельность укр. приходов под названием «Украинская Православная Церковь» и ВПЦР, в к-рую вошли только «митрополит» (глава) и 2 «священника» (казначей и секретарь). ВПЦР фактически прекратила свое существование в 1937-1938 гг., после ареста и репрессий, распространившихся на деятелей УАПЦ. В годы второй мировой войны, во время нем. оккупации Украины в кон. сент. 1941 г., восстановлена деятельность УАПЦ во главе с еп. Поликарпом (Сикорским) и ВПЦР по управлению ее ячейками. Ист.: Дiяhhя Всеукраïнського Правосл. Церковного Собору в м. 14-30 жовтня н. с. 1921 р. I: Канони Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви. II: Ухвали Собору в окремих питаниях життя Украïнськоï Церкви. К., 1921; Mapmupoлoriя Украïнських Церков: В 4-х т. Торонто, 1987. Т. 1. Украïнська Правосл. Церква. Док-ти, мат-ли, християнський самвидав Украïни. Балтимор; Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. Лит.: Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви: В 4 т. Нью-Йорк, 1977. К., 1998 Т. 4 (XX ст.). Ч. 1; Преловська I. ВПЦР - oprahiзaцiйhuй осередок УАПЦ (1917-1921)//Украïнський церк.-визвольний рух i утворення Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви: Мат-ли наук. конф. Киïв, 12 жовтня 1996 р. К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Укр. церк. автокефалии в XX в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997. С. 7-85. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/155552.html

С 12 июля 1942 г. П. был членом Синода УПЦ (Синод распущен по требованию оккупационных властей в окт. того же года). 8 окт. 1942 г. прибывшие в Почаевскую лавру автокефалистские «архиереи» Мстислав Скрыпник и Никанор Абрамович сумели убедить митр. Алексия (Громадского) подписать с ними акт об объединении УАПЦ и УПЦ. Митр. Алексий разослал подписанный им документ находившимся в его юрисдикции 16 архиереям УПЦ. Все они выразили по этому поводу свое отрицательное мнение. 30 окт. 1942 г. на состоявшемся в Киеве совещании П. вместе с епископами Черниговским Симоном ( Ивановским; впосл. архиепископ) и Полтавским Вениамином (Новицким) подписали меморандум, в к-ром объявили решение об объединении с УАПЦ не имеющим канонической силы и предложили митр. Алексию снять с документа свою подпись. В противном случае архиереи заявили о готовности создать собственную каноническую церковную юрисдикцию. 15 дек. 1942 г. митр. Алексий отменил акт об объединении с автокефалистами, а 7 мая 1943 г. глава УПЦ погиб от рук укр. националистов. 9 мая 1943 г. в Киеве был образован Временный синод Киевской и Полтавской епархий в составе П. и епископов Симона и Вениамина, взявший под свое управление приходы в центральной и восточной частях Украины. В июне П. обратился к нем. властям с просьбой разрешить проведение архиерейского Собора для выборов преемника митр. Алексия, однако это противоречило политике оккупационных властей по децентрализации церковного управления и уничтожению единства УПЦ. П. и др. архиереи, пребывавшие на территории оккупационного Киевского округа, не были допущены на состоявшийся в Ковеле Собор епископов, избравший главой УПЦ архиеп. Дамаскина (Малюту) (по др. сведениям, П., единственный из архиереев приднепровской Украины, все же участвовал в Ковельском Соборе как Киевский епископ ( Феодосий ( Процюк, митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 481)). Архиеп. Дамаскин лишь номинально считался «старшим епископом», а фактически управлял только Подольской и Волынской епархиями. По некоторым сведениям, к осени 1943 г. П. уже титуловался архиепископом Киевским и Галицким (см. в ст. Киевская епархия //ПЭ. Т. 33. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2578870.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010