Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ФЕОДОР (Маковецкий) Еп.Массальский, вик.Калужской еп.........335 ФЕОДОР (Поздеевский) Архп.б.Волоколамский, вик.Московской еп. 336 ФЕОДОР (Рафальский) Еп. Таганрогский........................ 340 ФЕОДОР (Смирнов) Еп.Пензенский........................... 341 ФЕОДОР (Текучев) Еп.б.Сан-Франциский и Калифорнийский.... 342 ФЕОДОР (Яковцевский) Архп. Владимирский...................... 344 ФЕОДОСИИ (Вощанский) Еп. Краснодарский....................... 346 ФЕОДОСИИ (Ганецкий) Еп.Коломенский, вик.Московской еп........347 ФЕОДОСИИ (Кирика) Еп.Костромской..........................351 ФЕОДОСИИ Еп.б.Архангельский и Холмогорский........352 (Ковернинский) ФЕОДОСИИ Еп. Оренбургский и Тургайский............354 (Олтаржевский) ФЕОДОСИИ (Погорский) Архп.Пензенский и Саранский............. 357 ФЕОДОСИИ (Процюк) ЕВ von Omsk und Tjumen.................. 359 ФЕОДОСИИ Еп.Владикавказский и Моздокский..........363 (Рождественский) ФЕОДОСИИ (Самойлович) Еп. в США............................... 364 ФЕОДОСИИ (Сергеев) Еп.б.Прилукский........................366 ФЕОДОСИИ (Феодосиев) Архп.Виленский и Лидский, Польской автокефальной Церкви..................368 ФЕОКТИСТ (Попов) Архп.Рязанский и Зарайский.............371 ФЕОФАН (Березкин) Еп.Гжатский, вик.Смоленской еп.........374 ФЕОФАН (Быстров) Архп.Полтавский и Переяславский........375 ФЕОФАН (Гаврилов) Еп.Курский и Обоянский.................378 ФЕОФАН (Говоров) Еп.Владимирский и Суздальский..........382 ФЕОФАН (Еланский) Еп.Красноярский........................398 ФЕОФАН (Ильминский) Еп.Соликамский, вик.Пермской еп........399 ФЕОФАН (Семеняко) Архп.Минский...........................401 ФЕОФАН (Туляков) Митр.Горьковский.......................402 ФЕОФИЛ (Богоявленский) Архп.Кубанский и Черноморский........405 ФЕОФИЛ (Булдовский) Б.еп.Лубенский.........................406 ФЕОФИЛ (Пашковский) Архп.Сан-Франциский и митр.всея Америки и Канады...............................408 ФЕОФИЛАКТ (Клементьев) Еп.Прилукский, Полтавской еп.........411 ФИЛАРЕТ (Вахромеев) М von Minsk und Weißrußland..............413

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше — импульсивный, как у меня, так и у бабушки. Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди. У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился. В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», — ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком. Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны — какая-то древность, но с другой стороны — это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал. Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу — в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама — выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко — высокий берег Иртыша… Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику. И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

http://pravmir.ru/igumen-zosima-balin-s-...

-«- 1963, 3, стр.8. -»- 1963, 6, стр.10. - " - 1964, 5, стр.7. 19.7.1965 zw. Vw der Ер. Simferopol’(MP 1965,8,3). 7.10.1967 Bvon ernovcy und Bukovina (МР1967 ,11,4). Seit 13.1.1972 Bvon Smolensk und Vjazma (МР1972,4,7), Am 13.12.1967 erhielt er einen Ehrenbrief des Sov. Friedensfonds (mP 1977,3,36). Am 7.9.1978 wurde er zum EB erhoben (MP 1978,11,2). Am 30.10.1979 erhielt er den Titel mag. theol. für seine Arbeit «Obnovleneskie dvienija v Pravoslavnoj Cerkvi na Ukraine s 1917 po 19U3 god (po materialam Kievskoj, Char‘kovskoj i Poltavskoj eparchii)» (MP 1980,1,17; U,10–11). Am 11.1.1980 erhielt er den Sergij-Orden 3. Kl. (mP 1980, 5,9). Vom 9.–20.10.1980 weilte er auf dem Athos (MP 1980,9,10). Furov zählt ihn zur 2. Gruppe, der politisch korrekten, seelsorglich aber eifrigen Hierarchen. Am 26.12 .198U Berufung zum EB von Berlin und Mitteleuropa, Exarchen von Mitteleuropa (MP 1985,2,10). Seit 29.7.1986 EB von Omsk und Tjumen (mP 1986,9,8). Am 2.12.1987 erhielt er den Sergij-Orden 2. Kl. (MP 1988, 1,U). Werke: Siovo za Passiej v nedelju Krestopoklonnuju, in: MP 1966,3, 31–32. Propoved’ na Otdanie Svjatoj Paschi, in: MP 1966,6,40–42. Spasskaja Cerkov’ v Poltave, in: MP 1966,7,26–29. Pouenie v den‘ pamjati Svjatitelej Moskovskich, in: MP 1966, 10,22–25. Verkündigung zum neunten Sonntag nach Pfingsten, in: StdO 1970, 8,26–28. V Nedelju oZakchee, in: mP 1976,2,29–31. Na prazdnik ikony Boiej Materi Smolenskoj Odigitrii, in: MP 1977,8,67–69. 300-letie Uspenskogo kafedral‘nogo sobora v Smolenske, ebda 10,12–16. Feier der Muttergottes-Ikone Hodigetria von Smolensk, in: StdO 1978,28–31. Obnovleneskie dvienija v Pravoslavnoj Cerkvi na Ukraine s 1917 po 1943 god (po materialam Kievskoj, Char‘kovskoj i Poltavskoj eparchii). Rede beim Pomestnyj Sobor RPC 213. Beseda na šestopsalmie vos‘maja, poslednaja, in: Cerk. Vestnik (Warschau) 1980,1,17–20. Palomniestvo na Svjatoj Afon i ksvjamynjam Ellady, in: MP 1981,5,15–20; 6,12–17. Palomniestvo v sv. Uspenskij irovickij monastyr‘, in: Cerk. Vest. 1981,5,54–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

До появления в селе Николо-Яровня каменной церкви в нем было две предшествующие ей небольшие деревянные. Первый деревянный храм появился здесь в конце XVII столетия. Он располагался на высоком холме. Церковь была освящена во имя святителя Николая. Тогда же, по имени храмового святого, село и получило свое название. До этого оно именовалось Яровня. В 1748 г. взамен обветшавшей церкви, на пригорке был выстроен новый деревянный храм. 8 ноября 1748 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Гедеон освятил новую церковь в честь святителя Николая. Этот храм был сожжен французами в 1812 г. Ныне существующий кирпичный храм был возведен в 1816 г. благодаря императору Александру I и его матери императрицы Марии Федоровны. Место строительства, по преданию, было чудесным образом указано самим чудотворцем Николаем. Его икону обрели местные жители среди колосившегося ржаного поля. Весть о чуде дошла до императора и именно поэтому он выделил средства для новой церкви из личных кабинетных сумм. После 1917 г. Никольский храм оставался действующим. Он был закрыт 20 февраля 1939 г., а в 1941 г. передан под мяльно-трепальный пункт местному колхозу. Однако грянувшая Великая Отечественная война способствовала возрождению церкви. Во время немецкой оккупации Никольский храм был открыт для богослужения. С тех пор он больше не закрывался. У подножья холма издревле бьет ключ родниковой воды. По преданию, здесь была обретена икона святителя Николая, положившая основание и храмам, и самому селу. До Октябрьской революции над источником находилась часовня. В день памяти святителя к ней совершался крестный ход.  Источник: сайт Смоленской и Вяземской епархии Комментарии и обсуждение Кроме разрушений военных лет, церковь в Николо-Яровне пострадала от пожара в конце 1970-х гг. Ремонтные работы завешились к 12 сентября 1980 г. - в этот день архиепископ Смоленский Феодосий (Процюк) освятил восстановленный храм ( Журнал Московской патриархии. 1981, 7. С. 29 ). Соответственно, в его интерьере - всё новодельное, кроме, возможно, метлахского пола в алтарной абсиде. Храм имеет редкую особенность: у него нет " главного " алтаря. К четверику примыкает двойная абсида, в которой находятся 2 престола - Никольский (правый) и Покровский (левый). Равновеликие алтари отделены от храма общим одноярусным иконостасом, в центре которого помещена икона свт. Николая в рост.

http://sobory.ru/article/?object=15038

Орестом и еп. Румынской Православной Церкви в Америке Андреем во епископа Нью-Йоркского и Алеутского. Назначен управляющим приходами Московской Патриархии в США и Канаде. В 1962 г. Д. в Нью-Йорке принял в свою юрисдикцию группу старокатоликов мон-ря Маунт-Ройал (настоятель еп. Уильям Генри Фрэнсис Бразерз), к-рые служили по зап. обряду (см. ст. Западное Православие ), имея часовню, приписанную к Свято-Николаевскому кафедральному собору. 22 февр. 1963 г. назначен епископом Бруклинским, викарием Нью-Йоркской епархии. 15 окт. 1964 г. уволен на покой согласно прошению с определением ему пенсии, но 5 февр. 1965 г. решение об увольнении было отменено и Д. определено вновь быть еп. Бруклинским. 5 апр. 1970 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. С 10 апр. 1970 г. находился на покое. Во время служения в приходах Экзархата Д. проявил себя как церковный композитор. 5 июня 1984 г. было совершено отпевание Д. в патриаршем приходе в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Пайн-Буше. Погребен на кладбище в Пайн-Буше недалеко от храма. Награжден орденами св. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1969) степени. Соч.: Речь при наречении во еп. Нью-Йоркского//ЖМП. 1959. 10. С. 11; Памяти прот. К. В. Попова//Там же. 1966. 4. С. 18-19. Лит.: К назначению архим. Дионисия еп. Нью-Йоркским//ЖМП. 1959. 6. С. 28; Наречение и хиротония архим. Досифея (Иванченко)//Там же. 10. С. 11-14; Награждение архиереев//Там же. 1963. 6. С. 10; Определения Свящ. Синода//Там же. 1964. 11. С. 3; 1965. 3. С. 6; Патриаршие награды//Там же. 1969. 11. С. 4; Указы Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия//Там же. 1970. 5. С. 6, 23; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 96-97; Хроника [умер архим. Досифей (Иванченко)]//ЖМП. 1984. 7. С. 4; Власовський И. Нарис icmopiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. С. 272; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 245; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 502, 607. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008)

http://pravenc.ru/text/180335.html

Папа Римский Пий XI Советская власть по-своему реагировала на действия Ватикана. Через пять лет из Москвы как шпион будет выслан католический епископ Пий Неве. В документах НКВД о нем говорилось, что, «проживая длительное время на территории СССР под видом миссионера и религиозного деятеля, [Неве] занимался шпионажем против Советского Союза». Думается, шпионом его назвали неслучайно. Но это будет позже, а пока работала разведка… Из агентурных сведений от октября 1930 г .: «“Коллегиум руссорум” при Ватикане передала непосредственно руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются главным образом в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с советским правительством дипломатические отношения и в своем роде “модус вивенди” (это было в 1928 г .) папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 1927 г . нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров — настоящая». Леонид Федоров действительно был папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально-прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Срочно потребовалось опровержение фактов религиозных преследований в СССР, о которых писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия вновь было поручено Е. А. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонениях на религию в СССР. 1972 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел новые назначения и перемещения. Епископом Омским и Тюменским назначен епископ Вологодский и Великоустюжский Мефодий (Мензак); архиепископом Вологодским и Великоустюжским — архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев); епископом Новосибирским и Барнаульским — епископ Смоленский и Вяземский Гедеон (Докукин); епископом Смоленским и Вяземским — епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Процюк); епископом Черновицким и Буковинским — епископ Переяслав-Хмельницкий Савва (Бабинец).

http://pravoslavie.ru/5345.html

В марте 1926 г. 6 епископов Украинской Православной Церкви подписали общее сообщение экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) против григорианского раскола в РПЦ. Вскоре после этого, 12 марта 1926 г. было принято общее обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя в Москве митр. Сергию (Страгородскому) по вопросу осуждения организаторов нового церковного раскола ВВЦУ. Среди подписавших эти два документа, был и архиеп. Каневский Василий (Богдашевский) . Имеющиеся архивные материалы, а также современник, — В. П. Рыбинский, свидетельствуют о том, что архиеп. Василий (Богдашевский) не до конца разделял позицию митр. Михаила (Ермакова) по вопросу церковно-государственных взаимоотношений. В еженедельной сводке ОГПУ за 21-28 января 1927 г., приводятся данные из письма архиеп. Василия (Богдашевского) сестре, согласно которому, при встрече с митр. Михаилом (Ермаковым) в Малом Софийском соборе архиеп. Василий (Богдашевский) так резко его отчитал за соглашательскую позицию в церковных вопросах, что с экзархом случился сердечный приступ. В своем письме архиеп. Василий (Богдашевский) говорит, что «такие попытки улучшения положения Церкви безуспешны», а «дальнейшие компромиссы умножаться и задушат всех». По поводу своего разговора с митр. Михаилом (Ермаковым) он сообщает следующее: «Не стесняясь, я ему все сказал, но он, видно, неисправим и намерен следовать Сергиевской программе, которая его погубит» . В свою очередь В. П. Рыбинский о взаимоотношениях архиеп. Василия (Богдашевского) и митр. Михаила (Ермакова) говорит, что «официально заявлял ему, вместе с другими Киевскими епископами, о своей лояльности, но неофициально бранил его, что называется последними словами, и считал себя от него независимым» . Очевидно конфликт между двумя иерархами, все же носил какой-то личностный характер, о причинах которого, ввиду скудости информации судить сложно. Митр. Феодосий (Процюк), со ссылкой на воспоминания очевидца, — архим. Спиридона (Лукича), пишет о том, что на похоронах митр. Михаила (Ермакова) 30 марта 1929 г., «из числа Киевских викариев был Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, который произносил и слово над гробом почившего» . Современные киевские исследователи (А. В. Стародуб, И. Н. Преловская), персонально не упоминают архиеп. Василия (Богдашевского) на похоронах экзарха Украины, отмечая при этом многочисленность духовенства и мирян .

http://bogoslov.ru/article/3933556

конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту. В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии. 16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик) . Похоронен на Яновском кладбище Львова. Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14. Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Oфiцiйhuй некролог та прихована дiйchicmь//Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.)//ЖМП. 1978. 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям//Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович)//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.

http://pravenc.ru/text/578182.html

Н. служил благоговейно и неспешно, требовал от клириков не только строгого исполнения богослужебного устава, но и понимания смысла богослужений. Старался сам служить как можно чаще, во время торжественных служб нередко руководил общенародным пением в храме; в будние дни, если не служил, молился в алтаре или становился на клирос - читал, канонаршил, пел и регентовал. После службы один раз в неделю учил желающих церковному пению, создав т. о. народный хор. Каждую службу Н. сопровождал поучениями, его проповеди всегда выслушивались верующими с большим вниманием и доверием. Важное значение придавал исповеди, считая неполную исповедь корнем всех бед. Часто исповедовал, особенно новоначальных верующих. Почитался своими духовными детьми как великий молитвенник и прозорливый старец. В авг. 1955 г. тяжело заболел и не смог больше посещать храм. По субботам в его доме служили всенощную, по воскресеньям - литургию. В промежутках между приступами болезни он продолжал заниматься церковными делами, заботился о передаче дел по управлению епархией, вел по этому поводу телефонные переговоры с Ташкентским и Среднеазиатским еп. Ермогеном (Голубевым ; впосл. архиепископ). 25 окт. в 5-м часу дня, когда над Н. читали отходную молитву, он тихо скончался. 28 окт. еп. Ермоген отпел почившего в кафедральном Никольском соборе г. Алма-Аты. Н. был похоронен на городском кладбище, до к-рого всю дорогу (ок. 7 км) гроб несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовали до 40 тыс. верующих. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 8 сент. того же года честные мощи Н. были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы (Алма-Ата). Лит.: А. И. Тридцатилетие служения в епископском сане//ЖМП. 1950. 1. С. 61; Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.)//Там же. 1955. 12. С. 11-13; Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митр. Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины)//Там же. 1956. 10. С. 11-13; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 192-194; Святитель Николай, Митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост.: В. Королёва. М., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский//АиО. 2004. 2(40). С. 219-247; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной

http://pravenc.ru/text/2565924.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010