Там же, л. 6б–6в. Там же, д. 6, л. 17. Шкаровский М. В. Политика Третьего Рейха… С. 320–322. Указ. соч. С. 246–247. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. С. 462. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения… С. 476. ЦГА ВОВУ, ф. 4398, оп. 1, д. 7, л. 61. Избрание епископа Дамаскина (Малюты) в качестве преемника митрополита Алексея с возведением его в сан архиепископа проходило в строго регламентированных немецкой администрацией условиях 6–7 июня 1943 г. в Ковеле на Соборе епископов Автономной Церкви генерал-комиссарита Волынь-Подолье епископ Каменец-Подольский Дамаскин (Малюта), епископ Берестейский Иоанн (Лавриненко), епископ Владимир-Волынский Мануил (Тарнавский), епископ Ровенский Феодор (Рафальский), епископ Луцкий Иов (Кресович) и епископ Никодим (Гонтаренко), викарий Волынской епархии (остальным автономным архиереям генеральный комиссар запретил приезд на совещание). Согласно Циркуляру рейхскомиссара о разделении Церкви его права сводились лишь к полномочиям старшего иерарха в генерал-бецирке Волынь-Подолия, и титула Экзарха ему не присваивалось ( Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. С. 469). ГА РО, ф. Р–281, оп. 1, д. 17, л. 34. проводу ОУН про розвиток церковного життя в 21 березня 1942 р. (Электронный ресурс: ЦГА ВОВУ, ф. 4398, оп. 1, д. 3, л. 157. Там же, л. 153. В записке, составленной униатским епископом Николаем Чарнецким для митрополита Андрея Шептицкого и содержавшей информацию о православных архиереях Украины, епископ Дамаскин охарактеризован как человек, ведущий аморальный образ жизни (Церква церковна Документи (1899–1944). Т. 1. 1995. С. 353). Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения… С. 479–481. ЦГА ВОВУ, ф. 4398, оп. 1, д. 7, л. 40–42. Последние публикации раздела Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

В Лавре. Умер на родине Преп. Онисим (Соловьев) в Калининск. обл. Радонежский 23. И-д. Григорий 27.XII. В Лавре Преп. Григорий (Васильев) Авнежский Стефан 7.IV.60 Скончался Свят. Стефан ....Схииг. (Лазарев) в Лавре еп. Пермский Димитрий 19.VIII. В Лавре Преп. Димитрий Прилуцкий (Петраков) Симеон Умер в 1977. Симеон Богоприимец 26. И-д., Иоасаф (Беляев) 19.VIII. В Лавре Святит. Иоасаф Схиархим. Михаил Командирован в Переделкино еп. Белгородский 27. Иг. Анатолий 10.Х.60 Доц. в М.Д.А. Муч. Анатолий (Кузнецов) Еп. в Уфе, с 1990 в Лондоне пам. 23 апреля 28. И-д. Василий 30.XI.60 В Лавре Преп. Василий Схииг. (Смирнов) Гавриил В Переделкино Радонежский 29. И-д. Никифор 30.XI.60 В Лавре Преп. Никифор (Ртищев) умер в Лавре 13.10.1992 г. Боровский 30. Архп. Алексий 3.III.61 Таллинский Святит. Алексий, (Ридигер) – Ленинградск. Митр. Московск. Патриарх Моск. и всея Руси(с 10.VI.1990 г.) 31. И-д. Феодосий 30.III.61 В Лавре Преп. Феодосий (Юсухно) в Калининск еп. Затем – дома. Киево-Печерский 32. И-д. Леонтий 30.III.61 В Лавре. Преп. Леонтий Схии-д. (Макаров) Сергий Стромынский 33. Еп. Киприан 26.VII. в Берлине. На покое в Москве; Свят. Киприан Архиеп. (Зернов) †1987 г. 5 апр. Московский 34. Архм. Трифон 25.VIII. В Лавре, затем в Патриахии. Св. муч. Трифон (Кревский) ныне – на Болг. подворье. 35. Еп., Владимир II.1962 Воронежский, Св. равноап. архп., (Котляров) Псковский,… князь Владимир с дек.1995 – Петерб. 36. И-м. Варфоломей 18.IV.62 В Лавре. Прп. Варфоломей архим. (Калугин) в Иерусалиме, ныне в Лавре Радонежский 37. И-м. 18.IV.62 В Лавре. Преп. Павел (Максименко) Обнорский 38.Схииг. Михаил 19.IV.62 В Лавре. Преп. Павел (Соколов) Обнорский 39. Еп., 11.VIII. Рижский. Преп. Никон (Фомичев) Радонежский 40. И-м. Николай l.IX.62 В Японии Свят. Николай (Саяма) Мирликийский 41. Еп. Феодосий 27.XI.62 Ев.Полтавский. в Берлине Свят. Феодосий (Процюк) с янв. 1985, затем в Смоленске, Черниговский теперь в Омске. 42. И-м. Матфей 19.XII. В Лавре Св. ап. и еван. (Мормыль) (регент) Матфей 43. И-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

367. Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 1. Казань, 1877, сс. 195—196. 368. Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 3. Казань, 1879, сс. 51—52. 369. Хотя и эти соборы были не местом диалога власти с подданными, а скорее местом совещания власти со своими представителями (см. Ключевский В. О. Курс русской истории.ч.2.//Сочинения в 9 тт. Т.2. М., 1988, с. 358). 370. " На избрание Патриарха зимой 1945 года должны были ехать из каждой епархии – правящий архиерей, клирик и мирянин как представители епархии. Из Волынской области ехал еп. Николай. С ним ехал протоиерей Иоанрн Давидович, настоятель Покровского храма Луцка, а с ним должен был поехать профессор Богуславский как представител мирян. Но в последний момент он заболел, и тогда владыка Николай благословил меня, своего старшего иподиакона, как представителя мирян, сопровождать меня в Москву " (митр. Феодосий. Письмо Н. Шеметову. Цит. по: Шеметов Н. Митрополит Феодосий и его книга//Митр. Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004, сс. 630—631). Так 18—летний юноша стал делегатом Поместного собора. 371. По поводу формулы " кто истинно молится – тот истинный богослов " считаю уместным напомнить, что автор этой формулы отнюдь не святой отец, а авва Евагрий – подвижник, анафематствованный Пятым Вселенским Собором. 372. Вот митрополит Никодим: " Во многих документах Всемирного Совета Церквей высказывается мысль о том, что задачей входящих в него Церквей является выявление уже существующего единства… Конечно, имеется некоторая степень единства в мыслях, упованиях, нравственных нормах, в поведении и т.п., несмотря на состояние разделения. Но как можно ограничиваться успокоительными заявлениями о том что имеется в наличии, почти забывая или умалчивая о том, чего нет у множества разделенных христиан – а именно о том истинном существенном единстве, свойственном неповрежденному телу Церкви Христовой, которое мы, православные, называем кафоличностью, или соборностью… Само христианство рассматривается при этом как единое, по существу, и целостное тело Церкви Христовой, а факт разделения понимается не в смысле разрушения внутреннего единства и болезненного повреж дения отдельных частей тела Церкви, а только в смысле недостаточного осознания разделенными христианами своего здорового внутреннего состояния и недостаточного дерзания для того, чтобы об этом здоровье всем заявить посредством готовности к актам внешнего выражения единства… Грех разделения состоит не в недостаточности осознания объективно якобы существующего неповрежденного внутреннего единства, а в существенном разрушении единства… Распространение полного и совершенного единства на область всей экумены может совершаться исключительно путем возвращения к полному послушанию Истине, которое и откроет возможность к отождествлению границ всего христианского братства с границами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви " (митрополит Никодим (Ротов).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

  ( < < back) < >< back) > Полный перевод на русский язык этого песнопения из службы Великой Пятницы см.: игумен Иларион ( Алфеев ). Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 261.   ( < < back) Впрочем, полагаю, что это не путаница, а напротив, учет нынешней моды для пущей эффективности того проекта, которому служит книжка про " старца Антония " .   ( < < back) «Ревностные пастыри уже сейчас приобретают домики на окраинах и готовят их к службе во времена грядущих гонений» (с. 219).   ( < < back) Таких противоречий в книжке немало. Клятвы на верность канонам — и откровенное подучивание их нарушать, Присяга на верность церковной традиции — и вдруг чисто гностическое отождествление брака и греха: «о. Антоний» неверующего подростка-хулигана «благословляет» отправить в монастырь и так объясняет свое решение матери: «— Батюшка, так ему жениться надо, да и молод, сможет ли выбор свой правильно сделать? — То-то и оно, чада, когда избираем между грехом и праведностью, всегда грех на первом месте» (с. 282).   ( < < back) См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913. С. 899-900 и Настольная книга священнослужителя. М., т. 1. 1977. С. 250 и 253.   ( < < back) В Деяниях Седьмого Вселенского Собора очень ясно различаются члены собора и «присутствовавшие лица»: «Собрался святой вселенский собор... Собрались: (следует перечень епископов и священников, делегированных отсутствующими епископами)... На соборе присутствовали также славнейшие и знатнейшие сановники... а равно и почтеннейшие архимандриты, игумены и иноки» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 338-339, 342), Хроника собора также ясно говорит: «Лица, управлявшие империей, велели собирать епископов» (с. 337). Никаких намеков на «избрание народных делегатов» деяния Вселенских Соборов не несут.   ( < < back) «На избрание Патриарха зимой 1945 года должны были ехать из каждой епархии — правящий архиерей, клирик и мирянин как представители епархии. Из Волынской области ехал еп. Николай. С ним ехал протоиерей Иоанн Давидович, настоятель Покровского храма Луцка, а с ним должен был поехать профессор Богуславский как представитель мирян. Но в последний момент он заболел, и тогда владыка Николай благословил меня, своего старшего иподиакона, как представителя мирян, сопровождать меня в Москву» ( митр. Феодосий. Письмо Н. Шеметову. Цит. по: Шеметов Н . Митрополит Феодосий и его книга //Митр. Феодосий ( Процюк ). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 630-631). Так 18-летний юноша стал делегатом Поместного собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 02(15)07.2003 02(15)07.2003 03(16)10.2003 03(16)10.2003 Амвросий Поликопа Черниговская, обн. Основана в 1923 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Черниговская; в 1935 г. – Черниговская и Роменская. Викарные кафедры: Прилукская, Конотопская, Нежинская. 02.1923 04(17)11.1924 04(17)11.1924 27.02(12..03)1925 27.02(12..03)1925 13(26)10.1925 Софроний Иванцов 05.1927 27.11(10.12)1935 Филарет Яценко (?) 12.1935 21.05(03.06)1938 Чернобыльская (см. Радомысльская) Черновицкая Основана в нач. 1941 г. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(?).1945. Именовалась: Черновицкая и Хотинская; с 01.1945 – Черновицкая и Буковинская. Викарная кафедра: Кицманская. 1941 12(25)02.1945 29.11 (12.12)1947 Феодосий Ковернинский 12(25)02.1948 27.01(09.02)1954 Андрей Сухенко 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 Евмений Хорольский 20.02(05.03)1959 08(21)05.1959 08(21)05.1959 02(15)09.1960 Григорий Закаляк 02(15)09.1960 03(16)03.1961 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 Дамиан Марчук 02(15)10.1964 13(26)10.1964 13(26)10.1964 09(22)12.1964 09(22)12.1964 24.09(07.10)1967 Мефодий Мензак 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Феодосий II Процюк 20.01(02.02)1972 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 Варлаам Ильюшенко 17(30)12.1986 09(22)11.1990 24.11(07.12)1990 26.11(09.12)1990 26.11(09.12)1990 Черноморская Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Черноморск (Крымская область РСФСР). Ставропольское (?) викариатство. 08(21)08.1923 02(15)10.1923 Чигиринская Существовала в 1724–1727 гг. Местопребывание – в г. Чигирин (ныне – Черкасская область, Украина). Возобновлена 16.10.1799. Киевское викариатство. Местопребывание – в г. Киев. Именовалась: Чигиринская и Украинская; с 16.10.1799 – Чигиринская. Упразднена в 1921 г. (1932 г. ?) 22.07.1724 12.02.1800 25.01.1807 Феофан Шиянов-Чернявский 24.02.1807 07.02.1812 Ириней Фальковский 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Фальковский, паки 29.07.1823 13.10.1826 Афанасий Протопопов 21.11.1826 21.04.1828 Мелетий Леонтович 13.05.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

368 Хотя и эти соборы были не местом диалога власти с подданными, а скорее местом совещания власти со своими представителями (см. Ключевский В. О. Курс русской истории .ч.2./Сочинения в 9 тт. Т.2. М., 1988, с. 358). 369 «На избрание Патриарха зимой 1945 года должны были ехать из каждой епархии – правящий архиерей, клирик и мирянин как представители епархии. Из Волынской области ехал еп. Николай. С ним ехал протоиерей Иоанрн Давидович, настоятель Покровского храма Луцка, а с ним должен был поехать профессор Богуславский как представител мирян. Но в последний момент он заболел, и тогда владыка Николай благословил меня, своего старшего иподиакона, как представителя мирян, сопровождать меня в Москву» (митр. Феодосий. Письмо Н. Шеметову. Цит. по: Шеметов Н. Митрополит Феодосий и его книга/Митр. Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004, сс. 630–631). Так 18-летний юноша стал делегатом Поместного собора. 370 По поводу формулы «кто истинно молится – тот истинный богослов» считаю уместным напомнить, что автор этой формулы отнюдь не святой отец, а авва Евагрий – подвижник, анафематствованный Пятым Вселенским Собором. 371 Вот митрополит Никодим: «Во многих документах Всемирного Совета Церквей высказывается мысль о том, что задачей входящих в него Церквей является выявление уже существующего единства… Конечно, имеется некоторая степень единства в мыслях, упованиях, нравственных нормах, в поведении и т.п., несмотря на состояние разделения. Но как можно ограничиваться успокоительными заявлениями о том что имеется в наличии, почти забывая или умалчивая о том, чего нет у множества разделенных христиан – а именно о том истинном существенном единстве, свойственном неповрежденному телу Церкви Христовой, которое мы, православные, называем кафоличностью, или соборностью… Само христианство рассматривается при этом как единое, по существу, и целостное тело Церкви Христовой, а факт разделения понимается не в смысле разрушения внутреннего единства и болезненного повреж­дения отдельных частей тела Церкви, а только в смысле недостаточного осознания разделенными христианами своего здорового внутреннего состояния и недостаточного дерзания для того, чтобы об этом здоровье всем заявить посредством готовности к актам внешнего выражения единства… Грех разделения состоит не в недостаточности осознания объективно якобы существующего неповрежденного внутреннего единства, а в существенном разрушении единства… Распространение полного и совершенного единства на область всей экумены может совершаться исключительно путем возвращения к полному послушанию Истине, которое и откроет возможность к отождествлению границ всего христианского братства с границами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» (митрополит Никодим (Ротов). Русская Православная Церковь  и экуменическое движение/Журнал Московской Патриархии. 1968, 9, сс. 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

несправедливо говорят Лубенские расколовожди и их последователи, будто в 1922 году съехавшимися депутатами Собора и Собором Епископов была установлена автокефалия Украинской Церкви. В оправдание своего неправильного толкования пожелания (а не постановления) членов киевского церковного собрания, лубенские автокефалисты говорят: «Сам Патриарх Тихон благословил в 1922 году Украинским Епископам управлять Церковью автокефально». В пояснение сего необходимо внести справку: в 1922 году Патриарх Тихон находился в заключении и таким образом лишён был возможности сноситься не только с Епископами Украины, но и со своими Российскими. Поэтому из уз своих он благословил каждого Епископа управлять своею паствою автокефально (т.е. самостоятельно – сост. ), пока освободившись, он не вступит в управление всей Русской Церковью. Естественно, что на Украине стало входить в практику, чтобы хиротонисуемый в то время во Епископа давал обещание подчиняться временно до восстановления Высшей Церковной Власти. В таком смысле потребовано было обещание и от Ф. Булдовского и С. Лабунцева при хиротонии их в викарных Епископов Украины. А посему, оправдывать Лубенский раскол, якобы верностию присягам своим, совершенно несправедливо» 452 . Владыка Феодосий (Процюк) в своей работе: «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы» писал: «Можно предполагать, как все эти события и тяжёлые встречи отразились на здоровье престарелого Архиепископа Григория Всё его архиерейское служение, начиная с первых дней его хиротонии, совпавшей по времени с возникновением пресловутого «самосвятства», продолжавшееся в тяжкие годы борьбы уже не только с этим самосвятством, но и со вскоре появившимся обновленчеством, всё оно, вплоть до самых последних дней его жизни, представляло собой тяжёлый и, может быть, непосильный для кого-либо другого великий подвиг. Первый год его архиерейского служения – это борьба со вспыхнувшей «липковщиной», против которой ещё не было выработано никаких мер борьбы кроме непрестанного разъяснения о её недопустимости с догматической точки зрения. Со следующего 1922 года началась не менее тяжёлая борьба с возникшим вдруг в центре Русской Церкви обновленчеством, которое вскоре не замедлило дойти и до Украины. В неусыпных заботах и волнениях прошли годы 1923, 1924. Чуть ли не каждый день приходили известия, что там-то захватили храм самосвяты, а там-то захватили другой храм обновленцы, там перешли к самосвятам одни, как будто бы надёжные священники, в другом месте перешли к обновленцам другие. Один викарий – Преосвященный Пётр (Киреев), не успев по-настоящему помочь в управлении, скончался, другой викарий – Феодосий (Сергеев) – ушёл к обновленцам, третий викарий Николай (Пирский) всё время колеблется и на него нельзя вполне положиться, неизвестно, что он будет делать и не принесёт ли он больше вреда, нежели пользы...

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

150 Очевидно, имеется в виду обновленческий Поместный собор, подготавливаемый обновленческим ВЦУ при непосредственном участии ГПУ и АРК. Первоначально запланированный на август 1922 г. собор неоднократно откладывался и прошел в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 г. Об украинской церковной автокефалии в первой половине ХХ в. см., напр.: Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.. 1997; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. 152 Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б)-ВКП(б) (АПО). Образован из подотдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б) в апреле 1920 г. В мае 1928 г. был объединен с Отделом печати ЦК ВКП(б) и переименован в Отдел агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б). С мая 1922 по февраль 1924 г. АПО возглавлял А. С. Бубнов; по январь 1926 г. – С. И. Сырцов: по май 1927 г. – В. Г. Кнорин; по май 1928 г. – А. И. Криницкий (он же до ноября 1929 г. возглавлял объединенную структуру с Отделом печати). 154 5 ноября 1922 г. в «Правде» была опубликована статья И. И. Скворцова -Степанова «О церковной политике». «Известия ВЦИК» в эти дни изобиловала материалами, связанными с годовщиной октябрьского переворота, и статей о церковном расколе на ее страницах так и не появилось. 155 Баптизм (от греч. βαπτζω – погружаю в воду) – течение в протестантизме (одном из трех основных направлений христианства наряду с православием и католицизмом), отделившемся от последнего в XVI в. в ходе Реформации. В целом разделяя основные христианские догматы, баптисты, как и все протестанты, абсолютным авторитетом считают только Священное Писание , условием спасения – исключительно личную веру человека в Иисуса Христа. Признают лишь сознательное (взрослое) крещение через полное погружение в воду. Одна из самых распространенных конфессий русского протестантизма. 156 Имеется в виду ЦК Помгол – Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК. Создана согласно постановлениям ВЦИК от 17 февраля и 18 июля 1921 г. Председатель – М. И. Калинин. Официально провозглашенными задачами комиссии являлись: изыскание средств для борьбы с голодом, выяснение его размеров, решение вопросов о признании голодающими отдельных губерний и уездов, реализация декретов ВЦИК об изъятии церковных ценностей и др. Упразднена 15 октября 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

190 Скурат КЕ. Указ. соч. Т. 2. – С. 70–76. Статус раскола, в котором пребывала Элладская Православная Церковь с 1833 по 1850 гг., недвусмысленно очерчен в деянии Собора Константинопольского Патриархата, проходившего в 1850 г. под председательством Вселенского патриарха Анфима IV: «...некоторые из бывших под церковной властью Патриаршего Апостольского Вселенского престола Константинопольского святейшие митрополии, архиепископии и епископии, составляющие ныне богоспасаемое и богохранимое Королевство Греческое, по обстоятельствам времени отделились (хотя и сохраняя благодатью Божией единство веры) от церковного и канонического единения с Православной своей Матерью, Константинопольской Великой Церковью, от коей зависели, и со всеми прочими Православными Церквями...» (Соборное деяние Святого и Священного Константинопольского Синода от 8 июня 1850 г.//Христианское чтение. – 1851. – Ч. 2. – С. 55–56). 192 Более подробно об украинском расколе: Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории). – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 288 с.; Свинарьов в у XX Дисс. ...канд. богословия. – КДА, 2001. – 158 с.; Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). Материалы по истории Церкви. Кн. 36. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2004. – 640 с.; Фотиев К.В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в XX веке. – Мюнхен, 1955. – 80 с.; Ярема Ростислав, священник. Церковные расколы в Украине. – К., 2007. – 96 с. 193 Ведерников А. Восстановление патриаршества в Болгарии//ЖМП. – 1953. – 6. – С. 38–45; Верюжский Василий , профессор- протоиерей. Болгарский народ под греческой церковной властью преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы. (Опыт церковно-исторического исследования): Дисс. ...магистр, церк. истории. В 2-х т. – М.: МДА, 1954; Т. 1. – 390 с.; Т. 2. – 392–757 с.; Верюжский Василий , профессор-протоиерей. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы//ЖМП. – 1948. – 7. – С. 23–32; 11. – С. 47–59; 12 – С. 31–44; Николай (Севастиянов), иеромонах. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1996. – 169 с.; Скурат К.Е. Указ. соч. Т. 1. – С. 251–268; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. Т. 1.: От основавнето и до завладяването на Балканския полуостров от турците. – София: Академично издателство, 1995. – 368 с.; Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.). – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 40–42, 54–84; Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы»: Дисс. ...канд. богословия. – Загорск: МДА, 1957. – 145 с.; Hopkins L. James. The Bulgarian Orthodox Church... P. 105–188, 219–239, 262–263.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

1961); еп. Алипий (Хотовицкий; 14 авг.- 14 нояб. 1961); еп. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк ; 19 июля - 8 окт. 1965, в. у.); еп., затем архиеп., позднее митр. Симферопольский Леонтий (Гудимов ; 8 окт. 1965 - 7 окт. 1967; 31 мая 1973 - 19 февр. 1990, в. у.); еп. Симферопольский и Крымский Антоний (Вакарик ; 7 окт. 1967 - 31 мая 1973, в. у.); архиеп. Варлаам (Ильющенко ; 20 июля - 17 сент. 1990; в. у. Днепропетровской епархией 19 февр.- 19 июля 1990 в сане архиеп. Симферопольского и Крымского); митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак ; 20 сент.- 2 дек. 1990, в. у.); еп. Глеб (Савин ; 24 нояб. 1990 - 16 сент. 1992); еп. Кронид (Мищенко ; 19 сент. 1992 - 6 сент. 1993); митр. Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин ; 7 сент.- 19 окт. 1993, в. у.); митр. Ириней (Середний; с 19 окт. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита). Монастыри Действующие Самарский Пустынный Свято-Николаевский (муж., близ Новомосковска, основан во 2-й пол. XVI в., в 1791 приписан к архиерейскому дому, упразднен в 1928, возобновлен в 1995); днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (жен., основан в 1866 как община, с 1877 мон-рь, закрыт в 1925, действовал в 1943-1959, возобновлен в 1997); марьевский во имя св. Иосифа Обручника (жен., в с. Марьевка Магдалиновского р-на, основан в 1873 как община, с 1886 мон-рь, закрыт в 1927, действовал в 1943-1960, восстановлен в 1998); Знаменский (жен., в с. Вербовском Васильковского р-на, учрежден в 1903 как община, с 1906 мон-рь, закрыт в 1927, в 1995 возрожден). Упраздненные, действовавшие на территории современной Д. и П. е. Кохановский Самарский во имя Св. Троицы (муж., близ с. Кохановка Павлоградского у., основан в 1885, в 20-х гг. XX в. упразднен); Светловская община во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова (жен., в с. Ивановка Павлоградского у., основана в 1897, закрыта в 20-х гг. XX в.). Е. А. Агеева, митр. Ириней (Середний) Другие конфессии, существующие на территории Днепропетровской обл. Заселение Днепропетровщины людьми разных национальностей и разного вероисповедания, а также активное распространение в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований сформировали сложную конфессиональную ситуацию в регионе. По данным обл. Совета по делам религий, в 2006 г. в Днепропетровской обл. действовали 469 зарегистрированных религ. орг-ций, принадлежавших к 43 конфессиям, с численностью верующих ок. 1 млн. чел., в т. ч. Украинская Православная Церковь - 528 тыс. верующих, Украинская православная церковь «Киевского патриархата» (филаретовский раскол) - 119 тыс., Украинская автокефальная православная церковь - 8 тыс., Украинская греко-католическая Церковь (см. Униаты ) - 7 тыс., евангельские христиане- баптисты - 98 тыс., христиане веры евангельской ( пятидесятники ) - 60 тыс., адвентисты седьмого дня - 47 тыс., мусульмане - 5 тыс., иудеи - 23 тыс., представители др. верований - ок. 105 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/178625.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010