Структура рукописей, содержащих одновременно комментарии И. З. и Феодора Вальсамона, постепенно изменялась. В рукописях XIII в., как правило, толкования двух канонистов помещаются отдельными блоками, а не соединяются при каждом каноне. Примером этого является рукопись Ath. Esph. 4 (Lampr. 2017), XIII в., где имеются толкования Феодора Вальсамона (Fol. 1-51) и И. З. (Fol. 52-441) ( Lambros. Catalogue. 1895. Vol. 1. P. 170). Но уже в кон. XIII в. их комментарии начинают постепенно соединяться. Так, в рукописи Ambros. 682 (Q. 76 sup.), 1288 г., большинство канонов снабжено толкованиями Феодора Вальсамона, однако отдельные каноны (Fol. 376-379) помещены с толкованиями И. З. и Феодора Вальсамона (Catalogus codicum graecorum Bibilothecae Ambrosianae. 1906. P. 780-788). В рукописях XIV в. тоже встречается частичное соединение толкований. Напр., в Vindob. Hist. gr. 70 (48 Lamb.), XIV в., находятся Апостольские правила и Правила Соборов с толкованиями И. З. (Fol. 133r - 272v), Правила свт. Василия Великого с толкованиями И. З. и Феодора Вальсамона (Fol. 273r - 298v) и Правила др. св. отцов с толкованиями Феодора Вальсамона (Fol. 298v - 312v) либо И. З. (Fol. 313r - 316v) ( Hunger. Katalog. 1961. S. 78-81). Но в то же время наблюдается и полное соединение 2 комментариев, как в Ath. Dionys. 120 (Lampr. 3654), XIV в., где, впрочем, вначале отдельно помещены нек-рые толкования Феодора Вальсамона (с др. заглавием) ( Lambros. Catalogue. 1895. Vol. 1. P. 335-338). Для более поздних рукописей полное последовательное соединение комментариев, когда каждый канон сопровождается толкованиями обоих канонистов, становится обычным. Так, в Scorial. 358 (X-II-1) (XVI в.) содержится 1-я ч. «Номоканона XIV титулов» с комментариями Феодора Вальсамона (Fol. 1-488) и 2-я - с толкованиями И. З. и Феодора Вальсамона (Fol. 505-1650) ( Miller. Catalogue. 1848. P. 387). В слав. странах, где мн. церковно-правовые сборники (в частности, покаянные номоканоны) приписывались И. З., имя канониста постепенно превратилось в название сборников, которые стали именоваться «Зонар» или «Зинар» ( Остроумов.

http://pravenc.ru/text/471214.html

Да и возможно ли, чтобы учители церкви, будучи людьми, избегли клевет? Даже самое Евангелие, и то еретики перетолковывают в своих видах, извращая божественные слова. Вот что говорим мы все епископы антиохийские, собравшиеся на собор» 28 . При такой ревности, с какою отцы церкви антиохийской отстаивали Феодора, представителям духовной и светской власти в империи ничего не оставалось делать, как в видах мира церковного уступить до известной степени друзьям Феодора по вопросу о нем. Так именно и было. Кирилл пишет к Иоанну архиепископу антиохийскому, успокаивает его относительно Феодора, называет Феодора «мужем удивительным, приобретшим величайшую славу», не одобряет тех, которые «вопиют против него, ненавидят его; он называет таких стремящимися неизвестно на кого и поражающими воздух» ( Дeяh. V. 168–9 ). В другом послании к самому Проклу Кирилл относится снисходительнее, кротче прежнего к памяти Феодора; прямо высказывается против авафематствования Феодора. Вот что писал он к Проклу: «самый третий Вселенский собор не подвергнул анафеме его, Феодора, по имени для того, чтобы некоторые, относящиеся с уважением к этому мужу, не отделились от церкви. Благоразумие в этом есть прекрасное и мудрое дело, ибо если бы он был в живых и благоприятствовал хулам Нестория или хотел бы подавать голос за то, что он написал, то он и в собственном лице подвергся бы анафеме. А так как он отошел к Богу достаточно, как я думаю, чтобы только нелепо написанное им было отвергаемо теми, которые имеют правые мысли» ( Дeяh. V. 403 ). «Скройтесь вы сами, натягивающие луки против праха, ибо нет того, кто обвиняется вами. Я уступаю тем, кто говорит, что грешно ругаться над умершими, хотя бы они были мирские, и еще более над теми, которые отошли от жизни в епископском сане» ( Дeяh. V. 170. 403 ). С своей стороны и Прокл начал иначе относиться к вопросу об осуждении Феодора. До нас сохранились отрывки письма его к Иоанну антиохийскому, в котором он пишет: «когда я писал тебе, что должно анафематствовать Феодора или кого-либо другого из умерших уже? Когда я сообщал тебе, чтобы имена Феодора и других лиц были анафематствованы? Они отошли к Богу; излишне тех подвергать оскорблению по смерти, на кого при жизни мы не возводили никакой вины» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(Л. 17) Лета 7086-го месяца июля в дал старец Иона валамской рубль московской, да преж сего дал тот же Иона рубль же. И его по смерти поминати и написати в летию и в сенаник. Вышеславцова [П]е[т]ровская жена Евдокея дала 10 рублев и еи [по] смерти написати во все (Л. 18) Род Смирного Иванова сына Ивана. Матрону. Род Петра Инока Пимина. Антониа на рати убиенаго. Ивана. Магдалыню скимницу. Ивана. Тимофеа. Михаила. Маримьяну скимницу. Иноку Евдокею. Петра. Василья Июля в 4 преставись Пимин; июня в 8 преставись Евдокеа Род Леонтиа да Ивана Феодора. Иноки Ксении. Григориа. Евдокию. Пелагию. Матроны. Федора. Инока Лаврентиа. Инока Илью. (Л. 18 об.) Род Ивана Елисеева сына Ивана. Инока Илию скимника. Инока Феогнаста скимника. Анастасию. Инока Елиазара. Иноку Ксению. Матфея. Ивана. Андреа. Андреа. Андреа. Убиенных: Григориа. Агрипину. Улианию. Ивана младенца. Матфеа младенца. Самсона младенца. Вассу. Парасковгию младенца. Ивана. Евдокею. Михаила. Ивана. Матфеа. Иакова. Ивана. Петра убиенаго. Ксению. (Л. 19) Род Василиа да Афанасия Петра. Улиту иноку, скимницу. Ивана. Иоакима инока, скимника. Инока Михаила, скимника. Марию. Марфу. Матрену. Инока Варлама, скимника. Иноку Мариамну, скимницу. Стефана. Василиа. Марию. Дорофеа. Тимофеа. Ефросинию. Феодора. Матфеа. Ивана. Александра убиенаго. Матрону. Лазоря младенца. Евсивиа младенца. Алексиа младенца. Максима младенца. Феодосию младенца. Инока Давыда. Марию. Феодосию. Михаила. Василиа. Феодора младенца. Священноиереа Фомы. Феодосиа, скимника. Священноиереа Василиа. Агрипину. Иакова. Матрону. Ивана. Антониду. Моисеа. Агрипину. Ананью. Феодора. Ивана. Симеона. Ивана. Дмитриа. Ивана. Ивана. Князя Феодора. Матфеа. Ирину. Феодора. (Л. 19 об.) Анну. Константина. Ивана. Никиту. Василиа. Ивана. Анъну. Андреа. Елену. Иноку Феодосию. Ксенью младенца. Агрипину. Парасковию младенца. Иноку Еуфимию. Марию. Агрипину. Симеона младенца. Харламъпиа младенца. Меланию. Агрипину младенца. Ирину. Елену. Еуфимию. Симеона. Феодора. Еуфимию. Елену. Феодосью. Бориса. Василиа. Феодора. Григориа. Козмы. Феодора. Марфу младенца. Марью. Анну. Ефросинию. Ивана. Симеона. Ивана. Инока Перфирия. Инока Афанасия. Василия. Ивана.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Томос Прокла оказался очень удачным и фактически решал проблему, примиряя восточное и западное богословие. Кирилл с ним согласился, но антиохийцы его отвергли, потому что в документе осуждались некоторые выдержки из работ Феодора Мопсуестского. Сам Прокл деликатно указал эти цитаты без имени автора, но его депутаты, сторонники Кирилла, без церемоний назвали имя Феодора и тем самым потребовали осудить не столько отдельные неудачные выражения восточного учителя, сколько его самого. Антиохийцы твердо ответили: «Пусть нас сожгут живыми, но мы не похулим памяти Феодора». После отказа антиохийцев Прокл и Кирилл решили проявить сдержанность. Хотя Кирилл открыто называл Феодора еретиком хуже Нестория, он посоветовал Проклу не настаивать на анафемствовании Феодора, чтобы не поднять на Востоке бурю возмущения. Прокл написал Иоанну Антиохийскому примирительное письмо, объяснив, что выступал только против ошибок в учении Феодора и не думал оскорблять его память анафемой. Согласие было достигнуто, но опять оказалось шатким и сомнительным. Церковь продолжала раздирать смута. Нашлись какие – то монахи, которые ходили по городам и требовали от епископов анафемствовать Феодора и всех его сторонников. Иоанну Антиохийскому пришлось выпросить у императора особый указ, запрещавший выступать против Феодора. Борьба продолжается Несмотря на внешнее примирение, на Антиохийскую церковь легла мрачная печать неблагонадежности. Ее права ущемляли, на ее служителей смотрели с подозрением. Появилось множество бродячих монахов и клириков, которые без конца слали жалобы в Константинополь и сводили личные счеты со своим начальством, обвиняя его в неправославии. От восточных епископов снова и снова требовали исповеданий веры и давали им разъяснения, как правильно следует верить. Все эти бесконечные несправедливости, придирки, вмешательства и склоки довели антиохийцев до такого раздражения, что, когда Кирилл Александрийский умер, на Востоке все вздохнули с облегчением. Феодорит Кирский сказал: «Наконец – то умер этот злой человек. Его уход обрадует живых и огорчит мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь оказалась перед сложной дилеммой. Обе школы, оба учения были по – своему правы и в то же время что – то упускали. Каждая имела свои перекосы и крайности и нуждалась в синтезе и в уточнении друг другом. Задачей богословов было найти универсальный ответ, который устроил бы обе стороны и установил безусловную полноту истины, где могли сойтись и примириться их противоречия. Против Феодора После осуждения Нестория тень пала и на его предшественников в антиохийском богословии, прежде всего на покойного Феодора Мопсуестского. Антиохийцы считали его великим светилом Церкви. После примирения Кирилла с Иоанном Антиохийским восточные отцы опирались на Феодора как на золотую середину между крайностями западного аполлинаризма и восточного несторианства. Именно в этом примиряющем духе известный богослов Ива (Хиба), пресвитер в сирийском городе Эдессе, называл Феодора «учителем учителей» и «толкователем толкователей». В своем письме ардаширскому епископу Маре он сомневался в православии и Кирилла, и Нестория, предлагая опираться на труды Феодора как единственно достойного авторитета. В этой ситуации сторонники победившего Кирилла не стали останавливаться на полпути и взялись за Феодора Мопсуестского. Вначале митрополит Эдесский Равулла – суровый и крутой старик, ослепший на оба глаза, – неожиданно предал анафеме и самого Феодора, и того, кто поддерживал его учение, и тех, кто читал его книги, и тех, кто отказывался их сжигать. Эдесская богословская школа во главе с Ивой была им разогнана, а ее ученики сбежали в Персию. Следующий удар последовал из Армении, где сочувствующие Аполлинарию монахи написали обвинительное заключение против Феодора Мопсуестского, обнаружив в его трудах «возмутительную ересь». Они отослали свой труд константинопольскому патриарху Проклу, потребовав от него ответа, кто прав – Феодор или армянский авторитет Акакий Мелетийский. Прокл не ответил прямо, а составил свое изложение православной веры – томос, – где опроверг учение Нестория и четко разделил божественную и человеческую природы во Христе, в то же время настояв на «нераздельном» и «неслиянном» единстве ипостаси. В отличие от Кирилла, константинопольский патриарх ясно различал, в каких евангельских речениях говорится о человеческой, а в каких – о божественной природе Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодора Мопсуеетского можно было осуждать, но с другой стороны его можно было и защищать. Его можно было осуждать: Феодор был учителем еретика Нестория, если не в собственном, то в переносном смысле, т.е. Несторий несомненно воспитался на сочинениях Феодора и из них усвоил еретические убеждения. Учение Феодора ничем существенно не отличалось от несторианского. Он вооружался против церковного учения, что от св. Марии Девы родился Бог Слово; допускал, что между Богом Словом и человеком Христом во время земной жизни было единение не полное; он отличал в лице Богочеловека храм (человечество) от обитающего в нем Бога, противился названию: Богородицу, которое усвояла церковь св. Марии Деве и пр. 22 . Церковь пятого века, когда развилось и распространилось несторианство, хорошо понимала сродство учения Феодора с Несториевым, и в лице того или другого ее представителя произносила свое слово осуждения против сочинений Феодора. Св. Кирилл, борец против Нестория, в одном послании так отзывается о Феодоре: «Феодор был отцем зломыслия Несториева; сочинения его заключают хуления гораздо худшие Несториевых» (Д. V. 132). В другом послании, писанном к Акакию, епископу Мелитинскому, тот же Кирилл так отзывается о Феодоре: «некоторые удивляются тому, что принадлежит Феодору (написано Феодором) и что содержит в себе конечно равную и даже гораздо более худшую болезнь несчастий (чем Несториева). Ибо не Феодор был учеником Нестория, но последний был учеником первого; они как говорят одними устами, так и один яд изрыгают из своего сердца. Феодор имел хульный язык и перо послушное ему» (Д. V. 173). В послании к самому императору Феодосию младшему Кирилл прямо называет Феодора «отцом несчастия Несториева» (Д. V. 174), и старается вызвать императора принять меры против сочинений Феодора (Д. V, 133). Кирилл кроме этого писал сочинение против заблуждений Феодора, в котором он не находит довольно слов для изображения и изобличения лжеучений Феодора. Здесь он между прочим писал: «Феодор хулит таинство Христа н как бы порицает Бога Слово за то, что Он ради нас благоволил потерпеть истощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Как оно было высоко и глубоко у Антиохийцев к Феодору, это видно из следующих фактов. Антиохийская церковь , как скоро узнала, что Кирилл и Прокл поражают проклятием Феодора, начала заступаться за честь этого представителя антиохийской богословской школы. Кириллу писали, что Феодор во многом учил согласно с Афанасием Великим , Василием Великим , Григорием Богословом , что если осуждать Феодора, то придется осуждать и этих величайших учителей церкви. Кирилл узнал, что церковь Антиохийская сильно заволновалась при известии об анафематствовании Феодора; начались в церковном Антиохийском округе сходки христиан, на которых народ провозглашал: да умножится вера Феодора! Так веруем, как Феодор! (Д.V. 400–401). Этого мало: архиепископ Антиохийский Иоанн и епископы его округа собрались на собор, на котором положено было твердо стоять за Феодора и ходатайствовать за него пред Проклом и императором Феодосием. С этою целью собор составил следующее защитительное за Феодора письмо к Проклу: «наши души поражены, что распространяются клеветы не только против живых, но и против блаженного Феодора, добре отошедшего от сей жизни, против Феодора, который 45 лет блистал своим учением, ниспровергая всякую ересь, который умер совершивши многие борьбы с ересями и написавши 10000 книг, который был в уважении у священников, царей и народов и считался у них первым. Теперь же поднялось смятение не только между нами (епископами), но и между всем народом христианским; не проходит ни одного церковного празднества без замешательства, поднимаются восстания против нас самих, и все потому, что. не хотят слышать, чтобы подвергались анафеме умершие отцы» 27 . С подобным же сильным письмом в защиту Феодора обращается собор Антиохийский и к Феодосию младшему. В нем между прочим говорилось: «священный император, если найдется что-либо темное в сочинениях его (Феодора) или других лиц, за это не следует порицать непременно. Кто жизнь свою окончил наилучшим образом, тем мы должны воздавать полную славу и судить о них не на основании того, в чем обвиняют их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Феодора Мопсуетского можно было осуждать, но с другой стороны его можно было и защищать. Его можно было осуждать: Феодор был учителем еретика Нестория, если не в собственном, то в переносном смысле, т. е. Несторий несомненно воспитался на сочинениях Феодора и из них усвоил еретические убеждения. Учение Феодора ничем существенно не отличалось от несторианского. Он вооружался против церковного учения, что от св. Марии Девы родился Бог Слово; и утверждал, что от нее родился просто человек, с которым постепенно вошел в единение Бог Слово; допускал, что между Богом Словом и человеком Христом во время земной жизни было единение не полное; он отличал в лице Богочеловека храм (человечество) от обитающего в нем Бога, противился названию: Богородица, которое усвояла церковь св. Марии Деве и пр. 57 . Церковь пятого века, когда развилось и распространилось несторианство, хорошо понимала сродство учения Феодора с Несториевым, и в лице того или другого своего представителя произносила свое слово осуждения против сочинений Феодора. Св. Кирилл, борец против Нестория, в одном послании так отзывается о Феодоре: «Феодор был отцом зломыслия Несториева; сочинения его заключают хуления гораздо худшие Несториевых» (Д. V. 132). В другом послании, писанном к Акакию епископу Мелитинскому, тот же Кирилл так отзывается о Феодоре: «некоторые удивляются тому, что принадлежит Феодору (написано Феодором) и что содержит в себе конечно равную и даже гораздо более худшую болезнь нечестия (чем Несториева). Ибо не Феодор был учеником Нестория, но последний был учеником первого; они как говорят одними устами, так и один яд изрыгают из своего сердца. Феодор имел хульный язык и перо послушное ему» (Д. V, 173). В послании к самому императору Феодосию младшему Кирилл прямо называет Феодора «отцом нечестия Несториева» (Д. V, 174) и старается вызвать императора принять меры против сочинений Феодора (Д. V, 133). Кирилл кроме этого писал сочинение против заблуждений Феодора, в котором он не находнт довольно слов для изображения и изобличения лжеучений Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Затем следует рассказ, несомненно, заимствованный из жития св. Феодора Стратилата и относящийся к гонению царя Лициния (307–324) на христиан. Еще более яркое доказательство того, что первая часть жития посвящена Феодору Стратилату, а не Феодору Тирону, как можно было ожидать по заглавию, устанавливающему чествование памяти великомученика в первую субботу великого поста, дает изложение борьбы св. Феодора с змеем (вешапи=драко- —329— ном). Борьба же с змеем в греческом житии св. Феодора отнесена к Стратилату, а не к Тирону. Другими словами, происходит слияние эпизодов из житий одноименных святых. «По повелению царя (Лициния?) преследованию подверглись не те, которые исповедовали тайно новую веру, а лишь явно пренебрегающие идолами. В то время родился Феодор от христианских родителей в деревне Асхобий». По смерти матери остался он малолетним ребенком и был воспитан отцом. Святой непорочно возрастал, чудный на вид (с черными волосами) и славный мужеством. Описание наружности св. Феодора в иверском списке дано согласно с житием Феодора Стратилата, «человека храброго, мужественного и красивого». 2177 Далее следует рассказ о борьбе Феодора Стратилата со змеем (вешапи=драконом). Он не пожелал быть стратиотом при царском дворе, объявив себя стратиотом И. Христа… Случилось так, что раз он проходит мимо владения вдовы Евсевии и в виду знойного часа пожелал отдохнуть в «прастионе» Евсевии, называемом Евхарита, привязал коня, а сам прилег в тени дерева. Евсевия, 2178 увидев из дому всадника, воззвала к нему, что он находится в том опасном месте, где приютился дракон, и приглашала его переждать у неё, пока спадет зной. Св. Феодор ответил, что он, полагаясь на милость Божью, не боится дракона. Евсевия, признав из его слов в нём христианина, с радостью прибежала к нему, стала умолять его посетить её дом. В то время показался дракон. Евсевия в страхе убежала, а св. Феодор, совершив крестное знамение, ударил копьем в дракона и рассек его. С этого времени знала благочестивая Евсевия блаженного Феодора, который неустанно утешал верующих и увеличивал их число в царствование Максимиана и Максентия (Максимос), воздвигших гонение на христиан. С упоминанием этих двух исторических лиц житье св. Феодора Стратилата переходит к житью св. Феодора Тирона, при которых он пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Литургии , блаженна предтечи, песнь 3–я, на 4: и отцев 6- я, на 4. По входе тропарь храма, и предтечи, и отцев. Таже, кондак храма, и предтечи. Слава, отцев: И ныне, храма Богородицы, или Предстательство христиан: Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, прежде предтечи, и потом отцев: ряд же, апостол, и евангелие чтем под зачалом. МРК Аще ли случится обретение честныя главы предтечевы в субботу 1–я недели постов: В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне дважды: и предтечи на 4: и феодора на 4. Слава, феодора: И ныне, богородичен 1–й, гласа. Вход, прокимен, и чтения дне, и предтечи три. И по да исправится молитва моя, 3 поклоны великия: и прочая преждеосвященных. По заамвонной молитве поем канон святаго феодора над коливом, якоже указася в четыредесятнице на ряду: и отпуст. [Смотри] А идеже несть преждеосвященных, на Господи воззвах, стихиры предтечи 3: и феодора 3. Слава, феодора: И ныне, богородичен 1–й, гласа пришедшаго, без входа. Прокимен, и чтение дне, и предтечи. На стиховне, триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Таже, припев: Возвеселится праведник: и поем стихиру мученка, глас 2: божественных даров: писану в стихирах. Слава, предтечи глас 6: Сокровище божественных: И ныне, Богородице, ты еси лоза: По Ныне отпущаеши, тропарь предтечи. Слава, мученка: И ныне, богородичен: Вся паче смысла: ектениа, и 3 поклоны великия. и поем канон святаго феодора над коливом, и отпуст по обычаю. Повечерие поем великое, на немже поем канон усопших: и минеи рядовый. Тропари же по 1–м трисвятом, глаголем обоих святых: а на последнем трисвятом кондак предтечи. На Утрени , на Бог господь, тропарь предтечи, дважды. Слава, феодора: И ныне, богородичен: Вся паче смысла: По 1–й кафисме седальны предтечи оба. Слава, и ныне, богородичен. и чтение предтечи. По 2–й кафисме, седален феодора. Слава, и ныне, богородичен, и чтение предтечи, или феодора. Полиелей и седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010