В России «Поучения» преподобного Феодора Студита издавна включались в различные сборники духовно-назидательного характера. Имеется 18 русских списков XIV–XVII вв., содержащих перевод 2-й книги Большого катихизиса преподобного Феодора, включающего 124 поучения 175 . В XVI в. в том же составе и переводе эти Поучения были включены в ноябрьскую книгу Макарьевских Четьих-миней 176 . В первой половине XIX в. в церковной печати начали появляться публикации, содержащие некоторые произведения преподобного Феодора Студита . Так, в журнале «Христианское чтение» в 1834 г. были помещены 4 главы «Об аскетической жизни», а в 1838 г. – «Слово на поклонение святому Кресту» 177 . В журнале «Воскресное чтение» с 1842 по 1852 гг. периодически печатались письма преподобного Феодора Студита , а также некоторые его огласительные поучения. Со второй половины XIX столетия число публикаций, посвящённых преподобному Феодору Студиту , стало заметно увеличиваться. В 1853 г. в Москве были изданы «Огласительные поучения» Преподобного в переводе, осуществлённом архимандритом Нямецкого монастыря (в Молдавии) преподобным Паисием Величковским (издание Козельской Оптиной пустыни). Этот славянский перевод был сделан по новогреческому тексту венецианского издания «Огласительных поучений» 1770 г. В нём содержалось 95 поучений из Малого и Большого катихизиса преподобного Феодора 178 . Оптинские насельники предприняли очередное издание творений преподобного Феодора Студита в 1872 г. В Москве была издана книга под названием: «Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, Огласительные поучения и завещание» (Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1872). Здесь были опубликованы те же 95 поучений преподобного Феодора, а также его «Завещание». К этому времени в церковной периодической печати был опубликован ряд статей, посвящённых жизни и деятельности Преподобного 179 . Большой вклад в публикацию произведений преподобного Феодора Студита внесла С.-Петербургская Духовная академия. В 1867 г. здесь были изданы «Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита , переведённые с греческого языка при С.-Петербургской Духовной академии» (Ч. I–II. СПб., 1867). В первом томе этого издания было помещено в русском переводе Житие преподобного Феодора, усваивавшееся студийскому монаху Михаилу, жившему во второй половине IX столетия (С. 3–97), а затем следовала публикация писем преподобного Феодора к разным лицам (Т. I–II).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: евангелие предтечи: псалом 50: стихира предтечи. Канон предтечи со ирмосом на 6: и феодора оба канона на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: Песни же седмую и осмую глаголем напреди в пяток. По 3 песни, кондак и икос, и седален предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен: и чтение о святом феодоре. По 6–й песни, кондак и икос феодора: и чтем пролог и синаксарий. По 9–й песни, светилен предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи, подобны 3: и феодора, подобны 3. Таже припев: Возвеселится праведник: и поем самогласну стихиру предтечи, глас 6: Всечестную главу: Слава, феодора: И ныне, Богородице, ты еси лоза: Славословие великое. тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. ектении, и отпуст. и обычное исхождение в притвор, и час 1–й. На часех, тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен часов. Кондаки же глаголем пременяюще. На Литургии , блаженна предтечи, песнь 3- я, на 4: и феодора 6–я, на 4. По входе тропарь предтечи, и феодора, и кондак его. Слава, предтечи: И ныне, Богородицы храма, или, Предстательство христиан: Прокимен, Аллилуиа, и причастен предтечи, и феодора един. Апостол же и евангелие прежде субботы: и феодора под зачало: таже, предтечи.   МРК Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в 1–ю неделю постов: И поется служба его, якоже указано в неделю 3–ю постов, кроме поклонения креста, точию на литии, Слава, предтечи: писан на Господи воззвах: И ныне, триоди. На стиховне, Слава, предтечи: И ныне, триоди. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, предтечи: И ныне, Пречистому твоему образу: Катавасиа триоди.   МРК Аще ли случится обретение честныя главы предтечевы в понедельник 2–я, или 3–я, или 4–я недели постов: В неделю вечера поем, блажен муж, 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди дне на 4, повторяюще 1–ю: и предтечи на 6. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1–й. Вход, прокимен великий триоди, и чтения предтечи 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В России “Поучения” преподобного Феодора Студита издавна включались в различные сборники духовно-назидательного характера. Имеется 18 русских списков XIV–XVII вв., содержащих перевод 2-й книги Большого катихизиса преподобного Феодора, включающего 124 поучения 175 . В XVI в. в том же составе и переводе эти Поучения были включены в ноябрьскую книгу Макарьевских Четьих-миней 176 . В первой половине XIX в. в церковной печати начали появляться публикации, содержащие некоторые произведения преподобного Феодора Студита. Так, в журнале “Христианское чтение” в 1834 г. были помещены 4 главы “Об аскетической жизни”, а в 1838 г. — “Слово на поклонение святому Кресту” 177 . В журнале “Воскресное чтение” с 1842 по 1852 гг. периодически печатались письма преподобного Феодора Студита, а также некоторые его огласительные поучения. Со второй половины XIX столетия число публикаций, посвящённых преподобному Феодору Студиту, стало заметно увеличиваться. В 1853 г. в Москве были изданы “Огласительные поучения” Преподобного в переводе, осуществлённом архимандритом Нямецкого монастыря (в Молдавии) преподобным Паисием Величковским (издание Козельской Оптиной пустыни). Этот славянский перевод был сделан по новогреческому тексту венецианского издания “Огласительных поучений” 1770 г. В нём содержалось 95 поучений из Малого и Большого катихизиса преподобного Феодора 178 . Оптинские насельники предприняли очередное издание творений преподобного Феодора Студита в 1872 г. В Москве была издана книга под названием: “Преподобного и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, Огласительные поучения и завещание” (Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1872). Здесь были опубликованы те же 95 поучений преподобного Феодора, а также его “За­вещание”. К этому времени в церковной периодической печати был опубликован ряд статей, посвящённых жизни и деятельности Преподобного 179 . Большой вклад в публикацию произведений преподобного Феодора Студита внесла С.-Петербургская Духовная академия. В 1867 г. здесь были изданы “Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита, переведённые с греческого языка при С.-Петербургской Духовной академии” (Ч. I–II. СПб., 1867). В первом томе этого издания было помещено в русском переводе Житие преподобного Феодора, усваивавшееся студийскому монаху Михаилу, жившему во второй половине IX столетия (С. 3–97), а затем следовала публикация писем преподобного Феодора к разным лицам (Т. I–II).

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Собор, рассматривавший сочинения еп. Феодора Мопсуестийского . После осуждения Нестория на III Всел. Соборе возник вопрос о «корнях» несторианства. К учению еп. Феодора обратились люди разных направлений: одни видели в его учении последнее слово богословской науки, приверженцы Нестория распространяли его сочинения в целях собственной защиты. Собор проанализировал учение еп. Феодора о Божестве и человечестве Христа. Разность двух естеств в Боге Сыне выражается им следующим образом: Господь Бог Слово воспринял совершенного человека, неизреченно соединил его с Собою, воскресив из мертвых и посадив одесную Бога, так что этот человек имеет неразлучное соприкосновение с Божескою природой; когда мы мыслим об Иисусе Христе, то прежде всего разумеем Бога Слова, но вместе с ним мыслим и воспринятое Им, Иисуса, человека из Назарета, к-рого Бог помазал, так что с Богом Словом он причастен наименованию и чести Сына и Господа. Разность двух естеств объединяется в Боге Сыне «по благоволению», обе природы составляют одно Лицо (греч. πρσωπον), но сохраняются неслитно и нераздельно. Согласно еп. Феодору, Бог, от вечности предвидев высоконравственную жизнь Иисуса, избрал Его храмом Своего Божества. С самого момента зачатия Христа в Нем обитал Бог Слово. Но «соприкосновение» Бога Слова и Иисуса вначале было незаконченным. Собор не нашел значительных расхождений между положениями еп. Феодора Мопсуестийского и собственным учением ( Болотов. Лекции. Т. 4. С. 150-156; Simonetti. P. 49). 440 г. 2-й Собор, разбиравший учение еп. Феодора Мопсуестийского, известный лишь по свидетельству хрониста св. Феофана Исповедника (IX в.). Представители аполлинарианства, воспринимавшие воззрения еп. Феодора как ересь, направили посольство в К-поль к Патриарху Проклу, склоняя его предать анафеме еп. Феодора. Патриарх Прокл издал томос, где излагал правосл. учение и опровергал нек-рые возражения на него. Томос, содержащий и выдержки из сочинения еп. Феодора, он отправил еп. Антиохийскому Иоанну для подтверждения правосл. учения и осуждения выдержек из сочинения еп. Феодора. Собор вост. епископов в Антиохии подписал томос, но на предложение об осуждении еп. Феодора ответил, что подобные выражения встречаются и у вост. отцов, и у зап., и у Афанасия Великого, и у Василия Великого, и у Григория Нисского, и у Григория Богослова. Собор направил имп. Феодосию II , Патриарху Кириллу Александрийскому и Патриарху Проклу послание с опровержением обвинений Феодора. Патриарх Кирилл отверг мнение о сходстве учения еп. Феодора с учением Василия Великого, Афанасия Великого и др. Указ имп. Феодосия, направленный еп. Иоанну и Собору, запретил осуждать лиц, умерших в мире с Церковью ( Mansi. V 1201-1202; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 232-236; Поснов. С. 402-403; Simonetti. P. 49). 445 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Переводное «Поучение святаго отца Феодора, игумена Студийскаго, еже не отчаятися своими грхи Божия милости», включенное митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 сентября, представляет собой незначительно переработанный и несколько сокращенный текст одного из так называемых «Поучений огласительных» Феодора Студита – поучения 93-го Малого Катехизиса. Имя Феодора Студита (759–826) – знаменитого византийского церковного деятеля, защитника иконопочитания, игумена Студийского монастыря в Константинополе, автора многочисленных поучений, бесед и посланий – было хорошо известно в Древней Руси. Монастырский устав Феодора Студита уже в 60-х гг. XI в. был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а затем распространился и в другие русские монастыри. Студийский устав предписывал еженедельное чтение по средам, пятницам и воскресеньям оглашений (или огласительных поучений) Феодора Студита , которые составляют Большой и Малый Катехизисы – основные произведения студийского игумена. Это обстоятельство, по мнению исследователей, дает право «предположить, что одновременно с введением Студийского устава или вскоре после этого на Руси появились и огласительные поучения Феодора Студита (как в южнославянском, так, возможно, и в древнерусском переводе)» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224). Греческий текст Малого Катехизиса Феодора Студита включает 134 поучения, Большой Катехизис состоит из 3 книг, содержащих соответственно 87, 124 и 60 поучений. На Руси же, по-видимому, были переведены и бытовали в списках Малый Катехизис неполного состава (63 поучения из 134) и 2-я книга Большого Катехизиса, которая впоследствии целиком была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 ноября, в день памяти Феодора Студита . Древнейшие списки русских переводов «Поучений огласительных» Феодора Студита не сохранились, самые ранние из известных сборников датируются рубежом XIV–XV в. Отдельные поучения из Малого Катехизиса читаются в различных типах сборников: Торжественниках, Соборниках, Златоустах, Прологах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале ХХ столетия в С.-Петербургской Духовной академии было осуществлено новое издание творений преподобного Феодора Студита в русском переводе. В основу этого капитального издания были положены уже опубликованные греческие списки его творений. В первом томе этого издания, вышедшего под названием «Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита » (СПб., 1907–1908), кроме исторического очерка о церковно-общественной и богословско-литературной деятельности преподобного Феодора Студита , были помещены два древних его жития, догматические творения святого Отца, его Малое оглашение, а также первая и вторая части Большого оглашения. Во второй том творений преподобного Феодора Студита вошли третья часть Большого оглашения, слова, письма, его канонические и литургические творения. Основной перевод 3-й части Большого оглашения был осуществлён с греческого рукописного кодекса конца Х – начала XI в., находившегося в библиотеке монастыря святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о. Патмос 111). Некоторые произведения преподобного Феодора Студита публиковались не только отдельными изданиями, но и в виде приложений к разного рода церковно-историческим исследованиям. Так, например, в качестве приложения к книге И. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности» (М., 1882) был издан русский перевод объяснений преподобного Феодора Студита на литургию Преждеосвященных Даров (С. VII–X). «Святого отца нашего и исповедника Феодора игумена Студийского, речь против иконоборцев» (С. 3–10) была опубликована в брошюре, составленной преподавателем Вифанской семинарии Н. Виноградовым и содержащей краткую биографию преподобного Феодора (Сергиев Посад, 1894). В 1889 г. для широкого распространения среди православных читателей вышло в свет краткое «Житие преподобного отца нашего Феодора Студита » (М., 1889), которое выдержало несколько изданий (7-е издание – М., 1915 г.). Некоторые произведения Преподобного появлялись в виде небольших брошюр, издававшихся трудами насельников русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Такова, например, брошюра под названием: «Преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита три слова (5-е, 8-е и 29-е) о важном достоинстве общежития» (М., 1884). В 1889 г. в издании афонского Пантелеимонового монастыря вышел в русском переводе очередной, 4-й том «Добротолюбия» (М., 1889). Этот том наряду с кратким очерком жизни преподобного Феодора Студита (С. 9–24) содержал его поучения из Большого (205) и Малого катихизиса (130).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос сщмч. Ермогена, глас 6й; седален сщмч. Ермогена, глас 8й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору) , «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен сщмч. Ермогена. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: сщмч. Ермогена, глас 7й – 3 , и вмч. Феодора, глас 1й – 3 ; затем стих сщмч. Ермогена [«Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него» , или: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его» , или: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются» , или: «В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится» ;] и стихира сщмч. Ермогена, глас 7й: «Приидите, ублажим пастыря добраго…» (см. славник на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6й: «Священия дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4й: «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…». «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки сщмч. Ермогена и вмч. Феодора читаются попеременно . Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны сщмч. Ермогена, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки : В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь сщмч. Ермогена (на преставление): «Российския земли первопрестольниче…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак сщмч. Ермогена, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По исполнении стихир «Тебе слава подобает...» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Праведник, яко финикс процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится», 2-й: «Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими молитвы...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь сщмч. Ермогена (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Зато постоянно в списке обвинений стоит обвинение в несторианстве и на нем с особенной охотой останавливаются все противники Феодора, равно как его с особенной заботой стараются опровергнуть видные защитники Феодора. Замечательно при том, что обвинение его в несторианизме слышалось с самого начала вопроса о Феодоре не только в общей и стереотипной форме «Феодор-де виновен в несторианстве», но слышалось так, что в обвинении выделялись три существенных пункта – обвинение Феодора в признании Иисуса Христа только человеком, в разделении Богочеловека на два лица и в непризнании Пресвятой Девы Богородицей. На рассмотрении этого обвинения со всеми его пунктами, как главнейшего, мы и думаем остановиться. Как противники Феодора, доказывая несторианский характер Феодорова учения, так и защитники его, отыскивавшие в учении Феодора даже следы антинесторианства, ссылались, между прочим, на сочинения самого Феодора, приводя из них отрывки, по-видимому, взаимно противоположные. Между защитниками Феодора особенно много, по-видимому, антинесторианских выражений из его сочинений представляет Факунд. Феодора обвиняли на основании его сочинений: а) в признании Христа только человеком. Факунд выписывает места, которые говорят, что Феодор напротив называет такое исповедание «заблуждением Феодота и Артемона» и за такое заблуждение величает Павла Самосатского «вестником дьявола», сам же учил о Христе, как о «Боге всех» и защищался от обвинения его в «антрополатрии»; Феодора обвиняли: б) в разделении Иисуса Христа на двух сынов или на двух Христов. Факунд приводит множество свидетельств, говорящих, что Феодор исповедал «нераздельное соединение естеств в одно лицо», и прямо заявлял, что для него, когда он различает естества, «нет никакой необходимости говорить о двух сынах, или двух человеках, или двух Христах, потому что думать так верх безумия». Феодора обвиняли, наконец: в) в нежелании признавать Пресвятую Деву Богородицей. Факунд приводит места, где Феодор говорит, что Бог Слово «обитал в человеке с самого зачатия Его в матерной утробе, обитал так, что соединился с человеком в одно лицо».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010