10 нояб. 1922 г., в день памяти свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, А. вместе с нек-рыми из священнослужителей, находившихся во владимирской тюрьме (архиеп. Астраханским сщмч. Фаддеем (Успенским) , архиеп. Крутицким Никандром (Феноменовым) , епископами Вязниковским Корнилием (Соболевым) , Суздальским Василием (Зуммером), игум. московского Чудова мон-ря Филаретом (Волчаном), протоиереями Сергием Глаголевским, Николаем Счастневым, свящ. Сергием Дурылиным и др.) совершил службу Всем рус. святым. «И вот тогда-то,- писал впосл. А.,- после неоднократных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 году. Между прочим была высказана мысль о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не обязательно в воскресный день» (Служба всем святым. С. 10). Начиная с 20-х гг. А. работал над исправлением и дополнением службы Всем рус. святым, в результате чего возникла самостоятельная редакция этого последования, приспособленная к служению не в соединении с воскресной службой, а как самостоятельное трехдневное праздничное богослужение (15-17 июля). Долгое время эта служба распространялась в списках, в 1995 г. была издана в полном объеме. А. является автором и др. богослужебных последований, в частности, «Празднования Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Максимовская»». Сбор и исправление служб отдельным рус. святым Поместным Собором была подготовлена программа работ по внесению в месяцеслов памятей всех рус. святых. Подготовка полного месяцеслова «с точным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых, как вселенских, так и русских, общецерковно и местно чтимых» была поручена комиссии под председательством архим. Неофита (Осипова), членом к-рой стал А. Комиссия не успела приступить к работе, но в 50-60-х гг. XX в. А., единственный оставшийся в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и систематизации служб рус. святым. Ему удалось найти и исправить более 200 служб, в большинстве своем неопубликованных. Результатом этой работы стали материалы к дополнительным рус. Минеям, причем сентябрьский том был подготовлен целиком. В кон. 70-х гг. XX в., когда Изд-во Московской Патриархии приступило к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи А., а главное, сама идея расширения состава служебных Миней были использованы. Исправление языка и текста богослужебных книг

http://pravenc.ru/text/76846.html

149 Существовавшая, по крайней мере уже со второй половины XVIII в., против д. Клочки на Шлиссельбургском тракте деревянная часовня Тихвинской иконы Божией Матери, к 1870 г. уже довольно обветшавшая, была заменена новой, тоже деревянной. Именно в ней совершилось чудо обновления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ее посещал Император Александр III. На пожертвования был заложен шатровый храм с колокольней (12.6.1894), посвященный памяти Государя Александра III. Главный придел был освящен 2.8.1898 епископом Ямбургским Вениамином (Муратовским), а придел Свят. Николая и прор. Илии – св. прав. о. Иоанном Кронштадтским (3.12.1898). Настоятелем храма (с 1912 г.) был прот. Петр Иоаннович Скипетров, убитый большевиками 19.1.1918 при попытке овладеть Александро-Невской Лаврой, – один из первых новомучеников Российских. Церковь была закрыта в октябре 1932 г., а через год снесена. Скорбященская каменная часовня была заложена 11.6.1907, а освящена 20.12.1909 епископом Нарвским Никандром (Феноменовым). Прежнюю деревянную часовню не разрушили, а разместили в правой части новой каменной. Часовню закрыли в апреле 1938 г. В 1991 г. возвращена верующим. Она является подворьем Св.-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря под Волховом. 150 Иверская-Московская икона Божией Матери – заветная святыня древней русской столицы. Список этот написан специально для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в память встречи в Москве Афонской Иверской иконы 13.10.1648. Точная копия Иверской иконы была привезена в Москву архимандритом Афонского Иверского монастыря Пахомием в 1666 г. и сперва поставлена в Николо-Греческом монастыре, а потом (19.5.1669) в особой часовне, находившейся при Воскресенских воротах, но внутри Китай- города (принадлежала Николо-Перервенскому монастырю). В 1722 г. часовня значилась каменной, а в 1723 г., во время Петровских гонений, закрыта (до 1727). Перестраивалась в 1745 г. Окончательный вид она приняла в результате строительных работ 1782 г. и дополнительных в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

15(28).08.1920–03(16).06.1933: Венедикт Плотников Кронштадтская (обн.) 28 .02(13.03).1923–1924: Николай Сахаров 1924–1927: 05(18).02.1927–08.1927: Павел Раевский Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский 01 .1922–1923: Никандр Феноменов 1923–29.08(11.09).1936: Пётр Полянский 29 .08(11.09). 1936–30.01 (12.02). 1944: 30 .01(12.02).1944–06(19).09.1960: Николай Ярушевич Крутицкая (обн.) 1922–1922: Антонин Грановский 05(18).06.1922–23.06 (06.07).1922: Леонид Скобеев 23 .04(06.05).1923– 1924: Александр Введенский 1924–1946: 1946–02.1946: Сергий Иванцов 1946–1949: Филарет Яценко Крымская (обн.) см. Симферопольская (обн.) Кубанская см. Краснодарская и Кубанская Кубанская (обн.) 1922–1923: Иоанн Левицкий 03(16).08.1923–22.02(07.03).1932: Михаил Орлинский 1929–: Герман Никольский Кудымкорская 1929–03(16).04.1931: Илия Бабин Кузнецкая 10(23).01.1924–1924: Никита Прибытков Никон Пурлевский 1928–08(21).10.1928: Никон Соловьёв 1928–1932: Герман Коккель 25 .09(08.10).1929–22.10(04.11).1935: Серафим Юшков 22 .10(04.11).1935–02.1936: Павел Чистяков Кузнецкая (обн.) 1927–1932: Василий Лысенко 1929–1932: Николай Наганов Куйбышевская 11(24).07.1914–1918: Михаил Богданов 1919–1921: Филарет Никольский 1919–1919: Тихон Оболенский, в. у. 1921–: Павел Гальковский, в. у. 1922–1924: Анатолий Грисюк 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1925–1926: Сергий Зверев, в. у. 1926–1928: Анатолий Грисюк , паки 1928–1933: Александр Трапицын 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Пётр Руднев 08(21).05.1935–24.11(07.12).1937: Ириней Шульмин 1937–1939: 12(25).09.1941–26.11(09.12).1941: Андрей Комаров 12(25).12.1941–01.1942: Питирим Свиридов 1942–26.03(08.04).1952: Алексий Пальцын Куйбышевская (григ.) 1929–: Анатолий Левицкий Куйбышевская (обн.) 1923–1924: Алексий Орлов, в. у. 1924–12(25).11.1924: Александр Анисимов 27 .01(09.02).1925– 19.02(04.03).1925: Пётр Сергеев 1926–1928: Александр Анисимов, паки 1928–1935: Андрей Расторгуев, в. у. 1932–23.09(06.10).1937: Василий Виноградов Кунгурская 17(30).03.1924–1927: Аркадий Ершов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

25 апреля (8 мая) 1923 г. Считаю приговор неправильным как по форме, так и по существу. Я не был вызван на Собор, как того требует 74-е Апостольское правило, и мне не было дано возможности оправдаться и дать объяснение, которое могло изменить постановление. Патриарх Тихон (В. Белавин). [Вариант:] Прочёл. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решение признать не могу. Патриарх Тихон, Василий Белавин. 25 апреля [ст. ст.] 1923 г. 1. Труды Первого Всероссийского съезда или собора Союза Церковного Возрождения. Торопец, 1925 2. Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. С. 122 Заявление Святейшего Патриарха Тихона на предложение ему со стороны представителей гражданской власти о выезде за границу на постоянное жительство ...Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела... Вера и жизнь. Рига, 1925 Заявление Святейшего Патриарха Тихона на обвинение его в прошлой политической деятельности в духе «Союза Русского Народа» ...Да, я работал с перечисленными лицами и паству свою звал работать вместе со мною, полагая, что на Руси быть русским не предосудительно... Вера и жизнь. Рига, 1925 Обвинительное заключение по делу граждан: Беллавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст. ст. Уголовного Кодекса 102 Великая Русская Революция, сокрушившая в марте 1917 года помещичье-дворянский строй старой России, опрокинула затем в Октябре 1917 года возникшее первоначально буржуазно-либеральное Временное правительство и установила власть Советов, подлинную власть рабочих и крестьян. Разрушив в корне основы экономического могущества буржуазии и помещиков, эта власть вырыла тем самым пропасть и провела несокрушимую грань между старой царистско-буржуазной и новой Рабоче-Крестьянской Россией. Победа далась, однако, не сразу, и от марта по октябрь кровавые события гражданской войны не раз имели место на улицах Москвы, Петрограда и других городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архиепископ Пахомий (Кедров; 1876–1937) — выпускник Казанской духовной академии, участник Поместного Собора 1917–1918 гг. С 1927 года отбывал ссылку на Соловках. 86 О владыке Никандре (Феноменове) см. прим. на с. 46. 87 Владыка Арсений (Стадницкий; 1862–1936), выпускник Казанской духовной академии, был преподавателем и ректором ряда духовных учебных заведений (с 1899 г. — ректор Московской духовной академии), известный духовный писатель, блестящий проповедник. С 1933 г. — митрополит Ташкентский. 88 Иларион (Троицкий; 1866–1929) — архиепископ Верейский; с 1913 г. — монах Троице–Сергиевой Лавры, инспектор Московской духовной академии, магистр богословия. С 1917 г. — секретарь Патриарха Тихона. В 1923 г. сослан на Соловки. Скончался в Петроградской тюрьме. 89 Архиепископ Николай (Добронравов; 1861–1937) — выпускник Московской духовной академии, магистр богословия, с 1891 года — ректор Пермской семинарии. Рукоположен во епископа Звенигородского в 1921 году, впоследствии расстрелян. 90 Ныне Смоленское направление Московской ж. д. 91 Макарий (Невский; 1835–1926), митрополит Московский, выдающийся миссионер, просветитель алтайских народов. Скончался, будучи на покое в Николо–Угрешском монастыре. Погребен в крипте Успенского собора Троице–Сергиевой Лавры. 92 Святитель Иннокентий (Вениаминов; 1797–1879) — выдающийся миссионер, просветитель дальневосточных народов и Аляски, апостол Америки. Прославлен Русской Церковью в 1977 г. 93 Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1836–1912) — основатель православной общины в Японии, Переводчик Нового Завета и богослужебных книг на японский язык. Прославлен Русской Церковью в 1970 г. 94 Архимандрит Антоний (Медведев; 1792–1877) — наместник Лавры с 1831 года, духовник Филарета Московского. 95 Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906), знаменитый старец. Канонизирован в 1996 году. 96 Иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846–1928), затворник Смоленской Зосимовой пустыни (Владимирской губ.) — старец, вынувший жребий на выборах Патриарха в 1917 г. Окормлял многих известных людей своего времени, в том числе — Великую княгиню Елисавету Феодоровну. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

В ст. «Русская философия» (1919) Л. писал, что рус. философию отличает устремленность к «идее цельного знания» и «синтетической религиозной целостности» (Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 211). По мнению Л., «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским конкретным богочеловеческим Логосом...» (Там же. С. 217). Книга Л. «Философия имени» (1927) наряду с работами об имени свящ. П. Флоренского и «Философией имени» прот. С. Булгакова имела непосредственное отношение к спорам об имени Божием и имяславии в рус. Церкви и в России нач. XX в. Богословские, церковные, религиозно-философские и исторические аспекты имяславия рассматривались Л. в ряде статей, написанных начиная с 1918 г. На теоретические воззрения Л. об имяславии оказали влияние работы и устные выступления свящ. П. Флоренского, тем не менее путь Л. был самостоятельным, он пытался соединить основные положения имяславия со складывающимся у него систематическим философским учением об имени и мифе. В сохранившейся черновой записке к свящ. П. Флоренскому (условное название - «Тезисы об Имени Божием...») Л. пишет об Имени Божием 1) как энергии сущности Божией; 2) как о неотделимом от существа Бога; 3) как о Самом Боге («Имя Божие есть сам Бог, но Бог Сам не имя») (Начала. 1995. 1-4. С. 250-251). От «Философии имени» к «Диалектике мифа» с дополнениями к ней и текстами, близкими к ней по содержанию,- таким был путь формирования религиозно-философской системы Л. Метод и построение религиозно-философской системы Л. Опубликованные в 1927 г. сочинения Л. «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», а также «Диалектика художественной формы» обнаруживают сходство как в построении, характере и направлении анализа, так и в его конечной цели. Само направление исследований в этих книгах было выражено Л. в некоторых значимых формулах: в «Философии имени» - от имени-слова через его диалектико-феноменологический анализ, в котором отправными точками становились сущность, эйдос, символ и логос,- к имени, как основе бытия; в «философии музыки» - «имя-число-миф»; в кн. «Античный космос и современная наука» - «имя-число-вещь», притом что главной категорией этого исследования было многослойное понимание мифа.

http://pravenc.ru/text/2110736.html

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы, григорьевцы и украинские самосвяты. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но 30 марта 1927 г. был освобожден митрополит Сергий. 7 апреля архиепископ Серафим передал ему бразды церковного правления. Выйдя из заключения, митрополит Сергий получил наконец возможность жить в Москве. 7 мая митрополит Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. Из рассказов близкого к нему митрополита Сергия (Воскресенского) известно, что в тюрьме от митрополита Сергия требовали сделать заявление в поддержку советской власти, осуждения контрреволюционных выступлений внутри страны и за рубежом, церковных прещений эмигрантскому духовенству, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями. Настаивали на том, чтобы выбор кандидатов на архиерейские кафедры согласовывался с НКВД, арестованные архиереи увольнялись или даже запрещались в священнослужении церковной властью и прекращалось их поминовение за богослужением, гражданская же власть должна была обязательно поминаться на литургии. В ответ митрополит Сергий просил о легализации высшего и епархиального церковного управления, о разрешении на созыв Поместного Собора и выборы патриарха, об освобождении заключенных и сосланных священнослужителей, о разрешении на восстановление духовных школ и издание церковного журнала. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский священномученик Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Весной 1926 г., на Благовещенье, епископ Алексий вернулся в Ленинград. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. Митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) находился тогда в Ташкенте. Раскольники не преуспели в Новгородской епархии; в Новгороде им принадлежал лишь один храм – Знаменский собор. Митрополит Сергий включил архиепископа Алексия в учрежденный им в 1927 г. Временный Патриарший Синод. Архиепископ Алексий участвовал в составлении знаменитой «Декларации 1927 года». 18 мая 1932 г. архиепископ Алексий вместе с двумя другими членами Синода был возведен в сан митрополита с титулом Старорусского. В конце года в связи с тем, что после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова) проживавший более десяти лет в Ташкенте в ссылке митрополит Арсений был назначен на Ташкентскую кафедру, митрополит Алексий стал титуловаться по имени епархии, которой он управлял уже в течение шести лет, а в 1933 г., после ухода на покой митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) , митрополит Алексий был переведен на Ленинградскую кафедру. Ленинград был главным оплотом обновленчества; в этом городе прочную опору имели и иосифляне, не поминавшие за богослужением имени митрополита Сергия. Новому митрополиту пришлось много потрудиться над охранением канонического строя церковной жизни в своей особенно сложной епархии. Все время, свободное от административных попечений, митрополит Алексий посвящал богослужениям в городских церквах. По воспоминаниям современников, он часто служил в маленьких окраинных церквах по священническому чину. Обновленческий лжемитрополит Николай (Платонов), впоследствии ренегат и пропагандист атеизма, часто выступал с наглыми личными нападками на православного митрополита; но его старания вызвать владыку на спор оставались тщетными. Своим необычайно высоким авторитетом у паствы митрополит Алексий был обязан в значительной мере совершенному отсутствию желания искать популярности, льстить народу, заискивать перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

и получил рукоположение. Преподавал Закон Божий в Леснинской женской церковно-приходской школе. С 1 февраля 1897 г. законоучитель в Оренбургских женской гимназии и прогимназии. С сентября 1899 г. – протоиерей Казанско-Богородицкого собора г. Орлова Вятской губернии. В октябре 1902 г. переведен в г. Яранск настоятелем Успенского собора. С августа 1904 г. – благочинный городских и монастырских церквей. В феврале 1909 г., согласно прошению и резолюции епископа Филарета (Никольского), перемещен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вятки. Преподавал догматическое богословие, литургику, основное нравственное богословие и гомилетику на так называемых инородческих курсах. Награжден наперсным крестом (1903 г.), орденами Св. Анны 3-й степени (1907 г.) и 2-й степени (1912 г.). До 1924 г. отец Димитрий оставался ключарем Вятского кафедрального собора, который с конца 1922 г. по 1930 г. (год закрытия) находился в ведении обновленцев. В конце 1924 г., по принесении покаяния, был принят в общение с Православной Церковью и назначен к служению за штатом в Воскресенский собор г. Вятки. В октябре 1926 г. арестован, сослан на три года в Среднюю Азию. По возвращении до 1940 г. служил за штатом в разных церквях Вятки. Скончался в 1942 (41?) г. Анна Павловна Милова родилась 5 марта 1878 г. в семье священника села Юрьевского Костромской губ. отца Павла Беликова. Скончалась в 1946 г. в Казани. 3 Яранский монастырь во имя св. Анны пророчицы расположен в Вятской губернии в 9 км от г. Яранска. Основан в 1898 г. Содержал церковно-приходскую школу, библиотеку, иконописную мастерскую. 4 Никандр (Феноменов; 1872–1933), митр. Был пострижен в монашество в 1897 г., с 1914 г. – епископ Вятский и Слободский. Образованный богослов, ректор Кутаисской (1900) и Тифлисской (1901–1905) духовных семинарий. Участник Поместного собора Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1920–1925 гг. был в ссылке. Место последнего служения – Ташкентская епархия (с 1927 г.). 6 Архиепископ Гурий (Степанов ; 1880–1938) пострижен в монашество, будучи студентом Казанской Духовной академии; по окончании учебы оставлен преподавателем, с 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010