– Уйди, уйди! Я отворила дверь. Сони уже не было. На полу лежали разбитые посуда и термометр, висевший всегда на стене. Лев Николаевич стоял посреди комнаты бледный, с трясущейся губой. Глаза его глядели в одну точку. Мне стало и жалко, и страшно, – я никогда не видала его таким. Я ни слова не сказала ему и побежала к Соне. Она была очень жалка. Прямо как безумная все повторяла: „за что? Что с ним?“ Она рассказала мне уже немного погодя: – Я пошла в кабинет и спросила его: Левочка, что с тобой? – Уйди, уйди! – злобно закричал он. Я подошла к нему в страхе и недоумении, он рукой отвел меня, схватил поднос с кофе и чашкой и бросил все на пол. Я схватила его за руки. Он рассердился, сорвал со стены термометр и бросил его на пол 3 . Так мы с Соней никогда не могли понять, что вызвало в нем такое бешенство“. Подобные случаи, в жизни человека вообще, а в жизни Толстого особенно, нельзя, конечно, объяснить ничем, кроме как одержимостью. Этого состояние 99% человечества не понимает совершенно. Толстой ни разу в своей жизни не догадался о подлинной сущности этих феноменов. Случай, описанный Т. А. Кузминской, произошел в 1867 году, в период безоблачно-счастливой семейной жизни Толстого. А 15 января 1863 г. (первый год этого счастья) Толстой записал в своем Дневнике: „Дома вдруг зарычал на Соню за то, что она не ушла от меня. И стало стыдно и страшно“… Точная характеристика феномена обсессии. „… Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек“, – сказала Софья Андреевна Полнеру в Ясной Поляне в 1918 г. Почему Толстой, все-таки, не исцелился и не освободился (вопреки Бунину) в земной жизни, хотя и рвался к духовной свободе и томился по ней, как мало кто из писателей? Автобиография Толстого, его дневники, без слов (хотя и многими словами) отвечают на этот вопрос: оттого, что всю жизнь каялся, но – не перед Христом Спасителем, „вземлющим грехи мира“. Он, как и о. Сергий в его характерном рассказе, каялся лишь перед самим собой, или перед людьми, перед миром. От этого Толстой был столь раздираем ненасытным самобичеванием. Это самобичевание перед миром и перед собой не удовлетворяло его и не спасало; не разрешало от тяжести греха. Оно оставалось „холостым“ и холодным, при всей титанической напряженности самобичевание и самоокаивания. Его покаяние не меняло его души, а лишь, в крайнем случае, меняло его убеждения, или – внешние его одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

После Октябрьской революции, в 1918 году, власть в городе была захвачена большевиками. Военный священник дисциплинарных батальонов протоиерей Сергий Феноменов , настоятель Преображеникой церкви Усть-Каменогорской дисциплинарной роты, в это время был расстрелян на глазах у своей семьи. По закону Казахстана от 14 апреля 1993 года священнослужитель был реабилитирован. Постановлением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2000 года Сергий Феноменов был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Преображенская церковь занимала второй этаж казармы в упраздненной крепости Усть-Каменогорска — в настоящее время это здание представляет собой братский корпус Свято-Троицкого монастыря. В нем расположена также домовая церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В 1923 году Троицкий храм был передан обновленцам-живоцерковникам, а через пять лет, в 1928 году, закрыт. В разные годы в его здании располагались овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб и склад военторга. При этом были полностью утрачены колокольня, купола, алтарная апсида и внутреннее убранство храма, разрушены были дореволюционный некрополь и церковная ограда. Современное состояние [ править править код ] В связи с решением Священного Синода РПЦ от 11 июня 1993 года Свято-Троицкий приход г. Усть-Каменогорска был преобразован в Свято-Троицкий Усть-Каменогорский мужской монастырь – первый мужской монастырь в Казахстане. Обитель была освящена в день Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября 1993 года, и её первым наместником был игумен Аристарх (Хмыров). С 1996 и по 2009 год наместником был игумен Платон (Дивенко). За это время благодаря его трудам и попечительской заботе, посильному труду братии и прихожан, монастырь полностью преобразился: был отремонтирован 2-этажный братский корпус на 30 насельников, где действует монастырская домовая церковь (здание бывшей солдатской казармы, когда-то полностью разорённое), сооружены хозяйственные постройки, отремонтировано одноэтажное здание бывшей крепостной гауптвахты, в котором одно время располагалась Воскресная школа, а в настоящее время – епархиальный склад. Вся территория монастыря была приведена в порядок.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

1136 На епархии не был, «...управлял делами ... заочно...» (ПБЭ), «...хиротонисан ... в епископа Вятского, но не был в Вятке (в 1738 г. он был в Санкт-Петербурге, как асессор-член Св. Синода),... переведен в Коломну» (Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 36–37). 1145 Архиепископ с 25.03(07.04)1919. На 01.1919 – товарищ Председателя Миссионерского Совета при Св. Синоде. По ММЛ РПИ кафедру в это же время занимал Николай (Покровский): «...с 1919 г. по 1921 г, – епископ Вятский и Глазовский...» Полагаем, что это неверно, т. к. до управления Московской епархией в звании архиепископа Крутицкого Никандр (Феноменов) был Вятским. Николай (Покровский), будучи Глазовским викарием, мог лишь периодически замещать своего кириарха, нередко отлучавшегося в Москву, к Патриарху Тихону. По ММЛ РПИ, вторая дата иная: 1918 г. (неверна). 1146 Епископ Слободской, викарий Вятской епархии. Смог прибыть в Вятку из Сарапула, откуда был перемещен в Слободской и в Вятку, лишь 02(15)01.1919 стараниями некоего Сцепуро, «помощника начальника отдела по устройству дорог», который за свои труды удостоился благодарности Свят. Тихона (Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода 284 от 11(24)03.1919 – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 17). Существует Постановление 212 от 10(23)12.1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 8) с поручением временного управления Вятской епархией епископу Сарапульскому Палладию (Добронравову), но он не смог выехать в Вятку, а скорое прибытие еп. Алексия позволяет не включать имя еп. Палладия в список. 1147 Епископ Яранский, затем епископ Уржумский, викарий Вятской епархии. В письме Н. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому) от 01(14)09.1921 говорится о временном управлении Вятской епархией двумя викариями – епископом Виктором (Островидовым) и епископом Евсевием (Рождественским) поочередно (см. Приложение 7. С. 874). Поскольку реальная последовательность этих архиереев во временном управлении не очевидна, даем его датировку параллельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елабужский пастырь принимал деятельное участие и в работе местного братства трезвости, которая находила всемерную поддержку викария Вятской епархии епископа Сарапульского Амвросия (Гудко), принявшего в 1918 году мученическую кончину. Одним из главных дел владыки Амвросия стала именно борьба с пьянством. «Неудивительно, — комментировал эту деятельность отца Павла один из ижевских священников, — так как в его архипастырском ведении находятся такие пьянственные центры, как Сарапул, Ижевск и Воткинск. Елабужское братство настолько хорошо работает, что со временем, может быть, послужит образцом деятельности в этом роде для всей России» 6 . В марте 1916 года в Елабужском реальном училище при деятельном ­участии отца Павла был открыт кружок трезвости. Батюшка составил положение о деятельности кружка, лично ходил к попечителю Казанского учебного округа и добился одобрения. Отклик на патриаршее воззвание Очень ярко описывала события 1917 года дочь Дернова Варвара: «Революция была прежде всего беспорядок. Особенно во время войны. По мнению многих, в том числе моего отца, ее просто не должно было быть. Тем более что Россия искони — страна монархическая, всегда во главе был царь. И когда в городе кипели митинги, никто из нашей семьи, ни отец, ни тем более братья, в этом участия не принимали 7 . В церквах вместо царя стали поминать какой-то " синклит " . И папа поминал. Однажды на какой-то вопрос, может быть, мой, сказал, что он за царя сам молиться продолжает» 8 . На призыв Патриарха Тихона в январе 1918 года встать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей» 9 , в котором Предстоятель анафематствовал гонителей Русской Церкви 10 , откликнулись по всей стране. Так, например, крестные ходы 11 февраля было решено провести в ­Бердянске и ­окрестных селах, в Костроме. Не осталась в стороне и Елабуга. Как вспоминала Варвара Дернова, патриаршее послание было зачитано на воскресном богослужении, после которого состоялся крестный ход. Скорее всего, решение о службе и крестном ходе было принято на пастырско-мирянском собрании. О нем сообщалось в телеграмме елабужского благочинного Добромыслова, которую он послал в Вятскую духовную консисторию: «Елабужское многолюдное пастырско-мирянское собрание единогласно постановило: защищать Святую Церковь не щадя жизни» 11 (епископ Вятский Никандр (Феноменов) 20 февраля наложил такую резолюцию: «Напечатать в Известиях Епархиальных. Очень желательно, чтобы на пастырско-мирянских собраниях выносились подобные резолюции» 12 ).

http://e-vestnik.ru/analytics/podvig_pro...

Толстой, стр.47/366. РБС XI, стр.276, 277. Никандр(Феноменов Николай Григорьевич), митр.Ташкентский Родился 2 мая 1872года в семье священника Орловской епархии. Во время обучения в Киевской духовной академии 3 июня 1897 года пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 авг. – во иеромонаха. В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Тульской духовной семинарии. 1900 год – инспектор Кутаисской духовной семинарии. 1901 год – инспектор Тифлисской духовной семинарии. С 21января 1902 года – ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита. Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о бытии ему епископом Кинешемским. 10 июля 1909 года хиротонисан во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии. С 15 фев.1908года – епископ Нарвский, вик. С.-Петербургской епархии. С 26 мая 1910 года в течение трех с половиной месяцев во время отпуска митр.Антония управлял С.-Петербургской епархией и заведывал Александро-Невскою Лаврою и Исидоровским епархиальным женским училищем. С 20 марта 1924 года – епископ Вятский и Слободской. Участник Свящ.Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году – архиепископ Крутицкий. С 1920–1925 гг. епархией не управлял. С ноября 1929 года – митрополит Одесский. С 1927 года – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался 18 Февраля 1933 года в Ташкенте. Имел очень болезненный и дряхлый вид, несмотря на то, что ему всего 60лет. Имел пристрастие в этом возрасте к деньгам. Боялся, чтобы кто их не взял. Оратор, способный и даровитый человек. Труды: «Об автокефальности Грузинской церкви и церковной жизни в Грузии при Католикосах. (историч.справка). Тифлис, 1909. “Слово в день празднования 200-летия Александро-Невской Лавры 30 авг.1913 года». “Приб. к «ЦВ» 1913, 36, стр.1603. “Акафистпреп. Сергию Радонежскому”, 1928 год. Литература.: “Церк.Ведом.” 1905, 23, стр.286. -“- 1905, 28, стр.343–344. -“- 1908, 9, стр.45. -“- 1910, 24, стр.262, 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28 июня 1918 г. в Москве Н. принял монашеский постриг с сохранением прежнего имени, возведен в сан архимандрита. К тому времени, когда Н. стал наместником Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря в Костроме, тот уже был официально закрыт советскими властями. В нач. 1919 г. монашескую общину выселили из монастырских помещений. 1 марта того же года Н. был назначен настоятелем Макариева калязинского во имя Святой Троицы монастыря Тверской епархии. 16 июня 1919 г. хиротонисан во епископа Слободского, викария Вятской епархии. Видимо, был временно управляющим епархией в период тюремного заключения Вятского и Глазовского архиеп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит), находившегося под арестом в Москве во время пребывания Н. в Вятке (ныне Киров). 19 марта 1920 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским. 11 апр. возведен в сан архиепископа. В нач. 1921 г. в Зап. Сибири вспыхнуло крестьянское восстание против большевистских властей. 21 февр. Тобольск был занят восставшими, но 8 апр. вновь взят Красной Армией. Н. был арестован по обвинению в поддержке восставших. По нек-рым сведениям, его приговорили к расстрелу, но затем помиловали. В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , Н. выступил с обращением, в к-ром призвал верующих «всеми мерами оказывать со своей стороны самую активную помощь уездной подкомиссии в деле изъятия ценностей, не имеющих прямого отношения к богослужению». 30 авг. 1922 г. обновленческим ВЦУ уволен на покой. В дальнейшем признал обновленческое руководство и в мае 1923 г. был назначен на обновленческую Новгородскую кафедру, возведен обновленцами в сан «архиепископа». 25 авг. того же года принес покаяние патриарху Московскому и всея России свт. Тихону . Был назначен архиепископом Тобольским и Сибирским. Очевидно, не смог выехать в Тобольск из-за запрета властей. 24 янв. 1924 г. в связи со ссылкой во Псков назначен архиепископом Псковским и Порховским. В 1925 г. решительно выступил против обновленцев, пытавшихся добиться от Н. согласия на участие в «Третьем Поместном Соборе». Видимо, за борьбу с обновленчеством был выслан в Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), где проживал до нояб. 1928 г. Вопреки имеющимся в лит-ре утверждениям, официально не являлся управляющим Иваново-Вознесенской епархией (официально учреждена в 1929), числился пребывающим на покое.

http://pravenc.ru/text/2566010.html

9 сентября 1810 года состоялось освящение храма. Главный престол посвящен Пресвятой Троице, правый, в память прежних деревянных построек, Иоанну Богослову, а левый – Пророку Божию Илие. «По свидетельству священника Бориса Георгиевича Герасимова, кирпичная (каменная) церковь воздвигалась на средства прихожан, но главным образом, на сумму инженерного департамента, отпущенную согласно Высочайшего Указа 1799 года… Есть предания, что иконостас в церкви поставлен на личные средства князя Эристова, командира одного из крепостных полков…». Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в регионе. Троицкая церковь оставалась единственным храмом Усть-Каменогорска вплоть до 1888 года, когда был построен и освящен Покровский собор, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени. Дореволюционная история Троицкой церкви неразрывно связана с именами известных в крае священнослужителей. С 1860 по 1870 годы в сане диакона в храме служил Евфимий Владимиров, известный среди православных Прииртышья святостью своей жизни. В 1870 году он был рукоположен в священники и назначен настоятелем Успенской церкви села Тарханского. Впоследствии долгие годы служил в Воскресенской (Казачьей) церкви в Семипалатинске, возле алтаря которой и был похоронен. С 1876 по 1912 годы в Троицком храме служил протоиерей Александр Сосунов, в должности настоятеля и благочинного. Кроме этого, он был законоучителем Мариинского женского училища, занимался литературой, метеорологией и археологией, пользуясь любовью и уважением всех знавших его при жизни. Похоронен в ограде Троицкой церкви. При нем начинал свое служение Церкви будущий известный ученый-краевед священник Борис Герасимов, в детские и юношеские году бывший прихожанином храма. Отец Александр был его первым наставником. В 1918 году принял мученическую кончину протоиерей Сергий Феноменов, ныне причисленный к лику святых Русской Церкви. В 1923 году Троицкий храм переходит в руки обновленческих раскольников, в 1928 году на долгие десятилетия в нем прекращаются богослужения. После закрытия в Троицкой церкви в разные годы размещались: овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб. В последние десятилетия советского периода в храме размещался склад Военторга За последние десятилетия Троицкий храм претерпел значительные изменения. Утраченными оказались: колокольня, купола, алтарная апсида, оформление интерьера. Разрушена церковная ограда, а так же памятники существовавшего в дореволюционный период некрополя.

http://sobory.ru/article/?object=15402

В настоящее время в Усть-Каменогорске существуют две Согры: старая и новая. Старая Согра - бывшее старинное село Верхульбинское. Новая Согра - рабочий посёлок, возникший в результате строительства крупнейшего промышленного гиганта - Титаномагниевого комбината. В середине XIX в. в селе Верхульбинском был образован православный приход, входивший в состав Усть-Каменогорского благочиния, который в 1911 г. возглавил иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. Освящение храма во имя Святителя и Чудотворца Николая возглавил протоиерей Александр Владимирович Дагаев, настоятель Градо-Усть-Каменогорского Покровского собора, благочинный Усть-Каменогорских городских и уездных церквей. Всего через семь лет после описываемых событий, зимой 1920 г. ему суждено будет принять мученическую кончину. Протоиерей Александр причислен к числу угодников Божиих. В освящении Никольского храма принимал участие священник Усть-Каменогорской Преображенской церкви при дисциплинарной роте иерей Христофор Спасский. К сожалению, пока остается неизвестной его дальнейшая судьба. На должности настоятеля Преображенского дисциплинарного храма его сменит протоиерей Сергий Васильевич Феноменов, священномученик, оказавшийся первым среди устькаменогорского духовенства, кто пострадал за веру в годы гражданского противостояния в 1918 г. Протоиерей Сергий причислен к лику святых. Следующим участником согринских торжеств был известнейший в Прииртышье и за его пределами учёный-краевед, священник Борис Георгиевич Герасимов, автор огромного количества работ по истории края, в том числе и такой статьи, как " Старинные церкви Семипалатинской области " , где нашли отражения уникальнейшие, в подлиннике не дошедшие до нас документы по истории наиболее почтенных, в хронологическом отношении прииртышских храмов, среди которых Знаменский собор г. Семипалатинска и Троицкий храм в крепости г. Усть-Каменогорска... Четвёртым участником освящения был настоятель освящаемого Никольского храма иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. Ему также как и протоиерею Александру Дагаеву, в 1920 г. предстоит принять мученический венец...

http://sobory.ru/article/?object=15502

Еще будучи учеником Первой Императорской Александровской гимназии, И. слушал публичные лекции С. Н. Булгакова , в ту пору приват-доцента политэкономии Киевского политехнического ин-та. В посвященной Булгакову мемуарной заметке И. отмечал, что «содержание и стиль этих лекций, равно как и их успех» свидетельствовали об отходе от «жалких и бедных идей 60-х и 70-х годов, даже о полном разрыве с ними» (Памяти о. Сергия Булгакова//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 62-64). По окончании гимназии в 1907 г. И. поступил в Императорский Киевский ун-т св. Владимира. Окончил естественное отделение физико-математического фак-та (1913) и философское отделение историко-филологического фак-та (1917), а также Киевскую консерваторию по классу композиции. Получил золотую медаль за магист. соч. «Проблема музыки в философии князя В. Ф. Одоевского». В 1918 г. стал приват-доцентом Киевского ун-та. Среди учителей И. был В. В. Зеньковский . Зимой 1919 г. И. покинул Россию, как он написал в автобиографической заметке, «для получения свободного образования» (Notice Biographique//Личный архив А. П. Козырева), через Одессу перебрался в К-поль (Стамбул), а оттуда в Белград, преподавал в различных средних и высших учебных заведениях логику и психологию. В 1922 г. И. переехал в Берлин, где, продолжая преподавательскую деятельность, поступил на теологический фак-т Берлинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В Париже И. завершил неопубликованный философский труд: «Два закона. Сущее и должное: Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления», в к-ром, синтезируя направления совр. ему философской мысли - феноменологию, неокантианство, интуитивизм, культурную морфологию О. Шпенглера , заложил основы своего философского учения о форме и ценности - морфологии, над формулировкой основных идей к-рой работал всю жизнь, практически не имея возможности публиковать свои философские работы. После написания кн. «Преподобный Серафим Саровский» и ст. «О духе русского благочестия» (Vom Geist der russischen Frömmigkeit) по рекомендации Зеньковского И. был приглашен на должность профессора в Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже, где вплоть до 1941 г. преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. В 1934 г. И. женился на В. Н. Пундик (1912-2004), активной участнице Русского студенческого христианского движения (РСХД), выехавшей с семьей из Ленинграда в 1925 г. Знакомство их произошло в резиденции РСХД и изд-ва «ИМКА-Пресс» на бульваре Монпарнас, 10, куда И. приходил играть на фортепьяно. Венчал супругов прот. Сергий Булгаков на Сергиевском подворье. После смерти философа его вдова Вера Николаевна приложила много усилий для издания его наследия. От брака было двое детей - дочь Елена и сын Николай.

http://pravenc.ru/text/389449.html

Имели суждение О замещении вакантной Брестской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Брестским и Кобринским быть архимандриту Софронию (Ющуку), наместнику Свято-Благовещенского монастыря в деревне Ляды Смолевичского района Минской области, с тем чтобы наречение и хиротония его во епископа были совершены в Минске, о чем послать соответствующие указы. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о заседании 23 ноября 2000 года Синода Белорусской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший после проведения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года. Справка. Архиерейский Собор определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Иакова Передия (1871–1937), протоиерея Феодора Чичканова († 1937), протоиерея Нестора Панина († 1937), священника Николая Щербакова (1876–1937), священника Константина Черепанова († 1937), священника Виктора Климова († 1937), иеромонаха Галактиона (Новикова; 1870–1937), иеромонаха Герасима (Сухова; 1866–1937), иеромонаха Михаила (Кванина; 1875–1937), священника Сергия Бредникова (1888–1937), священника Иоанна Баранова (1874–1937), протоиерея Александра Дагаева (1862–1920), протоиерея Сергия Феноменова († 1918), протоиерея Димитрия Куклина (1870–1937), Иоанна Сокардина († 1930); от Вологодской епархии: иерея Виктора Усова (1876–1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010