Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕДЛЬМАЙР Зедльмайр [нем. Sedlmeyr] Ханс (18.01.1896, Хорнштайн, близ Айзенштадта - 9.07.1984, Зальцбург), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания. По окончании первой мировой войны (воевал на Восточном фронте) сначала изучал архитектуру в Высшей технической школе (1918-1920), затем историю искусства в Венском ун-те, где его учителем был М. Дворжак . После смерти Дворжака стал учеником его преемника Ю. фон Шлоссера, под его рук. защитил диссертацию (1925), посвященную австр. барочному архит. XVIII в. И. Б. Фишеру фон Эрлаху . В 1929 г. подготовил вместе с К. Свободой сборник статей австр. историка искусства А. Ригля и в предисловии к нему («Квинтэссенция учения Ригля») впервые обосновал структуралистский подход в науке об искусстве, попытавшись соединить достижения гештальтпсихологии и феноменологии. В 30-х гг. продолжил исследования по истории архитектуры (книги о Ф. Борромини, об австр. барочной архитектуре) и в 1936 г. сменил фон Шлоссера в заведовании кафедрой истории искусства Венского ун-та (до 1945). В нач. 30-х гг. увлекся идеями национал-социализма, но вскоре разочаровался в них и после недолгого членства покинул ряды НСДАП (запрещенной тогда в Австрии). После аншлюса попал в число неблагонадежных и, несмотря на профессорскую должность в ун-те и членство в Австрийской АН, был призван в действующую армию на Восточный фронт (1942-1943). Демобилизовавшись по причине болезни, вернулся к преподаванию, но в 1945 г. был уволен по закону о «денацификации» как бывш. член нацистской партии, его статьи и книги было запрещено публиковать (тем не менее он продолжал печататься под псевдонимами). В 1951 г. получил приглашение в Мюнхенский ун-т и занял там должность зав. кафедрой истории искусства (одним из его предшественников в этой должности был Г. Вёльфлин ). С 1964 г. З. был на той же должности в ун-те Зальцбурга, где активно занимался сохранением культурных ценностей.

http://pravenc.ru/text/199697.html

Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Этапы и даты моей жизни» 101 Родился 2 июля 1887 г. Скончался отец 23 февраля 1889 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем 1902–1906 гг. То же и иподиаконом 1906–1908 гг. Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская духовная академия 1908–1912 гг. Пострижен в монашество 12 октября 1912 г. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии ноябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913–1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора январь-сентябрь 1918 г. Член Владимирского епархиального совета 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 г. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 г. Арестован 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Революционный военный трибунал и освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду В заключении во Владимирской тюрьме был с митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископом Вятским Павлом (Борисовским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)» 30 марта 1922 г. Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 15 июля 1922 г. Без допроса освобожден 25 июля 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым), епископом. Переславским Дамианом (Воскресенским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В.В. Селивановский Харизматическая ересь. Анализ учения религиозной организации «Новое Поколение» г. Благовещенска Источник Предисловие для православного и неправославного читателя Опыт людей, пришедших в Православную Церковь из протестантских религиозных организаций, часто говорит о том, что их личная встреча с Богом всё же произошла там, в этих организациях, несмотря на все их заблуждения и искажения вероучения, которые эти люди теперь отчётливо понимают. Обращаясь к православному читателю, хотелось бы предложить задуматься над этим феноменом. Священник Вячеслав Рубский, современный православный полемист с баптистским вероучением, утверждает: «Дух дышит, где хочет ( Ин. 3:8 ), а спасает – где может. Если какая-то община познакомила человека с Богом, то это не значит, что это и есть полнота Церкви Христовой. Церковь есть место спасения, а не только знакомства с Богом», «Чем более отстоит некая конфессия от Церкви истинной, тем тяжелее спасаться в ней» Итак, «Дух дышит, где хочет», но при этом Церковь остаётся Церковью , раскол – расколом, ересь – ересью и секта – сектой. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. отлучил «отметающих все Таинства святые», а также тех, кто иконы называет идолами 1 с. 293]. Осуждённое церковью учение – ересь. Греческое слово αιρεσις (ересь) в Новом Завете ( Деян. 26:5; 28:22 ; 2Пет. 2:1 ; Гал. 5:20 ) было переведено в IV веке н. э. на латинский язык (Вульгата) как secta (секта), эти слова используются в православном богословии в качестве синонимов. Поэтому, например, «Новое Поколение», отвергающее все церковные таинства 2 и считающее иконы идолами, называется сектой в учебнике «Введение в сектоведение» доцента Московской Духовной академии Р. Коня с. 314]. Создатель «Нового Поколения» рижский пастор А. Ледяев в начале 1990-х гг. не скрывал своей неприязни к православию. Он рассматривал православную церковь как «лагерь противника» и учил своих последователей «вторгаться на территорию противника», т. е. заниматься прозелитизмом 3 Однако после разрыва благовещенского «Нового Поколения» с А. Ледяевым, местная организация не обязана следовать далее в русле «централизованной теологии». Несомненно, традиция харизматического 4 радикализма не исчезнет из характера «Нового Поколения», но вместе с тем ситуация раскола для российских новопоколенцев может способствовать рефлексии, переосмыслению и переучёту собственных доктрин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Советская украинизация Николай Скрипник и украинизация «Одесских известий» 26.04.2020 763 Время на чтение 11 минут © realgazeta.com.ua Советская украинизация до сих пор остается малоизученным феноменом отечественной новейшей истории. Прояснить этот вопрос позволяет изучение документов той эпохи, одним из которых является программная статья Николая Скрипника - одного из идеологов и практических реализаторов политики коренизации в Украинской СССР Дирижер советской украинизации Николай Скрипник родился в поселке при железнодорожной станции Ясиноватая Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Образование он начал в двуклассной школе Ясиноватой, а завершил в Санкт-Петербургском технологическом институте. Впрочем, диплома инженера он так и не получил, поскольку вскоре после поступления был выслан из столицы в Екатеринослав за революционную деятельность. К тому моменту Скрипник был уже активным членом рабочего социал-демократического движения, и вслед за первым арестом и ссылкой последовали и другие, которые перемежали конспиративную работу и попытки легальной политической деятельности. Черту под ними подвела Февральская революция, после которой Скрипник стал членом Петросовета, входил в созданный Троцким Военно-революционный комитет, осуществивший октябрьский переворот. В декабре 1917-го Ленин отправляет Скрипника на Украину, разбираться с тамошними запутанными делами. В 1918 г. Скрипник возглавлял правительство Советской Украины — народный секретариат УССР, по окончании Гражданской войны занимал высокие посты в украинском Совнаркоме: был народным комиссаром внутренних дел, затем юстиции и, наконец, с 1927 г. — народного просвещения. На этом посту он деятельно возглавил украинизацию. Помимо руководства наркоматом, член политбюро ЦК КП(б)У Скрипник был главным редактором Украинской Советской энциклопедии, заведующим кафедрой национального вопроса, директором Всеукраинского института марксизма-ленинизма, руководил ассоциацией историков, был секретарём фракции Всеукраинской академии наук и т.д.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/26/sovets...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Наречение архимандрита Вениамина «во епископа Богоспасаемого града Гдова» состоялось в субботу 23 января 1910 года в здании Святейшего Синода. В сопровождении кафедрального протоиерея Александра Исполатова он был приведен из синодальной церкви Семи вселенских соборов в зал заседаний. Перед лицом архиереев – участников чина наречения – о. Вениамин произнес «проникнутое теплотою глубоко верующей души слово» 324 о благодатной помощи, проявленной в его жизни. В зале присутствовали член Св. Синода протопресвитер Александр Желобовский , служащие синодального ведомства во главе с обер-прокурором Св. Синода С.М. Лукьяновым (23 августа 1855 – 2 сентября 1935) и его товарищем А.П. Роговичем (27 июля 1858 – 4 марта 1935), множество духовенства и даже учащаяся молодежь, в том числе воспитанники V и VI классов семинарии. Хиротонию нового епископа Гдовского совершили 24 января в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , Московский и Коломенский св. Владимир (Богоявленский) , Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; † 4 ноября 1915), архиепископы Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров ; † 20 декабря 1915), Ярославский и Ростовский св. Тихон (Беллавин), Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) , епископы Чистопольский Алексий (Молчанов ; † 20 мая 1914), Нарвский Никандр (Феноменов) и епископ Кирион (Садзагелов, бывший Сухумский – впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III; † 26 июня 1918). За своей первой архиерейской литургией епископ Вениамин сослужил митрополиту Антонию и епископу Никандру. К участию в богослужении с новопосвященным епископом были приглашены: протоиерей Христофор Белков, у которого тот учился еще в Олонецкой духовной семинарии, его ближайшие сослуживцы по С.-Петербургской семинарии – и.д. ректора священник Василий Мартинсон († 7 апреля 1955), духовник протоиерей Петр Силин, преподаватель иеромонах Корнилий (Соболев – впоследствии архиепископ Свердловский и Ирбитский; † 3 апреля 1933), товарищи по Академии – священники Иоанн Острогорский и Владимир Покровский. Среди молящихся в лаврском соборе было много преподавателей и воспитанников семинарии, принявших первое епископское благословение от своего бывшего ректора. За службой епископ Вениамин рукоположил ставленника Иоанна Андреева во диакона, а на следующий день он, по обычаю, литургисал в Успенской Крестовой митрополичьей церкви Лавры 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русская Православная Церковь ХХ век 19 апреля 1918 год – Поместный Собор откликнулся на опасные случаи обращения некоторых православных (от епископов до мирян) для решения церковных дел к враждебной Церкви гражданской власти. Этот тревожный симптом показал, что традиции подчинения Церкви государству оказывались живучими даже в условиях правления богоборческого правительства, не скрывавшего своих антиклерикальных настроений. Спустя несколько лет гражданские власти сами начнут активно участвовать в церковных делах, стремясь действовать по известному принципу «разделяй и властвуй». Пока этого еще не было. Однако опасность возможного «сотрудничества» отдельных представителей Церкви с антихристианским «миром» Собор уже почувствовал. Именно поэтому его члены предлагали епископа, противящегося высшей церковной власти и обращающегося за содействием к власти гражданской, или священнослужителя, а также низших клириков, противящихся своему епархиальному архиерею, находящемуся в единении с высшей церковной властью, — наказывать вплоть до извержения из сана, а мирян — вплоть до отлучения от Церкви. Также предполагалось наказывать за службу в противоцерковных учреждениях, а равно и за содействие проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о свободе совести и аналогичных ему актов. Патриарх Тихон 1923 год – Подготовка судебного процесса над Святейшим Патриархом Тихоном вступила в завершающую стадию. Секретарь Судебной коллегии Верховного суда РСФСР С. С. Быков вручил обвинительное заключение: патриарху Тихону, архиепископу Никандру (Феноменову), П. В. Гурьеву и митрополиту Арсению (Стадницкому); объявил, что обвинителями на процессе выступят Н. В. Крыленко и И. И. Скворцов-Степанов, защитниками будут адвокаты А. В. Бобрищев-Пушкин и Тихомиров, в качестве свидетелей обвинения выступят Александр Введенский и Владимир Красницкий. В этот же день в 16 часов 30 минут патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Несомненно, пребывание в заключении пагубно сказалось на слабом здоровье патриарха.

http://pravoslavie.ru/5423.html

иером. Макарий Симонопетрский Память священномучеников Сергея Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, пресвитеров, и преподобномученика Мелетия (Голоколосова), иеромонаха (1918), священномучеников Василия и Парфения Красивских, пресвитеров (1919), священномучеников Андрея Дальникова и Феофана Соколова, пресвитеров (1920), священномучеников Владимира Садовского и Михаила Сушкова, пресвитеров (1921), священномученика Николая Сущевского, пресвитера (1923), священномученика Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним четырех мучеников (1924), священномученика Романа Марченко, пресвитера (1929), священномучеников Алексия Зиновьева и Илии Бажанова, пресвитеров (1937), и священномученика Петра Сорокина, диакона (1953). Память святого мученика Харитона, брошенного в ров с известью. Память святого мученика Архонтиона, принявшего смерть от голода 70 . Память святых семи мучеников Нишапурских 71 . Память благочестивого императора Константина Младшего 72 . Память святого мученика Полидора Новоефесского 73 Память святого мученика Полидора Новоефесского Св. Полидор родился в Никосии, столице о. Кипр. Он был сыном Луки Паломника и Лурданы. Достигнув взрослого возраста, юноша покинул родину и отправился в Египет, где занялся торговлей. Однажды в праздник Полидор злоупотребил вином. Пользуясь этим мусульманские друзья Полидора убедили его отречься от веры и принять ислам . Придя в себя, Полидор осознал всю тяжесть своего греха. Мучимый раскаянием, он отправился в Бейрут исповедоваться местному епископу. Предстоятель велел ему Великим постом удалиться для покаяния в один из монастырей в Ливанских горах. После Пасхи Полидор решил смыть грех своей кровью и отплыл обратно в Египет, но буря заставила его высадиться на о. Хиос. Оттуда он добрался до Смирны и стал советоваться со многими духовными наставниками, но все они не одобряли мысли принять мученическую смерть, опасаясь, что это может спровоцировать гонения. Полидор вернулся на Хиос и пошел к св. Макарию Коринфскому ап.], который посоветовал ему сначала испытать свое решение сугубым подвижничеством и покаянием. После сорока дней уединения в монастыре, где он ревностно предавался посту, бодрствованию и слезам раскаяния, Полидор, при посредничестве духовного отца, примирился с Церковью через разрешительную молитву, миропомазание и причастие Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010