Вечерня и утреня начинаются Слава в вышних Богу (трижды) и на земли мир, в человецех благоволение и Отче наш; затем следуют чередные кафизмы (псалтирь разделена на 20 кафизм, а 21 составляют 2 песни Моисея) и так называемый «Глас утрени», т. е. сообразно чередному гласу (которых только два) одна из 2 кафизм — 12-я (с пс. 67) или 21 с приуроченными к ней в праздники гимнами, а в будни ектениями и отпускными молитвами — все соответственно гласу. кроме этого каждая утреня имеет еще пс. 50, а воскресная шестопсалмие из пс. 99, 90, 103 (ст. 1–16), 62, 149 и 150. На каждой службе читается Никейский символ [ 22 ]. О составе часов не имеем сведений. Армянское богослужение Армяне (монофизиты) имеют следующие суточные службы: полунощницу, рассвет (=утреня), восход солнца (1 час), 3, 6 и 9 часы, вечерню, умирение (=повечерие) и службу перед сном. Службы начинаются и оканчиваются Отче наш. Полунощница: Господи устне мои отверзеши 3, Благословена единосущная, единая и нераздельная Троица Отец, Сын и Дух Святый ныне и присно и во веки веков. Псалмы: Господи, что ся умножиша, Господи Боже спасения моего, Благослови душе моя Господа (102), Господь услыши моление мое, внуши молитву мою. На конце псалмов Слава. Молитва, начинающаяся: Возстав от покоя сна, который нам даровал человеколюбец Бог. Затем читается увещание или поучение. После него Господи помилуй в будни 50 раз, в пост 100, в праздники 3. Молитва: Благодарим Тебя Господи Боже наш, Гимны (христианского составления). Евангелие — в воскресенье. Особая молитва: Предстательством св. Богородительцы, св. Иоанна Крестителя и святого, которого день, даруй нас Всемогущий Боже… (соотв. нашей пред каноном «Спаси Боже люди Твоя»). Два отдела или «канона» Псалтири (Псалтирь армяне делят на 8 частей, соответствующих нашим кафизмам и называемых канонами). Четыре поучения, соответствующие дню и после каждого пение подобной же молитвы на различные гласы. Гимн: Царь веков и другой по дню. Особое моление, чтение месяцеслова (четьи-минеи). 3, 4 и 5 отделы псалтири.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Несторианское богослужение Несторианское богослужение почти не имеет неизменных элементов. вечерня и утреня начинаются Слава в вышних Богу (трижды) и на земли мир, в человецех благоволение и Отче нас; затем следуют чередные кафизмы (Псалтирь разделена на 20 кафизм, а 21 составляют 2 песни Моисея) и так называемый «Глас утрени», т.е. сообразно чередному гласу (которых только два) одна из 2 кафизм – 12-я (с пс. 67) или 21 с приуроченными к ней в праздники гимнами, а в будни ектениями и отпускными молитвами – все соответственно гласу. кроме этого каждая утреня имеет еще пс. 50, а воскресная шестопсалмие из пс. 99, 90, 103 (ст. 1–16), 62, 149 и 150. На каждой службе читается Никейский Символ 1512 . О составе часов не имеем сведений. (с. 333) Армянское богослужение Армяне (монофизиты) имеют следующие суточные службы: полунощницу, рассвет (­ утреня), восход солнца (1 час), 3, 6 и 9 часы, вечерню, умирение (­ повечерие) и службу перед сном. Службы начинаются и оканчиваются Отче нас. Полунощница: Господи устне мои отверзеши 3, Благословена единосущная, единая и нераздельная Троица Отец, Сын и Дух Святой ныне и присно и во веки веков. Псалмы: Господи, что ся умножиша, Господи Боже спасения моего, Благослови душе моя Господа (102), Господь услыши моление мое, внуши молитву мою. На конце псалмов Слава. Молитва , начинающаяся: Возстав от покоя сна, который нам даровал человеколюбец Бог. Затем читается увещание или поучение. После него Господи помилуй в будни 50 раз, в пост 100, в праздники 3. Молитва: Благодарим Тебя Господи Боже нас, Гимны (христианского составления). Евангелие – в воскресенье. Особая молитва: Предстательством св. Богородительцы, св. Иоанна Крестителя и святого, которого день, даруй нас Всемогущий Боже... (соотв. нашей пред каноном «Спаси Боже люди Твоя»). Два отдела или «канона» Псалтири (Псалтирь армяне делят на 8 частей, соотв. нашим кафизмам и называемых канонами). Четыре поучения, соответствующие дню и после каждого пение подобной же молитвы на различные гласы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В. с. в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия В. с. также отделены от паннихис. Утреня и вечерня В. с. могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике). Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без припевов) и 12 из 15 паремий вечерни В. с. (т. о., на самой вечерне читаются лишь 3). Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных); Пс 50; канон (на 6), после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее); «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славословие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плащаницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1, 4 и 15-я из 15 с песнью вавилонских отроков в последней). «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) «Не рыдай Мене, Мати» Икона. 70-е гг. XVI в. (ГМЗК) Сразу следуют малая ектения и, начиная с «Елицы во Христа», литургия свт. Василия (чтения и херувимская те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе описана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа), для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Согласно греч. печатному Типикону 1577 г., утреня В. с. должна начинаться в 7-м часу ночи (считая от захода солнца): после шестопсалмия и ектении поется «Бог Господь» с тропарями из воскресной службы 2-го гласа («Ο εσχμων Ιωσφ», на «Слава:» - «λδβλθυοτεΟτε κατλθες πρς τν θνατον», на «И ныне:» - «Τας μυροφροις γυναιξ»; в 1-м и 3-м тропарях опущены заключительные строки, посвященные Воскресению Христову) и начинаются непорочны. Непорочны разделены на 3 части: 1-я и 2-я поются на 1-й плагальный (т. е. 5-й) глас, 3-я - на 3-й; к каждому стиху непорочных припевается уникальный тропарь; в конце 1-й и 2-й частей прибавляются стихи «Слава:» и «И ныне:» с тропарями, после к-рых повторяется 1-й тропарь соответствующей части и произносится малая ектения; к концу 3-й части примыкают воскресные тропари по непорочным («Ангельский собор»), завершающиеся малой ектенией и седальном. После седальна Типикон предписывает читать толкование на Евангелие от Матфея, затем стихословится Пс 50 и начинается канон - тот же, что и в студийских памятниках (ирмос по дважды, тропари на 12, по каждой песни катавасия). По 3-й песни указан седален, по 6-й - кондак с икосом и чтение, «если позволяет время». По 9-й песни поются «Свят Господь» и хвалитные псалмы со стихирами 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов (как в Мессинском Типиконе), с воскресным богородичном на «И ныне:». Во время следующего далее Великого славословия священник облачается во все иерейские одежды и происходит вход с Евангелием, поется тропарь «Ο εσχμων Ιωσφ» и совершается служба чтений (как в Типиконе Великой ц., начиная с тропаря «Ο συνχων τ πρατα τφ συσχεθναι κατεδξω»). В конце утрени возглашаются сугубая (начиная со слов «Επομεν πντες» -    ; утреня В. с.- единственная в году, когда сугубая ектения начинается с этих слов, как на литургии; это связано с присутствием на утрене службы чтений) и просительная ектении и произносится отпуст. Часы и изобразительны («поскору») бывают в притворе (в рукописях иногда встречаются и особые часы В.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Утреня Утреня начинается по-пасхальному; но на Славу поется тропарь святого, на И ныне – богородичен 1-й гласа Потом – ектения великая. За ней – полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения и возглас: Яко благословися имя твое. Седален святого 2. Слава, и ныне, богородичен. Чтение. Степенна – 1 антиф. 4 гласа. Вонмем. Премудрость. Прокимен святого. Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость; прости, услышим святаго евангелия. Мир всем. И духови твоему. От N святаго евангелия чтение. Слава тебе. Господи, слава тебе. Вонмем. Евангелие святаго. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. Слава, Молитвами страстотерпца... И ныне, Молитвами Богородицы... Посем – припев: Возвеселится праведник о Господе и уповает на него, и стихира святого: Днесь вселенная вся... Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмос по 2, и канон святого 845 на 6. Катавасия – Пасхи, оба лика вместе. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи и чтение. По 6 песни и ектении – кондак и икос святого и чтение. Воскрес Иисус... 3. По 9 песни и ектении – светилен Пасхи. Слава – святого, И ныне – Пасхи. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 3, святого 3 и Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – святого. И ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1 и еще Христос воскресе... 3 (см. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об. и ср. Тип.. л. 354 на об.). Слава, тропарь святого. И ныне, богородичен 1-й гласа (ср. сказанное выше о вечерни на кануне 23 апр.). Ектении и отпуст так, как выше показано. Часы – пасхальные. На литургии Златоустого начало и антифоны – пасхальные. По входе – входное Пасхи (ср. 19 мр. благов. гл., л. 217). Христос воскресе 3 (мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об.). Тропарь святого. Слава, кондак его. И ныне – Пасхи. Вместо трисвятого – Елицы во Христа... Прокимен, апостол, аллилуиарий и причастен – прежде дне, потом святого. Вместо Достойно – Ангел вопияше... Светися, светися... Прочее – по-пасхальному. Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В совр. редакции Иерусалимского устава праздник Обновления 13 сент. совершается в соединении с предпразднством Воздвижения Св. Креста и памятью сщмч. Корнилия Сотника. На вечерне после обычной кафизмы поются 6 стихир на «Господи, воззвах»: 3 - Обновлению и 3 - святому, на «Слава» - Обновлению, «И ныне» - предпразднству Св. Креста. После вечернего входа следуют 3 паремии Обновлению - 3 Цар 8. 22-23, 27-30; Притч 3. 19-34; Притч 9. 1-11. Стихиры предпразднству Креста поются на стиховне, но стихира на «Слава» - Обновлению. Отпустительные тропари - Обновлению (4-го гласа Ως το νω στερεματος τν επρπειαν -        ), сщмч. Корнилию и предпразднству Креста. Следует отметить преемственность между иерусалимским собранием гимнографии и текстами, входящими в состав последования праздника Обновления в совр. Минее: 3-я стихира на «Господи, воззвах» (Εθου πργον σχος -        ), стихира на «Слава» (Τν μνμην τν γκαινων -    ), стихира на хвалитех (Πλαι μν γκαινζων τν ναν Σολομν -          ) находят параллели в древнейшем Иадгари, сохранившемся в грузинском переводе ( Метревели. Иадгари. С. 646-650). В то же время стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах» - Εγκανια τιμσθαι, παλαις νμος (        ) и Εγκαινζεσθε δελφο (    ) - являются очень близкими парафразами начала 44-го Слова свт. Григория Богослова на Новую неделю (PG. 36. Col. 608) уставного чтения после 3-й песни канона на утрене Недели Антипасхи. Далее, согласно Иерусалимскому уставу, на утрене после обычных кафизм с седальнами Обновлению и уставного чтения и Пс 50 поются каноны: Обновлению (авторства Иоанна Монаха без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος -       нач.: Ο στλ καθοδηγν τ πρτερον -      ), предпразднству (авторства Германа (в слав. Минее - Иосифа) 4-го гласа) и сщмч. Корнилию (5-го гласа; в греч. Минеях канон предпразднству предшествует канону Обновлению). После 3-й песни - седальны Обновлению, Св. Кресту и святому (в слав. Минее также помещается кондак Обновлению 4-го гласа Ορανς πολφωτος Εκκλησα -         к-рый в греч. Минее находится после 6-й песни). Утреня завершается стихирами Обновлению на хвалитех и великим славословием. Всенощное бдение на праздник Обновления не предусматривается Иерусалимским уставом, но совершается славословная утреня.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

«Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш». «Слава, и ныне»: «Еже от века утаеное». Остальное все до отпуста – как в среду. Литургия в этот день не совершается. Суббота сырной седмицы Повечерие – малое. Полунощница – субботняя. На утрене порядок такой же, какой имеет утреня во дни святых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди – преподобных и богоносных отцов, в подвизе просиявших. На этой утрени канон храма с ирмосом на 6 (ирмос дважды), Триоди (святых отцов) на 8, в последнем имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз; припев «Преподобнии отцы, молите Бога о нас», прочие каноны – с песнями Священного Писания по разделу «Поем Господеви». На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канона Триоди – «Песнь возслéм, людие». По 6-й песни, кондак, глас 8-й: «Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздáтели богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире совершенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти, Господи: Аллилуиа». Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцов, «Слава, и ныне» – «В постничестве просиявшия». В конце утрени поются стихиры на «Хвалите», «Слава» – «Преподобнии отцы», «И ныне» – «Богородице,Ты еси Лоза», славословие великое и тропарь отцов, «Слава, и ныне» – «Еже от века...» Утреня оканчивается по-праздничному. На часах тропарь и кондак отцов. На Литургии Златоустого – Блаженны из канона отцов песнь 3-я на 4 и 6-я на 4, – всего на 8. Апостол и Евангелие – дня и отцов. Прокимен один отцов: «Восхвáлятся преподобнии во славе» и стих «Возношения Божия в гортани их». Аллилуиарий «Насаждéни в дому Господни» и стих «Веселитеся о Господе». Причастен «Радуйтеся». О служении святому с бдением или полиелеем на сырной седмице см. том 1, с. 94–97. Глава 6. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье Служба совершается в том же порядке, что в Недели блудного сына и мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Лурье в своём замечательном исследовании " Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа " , восстанавливает следующую последовательность этого типа: ·           в сер. 4 в. — припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос; ·           на рубеже 4-5 вв. — появились ещё 2 тропаря типа " ипакои " (на " слава и ныне " ); ·           в сер. 5 в. — вся структура стала завершаться богородичным и получила название " канона " . Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9 песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом: ·      песни 1-3 + ипакои + мал. ектения. ·      песни 4-6 + кондак и икос + мал. ектения. ·      песни 7-9 + экзапостиларий + мал. ектения. Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом " Честнейшую... " ). См. " Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований " , Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187-199. Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений — ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия: После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст " ( " Письма паломницы 4 века " , М. 1994 г. стр. 196-198). И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: " Слава Тебе, показавшему нам свет! " — продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским.   5. Чин Бдения в 4-5 вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

в сер. 4 в. – припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос; на рубеже 4–5 вв. – появились ещё 2 тропаря типа «ипакои» (на «слава и ныне»); в сер. 5 в. – вся структура стала завершаться богородичным и получила название «канона». Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина  и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9-ти песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом: песни 1–3 ипакои мал. ектения. песни 4–6 кондак и икос мал. ектения. песни 7–9 экзапостиларий мал. ектения. Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом «Честнейшую...»). См. «Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований», Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187–199. Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений – ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия: После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст»(«Письма паломницы 4 века», М. 1994 г. стр. 196–198). И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским . 5. Чин Бдения в 4–5 вв Утреннее богослужение, которое начиналось глубокой ночью, уже может быть названо Бдением (и так называют его свт. Василий Великий  и прп. Иоанн-Кассиан игумен Марсельский † 435). Но в субботу оно становилось Всенощным бдением в собственном смысле этого слова, т.к. начиналось в субботу вечером и продолжалось всю ночь. Иоанн-Кассиан пишет об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несомненно, он писал и другие иконы Богоматери; например, Новодворская после была передана в Успенский монастырь города Суража Черниговской епархии. Празднуется она накануне кончины святителя Петра. Рассматривает Церковь и этот вопрос. И отвечает так. Прежде всего, и Она отдала долг закону падшего естества, как родившаяся естественно: от мертвых чресл произведшися, естеством подобна, Чистая, исхождение разреши (допустила). Рождшая же Сущую Жизнь, к жизни преставися Божественней и Ипостасней (тропарь 3-й песни 2-го канона). А кроме того, – говорит Церковь , – не могла Она быть выше Сына и Бога: – Аще (если уж) и непостижный Сея Плод (Иисус Христос), Имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусобрачно Рождшая Его? (тропарь 4-й песни 2-го канона). И посему, хотя Она и могла бы уже не умирать, как «Бога родившая», – подобящися Творцу Своему и Сыну паче (сверх-) естества, повинуется естественныя законом (-ам). Но, умерши, с Сыном восстает (тропарь 1-й песни 1-го канона)… А царь Лев пишет еще и иное соображение: – Да не неверным приведение мнится смотрение (стиховна и ныне 16 авг.), то есть дабы и самое воплощение не показалось бы кому-либо призрачным, если бы Она взошла на небо, не умерши; поэтому совершилось и то, и другое. Она же была к тому же Пречистая Дева. Девство же и нетление связаны. Недаром о насилии говорится, как о «растлении». Наоборот, чистота связана с нетлением, целомудрие с «целостью» не только души, но и тела. Посему и мощи святых нетленны. – Тело Твое… Невеста Божия, Царица Дева… тления неприступно бысть и к погребению предася естеством закона; пребывает же нетленно (на стиховне стихиры праздника, утреня 18 авг.), как «облагодатствованное Святым Духом и Богоприемное». И Сын Сам сохранил Ее во гробе нетленною, а потом прославил, честь Ей, яко Сын Матери, даруя (тропарь 6-й песни 1-го канона). Господь взял Ее на руки Свои, сынолепно провозглашаше: гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославленна буди (тропарь 9-й песни 1-го канона). А ангельская силы дивляхуся, смотряще своего Владыку, женскую душу руками носящаго (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010