Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричной. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры свт. Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и прп. Григория. Утреня завершается по будничному чину. На Литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на Литургии – рядовые и свт. Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь Боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в храмах, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разных редакциям Иерусалимского Типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс.50 на «Слава:» и «И ныне:» установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный:». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова: со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества Христова. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и прав. Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указывается в общей сложности 10 припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских Типиконах и Минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона). Яркой особенностью указанных книг, которая отсутствует в нынешних, нужно считать дополнительное пение ирмоса 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы после катавасии по 9-й песни и совершение земного поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духу переносится на повечерие, совершаемое накануне, а на литургии изобразительные антифоны соединяются со входным стихом . Согласно принятому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. [Т. 2.] С. 1014-1016), на повечерии под Д. д. поется канон Св. Духу 1-го гласа, с ирмосами по дважды (обычно каноны повечерия поются без ирмосов), с заменой «Достойно есть» в конце канона ирмосом 9-й песни и обычных тропарей по Трисвятом - кондаком Пятидесятницы. На полунощнице обычные тропари заменяются тропарем (по 1-м Трисвятом) и кондаком (по 2-м Трисвятом) Пятидесятницы, а обычное заупокойное поминовение отменяется. На утрене на «Бог Господь» - тропарь Пятидесятницы; стихословится 2 кафизмы, с седальнами Пятидесятницы; поются оба канона Пятидесятницы; по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак и икос Пятидесятницы (мн. издания Триоди содержат по 6-й песни текст синаксаря на Д. д. Никифора Каллиста Ксанфопула); «Величит душа Моя Господа» не поется; по 9-й песни - оба эксапостилария Пятидесятницы; на хвалитех - стихиры 2-го гласа (из цикла стихир на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу, 2, 3 и 4-я из стихир 2-го гласа), на       - та же стихира, что на вечерне под Пятидесятницу на стиховне; утреня оканчивается с пением великого славословия. На Божественной литургии - изобразительны (на блаженнах тропари из 3-й и 6-й песней канона Пятидесятницы), входное - Пс 20. 14 (сочетание изобразительных антифонов со входным стихом ежегодно встречается помимо Д. д. лишь на Сретение Господне); чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе и др. памятниках студийской традиции. Последование святого Минеи, случившееся в Д. д., переносится на повечерие (совр. рус. Типикон об этом специально не говорит, но это следует из общего изложения устава богослужения по Триоди; в первопечатном московском Уставе 1610 г. об этом говорится особо: Л. 191 об.). Сходный устав изложен в принятом в совр. греч. практике Типиконе Георгия Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 392; в Типиконе не описана служба повечерия), но на Божественной литургии Д.

http://pravenc.ru/text/180633.html

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169), и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа. 165 Великий Четверг В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения в любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) – малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Особенности богослужения Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского . На утрени, после «Аллилуиа» и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе» 166 . Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие от Лк., зач. 108 от полу: «Приближашеся праздник опреснок...». По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: «Сеченое сечется море Чермное...». (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» перед каноном не читается.) К тропарям канона припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни канона «Честнейшую...» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери «Странствия Владычня...». Хор: «И бессмертныя трапезы...» 167 . По 9-й песни – эксапостиларий (трижды): «Чертог Твой...». Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть...» – единожды. По Трисвятом – тропарь: «Егда славнии ученицы...», после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину. На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

Вместо Херувимской песни «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): два раза до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), 3-й раз после перенесения Святых Даров (вместо: сЯко да Царя...»), с «Аллилуиа». Вместо «Достойно...» ирмос «Странствия Владычня...» Вместо причастна и вместо «Да исполнятся..... «Вечери Твоея тайныя...» 3 «Аллилуиа» (трижды). Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (поминается свт. Василий Великий ) 4 . Повечерие малое. На повечерии трипеснец, глас 8 (песни 5-я, 8-я и 9-я). По Трисвятом: Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго, приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее. Великая Пятница Утреня. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Эта служба совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е. по нашему счету в 8-м часу вечера. Иногда она совершается и утром в Великий Пяток. После начального возгласа иерея чтец читает: «Аминь», Трисвятое, «Отче наш» и обычное начало. По шестопсалмии и великой ектении «Аллилуиа». глас 8-й, и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Открываются царские врата. Иерей в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения малая ектения (1-я). Возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...» «И о сподобитися нам...» и прочее (так и пред каждым Евангелием). Певцы перед чтением каждого Евангелия поют: «Слава Страстем Твоим, Господи». Священник читает 1-е Евангелие от Иоан., зач. 46-е. Певцы после каждого Евангелия поют: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Принято пред каждым Евангелием ударять в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия трезвон (краткий), и больше трезвон не производится до Пасхи. По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В древнем Иадгари (груз. переводе гимнографического приложения к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-IX вв.) для Великого Четверга выписаны следующие песнопения: трипеснец (3-го плагального гласа, нач.: " Услышал голос Твой и убоялся, ибо долготерпишь " ), хвалитные стихиры (7-го гласа), стихиры на " Господи, воззвах " (2 цикла - 7-го и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласов), тропарь на Литургии (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач.: " Долготерпение Господа на блудном сыне " ), прокимен, тропари на умовение рук и на перенесение св. Даров и причастны на Литургии (все те же, что и в груз. переводе Лекционария, но тексты, в отличие от последнего, выписаны полностью). За Литургией следует чин умовения ног (Метревели. Иадгари. С. 185-190). После XI в. самобытная иерусалимская традиция прекратила свое развитие - богослужение Иерусалимской Церкви, как и остальных Православных Поместных Церквей, полностью переориентировалось на к-польскую традицию и восходящие к ней монастырские Типиконы. Святогробский Типикон 1122 г. - единственный источник, который младше XI в. и где еще прослеживаются элементы древней иерусалимской практики, хотя уже и смешанной с к-польской. Особенно ярко смешение 2 традиций проявляется в использовании за службами библейских чтений, соответствующих как древней иерусалимской, так и послеиконоборческой константинопольской лекционарным системам (некоторые чтения не относятся ни к той, ни к др.). Согласно этому Типикону, на утрене Великого Четверга поется " Аллилуия " на 4-й плагальный (8-й) глас, с тропарем " Егда славнии ученицы " ; затем стихословятся непорочны (т. е. Пс 118) и поются 2 особых тропаря по непорочных (нач.: " Ангельский собор удивился, зря Тебя в Сионской горнице совечеряющего " ) с троичном и богородичном; следуют 4 седальна, чтение, Пс 50 с 2 покаянными тропарями (нач.: " Призри, Владыка, помилуй меня " ) и богородичном; канон - тот же, что и в Студийском и Иерусалимском уставах; в каноне выписано 2 кондака (по 3-й и по 6-й песни); после 9-й песни канона следует особый эксапостиларий (нач.: " О дивное чудо, дланью все содержащий " ) с богородичном; после хвалитных стихир (2 подобна и 4 самогласна, славник и стихира на " И ныне: " ) стихословится утреннее славословие (от " Слава в вышних Богу " до " Сподоби, Господи " ) и бывают чтения (прокимен из Пс 40, Быт 22. 1b-19a, Деян 1. 15-20, 2-й прокимен из Пс 54, Лк 22. 1-39); затем - " Сподоби, Господи " и шествие на Голгофу с пением стихиры и богородична; утреня заканчивается чтением " Благо есть " и Трисвятого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Как совершается это изменение – это святая тайна. – Но Иисус Христос на Тайной вечери Своим примером показал нам, что мы должны делать, чтобы совершилась эта тайна. И с тех пор христиане совершают Таинство причащения искупительного тела и крови Господа, и совершение этого таинства составляет самое главное дело всего нашего общественного Богослужения. Сущность порядка совершения этого таинства была указана Самим Иисусом Христом. Но потом, со времени Апостолов, эта сущность обставлялась разнообразными молитвословиями и даже целыми отдельными богослужениями, составлявшимися мало по малу, с течением времени: Апостолами, а потом их преемниками, Святыми Отцами, так что теперь, кроме служения, в котором совершается Таинство Причащения, так называемой Литургии (Ап. Иакова, Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Двоеслова и др.), – у нас есть еще несколько служений вечерних и утренних, подготовляющих нас к совершению важнейшего Богослужения и наполняющих все части дня и ночи. Эти богослужения следующие: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и Литургия, а всего девять служб. В состав всех этих богослужений входят чтения из книг Ветхого и Нового Завета, молитвы и песни, как ветхозаветные, так равно заповеданные Иисусом Христом, Апостолами и разными Св. Отцами. Из Отцов Церкви, кроме уже указанных Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , для обогащения и устройства Христианского Православного Богослужения, потрудились особенно много: Св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.); Роман Сладкопевец (V в.); Савва Освященный (VI в.) который написал первый устав церковных служб, известный под именем Иерусалимского; Св. Андрей Критский , составивший покаянный канон и очень многие другие каноны. Но особенно замечательным церковным песнопевцем был Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Он составил Октоих (восьмигласник), Ирмологий (собрание ирмосов или песней канона, канон пасхальный, многие воскресные службы, надгробные песни и многое другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя. Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый» (Похвалы, 3-я статия, стихи 162, 167, 168 и 169). Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления (Похвалы, 1-я статия, стихи 36–37, Акафист, 2-й икос; 3-я стихира на литии, утреня, 1-й канон, 3-й тропарь, 4 песни, 1-й тропарь 8-й песни, 1-й тропарь 9-й песни, 2-й канон, 2-й тропарь 8-й песни). Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова – Пре­святую Богородицу (Похвалы, 2-й статия, стих 98; утреня, 2-й канон, 3-й тропарь, 4-й песни, Акафист, 5-й икос). Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею (Утреня, 1-й канон, 1-й тропарь, 3-й песни, седален по 2-й кафизме л 10, Похвалы, 1-я статия, стихи 13 и 45). Из сердца прочих апостолов невольно вырывались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами. Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. На пути к пещере апостолы воспевали священные погребальные псалмы и другие песнопения, предначинаемые апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый Ангельский хор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: Богородице Дево: с поклонами. Слава: Крестителю Христов: И ныне: Молите за ны: Под Твое благоутробие: Чтец: Господи помилуй (40) Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче. Возглас: Сый благословен: Чтец: Аминь. Небесный Царю: И чтет иерей молитву святаго Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец: Трисвятое, по Отче наш: и по возгласе: Господи помилуй (12). Посем священник: Слава Тебе, Христе Боже: Лик: Слава, и ныне: Господи помилуй.(3) Благослови. Священник произносит отпуст. Мы же многолетствуем: Великаго господина: И бывает расход. В среду утра Если утреня совершается отдельно от вечерни, глаголем двупсалмие. Если же утреня совершается накануне, сразу после вечерни, то вместо отпуста священник произносит возглас на шестопсалмие: Слава святей: Обычное шестопсалмие и ектения великая, постовым распевом. Вместо Бог Господь: Возглашает священник Аллилуйя: со стихи: От нощи утреннюет: и прочая. И глаголем Троичен прилучившагося гласа, к немуже припеваем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас Господи. На Славу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. На И ныне: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. И сразу опев кафисмы. Кафисмы чтем 10-ю и 11-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха Крестны. По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон Триодь излагает полный канон Кресту и трипеснец на 3, 8 и 9 песни. Сего ради перемещаются тропари канона Минеи из песен с трипеснцем. Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Минея 2 троп. из 1 песни 2 троп. из 2 песни Триодь канон Кресту Триодь Триодь канон Кресту Триодь трипеснец Триодь трипеснец Триодь Малая ектения. Седален святаго Минеи. Слава и ныне, Крестобогородичен. 4 Октоих Октоих Триодь канон Кресту Октоих Октоих Триодь канон Кресту Октоих Октоих Минея 2 троп. из 6 песни 2 троп. из 8 песни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сугубая ектения (лик, иерей или диакон) Иерей или диакон: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже... Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови.Иерей: отпуст Лик: многолетие Настоятель или чтец: Конечное Трисвятое (Трисвятое... Отче наш, Господи, помилуй 12 р.) Всесвятая Троице... Буди Имя Господне (3 р.) Чтец: Слава: И ныне: 33 псалом. Иерей или диакон: Премудрость... Лик: Достойно есть...и Матерь Бога нашего. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас... Лик: Честнейшую... Иерей: Слава Тебе, Христе Боже... Лик: Слава: И ныне: Господи, помилуй (3 р.). Благослови. Иерей: отпуст Лик: многолетие Утреня Благословен Бог наш... Если служба началась не утреней (например, полунощницей), начало обычное не читается Даже если служба началась не утреней, читается Трисвятое… Отче наш, Господи, помилуй (12 р.) Двупсалмие Слава Святей… Шестопсалмие; утренние молитвы Мирная ектения Бог Господь со стихами; во глас тропаря М Аллилуиа со стихами; во глас Октоиха Тропари Троичны О по гласу 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: Б Рядовые кафизмы (три) Малых ектений нет. По каждой кафизме: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: тр. М] И ныне: Б Рядовые кафизмы (две или три) Малые ектений могут быть. Если нет: Господи, помилуй (3 р.), Слава: И ныне: Седальны по каждой кафизме По каждой кафизме седальны О По 1-й кафизме седальны О [и мученичен О] По 2-й и 3-й седальны Т Господи, помилуй (3 р. Слава: И ныне: 50-й псалом Иерей или диакон: Спаси Боже люди Твоя... Лик: Господи, помилуй (12 р.) Иерей: Милостию и щедротами... Канон: О М; все песни на 14 [в попразднства на 12] М трипеснец Т (только в 3 песнях); песни с трипеснцем на 14, без трипеснца – на 4 По 3-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б или КрБ. При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне: Богородичен. По 6-й песни: покрывающий ирмос, малая ектения, кондак и икос М [или мученичен О] По 8-й песни: Хвалим, благословим, покрывающий ирмос, Честнейшую По 9-й песни: покрывающий ирмос, Достойно есть, малая ектения,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010