3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: «Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника…» (ср.: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя…» (ср.: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли…»). Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее — слова самого святителя Ермогена; в конце — вновь цитата из великого повечерия. Из стихир на литии обращает на себя внимание славник («Что тя наречем, святителю Ермогене?..»): он составлен по образцу богородична 1-го часа («Что Тя наречем, о Благодатная?..»). Утреня Канон святому — один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни — по восемь тропарей (включая богородичны). 1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою» (4-й тропарь 1-й песни). Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще — Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе. Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: «Сотворите в песнех суд написан…» (ср.: «Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его» Пс. 149, 9), «Хвалите Бога во святем Его…», «Хвалите святаго в силе Его…», «Хвалите святаго во псалмех и песнех…», «Хвалите святаго в соборе освященных…», «Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех…»

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνθες μετ ναγνσεως) 383 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φως 384 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 385 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 386 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 387 , при чем на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 388 ; на тот же момент переносится в будние дни 389 поста (т. е. кроме субботы и недели) 390 и чтение на 1 часе. Характерной особенностью Евергетидского Типикона является наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – πανννχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито-праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 391 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трех четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращенном виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχ δος)» входит в состав повечерия 392 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 393 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, эктению и отпуск; за отпуском начинается чтение 394 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 395 и начинается составляющая вторую часть агрипинии 396 утреня. Один раз в год, именно, в первый день Пасхи, в случае длинноты ночи, панихида, подобно утрене, имеет еще дополнительные чтения, помещаемые по 3 и 6 песнях канона 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

с., а на литургии в храме звучат песнопения и чтения святого. На литургии служба та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но прокимен из Пс 31. Служба Троицкой субботы описана в Типиконе достаточно подробно, отличий от мясопустной субботы почти нет, чтения на литургии, как в ту же субботу по Типикону Великой ц. В ранних версиях Иерусалимского устава изложение службы В. с. могло иметь такие особенности, какие среди студийских памятников встречаются в южно-италийских Типиконах: на «Господи, воззвах» вечерни и на каноне утрени поются только песнопения Триоди, на вечерне исполняется не «Аллилуия», а прокимен дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55-56). В поздневизант. редакциях Иерусалимского устава служба обеих В. с. приняла тот вид, к-рый сохраняется и в совр. печатных изданиях Типикона (в т. ч. в принятом ныне в РПЦ: Типикон. [Т. 2.] С. 802-806, 1008). Соединяются последования Октоиха, Триоди и храмового святого. На вечерне поются стихиры Октоиха и Триоди, прокимен гласа заменяется на пение «Аллилуия» с заупокойными стихами. После вечерни в притворе совершается панихида по усопшим. На утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» с заупокойными стихами; стихословятся 16-я и 17-я кафизмы. 16-я кафизма стихословится обычным порядком, после нее - малая ектения и седальны Октоиха. 17-я поется на 5-й глас, с припевами               и      ; кафизма разделяется на 2 части (после 1-й части - заупокойная малая ектения; после 2-й - заупокойные тропари по непорочнах          , заупокойная малая ектения и седален      ). Соединяются каноны храма и Триоди; по 3-й песни седален Триоди, по 6-й - кондак       с икосом и заупокойная малая ектения, по 9-й - светильны Триоди. Канон имеет катавасию по каждой песни, и поэтому по 9-й песни не поют «Достойно есть», но в триодном последовании Троицкой субботы (в отличие от мясопустной) «Достойно есть» указано. Утреня заканчивается по будничному чину, есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне. На литургии изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди.

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Таблица 1 Распределение чтения кафизм в великопостный период в современной традиции Дни Утреня 1-ый час 3-ий час 6-ой час 9-й час Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17) --------- ---------- ---------- --------- ---------- Понедельник ---------- Вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 Четверг Пятница 13, 14, 15 ---------- --------- Суббота ---------- ---------- ---------- ---------   Здесь видно, что количество кафизм, исполняющихся в течение седмицы, увеличено так, чтобы за семь дней прочитать всю Псалтирь дважды. Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни. 2.    Кафизма на вечерни Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни. Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы» . Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы . Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами . Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента. Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-ro века .

http://bogoslov.ru/article/4453203

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней...». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» со стихами (как на вечерне). Ектения великая. Примечание. «И по возгласе абие поем канон: Воскресения день: ирмосы по дважды, тропари же на 10, с припевом: Христос воскресе: В Слава же, и И ныне, глаголем Богородичны господина Феофана, и господина Иосифа. Катавасия оба лика вкупе: Воскресения день: И последи: Христос воскресе: трижды. И глаголем сие во всю седмицу вкупе со ирмосы на 14» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени»). Канон Пасхи: «Воскресения день...» со ирмосом и Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 10, на «Слава» и на «И ныне» – Богородичны). Припев: «Христос воскресе из мертвых». Библейские песни не поются. Катавасия «Воскресения день...». По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово...» и «Воскрес Иисус от Гроба...» – по трижды. Во вторник, четверг и субботу Светлой седмицы 9-я песнь поется в следующем порядке: Диакон: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», 1-й лик: «Светися, светися...»; 2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша...», «Светися, светися...»; 1-й лик: «Христос, новая Пасха...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: тот же припев и тропарь; 1-й лик: «Ангел вопияше...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: тот же припев и тропарь; 1-й лик: «Возбудил еси, уснув...», «О, Божественнаго...»; 2-й лик: «Магдалина Мария...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Ангел облистаяй...», «О, Пасха велия...»; 2-й лик: «Христос воскресе...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Днесь всяка тварь...», «О, Пасха велия...»; 2-й лик: «Днесь Владыка плени...», «О, Пасха велия...»; 1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго...», Богородичен: «Согласно, Дево...»; 2-й лик: «Радуйся, Дево...», Богородичен: «Веселися и радуйся...»;

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-07/

Фестиваль-конкурс проводится в два этапа. Первый (заочный) тур проходит со 2 мая по 27 июня и включает в себя прием и отбор заявок, поступивших в оргкомитет фестиваля. Второй (очный) тур — 27-28 июля. 28 июля в 19.00 состоится гала-концерт лауреатов и гостей фестиваля, награждение победителей. В рамках фестиваля предусмотрены обширная экскурсионная программа с посещением Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря , возможностью участия в таинствах, благотворительных концертах. Победители примут участие в Патриаршем богослужении. Предполагается, что Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение центрального придела Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса. Ознакомиться с положением о фестивале «Арзамасские купола» и формой заявки можно на сайте: http://arzamas.nobl.ru/ в разделе «Мероприятия города/Арзамасские купола». Справки по тел.: 8 (83147) 7-87-76 в будние дни с 9.00 до 17.00 (время московское), e-mail: arzkupola@mail.ru . Проект реализуется при поддержке Международного грантового конкурса « Православная инициатива — 2023». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/6032780.ht...

  В понедельник, среду и пяток ни масло да яст, ни вино да пиет; во вторник же и четверток масло да яст и вина да пиет, и в пятих сих дниех еди­ною днем да яст; в субботу же и в неделю рыбу и сыр и вся прочая дващи днем ясти.   В Великий же пост в субботу же и неделю масло ясти и вино пити, а во иныя дни ни вина, ни масла. В пост же Рождества Христова, якоже и по иныя дни уставихом, буди и в той такожде. А в пост «святых апостолов буди тако, якоже и во ины дни простыя уставихом. В пении же да держит­ся сицевый устав: утреня и вечерня якоже есть ычай; на утрени же чрез весь год да поется по три кафизмы, а на вечерни: ко Господу внегда скорбети ми, без тропарей.   Часы же пети разно: 1 час с утренею без Псалтири, на 3 же, 6 и 9 час пети по три кафизмы с метаниями якоже обычай имамы. На всяцем же начале кафиз­мы: приидите поклонимся, и по три метания, и паки кончивши псалом и рекше аллилуиа, по три метания, или в вечерни или на утрени, или в мефимоне (то есть " С нами Бог " ) или в полунощницах, всяцей же службе кончающей­ся, и где глаголется: Боже ущедри ны, по 12 метаний.   Полунощница же да поется в церкви с блаженными по три кафизмы и канон молебен Богородицы. А что еще остается Псалтири, то совершити или во дни или в нощи: точно да нре-певается Псалтирь на день и на нощь.   В субботу же вечер тако бывает, якоже имамы обычай агрипнии (бдения): сине же поем на агрипнии: рекше Тресвятое и: помилуй мя Боже, таже поем канон агрипнийный (бденный) и потом да чтется Тетроевангелие глава едина; аще ли же будет невозможно, преполови; а потом начи­нается служба утрени: отпевше шестопсалмие, по: Бог Господь, пети три кафизмы и четвертую кафизму: Блажени непорочнии с припетием: Ангельский Собор, и потом седальны и чтение, таже степенна, всякое дыхание и Евангелие; по Евангелии же - Воскресение Христово, поми­луй мя Боже и песни за едино поет един, посем канон воскресен, якоже обычай имамы, и свя­тому аще есть: и тако совершается, якоже подо­бает. Тетроевангелие — Четвероевангелие (от греч.: тетра — че­тыре).

http://isihazm.ru/?id=1544

Согласно визант. послеиконоборческим монастырским Типиконам IX-XI вв., богослужение Л. с. имеет уже практически тот же вид, что и в наши дни. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, песнопения, посвященные воскрешению Лазаря, начинают звучать за богослужением начиная с утрени среды 6-й седмицы Великого поста, когда назначается соответствующий канон 2-го гласа; также с вечера среды до утрени пятницы поется цикл из 4 самогласных стихир 1-го гласа; на утрене пятницы назначается канон Лазарю 7-го гласа авторства гимнографа Германа. В пятницу на вечерне рядовая кафизма отменяется, на «Господи, воззвах» поется цикл из 3 самогласных стихир Л. с. 6-го гласа и 2 самогласна 8-го гласа; на утрене на «Бог Господь» поется отпустительный тропарь 1-го гласа     по кафизмах назначаются ипакои и седален Л. с.; по окончании уставного чтения после 2-й кафизмы поется      один раз; затем - Пс 50 и канон 1-го гласа авторства прп. Андрея , архиеп. Критского, к к-рому с 6-й песни добавляется четверопеснец; по 3-й песни - седален; по 6-й песни канона поется кондак 2-го гласа       на хвалитех поется цикл из 3 самогласнов 1-го гласа, а также еще один самогласен 1-го гласа на «Слава, и ныне:»; на стиховне утрени поются стихиры 6-го и 8-го гласов; на литургии - изобразительные антифоны, вместо Трисвятого -         прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 245-246). Богослужение Л. с. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. имеет следующие особенности: в четверг на вечерне и в пятницу на утрене указаны самогласные стихиры Лазарю; в пятницу вечером на «Господи, воззвах» вместе со стихирой дня поются 3 самогласна Л. с. (те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе); на повечерии отмечается отпустительный тропарь Л. с. и канон авторства Андрея Критского (к-рый в Студийско-Алексиевском Типиконе назначен на утрене), по 6-й песни - кондак Л. с. На утрене трижды поется отпустительный тропарь Л. с., по кафизмах - седальны Л. с. и уставные чтения; затем -       и каноны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: четверопеснец авторства прп. Космы Маюмского и полный канон авторства Иоанна Монаха (Дамаскина?); по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак, по 9-й песни вместо эксапостилария - Αγιος Κριος (    ); на хвалитех - те же стихиры, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В отличие от Студийско-Алексиевского Типикона, указывающего великое славословие только для Великой субботы, в Евергетидском Типиконе на Л. с. (как и на ряд др. праздников) также оно есть, т. е. утреня оканчивается как в воскресные дни. Изменяемые части литургии указаны здесь те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 539-541).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Отлученным от общения: во время богослужения вне храма, простершись на земле, когда братия выходят, припадать всем к ногам За малые вины: после молитвы просить у всех прощение Кто провинится на богослужении или послушании, тот сразу приносит покаяние, если сам не покается – большее взыскание Богослужение Молитва общая Состав Зимой (от ноября до Пасхи) – после бдения отдых до 2 часов ночи, «чтобы братия больше покоились… время, которое некоторые занимают на обучение Псалтири» От Пасхи до ноября – бдения с расчетом, чтобы почти тотчас следовала утреня (с рассветом) Начало: 1 стих из Пс. 69, 50 + три псалма + Пс. 94 – Хвалебная песнь «Можно сделать свое распределение, но чтобы за неделю пропеваема была вся Псалтирь» Потом: шесть псалмов (антифоном) – благословение аввы – три чтения (Ветхий Завет, Новый Завет + толкования), между чтениями – три респонсория (стихиры – сидя) по третьем: слава – шесть псалмов (с аллилуия) – всего 12 псалмов «Не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы… В собрании же всячески да укорачивается молитва» окончание: Апостол + стихира + лития Чтения сокращают (ночи короткие): одно чтение из Ветхого Завета + краткий респонсорий, но 12 псалмов всегда Суточный круг «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс 118: 164) Утреня 1-й час (все по одному образу): Песнь часа + три псалма + одно чтение + лития, отпуст 3-й час 6-й час 9-й час Вечерня: четыре псалма (антифоном) + одно чтение + респонсорий, Хвалебная песнь святителя Амвросия + Евангельская песнь + лития, Отче наш, отпуст Повечерие: три псалма (без антифона) + Песнь + одно чтение + благословение, отпуст Всенощное бдение Полуношница: «полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс. 118: 62) Бдение под воскресенье Дольше начало: четыре Ветхого Завета чтения (протяжные респонсории) – шесть псалмов + другие четыре чтения – три песни из Пророков с аллилуия – четыре Нового Завета чтения (с респонсориями) – Хвалебная песнь – Авва читает Евангелие + гимн «Тебе подобает хвала» + благословение – утреня

http://pravoslavie.ru/31621.html

В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона. Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере. Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. Затем указанный припев поется к тропарям первого канона 33 . На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября. На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010