В известном описании синайской утрени VII b. указываются на ней «песни Моисеевы» (т. е. библейские, как и псалмы все наз. Давидовыми) и, несомненно, все 9 нынешних (там же, 295). В греч. Псалтири Имп. публ. библ. из собр. еп. Порфирия 862 г. после кафизм помещены рядом с важнейшими песнями и молитвами и библейские песни; 1–7 названы δι, 8-я — μνος, 9, 10 и 11 (Богородицы, Захарии и Симеона Богоприимца) — εχα [ 681 ]. Из инославных коптская утреня не имеет библейских песней, несторианская имеет только 2 песни Моисея, абиссинская имеет песни Моисея, 3 отроков и Симеона Богоприимца [ 681 ]. Армянская утреня (собственно полунощница) имеет песни 3 отроков, Богородицы и Захарии; имеют по одной песни у армян и час 3, вечерня и «служба пред сном» (после повечерия); последняя — части песней Аввакума, 3 отроков и Симеона Богоприимца. У маронитов утреня имеет 7 песен, вечерня 4, часы по 3 или 2, повечерие 2. Из западных римский чин уже при прп. Венедикте имел на последней, важнейшей, части утрени (Laudes) поочередно (с воскресенья) песни 3 отроков, Исаии (но 12 гл.), Езекии, Анны, Моисея 1, Аввакума, Моисея 2 (Богородицы — на вечерне); амвросианский чин — Захарии или Моисея 2-я, Моисея 1-я, трех отроков (только в воскресенье и праздники); мозарабский чин — одну песнь по очереди, но иначе, чем римский (Вступ. гл., 299–303, 315–318). Способ исполнения Библейские песни на каноне употребляются в трояком объеме: в целом их виде в Великий пост (но не все ежедневно), в сокращенном в будни, и в еще более сокращенном в воскресенья, праздники, пред- и попразднства и в субботы. В первом и втором случае библейская песнь поется сначала по стихам попеременно двумя ликами без припевов до тех пор, пока из нее не останется достаточное число стихов, к которым имеют припеваться ирмос и тропари канонов (таких стихов большей частью нужно 12, со Слава и ныне 14, иногда же в пост только 2); в последнем же случае вся песнь поется с припевом тропарей канона. Чтобы судить о степени сокращения песен для будничного и праздничного употребления, нужно сравнить количество стихов каждой из них в ее целом виде, в каком песнь употребляется в Великий пост, с количеством стихов в ее сокращенных видах. При этом нужно заметить, что деление песен на стихи для богослужебного употребления большей частью не соответствует делению их на стихи в Библии: длинные библейские стихи разбиваются на две и более части.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Канон является настолько большой частью утрени, что его можно рассматривать, как самостоятельную службу, вставленную в утреню. Действительно, это сравнительно позднейшая часть утрени (утреня по древнейшему константинопольскому уставу, более нынешнего устава близкому к западному богослужению, не имела канона). Поэтому и даваемое в каноне прославление празднуемого события вполне самостоятельно и независимо от других групп песнопений имеет свой ход мысли. Состоит канон из ряда песнопений, составленных по образцу или, вернее, имеющих в виду так называемые библейские песни; именно 1-я песнь канона составляется на основании песни Моисея по переходе через Чермное море ( Исх. 15:1–9 ); 2-я песнь (употребляемая только в Великий пост из-за ее скорбности) – на основании обличительной песни Моисея ( Втор. 32:1–43 ); 3-я песнь подражает песни Анны, матери Самуила ( 2Цар. 2:1–11 ); 4-я – песни прор. Аввакума (3:1–19); 5-я – песни Исаии (26:9–19); 6-я – Ионы (2:3–10); 7-я – песни трех отроков ( Дан. 3:26–56 ); 8-я – ее продолжению (3:67–88); 9-я – песни Богородицы и Захарии ( Лк. 1:46–55, 68–79 ). Стихи этих песней и вставляются в качестве припевов между песнопениями канона, именно между так называемыми тропарями, или стишками его. Собственно только ирмосы в каноне подражают довольно близко ветхозаветной песне. Иногда они настолько близки к соответствующей библейской песне, что повидимому и не говорят о празднуемом событии, но и тогда они все же имеют в виду это событие, намекают на него. Таковы по содержанию между другими ирмосами и ирмосы канонов на Рождество Пресв. Богородицы. Это умолчание о празднуемом событии в ирмосах намеренное и имеет целью показать, что это событие лишь звено в едином и цельном акте спасения, начавшемся еще в Ветхом Завете чудесными делами спасения (прославляемыми в библейских песнях). Тропари же (иначе называемые стихами канона) большей частью восхваляют празднуемое событие, почти не имея в виду ветхозаветной песни, к которой примыкают (и со стихами которой они должны петься и в великие праздники) лишь отдельными выражениями, преимущественно заключительными, иногда напоминая эту песнь. Поэтому и между ирмосом и тропарями большей частью нет логической связи. Потому же не всегда есть такая связь и между отдельными ирмосами каждого канона. Напротив, тропари канона большей частью имеют между собой связь, но связь эта более или менее тесна только между тропарями одной и той же песни (в каждом каноне) и едва заметна бывает между тропарями различных песней. Каждая песнь в своих тропарях дает большей частью самостоятельное и независимое от других песней прославление события. Но все же ни одна песнь в своих тропарях не повторяет мыслей других.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

421 Словом: ипакои ([παkοη – от [παkουεν – respondere, succinere – отвечать, подпевать) называется песнопение, которое в древности за чтецом или певцом подпевал народ (Montfaucon, in laudata ad. s. Athanasium nota, T. 1, p. 334, и Gerberti, De cantu et musica sacra. T. 1, p. 45–51). Буквальный перевод слова [παkοη означает внимание, т. е. песнопение, требующее поющими внимания к чтению. Положено петь ипакои, кроме полунощницы, еще и на утрене пред так называемым «чтением», положенном пред Евангелием. В Октоихе ипакои печатаются в воскресном последовании на утрени пред Евангелием. Ипакои положено на утрени также пред чтением по 3 песни канона. (См. в Неделю праотец по 3 песни утрени). 422 Псалом 20-й называется царским (См. книгу Молебных пений, изд. в Москве, 1841 г. – Послед. на день Восшествия Государя Императора на престол). 424 Всех этих молитвословий не бывает на утрени в седмицу Пасхи. Тогда утреня начинается словами: «Слава Святей». Затем поется: «Христос воскресе», трижды, со стихами: «Да воскреснет Бог», и следуют ектения и канон. Эта часть утрени опускается иными от Недели (воскресения) ап. Фомы, до отдания Пасхи. В эти дни начинается утреня возгласом: «Слава святей». Лик: «Аминь» и поет косно: «Христос воскресе», трижды. В книге: Последование утрени, вечерни, полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., сказано: От Недели Фоминой до отдания праздника Пасхи, во. все дни начинается утреня возгласом: «Слава святей». Лик. «Аминь» и поет косно: «Христос воскресе», трижды. Иерей в сие время кадит весь храм (л. 7). Подобное сказано в Типиконе: По внегда сотворити иерею начало: Слава святей, глаголем Христос воскресе, трижды, тихим гласом φωνh )... Абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу (Tug., послед. 2 седм. Антипасхи на утрени. См. далее о службе фоминой седмицы о том, как и на каком основании в иных местах обычным образом начинается утреня с понедельника фоминой седмицы). 425 См. Тип., гл. 9. Там же сказано: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших (Тип., гл. 9). И в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста читаем: «Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо, и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сообразно такому назначению перед тропарями канонов употребляются особенные припевы; при воскресном, например, каноне: – «слава, Господи, святому воскресению Твоему»; при каноне Богородицы: – «пресвятая Богородице, спаси нас», и т.д. Этими припевами отделяются одна стихира от другой; ими же усиливается славословие праздника. Кроме того, пение канонов прерывается небольшими ектениями. Через каждые три песни мы слышим, после возгласа священника или диакона: «Господи, помилуй» и чтение особенных стихир, называемых после третьей песни седальными, после шестой – кондаками и икосами, после девятой – светильнами. Значение этих ектений и следуемых за ними стихир такое же, какое значение покаянных молитв, слышимых во время полиелея. Среди праздничных славословий мы воспоминаем о своих немощах и в ектениях просим и для себя у Господа помощи и заступничества; в следующих за ектениями стихирах мы или продолжаем прошение о своих духовных нуждах, или возвращаемся к праздничному славословию. Первое мы делаем в седальных и светильнах, второе – в кондаках и икосах. Светильнами стихиры, слышимые после девятой песни, и названы потому, что мы в них испрашиваем себе духовного света; кондак и икос означают небольшую стихиру, в которой воспоминается и славится празднуемое событие. Таков весь состав канонов праздничных и обыкновенных, употребляемых в нашей церкви. Как видите, это – песни, составленные по примеру боговдохновенных песней священного писания и исключительно посвященные воспоминаемому праздничному событию. (Извлеч. в сокращ. из «Воскресн. чт.» 1867–68 г., 31). Приложение к беседе 22. Историческая заметка о происхождении песни «Честнейшую херувим» Никифор Феотокий пишет, что святой Косма, епископ Маюмы (живший в VIII в.), составил песнь Богоматери «Честнейшую херувим»; это ясно и из того, что Косма сочинил четверопеснец на великую субботу, где эти слова составляют ирмос 9 песни. Каллист присовокупляет еще известие, дошедшее до него через других, о песни Честнейшей херувим; он пишет: 1) что песнь эта сочинена была в самый великий пяток, в день скорбный, особенно для Матери Господа Иисуса; 2) что Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она, явясь преподобному, с веселым лицем сказала: «приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтение добавочного Трисвятого в начале утрени в тех случаях, когда утреня не является начальным богослужением группы служб – особенность не периода Четыредесятницы, а служб с «Аллилуиа» и поклонами, то есть служб по великопостному чину. В пользу такого вывода свидетельствуют указания Типикона, согласно которым утреня начинается с Трисвятого и в случае аллилуйной службы в другие посты, кроме Великого: «Чтец же начинает: Аще есть “Аллилуиа”, глаголет Трисвятое без поклонов. Аще же ни, “Приидите, поклонимся…”: трижды» (9-я глава) и «По отпусте полунощницы, вшед в церковь , творит иерей начало по обычаю: и чтец Трисвятое без поклонов, и прочее, яко предписася во вседневней службе» (15 ноября). После мирной ектении поется «Аллилуиа» с великопостными стихами вместо «Бог Господь…»: Троичны гласа. Седальны по 1-й кафисме – из Октоиха (с добавлением перед Богородичным стиха «Дивен Бог во святых Своих…» и мученична гласа), по 2-й – из Триоди. 50-й псалом и сразу поется канон (отсутствие молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» – еще одно отличие от великопостного чина). Канон. Схема пения этого канона – самая сложная в годичном круге богослужения; здесь уставщику и чтецам нужно быть внимательными при чтении каждой песни, так как схема меняется от одной песни к другой. В богослужении читаются четыре канона (два трипеснца считаем как один канон): 1-й канон Октоиха (Кресту), канон святому из Минеи, полный канон Триоди и трипеснец Триоди (в двух частях). Общие правила для отправления канона таковы (будем их излагать от простого к сложному, а не по порядку следования песней): а) в тех песнях, где есть трипеснец, поются только каноны Триоди: полный канон Триоди на 6 23 и трипеснец на 8. Как обычно, в конце трипеснца читается добавочный тропарь с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и поется катавасия – ирмос 2-го трипеснца. Получается, что в указанных трех песнях не поется ни Октоих, ни Минея. Но если отмена песни Октоиха – приемлемое явление, так как седмичные службы каждого гласа Октоиха поются максимум пять раз в году, то пропуск песни Минеи создает серьезную проблему, ведь служба Минеи поется только раз в году! Для устранения этой проблемы Устав назначает перенос песней Минеи на предыдущие песни: с начальной песни трипеснца соответствующая песнь Минеи переносится на предшествующую песнь (3-я в среду поется с 1-й, а 5-я в пятницу поется с 4-й), 8-я песнь в обоих случаях переносится на 6-ю, а 9-я песнь – на 7-ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

никогда не бывает). Если совершается полиелейная (не воскресная) утреня, Евангелие читает в св. вратах иерей, стоящий лицом к народу, целования Евангелия не бывает (в эти дни после канона совершается помазание елеем). Если на утрене читалось Евангелие, во время пения 1-й песни канона совершается каждение всего храма (Ibid. Σ. 86). На А. принято пение, а не чтение канона (полностью или только неск. песен; в последнем случае остальные песни читают). При пении канона хоры чередуются: правый хор начинает нечетные (1, 3, 5, 7, 9-ю), а левый - четные песни. Канон, причем не только во время Великого поста, поется вместе с библейскими песнями , но точный устав употребления их разнится от мон-ря к мон-рю (часто песни поют не все и не каждый день; обычно - в те дни, когда поется Октоих (по крайней мере, 1, 3 и 9-ю).- Ibid. Σ. 67, 76). По 6-й песни канона читается стишной синаксарь. Если совершается полиелейная или бденная утреня в память святого, то по окончании канона, во время пения эксапостилария, чередной иеромонах в предшествии иеродиакона со свечой и кадилом износит из алтаря св. вратами ковчег с частицей мощей этого святого (в афонских мон-рях есть небольшие частицы мощей большинства почитаемых святых) и поставляет в храме на приготовленный столик у проскинитария. Затем, во время хвалитных псалмов, бывает помазание елеем - все прикладываются к лежащей в проскинитарии иконе праздника (в праздники святых и к изнесенным из алтаря св. мощам) и подходят к стоящему рядом иерею, к-рый помазывает их елеем из лампады, горящей возле этой иконы (помазание совершается в те дни, когда поется полиелей,- в праздники святых, Господские и Богородичные, но отменяется при совпадении их с воскресеньем.- Ibid. Σ. 82-83, 104, 106, 158). Потир. Ок. 1500 г. (мон-рь Ксенофонт) Как правило, 3-й и 6-й часы и Божественная литургия по праздникам совершаются в кафоликоне, по будням - в параклисах. Время начала часов и литургии неодинаково в разных мон-рях: где-то они совершаются сразу после утрени и 1-го часа, где-то - спустя нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Девять песней канона составлены по подражанию библейским. Первая, подобно благодарственной песни, воспетой Евреями по переходе через Чермное море, славит Господа, избавившего нас от плена греховного ( Ис. 15:1–21 ). Вторая, по примеру Моисеевой: вонми небо и возглоголю ( Втор. 32:2–23 ), угрожает за грехи наказанием и поется только в. каноне. Третья имеет основание в молитве св. Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: утвердися сердце мое в Господе, и просит утверждения нам в Боге ( 1Цар. 2 ). Четвертая, по подражанию песни Пр. Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия: Господи, услышал слух твой и убоялся, величает таинство воплощения Сына Божия ( Ав. 3 ). Пятая, по подобию песни Прор. Исаии: от нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, воспевает избавление Церкви от врагов ( Ис. 26:9–21 ). Шестая, подобно Ионе, молившемуся во чреве рыбы: возопих в скорби моей ко Господу Богу, просит Господа о избавлении нас от греховных волн ( Ин. 2:1–7 ). Седьмая, по примеру трех отроков в Вавилонской пещи певших: благословен еси Господи, Боже отец наших, прославляет Св. Троицу ( Дан. 3:26–45 ). Осьмая слагается по содержанию песни тех же св. отроков, и призывает все дела Господа петь и превозносить Его во веки ( Дан. 3:52–60 ). Девятая , заключающая похвалу Богоматери, в основании своем имеет песнь Захарии, отца св. Предтечи: благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям своим ( Лк. 1:68–79 ), и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери: величит душа моя Господа ( Лук. 1, 46–55 ). Песни канона во имя Св. Троицы разделены на три части, из коих каждая оканчивается малою ектениею. По 3-ей песни полагается седален; по 6-й произносятся кондак и икос. Кондак (краткий) есть краткая песнь в честь и память праздника Господня или Святых, и в память усопших. Икос есть пространнейшая песнь одинакого с кондаком содержания. Седален, кондак и икос служат раскрытием содержания канона. § 40. При конце утрени приближается дневный свет, явление коего есть новое для нас благодеяние Божие. Посему утреня при дневном разсвете оканчивается прославлением Бога, дающего свет дневный, и молением о ниспослании нам духовного света благодати. Молитвы в Господу Светодавцу особенно слышим мы на девятой песни канона, причем умножаются светильники; Церковь восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и продолжает славословить и молить Господа и Святых о духовном озарении нас, стихирами называемыми – светильнами, в коих Церковь прославляет Господа Светодавца и просит просветить нас благодатным светом; хвалитными, кои имеют пред собою стихи псалмов 148, 149 и 150, в которых многократно произносится: хвалите Господа, и славословием великим, составляющим продолжение прославления, начатого в светильнах. После славословия произносится ектения просительная, великая сугубая и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

За исключением цикла триоди, который следует знаменитому закону Баумштарка «Das Gesetz der Erhaltung des Alten in liturgisch hochwertiger Zeit», 299 означающему, что литургический консерватизм сохраняет прежнюю структуру торжественных циклов, современный девятипесненный ежедневный канон порожден воскресной агрипнией, краеугольным камнем савваитской седмицы. Мы можем наблюдать этот процесс на примере одного из двух дошедших до нас грузинских памятников студитского периода, кодекса Ленинград/Петербург 11 IX в., в описании К. С. Кекелидзе Тифлис Х 2123. 300 Только праздники свт. Василия Великого 1 января и Богоявление 6 января содержали 9 од на утрени. Меньшие праздники имеют одну, две или три песни, хотя и не в том порядке, который реконструировал Матеос. Вот пример: Праздник Св. Стефана (27 дек.) Св. Або (7 янв.) Св. Антония (17 янв.) Святых Отцов (28 янв.) Особенно интересными являются рубрики Великого поста и Страстной седмицы, которые я привожу в том порядке, в котором они находятся: 6-я субб. поста 7-й пон. поста 7-й вт. поста 7-я ср. поста 7-й четв. поста Великая Пятница Великая Суббота Фомина неделя Хотя это не вполне соответствует реконструкции Матеоса, песни в этом источнике показывают, что он был на правильном пути: только здесь не две, а три песни (одна из которых изменяемая, а две постоянные) предназначены для вседневных утрень, и все девять для воскресных дней. На этой второй ступени развития воскресная утреня вошла в неосавваитскую агрипнию вместе с полной псалтырью и всеми девятью песнями, и изначальная воскресная трехпесненная система была распространена на все другие дни, начиная с понедельника (см. схему II, ступень 2). Схема II: развитие девятипесненного канона утрени Страта 1 Страта 2 Обиход ныне (гипотеза) (Петербург И, IX в.) Монашеская агрипния: 1–9 Наши утверждения касательно этой второй ступени и происхождения ежедневного девятипесенного канона в пенсуме агрипнии могут быть подтверждены тем фактом, что Пс. 50 , традиционный вводный псалом утрени, который сегодня предшествует всему канону, находится после первых шести песней в Пасхе в древних типиконах Студиона и Великой Лавры, а также в некоторых других пренеосавваитских источниках. 301 Отсюда можно сказать, что утреня (ρθρος) сама по себе имела только три песни: первые шесть рассматривались как часть пенсума бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Утреня Неизменяемые части утрени: шестопсалмие ( Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142 ), 50й псалом, библейские песни, хвалитные псалмы ( Пс 148–150 ), утреннее славословие «Слава в вышних Богу», Трисвятое. Шестопсалмие, с которого начинается наследует древней христианской традиции ночной молитвы. Согласно уставу, утреня должна начинаться до рассвета, что предполагает чтение шестопсалмия еще в темноте (поэтому, когда утреню служат вечером, на время чтения шестопсалмия в храме гасят свет). Все псалмы шестопсалмия пронизаны покаянным настроением: человек осознает тяжесть своего положения, вызванного собственными грехами и нападениями врагов, но твердая надежда на помощь Божию укрепляет его дух. Кроме того, в этих псалмах содержатся указания на утро как время их произнесения. 50й псалом продолжает покаянную тему. В нем также говорится о том, что подлинная жертва Богу невозможна без духовного очищения ( Пс 50:18–21 ). Именно в этом состоит предназначение утрени: помочь осмыслить начинающийся день, а следовательно, и всю жизнь христианина как добровольную жертву Богу. Следующая часть утрени представляет собой ряд библейских песней — поэтических отрывков из Ветхого и Нового Завета, не входящих в состав Псалтири, но издревле употребляемых наравне с псалмами в качестве неизменяемых частей суточных богослужений. В серии библейских песней отражены события священной истории. Первая песнь — гимн, воспетый израильтянами после перехода через Красное море во время Исхода ( Исх 15:1–19 ). Вторая — обличительная речь Моисея из книги Второзаконие, предупреждающая о недопустимости нарушения Завета с Богом ( Втор 32:1–43 ). Третья — песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар 2:1–10 ), который помазал на царство первого израильского царя. Четвертая — пророчество Аввакума ( Авв 3:1–19 ) о рождении Христа Спасителя. В пятой, которая взята из Книги пророка Исаии ( Ис 26:9–19 ), говорится об утреннем времени содержится пророчество о воскресении мертвых. Шестая песнь — молитва Ионы из чрева кита ( Ион 2:3–10 ). Седьмая составлена из двух частей: молитвы Азарии, в которой тот приносит Богу покаяние за грехи своих соплеменников ( Дан 3:26–45 ), и песни трех вавилонских отроков, брошенных в раскаленную печь ( Дан 3:52–56 Восьмая песнь представляет собой продолжение песни трех отроков ( Дан 3:57–88 ). Девятая песнь составлена из двух частей: песни Пресвятой Богородицы, воспетой Ею в ответ на пророческое приветствие Елисаветы, матери Иоанна Предтечи ( Лк 1:46–55 ), и пророчества Захарии, отца Иоанна Предтечи, произнесенного сразу после рождения у него сына ( Лк 1:68–79 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Священник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, встречающий Приснодеву, сочетает в себе две традиции: священническую и пророческую. Он позволяет Богоматери войти за вторую завесу, что противоречит Закону, видя в Ней «одушевленный Кивот» (Великая вечерня, стихира 1-я на Господи, воззвах, глас 1-й), входящий «в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном» (Утреня, кондак, глас 4-й). «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася» (Утреня, канон первый, песнь 9-я). Божественный замысел остается недоступным даже «началам и властям небесным», которые только через Церковь познают «смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая» ( Еф.3:9–10 ). Введение Богородицы во храм. Миниатюра греческой рукописи Менологий Василия II. XI в. Ватиканская библиотека Это таинственное предуготовление человечества Христова: в Иерусалимском храме Приснодева готовится стать «пречистым храмом Спасовым» (Утреня, кондак, глас 4-й); от Нее Сын Ее получит храм тела Своего, который должен будет разрушиться и в три дня воссоздаться (ср.: Ин.2:8–22 ). Тема храма в празднике Введения указывает на тему Церкви как Тела Христова. Сравнение Богоматери с ковчегом Завета придает мариологический смысл словам 8-го стиха 131-го псалма, который поется на Успение: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Святыни Твоея». Со времен Оригена три части храма символически сравниваются с тремя ступенями духовной жизни – очищением, просвещением и единением. Эти три ступени соответствуют трем книгам Соломоновым: Притчам, Екклезиасту и Песни Песней. Соответственно, двор храма представляет деятельную жизнь, имеющую целью освобождение от страстей (бесстрастие – παθεια). Завеса перед «Святым» (второй частью храма) указывает на путь «естественного созерцания» (φυσικ θεωρια) – познавания Бога в творении. «Святое Святых» означает созерцание в собственном смысле слова. Это и есть богословие (θεολογια) – познание Бога в Логосе, Слове 263 . В иконографии Введения Богоматери мы находим три части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010